УДК 372.83
Воробьёва Ольга Валерьевна
Кандидат исторических наук, доцент, Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского, Арзамасский филиал;
Российская Федерация, Арзамас, e-mail: vorobev.egor.2017@mail.ru
Шаматова Юлия Юрьевна
Студентка V курса, Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского, Арзамасский филиал;
Российская Федерация, Арзамас, e-mail: julija-shamatova@rambler.ru
«СВОБОДА - ЭТО ВОЗМОЖНОСТЬ СКАЗАТЬ, ЧТО ДВАЖДЫ ДВА -ЧЕТЫРЕ»: ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ДЛЯ VIII КЛАССА
(методическая разработка)
Данный материал является разработкой внеклассного мероприятия на тему: «Свобода — это возможность сказать, что дважды два — четыре», которое спроектировано в рамках методической технологии, включающей чтение отрывков из антиутопии с применением дискуссионного метода, с целью эффективного воспитания гражданственности у учащихся общеобразовательных школ.
Ключевые слова: воспитательный процесс, внеклассное мероприятие, гражданское воспитание, дискуссия.
Olga V. Vorobyova
PhD in Historical sciences, Associate Professor, N. I. Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Arzamas Branch;
Russian Federation, Arzamas
Yulia Y. Shamatova
Student at the History and Philology faculty, N. I. Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Arzamas Branch;
Russian Federation, Arzamas
«FREEDOM IS AN OPPORTUNITY TO SAY THAT TWO BY TWO - FOUR»:
EXTRA-CLASS EVENT FOR VIII CLASS (methodical development)
Abstract. The article is devoted to the development of an extracurricular event on the topic: «Freedom is an opportunity to say that twice two is four», which is designed within the framework of innovative methodological technology, including reading fragments from dystopia using a discussion method, for the most effective students' civic education.
Key words: educational process, extracurricular event, civil education, discussion.
Для цитирования:
Воробьева, О. В., Шаматова, Ю. Ю. «Свобода — это возможность сказать, что дважды два — четыре»: внеклассное мероприятие для VIII класса (методическая разработка) // Гуманитарная парадигма. 2018. № 4 (7). С. 137-146.
Гражданское воспитание всегда занимало важное место в школьном воспитательном процессе. В условиях современной непростои геополитической ситуации в мире оно особо значимо. Будущее страны во многом зависит от уровня сформированности гражданско-патриотической позиции подрастающего поколения, его духовного облика, историко-культурной памяти и уважения к наследию своего государства. Поэтому неотъемлемой частью воспитательного процесса молодёжи становится его гражданское самоопределение, приоритетность которого на сегодняшний момент общепринята, а методическая сторона ещё находится в процессе активного обновления. Авторами была разработана технология воспитания гражданственности учащихся на уроках истории и обществознания, которая включает чтение фрагментов из антиутопий с применением дискуссионного метода (подр. см. [1]). Занятия в рамках данной методики содержат три этапа:
1) создание педагогом проблемной ситуации и высказывание детьми гипотез;
2) работа с текстами романов индивидуально/в парах/в группах; 3) дискуссия по заданной теме. В заключение обсуждения ребята либо опровергают, либо подтверждают свою гипотезу.
Следует отметить, что для апробации технологии авторами был разработан и проведён эксперимент для учащихся VIII класса МБОУ СШ № 2 имени А. С. Пушкина г. Арзамаса. Эксперимент включал входной контроль в виде тестирования для определения уровня развития гражданского воспитания ребят. Для проведения анкетирования была разработана методика «Ты гражданином быть обязан» (приложение А). Учащиеся выполняли работу индивидуально. Результаты суммировались в баллы. Основа второго этапа — проведение уроков истории и обществознания в рамках данной методики. В завершающей стадии был осуществлён контрольный эксперимент (аналогичный входному контролю) для выявления динамики развития гражданственности у подростков. По результатам научно-методического
эксперимента, уровень сформированности гражданского воспитания учащихся вырос на 14%.
В рамках внеурочной деятельности авторами было сконструировано внеклассное мероприятие для учащихся VIII класса по обществознанию на тему: «Свобода — это возможность сказать, что дважды два — четыре». Следует отметить, что данное занятие рассчитано на два часа и спроектировано в рамках технологии педагогической мастерской.
Цель: способствовать формированию знаний, умений и нравственных ценностей школьников в рамках проблемы гражданского воспитания.
