Научная статья на тему 'Библиотерапия как средство развития коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста'

Библиотерапия как средство развития коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
865
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / БИБЛИОТЕРАПИЯ / БИБЛИОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / COMMUNICATION SKILLS / BIBLIOTHERAPY / BIBLIOTHERAPEUTIC PROCESS / JUNIOR SCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бажук О.В.

В статье рассматривается одно из направлений арт-терапии библиотерапия как способ психолого-педагогического воздействия на младшего школьника с помощью чтения специально подобранной литературы. Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время основной формой проведения досуга детьми является времяпровождение в социальных сетях. Это свидетельствует о необходимости поиска новых методов, которые будут способствовать всестороннему развитию личности ребенка в учебно-воспитательной деятельности. На основе теоретического обучение анализа психолого-педагогической литературы в статье представлены разработанные некоторых рекомендации для педагогов, психологов и родителей по организации занятий с элементами библиотерапии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIBRARY THERAPY AS A MEANS OF DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE ABILITIES OF CHILDREN OF YOUNGER SCHOOL AGE

The article deals with one of the directions of art therapy-bibliotherapy, as a way of psychological and pedagogical impact on the younger student by reading specially selected literature. The relevance of this topic is due to the fact that currently the main form of leisure activities for children is spending time in social networks. This indicates the need to find new methods that will contribute to the comprehensive development of the child's personality in educational activities. On the basis of theoretical and practical analysis of psychological and pedagogical literature, the article presents the developed practical recommendations for teachers, psychologists and parents on the organization of classes with elements of bibliotherapy.

Текст научной работы на тему «Библиотерапия как средство развития коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста»

УДК 159.9

БИБЛИОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

О.В. Бажук

Аннотация. В статье рассматривается одно из направлений арт-терапии - библиотерапия как способ психолого-педагогического воздействия на младшего школьника с помощью чтения специально подобранной литературы. Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время основной формой проведения досуга детьми является времяпровождение в социальных сетях. Это свидетельствует о необходимости поиска новых методов, которые будут способствовать всестороннему развитию личности ребенка в учебно-воспитательной деятельности. На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы в статье представлены разработанные рекомендации для педагогов, психологов и родителей по организации занятий с элементами библиотерапии.

Ключевые слова: коммуникативные способности, библиотерапия, библиотерапевтический процесс, младший школьный возраст.

LIBRARY THERAPY AS A MEANS OF DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE ABILITIES OF CHILDREN OF YOUNGER SCHOOL AGE

O. Bazhuk

Abstract. The article deals with one of the directions of art therapy-bibliotherapy, as a way of psychological and pedagogical impact on the younger student by reading specially selected literature. The relevance of this topic is due to the fact that currently the main form of leisure activities for children is spending time in social networks. This indicates the need to find new methods that will contribute to the comprehensive development of the child's personality in educational activities. On the basis of theoretical and practical analysis of psychological and pedagogical literature, the article presents the developed practical recommendations for teachers, psychologists and parents on the organization of classes with elements of bibliotherapy.

Keywords: communication skills, bibliotherapy, bibliotherapeutic process, Junior school age.

В настоящее время проблема коммуникативного развития школьников актуальна в педагогике, психологии и практике школы, так как, несмотря на сильную занятость детей в различных учреждениях дополнительного образования, развитие коммуникативных способностей происходит не на должном уровне. Причиной этому является то, что одной из основных форм проведения досуга детьми является времяпровождение в социальных сетях. Это свидетельствует о необходимости поиска путей, средств, методов, которые будут способствовать развитию коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста в учебно-воспитательной деятельности.

Исследованием данной проблемы в отечественной педагогике занимались такие авторы, как А.А. Бодалев, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, А.В. Мудрик, В.С. Мухина, Г.М. Андреева, М.И. Лисина, С.Ф. Ильичев и другие.

Однако, анализ психолого-педагогической литературы показывает, что данная проблема в рамках педагогики начального обучения изучена

слабо, так как в основном разрабатывалась применительно к педагогике высшей школы и средней ступени школьного образования, что ещё раз подчеркивает её актуальность.

В своём исследовании в качестве коммуникационного ресурса мы рассматриваем библиотерапию: «в лице книги ребёнок получает адаптивного и комфортного для него коммуникатора, который не оттолкнёт, не обидит и не обманет. Книга всегда способна разомкнуть детское одиночество, давая возможность диалога с героями и автором» [4, с.36].

В настоящее время существуют различные подходы и определения термина «библиотерапия».

Так, например, учёные из Санкт-Петербургского государственного университета дают следующее определение данному термину: библиотерапия - это комплексная научная дисциплина, которая рассматривает чтение специально подобранных текстов в качестве лечебных методов психологической коррекции личности [6, с.68].

В рамках докторской диссертации «Профессиональная подготовка

библиотерапевтов в системе непрерывного образования» Ю.Н. Дрешер рассматривала библиотерапию как средство формирования у человека навыков и способностей противостоять неординарным ситуациям.

