Библиофилы среди антикваров
Е.А. Лапшина,
аспирантка кафедры книжного бизнеса
Московского государственного университета печати имени Ивана Федорова
Рубеж Х1Х-ХХ веков - период расцвета антикварной книжной торговли, становление ее как самостоятельной отрасли со своими формами и методами и особенностями развития. На сегодняшний день хорошо и всесторонне изучена коммерческая книготорговая деятельность участников антикварного рынка - крупных антикваров и более мелких букинистов - как основная форма их занятости. Гораздо в меньшей степени освещены их другие, неторговые начинания, представляющие для изучения антикварной книжной торговли конкретного исторического периода отнюдь не меньший интерес. Одним из таких некоммерческих начинаний букинистов прошлого является библиофильская деятельность, и прежде всего формирование личной книжной коллекции. Рассмотрим ее на примере деятельности пяти крупнейших антикваров Москвы и Петербурга - И.Л. Силина, Т.Ф. Большакова, П.П. Шибанова, Н.В. Соловьева и А.Е. Бурцева, библиотеки которых дошли до наших дней.
При изучении книжных собраний перечисленных антикваров были выявлены следующие закономерности. Известно, что антиквар, собирая собственную коллекцию и оставляя себе тот или иной экземпляр редкой книги, лишает себя прибыли, которую он мог бы выручить вследствие ее продажи. Вместе с тем у антикваров есть качественное преимущество перед своими покупателями - возможность оставить лучший экземпляр книги для своего собрания. Именно поэтому их коллекции и становились столь яркими и уникальными. Исходя из тематики книг можно выделить ряд разновидностей книжных собраний антикваров, в том числе: 1) собственно библиофильское, представляющее собой коллекцию редких антикварных книг универсальной или специальной тематики в зависимости от интересов собирателя. Сюда можно отнести книжные собрания антикваров И.Л. Силина, Т.Ф. Большакова, А.Е. Бурцева; 2) справочное, включающее книги по библиогра-
фии, в том числе редкие, предназначенные в первую очередь для работы, расцениваемые как уникальный справочный аппарат. Это собрание представлено именами антикваров П.П. Шибанова и Н.В. Соловьева.
Обратимся к первой разновидности личных библиотек перечисленных антикваров. Московский антиквар И.Л. Силин (1825-1899) в юности учился иконописи у живописцев-старообрядцев, поэтому впоследствии очень хорошо разбирался в иконах, которые и стали одним из главных направлений его собирательства. Кроме того, известно, что И.Л. Силин коллекционировал рукописи; основную часть его рукописного собрания составляли памятники ХУ-ХУИ веков, среди которых были пять рукописей ХШ-ХУ1 веков, писанных на пергамене, роскошный экземпляр Псалтыри толковой Максима Грека и др. В книжном собрании И.Л. Силина особый интерес представляют старопечатные книги, среди которых имелось нескольких книг кирилловской печати XV века, отпечатанные в Кракове и Черногории, а также книги известного издателя Ф. Скорины XVI века и многое другое. Свою коллекцию собиратель представлял в 1890 г. на выставке древнерусского искусства в Историческом музее в дни проведения VIII Археологического съезда. Тогда вниманию публики было предложено 113 рукописей и старопечатных книг, а также 198 икон и предметов церковной утвари1. Антиквар И.Л. Силин был первоклассным специалистом в своем деле, его мнению доверяли многие крупнейшие собиратели того времени. Так, отдельные, уникальные иконы из его коллекции были приобретены П.М. Третьяковым, они по сей день хранятся в Государственной Третьяковской галерее2. Другая часть коллекции была подарена собирателем Историческому музею. Основная же часть собрания И.Л. Силина была унаследована его сыновьями Д.И. и Е.И. Силиными, продолжившими дело отца. К сожалению, ее местонахождение сегодня неизвестно.
Интересна судьба коллекции Т.Ф. Большакова (1794-1863) -основателя династии московских антикваров Большаковых. Известно, что он хорошо разбирался в церковно-славянской письменности, был истинным знатоком старо-русской культуры, за что современники уважительно называли его «жрецом Юхотного ряда»3. Свою коллекцию Т.Ф. Большаков тщательно собирал в течение всех 50 лет своей книгопродавческой деятельности. Первое место в его собрании занимали рукописи исторического и духовного содержания, большую часть из которых составляли нотные рукописи церковного песнопения, - главная и любимая группа книг в его коллекции. Среди литературных памят-
1 Полунина Н.М. Кто есть кто в коллекционировании старой России: новый биогр. словарь. М., 2003. С. 364.
2 Там же. С. 364-365.
3 ЗаболотскихБ. Книжные раритеты: Собиратели и хранители. М., 1998. С. 185.
