УДК 621.446
С. А. Изосимова, С. Б. Иванова, И. С. Сальников, Р. И. Сальников Государственное учреждение «Институт проблем искусственного интеллекта», г. Донецк 83048, г. Донецк, ул. Артема, 118-б
ПРОБЛЕМЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ БИБЛИОТЕРАПИИ
S. A. Izosimova, S. B. Ivanova, I. S. Salnikov, R. I. Salnikov Public institution «Institute of Problems of Artificial Intelligence», Donetsk 83048, Donetsk, Artema st., 118-b
PROBLEMS OF COMPUTER BIBLIOTHERAPY
С. О. 1зоамова, С. Б. 1ванова, I. С. Сальников, Р. I. Сальнков Державна установа «1нститут проблем штучного штелекту», м. Донецьк 83048, м. Донецьк, вул. Артема, 118-б
ПРОБЛЕМИ КОМП'ЮТЕРНОТ Б1БЛЮТЕРАПИ
В статье рассматриваются особенности и характеристики библиотерапии как психотерапевтического метода и средства воздействия на психофизиологическое состояние человека. На базе анализа исторических источников приводится путь зарождения и развития данного метода. Предлагаются пути его дальнейшего совершенствования с использованием современных компьютерных средств и технологий.
Ключевые слова: библиотерапия, особенности метода, психотерапевтическая методика, литература и тексты разных жанров, возможности компьютеризации, перспективы развития, актуальные проблемы.
The article deals with features and characteristics of bibliotherapy as a psychotherapeutic method and means of influence on a person's psychophysiological condition. On the basis of the analysis of historical sources, the path of origin and development of this method is given. The ways of its further improvement using modern computer facilities and technologies are suggested.
Keywords: bibliotherapy, features of the method, psychotherapeutic technique, literature and texts of different genres, possibilities of computerization, development prospects, actual problems.
У статт розглядаються особливост та характеристики б1бл1отерапГГ як психотерапевтичного методу i засоби його впливу на психофiзiологiчний стан людини. На баз1 аналiзу юторичних джерел наводиться шлях зародження i розвитку даного методу. Пропонуються шляхи його подальшого вдосконалення з використанням сучасних комп'ютерних засобiв i технологш. Ключовi слова: б1блютерап1я, особливост1 методу, психотерапевтична методика, л1тература i тексти р1зних жанр1в, можливост1 комп'ютеризацп, перспективи розвитку та актуальн проблеми.
Каждый человек носит в себе окружающий его мир, поэтому мозг его альфа и омега, причина и следствие, болезнь и лекарство от болезни, минимум слов и максимум мысли.
Аристотель
Введение
Стремительная, насыщенная событиями современность требует от человека максимального использования физических и душевных резервов в минимальные временные сроки. В результате чего растет внутреннее напряжение и давление на личность, что чревато развитием разного рода психологических комплексов и неврозов. Поэтому безмедикаментозные компьютерные методики борьбы с негативными явлениями приобретают острое актуальное звучание в психодиагностике и их использование крайне необходимо в современном обществе.
Главной особенностью библиотерапии является то, что данный метод делает возможным построение объективной картины психофизиологического состояния личности с последующей безмедикаментозной коррекцией в индивидуальном порядке. Процесс диагностирования и коррекции осуществляется либо самим пациентом, либо внутри цепочки: врач - пациент. При этом активно используется процесс звукового восприятия пациентом психических сигналов-мотиваций, направляемых ему врачом во время чтения специального текста, сигналов, воплощенных в словах-доминантах, находящихся в теле читаемого текста. Таким образом, в библиотерапии находит свое активное применение теория распознавания речевых образов и объектов.
Исходя из вышеперечисленного, сформулированы следующие цели работы:
1) изучить степень и возможности воздействия библиотерапии как методики и терапевтического средства на психофизиологическое состояние человека;
2) показать перспективу дальнейшего использования и усовершенствования данного метода лечения в психофизиологическом диагностировании, на примере комплексной компьютерной системы психофизиологического диагностирования, интеллектуально-духовной реабилитации и безмедикаментозной терапии, разрабатываемой в Государственном учреждении «Институт проблем искусственного интеллекта».
Для этого использовались следующие научно-исследовательские методы и приемы:
- метод синкретического исторического анализа - для определения междисциплинарных связей, а также обобщения известных и апробированных терапевтических возможностей библиотерапии и возможных перспектив их развития и усовершенствования в будущем;
- метод психологического анализа, который включает в себя подбор специальной литературы, необходимой для коррекции определенного психологического состояния;
- метод художественного анализа текстов в синкретической интерпретации, т.е. в зависимости от оказываемого на личность больного терапевтического эффекта;
- прием психолингвистического тестирования и опросников;
- прием художественной персонификации - для отождествления больного с личностью автора произведения, либо художественного героя определенного текста, с целью безмедикаментозной коррекции состояния.
