Научная статья на тему 'Библиометрический анализ электронных образовательных ресурсов для дистанционного образования (по материалам ОФЭРНиО)'

Библиометрический анализ электронных образовательных ресурсов для дистанционного образования (по материалам ОФЭРНиО) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / РЕГИСТРАЦИЯ / DISTANCE LEARNING / E-LEARNING / ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES / REGISTRATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галкина А. И., Кадырова Э. А.

Развитие электронного обучения формирует потребность в разработке электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Оценка качества ЭОР является важной задачей центров дистанционного обучения, обеспечивающих организационно-методическое сопровождение экспериментально-внедренческой деятельности университетов. В статье обобщается опыт создания внутривузовской системы комплексной экспертизы качества и отраслевой регистрации дистанционных курсов, приводятся результаты библиометрического анализа сведений об ЭОР для электронного обучения, хранящихся в базе данных Объединенного фонда электронных ресурсов «Наука и образование» (ОФЭРНиО).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Галкина А. И., Кадырова Э. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Библиометрический анализ электронных образовательных ресурсов для дистанционного образования (по материалам ОФЭРНиО)»

Галкина А.И.

Начальник отдела ФГБНУ «Институт научной и педагогической информации РАО» руководитель Объединенного фонда электронных

ресурсов «Наука и образование»

Кадырова Э.А Кандидат педагогических наук, доцент

начальник отдела информационно-методического обеспечения Центр дистанционного обучения ФБГОУ «Рязанский государственный радиотехнический университет»

БИБЛИОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ ОФЭРНиО)

Аннотация

Развитие электронного обучения формирует потребность в разработке электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Оценка качества ЭОР является важной задачей центров дистанционного обучения, обеспечивающих организационно-методическое сопровождение

экспериментально-внедренческой деятельности университетов.

В статье обобщается опыт создания внутривузовской системы комплексной экспертизы качества и отраслевой регистрации дистанционных курсов, приводятся результаты библиометрического анализа сведений об ЭОР для электронного обучения, хранящихся в базе данных Объединенного фонда электронных ресурсов «Наука и образование» (ОФЭРНиО).

Ключевые слова: дистанционное обучение, электронное обучение, электронные образовательные ресурсы, регистрация

Keywords: distance learning, e-learning, electronic educational resources, registration,

Развитие электронного обучения формирует потребность в разработке электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Оценка качества ЭОР является важной задачей центров дистанционного обучения, обеспечивающих организационно-методическое сопровождение

экспериментально-внедренческой деятельности университетов.

В системе дистанционного обучения (СДО) Рязанского государственного радиотехнического университета качество обучения обеспечивается за счет проведения экспертизы ЭОР, которые могут использоваться в учебном процессе только после положительного экспертного заключения. Комплексная экспертиза качества ЭОР проводится с учетом действующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, внутренних стандартов и положений вуза по вопросам учебно-методического обеспечения учебного процесса, действующих инструкций и руководств по работе в СДО, соответствия используемых информационных ресурсов и интерактивных элементов их функциональному назначению [1].

Практическое внедрение ЭОР в учебный процесс сопровождается их регистрацией в Объединенном фонде электронных ресурсов «Наука и образование» (ОФЭРНиО). В системе образования ОФЭРНиО является научным партнером ФГАНУ ЦИТиС. В целом результативность и эффективность научного и информационного обеспечения системы образования, аккумулированного в ОФЭРНиО, подтверждена практикой его внедрения и использования в реальном педагогическом процессе.

ОФЭРНиО - двухуровневая структура, включающая наряду с головным отделением, собственно ОФЭРНиО при ФГНУ ИНИПИ РАО, расположенном в г. Москва, 30 региональных и специализированных отделений, организованных на базе образовательных учреждений и охватывающих своей деятельностью ряд регионов России [2]. С января 2012 года функционирует Рязанское отделение Объединенного фонда электронных ресурсов «Наука и образование» (РО ОФЭРНИО-Рязань), которое осуществляет свою деятельность на базе Рязанского государственного радиотехнического университета.

ЭОР в своей совокупности являются составными компонентами СДО университетов. К ним относятся следующие основные виды:

• электронные ресурсы для решения организационных задач СДО;

• электронные ресурсы образовательного назначения;

• электронные ресурсы поддержки учебного процесса;

• энциклопедии, справочники, словари:

• дистанционные учебные курсы;

• программные продукты образовательного назначения.

Сведения о зарегистрированных ЭОР хранится в отраслевой базе

данных. Реферативная информация о зарегистрированных разработках, в том числе контактная информация об организациях и авторах-разработчиках, размещается на официальном портале ОФЭРНиО по адресу www.ofernio.ru, а также в электронных и печатных информационных изданиях фонда.

Ниже приводятся результаты библиометрического анализа сведений об ЭОР, хранящихся в базе данных ОФЭРНиО. В настоящее время - это один из важнейших вторичных информационных источников, пользующийся авторитетом среди отечественных специалистов-разработчиков ЭОР для сферы образования.

