¿^г ИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОРИЕНТИРЫ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ СТАНДАРТИЗАЦИЮ. БАКАЛАВРИАТ
УДК 02+378
https://doi.org/10.24412/1997-0803-2021-5103-156-163 Н. В. Лопатина1, Г. А. Алтухова2
Московский государственный институт культуры, Химки, Московская область, Российская Федерация, e-mail: [email protected], e-mail:[email protected]
Аннотация: Статья представляет новую основную профессиональную образовательную программу Московского государственного института культуры по направлению подготовки 51.03.06 - Библиотечно-информационная деятельность, разработанную и внедрённую в 2021 году на основе проекта профессионального стандарта «Специалист по библиотечно-информационной деятельности». Представленно обоснование данного подхода, позволяющего решить актуальные проблемы взаимодействия библиотечной профессии и библиотечного образования как ключевых элементов библиотечной отрасли. Основная профессиональная образовательная программа рассматривается как экспериментальное проектное решение, направленное на целенаправленный поиск и применение новых инструментов педагогического проектирования в библиотечном образовании в условиях профессиональной стандартизации. В статье раскрывается система профессиональных компетенций, введённая в МГИК в качестве планируемого результата подготовки бакалавров библиотечно-информационной деятельности. Определены цели и педагогические условия реализации разработанной программы подготовки.
Ключевые слова: библиотечное образование, библиотечно-информационная деятельность, библиотечная профессия, библиотекарь, профессиональный стандарт, Московский государственный институт культуры, профессиональные компетенции, педагогическое проектирование.
Для цитирования: Лопатина Н. В., Алтухова Г. А. Библиотечно-информационное образование: ориентиры на профессиональную стандартизацию. Бакалавриат // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2021. № 5 (103). С. 156-163. https:// doi.org/:10.24412/1997-0803-2021-5103-156-163
ЛОПАТИНА НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА - доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой библиотечно-информационных наук Московского государственного института культуры
LOPATINA NATALIA VIKTOROVNA - D.Sc. in Pedagogic Sciences, Full Professor, Head of the Department
of Library and Information Sciences, the Moscow State Institute of Culture АЛТУХОВА ГАЛИНА АЛЕКСЕЕВНА - доктор педагогических наук, профессор кафедры библиотечно-
информационных наук Московского государственного института культуры ALTUKHOVA GALINA ALEKSEEVNA - D.Sc. in Pedagogic Sciences, Professor at the Department of Library and Information Sciences, the Moscow State Institute of Culture
© Лопатина Н. В., Алтухова Г. А., 2021
LIBRARY AND INFORMATION EDUCATION: GUIDELINES FOR PROFESSIONAL STANDARDIZATION. BACHELOR COURSE
Natalia V. Lopatina1, Galina A. Altukhova2
Moscow State Institute of Culture, Khimki City, Moscow Region, Russian Federation, e-mail: [email protected], e-mail: [email protected]
Abstract: The article presents a new basic professional educational program of the Moscow State Institute of Culture in the field of training 51.03.06 - Library and information activities, developed and implemented in 2021 on the basis of the draft professional standard "Specialist in library and information activities". The presented substantiation of this approach, which allows solving the actual problems of interaction between the library profession and library education as key elements of the library industry. The main professional educational program is considered as an experimental design solution aimed at purposeful search and application of new pedagogical design tools in library education in the context of professional standardization. The article reveals the system of professional competencies introduced in the IPCC as a planned result of training bachelors in library and information activities. The objectives and pedagogical conditions for the implementation of the developed training program are defined.
Keywords: library education, library and information activity, library profession, librarian, professional standard, Moscow State Institute of Culture, professional competencies, pedagogical design.