ников ХУ-Х1Х веков научный интерес в собрании Т.Ф. Большакова представляло лицевое Житие Николая Чудотворца с отрывком из Лицевого летописного свода XVI века4. Кроме того, Т.Ф. Большаков собрал большую коллекцию гравюр, изымая их из разрозненных старопечатных книг. В результате коллекция получилась уникальная и имела неподдельную художественную значимость, чем заинтересовала известного исследователя гравюры Д.А. Ровинского, который ее и приобрел5.
После смерти собирателя его сын, С.Т. Большаков, желая сохранить собрание отца, предложил приобрести его Румянцевскому музею. В результате рукописное собрание Т.Ф. Большакова поступило в музей двумя частями, в 1863 и 1864 гг.6 общим числом 435 наименований; в настоящее время оно находится в фондах РГБ. В 1890 г. С.Т. Большаков представлял коллекцию отца на выставке VIII Археологического съезда, где экспонировались старопечатные книги и рукописи, иконы и другая церковная утварь7.
Санкт-петербургский антиквар и библиофил А.Е. Бурцев (1863-1938), будучи совладельцем банковской конторы, имел хороший доход, что позволило ему собрать богатейшую и тематически разнообразную коллекцию. Отдельного внимания в его книжном собрании заслуживают альманахи XVШ-XIX веков, которые уже на рубеже Х!Х-ХХ веков были редкостью, подборка уникальных рукописных изданий, иллюстрированных лицевыми изображениями и миниатюрами, обширный отдел масонской литературы, учитывая, что в те времена подобного рода книги были под запретом8. Поразительна его коллекция автографов и рукописей русских писателей и поэтов, художников, композиторов, актеров, полководцев и императоров и многих других известных людей, насчитывавшая более пятисот имен9.
Помимо книг, в коллекции А.Е. Бурцева было представлено объемное собрание картин известных художников, таких как Н.К. Рерих, С.Ю. Судейкин, Н.П. Сапунов, К.С. Петров-Водкин и многих других. Вообще А.Е. Бурцева можно с полным основанием назвать меценатом, потому что он не только приобретал художественные произведения молодых художников, но и всячески поддерживал их и помогал с рабо-
4 Рукописные собрания гос. б-ки СССР им. В.И. Ленина: указатель / сост. Ю.Д. Рыков. М., 1983. Т. 1. Вып. 1. С. 81-83.
5 Ровинский Д.А. Подробный словарь русских гравированных портретов. СПб., 1886. Т. 1. С. 175.
6 Рукописные собрания гос. б-ки СССР им. В.И. Ленина: указатель / сост. Ю.Д. Рыков. М., 1983. Т. 1. Вып. 1. С. 80.
7 Каталог выставки археологического съезда в Москве, 1890 г. М., 1890. С. 14-19.
8 Евгеньев А.А. Е. Бурцев и его коллекция // Наша старина. 1917. № 1. С. 168-172.
9 Андроников И Личная собственность // Новый мир. М., 1960. С. 182.
той. Например, велика его роль в становлении выдающегося художника Б.Д. Григорьева, которого он привлекал для оформления своих фольклорных и этнографических сборников. Впоследствии эти начинания получили развитие в знаменитом живописно-графическом цикле художника «Расея» (Пб., 1918)10.
Осознавая уникальность своей коллекции и желая сделать ее доступной для публики, А.Е. Бурцев начал издавать многотомное описание своего собрания, полностью перепечатывая отдельные книги, по его мнению, наиболее редкие и интересные. Кроме того, он предпринял попытку организации в собственном особняке в Петербурге Музея русского искусства и литературы. В большом выставочном зале музея экспонировались предметы из его коллекции, систематизированные по тематическим разделам, проходили выставки молодых художников. К сожалению, музей просуществовал недолго. В 1938 г. А.Е. Бурцев вместе с женой был репрессирован. Большая часть уникальной коллекции была распродана или передана антикваром в последние годы своей жизни различным государственным библиотекам или архивам, в частности, Пушкинскому дому и Публичной библиотеке в Санкт-Петербурге. Оставшуюся часть коллекции антиквара унаследовала его дочь, а после Великой Отечественной войны внучка А.Е. Бурцева при содействии литературоведа И.Л. Андроникова передала уцелевшие остатки коллекции деда в фонды Центрального государственного архива литературы и искусства; кроме того, некоторая часть этого собрания попала в художественную галерею в Астрахани11.
