приемы доказательств — все это должно иметь различные психоневрологические предпосылки в применении к различной библиотечной аудитории» (2, с. 38).
По мнению А. Залкинда, необходимо учить читателя творчески воспринимать текст, а не просто «проглатывать книгу», поскольку только внимательное, вдумчивое чтение обладает терапевтическим эффектом, помогает человеку «расти под влиянием книги».
Обращение к наследию отечественной
библиотековедческой и психологической науки помогает понять проблемы, возникающие сегодня в связи с превращением библиотек в центры социокультурной реабилитации читателей с ограниченными возможностями. Эти проблемы были актуальны почти столетие назад, а их успешное решение во многом будет зависеть от того, насколько современные библиотечные специалисты сумеют учесть опыт своих предшественников, извлечь из него все теоретически и методически ценное.
Примечания
1. Вальгард, С. Л. Очерки психологии чтения / С. Л. Вальгард. — М. ; Л., 1931. — 112 с.
2. Залкинд, А. Б. Психоневрология и наши культурные задачи / А. Б. Залкинд // Революция и культура. — 1929. — № 4. — С. 36—42.
3. Невский, В. А. Ассоциативный эксперимент и психоанализ в библиотечном деле / В. А. Невский // Предмет и методы современной психологии. — М., 1929. — С. 78—84.
4. Невский, В. А. Для чего библиотекарю нужно иметь некоторые сведения из области психопатологии? (Значение психопатологии для библиотечной работы) / В. А. Невский // Социально-неполноценное поведение / [под ред. А. Б. Залкинда]. — М., 1929.
5. Невский, В. А. Психотерапия и ее значение в библиотечной работе / В. А. Невский // Основные направления современной психологии / [под ред. Л. С. Выготского]. — М., 1929. — С. 106—120.
ИБЛИОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ИНВАЛИДОВ
Н. С. Яковлева
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье доказывается необходимость применения библиотерапии как значимого фактора социокультурной реабилитации студентов-инвалидов Гуманитарного колледжа информационно-библиотечных технологий. Обосновывается взаимосвязь библиотерапевтической деятельности с профессиональным становлением и социокультурной реабилитацией.
Ключевые слова: библиотерапия, книга, инвалидность, социальная адаптация, образование, колледж, студент, реабилитация.
The need of application of the biblioterapy as a significant factor of the sociocultural rehabilitation of the disabled of the state budgetary institution of the secondary professional education Humanitarian college of the information and library technologies № 58, in scientific justification of the interrelation/connection of the bibliotherapeutic activity with their professional formation and sociocultural rehabilitation. Key words: bibliotherapy, book, disability, social adaptation, education, college, student, rehabilitation.
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 5 (49) сентябрь-октябрь 2012 203-208 203
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2012 ♦ 5 (49) сентябрь-октябрь ^
В начале XXI века важнейшим фактором, определяющим развитие общества, становятся идеи гуманизма, идеи толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями, которые оказывают существенное влияние на современную систему среднего профессионального образования. Во многих образовательных учреждениях получают образование учащиеся, страдающие серьезными отклонениями от норм физического и психического развития, имеющие диагноз «инвалидность». Ощущение своей социальной малоценности, постоянное переживание из-за предвзятого отношения окружающих, весьма ограниченный и порой специфический круг общения — таковы социально-психологические факторы, определяющие душевное состояние студентов, которые впоследствии влияют на их профессиональное становление сначала в колледже, а затем и в вузе. Сказанное свидетельствует о необходимости целенаправленной педагогической работы, способствующей реабилитации студентов-инвалидов. Значительные возможности для такой деятельности представляет библиотерапия. Однако анализ педагогического процесса и системы профессиональной подготовки в колледжах показывает, что в настоящее время библиотерапевтический аспект работы со студентами-инвалидами практически не актуализирован и системного подхода к организации библиотерапевтической работы со студентами-инвалидами не существует (5).
Сегодня к профессиональному образованию предъявляются иные требования, чем это было несколько лет назад. Современное профессиональное образование должно дать выпускнику не столько сумму знаний, сколько набор компетенций, обеспечивающих готовность к работе в динамично изменяющихся условиях, возможность осмысленно воспринимать и критически оценивать социально-экономические процессы, адаптироваться в них.
В подготовке специалиста главенствую-
щую роль приобретает ориентация на развитие его личности и профессиональной культуры, чтобы существенно облегчить процесс адаптации в профессиональной среде. Это требует серьезных изменений в обеспечении качества подготовки специалистов. Поэтому качественное профессиональное образование сегодня — это средство социальной защиты, гарант стабильности профессиональной самореализации на разных этапах жизни студента-инвалида.
