Научная статья на тему 'БИБЛИОТЕРАПИЯ КАК ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА'

БИБЛИОТЕРАПИЯ КАК ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
141
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
несовершеннолетние / библиотерапия / социализация / социальная работа / сказкотерапия / minors / bibliotherapy / socialization / social work / fairy tale therapy

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Белан Полина Дмитриевна, Бибикова Надежда Вячеславовна

В данной статье рассматривается актуальная по сегодняшний день проблема социальной адаптации воспитанников социально-реабилитационных центров на территории Российской Федерации и ее решение с помощью методов библиотерапии. В тексте подробно описана сущность социализации и условия ее осуществления, а также теоретические основы применения одного из методов арт-терапии. Была осуществлена попытка выявить основные методы решения социальной дезадаптации на базе СРЦН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIBRARY THERAPY AS A TECHNOLOGY OF SOCIALIZATION WITH MINORS IN THE CONDITIONS OF A SOCIAL AND REHABILITATION CENTER

This article discusses the problem of social adaptation of minors in the Russian Federation in the conditions of rehabilitation centers and its solution with the help of bibliotherapy. The document presents the definition of theoretical, scientific and methodological foundations, describes the features of using one of the methods of art therapy. An attempt was made to identify methods for solving social maladaptation in a particular environment.

Текст научной работы на тему «БИБЛИОТЕРАПИЯ КАК ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА»

УДК 376+159.9+364

БИБЛИОТЕРАПИЯ КАК ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА

Белан Полина Дмитриевна

студент,

ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический

университет им. И.Н. Ульянова», Россия, г. Ульяновск E-mail: polina_belan@mail.ru

Бибикова Надежда Вячеславовна

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и

социальной работы,

ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет

им. И.Н. Ульянова», Россия, г. Ульяновск E-mail: polina_belan@mail.ru

LIBRARY THERAPY AS A TECHNOLOGY OF SOCIALIZATION WITH MINORS IN THE CONDITIONS OF A SOCIAL AND REHABILITATION

CENTER

Belan Polina Dmitrievna

student,

Federal State Educational Institution of Higher Education «Ulyanovsk state

University named after I.N. Ulyanov»,

Russia, Ulyanovsk E-mail: polina_belan@mail.ru

Bibikova Nadezhda Vyacheslavovna

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the

Department of Pedagogy and Social Work, Federal State Educational Institution of Higher Education «Ulyanovsk state

University named after I.N. Ulyanov»,

Russia, Ulyanovsk E-mail: polina_belan@mail.ru

Аннотация. В данной статье рассматривается актуальная по сегодняшний день проблема социальной адаптации воспитанников социально -реабилитационных центров на территории Российской Федерации и ее решение с помощью методов библиотерапии. В тексте подробно описана сущность социализации и условия ее осуществления, а также теоретические основы применения одного из методов арт-терапии. Была осуществлена попытка выявить основные методы решения социальной дезадаптации на базе СРЦН.

Abstract. This article discusses the problem of social adaptation of minors in the Russian Federation in the conditions of rehabilitation centers and its solution with the help of bibliotherapy. The document presents the definition of theoretical, scientific and methodological foundations, describes the features of using one of the methods of art therapy. An attempt was made to identify methods for solving social maladaptation in a particular environment.

Ключевые слова: несовершеннолетние, библиотерапия, социализация, социальная работа, сказкотерапия.

Keywords: minors, bibliotherapy, socialization, social work, fairy tale therapy.

На сегодняшний день проблема социальной депривации является одной из значительных в социуме, также отмечается значительная распространенность этого явления. Неуклонно с каждым годом растет число детей, которые имеют определенные трудности в принадлежности себя к обществу. Существуют определенные трудности в освоении новых методик воздействия на несовершеннолетних в условиях реабилитационных учреждений.

Почти у 80% воспитанников, находящихся в социально -реабилитационных центрах ограничены морально-этические нормы, а также есть сложности в коммуникации с окружением. Круг потребностей и интересов ограничен, также отмечается низкий уровень развития саморегуляции, самостоятельности. Для 30% подростков основной проблемой является отсутствие взаимопонимания с родителями [1, ^ 29].

Многие из них имели негативный опыт и пережитое социальное неприятие со стороны взрослых и сверстников, имеют низкую неустойчивую самооценку и склонны к саморазрушительному поведению, встают на «скользкий» жизненный путь, без мотивов самосохранения. Все это связано с проблемой неприятия себя в обществе, к невозможности нормально функционировать в обществе.

В.А. Мудрик дает следующее определение, социализация - это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит [8, ^ 32].

Формирование позитивной социализации - важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и социальных отношений [9, ^ 149].