Несмотря на различные толкования данного термина, можно выделить общее положение, объединяющее определения разных учёных: библиотерапия находится на стыке наук - психологии, библиотековедения и медицины.

В психологии библиотерапия

рассматривается как вид коммуникационной деятельности, посредством которой реципиент получает новую информацию, необходимую для выполнения какой-либо деятельности.

В библиотековедении библиотерапия выступает как одно из направлений педагогики чтения.

В медицинском аспекте данный метод применяется по отношению к пациентам с лечебными целями и поэтому рассматривается как часть психотерапии [1, с. 158].

В развитии детей младшего школьного возраста книга играет особую роль, поскольку с ее помощью происходит становление творческого мышления и воображения ребенка, обогащение его духовного мира. В процессе чтения у детей развиваются культурные навыки и речь, расширяется словарный запас, обогащаются представления о себе и об окружающем мире в целом.

В программных документах (ФГОС НОО) на ступени начального образования большое внимание уделяется всестороннему развитию личности, что возможно за счет духовно-нравственного воспитания обучающихся, формирования эмпатии, становления личностных качеств: любознательности, активности, способности слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение и др.

Все представленные выше направления могут получить эффективное развитие, если использовать в образовательном процессе начальной школы библиотерапию - способ психолого-педагогического воздействия на младшего школьника с помощью чтения специально подобранной литературы. В процессе работы с литературными произведениями герои книг и связанные с ними чувства восполняют у учащихся недостаток собственных представлений о людях и событиях, заменяют тревожные мысли на положительные эмоции.

Занятия с использованием метода библиотерапии могут проводиться как в урочное, так и внеурочное время как в образовательных организациях, так и в культурных, социальных учреждениях. Организаторами таких занятий выступают педагоги и библиотекари совместно с психологами, которые берут на себя функции построения структуры библиотерапевтического воздействия и проведения диагностических исследований личностного развития

обучающихся.

Библиотерапевтический процесс имеет некоторую структуру:

1) самоподготовка психокорректора.

На данном этапе психокорректор знакомится со списком литературы, рекомендуемым для прочтения учащимся младшего школьного возраста, а также с самими книгами, которые имеются в библиотеке школы. Также на данном этапе рекомендуется составлять для себя краткие аннотации с выписками, как на отдельные разделы, главы, так и на отдельные книги, в которых фиксируются наиболее важные, яркие темы, мысли, проблемы произведений, личностные особенности авторов. Кроме того, можно создать отдельную библиотеку из книг, в которых учащемуся разрешается делать пометки на полях, что облегчает его диагностику.

2) Ориентировка в возможностях библиотерапии и ее жанров.

На данном этапе в рамках первого занятия с учащимися можно использовать следующие формы работы: подготовка и знакомство учащихся с книжной выставкой; анализ рассказа «Заветное желание» с целью изучения мотивации общения; тренинговые упражнения на знакомство и сплочение; беседа по вопросам, например:

- «Назовите пять ваших любимых книг»;

- «Какие книги произвели на вас в жизни наибольшее впечатление? Почему?»;

- «Какие книги оказали на вас наибольшее влияние?»;

- «Какие авторы (персонажи книг), по вашему мнению, наиболее на вас похожи, или на кого хотели бы быть похожими вы?» и др.

3) Составление списка произведений.

Опираясь на информацию, полученную от

учащихся на втором этапе, составляется и утверждается (учителем литературы, психологом школы) тематический план, представленный перечнем произведений и мероприятий.

4) Выработка системы чтения.

Данный этап включает в себя работу согласно тематическому плану, утверждённому на предыдущем этапе. При разработке и дальнейшей

реализации занятий используются различные библиотерапевтические техники:

- громкие чтения литературных произведений (небольшие по объему произведения или отдельные главы зачитываются во время групповых занятий, что облегчает процесс восприятия произведения); работа в формате «киноклуба». Экранизация произведений способствует максимальному восприятию информации, вызывает интерес как к самому произведению, так и к автору [5, с.85].

При организации групповых занятий с использованием метода библиотерапии рекомендуется учитывать читательские интересы всех участников группы. Кроме этого, группа, которой ведущий подбирает небольшие по объему произведения, должна состоять из 5 - 8 человек. После прочтения текста в группе проводится дискуссия, в результате которой определяется отношение участников к прочитанному произведению, выявляются особенности межличностных отношений, пробуждается познавательный интерес. Особое место в обсуждении занимает то, что участники, рассуждая над поведением литературных героев, проецируют свое отношение к целому ряду проблем [3, с.6].

Также учёные-исследователи в данной области считают, что каждый человек участвующий в работе по данному направлению ставит перед собой задачи, которые можно разделить на ближайшие и отдалённые.