А также широкий спектр психофизиологических и лингвостилистических методов компьютерной лингвистики - для построения всеобъемлющей картины деструктивного состояния личности и возможных путей его безмедикаментозной компьютерной коррекции.
Ведущей в данном плане теорией является библиотерапия. Поэтому главная задача статьи состоит не только в анализе исторического пути возникновения и
Проблемы компьютерной библиотерапии И
развития этого явления, но и в определении возможных перспектив его будущего развития. Авторами был использован многогранный массив литературы, включающий в себя как Интернет-источники, так и энциклопедии, монографии ученых международного уровня разных отраслей такие, как: Н. Т. Оганесян, А. Е. Алексейчик, А. А. Осипова, М. Е. Бруно, Э. Берту и проч.
Прежде всего, необходимо четко обозначить терминологическую базу статьи -центральное понятие которой - библиотерапия. Трактовок и определений данного понятия существует множество: терминологических, операциональных и т.д. [1-4]. В широком смысле этого слова, библиотерапия представляет собой метод безмедикаментозного лечения с использованием литературных текстов в качестве одной из форм лечения словом и применяется для коррекции психических состояний с помощью направленного чтения специально подбираемой литературы, проясняющей их благодаря особому библиотерапевтическому эффекту, т.е. идентификации пациента с героями текстов, моральном вхождении в их переживания. Эффективность использования данной методики подтверждается тем, что при планомерном поэтапном ее применении у пациента наблюдается практически полное изменение картины ранее диагностируемого психического состояния: возвращается чувство уверенности в себе и своих силах, удовлетворение; уходит чрезмерная активность, нервозность и раздражительность; снижается уровень стресса и проч. Кроме того, данная методика разрешает индивидуальные неразрешенные конфликты, личностные проблемы, меняет жизненные настроения.
Библиотерапия также представляет собой психотерапевтическую методику, помогающую пациентам психологов и психотерапевтов позитивно перестраивать их собственную личность через контакт со специально подобранными различного рода литературными произведениями, помогающими нормализации и оптимизации их психики. Таким образом, библиотерапия синкретично сочетает в себе проблемы книговедения, психологии, психотерапии и психокоррекции. В основе библиопсихологической теории лежит учёт личностного аспекта взаимоотношений автора, текста и читателя.
Поскольку библиотерапия - перспективное направление безмедикаментозной терапии, требующее дальнейшей разработки и использования, а также совместного взаимодействия медработников, психологов, психотерапевтов, психиатров, библиотекарей, социологов и других представителей определенных профессий, то это даст возможность получать наиболее благоприятные результаты от использования новых библиотерапевтических методик.
В статье анализируются характерные особенности библиотерапии как метода лечебного воздействия на психику человека; история возникновения и развития данного понятия, начиная со времен древнего Египта и до наших дней. Отдельного внимания заслуживают проблемные вопросы её совершенствования в современных условиях развития компьютерных технологий и средств, а также возможные перспективы развития компьютерной библиотерапии.
Библиотерапия - история развития и практическое использование
Библиотерапия - один из древнейших методов безмедикаментозного исследования и коррекции психофизиологического состояния человеческого организма. На пути своего исторического развития он прошел множество этапов. Согласно Аристотелю, любое явление, идея, замысел или метод в общем случае проходит три стадии своего развития:
- вначале возникает, рождается, отвоевывает себе место на научном небосклоне;
- потом завоевывает международное признание;
- далее либо превращается в канон, норму, получает дальнейшую интерпретацию и развитие, либо забывается.
Этот тезис не утрачивает своей актуальности и в отношении метода библиотерапии, известного со времен древнего Египта, Рима и Греции. Согласно археологическим исследованиям, над входом в библиотеку Рамзеса II (1300 год до н.э.) находилась надпись, которая в переводе означала: «Аптека для души».
В Древнем Риме и Греции для лечения патологических состояний человека предписывалось использовать книги. В XIII веке во множестве источников упоминается использование книг в лечебных целях: например, в больницах Каира рекомендовали читать Коран как необходимую часть лечения пациентов.
В XVIII веке подобная терапия получает широкое распространение в психиатрических лечебницах Европы, а в XIX - XX вв. приходит и в Россию вместе с появлением врачей-библиотерапевтов: либропсихотерапевтов, либропсихопедиатров, эстетотерапев-тов, библиотековедов, библиопсихологов и других.
В 1916 году американский исследователь С. Крозерс впервые вводит в широкий научный обиход понятие «библиотерапия». В 1941 году определение данного термина появляется в медицинских словарях всего мира.
