Галкина А.И.
Начальник отдела ФГБНУ «Институт научной и педагогической информации РАО» руководитель Объединенного фонда электронных
ресурсов «Наука и образование»
Кадырова Э.А Кандидат педагогических наук, доцент
начальник отдела информационно-методического обеспечения Центр дистанционного обучения ФБГОУ «Рязанский государственный радиотехнический университет»
БИБЛИОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ ОФЭРНиО)
Аннотация
Развитие электронного обучения формирует потребность в разработке электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Оценка качества ЭОР является важной задачей центров дистанционного обучения, обеспечивающих организационно-методическое сопровождение
экспериментально-внедренческой деятельности университетов.
В статье обобщается опыт создания внутривузовской системы комплексной экспертизы качества и отраслевой регистрации дистанционных курсов, приводятся результаты библиометрического анализа сведений об ЭОР для электронного обучения, хранящихся в базе данных Объединенного фонда электронных ресурсов «Наука и образование» (ОФЭРНиО).
Ключевые слова: дистанционное обучение, электронное обучение, электронные образовательные ресурсы, регистрация
Keywords: distance learning, e-learning, electronic educational resources, registration,
Развитие электронного обучения формирует потребность в разработке электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Оценка качества ЭОР является важной задачей центров дистанционного обучения, обеспечивающих организационно-методическое сопровождение
экспериментально-внедренческой деятельности университетов.
В системе дистанционного обучения (СДО) Рязанского государственного радиотехнического университета качество обучения обеспечивается за счет проведения экспертизы ЭОР, которые могут использоваться в учебном процессе только после положительного экспертного заключения. Комплексная экспертиза качества ЭОР проводится с учетом действующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, внутренних стандартов и положений вуза по вопросам учебно-методического обеспечения учебного процесса, действующих инструкций и руководств по работе в СДО, соответствия используемых информационных ресурсов и интерактивных элементов их функциональному назначению [1].
Практическое внедрение ЭОР в учебный процесс сопровождается их регистрацией в Объединенном фонде электронных ресурсов «Наука и образование» (ОФЭРНиО). В системе образования ОФЭРНиО является научным партнером ФГАНУ ЦИТиС. В целом результативность и эффективность научного и информационного обеспечения системы образования, аккумулированного в ОФЭРНиО, подтверждена практикой его внедрения и использования в реальном педагогическом процессе.
ОФЭРНиО - двухуровневая структура, включающая наряду с головным отделением, собственно ОФЭРНиО при ФГНУ ИНИПИ РАО, расположенном в г. Москва, 30 региональных и специализированных отделений, организованных на базе образовательных учреждений и охватывающих своей деятельностью ряд регионов России [2]. С января 2012 года функционирует Рязанское отделение Объединенного фонда электронных ресурсов «Наука и образование» (РО ОФЭРНИО-Рязань), которое осуществляет свою деятельность на базе Рязанского государственного радиотехнического университета.
ЭОР в своей совокупности являются составными компонентами СДО университетов. К ним относятся следующие основные виды:
• электронные ресурсы для решения организационных задач СДО;
• электронные ресурсы образовательного назначения;
• электронные ресурсы поддержки учебного процесса;
• энциклопедии, справочники, словари:
• дистанционные учебные курсы;
• программные продукты образовательного назначения.
Сведения о зарегистрированных ЭОР хранится в отраслевой базе
данных. Реферативная информация о зарегистрированных разработках, в том числе контактная информация об организациях и авторах-разработчиках, размещается на официальном портале ОФЭРНиО по адресу www.ofernio.ru, а также в электронных и печатных информационных изданиях фонда.
Ниже приводятся результаты библиометрического анализа сведений об ЭОР, хранящихся в базе данных ОФЭРНиО. В настоящее время - это один из важнейших вторичных информационных источников, пользующийся авторитетом среди отечественных специалистов-разработчиков ЭОР для сферы образования.
Первая разработка для дистанционного обучения была зарегистрирована в 2005 году. Всего из массива хранящихся 25 000 записей об ЭОР 4742 относятся к дистанционному/электронному обучению, из которых 2320 разработок соответствуют уровню высшего профессионального образования, зарегистрированных в 2005-2014 гг.
В соответствие с методикой библиометрического анализа все ЭОР из выявленного массива можно выстроить в соответствии с определенной системой координат. Наиболее характерными координатами исследуемого потока регистрируемых разработок применительно к сфере образования могут быть шкала времени (по году регистрации); типо-видовая шкала (по типам и видам разработок); тематическая шкала (по индексам отраслевых рубрик Государственного рубрикатора научно-технической информации -ГРНТИ); географическо-организационное распределение (по регионам,
внутри регионов по образовательным учреждениям); по специальностям и направлениям подготовки [4].