Задачи:
Образовательные: учащиеся должны знать теоретический материал, а именно: понятия (тоталитаризм, свобода, гражданин, общество), причинно-следственные связи (причины установления тоталитарного режима в странах Западной Европы).
Развивающие: учащиеся должны уметь конструировать модель идеального государства, анализировать относительно неё сущность современных государств и общего мироустройства в произведениях О. Хаксли и Дж. Оруэлла, отвечать на проблемные вопросы, высказывать собственную позицию и доказывать ее истинность, оценивать современный мир, опираясь на идеи антиутопистов, формулировать выводы (сравнение современного общества с художественными мирами О. Хаксли и Дж. Оруэлла).
Воспитательные: ученики должны понимать важность (ценность) современного состояния гражданского общества и разрешения многих социальных проблем Российской Федерации, интереса к обществознанию, уважительного отношения к другим, требовательного отношения к себе, добросовестного отношения к труду.
Основные направления реализации требований ФГОС
Метапредметные результаты - способность высказывать собственную позицию и аргументировано доказывать свою правоту; - правильное выполнение поставленных учебных задач; - анализировать, сравнивать, устанавливать аналогии; - умение создавать модели для решения учебных и познавательных задач; - находить нестандартные пути решения проблемы.
Предметные результаты - овладение целостными представлениями о тоталитарном режиме и его влиянии на все сферы жизни общества; - умение применять терминологический аппарат рассмотренной темы;
Гуманитарная парадигма
www.humparadigma.ru № 4 (7) — декабрь 2018
- способность извлекать необходимую информацию из художественной литературы, иллюстративного материала, кинофильмов.
Личностные результаты - развитие коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве; - воспитание уважительного, доброжелательного отношения к другому человеку; - освоение социальных норм, правил поведения; - воспитание гражданственности и патриотизма; - понимание ценности человека, семейно-брачных отношений, свободы деятельности личности в государстве, способность тонко чувствовать мир искусства.
Оборудование: видеоролик из к/ф «Посвящённый»; отрывки из романов-антиутопий «1984» Дж. Оруэлла, «О дивный новый мир» О. Хаксли; четыре ватмана; иллюстративный материал.
Ход урока.
Этап I. Организационный момент (1-2 мин.)
Фронтальная беседа учителя, включающая приветствие, выявление готовности учащихся к мероприятию; создание психологического и делового настроя на предстоящую работу.
Этап II. Теоретическое обоснование (5 мин.)
Педагог называет тему внеклассного мероприятия, записанную на доске и организует фронтальную беседу для наиболее глубокого понимания смысла темы как утверждения и как личностной позиции.
Примеры вопросов: Как вы понимаете тему занятия «Свобода — это возможность сказать, что дважды два — четыре»? Что такое свобода слова, и как свобода слова может быть связана с государством? (Педагог, задавая подобные вопросы, подводит учащихся к определению понятия «политический режим» и его типологии). Существует ли в недемократических странах свобода слова? А может ли государство заставить человека поверить, что дважды два не четыре, а пять?
Этап III. Индуктор (7-10 мин.)
Ребятам дано опережающее задание: посмотреть к/ф «Посвящённый» (реж. Ф. Нойс). Для того чтобы вспомнить сюжет фильма, учащимся предлагается посмотреть фрагмент продолжительностью 2 мин.
На доске написано слово «государство». Ребятам необходимо вспомнить основные признаки политического режима, освещённые в кинофильме. Затем организуется фронтальная беседа.
Примеры вопросов: Как вы считаете, какой политический режим существовал в Коммуне? Какие вы знаете примеры тоталитарных государств из истории? Каковы причины установления тоталитарного режима в государстве, и какие факторы необходимы для его возникновения? Назовите главные характеристики тоталитаризма. Свободен ли человек в рамках данной системы? Как вы считаете, у кого больше обязанностей: у государства или у рядовых граждан?
Разобрав подробно вопросы, учитель подводит учащихся к главному вопросу урока: «Гражданин для государства или государство для гражданина?» и выслушивает гипотезы учеников.
Этап IV. Работа с материалом (10—15 мин.)
Педагог объединяет учащихся в две группы. Первая группа читает отрывок из романа «1984» Дж. Оруэлла; вторая группа — из произведения О. Хаксли «О дивный новый мир» (приложение Б). Одновременно ребята заполняют таблицу (приложение В) для дальнейшего сравнения и анализа государственных режимов антиутопий.
