О научной деятельности антиквара П.П. Шибанова (1864-1935)
Л.Г. Якунина,
аспирант кафедры книжного бизнеса
Рубеж Х1Х-ХХ вв. - период расцвета антикварной книжной торговли и смежных с ней областей знания и деятельности. Так, развиваются и встают на научную основу библиография и книговедение, формируется феномен библиофильства. Все эти процессы не могли не волновать человека, профессионально связавшего свою жизнь с книгой. Одним из таких специалистов был Павел Петрович Шибанов1, известный букинист-антиквар, оставивший наиболее яркий след в истории дореволюционной и советской букинистики. Свою профессиональную деятельность он начал на предприятии отца - московского книгопродавца Петра Васильевича Шибанова (ок. 1822-1892). В 1892 г., после его смерти, П.П. Шибанов возглавил семейную фирму, значительно расширив антикварную торговлю. Знание книги, умелое руководство предприятием, регулярный выпуск каталогов с точными библиографическими описаниями - все это закрепило за П.П. Шибановым славу выдающегося специалиста по истории книгопечатания и книги вообще.
Помимо своей основной деятельности - книготорговой, антиквар широко осуществлял научную деятельность, основными направлениями которой являлись:
• исследовательская работа;
• издательская деятельность;
• выставочная деятельность;
• участие в работе библиофильских обществ.
1 См.: БогословскийА. Подвижник книги // Человек. 1998. № 2. С. 116-122; Дорошевич А.В. Шибановы // Книга : энциклопедия. М., 1999. С. 718 и др.
Рассматривая первое направление, в первую очередь следует отметить библиографические работы П.П. Шибанова дореволюционного периода. В возрасте 17 лет он составил «Список редких русских книг со ссылками на библиографические источники» (1881)2, в ходе работы над которым активно пользовался трудами известных библиографов прошлого В.С. Сопикова (1765-1818) и Г.Н. Геннади (1826-1880). Этот указатель сам Шибанов считал своим первым научным трудом3.
Спустя 10 лет им была подготовлена библиографическая инструкция «Способ описания книг»4 - она включала перечень и порядок библиографических элементов, составляющих библиографическое описание изданий. По мнению П.П. Шибанова, библиографическое описание должно было включать сведения об авторе, месте и годе издания, формате, количестве страниц, иллюстраций, томов, тираже, степени редкости. Основой создания инструкции послужили доклады самого антиквара и других библиографов (А.Д.Торопова, А.Н. Соловьева, В.Ф. Фреймана и др.), которые были сделаны на заседаниях Московского библиографического кружка (1889-1900), преобразованного позднее в Русское библиографическое общество (РБО, 1900-1930)5.
Основные научные работы П.П. Шибанова написаны им уже после 1917 г. После революции антиквар в числе немногих энтузиастов и подвижников книжного дела не жалел сил, здоровья и времени, спасая гибнущие книжные и рукописные собрания. С ноября 1918 г. он работал в качестве научного сотрудника в отделе по делам музеев Наркомпроса. В 1923 г. Шибанов возглавил антикварный отдел акционерного общества «Международная книга». Среди научных работ П.П. Шибанова этого периода центральное место занимает статья «Антикварная книжная торговля в России», опубликованная в 1925 г. в первом советском учебном пособии для книготорговых кадров6, в которой впервые рассматривалась история антикварной книготорговли с момента ее возникновения и до революции, анализировалась эволюция терминов «антиквариат», «антиквар», предлагалась трактовка их значения (в рамках книжного рынка) на момент публикации исследования. Кроме того, в статье приводились имена и фамилии букинистов, выпускавших антикварные каталоги.
В той же статье П.П. Шибанов обратился к молодым собратьям с десятью «заветами старого книжника», призывая их искренне лю-
2 ОР РГБ. Ф. 342. К. 53. Ед. хр. 26.
3 ОР РГБ. Ф. 342. К. 53. Ед. хр. 26. Л. 1.
4 Способ описания книг. М., 1891. [4] с.
5 См.: Орлов H.H. 35 лет деятельности Русского библиографического общества при Московском университете. М.,1925. 129 с.
