Научная статья на тему 'БЕЗОПАСНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ'

БЕЗОПАСНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
36
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ТРАНСПРОФЕССИОНАЛИЗМ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кудряков С. А.

Статья посвящена рассмотрению актуальных аспектов безопасности и эффективности развития личности и общества. В контексте обучения, профессиональной подготовки и реальной профессиональной деятельности безопасность рассматривается как междисциплинарная транспрофессиональная компетенция современных специалистов. Обосновывается необходимость создания целевой федеральной программы по обеспечению комплексной психологической безопасности жизнедеятельности, основной акцент которой должен быть направлен на человека, как субъекта деятельности.The article is devoted to topical aspects of security and development of the individual and society. In the context of education, training and real professional activity, safety is an interdisciplinary transprofessional competence of modern specialists. The necessity of the Federal program on providing integrated life safety is stated, the main emphasis should be focused on the person as a subject of activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Кудряков С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «БЕЗОПАСНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ»

Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 24.07.2007 №209-ФЗ. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

4. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства на период до 2030 г. Режим доступа: http://government.ru/media/files/jFDd9wbAbApxgEiHNaXHveytq7hfPO96.pdf

5. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. "Современный экономический словарь. - М. - ИНФРА-М, 2011.

Кудряков С.А., доктор технических наук заведующий кафедрой «Радиоэлектронных систем» Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации Россия, г. Санкт-Петербург БЕЗОПАСНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННЫХ

СПЕЦИАЛИСТОВ

Статья посвящена рассмотрению актуальных аспектов безопасности и эффективности развития личности и общества. В контексте обучения, профессиональной подготовки и реальной профессиональной деятельности безопасность рассматривается как междисциплинарная

транспрофессиональная компетенция современных специалистов. Обосновывается необходимость создания целевой федеральной программы по обеспечению комплексной психологической безопасности жизнедеятельности, основной акцент которой должен быть направлен на человека, как субъекта деятельности.

Ключевые слова: Безопасность, психологическая безопасность, социальная безопасность, конкурентоспособность, компетентность, профессиональная подготовка, транспрофессионализм,

парапрофессионализм,

The article is devoted to topical aspects of security and development of the individual and society. In the context of education, training and real professional activity, safety is an interdisciplinary transprofessional competence of modern specialists. The necessity of the Federal program on providing integrated life safety is stated, the main emphasis should be focused on the person as a subject of activity.

Keywords: Safety, psychological safety, social security, competitiveness, competence, training, transprofessional, paraprofessional.

Введение

В современных условиях мирового развития наблюдается возрастающая экономическая, культурная и политическая интеграция стран, получившая название глобализации. Реальностью становится особый этап межгосударственных взаимодействий, на котором перестраивается вся цивилизационная картина мира.

При этом между государствами обостряются противоречия, связанные с неравномерностью развития и разрывом в уровнях благосостояния. В этих условиях с одной стороны ценности и модели развития становятся предметом глобальной конкуренции, а с другой - возрастает уязвимость всех членов международного сообщества перед лицом новых вызовов и угроз [16].

Опыт преодоления экономического кризиса в условиях санкционных ограничений, введенных некоторыми странами в отношении Российской Федерации, наглядно продемонстрировал необходимость повышения уровня экономической самодостаточности страны для адекватного парирования возможного политического давления с чьей-либо стороны.

Россия, как одно из ведущих мировых государств не может оставаться в стороне от процессов мирового развития, но, к сожалению, приходится констатировать, что на сегодняшний день наша страна по многим параметрам (по данным World Economic Forum) уступает экономически развитым странам, что отражается на рейтинге глобальной конкурентоспособности страны, как показано на рис.1. [3]. Среди стран бывшего СССР Россия в 2015 году пропустила вперёд Эстонию (30 место), Литву (36), Латвию (44), Азербайджан (40) и Казахстан (42).

Динамика рейтинга конкурентоспособности России (по версии GCI WEF)

1996 2001 2010 2011 2012 2013 2014 2015

140 140 140 140 140 140 140 140

Рис.1. Рейтинг глобальной конкурентоспособности России

Улучшение показателя конкурентоспособности за последние годы, и особенно за последний год, сопровождавшийся активными антироссийскими санкциями, безусловно, радует, но при этом приходится констатировать, это позитивное движение во многом определилось переоценкой величины активов, а не реальным развитием экономики. В области высшего образования и профессиональной подготовки по результатам 2015 года мы занимаем 38 место, причем значимой позитивной динамики по этому показателю, к сожалению, не наблюдается. Более того по показателю качества математического и научного образования мы занимаем 58 место, по качеству образовательной системы мы занимаем в рейтинге 82 место из 140.