Вторая тематическая разновидность личных библиотек антикваров - справочные собрания. Такое собрание в первую очередь включало различные издания по библиографии: от ставших классическими трудов Г.Н. Геннади, В.С. Сопикова и др., до так называемых, «каталогов редкостей» Н.И. Березина, И.М. Остроглазова и многих других. В него могли входить и справочно-энциклопедические издания по всем отраслям знаний, а также различные издания по истории. Комплектование такого собрания объяснялось прагматичным стремлением антиквара обеспечить свой магазин справочно-библиографическим аппаратом, т. е. служебной библиотекой, облегчавшей его повседневную деятельность. Состав собрания определялся спецификой работы антиквара. Следует отметить, что издания по библиографии на антикварном рынке дореволюционной России, равно как и сейчас, стоили дорого и уже в
10 Северюхин Д.Я. Художественный салон А.Е. Бурцева // Личные собрания в фондах библиотек, архивов, музеев: мат-лы 4-й конф. по инфор-мацион. ресурсам петербурговедения. СПб., 2008. С. 21-22.
11 СеверюхинД.Я. Художественный салон А.Е. Бурцева // Личные собрания в фондах библиотек, архивов, музеев: мат-лы 4-й конф. по информа-цион. ресурсам петербурговедения. СПб., 2008. С. 27.
то время становились библиографическими редкостями, достать которые было не легко. Поэтому далеко не каждый торговец старой книгой мог позволить себе иметь справочную библиотеку. Впрочем, не каждый из них считал наличие такой библиотеки обязательным условием успешной работы. Мелкие букинисты, едва сводящие концы с концами, расценивали книгу лишь как товар, который было необходимо продать любыми способами с максимальной выгодой. Прерогатива же использования справочной библиотеки в своем рабочем процессе принадлежала крупным антикварам и фирмам новой формации, нацеленным на качественно новый уровень обслуживания покупателей.
Наглядным примером справочного собрания служит коллекция потомственного московского книжника П.П. Шибанова (1864-1935). Состав его библиотеки весьма разнообразен. В нем отразилась личность антиквара не только как библиофила-собирателя, но и как опытного книготорговца. Вот что пишет о П.П. Шибанове и его собрании известный коллекционер А.П. Бахрушин: «По его словам, лучшие книги или дублеты оставляет у себя, и таким образом составляется у него антикварная библиотека <...> некоторые редкие и действительно хорошие книги, особенно по истории России и библиографии, он нипочем не продает»12.
Начало личной библиотеки династии Шибановых было положено ее основателем П.В. Шибановым (1822-1892) - отцом Павла Петровича. В последующие годы П.П. Шибанов количественно и качественно преумножал ее состав. В общей сложности антикварное собрание Шибановых насчитывало около 100 тыс. томов справочно-библио-графического содержания. Значительную часть библиотеки занимали редчайшие рукописные материалы. Особое место в ней принадлежало коллекции гравированных и литографированных портретов библиографов и литераторов, насчитывавшей несколько сотен листов, снабженных подробными описаниями, сделанными рукой самого П.П. Шибанова. В конце 1918 г. магазин П.П. Шибанова, а вместе с ним частично и его личная библиотека, был национализирован. Эта часть библиотеки была передана в Румянцевский музей, а оставшуюся антиквар постепенно продавал. После смерти П.П. Шибанова остатки его личной коллекции в течение десяти лет еще приобретались Ленинской библиотекой, где хранятся и по сей день13.
12 БахрушинА.П. Из записной книжки. [Кто что собирает]. М., 1916. С. 13.
13 Лабынцев Ю. Ставшие ее частью: Коллекция русских библиофилов в главной книжной сокровищнице страны. М., 1990. С. 297; Салмина О.А. Коллекция гравированных портретов П.П. Шибанова в собрании РГБ // Румянцевские чтения-2003. Культура: от информации к знанию: тез. и сообщ. / сост. Л.Н. Тихонова. М., 2003. С. 217-218; Богомолов С.И. Российский книжный знак: 1700-1918. М., 2010. С. 917.
Отдельного внимания заслуживает библиотека Н.В. Соловьева (1877-1915), одного из самых известных антикваров Петербурга, ведь фактически именно с нее началась его антикварная книжная торговля. Известно, что свою библиотеку Н.В. Соловьев начал собирать в школьные годы. Отец будущего антиквара, В.И. Соловьев - коммерсант, директор-распорядитель гостинично-ресторанного товарищества «В.И. Соловьев», дал сыну прекрасное образование и работу в должности управляющего гостиницей «Северная», владельцем которой он являлся. Но Н.В. Соловьев не захотел участвовать в деле отца, поскольку его интересовали только антикварные книги. Соловьева-старшего, серьезного и делового человека, такое поведение сына не устраивало, и он лишил его материальной поддержки. Тогда оставленный без средств к существованию и движимый любовью к старой книге, Соловьев-младший решил организовать собственную антикварную книжную торговлю, начав с частичной продажи своей библиотеки14.