«Книга - не просто совокупность букв, слов и предложений, свиток, выражающий определенную мысль. Книга - это, прежде всего, источник: знаний, опыта и уникальных целебных сил организма» - цитата легендарного «отца медицины» Гиппократа сегодня звучит актуально, как никогда.
В течение столетий история и литература сохранили примеры уникального целебного воздействия книг на организм человека:
- лечить нарывы на лице чтением смешных книг - Э. Роттердамский;
- принимать по три-четыре страницы из романа Смолета или Шопенгауэра рекомендует И. Ялом в своем произведении «Шопенгауэр как лекарство»;
- лечить болезнь перелистыванием страниц книги - сказки «1001 ночи»;
- читать свои комедии преступникам «для исправления их натуры» рекомендовал Аристофан;
- Пушкин рекомендовал прочесть «Женитьбу Фигаро» для лечения хандры [5].
Уже в XVII веке Джереми Кольер пишет о большой роли книг для человека и
его психического здоровья: «Книги - наши руководители в юности и утешители в старости, поддержка одинокому, чтобы не тяготиться самим собой. Легче переносить коварство людей и обстоятельств, смиряться с заботами, справляться со страстями и разочарованиями».
Во второй половине XX века библиотерапия получает всё большее распространение в мировой медицине, в том числе и в России [6]. В советской медицине повышенный интерес к библиотерапии наблюдается в последние два десятилетия [7-12]. Библиотерапия обладает тесными синкретическими связями со следующими дисциплинами: педагогика, психология, особенного внимания заслуживает психология чтения. Потому что в практическом плане библиотерапия может выполнять как диагностические, так и терапевтические функции. Примером диагностики тревожности может служить чтение сказки А. Андерсена «Гадкий утёнок» или рассказа А. П. Чехова «Тоска».
Для различных психотерапевтических целей библиотерапии могут использоваться художественные произведения различной тематики. Спектр целей библиотерапии чрезвычайно широк и многогранен: поиск смысла своего существования, организация самопомощи при утрате, активизация внутренних ресурсов, повышение самооценки, пособие-руководство для будущих родителей и т.п.
Исторически сложилось три направления использования библиотерапии:
1) библиоведческое - библиотека для больных является фактором, отвлекающим больного от мыслей о болезни и помогающим переносить физические страдания;
Проблемы компьютерной библиотерапии И
2) психотерапевтическое - библиотерапия используется в качестве составляющей психотерапевтического лечения: подбор книг и последующая коррекция состояния проводятся врачом-психотерапевтом или психиатром, без помощи библиотекаря;
3) вспомогательное - составление специальной библиотеки с последующей коррекцией состояния больного требует участия врача-терапевта и специально обученных специалистов: врача-терапевта и библиотекаря.
Развитие данного метода не стоит на месте. На данный момент в международном научно-исследовательском пространстве существует четыре организации библио-терапевтического направления. Также издаются два журнала соответствующего направления:
- Ассоциация библиотерапии и прикладной литературы;
- Польское библиотерапевтическое товарищество;
- «Лечебные и реабилитационные библиотечные услуги» - журнал издает Американская библиотечная ассоциация в Чикаго (отдел лечебных и реабилитационных библиотечных услуг);
- «Журнал терапии поэзией» - журнал выпускается Национальной ассоциацией терапии поэзией в Нью-Йорке.
Для всестороннего ознакомления с понятием библиотерапия авторы статьи рекомендуют всем заинтересованным лицам минимальный список литературы по данному направлению и смежным вопросам. 2 источника на русском языке:
- Библиотерапия: психолого-педагогические, социальные и медицинские аспекты: библиографический указатель [Текст]. - Казань : Медицина, 2011.- 225 с.;
- Библиопсихология и библиотерапия [Текст]. - М.ШБ, 2005. - 579 с.
Дополнительной литературой могут служить две оригинальные публикации по
проблематике библиотерапии на английском языке в журналах: «Международная школа психологии» и «Журнал терапии поэзией» соответственно: «Практическая библиотерапия и исследования» и «История и перспективные исследования по библиотерапии». Среди электронных источников центральным ориентиров выступает Википедия, которая при подготовке справочной информации по библиотерапии приводит ссылки на 21 источник информации, опубликованной на русском языке.
Библиотерапия - метод психотерапии: составляющие, классификация, характерные особенности
Метод библиотерапевтической коррекции психических состояний человека представляет собой взаимодействие нескольких составляющих: врача - книг - пациента. При этом каждый из этапов этого терапевтического взаимодействия обладает собственными особенностями.