В связи с этим Гуманитарный колледж информационно-библиотечных технологий города Москвы интерпретирует модель выпускника как гибкую, с определенным набором ключевых компетенций личность, способную успешно адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизнедеятельности.
Понятие «компетенция» сейчас широко рассматривается и в зарубежной, и в отечественной научной литературе. Быть компетентным — значит уметь мобилизовать имеющиеся знания и опыт, свое настроение и волю для решения проблемы в конкретных жизненных обстоятельствах. Современный рынок труда требует от специалиста владения различными видами профессиональных компетенций.
Приобретение в стенах учебного заведения этих умений и навыков позволит выпускникам осмысленно применять комплекс профессиональных знаний и способов деятельности в дальнейшей жизни, которые многофункциональны и позволяют решать проблемы из разных сфер жизни, способствуют становлению человека и определяют успешные стартовые возможности его деятельности. То есть умение адаптироваться к профессиональной деятельности, к новым, изменяющимся условиям, имеет существенное значение для обеспечения профессиональной успешности специалиста и рассматривается как важная ее составляющая. Для решения этих сложнейших задач коллективом нашего образовательного учреждения раз-
работана система социальной реабилитации студентов-инвалидов, в основе которой лежит библиотерапия.
Предпосылкой развития образовательно-реабилитационных технологий выступили эффективные отечественные и зарубежные библиотерапевтические методики. Вместе с тем можно констатировать тот факт, что подавляющее большинство студентов-инвалидов первого курса гуманитарного колледжа имеют низкий уровень самооценки и высокий уровень тревожности. У таких студентов, вследствие физиологических особенностей, условий социализации, сложились убогие идеалы, обывательский, потребительский подход к жизни, склонность к депрессивным состояниям или, наоборот, к немотивированной агрессии. Среди них значительное количество педагогически запушенных юношей и девушек. Более того, часть студентов с ограниченными возможностями до поступления в колледж, в связи с болезнью, вообще обучались на дому или значительное время в учебном году проводили в стационарных лечебных учреждениях. Поэтому у них наблюдаются низкий образовательный уровень, закомплексованность и явно сниженный уровень нравственной и этической культуры. Поэтому педагоги видят свою задачу в обеспечении условий многогранного развития личности с помощью библиотерапии.
Коллектив колледжа стремится к тому, чтобы все элементы выработанной им модели (системы) социально-реабилитационной воспитательной деятельности работали на конечный результат: на как можно более полную интеграцию выпускников в общество, построение успешной профессиональной и жизненной карьеры.
Основным стратегическим приоритетом данной системы является процесс формирования профессиональной готовности будущего специалиста и его социокультурной компетентности.
Этот приоритет реализуется через
функционально-содержательный компонент системы — через организацию внутреннего ценностного ряда студента-инвалида, создание ценностно-смыслового и здоровьес-берегающего пространства, которое стало бы основой принятия студентами общечеловеческих ценностей.
Основным механизмом воспитания в колледже является создание благоприятного для студента образовательного пространства и воспитательной среды.
Центральным структурным элементом воспитательного пространства является система отношений внутри колледжа, морально-психологическая атмосфера, требования и эталоны поведения, принятые в учебном заведении.
В задачи учебного заведения входит не только обучение, но и воспитание подрастающего поколения. Типичные проблемы юношеского возраста лавиной обрушиваются на неокрепшую психику еще недавнего ребенка, вызывая изменения в его поведении и недоумение, раздражение у родителей. Эмоциональная возбудимость в юношеском возрасте повышена, что связанно с гормональной и физиологической перестройкой организма, бурными психическими процессами, происходящими в головном мозге. Психическая неуравновешенность, резкая смена настроения, раздражительность, тревожность, замкнутость, застенчивость — эти черты характера проявляются в подростковом возрасте, осложняют отношения с окружающими, ведут к конфликтам со сверстниками и родителями. Тяжелая экономическая обстановка в стране, растущая безработица, конкуренция, тиражируемые по телевидению насилие и жестокость — все это отравляет психику современного молодого человека.
Библиотерапия, как и руководство чтением, процесс лечебно-педагогический, направленный на формирование личности обучающегося. Книга — мощный инструмент, которым можно воздействовать на мышление людей, на их характер, фор-
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2012 ♦ 5 (49) сентябрь-октябрь ^
мировать их поведение, помощь в решении проблем. Есть множество различный произведений, которые помогают нам жить, творить, мечтать, преодолевать болезни, проблемы, трудности общения, которые позволяют вывести человека из подавленного состояния, помогают людям увидеть социальную и творческую перспективу (1; 2; 3; 4; 5).