For citation: Lopatina N. V., Altukhova G. A. Library and information education: guidelines for professional standardization. Bachelor course. The Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts (Vestnik MGUKI). 2021, no. 5 (103), pp. 156-163. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/ 1997-0803-2021-5103-156-163
2021 год прошёл для профессионального библиотечного сообщества под знаком разработки и обсуждения проекта профессионального стандарта «Специалист по библио-течно-информационной деятельности» [4]. В настоящее время данный документ находится на стадии рассмотрения, предваряющей его утверждение, но уже сегодня можно говорить о том, что созданный командой разработчиков и обсуждённый профессиональным сообществом проект выступает рабочим инструментом, который позволил упорядочить представления о структуре библиотечной профессии, позициях в ней отдельных трудовых действий, необходимых компетенциях. Это имеет огромное значение для современной системы библиотеч-но-информационного образования, для которой не обозначены ориентиры подготовки библиотечных специалистов и, следователь-
но, остаются невнятными, эклектичными проектируемые педагогические результаты. В этих условиях, принимая участие в разработке проекта профессионального стандарта, сотрудники Московского государственного института культуры, заручившись поддержкой представителей практики, разработали основную профессиональную образовательную программу (ОПОП) по направлению подготовки 51.03.06 - Библио-течно-информационная деятельность, в основу которой были положены ориентиры профессиональной стандартизации [2].
Представляя в этой статье наши разработки, мы хотели бы отметить, что ОПОП по направлению подготовки 51.03.06 - Биб-лиотечно-информационная деятельность, разработанная на основе соответствующего ФГОС [7] и введённая в образовательный процесс в 2021 году, является своего рода
экспериментальным проектным решением, которое призвано:
• во-первых, подтвердить гипотезу о новых возможностях, предоставляемых профессиональными стандартами для библиотечной отрасли в части гармонизации институтов библиотечной профессии (библиотечной практики) и библиотечного образования;
• во-вторых, создать доказательную практику, реализующую целенаправленный поиск и применение новых инструментов педагогического проектирования в библиотечном образовании и подтверждающую позитивный характер и эффективность новых решений для всех участников образовательного процесса и для отрасли в целом.
Курьёзность существующей ситуации заключается в том, что модернизированная и усовершенствованная система Федеральных государственных образовательных стандартов по укрупнённой группе 51.00.00 - Культуроведение и социокультурные проекты (то, что в обыденных практиках высшего образования называется «стандарты 3++») регламентирует соответствие действующим профессиональным стандартам, которые в данной сфере ещё проходят либо «нулевой цикл» (стадию осмысления необходимости), либо стадию разработки. Для библиотечного образования в качестве таких ориентиров предписано использовать профстандарты «сопредельных» областей трудовой деятельности, которые одни из немногих существовали на момент принятия ФГОС. Тем не менее в настоящее время они уже не способны очертить круг трудовых действий и соответствующих им компетенций, которые хотя бы в минимальной степени отвечают потребностям отрасли, рынка труда, структуре профессии, действующим квалификационным системам
должностей и т.п. Это и является основной проблемой реализации ФГОС в библиотеч-но-информационном образовании, которая должна разрешиться в результате утверждения профессионального стандарта «Специалист по библиотечно-информационной деятельности» и которая в настоящее время решается запросами представителей отраслевой практики нашему вузу.
Организационно-педагогические условия реализации ОПОП в МГИК, обусловленные контрольными цифрами приёма, анализ потребностей регионального рынка труда, изучение карьерных траекторий выпускников, работающих в условиях мегаполиса и приближённого региона, обусловили отсутствие профилирования в подготовке будущих бакалавров библиотечно-информационной деятельности. Выбор общего профиля подготовки в соответствии с ФГОС предполагает формирование специалиста, готового ко всем трудовым функциям, определённым профессиональным стандартам. Именно это и стало основой для разработки набора профессиональных компетенций для нашей ОПОП.
Основой ОПОП выступила система профессиональных компетенций (ПК), которая главным образом соответствует обобщённым трудовым функциям, регламентируемым проектом профессионального стандарта [4]. ОТФ, соответствующие уровню квалификации 6, отражены в следующих базовых профессиональных компетенциях и чётко декомпозируются индикаторами, которые отвечают трудовым функциям и трудовым действиям:
• ПК «Готов к библиотечно-инфор-мационному обслуживанию пользователей» (ПК-4) соответствует ОТФ А «Биб-лиотечно-информационное обслуживание пользователей»;
• ПК «Готов к работам по формированию, организацию и сохранению библиотечного фонда» (ПК-5) соответствует ОТФ В «Формирование, учёт и обработка библиотечного фонда» и ОТФ С «Организация и сохранение библиотечного фонда»;
• ПК «Готов к каталогизации документов и ведению справочно-поискового аппарата библиотеки, аналитико-синте-тической переработке информации» (ПК-6) соответствует ОТФ Б «Каталогизация документов, ведение справочно-поискового аппарата».