Во-первых, обязательное использование специально подбираемой литературы, назначенной пациенту библиотерапевтом. В данном процессе учитываются следующие факторы: индивидуальные особенности, общая клиническая картина заболевания, ситуативные и возрастные факторы. Что в свою очередь приводит к классификации библиотерапии по группам и разрядам: библиотерапия для детей, подростков, взрослых, пожилых - возрастной фактор; инвалидов и других групп людей -социальная библиотерапия. Специалистом, курирующим процесс безмедикаментозного лечения, составляется «библиотерапевтическая рецептура» (планы чтения), проводится совместный разбор содержания и обсуждение прочитанных книг в кругу
врач-пациент, ведутся читательские дневники и другие письменные документы и свидетельства использования библиотерапевтического метода лечения психического заболевания.
В соответствии с принципом «конкретному синдрому должен соответствовать определённый литературный текст», пациенту подбирается специальный вид литературы:
- фантастика научная способствует развитию воображения и активной жизненной позиции;
- детективная и приключенческая литература создает виртуальный мир, что способствует отвлечению человека от реальности, снижению напряжения и нервозности;
- исторические произведения помогают определять собственные жизненные цели;
- тексты религиозного и духовного содержания способствуют воспитанию более терпимого отношения к окружающим и человеколюбия;
- книги о животных благоприятствуют развитию наблюдательности, созерцательного отношения к жизни. В результате чего служат источником успокоения и удовлетворения;
- литература по искусству вызывает восхищение прекрасным миром художественного искусства, тягу к прекрасному и развивает эстетический вкус;
- любовная литература, благодаря обостренным внутренним конфликтам, катарсису чувств, отвлекает человека от различных жизненных ситуаций, снимает излишнее напряжение и тревожность;
- юмор и сатира стимулируют положительные эмоции, учат психологической защите;
- книги по самопомощи прежде всего оказывают необходимую информационную помощь, также способствуют принятию проблем и поиску путей их решения;
- рассказы, специально создаваемые медиками-литераторами для лечения и профилактики, понимания своей внутренней сущности;
- классическая художественная литература оказывает разностороннее благотворное влияние;
- публицистика: помогает правильно оценивать и воспринимать события;
- сборники афоризмов вносят порядок в психическую деятельность: систематизируют полученные знания и опыт;
- фольклор даёт психотерапевтический заряд, полученный от народной мудрости;
- сказки обладают психотерапевтическим эффектом при работе с детьми.
Вышеперечисленные параллели между жанровыми разновидностями литературы и ее коррекционными психофизиологическими функциями не исчерпывают всех библиотерапевтических возможностей мира художественной литературы. Указанный выше перечень - иллюстративный материал, малая толика которого наглядно демонстрирует поистине неограниченные возможности библиотерапии при лечении психических заболеваний человека.
В настоящее время специалистами разработаны различные схемы психогенных реакций по классам, в соответствии с которыми составлены различные каталоги литературы по проблематике библиотерапии, например: Рекомендательный указатель книг о людях (взрослых и детях), преодолевших тяжкие недуги или научившихся жить с неизлечимыми болезнями; списки художественных произведений, собранные библиотекарями об инвалидах, стариках, смерти и др., научно-популярные перечни литературы с комментариями библиотерапевтов по различным заболеваниям и другим проблемам психического здоровья.
Проблемы компьютерной библиотерапии И
Основные механизмы психотерапевтического воздействия направленного чтения заключаются в следующем: отождествление себя с героями литературных произведений; сопереживание; эмоциональная разрядка; нормализация самооценки; изменение отношения к себе и окружающим, а в результате и поведения; пробуждение оптимизма; отвлечение от грустных мыслей; помощь в преодолении физических страданий. Также необходимо отметить, что чтение поэтических произведений в большинстве случаев также является тренингом чувств. Причем, пациент-читатель острее и глубже понимает себя не только при проведении параллелей между характерами писателя и читателя, но и при их противоположности. В последнем случае целебный терапевтический эффект возрастает в несколько раз.
Традиционно специалисты-библиотерапевты выделяют две формы осуществления библиотерапии: индивидуальную: составление личного плана чтения и обсуждения нескольких произведений; групповую, когда обсуждение прочитанного произведения проводится в группе.
Библиотерапевтический метод воздействия на психику человека универсален по своей сути, поэтому он в настоящее время активно используется психологами и психотерапевтами. Дело в том, что сюжеты произведений, высказанные героями этих произведений фразы и сентенции, идеи и замыслы часто созвучны конкретным ситуациям, в которых оказался пациент, благодаря чему являются конкретным решением относительно выхода из сложившихся проблемных жизненных ситуаций.
Рекомендованные библиотерапевтами произведения при чтении насыщают пациентов позитивом, жизнелюбием, успокаивают, отвлекают, помогают избавиться от стрессов. Также способствуют демонстрации новых необъятных возможностей организма, предлагают обрести ненавязчивого и умного собеседника и даже преданного друга. При этом в целебных целях пациент сам слушает, пишет или читает, самостоятельно решая, когда открывать страницу книги и наслаждаться интересным чтением, направленным на коррекцию и стабилизацию различных психических состояний человеческой личности.