6 Шибанов П.П. Антикварная книжная торговля в России // Кн. торговля: пособие для работников кн. дела / под ред. М.В. Муратова и H.H. Накоряко-ва. М.; Л.: ГИЗ, 1925. С. 200-265.
бить книгу. Многолетний опыт антиквара показал, что те торговцы, которые занимались книжным делом только для извлечения прибыли, никогда не добивались успеха. Будучи очень требователен к себе, он того же требовал от других, призывая молодых книжников все свободное время уделять пополнению своих знаний. Полагая, что нет плохих покупателей, а есть плохие продавцы, Шибанов требовал от своих сотрудников всегда внимательно относиться к посетителям. Пройдя хорошую школу у своего отца и будучи неплохим реставратором, он призывал своих молодых собратьев беречь книгу, хранить ее на полках так, чтобы она преждевременно не изнашивалась от небрежного обращения. Тем самым «старый книжник» П.П. Шибанов учил новое поколение букинистов преданно и бескорыстно любить книгу.
Второе направление - издательская деятельность - наиболее ярко характеризует научную деятельность П.П. Шибанова в дореволюционный период. Здесь, в первую очередь следует отметить каталоги наличного ассортимента антикварной книжной торговли П.П. Шибанова. За время своей деятельности им было издано 168 каталогов. Среди них были издания, посвященные библиографии, мемуарам, Сибири и Китаю, литературе о Москве и Московской губернии, 1812 г., русским книгам XVIII в., русским книгам, изданным вне России, и др. - все они представляют большой научный интерес благодаря точным описаниям, чему во многом способствовал младший брат Шибанова Лев Петрович Ши-банов(1868-1908), профессиональный библиограф.
Книги в каталогах располагались либо в алфавитном порядке названий, либо по фамилиям авторов. В сообщении о книге, поступившей в продажу, кроме всех обязательных элементов библиографического описания (фамилия автора, название книги, год и место ее выхода в свет, количество страниц, формат), указывались характерные особенности данного экземпляра: «современная печатная обложка», «незначительные пятна», «необрезанный экземпляр», «последняя страница помарана и нет последней страницы оглавления» и др. «Редкость», «большая редкость», «не продавалась», «издание неизвестно библиографам» - такие ремарки сопровождали сообщения о бывших в особом почете у библиофилов и труднонаходимых книгах. Количество рисунков, гравюр и портретов всегда тщательно оговаривалось.
Специально для коллекционеров часть тиража печаталась на цветной бумаге: синей, оранжевой, желтой. Эти так называемые «радужные» экземпляры оказались наиболее долговечными, так как сберегались более тщательно. Некоторые библиофилы даже сшивали их в отдельные тома и одевали в индивидуальный владельческий переплет.
Благодаря полным и точным описаниям, исчерпывающим аннотациям, четкой структуре каталоги антикварной книжной торговли П.П. Шибанова были встречены с большим интересом в библиофиль-
ских кругах того времени, став событием в книжном мире дореволюционной России.
Помимо каталожной продукции П.П. Шибанов издавал журнал под названием «Библиографические записки» (1892). Редактором был один из учредителей Русского библиографического общества, исследователь русского книжного дела XVII в. А.Н. Соловьев. Среди сотрудников журнала значились крупнейшие ученые-академики К.С. Ве-селовский, Л.Н. Майков, историки И.Е. Забелин, Е.В. Барсов, библиографы и книговеды В.И. Межов, П.К. Симони, Д.Д. Языков, библиофилы Я.Ф. Березин-Ширяев, И.М. Остроглазов и многие другие деятели науки и искусства.
Журнал «Библиографические записки» предполагал широкую программу, обещая охватить «все, что только может иметь какое-либо отношение к библиографии»7. В нем публиковались исследования памятников древней письменности, библиографические монографии по научным и литературным вопросам, обзоры общественных и частных книгохранилищ, статьи и исследования, посвященные жизни и деятельности писателей, материалы о книжной торговле (русской и зарубежной). Специально для коллекционеров часть тиража (50 экземпляров) печаталась на слоновой бумаге, с широкими полями, цена такого комплекта доходила до 15 рублей.