Вместе с тем сложность данной задачи компетентностного проектирования заключалась в специфике самой библиотечной профессии, в которой каждая трудовая функция имеет и техническую, и интеллектуальную составляющие. Это не могло быть отражено в проекте профстандарта по причине методологии и логики профессиональной стандартизации. К сожалению, на сегодняшний день ни одна отрасль -тем более с полисистемной профессиональной структурой, как библиотечное дело, -не может отразить всю сложность трудовых действий в линейном формате. В проекте профессионального стандарта библиотекаря на уровень магистерской подготовки выводятся более сложные интеллектуальные и управленческие функции. Однако их реализация невозможна без вспомогательных, технических, подготовительных или ретрансляционных действий, к осуществлению которых должны быть готовы специалисты уровня именно бакалаврской подготовки. Отсутствие таких специалистов или готовности к такой работе их значительной части - определённая уязвимость для отраслевых практик, в которых, наряду с крупными библиотеками страны, существует огромное количество небольших библио-
тек, «библиотек с единственным библиотекарем», которые требуют знаний, представлений, умений, владений элементарных, базовых. Мы предлагаем решить этот вопрос дифференциацией этого подуровня с помощью обозначения в ОПОП уникальных индикаторов достижения компетенций и соотнесённых с ними планируемых результатов обучения. Для этого мы предлагаем в качестве планируемого результата подготовки бакалавров библиотечно-информаци-онной деятельности выдвинуть следующие профессиональные компетенции:
• ПК «Готов к библиографической и информационно-аналитической деятельности» (ПК-7) в части следующих декомпозиций и производных элементов ОТФ Е «Библиографическая и информационно-аналитическая деятельность»: способность к решению технических задач справоч-но-библиографического обслуживания в стационарном и дистанционном режимах; к технической поддержке информационного обслуживания в стационарном и дистанционном режимах; к исполнению технических операций по созданию библиографических, аналитических библиотечных информационных продуктов, краеведческой библиографической информации. Например, концепция и контент информационного продукта создаётся специалистом более высокого квалификационного уровня, а действия по поиску, выявлению и кумуляции библиографических данных, оформление, тиражирование и т.п. осуществляет бакалавр.
• ПК «Готов к научно-исследовательской и проектной деятельности в библио-течно-информационной сфере» (ПК-9) в части следующих декомпозиций и производных элементов ОТФ Б «Библиотечная исследовательская, методическая и проект-
ная деятельность»: исполнение закреплённых вспомогательных функций в рамках библиотечных исследований, участие в проектной деятельности библиотек в соответствии с определённым заданием. Именно в русле этой компетенции мы готовим студента и к написанию выпускной квалификационной работы, к осуществлению индивидуальной и групповой проектной работы в рамках проектного практикума.
• ПК «Способен к организации деятельности структурного подразделения, управлению проектом, функциональным направлением работы библиотеки» (ПК-10) в части следующих декомпозиций и производных элементов ОТФ О «Организация деятельности структурного подразделения библиотеки», а также тех универсальных управленческих компетенций, которые сегодня относятся к категории надпрофес-сиональных навыков (больнш) [5]. Исходя из анализа современных библиотечных практик, ориентируясь на субъект-субъектный подход в менеджменте, мы формируем у будущего бакалавра библиотечно-ин-формационной деятельности способность эффективно работать в коллективе библиотеки/структурном подразделении и выполнять закреплённые функции (под руководством специалиста или магистра), в том числе работать с локальными нормативными и методическими документами библиотек, осуществлять трудовые действия на основании управленческих документов; строить работу в соответствии с планами структурного подразделения библиотеки; осуществлять управление работой функционального участка; способность эффективно эксплуатировать материально-техническую базу библиотеки (спроектированную и созданную руководством библиотеки); готовность к трудовым действиям, связанным
с учётом работы функционального участка, с библиотечной статистикой (добросовестное заполнение первичной документации, элементарные сводные операции, понимание, зачем это делается).