Этап V. Социализация (15 мин.)
Каждая группа презентует свои ответы. После своего выступления команда внимательно слушает своих оппонентов, которые рассказывают характеристику государства другой антиутопии. Затем учащиеся совместно с педагогом могут прийти к выводу, что Дж. Оруэлл описал общество тотальной несвободы, в то время как О. Хаксли говорил об обществе потребления. Но, несмотря на большие различия описанных обществ, их объединяет один момент: в обоих романах у граждан нет прав, у них существуют лишь только обязанности. Таким образом, человек в рамках данной системы живет и существует исключительно ради службы государству.
Этап VI. Разрыв (2 мин.)
Данная стадия заключается в постановке проблемного вопроса учащимся, а именно: «Можно ли сказать, чьи прогнозы частично осуществились в современном обществе? О. Хаксли или Дж. Оруэлла?». Она необходима для осознания ими неполноты своих знаний в области изучаемой темы, мотивирует ребят к углублению в проблему урока, к поиску и нахождению новых ответов.
Этап VII. Обращение к новой информации (10-13 мин.)
Ребятам предлагается посмотреть иллюстрации из книги Н. Постмана «Развлекаемся до смерти» [3], в которых содержится информация о мирах О. Хаксли и Дж. Оруэлла. Проанализировав изображения, учащиеся должны ответить на вопрос, поставленный на стадии «разрыва». В результате дискуссии ребята могут прийти к выводу, что миры О. Хаксли и Дж. Оруэлла одновременно могут сосуществовать в социуме. Современное общество
характеризуется как «общество потребления» с его массовой культурой. Вместе с этим, существует жёсткий контроль со стороны государства над средствами массовой информации и свободой личности. Можно также привести аналогии с современной Россией и проанализировать, какие проблемы сейчас существуют у российского общества, а каких нет по сравнению со странами Западной Европы.
Этап VIII. Выполнение творческого задания (10 мин.)
Каждой группе необходимо создать кластер/схему, либо нарисовать рисунок государства, которое, по мнению учащихся, будет идеальным (можно порекомендовать одной из групп создать таблицу, где будут отображены права и обязанности государства с одной стороны, и права и обязанности гражданина со второй. Такая таблица поможет ребятам ответить на проблемный вопрос, поставленный в начале занятия).
Этап IX. Афиширование (10 мин.)
Демонстрация проектов. В заключении данного этапа педагог может спросить ребят, признаки какого государства они только что называли. Тем самым вспоминается ещё одно важное понятие «правовое государство». Рекомендуется также связать данное понятие с современным состоянием Российского государства с целью осознания учащимися, что в стране не решен ряд проблем, тем не менее, государство прилагает множество усилий для создания правового государства.
Этап X. Рефлексия (5 мин.)
Учащиеся возвращаются к проблемному вопросу, заданному в начале занятия и подтверждают (или опровергают) свою гипотезу. Педагог подводит итоги мероприятия. В заключение он говорит о том, что современное российское общество переживает эпоху глобальных перемен и потрясений. Поэтому в настоящее время жизнь требует для своего развития новой личности — самостоятельно мыслящей, высоконравственной и толерантной, имеющей активную гражданскую позицию. Не менее важно чувствовать себя свободным и независимым человеком в своём Отечестве, быть уверенным в своей правоте и не бояться сказать, что дважды два — четыре.
Внеклассное мероприятие на тему «Свобода — это возможность сказать, что дважды два — четыре» имеет большое значение для развития гражданских качеств, самосознания, информированности, активности и позиции подростков. Проводя подобные внеклассные мероприятия, педагог воспитывает настоящих граждан Российской Федерации, являющихся наивысшей ценностью гражданского общества. Эффективное гражданское воспитание школьников — необходимое условие для обеспечения долгосрочной социальной стабильности и прогресса в стремительно изменяющемся мире.
Литература
1. Воробьёва, О. В., Шаматова, Ю. Ю. Антиутопия как «мостик в будущее» в формировании гражданского воспитания в обучении истории и обществознания // Преподавание истории в школе. 2018. № 1. С. 52-56.
2. Оруэлл Дж. 1984 / Пер. с англ. В. Голышева. М. : АСТ, 2016. 318 с.