Все вышеуказанные коррекционные библиотерапевтические процессы обладают четко продуманной логически мотивированной поэтапной структурой, изначально исключающей любой фактор внезапности. Далее в статье дан конкретный анализ того, как организуются данные процессы, помогающие пациенту позитивно перестраивать собственную личность через её читабельные контакты со специально подобранными различными по жанровой тематике литературными произведениями.
Библиотерапия - психотерапевтическая методика
Библиотерапия охватывает широкий возрастной круг пациентов - детей и взрослых с проблемами эмоционального и личностного характера. Базируется на педагогически-дидактических принципах и реализуется подбором книг для разных возрастных категорий. При этом особой важностью обладает момент индивидуального подбора специалистом литературы для пациента с последующим персональным наблюдением за курсом лечения. При подборе книги для библиотерапевтического чтения необходимо учитывать три основных фактора:
- максимально возможное сходство ситуации, описываемой в книге с жизненной ситуацией пациента;
- доступность изложения текста книги: специфика знаний, фактов, позволяющих находить суть, причину явлений;
- герой произведения должен быть понятен пациенту.
Исходя из вышеперечисленного выделяют три основных задачи библиотерапии:
- психотерапевтическая: библиотерапия выступает как активный компонент психотерапевтического лечения больных неврозами и некоторой части психических больных. В данном терапевтическом процессе участвуют либо врач-психоневролог, либо психиатр без участия библиотекаря;
- библиоведческая: суть ее заключается в том, что специально подобранная библиотека играет роль фактора, отвлекающего пациента от мыслей о болезни, помогающего переносить физические страдания;
- вспомогательная: библиотерапия является равноправной частью лечебного терапевтического процесса при неврозах и соматических заболеваниях. Участвуют врач-психотерапевт и специально обученный библиотекарь.
Библиотерапия, как психотерапевтическая методика, обладает рядом достоинств: разнообразие средств художественного воздействия, длительность и сила впечатлений, возможность неоднократного повторения курса, чувства успокоения, удовольствия и радости, чувство уверенности в себе, вера в свои возможности, постоянное психическое развитие личности, открытие новых возможностей для духовного роста, укрепление силы воли и др.
Однако, существует две основные группы больных, которым лечение при помощи библиотерапии противопоказано:
1) пациенты с серьёзным расстройством психики;
2) люди, страдающие депрессией (особенно в тяжелой форме), требуют тщательного и деликатного выбора литературы для достижения необходимого терапевтического эффекта.
По степени терапевтического эффекта выделяют несколько разновидностей библиотерапии как психотерапевтического метода:
- основной метод терапии, при котором ведется учёт системы чтения книг, подобранных по определённой тематике, и дальнейшей проработкой прочитанного;
- вспомогательный метод обеспечивает решение персональных задач узкой направленности;
- нецеленаправленное средство для поднятия настроения, отвлечения пациента от навязчивых мыслей о болезни;
- целенаправленное средство, использующееся для воспитания силы воли, оптимизма, веры в себя.
Несомненно, что качество библиотерапевтического лечения и диагностики зависит в большой степени от соответствия подбора литературы для чтения тем психогенным реакциям, которые должны происходить под их воздействием в нервной системе человека и её плексусах. При этом следует избегать книг и сюжетов, в которых успех приходит к герою по воле случая, а также чрезвычайно перенасыщенной терминами и тяжелой для восприятия больного философской литературы. Специалисты-библиотерапевты также не рекомендуют включать в библио-терапевтические списки литературу жанра хоррор.
Проблемы компьютеризации библиотерапии
Из вышесказанного закономерно следует вывод о том, что библиотерапия относится к эмоциогенным средствам влияния на личность. Библиотерапия - синкретическое направление безмедикаментозной коррекции личности, поэтому ее использование допускает комплексное взаимодействие со следующими процедурами: аутогенные тренировки, аромотерапия, музыкотерапия, цветотерапия, имаготерапия, кинотерапия, изотерапия и ряд других методов регуляции и саморегуляции.
Проблемы компьютерной библиотерапии И
Несмотря на многочисленные исследования, в сфере библиотерапии ещё много неясного и непонятного, воздействие многих факторов не изучено, мозг продолжает хранить свои тайны и в том числе тайны интеллектуальной деятельности, причин возникновения и лечения разного рода психических болезней и тревожных состояний. Наглядным примером этому является результат работы американских учёных по восстановлению интеллектуальной способности у десяти пациентов с ранними стадиями болезни Альцгеймера или предшествующими им заболеваниями, широко освещаемый в международных СМИ.