К ближайшим задачам относятся:

- «уход в книгу» или отвлечение с помощью чтения от психотравмирующей ситуации;

- изменение «прейскуранта ценностей» или дезактуализация жизненных переживаний;

- «новый идеал» или выработка более эффективной стратегии поведения.

К отдалённым задачам относятся:

- выработка оптимистического взгляда на жизнь;

- гибкость, изменение реакций на трудные жизненные ситуации;

- улучшение контакта с окружающими людьми;

- способность встать на место другого человека, посмотреть на ситуацию с его точки зрения;

- не «выплескивать» отрицательные эмоции, вызванные неприятным для вас человеком, на близких людей и др. [5, с.80].

Кроме того, в учебно-воспитательном процессе с элементами библиотерапии возможно

использование различных форм проведения занятий и техник.

К формам групповой библиотерапии относятся: литературные встречи, викторины и вечера, библиотечные уроки, театрализованные мероприятия, кружки громкого чтения и др.

Среди основных библиотерапевтических техник можно выделить: громкое чтение литературного произведения, пересказ прочитанного произведения от первого лица и от имени различных персонажей, иллюстрирование литературного произведения, коллажи, письма, стихотворения, рассказы на заданную тему, сочинение, проигрывание сцен или эпизодов произведений.

Таким образом, библиотерапия, благотворно влияя на коммуникативную сферу детей младшего школьного возраста, способствует их личностному и творческому развитию, расширению кругозора, повышению

образовательного уровня, улучшению физического и психического состояния. Кроме этого, данное направление артпсихологии позволяет объединить познавательные интересы учащихся и профилактические, коррекционные задачи психологов, логопедов, что позволяет осуществлять естественное и безболезненное вмешательство взрослого в психику ребенка с целью его развития [2, с.210].

На основе анализа психолого-педагогической литературы, практических занятий с учащимися нами I были составлены I рекомендации для педагогов, психологов и родителей по организации занятий с элементами библиотерапии:

1. Проанализируйте проблему, попытайтесь понять чувства и переживания ребенка, посмотрев на ситуацию с детской точки зрения.

2. Сформулируйте основную идею литературного произведения. Определите, какие мысли вы хотите сообщить ребенку.

3. Начните занятие с представления героя, с рассказа о его проблемах, которые должны быть похожими на проблемы ребенка.

4. Расскажите об общих положительных чертах характера, присущих как героям книги, так и непосредственно самому ребенку.

5. После прочтения книги (отрывка, главы) вместе с ребенком проанализируйте конфликт, делая акцент на успешных способах решения данной ситуации.

6. Наблюдайте за реакцией ребенка, которая может быть различной: от полной отстраненности и потери интереса, до активного участия и

постоянного желания задавать вопросы, подсказывать, комментировать.

7. Стремитесь говорить понятно, а длительность чтения определяйте устойчивостью внимания и интересом ребенка.

8. По завершению занятия обязательно подчеркните то, что литературный герой, несмотря на различные обстоятельства, нашел выход из затруднительного положения, а всё его окружение очень гордилось тем, что он проявлял настойчивость и терпеливо шел к победе.

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить то, что при всём обилии литературы, написанной в наши дни в поддержку библиотерапии, наличия многих организаций в стране, занимающихся вопросами чтения, проведения конференций по этой теме, в том числе касающихся подрастающего поколения, многое остаётся неизвестным, что говорит о необходимости дальнейшей исследовательской деятельности в данной области.

Литература:

1. Балашова Е.В. Библиотерапия: компенсаторное чтение художественной литературы / Е.В. Балашова. - М.: БМЦ, 2009. - 249 с.

2. Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативных и регулятивных УУД на уроке и во внеклассной работе / Н.И. Дереклеева. - Москва, 2012. - 303 с.

3. Жукова В.И. Библиотерапия: история и современность / В.И. Жукова // Сила печатного слова. -Ростов н/Д, 2012. - С. 5-10.

4. Карташев Н.В. Лечебная педагогика в контексте развития образования / Н.В. Карташев. -Орехово-Зуево, 2015. - 215 с.

5. Кабачек О.Л. Сказка в век компьютера: Методическое пособие в помощь библиотекарям и педагогам, работающим с детьми младшего и школьного возраста / О.Л. Кабачек. - Москва: Либерея, 2001. - 208 с.

6. Клименко К.В. Коррекционный метод -сказкотерапия. Гуманитарный трактат // К.В. Клименко. - 2017. - № 18. - С. 67-75.

Сведения об авторе:

Бажук Оксана Владимировна (г. Тара, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и развития образования Филиала ОмГПУ в г. Таре, e-mail: bajuk141183@mail.ru

Data about the author:

O. Bazhuk (Tara, Russia), Candidate of Pedagogical Sciences, associate Professor, associate Professor of pedagogy and education development Department of Omspu branch in Tara, e-mail: bajuk141183@mail.ru

Статья поступила в редакцию 28.10.2019 19.00.07 - Педагогическая психология

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.