Для выявления читательских предпочтений обучающихся проводилось социологическое исследование в форме анкетирования, включавшее следующие вопросы:
1. Любите ли Вы читать?
2. Есть ли у Вас любимые книги?
3. Как часто Вы читаете?
4. Обсуждаете ли Вы прочитанное произведение с друзьями?
5. Возникает ли у Вас потребность перечитывать книгу, которая особенно понравилась?
6. Есть ли у Вас потребность быть похожим на литературных героев, подражать им? Если да, то каким?
7. Были в Вашей жизни моменты, когда книга помогала преодолевать тяжелые ситуации?
8. Есть ли у Вас потребность в трудные моменты жизни обращаться к книге?
9. Дает ли Вам чтение психологическую поддержку?
10. Есть ли у Вас любимые высказывания литературных героев, крылатые фразы, которые помогают Вам пережить трудные минуты? Если да, то назовите их.
11. Какую книгу Вы взяли бы с собой на необитаемый остров?
12. Какую книгу Вы прочитали по совету друзей?
13. Какую книгу Вы можете порекомендовать своим ровесникам?
14. Какую книгу с Вашей точки зрения, нужно инсценировать, экранизировать?
15. Есть ли у Вас домашняя библиотека?
16. Укажите приблизительное количество книг в Вашей домашней библиотеке?
а) менее 100 книг;
б) более 100 книг;
в) более 500 книг;
г) более 1000 книг;
д) другое.
17. Читали Вам родители книги в детстве?
18. Существует ли у Вас традиция семейного чтения?
По результатам анкетирования был проведен анализ, позволивший обозначить следующие основные цели библиотерапии: дать образное представление о проблемах читателя и помочь в их решении. Библиотерапию условно делят на два вида:
1. Целенаправленная — способствующая воспитанию силы воли, оптимизма, утверждению веры в себя.
2. Нецеленаправленная — служащая для того, чтобы поднять настроение, отвлечь читателя от навязчивых мыслей о проблеме (1, с. 75).
Итак, иная книга помогает отвлечься и расслабиться, это нецеленаправленная библиотерапия, служащая для того, чтобы поднять настроение у больного и отвлечь его от болезни (этот вид библиотерапии признается и используется в 80% случаев). Существует еще и целенаправленная библиотерапия, которая предполагает индивидуальный подбор литературы. При этом учитывают как характер заболевания, так и интеллектуальный уровень больного, степень начитанности, интересы пациента. Иногда полезно читать произведения, где описываются аналогичная болезнь и путь к выздоровлению, а иногда нужно, наоборот, отвлечь пациента от конкретной болезни, переключить его мысли в иное русло.
В процессе эксперимента была разработана система занятий с учащимися колледжа.
Впервые обучающиеся посещают кабинет библиотерапии в качестве экскурсантов. Некоторые из них стремятся посетить кабинет еще раз, но, к сожалению, это не правило, а скорее исключение. Многие не подпускают к себе и своим проблемам, счи-
тая, что библиотекарь не способен решить их. Для того чтобы сократить расстояние между студентом и библиотекарем, порой необходимо выдержать определенную дистанцию и выждать. Лишь спустя время читатель разрешает библиотекарю задавать вопросы о его переживаниях. Следующим шагом библиотекаря, который пытается заслужить расположение читателя, становится анализ читательского формуляра, что помогает подобрать литературу для конкретных ситуаций.
Основная цель данной педагогической работы — осознание студентом своих проблем, расширение возможностей вербализации этих проблем и включение их в контекст широкого социального опыта.
Библиотерапия привлекает в настоящее время все больше внимания библиотекарей и педагогов, стремящихся максимально использовать «лечебные» возможности книги. Ориентация на библиотерапевти-ческое направление, отвечающее потребностям студентов, позволяет работникам колледжа повысить престиж библиотеки как социального института, способного помочь человеку скорректировать негативные последствия социальных и личных изменений.
Вмешательство библиотерапевта в педагогический процесс обусловлено многими причинами. Библиотерапия была использована для того:
1) чтобы проявить индивидуальное самосознание;
2) чтобы улучшить понимание студентом своего поведения или мотивации;
3) чтобы способствовать формированию адекватной самооценки;
4) чтобы помочь определить студенту свои интересы и склонности;
5) чтобы облегчить последствия стресса;
6) чтобы показать личности, что он или
она — не первый человек, столкнувшийся с такой проблемой;
7) чтобы показать студенту, что есть несколько решений данной проблемы;
8) чтобы помочь студенту обсудить проблему более свободно;
9) чтобы помочь студенту спланировать правильный путь действий в решении проблемы;
10) чтобы выйти на путь самопознания, самореализации и в конечном счете самоактуализации, достичь психологической зрелости.
