ISSN 1997-0803 * Вестник МГУКИ * 2012 * 5 (49) сентябрь-октябрь ^
{ fLS АЗВИТИЕ НАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЯХ БИБЛИОТЕЧНОЙ РАБОТЫ В ПЕРВОЙ ТРЕТИ ХХ ВЕКА И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ЧИТАТЕЛЕЙ
Е. О. Матвеева
Московский государственный университет культуры и искусств
Статья посвящена развитию российского дефектологического библиотековедения в первой половине ХХ века. Рассматривается научное наследие ученых-основоположников дефектологического библиотековедения, а также современные проблемы социокультурной реабилитации читателей с ограниченными возможностями.
Ключевые слова: библиотека, психотерапия, читатель с ограниченными возможностями, социокультурная реабилитация, дефектологическое библиотековедение, история библиотечного дела. The article is devoted to the development of the Russian дефектологического of library science in the first half of the 20th century. Considered by the scientific heritage of scientists of the founders of дефектологического of library science, as well as modern problems of socio cultural rehabilitation readers with disabilities.
Key words: library, psychotherapy, reader with disabilities, the socio cultural rehabilitation, дефектологическое science history of librarianship.
Послереволюционное десятилетие вошло в историю отечественного библиотековедения как время горячих споров, острых дискуссий и весьма плодотворного научного поиска новых, подчас неожиданных и даже экстравагантных форм взаимодействия библиотекаря с читателем. Именно в 20-е годы минувшего столетия увидели свет работы В. Невского, Я. Шафира, В. Артемова, А.Б. Залкинда, А. Гайворовского, в которых проблемы руководства чтением юных и библиотечного обслуживания взрослых читателей тесно сопрягаются с необходимо-
198
стью понимания библиотекарем психологии социального взаимодействия, закономерностей возрастного становления, огромного педагогического потенциала книги и психотерапевтических возможностей чтения. Трактовка библиотечной работы как процесса психологического, а в случае с особыми читателями, страдающими душевными или телесными недугами, — во многом психотерапевтического, предложенная отечественными исследователями почти столетие назад, вновь чрезвычайно актуальна для развития российского дефектологического библиоте-
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 5 (49) сентябрь-октябрь 2012 198-203
коведения, более того, в наши дни она совпадает с вектором модернизации отечественного библиотечного дела.
Какие же научные идеи и исследовательские направления, возникшие на волне революционного энтузиазма, требуют сегодня дополнительного изучения? В рамках данной статьи попытаемся хотя бы частично ответить на этот вопрос, обозначив ключевые аспекты пересечения теории, созданной в начале минувшего столетия, с современной библиотечной практикой.
Основной идеей, определившей характер библиотековедческих работ первой трети ХХ века, стало понимание и самого чтения, и библиотечного обслуживания как психологических процессов. В частности, С.Л. Вальгард в «Очерках психологии чтения» (1931) справедливо отмечал: «Потребность психологического изучения и обоснования работы с книгой ... с каждым годом ощущается у нас все больше и все острее. Так же как агроному нужно знать ботанику и почвоведение, так же как инженеру-металлургу необходимо знать физику и химию, так и нам, работникам книжного дела, неотложно необходимо знать психологию чтения. Психология изучает поведение человека. А ведь то, с чем мы имеем дело, — отношение читателя к книге, процесс чтения, влияние книги на читателя, — есть не что иное, как чрезвычайно важный участок сложного и многостороннего социального поведения людей. Чтобы научиться лучше и продуктивнее работать, мы должны знать и изучать тот материал, с которым мы имеем дело» (1, с. 5).
Итак, уже в первые десятилетия ХХ века утвердилось представление о психологическом характере библиотечной профессии и было выдвинуто требование изучения психологических основ поведения читателей. С этих позиций развивалась тогда методика библиотечного обслуживания, вырабатывался концептуальный подход к сути профессии. Без преувеличения можно сказать, что это был период наибольшей интеграции психологической науки в библиотековедение
и библиотечное образование. В последующие десятилетия, к сожалению, в силу различных, в первую очередь социальных, причин, такая традиция была утрачена.