Для ребенка, растущего в реабилитационном центре, важнейшими объектами социализации являются группа, сверстники, воспитатели и др. Формирование представлений ребенка об определенной социальной роли не

может быть чем-то второстепенным [10, с. 149]. Но у детей эти представления в силу известных причин и обстоятельств часто искажены. Как правило, отсутствие у подростка нормальных контактов и взаимоотношений с близким окружением закономерно приводит к искажению его представлений о роли личности в обществе (в том числе и о роли собственной личности).

В социально-реабилитационном центре создаются условия для успешной социализации, во-первых, размещение, где есть необходимые предметы и оборудование для различных занятий, с помощью которых подростки могут расширить свой кругозор и обогатить свой жизненный опыт.

Во-вторых, использование серии последовательных уроков для развития социальной уверенности детей. Для проведения этих уроков определяющим фактором является эмоциональное состояние учителя, его настроение, заинтересованность. Необходимо уделять больше внимания подросткам в свободное от учебы время, привлекать их к полезным занятиям в свободное время, что послужит средством их социализации и развития дальнейших жизненных перспектив.

В настоящее время применяется множество различных средств и механизмов для устранения проблемы социальной дезадаптации. К процессу социализации детей можно подходить разными способами, Ю.Н. Дрешер считает, что самым рациональным из них является применение технологии библиотерапии, т. к. книга - это один из лучших способов создать положительный социальный опыт воспитанников [4, с. 37].

Ю.Н. Дрешер в своей книге также приводит наиболее подходящее определение библиотерапии. По ее мнению, библиотерапия - наука о закономерностях, механизмах, способах сохранения физического и духовного здоровья, целостности личности в неблагоприятных условиях посредством синтезирования ситуации чтения специально подобранной литературы [4, с. 17].

О.И. Каяшева считает, что библиотерапия - это терапевтическое воздействие, которое благодаря использованию читательских материалов,

понимаемых как вспомогательные средства терапевтического процесса в медицине, является видом психической помощи и поддержки для решения, путем целенаправленного чтения, личных проблем пациента, что оказывает поддержку на пути к достижению чувства безопасности и может позволить удовлетворить его нужды [3, ^ 194].

Библиотерапия в контексте социализации несовершеннолетних, способствует развитию социальных навыков, формированию коммуникативных способностей, а также социально-нравственному становлению личности ребенка. Библиотерапия применяется как дополнительный метод для решения проблем в детско-родительских взаимоотношениях, коррекции психоэмоционального состояния и поведения.

Пунктом опоры библиотерапии в социализации несовершеннолетних может выступать убеждение, что каждый человек помимо своих физических функций, имеет еще и социальные, которые необходимо также развивать [5, c .78].

Применение библиотерапии в процессе социализации личности может состоять из нескольких этапов:

1. Самостоятельное чтение, слушание или просмотр подобранных тематических инструментов (книги, фильмы, отрывки из произведений), где воспитанник погружается в этот процесс самостоятельно.

2. Идентификация себя с литературными героями и переживания, связанные с ними (положительные или отрицательные), которые должны активизировать или успокоить участника библиотерапии, а также дать оценку действиям.

3. Стадия оконченного чтения, характеризующаяся облегчением, устранением психического напряжения.

4. Проработка читателем собственных значимых проблем.

5. Изменение отношения или поведения участника терапии [2, ^ 156].

Существует также классиикация жанров литературы, которые

используются в библиотерапии, но следует понимать, что не все их них

подходят к решению проблемы социализированности несовершеннолетних.

В этот список можно включить:

1) Фольклор, сказочная литература (с помощью этого жанра, воспитанники могут узнать о вековых традициях, мировоззрении поколений).

2) Классическая литература (обладает огромными возможностями самого различного воздействия и поэтому отличается сложностью практического применения.

3) Научно-фантастическая литература (отличается от любой другой выходом за пределы обычного, характерного, обыденного и способствует развитию воображения детей).

4) Приключенческая литература (способствует возникновению таких качеств как смелость, находчивость, героизм).

5) Детская юмористическая литература (возможность посмотреть на разные жизненные ситуации через юмор).

Отбор и составление круга чтения для детей может вестись по такому принципу:

1. Произведения, жанры, авторы, неподходящие для библиотерапии.

2. Произведения, жанры, авторы, благоприятные для библиотерапевтической работы [3, с. 201].

Среди авторов книг, которые помогают воспитанникам социально -реабилитационного центра справиться с проблемами, восстановить эмоциональное равновесие, обрести спокойствие и уверенность в своих силах: В. Шекспир, Э. Войнич, А Сент-Экзюпери, В. Каверин, А. Алексин, И. Бунин, К. Паустовский, Н. Носов, а также различные притчи и короткие рассказы, которые затрагивают определенную социально-значимую тему, над которой можно поразмыслить и соотнести со своей жизнью.