3. Хаксли О. О дивный новый мир VS Оруэлл Дж. 1984 [Электронный ресурс] // Socioline.ru — Режим доступа: http://socioline.ru/book/oldos-haksli-o-divnyj-novyj-mir-dzhordzh-oruell-l984
4. Хаксли О. О дивный новый мир/ Пер. с англ. О. Сороки. М. : АСТ, 2015.
350 с.
Приложение А
Методика «<Ты гражданином быть обязан»
Компонент гражданственности Вопросы Критерии оценивания
Патриотизм 1. Что, по Вашему мнению, Вы делаете для развития патриотизма в своей стране? A) изучаю государственный язык; Б) изучаю историю русского народа; B) изучаю Конституцию РФ Другое 1 вопрос — максимальное количество баллов - 5. 2 вопрос - 3 балла.
2. Как вы считаете, необходимо ли воспитывать патриотизм и гражданственность у подрастающего поколения? Свой ответ обоснуйте.
Политическая культура 1. Выберите правильный ответ: Россия является: A) федеративной монархией; Б) унитарной республикой; B) федеративной республикой; Г)унитарной монархией. 2. Какие признаки характерны для современной России? A) многопартийность; Б) централизованная экономика; B) свобода СМИ; Г) отсутствие оппозиции; Д) господство официальной идеологии; Е) всеобщее, равное, прямое голосование. 1 вопрос: 1 балл за правильный ответ, 0 баллов - за неправильный. 2 вопрос: 2 балла за правильный ответ, допущена 1 ошибка - 1 балл, допущены 2 и более ошибок -0 баллов.
Правовая культура 1. Нарушали ли Вы когда-либо законы РФ? А) да; Б) нет. 2. «Закон превыше всего» - согласны ли вы с этим утверждением? Свой ответ обоснуйте. 1 вопрос: 1 балл; 2 вопрос: максимальный балл - 5.
Толерантность 1. Представьте, что один из ваших одноклассников другой национальности. Как бы вы к нему относились? A) положительно, как и ко всем. Б) нейтрально, не замечал бы его. B) отрицательно. 2. Необходимо ли быть толерантным? Свой ответ обоснуйте. 1 вопрос: ответ «А» - 2 балла, «Б» - 1 балл, «В» - 0 баллов. 2 вопрос: максимальное количество баллов - 3-
Нравственность 1. Какие качества были присущи Петру Гриневу и Алексею Ивановичу Швабрину - главным героям повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»? 2. Считаете ли вы себя высоконравственным человеком? Свой ответ обоснуйте. За 1, 2 вопросы максимально можно получить 3 балла.
Отношение к учебному труду (трудовая культура) 1. Продолжи предложение: Я учусь в школе, потому что... 2. Приходите ли вы в школу с невыученными уроками? A) всегда; Б) часто; B) иногда; Г) очень редко; Д) никогда. За ответ на 1 вопрос ученик может максимально получить 5 баллов, если он аргументировано и логично докажет зачем он учится в школе. 2 вопрос: ответы «А» и «Б» оцениваются в 0 баллов, «В» - 1 балл, «Г» - 2 балла, «Д» - 3 балла.
Экологическая культура 1. Участвовали ли вы в волонтёрских проектах по охране окружающей среды? А) да; Б) нет. 2. Бережно ли вы относитесь к миру вокруг нас? Если да, то каким образом? 1 вопрос: ответ «да» - 1 балл, «нет» - 0 баллов. 2 вопрос: максимальный балл - 3.
Физическая культура 1.Ведёте ли вы здоровый образ жизни? А) да; Б) нет. 1. Представьте, что ваш сверстник предложил вам сигарету, каковы ваши действия? А) откажусь; Б) соглашусь. 1 вопрос: ответ «да» - 1 балл, «нет» - 0 баллов. 2 вопрос: ответ «А» - 1 балл, ответ «Б» - 0 баллов.
Максимальное количество баллов - 42.
Приложение Б
Фрагменты романов-антиутопий Дж. Оруэлла «<1984», О. Хаксли «<О дивный новый мир» для работы на уроке
Мир снаружи, за закрытыми окнами, дышал холодом. С каждого заметного угла смотрело лицо черноусого. С дома напротив тоже. СТАРШИЙ БРАТ СМОТРИТ НА ТЕБЯ, — говорила подпись, и темные глаза глядели в глаза Уинстону. Из своего окна он мог прочесть на белом фасаде написанные элегантным шрифтом три партийных лозунга:
ВОЙНА — ЭТО МИР СВОБОДА — ЭТО РАБСТВО НЕЗНАНИЕ — СИЛА
В них помещались четыре министерства, весь государственный аппарат: министерство правды, ведавшее информацией, образованием, досугом и искусствами; министерство мира, ведавшее войной; министерство любви, ведавшее охраной порядка, и министерство изобилия, отвечавшее за экономику. На новоязе: миниправ, минимир, минилюб и минизо.