В то же время анализ основных тенденций развития экономически развитых стран показывает, что с конца ХХ в. наблюдается очевидный сдвиг в структуре цивилизационного капитала глобального рынка, состоящий в тенденции перехода от тотального доминирования физического капитала (то есть материальных активов) к возрастающему значению нематериальных активов. В связи с этим меняется роль человеческого капитала в таких сферах деятельности, как наука и образование, обеспечивающих воспроизводство, и расширенное производство интеллектуальных активов[12].

Актуальные задачи подготовки специалистов

Задача форсированного повышения эффективности экономики требует не только внедрения новейших промышленных технологий, но и подготовки принципиально нового класса специалистов-профессионалов [9,12,14].

В рамках этого процесса становится актуальным создание сложных, взаимодополняющих связей между реальным производством, наукой, образованием и управляющими структурами, как регионального, так и федерального уровня. Упрощенная схема этих взаимодействий представлена на рис.2.

Рис.2. Упрощенная схема инновационных взаимодействий.

Возникновение и развитие подобных межотраслевых объединений накладывает дополнительные требования на профессиональную подготовку специалистов, задействованных в реализации мульти-дисциплинарных и международных проектов. При этом все чаще возникает необходимость объединения в единую команду специалистов не только разной профессиональной направленности, но и принадлежащих к принципиально разным типам профессий.

Чтобы соответствовать современным требованиям специалисты всех профессий должны иметь знания, умения и навыки, предполагающие наличие готовности и способности воспроизводить, структурировать и интерпретировать разнородную информацию, действовать в стандартных и нештатных ситуациях, адаптируясь к изменяющимся условиям физической и социальной среды. При этом становится совершенно очевидным, что степень

взаимопроникновения профессиональных компетенций и навыков из одного типа профессии в другой усиливается, что позволяет говорить о необходимости формирования некоторых видов «надпрофессиональных» компетенций [10].

Компетентностный подход обновления содержания образования и профессиональной подготовки призван развить у учащихся компетенции на основе сочетания принципов практической направленности и теоретической фундаментальности, универсальности и индивидуальности [5,9,13].

Однако реалии современной действительности показывают снижение общего уровня подготовки выпускников средних школ и существенные изменения в социальной структуре мотивации к освоению будущей профессии затрудняют процесс профессиональной подготовки специалистов в профильных высших учебных заведениях, а недостаток материального обеспечения учебного процесса приводит к необходимости существенно увеличивать период адаптации молодых специалистов непосредственно в эксплуатирующих организациях.

Проблема складывающегося кадрового дефицита носит всеобщий и международный характер и особенно остро проявляется в высокотехнологичных отраслях экономики. В качестве примера можно привести развернутую в мировом сообществе дискуссию по проблеме NGAP (Новое поколение авиационных специалистов) в связи с письмом генерального секретаря 1САО (Международная организация гражданской авиации) от 06.06.14 и дополнения к нему AN 21/3-14/43 от 3-4.12.2014.

Сложность ситуации, по мнению ИКАО, состоит в том, что по словам генерального секретаря ИКАО «...в некоторых регионах 40 % кадрового состава аэропортов в следующие несколько лет выйдет на пенсию. В других регионах следующее поколение не готово или не способно работать в аэропортах.».

Ловушка «парапрофессионализма»

Новое поколение обучающихся, названное ICAO поколением «тысячелетних», имеет существенно иные мотивационные приоритеты, социальные установки и уровень базовой подготовки по сравнению с традиционным «романтическим образом» авиационной деятельности. Данное обстоятельство требует соответствующего пересмотра концепции профессиональной ориентации, профессионального отбора и профессиональной подготовки специалистов в современных условиях.

Кроме того, в основе применяемых в настоящее время образовательных технологий в явной или неявной форме используется так называемая модель «полного усвоения» [2], в соответствии с которой фиксированным параметром обучения является именно результат, а все другие параметры обучения могут меняться, подстраиваясь под достижение учащимися этого заданного результата. В результате система гарантирует достижение необходимого уровня практически всем обучающимся. Однако, исследования

последних лет [6] наличие феномена неспособности к полному усвоению вне зависимости от времени, предоставленного на обучения и интенсивности процесса обучения.