Современная социокультурная ситуация заставляет нас по-новому взглянуть на идеи предшественников, особенно в области взаимодействия библиотекаря с читателями,чей жизненный путь отягощен патологией психики, интеллекта или физической немощью. Сегодня все специалисты, так или иначе причастные к социокультурной реабилитации читателей с ограниченными возможностями, являются свидетелями явного противоречия: с одной стороны, в обществе существует огромная потребность в библиотечной работе с социально незащищенными слоями населения, а с другой — качество этой деятельности далеко не всегда можно признать удовлетворительным. Студенты заочного отделения МГУКИ и слушатели курсов повышения квалификации при Центральной универсальной научной библиотеке им. Н.А. Некрасова г. Москвы констатируют, что для эффективной работы с особыми читателями, понимания поведения людей, лишенных счастья полноценного восприятия и освоения окружающего мира, библиотекарям ощутимо не хватает психологических, дефектологических знаний. Между тем необходимость дефектологической подготовки руководителей чтения была обоснована именно в рассматриваемый исторический период. Например, В.А. Невский в статье «Для чего библиотекарю нужно иметь некоторые сведения из области психопатологии? (Значение психопатологии для библиотечной работы)», опубликованной в сборнике «Социально неполноценное поведение» (1929), выделяет несколько причин формирования высокой психологической компетентности сотрудника библиотеки: во-первых, знание психопатологии необходимо для углубленного понимания механизмов нормального человеческого поведения, во-вторых, читатель-массовик (такой термин избирает В.А. Невский для характеристики читателя, посещающего общедо-
ISSN 1997-0803 * Вестник МГУКИ . 2012 . 5 (49) сентябрь-октябрь ^
ступные библиотеки) проявляет заметный интерес к психологической литературе, не обходя вниманием книги, где речь идет о патологии человеческого поведения, наконец, поскольку психические отклонения разного рода являются чрезвычайно распространенным явлением, библиотекарю необходимо «различать среди своих читателей психоневротиков и людей, не имеющих особых уклонений в нервно-психической сфере» (4, с. 11). Разумеется, возникает вопрос: «Каким образом библиотекарь может это сделать?» В.А. Невский дает следующие рекомендации: «С отличительными особенностями психики и поведения отдельных категорий психоневротиков библиотекарь может познакомиться по имеющейся популярной психопатологической литературе. Что касается уловления этих особенностей среди живых людей, то некоторые из них (скрытность и негативизм шизотимиков, педантизм эпилептимиков, эгоизм и неустойчивость настроений истериков, нездоровая эмоциональность всех психопатов) настолько бросаются в глаза, что не нужно быть врачом, чтобы заметить их. Затем, в руках библиотекаря имеется такое прекрасное средство психопатологической ориентации, как беседы с читателями — то, что, по существу, является главным в чисто психиатрической экспертизе. Если же читатель будет знать и чувствовать, что к библиотекарю он может прийти в любое время, с любыми своими запросами и нуждами "душевного порядка", особенно в затруднительных случаях своей жизни и в моменты душевных конфликтов, то в порядке товарищеских бесед с читателем библиотекарь сможет всерьез заглянуть в "тайники души" своих посетителей (ведь к специалисту-психиатру люди направляются в крайних случаях, обычно уже слишком поздно и часто уже не своей воле)» (4, с. 11).
Вывод, сделанный В.А. Невским о необходимости превращения библиотеки в одну «из самых первых ячеек психоневрологической диспансеризации», был весьма смел и парадоксален для первой трети минувшего
столетия, он небесспорен и для современной социокультурной ситуации. Однако нельзя не заметить: современные российские библиотеки, целенаправленно работающие с определенными группами инвалидов (например, со слабовидящими или слабослышащими читателями), библиотечно-информационные учреждения, преобразованные в центры социокультурной реабилитации, все чаще выполняют функции медицинских и педагогических заведений, а сам библиотекарь воспринимается такими особенными читателями как психотерапевт, от которого ждут в первую очередь искреннего участия и слова поддержки, а уже затем интересной книги. Заслуживает одобрения практика привлечения к библиотечной работе профессиональных психологов, способных поднять традиционную библиотерапию на более высокий уровень.
В.А. Невский, пожалуй, глубже других исследователей попытался обосновать психотерапевтическое содержание практической деятельности библиотекаря. С его точки зрения, психотерапия — это «... не только борьба с психоневрозами, психотерапия — это всякое психическое воздействие одного человека на другого в целях устранения или предупреждения тех или иных уклонений от социально неполноценного поведения» (5, с. 107). Отсюда психотерапия закономерно входит в любую педагогическую работу, не исключая деятельность библиотеки.
Исследовательский подход В.А. Невского к осмыслению библиотечной действительности во взаимосвязи с развитием смежных гуманитарных дисциплин и общественной практикой отличался конкретностью, направленностью на решение определенных проблем, а не просто теоретизированием на заданную тему. В статье «Психотерапия и ее значение в библиотечной работе» (1930) он попытался показать, как психотерапевтические методы могут способствовать успешной деятельности библиотекаря, справедливо замечая при этом: «Большинство психотерапевтических рецептов носят далеко не универсальный характер. Наоборот, каждая
психотерапевтическая школа в своем развитии обусловлена, несомненно, не столько логикой внутренней диалектики психотерапевтической мысли, сколько определенными общественными настроениями, и поэтому каждая система психотерапии имеет свое положительное значение лишь для определенного круга клиентов» (5, с. 110).