Анализ развития потока по годам (рис. 1) убедительно демонстрирует, что всплеск роста количества разрабатываемых и регистрируемых ЭОР для дистанционного/электронного обучения совпадает по времени с началом реформирования и модернизацией системы высшего профессионального образования. Количество ЭОР с 2007 года повышается, в 2008 году наблюдается ускоренный рост потока, (достигая своего максимального значения - 502), а начиная с 2010 года - развивается относительно стабильно, что свидетельствует об устойчивом интересе организаций и авторов-разработчиков к дистанционным образовательным технологиям.
2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2005
о оооооооооооо юоюоюоюоюоюо
ч-ч-СМСМОООО^-^-ЮЮСО
Рис. 1. Распределение ЭОР по годам
При регистрации потока ЭОР в ОФЭРНиО учитывается его типо-видовая структура, которая классифицируется в соответствии с учетной формой регистрации Информационной карты результатов интеллектуальной деятельности - ИКР (табл. 1).
_Виды разработок
Программный модуль
Программа_
Пакет программ Комплект программ Библиотека программ Программная система Программный комплекс Информационная структура Прочее_
Табл.1 Классификация разновидности РИД по учетной форме ИКР
Распределение потока ЭОР по видам разработок в базе данных ОФЭРНиО указывает на заметную долю разновидности Прочее (рис.2).
Рис.2 Распределение ЭОР по видам
В поле Прочее регистрируемых ЭОР содержится более 600 разновидностей, в числе которых преобладают такие разновидности, как: Банк практических заданий, Бак тестовых заданий, Виртуальная лабораторная работа, Дистанционный учебный курс, Интерактивная лабораторная работа, Кейс дистанционного обучения, Комплекс электронных обучающих тренажеров, Методико-дидактическое пособие, Мультимедийное учебное пособие, Обучающий видеокурс, Комплект рабочих тетрадей по курсу, Программный стенд, Решебник, Терминологический тренинг, Электронный лабораторный практикум, Электронный словарь, Электронный учебно-тренинговый практикум, Электронный учебный курс лекций и т.д., отражая все многообразие электронных образовательных ресурсов -результатов интеллектуальной деятельности вузов Характерно, что
разновидностей формы Прочее, в том числе дистанционных учебных курсов, увеличивается год от года, отражая инновационные процессы и совершенствование форм компонентов информационно-образовательной среды университетов.
Анализ базы данных ОФЭРНиО по отраслевым рубрикам ГРНТИ убедительно демонстрирует преимущество научных и научно-исследовательских работ (фундаментальных и прикладных) в области образования и педагогики (рис. 3).
ьоии
5000 -
■"Е
□с
4000
о с
(С $
со
? 3000
тН
и О О!
со
| 2000---
и V
5
О
рубрики ГРНТИ
Рис. 3. Распределение ЭОР по рубрикам ГРНТИ
Анализ географической структуры потока ЭОР рассматриваемой предметной области позволяет определить рейтинг наиболее продуктивных регионов (всего 58 республик и областей).
На рисунке 4 представлены данные по регионам, зарегистрировавших за указанный период более 40 разработок.
Рис. 4. Распределение ЭОР по регионам
Результаты изучения структуры потока ЭОР по специальностям и направлениям подготовки представлены на рисунках 5, 6. Исходя из полученных данных, можно определить информационную обеспеченность образовательной деятельности университетов с использованием
.