Дополнительно в систему профессиональных компетенций введены метаком-петенции, или сквозные компетенции, без достижения которых невозможно формирование готовности к осуществлению всех трудовых функций, обозначенных в проекте профессионального стандарта. В основу этой группы профессиональных компетенций были положены заявленные в проекте профстандарта базовые для различных трудовых функций знания и умения:
• ПК «Способен понимать и применять в практической деятельности теоретические основы, историю, прогнозы развития социальных коммуникаций, библиотечной и информационной сферы» (ПК-1), которая включает знание теоретических основ библиотековедения, библиогра-фоведения, документоведения, книговедения, социальной информатики и готовность применяет этот теоретический инструментарий для анализа практических ситуаций и решения прикладных задач; применение научных методов сбора и обработки информации для анализа истории и современного состояния библиотечного дела и отдельных библиотек, отдельных направлений библио-течно-информационной деятельности (профессиональное мировоззрение); устойчивые представления об организации библиотечного дела в России, о позициях библиотечной профессии в профессиональной структуре общества; знакомство с национальными и отраслевыми программами развития, с положительными отечественными и зарубежными практиками и опытом работы библиотек.
• ПК «Готов к изучению, производству и использованию информационных ресурсов в целях библиотечной и информационной деятельности» (ПК-2) предполагает способность ориентироваться в современной информационной среде, готовность к участию в создании и эксплуатации уже созданных информационных ресурсов, библиотечных продуктов и услуг, электронных изданий библиотеки; к применению в профессиональной деятельности системы стандартов в области информационной, библиотечной и издательской деятельности.
• ПК «Готов к изучению пользователей библиотеки и курированию их информационных и социокультурных практик» (ПК-3) предполагает готовность строить свою профессиональную деятельность на основе познания и понимания своего потребителя как ключевого участника библиотечных практик, что требует готовности к ориентации на максимальное удовлетворение нужд и потребностей реальных и потенциальных пользователей услугами и продукцией библиотеки; к проведению социологических и маркетинговых исследований и применению результатов масштабных социологических и маркетинговых исследований; понимания особенностей читателей детского возраста и других групп читателей; готовности к продвижению цифровых ресурсов и сервисов населению (цифровое кураторство) и реализации программ формирования информационной культуры.
• ПК «Готов к использованию профессионально-ориентированных информационных технологий, систем и сервисов для решения задач библиотечно-инфор-мационной деятельности» (ПК-8) включает опору на фундаментальные знания в области информатики и системное понимание
законов информационного оперирования; применение в профессиональной деятельности профессионально ориентированных информационных технологий, систем и сервисов; эксплуатацию электронных библиотек и иных информационные системы, баз данных для задач библиотечно-информаци-онной деятельности; готовность взаимодействовать с ИТ-специалистами по вопросам эксплуатации конкретных систем и технологий; способность обучать пользователей основам использования информационных систем библиотек.
Теоретико-методологическая основа данной ОПОП определила её концепцию и нашла выражение в обозначенных миссиях, целях и задачах. Программа направлена на воспроизводство кадрового ресурса библиотечного дела посредством опережающей подготовки профессионалов библио-течно-информационной деятельности [3], способных к трудовой деятельности в условиях цифровой экономики, продуктивному профессиональному самовыражению и самореализации в интересах российского общества. Целевые ориентиры программы определены «Стратегией развития библиотечного дела в России до 2030 года» [6]: отрасли необходимы квалифицированные кадры, мотивированные на результат и усиление роли библиотек в решении экономических, социальных и культурных задач развития страны. По нашему мнению, достижение этих ориентиров возможно при следующих педагогических условиях:
а) реализации комплексного подхода в образовательной деятельности, базирующегося на фундаментальном гуманитарном образовании, личностно ориентированном и практико-ориентированном обучении, инновационных технологиях, проектной деятельности [1];
б) обеспечения системного взаимодействия профессорско-преподавательского состава с работодателями и библиотечным сообществом по формированию универсальных социально-личностных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций и оценке качества подготовки выпускников;
в) создания учебно-творческой атмосферы, стимулирующей изучение предметной области и совместную образовательную и научную деятельность студента и педагога;
г) подготовки специалистов, сочетающих готовность к внедрению в практику библиотек информационно-коммуникационных и цифровых технологий с развитием общекультурной, творческой, коммуникативной составляющих библиотечной профессии;
д) развития личностных качеств студентов с учётом профессиональной специфики и моделей развития самой библиотечной профессии;
е) формирования культуры мышления и мотивации к выполнению професси-
ональной деятельности в конкретной предметной области;
ж) ориентации студентов на постоянное саморазвитие и готовность к самостоятельному освоению знаний на протяжении всей профессиональной деятельности.