Журнал просуществовал всего один год, в течение которого вышло 12 номеров. Основные рубрики: «Критические заметки», «Известия и заметки», «Историко-литературная летопись», «Вопросы и ответы», «Смесь», «Книжное дело», «Приложение». В «Критических заметках» публиковались рецензии на новые книги и издания прошлых лет выпуска по истории, литературоведению, библиографии. В рубрике «Известия и заметки» освещались новости мировой литературы, зарубежных библиотек; сообщались сведения о книжных находках и открытиях последнего времени. Здесь же печатались некрологи. «Историко-литературная летопись» летописца Димитрия (псевдоним Д.Д. Языкова) представляла собой серию библиографических заметок об известных русских писателях и ученых XIX в. В рубрике «Вопросы и ответы» читатели журнала задавали вопросы редактору или же вступали в дискуссию с авторами статей. Небольшие заметки, имеющие отношение к книжному делу и библиографии, публиковались в рубрике «Смесь». Раздел «Книжное дело», согласно программе журнала, должен был знакомить читателей с историей типографского, издательского и книготоргового дела в России. Именно в этой рубрике опубликовал свои мемуары известный букинист А.А. Астапов (№ 3, 7, 10).
Также в качестве приложений к журналу издавались «Летопись русского книгопечатания» (№ 2-12) и каталоги наличного ассор-
7 От редакции// Библиографические записки. 1892. № 1. С. 4.
тимента магазина П.П. Шибанова (№ 43-51 включительно). В «Летописи» публиковались списки новых книг и журнальных статей на русском языке, а также сведения и распоряжения по делам печати. Каталоги антикварной торговли П.П. Шибанова помещались на последних страницах и в какой-то момент укрылись от взора исследователей. До недавнего времени считалось, что они не были напечатаны8.
Хотя журнал «Библиографические записки» просуществовал всего лишь год, он, несомненно, способствовал распространению библиографических знаний и навыков в России, открывая для научного исследования ранее неизвестные источники, знакомя широкую аудиторию с достижениями исторической науки и литературоведения.
Издательская деятельность П.П. Шибанова не ограничивалась выпуском каталогов наличного ассортимента и собственного журнала, помимо этого он выпускал книги и брошюры. Работа антиквара в этой области еще ни разу не была предметом научного исследования. Нами же было выявлено более 20 книг, в издании которых Шибанов принимал самое непосредственное участие. Большинство из них - оттиски статей из «Библиографических записок», в том числе обзоры деятельности ученых и писателей, воспоминания известных букинистов, библиографические указатели и др. Тираж этих изданий составил 50 экземпляров, что объясняет их отсутствие на антикварном рынке.
Также Шибанов издал библиографические труды по генеалогии Л.М. Савелова, среди них наиболее известные «Библиографический указатель по истории, геральдике и родословию российского дворянства» (М., 1904) и «Генеалогические редкости» (М., 1904). Помимо книг по геральдике Шибановым издавались монографии, посвященные вопросам иконографии, в том числе «Бирон в гравюре Ив. Соколова» И.И. Щукина (М., 1893). Тираж этих изданий - 600-625 экземпляров. Плохое качество бумаги, малое число оттисков сделали практически все книги, изданные П.П. Шибановым, библиографической редкостью.
Третье направление - выставочная деятельность - тесно связано с работой П.П. Шибанова в качестве члена Русского библиографического общества. Принимая активное участие в его деятельности, антиквар организовал и подготовил несколько выставок, в том числе посвященных 150-летнему юбилею русского просветителя Н.И. Новикова (1894) и 200-летию печати (1908). Так, для последней он предоставил несколько редких изданий из личной коллекции, подготовил в соавторстве обзор экспозиции9. Помимо этого П.П. Шибанов составил
8 См.: Заболотских Б.В. Книжные раритеты : собиратели и хранители. М., 1999. С. 305.
9 См.: [Виноградов С.П.] Обзор выставки, устроенной Русским библиографическим обществом 8-9 марта 1908 г. в память двухсотлетия гражданского шрифта / С.П. Виноградов, П.П. Шибанов. М., 1908. 20 с.