В.А. Невский вполне логично отвергает идею использования в библиотеке методов клинической психотерапии, например суггестии, или гипноза, ведь с читателями, на чье психическое состояние можно повлиять лишь с помощью суггестивного воздействия, должен общаться, скорее, врач, а не сотрудник библиотеки, пусть даже и воодушевленный самыми благородными стремлениями: «Для большинства наших читателей суггестивная психотерапия, конечно, не нужна. Ее сменяет воздействие путем логических убеждений — то, чем занимается обычно каждый библиотекарь, продвигая хорошую книгу, — то, что на психотерапевтическом языке называется рациональной психотерапией» (5, с. 111). Среди методов рациональной психотерапии В.А. Невский особенно выделяет диалогическое общение читателя и библиотекаря, когда каждый может высказать свою точку зрения, а библиотекарь способен обосновать свои взгляды, опираясь, в том числе, и на аргументы собеседника.
Поскольку взаимодействие библиотекаря и читателя часто носит эмоциональный характер, то, по мнению В.А. Невского, возникает необходимость использования и эмоциональной терапии: «Но если мы возьмем человека, в той или иной степени выбитого из колеи, разве одно убеждение здесь поможет делу?.. Не голос чистого разума, не безупречные интеллектуальные аргументы могут в этом случае помочь человеку, а только освобождение его от тягостных эмоций, создание других настроений, другого жизненного тона — путем, может быть, радикального изменения всей обстановки, окружающей человека», — рассуждает исследователь (5, с. 113).
С точки зрения В.А. Невского, в библиотечной работе приемы эмоциональной терапии следует применять к людям с неустойчивой психикой, лабильным поведением, к безынициативным, безвольным, пассивным читателям. В статье В.А. Невского актуализирована проблема, чрезвычайно важная и для современной практики библиотечного обслуживания: речь идет об эмоциональном влиянии произведения искусства слова на читателя, о библиотерапевтическом или же, напротив, психотравмирующем аспекте чтения. В частности, размышляя о том, как читательские впечатления отражаются на мировосприятии и поведении человека, В.А. Невский утверждает: «... необходимо бороться с наклонностью неудачников к мечтательности, которой они также компенсируют свои житейские неуспехи, ища в радужных мечтах забвения от тревог жестокой действительности: бульварно-романтическая литература является для таких людей таким же "лекарством" как алкоголь для пьяниц» (5, с. 113).
В исследованиях В.А. Невского была предпринята попытка выделить основные типы книг с точки зрения желательности (или нежелательности) их использования в психотерапевтической практике библиотеки. Во-первых, книги с преобладанием гипно-терапевтических моментов (литература для отдыха и развлечения, мемуары, периодика); литература, способствующая эмоциональной терапии, заражающая «настроениями, чувствами, эмоциональными порывами». К ней исследователь отнес художественную беллетристику, книги по искусству, агитационную литературу. Следующую группу составили книги, воздействие которых основано на рациональных терапевтических возможностях, которые убеждают «фактами, логическими рассуждениями и каузальной (причинной) обусловленностью излагаемого материала»: естественнонаучная и учебная литература.
Далее в отдельную группу выделены книги, названные исследователем «пре-
ЖМ 1997-0803 * Вестник МГУКИ . 2012 * 5 (49) сентябрь-октябрь ^
имущественно мировоззренческими», определяющие социальную направленность поведения читателей. С точки зрения В.А. Невского, главным образом это гуманитарная литература.
К следующему типу автор отнес психоаналитическую литературу, помогающую разобраться в мотивах и механизмах поведения, вскрывающую причины возникновения комплексов, учащую читателя самоанализу и самопознанию. Помимо книг, отражающих психоаналитическую концепцию развития психики и социализации личности, В.А. Невский причислил к данной группе медицинскую литературу, психологическую беллетристику.
Еще одна группа книг, обладающих, по мнению автора, психотерапевтическим потенциалом обозначена им как рабочетера-певтическая литература, отражающая идею благотворного влияния труда на психику человека.
Наконец, последний тип — книги, названные В.А. Невским социотерапевти-ческими, которые «втягивают в общественную работу, воспитывают общественные навыки — это вся прикладная литература сектора социальных наук» (5, с. 119—120).