Переход к новым формам организации и самоорганизации совместной деятельности должен сопровождаться формированием нового типа профессионализма, который получил название транспрофессионализма, как умения связывать и организовывать представителей различных профессий для решения комплексных проблем с реализацией синергетического эффекта. Если расположить кластеры, характеризующие специалистов по двум парам критериев [12]: «универсальность - специализация» и «унификация -уникальность», как показано на рис. 3, то легко заметить, что на пути движения от специалистов массовых профессий к специалистам-транспрофессионалам имеется весьма опасная ловушка. Суть этой ловушки состоит в возможности подготовки парапрофессиональных специалистов (то есть, людей на самом деле не являющихся профессионалами).

Рис.3. "Ловушка"парапрофессионализма

Существенное увеличение возраста профессорско-преподавательского состава, занятого в подготовке квалифицированных кадров для отрасли, а также низкий уровень существующего материального обеспечения преподавателей снижают привлекательность преподавательской деятельности для молодежи и создают реальную угрозу недопустимого дефицита численности преподавательского корпуса. Попытки замещения обозначившегося дефицита преподавательского корпуса

компьютеризированными обучающими системами, к сожалению, не всегда приводят к ожидаемому результату.

Широкое развитие различного рода автоматизированных средств обеспечения и поддержки деятельности, компьютерных технологий с обилием шаблонов, реализованных алгоритмов обработки информации и принятия решения создают обманчивое впечатление об отсутствии необходимости глубокого изучения предметной области для их оптимального выбора и применения. Поверхностное ознакомление с подобными наукоемкими продуктами с пользовательским интерфейсом, сведенным к «одной кнопке» может создавать крайне вредную и опасную иллюзию доступности данного вида деятельности практически для любого человека. Понимание сути деятельности и логической структуры выполняемых действий в данном случае сводятся к знаниям названий программного продукта или технической системы, которая может автоматизировать решение стоящей перед специалистом задачи. Данная негативная ситуация особенно осложняется в том случае, если в процессе профессиональной подготовки рассматривались только унифицированные рабочие ситуации.

Расширение сферы осведомленности в данном случае приведет не к повышению компетентности, а к проявлению негативного явления парапрофессионализма.

Комплексирование методов, средств, способов мышления и деятельности под конкретную проблемную ситуацию, не имеющую стандартных вариантов решения, составляют специфику транспрофессиональной деятельности. При этом транспрофессионалу необходимо учитывать многообразные и весьма противоречивые интересы самых различных социальных групп и отдельных личностей, а также быть готовым брать на себя моральную ответственность за предлагаемые варианты решения и их реализацию.

Новизна этого подхода характеризуется не только необходимостью обеспечения быстрой адаптации специалиста к изменяющимся условиям профессионально-предметной области, но и активным вниманием к проблеме сохранения и развития социального, культурного и морального капитала общества.

Психологический дисбаланс и безопасность

По мере развития и совершенствования современных техногенных систем на фоне снижения доли физического труда наблюдается увеличение умственных и психических нагрузок, связанных с расширением сферы деятельности человека и увеличением количества перерабатываемой информации.

Механизмы психологических нарушений, вызванных нагрузками, превышающими индивидуальные границы адаптированности, затрагивают не только эмоциональные слои психики, но и влияют на когнитивные уровни, мировоззренческие установки и систему мотивации личности. Эти процессы

часто сопровождаются повышением личностной тревожности, напряженности и конфликтности и, следовательно, расширяют область негативных воздействий на других окружающих людей.

По оценкам европейских специалистов психологические проблемы являются актуальными примерно для одной трети трудящихся стран Европейского союза, и стоимость их решения составляет в среднем 3-4% валового национального дохода.

Тем не менее затраты на поддержание психологического комфорта и предотвращение негативных изменений психофизиологических свойств личности оказываются существенно меньше, чем затраты на ликвидацию последствий техногенных катастроф самого разного масштаба, происходящих по вине человека.

Публикуемые в открытом доступе данные по причинам чрезвычайных происшествий в России и за рубежом показывают значительное увеличение доли неблагоприятных событий, обусловленных человеческим фактором. При этом к числу причин возникающих аварий и катастроф часто относятся не только прямые ошибки в деятельности персонала, но и общая тенденция к пренебрежению установленными правилами и инструкциями, а также правовой нигилизм.