Лечение пациентов проводилось с использованием протокола МЭНД, было основано на современных данных о коннектоме или совокупности всех нейрональ-ных связей, на результатах экспериментов с трансгенными животными и на эпидемиологических исследованиях эффекты различных видов монотерапии.
Протокол МЭНД состоит из 36 пунктов, включающих следующие комплексные воздействия на организм пациента: глубокую коррекцию диеты, стимуляцию мозга, физические упражнения, нормализацию сна, специфические фармпрепараты, витамины, фитотерапию и различные дополнительные индивидуальные воздействия, необходимые каждому конкретному пациенту. Курс терапии, на момент подачи данной информации в СМИ, длился 22 месяца. У всех участников экспериментов наблюдалось улучшение мыслительных функций. Большинство пациентов снова смогли заниматься повседневными делами, узнавать людей и предметы. Несколько человек вернулись к работе, а у одного пациента восстановился творческий навык игры на гитаре.
Показательно, что у двух пациентов перестали наблюдаться состояния, связанные с болезнью Альцгеймера и сам диагноз утратил актуальность. Таким образом, ученые смогли купировать и обратить вспять снижение уровня интеллекта у группы людей с заболеванием психического характера. Вышеизложенные факты являются прямым доказательством того, что данный шаг - дело непростое, комплексное и многофакторное, не так просто восстанавливать утерянные функции интеллекта и даже простой мыслительной деятельности.
В Государственном учреждении «Институт проблем искусственного интеллекта» имеется опыт исследований разработки и построения комплексной компьютерной системы психофизиологического диагностирования, интеллектуально-духовной реабилитации и безмедикаментозной терапии. При разработке программных средств компьютеризации проекта были использованы алгоритмы тестирования и обработки получаемой при тестировании информации, заложенные в каждой конкретной методике изучения и диагностирования психофизиологических состояний и методиках психологических состояний и психологического тестирования и тестах определения асимметрии мозга. Естественно, что такой же аналогичный подход должен быть использован и при компьютеризации библиотерапевтических процессов, если мы преследуем цель максимального освобождения врача-библиотерапевта от непосредственного участия в лечебном процессе, где будет предоставлена максимальная свобода пациенту в выборе тех или иных книг для чтения в рамках библио-терапевтического процесса.
Системный характер комплекса текстов библиотерапевтического чтения будет обеспечиваться выбором самого пациента из предоставленного ему компьютерного комплекса тестов большого разнообразия и возможностями их автоматизированного получения в виде компьютерных форм предоставления информации из базы всех текстов или в форме распечатанных книг заказанного формата и заявленного шрифта,
т.е. обычных или специальных книг для чтения в лечебных целях. В этом случае уже сам процесс участия пациента в подборе текстов для чтения будет оказывать положительное влияние на его психику и производить корректирующее воздействие на мозговые структуры и их функционирование.
В случаях использования компьютерных форм библиотерапии пациент имеет возможность обращаться с читаемыми текстами, получив их машинные или бумажные копии, как ему угодно: исправлять, подчёркивать, зачёркивать и т.п. Что может служить в качестве специфической формы включения пациента в творческий интеллектуальный процесс, весьма ценный для терапевтического воздействия на организм человека. Этот шаг весьма трудно осуществлять без использования компьютерных технологий.
Что касается глубокой автоматизации осуществления диагностических и библиотерапевтических процессов на базе использования компьютерных технологий и современной робототехники, то здесь ещё очень много нерешённых проблем как методологического, так и системного характера.
Разработанная в ГУ ИПИИ система позволяет пациенту проводить самодиагностику состояния своих психотерапевтических процессов только на уровне валеоло-гического здоровья и получать библиотерапию первоначального характера под его личным управлением даже без присутствия врача, но не охватывает библиотерапию при конкретных нозологических единицах, синдромах и состояниях, таких, например, как неврастения, психосоматические нарушения, психозы, помощи в жизненных ситуациях и др.
Результаты такого взаимодействия пациента или диагностируемого с машиной должен оценивать врач и определять дальнейший ход лечебного процесса, связанного с библиотерапией.
Заключение
Библиотерапия является одним из наиболее известных методов и направлений безмедикаментозной психотерапии и его необходимо развивать и рационально использовать во благо нуждающихся в такого рода лечении пациентов.
Дальнейшее развитие библиотерапии лежит в более активном и широком ее использовании в процессах современных компьютерных технологий и средств. В статье намечен и продемонстрирован один из возможных путей такого развития библиотерапии, используя возможности ранее исследуемой, разработанной при участии авторов, экспериментальной комплексной компьютерной системы психофизиологического диагностирования, интеллектуально-духовной реабилитации и безмедикаментозной терапии; расширив способы использования разработанных и разрабатываемых библиотерапевтических стихотворных и прозаических текстов универсального содержания пациентами, проходящими диагностирование.