Разумеется, при всех своих достоинствах концепция В.А. Невского имеет идеологически ограниченный характер: например, он предлагает определить «шаблон поведения наиболее прогрессивных общественных групп» (надо думать, убежденных коммунистов, рабочих, крестьян, передовой интеллигенции) и перевоспитывать несознательных читателей, подгоняя их под данный социальный образец. Анализ психотерапевтического потенциала книги, представленный в статье, также грешит узким идеологическим подходом: он воспроизводит социальные мифологемы, которые призваны были утвердить прогрессивный характер новой власти, ее стремление к глобальному, более справедливому переустройству жизни. В частности, размышляя об эмоционально-терапевтических возможностях книги Рейн и Желязнова «С ули-
цы на производство», В.А. Невский как положительный ее аспект выделяет стремление авторов поддержать чувство классовой гордости у читателей-пролетариев, ведь пролетариат — строитель нового общества.
Первые послереволюционные десятилетия интересны попытками создать новую научную отрасль, которая могла бы послужить теоретической основой дефектологического библиотековедения. Речь идет о психоневрологии библиотечного дела, интегрирующей достижения психологии, патопсихологии, дефектологии, теории и методики библиотечного обслуживания читателей с разным состоянием здоровья и различными интеллектуальными возможностями. В многочисленных статьях В.А. Невского, опубликованных в конце 20-х — начале 30-х годов ХХ века, четко просматривается идея необходимости формирования весьма широкой дефектологической компетентности библиотечного специалиста, ведь с точки зрения исследователя, библиотекарь должен быть знаком с особенностями поведения не только неврастеников, но и шизоидов, циклоидов, энцефалитиков, эпилептиков, а также читателей, находящихся в пограничном состоянии (3; 4; 5).
В своих теоретических изысканиях психологи прошлого века отталкивались от непреложной истины: чтение — сложный психологический процесс, безусловно серьезно влияющий на формирование личности и социализацию человека. Отсюда явно прослеживается необходимость создания науки, исследующей воздействие произведения искусства слова на читателя. В частности, А. Залкинд в статье «Психоневрология и наши культурные задачи» (1929) подчеркивал: «Лучшие наши библиотечные работники уже ряд лет мечтают о создании психоневрологии библиотечного дела. Чтение книги — особый мозговой процесс. При разных мозговых навыках, при разных дарованиях, при различном опыте книжный материал воспринимается по-разному. Шрифты, иллюстрации, расположение глав, последовательность,
приемы доказательств — все это должно иметь различные психоневрологические предпосылки в применении к различной библиотечной аудитории» (2, с. 38).
По мнению А. Залкинда, необходимо учить читателя творчески воспринимать текст, а не просто «проглатывать книгу», поскольку только внимательное, вдумчивое чтение обладает терапевтическим эффектом, помогает человеку «расти под влиянием книги».
Обращение к наследию отечественной
библиотековедческой и психологической науки помогает понять проблемы, возникающие сегодня в связи с превращением библиотек в центры социокультурной реабилитации читателей с ограниченными возможностями. Эти проблемы были актуальны почти столетие назад, а их успешное решение во многом будет зависеть от того, насколько современные библиотечные специалисты сумеют учесть опыт своих предшественников, извлечь из него все теоретически и методически ценное.
Примечания
1. Вальгард, С. Л. Очерки психологии чтения / С. Л. Вальгард. — М. ; Л., 1931. — 112 с.
2. Залкинд, А. Б. Психоневрология и наши культурные задачи / А. Б. Залкинд // Революция и культура. — 1929. — № 4. — С. 36—42.
3. Невский, В. А. Ассоциативный эксперимент и психоанализ в библиотечном деле / В. А. Невский // Предмет и методы современной психологии. — М., 1929. — С. 78—84.
4. Невский, В. А. Для чего библиотекарю нужно иметь некоторые сведения из области психопатологии? (Значение психопатологии для библиотечной работы) / В. А. Невский // Социально-неполноценное поведение / [под ред. А. Б. Залкинда]. — М., 1929.
5. Невский, В. А. Психотерапия и ее значение в библиотечной работе / В. А. Невский // Основные направления современной психологии / [под ред. Л. С. Выготского]. — М., 1929. — С. 106—120.
ИБЛИОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ИНВАЛИДОВ
Н. С. Яковлева
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье доказывается необходимость применения библиотерапии как значимого фактора социокультурной реабилитации студентов-инвалидов Гуманитарного колледжа информационно-библиотечных технологий. Обосновывается взаимосвязь библиотерапевтической деятельности с профессиональным становлением и социокультурной реабилитацией.
Ключевые слова: библиотерапия, книга, инвалидность, социальная адаптация, образование, колледж, студент, реабилитация.
The need of application of the biblioterapy as a significant factor of the sociocultural rehabilitation of the disabled of the state budgetary institution of the secondary professional education Humanitarian college of the information and library technologies № 58, in scientific justification of the interrelation/connection of the bibliotherapeutic activity with their professional formation and sociocultural rehabilitation. Key words: bibliotherapy, book, disability, social adaptation, education, college, student, rehabilitation.
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 5 (49) сентябрь-октябрь 2012 203-208 203