Статистика неумолимо показывает рост числа происшествий и аварий, происходящих по вине человека. Эти данные касаются не только России, они имеют общемировое значение. Так, например, открыто публикуемые данные по обрабатывающей промышленности развитых стран указывают в качестве причин аварий 22% случаев по вине операторов, 11% по причинам нарушения технологического процесса и 5 % из-за конструкторских ошибок. По данным авиационных перевозчиков причинами на воздушном транспорте в 50% случаев являются ошибки пилотов, в 7% случаев ошибки других членов экипажа. Весьма настораживающим является появление в официальной статистике причин аварий и катастроф такого фактора как саботаж. В промышленности доля этого фактора оценивается в 1%, а в авиации его оценки доходят до 9%. Причины, связанные с техническими неполадками явно отходят на второй план. На сегодняшний день самым слабым (с точки зрения функциональной надежности) становится именно человек. В совокупности человеческий фактор, как причина аварий и катастроф в некоторых исследованиях оценивается в 70-95%. Судя по всему, такая тенденция будет сохраняться в ближайшие годы [7].

К сожалению, доступ к сложной современной технике при существующем в настоящее время уровне психофизиологического контроля открыт как для людей с аддикциями, так и для представителей деструктивных организаций.

Психологический дисбаланс, то есть нарушение психологической гармонии, является одним из ведущих факторов аннигиляции человеческого капитала, то есть по сути безвозвратной потери главного ресурса страны, что

в экономическом выражении соответствует потерям более 13% ВВП ежегодно [4, с.21-27]. К сожалению, в современном общественном сознании укрепились искаженные стереотипы моделей построения взаимоотношений человека с окружающим миром. Вопросы психологической экологии и психологического комфорта на производстве и в быту чаще всего оказываются вне какого-либо серьезного рассмотрения.

Хронический когнитивный диссонанс, помимо прочего порожденный процессами глобализации и усугубления экономического кризиса, приводит к возрастанию угрозы межнациональной и межконфессиональной напряженности и агрессивности в обществе.

Многие искаженные и деструктивные стереотипы восприятия действительности внедряются в сознание человека преднамеренно. Либо из стремления к экономической выгоде, либо для втягивания его разнообразные политические игры. Умелое манипулирование информационными трендами, культивация сомнительных привычек и способов поведения сочетается с «раскачкой» общества и может привести к массовым беспорядкам и даже революциям, как это недавно наблюдалось в ряде арабских стран.

Информационные потоки интернет сегодня являются практически бесконтрольными и представляют серьезную опасность для детей и молодежи

Обнаружение запуска спланированных информационных трендов и своевременное оповещение об этом самых широких слоев населения является одной из важнейших задач обеспечения безопасности общества [8].

Психологически напряженная атмосфера в семье, быту и на производстве, неконтролируемый негативный информационный поток от средств массовой информации приводит к значительному ухудшению состояния здоровья населения, выражающемуся в росте числа психосоматических заболеваний, неврозов, депрессий и психических отклонений, приводящих даже к попыткам суицида. Попадая из нездоровой семейной атмосферы на производство, в большинстве случаев человек не способен к мобилизации всех своих сил для разрешения нештатных ситуаций, что особенно опасно в условиях быстроменяющейся летной обстановки. Поэтому задача правильного формирования мировоззренческих концепций и соответствующих им стереотипов поведения не только на рабочем месте, но и в семье, безусловно, является стратегическим приоритетным направлением развития системы психологической безопасности [8,9].

Человек - субъект деятельности и объект комплексной системы безопасности

При создании большинства современных систем обеспечения безопасности внимание акцентируется на оснащении объектов защиты техническими средствами обеспечения безопасности и инструментальными средствами контроля функционирования средств жизнеобеспечения.

Так, например, в официальной государственной концепции комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности

предполагается «...предотвращение кризисных ситуаций путем оснащения объектов защиты техническими средствами обеспечения безопасности и инструментальными средствами контроля функционирования средств (систем) жизнеобеспечения.» и указывается на «необходимость эффективного мониторинга текущей обстановки и предоставления информации для действий территориальных федеральных органов исполнительной власти» [1].