Перспективы такого рода использования библиотерапевтических текстов заключаются в возможности коррекции отдельных компонентов психического статуса здоровья пациентов до нормального состояния и таким образом в целом улучшения общего валеологического состояния их, как получающих безмедикаментозное лечение от чтения стихотворных и прозаических текстов, хранящихся в базе знаний компьютерной системы библиотерапии.
Компьютерная безмедикаментозная библиотерапия - один из самых ярких инновационных методов современной психотерапии, требующий дальнейших разработок и исследований. Данная статья является первой в серии комплексных исследований, проводимых авторами на базе ГУ ИПИИ.
Проблемы компьютерной библиотерапии И
Список литературы
I. Дрешер Ю. Библиотерапия: теория и практика [Текст] / Ю. Дрешер // Первое сентября. - 2002. -№ 13 [Электронный ресурс] . - Режим доступа: http://lib.1september.ru/2002/13/1.htm
2 Осипова А. А. Общая психокоррекция [Текст] / А.А. Осипова. - М. : ТЦ «Сфера», - 2001. - С. 512.
3. Психотерапевтическая энциклопедия [Текст]. - СПб, Питер. - 2006. - С. 994.
4. Дрешер Ю. Н. Библиотерапия: теория и практика [Текст] / Дрешер Ю.Н. - СПб. : Профессия. -2008. - 269 с.
5. Алексейчик А. Е. Библиотерапия [Текст] / А.Е. Алексейчик // Руководство по психотерапии / Под ред. В. Е. Рожнова. - Томск : Медицина, 1985. - С. 304-319. (Сохранена пунктуация первоисточника) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://biblioterapia.psi911.com/st003 .htm6.
6. Библиотерапия : [опыт работы областной научной медицинской библиотеки (г. Тверь)] [Текст] // Библиотекарь. - 1991. - № 9. - С. 51-54.
7. Бурно М. Е. Клиническая психотерапия [Текст] / Бурно М.Е. - Москва. - АП: ДК. - 2006. - 222с.
8. Дрешер Ю. Книга как инструмент библиотерапии [Текст] / Ю. Дрешер // Школьная библиотека. -2012. - № 6/7. - С. 129-134..
9. Библиотерапия : [материалы семинаров] [Текст] / Ин-т психотерапии и клинической психологии (ИПиКП) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.psyinst.ru/seminar.php?id=220.
10. Берту Э. Книга как лекарство: скорая литературная помощь от А до Я [Текст] / Э. Берту, С. Элдеркин. - Москва : Синдбад. - 2016.-490 с.
II. Сальников, И. С. Проблемы и перспективы глубокой автоматизации и роботизации компьютерных технологий [Текст] / И. С. Сальников, С. Б. Иванова, Р. И. Сальников // Проблемы искусственного интеллекта. - 2018. - № 1 (8). - С. 33- 40.
12. Библиопсихология и библиотерапия [Текст]. - Москва : ШБ. - 2005.-479 с.
References
I. Dresher Y.U. Biblioterapiya: teoriya i praktika [Bibliotherapy: Theory and Practice]. Pervoye sentyabrya [First of September], 2002, No. 13 [Elektronnyy resurs], Rezhim dostupa: http://lib.1september.ru/2002/13/1.htm
2 Osipova A. A. Obshchayapsikhokorrektsiya [General psychocorrection], M., TTS «Sfera», 2001. pp. 5-12.
3. Psikhoterapevticheskaya entsiklopediya [Psychotherapeutic encyclopedia], SPb, Piter, 2006, p. 994.
4. Dresher Y. N. Biblioterapiya: teoriya i praktika [Bibliotherapy: theory and practice ]. SPb. : Professiya. 2008. 269 p.
5. Alekseychik A. Ye. Biblioterapiya [Bibliotherapy]. Rukovodstvo po psikhoterapii [Guide to psychotherapy] / Pod red. V. Ye. Rozhnova, Tomsk: Meditsina, 1985, pp. 304-319. (Sokhranena punktuatsiya pervoistochnika) [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa:
http://biblioterapia.psi911 .com/st003 .htm6.
6. Biblioterapiya: [opyt raboty oblastnoy nauchnoy meditsinskoy biblioteki (g. Tver')] [Bibliotherapy: [experience of the regional scientific medical library (Tver)]. Bibliotekar' [Librarian], 1991, No. 9, pp. 51-54.
7. Burno M. Ye. Klinicheskayapsikhoterapiya [Clinical Psychotherapy], Moskva, AP: DK, 2006, 222 p.
8. Dresher YU. Kniga kak instrument biblioterapii [The book as an instrument of bibliotherapy]. Shkol'naya biblioteka [School Library], 2012, No. 6/7, pp. 129-134.