описание рукописного отдела выставки, устроенной в честь 300-летия дома Романовых10.
Четвертое направление - участие в работе библиофильских обществ - наиболее ярко характеризует научную деятельность П.П. Шибанова в советский период. Начиная с этого времени, им было подготовлено более 30 докладов, преимущественно по истории антикварной книжной торговли в России, с которыми он выступал на вечерах в Русском обществе друзей книги (РОДК, 1920-1929)11, Ленинградском обществе библиофилов (ЛОБ, 1923-1931)12, полиграфической секции Российской Академии художественных наук (1922-1930-е гг.)13, Комиссии по изучению искусства книги при Государственном издательстве РСФСР (1921-1924)14.
Большинство докладов П.П. Шибанова, сделанных на заседаниях перечисленных обществ, осталось в рукописях, они хранятся в фондах Российской государственной библиотеки (ОР РГБ)15. Наиболее важные и интересные из них были прочитаны на вечерах Русского общества друзей книги. Здесь им было сделано пятнадцать докладов, особенно оживленную дискуссию вызвали два - «Дезидерата русского библиофила. Редчайшие книги и их современная расценка» и «Друзья и враги книги». К первому сообщению в качестве приложения была напечатана брошюра под тем же названием в количестве 200 экземпляров, из которых 100 было пронумеровано для членов РОДК16. «Дезидерата» Шибанова была последним опубликованным по времени списком редких русских книг. В ней докладчик перечислил 378 так называемых «библиографических редкостей», сопровождая каждое описание книги ее современной продажной ценой (в рублях и долларах): «... так, чтобы продажа книг не была «обидной» для владельцев, а покупка их - обременительной для государственных и научных библиотек»17. В список попали издания ХУ-ХХ вв., в том числе запрещенные и уничтоженные вла-
10 См.: Выставка Древне-русского искусства, устроенная в 1913 г. в ознаменование чествование 300-летия царствования Дома Романовых : [каталог] / вступ. ст. П.П. Муратова. М., 1913. 137, [2] с.: ил.
11 См.: Берков П.Н. История советского библиофильства (1917-1967). М., 1971. С. 88-126; Русское общество друзей книги (1920-1929) : библиогр. указ. / под ред. и с предисл. О.Г. Ласунского. Воронеж, 1968. 65, [3] с.: ил.
12 См.: Охочинский В.К. Ленинградское общество библиофилов (19251928) // Альманах библиофила. Л., 1929. С. 347-398.
13 См.: БазыкинМ. Полиграфическая секция Российской Академии художественных наук // Гравюра и книга. 1924. № 2-3. С. 73-77.
14 См.: XXV заседаний Комиссии по изучению искусства книги при Государственном издательстве. 1922. 1923. 1924. М. : ГИЗ, 1924. 64 с.
15 ОР РГБ. Ф. 342. К. 53. Ед. хр. 1-16.
16 Desiderata русского библиофила. Редчайшие книги и их современная расценка. К докладу в РОДК 15 апреля 1927 г. / сост. П.П. Шибанов. М. : Международная книга, 1927. 15, [1] с.
17 ОР РГБ. Ф. 685. К. 1. Ед. хр. 7. Л. 29.
стями. Только в немногих случаях, когда речь шла об оценке «книг чрезвычайно редких, никогда не появлявшихся на рынке», установить на которые «какие-либо цены было бы совершенно голословно»18, П.П. Шибанов ставил вопросительный знак, среди них «Санкт-Петербургский музыкальный магазин для клавикордов» (СПБ., 1794), «История французской революции в медалях и монетах» (Б.м., 1816) и др. Структура издания, принципы отбора книг для него, их продажные цены вызвали бурное обсуждение среди членов общества. Например, «Библию» Ф. Скорины (Прага, 1517-1519) Шибанов оценил в 2000 р., а редчайшее запрещенное и изъятое цензурой «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева (СПб., 1790) - всего в 250 р. Невысокая цена одних книг и высокая других вызвали недоумение присутствующих. Так, Ф.Г. Шилов, заведующий ленинградским отделением «Международной книги», писал: «То, что вы хотите купить, вы расцениваете баснословно дешево, а то, что хотите продать из залежавшегося у вас, оцениваете втридорога»19. Кроме того, Шибанов не включил в свой список целый перечень редких книг: книжные росписи XVIII в., летучие издания, манифесты и указы первой половины XVIII в. и др., что также подверглось критике. Впрочем, все это не повлияло на конечный успех брошюры Шибанова, уже не одно десятилетие остающейся в списках дезидерат библиофилов, их заветным желанием.