Человек одновременно является и центральным объектом любой системы жизнеобеспечения, и субъектом любой социальной деятельности, от действий которого в конечном итоге зависит как личностная, так и общественная безопасность. Поэтому совершенно естественной представляется необходимость распространения методов и средств контроля состояния технических систем, предотвращения негативных ситуаций и минимизации неблагоприятных последствий от их возникновения и воздействия на самого человека.

Для реализации безаварийной работы в особо ответственных отраслях необходимо выполнение нескольких важных условий, включающих в себя, предварительную профессиональную ориентацию и профессиональный отбор. При этом профессиональный отбор следует рассматривать не только как способ, позволяющий допускать к ответственной работе людей, прошедших медицинский контроль и не имеющих противопоказаний к конкретной работе, но и как соответствующее тестирование психофизиологических свойств в условиях близких к реальной работе [11, с.184-190].

Наиболее ярко историческое развитие взглядов на процесс обеспечения безопасности можно проследить на примере этапов, выделяемых Международной организацией гражданской авиации (1САО) [15, с.2-1].

Техническая эра - с начала 1900-х по конец 1960-х годов. Авиация стала отраслью массовых перевозок, в которой случаи нарушения в системе обеспечения безопасности полетов были первоначально обусловлены техническими причинами и отказами оборудования. Меры по обеспечению безопасности полетов были вполне обоснованно сконцентрированы на расследовании и совершенствовании технических факторов. К 1950-м годам благодаря техническим усовершенствованиям произошло постепенное снижение частоты авиационных происшествий, а деятельность по обеспечению безопасности полетов распространилась на нормотворчество и надзор.

Эра человеческих факторов - с начала 1970-х до середины 1990-х годов. В начале 1970-х годов частота авиационных происшествий значительно снизилась благодаря важнейшим техническим достижениям и дальнейшему усовершенствованию правил о безопасности полетов. Авиация стала более безопасным видом транспорта, а акцент в обеспечении безопасности полетов переместился на деятельность человека и человеческие факторы, включая

вопросы взаимодействия "человек - машина". Это привело к необходимости иметь информацию о безопасности полетов, касающуюся тем, ранее не рассматривавшихся при расследовании авиационных происшествий. Тем не менее, несмотря на масштабные вложения ресурсов в мероприятия по ослаблению факторов ошибок, человеческий фактор продолжал оставаться одной из главных постоянно повторяющихся причин авиационных происшествий. Оборотной стороной усилий по всестороннему изучению человеческого фактора явилось то, что в фокусе внимания был индивидуум, а эксплуатационному и организационному контексту, в котором индивидуумы выполняли свои задачи, уделялось мало внимания. Только в начале 1990-х годов впервые было признано, что индивидуумы работают в сложных эксплуатационных условиях, включающих многочисленные факторы, влияющие на поведение человека.

Организационная эра - с середины 1990-х по настоящее время. В период "организационной эры" безопасность полетов стала рассматриваться системно, т. е. охватывая как организационные, так и человеческие и технические факторы. Также в это время в авиации появилось понятие "происшествия по организационным причинам", учитывая то влияние, которое оказывают организационная культура и политика на эффективность системы контроля за факторами риска для безопасности полетов. Кроме этого, обычная работа по сбору и анализу данных, сводившаяся к использованию данных, полученных в ходе расследований авиационных происшествий и серьезных инцидентов, была в значительной мере дополнена новым проактивным подходом к проблемам обеспечения безопасности полетов. Новый подход основан на применении проактивных и реагирующих методов в процессе сбора и анализа данных с целью мониторинга известных факторов риска и выявления новых возникающих проблем в сфере обеспечения безопасности полетов. Новые возможности послужили обоснованием дальнейшего движения к созданию действенного механизма управления безопасностью полетов.

Основные препятствия формированию комплексной программы психологической безопасности

Современная концепция обеспечения безопасности требует комплексного междисциплинарного подхода к подготовке и переподготовке соответствующих специалистов.

Разработка методов и средств контроля психофизиологического состояния человека и прогнозирования его профессионального и социального поведения в сочетании с определением оптимальных способов реализации организационного управления является областью активных исследований в нашей стране и за рубежом.

Решение задачи эффективного мониторинга индивидуальной и организационной деятельности человека, а также создание условий

психологической безопасности и психологического комфорта требует дальнейших работ с привлечением специалистов психологической, медико-биологической и инженерной специализации.