Р
м
Г5
я
■а
д
л Г6
Я
Э
О
ч п
0 с
Я
Г6
я
я л
Сг-
1 О Г5
н м
2
слослослослосло ооооооооооо
050000 ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИКА «Правоохранительная деятельность» 010000 ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ 020000 ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ 030000 ГУМАНИТАРНЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ 040000 СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ 050000 ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИКА 060000 ЗДРАВООХРАНЕНИЕ 070000 КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО 080000 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ 090000 ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 100000 СФЕРА ОБСЛУЖИВАНИЯ 110000 СЕЛЬСКОЕ И РЫБНОЕ ХОЗЯЙСТВО 120000 ГЕОДЕЗИЯ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО 130003 КЛРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА 140000 ЭНЕРГЕТИКА, ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ И ЭЛЕКТРОТЕХНИКА 150000 МЕТАЛЛУРГИЯ, МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАТЕРИАЛООБРАБОТКА 160000 АВИАЦИОННАЯ И РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА 180000 МОРСКАЯ ТЕХНИКА 190000 ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА 200000 ПРИБОРОСТРОЕНИЕ И ОПТОТЕХНИКА 210000 ЭЛЕКТРОННАЯ ТЕХНИКА, РАДИОТЕХНИКА И СВЯЗЬ 220000 АВТОМАТИКА И УПРАВЛЕНИЕ 230000 ИНФОРМАТИКА И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА 240000 ХИМИЧЕСКАЯ И БИОТЕХНОЛОГИИ 260000 ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ПРОДУКТОВ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ
270000 АРХИТЕКТУРА И СТРОИТЕЛЬСТВО, 270100 Строительство
280000 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРИРОДООБУСТРОЙСТВО И ЗАЩИТА " ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 280102 Безопасность технологических процессов и производств, 65 290000 ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
■О
&>
о
Э "О
о
13
о
л
о
о п о с
Э
о
л
О" X
о о т я
2
к ч
к
к с
о
о т
и
О) т
о т
и у
в
к с
о
Е л
о н
п
о р
т
к
о
а о й №
со О
И р
а а
О) и
К ►во р
2 р а а о а а
Е х
те
О) р
и
о в
О
е
и
к
к
О д
о а
о т
К
а р
и
О
е
и
к
а О
а
О)
О) у
О)
н с
а
О)
а а
№ а о
ас р
О)
а
о
ц
а
а п
о л
№
со О И
те
О) й О)
ас
о й а
р «
о
р
со р
о\
о т
о «
о\
о т
о\ р
со
й р
а а
Е х
ш Й О)
тро
о а а №
«
о л
л
О) «
а
а я
о у
В
О)
о т
и
О)
а а о
со
тру у
а
¡а
О) т
и о
со 2
о *
а о
о т
№
а л
р а та
а о и Е В
р
О) т
че
О)
о т
и о
а х
о
й
¡а т
о
¡а в
о т р
Е т
о
й о
о т
у а
О) н
р и
а '-©'
о р
ц
а о а а о
а
о р
т
О) О
е
и
к
а
,
ч т
о
И
з
а
О)
а а
О) о
н 2 О)
н и
а т
о в
о
¡а с
и
О) й О)
а
а я
со р
О)
а
о р
а р
о
и р
а а
Е Э
О Р
.
Р
м
Г5
Я
та
д
л Г6
Я
Э
О п
о н
м =
та
м
со л
Г6
я
М п
о
Й
о н о и к 8
050000 ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИКА 080000 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ 030000 ГУМАНИТАРНЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ 010000 ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ 140000 ЭНЕРГЕТИКА, ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ И ЭЛЕКТРОТЕХНИКА
060000 ЗДРАВООХРАНЕНИЕ 100000 СФЕРА ОБСЛУЖИВАНИЯ 210000 ЭЛЕКТРОННАЯ ТЕХНИКА, РАДИОТЕХНИКА И СВЯЗЬ 150000 МЕТАЛЛУРГИЯ, МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАТЕРИАЛООБРАБОТКА 230000 ИНФОРМАТИКА И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА 040000 СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ 290000 ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 220000 АВТОМАТИКА И УПРАВЛЕНИЕ 110000 СЕЛЬСКОЕ И РЫБНОЕ ХОЗЯЙСТВО 020000 ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ 090000 ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 190000 ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА 180000 МОРСКАЯ ТЕХНИКА 270000 АРХИТЕКТУРА И СТРОИТЕЛЬСТВО 280000 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 240000 ХИМИЧЕСКАЯ И БИОТЕХНОЛОГИИ 070000 КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО 260000 ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ПРОДУКТОВ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ 160000 АВИАЦИОННАЯ И РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА 200000 ПРИБОРОСТРОЕНИЕ И ОПТОТЕХНИКА 120000 ГЕОДЕЗИЯ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО 130003 КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
о СП М м со со СП
о 0 5 О СП о СП о СП о
о О О о о о о о о
О СО 7
ОЮ
7
4
5
.И 5
.3 5
.] 0 .] 9 .] 8 .] 7 .] 6 I 4 I 4
Список:
1. Положение об Объединенном фонде электронных ресурсов «Наука и образование» // Официальный портал ОФЭРНиО [Электронный ресурс] - Режим доступа: Ь11р:/Мегпю.ги/рог1а1/тоёи1ев/еа8^еЬ/?аг1М=9. Дата обращения: 20.11.2014
2. Отделения ОФЭРНиО / Официальный портал ОФЭРНиО [Электронный ресурс] - Режим доступа: Шр:/Мегшо .ги/рог1а1/о1ёе1еша_оГегто/о1ё_оГег.рЬр. Дата обращения: 20.11.2014
3. Создание информационных образовательных ресурсов и их регистрация: для специалистов гуманитарных и экономических наук: учеб.-метод. пособие / А.И.Галкина, Е.Ю.Бобкова, Н.П.Лыкова, А.В.Бобкова - М.: ОФЭРНиО; Самара: СИ РГТЭУ, 2010. - 47 с.
4. Справочник библиографа / Науч. ред. А.Н.Ванеев, В.А.Минкина. - СПб.: Профессия, 2002.- С.495-510