Такой же неоднозначной была реакция библиофильской общественности и на другой доклад П.П. Шибанова под названием «Друзья и враги книги», обсуждение которого растянулось на 5 заседаний. Два первых были посвящены «врагам книги». К ним докладчик причислял ученых, собирателей экслибрисов и ... женщин. По мнению Шибанова, «книга для женщин является и веером, и зонтиком от солнца, и альбом для цветков»20. Утверждение антиквара послужило темой для бурных дебатов. «Результат прений лучше всего выразил один рядовой член общества, который, уходя после прений, разводил руками и с недоумением спрашивал:
- Друг я или враг книги?! Никак не разберу...»21.
Известно, что три остальных заседания общества проходили в более спокойной обстановке, так как Шибанов обратился к «друзьям книги» - к ним причислялись такие известные библиофилы прошлого, как Ф.Ф. Мазурин, Н.И. Носов, И.М. Остроглазов, Н.Ф. Бокачев и др., с любовью относившиеся к книге, чем и заслужили столь лестную оценку от несклонного к излишней сентиментальности П.П. Шибанова. Поми-
18 См.: Desiderata русского библиофила. С. 4.
19 Шилов Ф.Г Записки старого книжника. 2-е изд. М., 1965. С. 51.
20 ОР РГБ. Ф. 342. К. 55. Ех. хр. 36. Л. 8.
21 [Кутузов А.В.] Друзья или враги книги? Об учёных и женщинах // Вечерняя Москва. 1926. № 282. 6 дек. С. 2.
мо биографий коллекционеров доклад антиквара содержал сведения об их собраниях, в том числе о составе и судьбе книг после смерти владельца. Рассказывая об известных коллекционерах прошлого, докладчик особо отметил провинциальных собирателей, запомнившихся ему своей удивительной заботой о книге. Он призывал библиофилов беречь книги от света и воздуха, избегать тесноты на книжных полках. По завершении обсуждения были напечатаны тезисы22.
Анализ теоретического наследия П.П. Шибанова показывает стремление автора к научной точности и объективности повествования, а также желание вспомнить и рассказать о долгой жизни в мире книг. Он хотел передать накопленные книжные знания, свой жизненный опыт - все, что приобретается путем долголетних наблюдений. Будучи тяжело больным, Шибанов начал усиленно работать над своими воспоминаниями23, в которых он хотел рассказать о многочисленных книжных собраниях, прошедших через его фирму, дать галерею образов русских библиофилов. «Никогда в жизни, - писал антиквар, -я не испытывал такой горечи, такого страха за могущий каждую минуту возвратиться перебой, который прервет работу, а меня уложит в постель... В эти минуты передо мной как-то особенно рельефно встает укор в неисполненном обязательстве. Я становлюсь несостоятельным должником многих книголюбов, которые вправе предъявить ко мне иск»24. Всему этому, к сожалению, не суждено было сбыться. Воспоминания остались незавершенными. Но даже то, что он успел записать, полно большого и поучительного смысла.
22 См.: Тезисы доклада П.П. Шибанова «Враги и друзья книги. Цикл первый. Враги». М., [1927]. [2] с.
23 См.: Шибанов П.П. Полвека со старой книгой и её друзьями. Из воспоминаний / публ. И.М. Кауфмана и Е.П. Шибановой // Книга. Исследования и материалы. М. : Книга, 1972. Сб. 24. С. 165-187 ; Сб. 25. С. 137-151.
24 ОР РГБ. Ф. 342. К. 54. Ех. хр. 31. Л. 1-2.