Собственная библиотека Н.В. Соловьева была обширной, основные ее отделы составляли книги по библиографии и истории. В последнем разделе выделялся массив книг по истории Финляндии -любимой теме собирательства антиквара. «Почти все книги были в изумительном виде, альманахи в переплетах из целой кожи работы знаменитого парижского переплетчика Паньяна, было много изданий Кружка любителей русских изящных изданий», - пишет в своих воспоминаниях петербургский антиквар Ф.Г. Шилов, - «Я купил также из коллекции Соловьева около 20 писем Гончарова, несколько писем Тургенева и Толстого и весь написанный Соловьевым материал для книги «Бумаги А.А. Воейковой. История одной жизни (Светланы)». Материал заключал около 300 автографов Жуковского, писем И. Козлова и другие. Вся эта коллекция ныне находится в Пушкинском доме»15. Другая часть личного собрания Н.В. Соловьева после его смерти при посредничестве А.М. Молчанова (1880-1940), управляющего книжным магазином антиквара, поступила в библиотеку актера, библиофила и литератора Н.П. Смирнова-Сокольского, а затем уже в составе его коллекции - в фонды РГБ16.
Мы привели лишь наиболее яркие примеры библиотек отдельных антикваров дореволюционной России, собиравших свои книжные коллекции. По факту их немного больше, но в целом это явление -
14 Шилов Ф.Г Записки старого книжника. Мартынов П.Н. Полвека в мире книг. М., 1990. С. 70; Лурье Ф.М. Журналы «Антиквар» и «Русский библиофил»: указатель содержания. М., 1989. С. 5; Берков П.Н. Русские книголюбы: очерки. М., 1967. С. 243-244; Злочевский Г. «Образованнейший русский книжник» // Библиография. 1998. № 3. С. 99-100.
15 Шилов Ф.Г. Записки старого книжника. М., 1965. С. 47.
16 Злочевский Г. Образованнейший русский книжник // Библиография. 1998. № 3. С. 111.
формирование личных коллекций антикваров - отнюдь нечастое. Так, из общего числа торговцев старой книгой назвать библиофилами можно лишь 10%. Это были крупные конкурентоспособные антиквары -профессионалы своего дела, образованные люди. Книга для них была не только товаром, который можно выгодно реализовать, но и предметом собирательства, имеющим историко-культурную ценность. Как и любые другие, такие книжные коллекции собирались на протяжении долгого времени, и предназначались для личного пользования, а не для продажи. Можно выделить два качественных отличия книжных собраний антикваров от собраний прочих библиофилов. Первое из них связано с тем, что антиквары более других знали истинную ценность и редкость того или иного экземпляра книги, поэтому их библиотеки зачастую уникальны. Второе заключается в том, что тематика книжных собраний антикваров могла быть крайне разнообразной. Но в личной библиотеке каждого антиквара в большем или меньшем количестве присутствовали издания по библиографии, помогавшие им в повседневной деятельности.
Стоит также отметить, что книжным собраниям антикваров присущи и другие особенности, характерные для любых книжных коллекций того времени. Например, книжная коллекция могла быть делом семейным, передаваться и пополняться из поколения в поколение, как собрания Большаковых и Шибановых. Коллекции антикваров, тщательно собираемые и бережно хранимые, с гордостью экспонировались на различных выставках, как это делали вышеупомянутые И.Л. Силин, С.Т. Большаков, А.Е. Бурцев.
Судьбы личных библиотек русских антикваров, как и других библиофилов, складывались по-разному. Источники свидетельствуют о трех наиболее популярных вариантах развития событий или их комбинациях. Так, эти библиотеки могли быть: 1) распроданы (например, вследствие смерти владельца); 2) подарены владельцем или его потомками государственному хранилищу; 3) но в основном, в силу сложившихся исторических событий, они подвергались национализации после Революции 1917 г.
В заключение хочется отметить следующее. Бытует мнение, что торговцы старой книгой - это в первую очередь дельцы, люди, обладающие коммерческой жилкой, перепродающие антикварные книги исключительно ради наживы и личного обогащения. Но среди антикваров прошлого было много людей, которые любили свое дело и по-настоящему служили книге, сделав антикварную книжную торговлю делом своей жизни. Таким образом, собранные ими личные библиотеки свидетельствуют о том, что коммерция для этих людей была не первостепенной задачей. Не любя книгу, не зная ее, невозможно собрать подобную коллекцию, вошедшую в историю, ставшую основой того или иного государственного книгохранилища.
Благодаря реконструкции вышерассмотренных книжных собраний можно говорить о том, что антиквары прошлого, как правило, не имеющие специального образования, прошли «школу жизни» в своих магазинах, были очень начитанными, сведущими в истории и много работали над тем, чтобы соответствовать уровню своих взыскательных покупателей (библиофилов, деятелей науки и искусств) и предлагать им весь спектр качественного обслуживания (от современных методов торговли до предоставления квалифицированной библиографической информации). Все это свидетельствует о высоком уровне антикварной книжной торговли в дореволюционной России и служит хорошим примером для современных букинистов.