Для реализации целей библиотерапии в колледже были проведены занятия со студентами-инвалидами. Одно из занятий было посвящено обсуждению повести Нодара Думбадзе «Я вижу солнце», посвященной судьбе слепой девочки Хатии — ровеснице студентов.
К библиотечному занятию предъявлялись следующие требования:
• непосредственная связь художественного произведения с жизненным опытом читающего и жизнью окружающего мира;
• эмоциональность занятия, вызванная содержанием книги;
• осмысление прочитанного, проработка проблем, волнующих студентов.
При подготовке библиотечного занятия был использован материал о жизни и творчестве Н. Думбадзе, а также проведен анализ его повести «Я вижу солнце».
Результатом библиотечного занятия явилось понимание студентами того, что их проблемы решаемы, что в жизни есть ситуации намного сложнее и печальнее.
Реализация библитерапевтического подхода к социокультурной реабилитации студентов-инвалидов помогает добиться формирования позитивной «Я — концепции» обучающихся, способствует их гармоничному личному и профессиональному развитию.
Примечания
1. Дрешер, Ю. Н. Библиотерапия: Полный курс : учеб. пособие / Ю. Н. Дрешер. — М.: ФАИР, 2007. 560 с. — (Специальный издательский проект для библиотек).
ISSN 1997-OSO3 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2O12 ♦ S (49) сентябрь-октябрь ^
2. Диянская, Г. П. Равные права и равные возможности: Об обслуживании инвалидов / Г. П. Диянская // Библиотека. — 1997. — № 2. — С. 17—20.
3. Кабачек, О. Л. Библиотерапия как часть психотерапии и как аспект библиотечной педагогики / О. Л. Кабачек // Психолог в детской библиотеке. — М.: РГДБ, 1994. — С. 22—42.
4. Кабачек, О. Л. Направление и этапы психолого-педагогической работы массовой детской библиотеки по интеграции детей с ограниченными возможностями в социокультурную среду / О. Л. Кабачек // Коррекционно-развивающая работа с детьми и подростками в условиях массовой библиотеки.
— М.: РГДБ, 1996. — С. 1—14.
5. Матвеева, Е. О. Социокультурная реабилитация в библиотеке : учебное пособие / Е. О. Матвеева.
— М.: МГУКИ, 2010. — 102 с.
К ОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА БИБЛИОТЕКИ: НАУЧНЫЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Ю. А. Цукерман
Московский государственный университет культуры и искусств
Статья посвящена рассмотрению сложного и многоаспектного понятия «корпоративная культура библиотек». Делается вывод, что сегодня библиотекам необходимо перейти на новый стиль управления и корпоративной культуры, который подразумевает отказ от иерархической структуры управления со строгой системой контроля, авторитета, власти и подчинения, подавления самостоятельности.
Ключевые слова: культура, управление, библиотека, корпоративная культура, стиль управления. The article is devoted to the complex and multi-dimensional concept of "corporate culture of libraries". The conclusion is that today, libraries need to move to a new management style and corporate culture, which implies a rejection of hierarchical management structure with a strict system of control, authority, power and subordination, suppression of independence.
Key words: culture, management, library, corporate culture, management style.
Сегодня понятие корпоративной культуры является новым для большинства библиотек. Несмотря на то, что корпоративная культура наиболее развита в библиотеках крупных городов, эта проблема довольно актуальна и для других библиотечно-информационных учреждений, в частности для научных, детских библиотек. Понятие корпоративной культуры довольно сложное и многоаспектное и находится на стыке психологии личности, мотивации, управлении персоналом, рекламной и управленческой деятельности.
Рассмотрение подходов к понятию «куль-
208
тура организации» начнем с определения понятия «культура». Следует отметить, что понятие «культура» концептуально сложное явление, и все исследователи рассматривают его с разных сторон. На сегодняшний момент существует более пятисот определений понятия культуры, мы же считаем наиболее полным определение Е.М. Ястребовой. Она полагает, что понятие «культура» можно рассматривать в двух аспектах: широком и узком. Понятие «культура» в широком смысле подразумевает совершенствование материальной и духовной сферы, в узком — свойство форм
1997-OSO3 ВЕСТНИК МГУКИ S (49) сентябрь-октябрь 2O12 2OS-212