Рассмотрим возможности библиотерапии в вопросах социализации несовершеннолетних:

1. Чтение художественной литературы способствует успокоению, умиротворению ребенка, формированию позитивного настроя.

2. Развитие чувства уверенности в себе, вера в свои возможности, через соотнесение себя с персонажами произведения со схожей жизненной ситуацией.

3. Воспитание нравственных чувств, таких как человеколюбие, доброжелательность, гуманность, порядочность, сочувствие, дружба.

4. Разрешение конфликтных ситуаций чрез примеры из книг. Ребенок, читая книгу, где сюжет совпадает с сюжетами из его жизни, увидит возможные пути разрешения конфликта, сможет эмоционально на них отреагировать и применять эти знания в конкретной жизненной ситуации.

5. Анализ и контроль своего поведения через возможность посмотреть на свою жизнь средствами художественного произведения. Через книги ребенок получает знания о формах поведения, о способах переживания, проигрывая диалоги, ситуации, учитывая свои особенности.

При выборе литературы для проведения библиотерапии также нужно учитывать общую характеристику группы несовершеннолетних, их общие интересы, усидчивость и заинтересованность.

В последнее время одним из основных направлений библиотерапевтической работы является сказкотерапия. Лечебный эффект на детей оказывает такой метод работы, как «перекручивание сказок», когда старую сказку рассказывают на новый лад [7, ^ 39]. Вставляются забавные неточности, и дети должны определить и исправить эти неточности. Такая сказка укрепляет у детей уверенность в себе, ведь ребенок знает, как правильно звучит текст сказки, и легко может исправить неточности.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что применение библиотерапии в социализации несовершеннолетних на базе социально -реабилитационного центра способствует формированию у воспитанников различных умений и навыков в любой деятельности. Технология библиотерапии становится инструментом социокультурной реабилитации ребенка. Значение библиотерапии как метода социализации обусловлено тем, что книги играют важную роль в приобретении ребенком жизненного опыта,

формировании ценностных ориентаций, приобщении к обществу и приобретению своего «Я».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андронникова О.О. Основы психологического консультирования: учебное пособие / О.О. Андронникова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2023. - 424 с. - (Высшее образование: Магистратура). - DOI 10.12737/1078378. - ISBN 978-5-16-016032-0. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1903073 (дата обращения: 13.12.2022). -Режим доступа: по подписке.

2. Библиопсихология. Библиопедагогика. Библиотерапия / отв. ред. Н.Л. Карпова, редкол.: Н.С. Лейтес, О.Л. Кабачек, И.И. Тихомирова. - М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2014. - 272 с.

3. Босов Д.В. Технология арт-терапии в социальной работе: учебное пособие для студентов программ бакалавриата и магистратуры: [16+] / Д.В. Босов, Л.Ю. Беленкова. - М.: Директ-Медиа, 2022. - 277 с.

4. Дрешер Ю.Н. Библиотерапия: теория и практика: учебное пособие / Ю.Н. Дрешер. - СПб.: Профессия, 2010. - 282 с.

5. Использование артпедагогических технологий в коррекционной работе с детьми с особыми образовательными потребностями: учебное пособие по коррекционной педагогике: [16+] / сост. Т.Г. Неретина, С.В. Клевесенкова, Е.Е. Угринова, Н.Н. Кирилюк [и др.]. - 3-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА, 2014. -186 с.

6. Казаринова И.Н. Библиотерапия: учебно-практическое пособие: [16+] / И.Н. Казаринова. - Изд. 3-е. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2014. -205 с.

7. Маркевич О.А. Технология библиотерапии в социальной работе с семьей: учебное пособие: [16+] / О.А. Маркевич. - Вологда: Вологодский государственный университет, 2020. - 86 с.

8. Мудрик А.В. Социализация человека: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.В. Мудрик. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2011. - 736 с.

9. Павленок П.Д. Технологии социальной работы с различными группами населения: учебное пособие / П.Д. Павленок, М.Я. Руднева; под ред. П.Д. Павленка. - М.: ИНФРА-М, 2023. - 272 с. - (Высшее образование: Бакалавриат). - ISBN 978-5-16-003292-4. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1914130 (дата обращения: 13.12.2022). -Режим доступа: по подписке.

10. Холостова Е.И. Социальная работа: учебник / Е.И. Холостова. - 4-е изд., стер. - М.: Дашков и К°, 2021. - 612 с. - ил., табл. - Учебные издания для бакалавров. - Режим доступа: по подписке. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=621646 (дата обращения: 14.12.2022). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-394-04229-4. - Текст: электронный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.