Именно эти условия определяют в рамках системного подхода в современном биб-лиотечно-информационном образовании содержание и методику обучения. Следует отметить, что новые ориентиры педагогического проектирования стали основой для перестройки системы профессиональных дисциплин, посредством которой реализуется ОПОП, и их содержательной структуры.
Безусловно, описанные в этой статье результаты проектирования пока существуют на уровне ОПОП как концептуальной модели, которая включает компетентностно-ква-лификационную характеристику выпускника, содержание и организацию образовательного процесса. Вместе с тем мы представляем эти разработки для обсуждения и создаём систему отслеживания результативности такого подхода к организации биб-лиотечно-информационного образования.
Список литературы
1. Клюев В. К. Формирование проектных компетенций при двухуровневом вузовском обучении
студентов по направлению «Библиотечно-информационная деятельность» // Научные и технические библиотеки. 2020. № 7. С. 15-28.
2. Кузнецова Т. Я. Профессиональная стандартизация библиотечно-информационной деятельности:
концептуальные подходы // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2020. № 6 (98). С. 144-150.
3. Лопатина Н. В. Информационно-библиотечное образование в условиях перехода на стандарты
нового поколения // Научные и технические библиотеки. 2016. № 4. С. 81-90.
4. Профессиональный стандарт «Специалист по библиотечно-информационной деятельности»:
Проект. [Электронный ресурс]. URL: https://rgub.ru/files/profstandart_project-970-2.pdf
5. Редькина Н. С. «Надпрофессиональные» навыки и профессиональные знания библиотечного
специалиста: требования времени // Библиотековедение. 2019. № 68 (6). С. 647-658.
6. Стратегия развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 года.
Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2021 г. № 608-р [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/NFWPpXpAAAEbPW60HiZiD vdZZ8AcSNuu.pdf
^ Библиотечно-информационная деятельность bill! Ii) I
7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 51.03.06 - Библиотечно-информационная деятельность (утверждён приказом Министерства образования и науки от 6 декабря 2017 года № 1182, ред. 08.02.2021). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_287594/811e6a3d 4300036ab5a7f218c1fbecebb337d79b/
References
1. Klyuev V. K. Formation of project competencies in two-level university education of students in the
direction of "Library and information activity". Scientific and technical libraries. 2020, no. 7, pp. 15-28.
2. Kuznetsova T. Ya. Professional standardization of library and information activities: conceptual
approaches. Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts. 2020, no. 6 (98), pp. 144-150.
3. Lopatina N. V. Information and library education in the conditions of transition to new generation
standards. Scientific and technical libraries. 2016, no. 4, pp. 81-90.
4. Professional standard "Specialist in library and information activities": Project. Available at: https://rgub.ru/
files/profstandart_project-970-2.pdf
5. Redkina N. S. "Overprofessional" skills and professional knowledge of a library specialist: requirements
of time. Librarianship. 2019, no. 68 (6), pp. 647-658.
6. Strategy for the development of librarianship in the Russian Federation for the period up to 2030. Approved
by the Decree of the Government of the Russian Federation No. 608-r dated March 13, 2021. Available at: http://static.government.ru/media/files/NFWPpXpAAAEbPW60HiZiDvdZZ8AcSNuu.pdf
7. Federal State Educational standard of higher education - Bachelor's degree in the field of training 51.03.06 -
Library and information activities (approved by Order of the Ministry of Education and Science of December 6, 2017 No. 1182, ed. 08.02.2021). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_
LAW_287594/811e6a3d4300036ab5a7f218c1fbecebb337d79b/ Accessed: 07.12.2021
*