9. Biblioterapiya: [materialy seminarov] [Bibliotherapy: [materials of seminars]] / In-t psikhoterapii i klinicheskoy psikhologii (IPiKP) [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: http://www.psyinst.ru/seminar.php?id=220.
10. Bertu E., Elderkin S. Kniga kak lekarstvo: skoraya literaturnaya pomoshch' ot A do YA [The book as a medicine: an early literary help from A to Z], Moskva , Sindbad, 2016, 490 p.
II. Sal'nikov I. S. Ivanova S. B., Sal'nikov R. I. Problemy i perspektivy glubokoy avtomatizatsii i robotizatsii komp'yuternykh tekhnologiy [Problems and Perspectives of Deep Automation and Robotization of Computer Technologies]. Problemy iskusstvennogo intellekta [Problems of Artificial Intelligence], 2018, No. 1 (8), pp. 33- 40.
12. Bibliopsikhologiya i biblioterapiya [Bibliopsychology and bibliotherapy], Moskva , SHB, 2005, 479 p.
RESUME
S. A. Izosimova, S. B. Ivanova, I. S. Salnikov, R. I. Salnikov Problems Of Computer Bibliotherapy
Background, initial data: bibliotherapy is a method of drug-free treatment using literary texts of various genres as one of the forms of word treatment. Used to correct mental states of patients by directional reading of specially selected literature, acting on the human body due to its bibliotherapeutic effect. On the other hand, bibliotherapy can be considered as a psychotherapeutic technique that helps patients of psychologists and psychotherapists to positively rebuild their own personality through contact with the texts of literary works and literary characters, normalizes and optimizes their psyche. The method of bibliotherapy syncretically combines the characteristic features of bibliology, psychology, psychotherapy and psychocorrection. Methods and approaches of biblio-therapy have evolved and improved over the centuries, from ancient Rome, Egypt and Greece to the present.
Materials and methods: the article used the following research methods and techniques: the method of syncretic historical analysis, the method of psychological analysis, the method of artistic analysis of texts in syncretic interpretation, the reception of psycholinguistic testing and questionnaires, the reception of artistic personification, and also a wide range of psycho-physiological and linguistic methods of computer linguistics.
Results: the research development of the complex computer system of psycho-physiological diagnosis, intellectual-spiritual rehabilitation and drug-free therapy was proposed.
Conclusion: the proposed scientific and technical development of an integrated computer system of psychophysiological diagnosis, intellectual and spiritual rehabilitation and drug-free therapy establishes the mechanisms of psychotherapeutic influence of bibliotherapy on a person's psychophysiological state.
The obtained results create the necessary prerequisites for further development and wider use of the method of bibliotherapy.
РЕЗЮМЕ
С. А. Изосимова, С. Б. Иванова, И. С. Сальников, Р. И. Сальников Проблемы компьютерной библиотерапии
История вопроса, исходные данные: библиотерапия - метод безмедикаментозного лечения с использованием литературных текстов различных жанров в качестве одной из форм лечения словом. Применяемого для коррекции психических состояний пациентов с помощью направленного чтения специально подбираемой литературы, действующей на организм человека благодаря своему библиотерапевтическому эффекту. С другой стороны, библиотерапию можно рассматривать как психотерапевтическую методику, помогающую пациентам психологов и психотерапевтов позитивно перестраивать собственную личность благодаря контакту с текстами читаемых литературных произведений и литературными героями, нормализует и оптимизирует их психику. Методика библиотерапии синкретично сочетает в себе характерные особенности книговедения, психологии, психотерапии и психокоррекции. Методы и подходы библиотерапии развивались и совершенствовались на протяжении веков, начиная с Древнего Рима, Египта и Греции и до настоящего времени.
Проблемы компьютерной библиотерапии И
Материалы и методы: в статье использовались следующие научно-исследовательские методы и приемы: метод синкретического исторического анализа, метод психологического анализа, метод художественного анализа текстов в синкретической интерпретации, прием психолингвистического тестирования и опросников, прием художественной персонификации. А также широкий спектр психофизиологических и лингвостилистических методов компьютерной лингвистики.
Результаты: предложена научно-исследовательская разработка комплексной компьютерной системы психофизиологического диагностирования, интеллектуально-духовной реабилитации и безмедикаментозной терапии.
Заключение: предложенная научно-техническая разработка комплексной компьютерной системы психофизиологического диагностирования, интеллектуально-духовной реабилитации и безмедикаментозной терапии устанавливает механизмы психотерапевтического влияния библиотерапии на психофизиологическое состояние человека.
Полученные результаты создают необходимые предпосылки для дальнейшего развития и более широкого использование метода библиотерапии.
Статья поступила в редакцию 12.04.2018.