Первая разработка для дистанционного обучения была зарегистрирована в 2005 году. Всего из массива хранящихся 25 000 записей об ЭОР 4742 относятся к дистанционному/электронному обучению, из которых 2320 разработок соответствуют уровню высшего профессионального образования, зарегистрированных в 2005-2014 гг.

В соответствие с методикой библиометрического анализа все ЭОР из выявленного массива можно выстроить в соответствии с определенной системой координат. Наиболее характерными координатами исследуемого потока регистрируемых разработок применительно к сфере образования могут быть шкала времени (по году регистрации); типо-видовая шкала (по типам и видам разработок); тематическая шкала (по индексам отраслевых рубрик Государственного рубрикатора научно-технической информации -ГРНТИ); географическо-организационное распределение (по регионам,

внутри регионов по образовательным учреждениям); по специальностям и направлениям подготовки [4].

Анализ развития потока по годам (рис. 1) убедительно демонстрирует, что всплеск роста количества разрабатываемых и регистрируемых ЭОР для дистанционного/электронного обучения совпадает по времени с началом реформирования и модернизацией системы высшего профессионального образования. Количество ЭОР с 2007 года повышается, в 2008 году наблюдается ускоренный рост потока, (достигая своего максимального значения - 502), а начиная с 2010 года - развивается относительно стабильно, что свидетельствует об устойчивом интересе организаций и авторов-разработчиков к дистанционным образовательным технологиям.

2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2005

о оооооооооооо юоюоюоюоюоюо

ч-ч-СМСМОООО^-^-ЮЮСО

Рис. 1. Распределение ЭОР по годам

При регистрации потока ЭОР в ОФЭРНиО учитывается его типо-видовая структура, которая классифицируется в соответствии с учетной формой регистрации Информационной карты результатов интеллектуальной деятельности - ИКР (табл. 1).

_Виды разработок

Программный модуль

Программа_

Пакет программ Комплект программ Библиотека программ Программная система Программный комплекс Информационная структура Прочее_

Табл.1 Классификация разновидности РИД по учетной форме ИКР

Распределение потока ЭОР по видам разработок в базе данных ОФЭРНиО указывает на заметную долю разновидности Прочее (рис.2).

Рис.2 Распределение ЭОР по видам

В поле Прочее регистрируемых ЭОР содержится более 600 разновидностей, в числе которых преобладают такие разновидности, как: Банк практических заданий, Бак тестовых заданий, Виртуальная лабораторная работа, Дистанционный учебный курс, Интерактивная лабораторная работа, Кейс дистанционного обучения, Комплекс электронных обучающих тренажеров, Методико-дидактическое пособие, Мультимедийное учебное пособие, Обучающий видеокурс, Комплект рабочих тетрадей по курсу, Программный стенд, Решебник, Терминологический тренинг, Электронный лабораторный практикум, Электронный словарь, Электронный учебно-тренинговый практикум, Электронный учебный курс лекций и т.д., отражая все многообразие электронных образовательных ресурсов -результатов интеллектуальной деятельности вузов Характерно, что

разновидностей формы Прочее, в том числе дистанционных учебных курсов, увеличивается год от года, отражая инновационные процессы и совершенствование форм компонентов информационно-образовательной среды университетов.

Анализ базы данных ОФЭРНиО по отраслевым рубрикам ГРНТИ убедительно демонстрирует преимущество научных и научно-исследовательских работ (фундаментальных и прикладных) в области образования и педагогики (рис. 3).

ьоии

5000 -

■"Е

□с

4000

о с

(С $

со

? 3000

тН

и О О!

со

| 2000---

и V

5

О

рубрики ГРНТИ

Рис. 3. Распределение ЭОР по рубрикам ГРНТИ

Анализ географической структуры потока ЭОР рассматриваемой предметной области позволяет определить рейтинг наиболее продуктивных регионов (всего 58 республик и областей).

На рисунке 4 представлены данные по регионам, зарегистрировавших за указанный период более 40 разработок.

Рис. 4. Распределение ЭОР по регионам

Результаты изучения структуры потока ЭОР по специальностям и направлениям подготовки представлены на рисунках 5, 6. Исходя из полученных данных, можно определить информационную обеспеченность образовательной деятельности университетов с использованием

.

Р

м

Г5

я

■а

д

л Г6

Я

Э

О

ч п

0 с

Я

Г6

я

я л

Сг-

1 О Г5

н м

2

слослослослосло ооооооооооо

050000 ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИКА «Правоохранительная деятельность» 010000 ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ 020000 ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ 030000 ГУМАНИТАРНЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ 040000 СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ 050000 ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИКА 060000 ЗДРАВООХРАНЕНИЕ 070000 КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО 080000 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ 090000 ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 100000 СФЕРА ОБСЛУЖИВАНИЯ 110000 СЕЛЬСКОЕ И РЫБНОЕ ХОЗЯЙСТВО 120000 ГЕОДЕЗИЯ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО 130003 КЛРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА 140000 ЭНЕРГЕТИКА, ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ И ЭЛЕКТРОТЕХНИКА 150000 МЕТАЛЛУРГИЯ, МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАТЕРИАЛООБРАБОТКА 160000 АВИАЦИОННАЯ И РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА 180000 МОРСКАЯ ТЕХНИКА 190000 ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА 200000 ПРИБОРОСТРОЕНИЕ И ОПТОТЕХНИКА 210000 ЭЛЕКТРОННАЯ ТЕХНИКА, РАДИОТЕХНИКА И СВЯЗЬ 220000 АВТОМАТИКА И УПРАВЛЕНИЕ 230000 ИНФОРМАТИКА И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА 240000 ХИМИЧЕСКАЯ И БИОТЕХНОЛОГИИ 260000 ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ПРОДУКТОВ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ

270000 АРХИТЕКТУРА И СТРОИТЕЛЬСТВО, 270100 Строительство

280000 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРИРОДООБУСТРОЙСТВО И ЗАЩИТА " ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 280102 Безопасность технологических процессов и производств, 65 290000 ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

■О

&>

о

Э "О

о

13

о

л

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

о п о с

Э

о

л

О" X

о о т я

2

к ч

к

к с

о

о т

и

О) т

о т

и у

в

к с

о

Е л

о н

п

о р

т

к

о

а о й №

со О

И р

а а

О) и

К ►во р

2 р а а о а а

Е х

те

О) р

и

о в

О

е

и

к

к

О д

о а

о т

К

а р

и

О

е

и

к

а О

а

О)

О) у

О)

н с

а

О)

а а

№ а о

ас р

О)

а

о

ц

а

а п

о л

со О И

те

О) й О)

ас

о й а

р «

о

р

со р

о\

о т

о «

о\

о т

о\ р

со

й р

а а

Е х

ш Й О)

тро

о а а №

«

о л

л

О) «

а

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а я

о у

В

О)

о т

и

О)

а а о

со

тру у

а

¡а

О) т

и о

со 2

о *

а о

о т

а л

р а та

а о и Е В

р

О) т

че

О)

о т

и о

а х

о

й

¡а т

о

¡а в

о т р

Е т

о

й о

о т

у а

О) н

р и

а '-©'

о р

ц

а о а а о

а

о р

т

О) О

е

и

к

а

,

ч т

о

И

з

а

О)

а а

О) о

н 2 О)

н и

а т

о в

о

¡а с

и

О) й О)

а

а я

со р

О)

а

о р

а р

о

и р

а а

Е Э

О Р

.

Р

м

Г5

Я

та

д

л Г6

Я

Э

О п

о н

м =

та

м

со л

Г6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

я

М п

о

Й

о н о и к 8

050000 ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИКА 080000 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ 030000 ГУМАНИТАРНЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ 010000 ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ 140000 ЭНЕРГЕТИКА, ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ И ЭЛЕКТРОТЕХНИКА

060000 ЗДРАВООХРАНЕНИЕ 100000 СФЕРА ОБСЛУЖИВАНИЯ 210000 ЭЛЕКТРОННАЯ ТЕХНИКА, РАДИОТЕХНИКА И СВЯЗЬ 150000 МЕТАЛЛУРГИЯ, МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАТЕРИАЛООБРАБОТКА 230000 ИНФОРМАТИКА И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА 040000 СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ 290000 ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 220000 АВТОМАТИКА И УПРАВЛЕНИЕ 110000 СЕЛЬСКОЕ И РЫБНОЕ ХОЗЯЙСТВО 020000 ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ 090000 ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 190000 ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА 180000 МОРСКАЯ ТЕХНИКА 270000 АРХИТЕКТУРА И СТРОИТЕЛЬСТВО 280000 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 240000 ХИМИЧЕСКАЯ И БИОТЕХНОЛОГИИ 070000 КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО 260000 ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ПРОДУКТОВ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ 160000 АВИАЦИОННАЯ И РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА 200000 ПРИБОРОСТРОЕНИЕ И ОПТОТЕХНИКА 120000 ГЕОДЕЗИЯ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО 130003 КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА

о СП М м со со СП

о 0 5 О СП о СП о СП о

о О О о о о о о о

О СО 7

ОЮ

7

4

5

.И 5

.3 5

.] 0 .] 9 .] 8 .] 7 .] 6 I 4 I 4

Список:

1. Положение об Объединенном фонде электронных ресурсов «Наука и образование» // Официальный портал ОФЭРНиО [Электронный ресурс] - Режим доступа: Ь11р:/Мегпю.ги/рог1а1/тоёи1ев/еа8^еЬ/?аг1М=9. Дата обращения: 20.11.2014

2. Отделения ОФЭРНиО / Официальный портал ОФЭРНиО [Электронный ресурс] - Режим доступа: Шр:/Мегшо .ги/рог1а1/о1ёе1еша_оГегто/о1ё_оГег.рЬр. Дата обращения: 20.11.2014

3. Создание информационных образовательных ресурсов и их регистрация: для специалистов гуманитарных и экономических наук: учеб.-метод. пособие / А.И.Галкина, Е.Ю.Бобкова, Н.П.Лыкова, А.В.Бобкова - М.: ОФЭРНиО; Самара: СИ РГТЭУ, 2010. - 47 с.

4. Справочник библиографа / Науч. ред. А.Н.Ванеев, В.А.Минкина. - СПб.: Профессия, 2002.- С.495-510

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.