Министерство любви внушало страх. В здании отсутствовали окна. Партия стремилась помешать тому, чтобы между мужчинами и женщинами возникали узы, которые не всегда поддаются ее воздействию. Главным врагом была не столько любовь, — и в браке и вне его. У брака признавали только одну цель: производить детей для службы государству.
Ежедневно и чуть ли не ежеминутно в министерстве правды прошлое подгонялось под настоящее. Ни единого известия, ни единого мнения, противоречащего нуждам дня, не существовало в записях. Историю, как старый пергамент, выскабливали начисто и писали заново — столько раз, сколько нужно. Если, например, сегодня враг — Евразия (или Остазия, неважно, кто), значит, она всегда была врагом. А если факты говорят обратное, тогда факты надо изменить. Так непрерывно переписывается история.
Утверждению единомыслия служит новояз — единственный на свете язык, чей словарь с каждый годом сокращается. Задача новояза — сузить горизонты мысли. Все верования, обычаи, вкусы, чувства, взгляды, свойственные нашему времени, на самом деле служат тому, чтобы поддержать таинственный ореол вокруг партии и скрыть подлинную природу нынешнего общества.
Член партии с рождения до смерти живет на глазах у полиции мыслей. Где бы он ни был, спит он или бодрствует, работает или отдыхает, в ванне ли, в постели — за ним могут наблюдать, и он не будет знать, что за ним наблюдают. Небезразличен ни один его поступок. Свободы выбора у него нет ни в чем. По
Дж. Оруэллу «<1984»
***
Серое приземистое здание всего лишь в тридцать четыре этажа, и на геральдическом щите девиз Государства: «ОБЩНОСТЬ, ОДИНАКОВОСТЬ, СТАБИЛЬНОСТЬ».
— Главноуправитель! Представьте себе, юноши, сам Главноуправитель, Его Фордейшество Мустафа Монд! — Все вы помните, — сказал Главноуправитель своим звучным басом, — прекрасное и вдохновенное изречение господа нашего Форда:
«История — сплошная чушь». Пожав руки всем троим, Мустафа Монд обратился к Дикарю. — Итак, вам не очень-то нравится цивилизация, мистер Дикарь.
— Да, не нравится.
— Но теперь мир стабилен, устойчив. Люди счастливы; они получают все то, что хотят, и не способны хотеть того, чего получить не могут. Они живут в достатке, в безопасности; не знают болезней; не боятся смерти; блаженно не ведают страсти и старости; им не отравляют жизнь отцы с матерями; нет у них ни жен, ни детей, ни любовей — и, стало быть, нет волнений. Если же и случаются сбои, то к нашим услугам сома. Мы пожертвовали высоким искусством; даже и науку приходится иногда рассматривать как возможного врага. Да, и науку тоже.
— А может, ещё чем пожертвовали?
— Ну, разумеется, религией, — ответил Мустафа. Бог несовместим с машинами, научной медициной и всеобщим счастьем. Теперь нет и войн. А если все же приключится в кои веки неприятность, так ведь у вас всегда есть сома, чтобы отдохнуть от реальности.
— Не хочу я удобств. Я хочу Бога, поэзии, настоящей опасности, хочу свободы, и добра, и греха.
— Иначе говоря, вы требуете права быть несчастным. Прибавьте уж к этому право на старость, уродство, бессилие; право на сифилис и рак; право на недоедание; право на вшивость и тиф; право жить в вечном страхе перед завтрашним днем; право мучиться всевозможными лютыми болями.
— Да, это все мои права, и я их требую.
— Что ж, пожалуйста, осуществляйте эти ваши права, — сказал Мустафа Монд, пожимая плечами. По О. Хаксли «О дивный новый мир»
Приложение В
Сравнительная таблица миров Дж. Оруэлла и О. Хаксли
Критерий для сравнения Дж. Оруэлл О. Хаксли
Название государства/города
Лозунг
Органы власти
Культура
Семья и брак
Отношение к войне
Свобода человека
Аппарат управления (принуждения)