Создание межведомственных научно-исследовательских коллективов позволит сократить временные и материальные потери, а также обеспечит согласованное движение к намеченной цели. Для координации и поддержки этой деятельности требуется целевая программа федерального уровня, однако данная точка зрения на сегодняшний день имеет не только сторонников, но и противников.

Основные негативные стереотипы в отношении необходимости разработки и внедрения целевой программы по психологической безопасности развития личности и общества на сегодняшний день можно обобщить следующим образом [9]:

1. Признание важности проблемы, но отрицание возможности лавинообразного развития негативных последствий, что приводит к изменению приоритетов по неотложным действиям в условиях ограниченного бюджета.

2. Неготовность к восприятию реальной ситуации, базирующаяся на интуитивном ожидании негативных результатов мониторинга:

-отсутствие политической воли для констатации кризисной ситуации,

-отсутствие конкретного плана действий на случай подтверждения наличия кризисной ситуации.

3. Неготовность к реализации концепции перехода от устранения негативных последствий к предотвращению их возможного появления. По этой причине акцент делается на специализированной помощи пострадавшим, а не на создании безопасной социальной и физической среды.

4. Неготовность к синергетическому восприятию сущности проблемы, стремление частными узконаправленными воздействия решить глобальную задачу.

5. Недоверие к возможности получения реальной экономической выгоды от создания комплексной целевой программы федерального уровня.

Заключение

Наличие указанных выше негативных стереотипов показывает необходимость проведения широкой научно-общественной дискуссии по проблемам обеспечения эффективности, комфорта и безопасности развития личности и общества в современных условиях [7,9]. И поскольку данные проблемы являются актуальными не только для России, вероятно, к ее проведению целесообразно пригласить заинтересованные организации стран ближнего зарубежья, имеющих с Россией общую историю экономического и социально-политического развития [9].

Имеющиеся федеральные концепции безопасности [1,16], безусловно, решают комплекс важнейших задач. Однако реалии настоящего времени показывают необходимость акцентирования внимания на вопросах

комплексной психологической безопасности, и вероятно, разработки и внедрения принципиально новой парадигмы отношения к проблемам комплексной психологической безопасности, а также соответствующей системы подготовки и переподготовки кадров.

Использованные источники:

1. "Концепция комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения" (утв. МЧС России 16.02.2010, МВД России 19.02.2010, ФСБ России 16.03.2010)

2. Bloom B.S. All our children learning: a primer for parents, teachers and other educators. N.Y.,1981.

3. The Global Competitiveness Report 2015-2016.

http://reports.weforum.org/global-competitiveness-report-2015-2016/economies/#economy=RUS

4. Абрамов А.В., Когинов М.В. Экономические аспекты психологического дисбаланса как фактор аннигиляции человеческого капитала// Актуальные проблемы психологической безопасности. СПб: Свое издательство, 2012, с.21-27.

5. Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе подходов к проблемам образования?//Высшее образование сегодня, 2006, №8.С.20-26.

6. Карпенко М.П. Телеобучение. М.: СГА, 2008. 800 с.

7. Кудряков С.А. Актуальные аспекты психологической безопасности личности и общества//«Здоровьесберегающее образование», №1(29), февраль 2013, М.: «Р-Мастер», С.98-101.

8. Кудряков С.А. Размышления о виртуальной истории, или куда бежит «Идиот»?// Клио, №1, 2013, С. 135-138.

9. Кудряков С.А., Благинин А.А., Ситников В.Л. Безопасность как транспрофессиональная компетенция.// Человек и транспорт. (Эффективность. Безопасность. Эргономика). Секция "Авиационный и скоростной наземный транспорт" : материалы секции международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2014. С. 7-14.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10.Кудряков С.А., Остапченко Ю.Б., Шаповалов Е.Н., Романцев В.В. Транспрофессиональная подготовка современных специалистов: миф или реальная необходимость. // Известия СПбГЭТУ "ЛЭТИ", №8, 2014. с.94-98.

11.Кудряков С.А., Ситников В.Л., Солодухин А.И. Психологические и приборные методы контроля состояния оператора в реальном времени. // Человек и транспорт. (Психология. Экономика. Техника.) 2-е изд. Испр.и доп.- СПб ПГУПС, 2012, С. 184-190.

12.Малиновский П. Конец «Эры милосердия», или российские СМИ кри зис цивилизационной идентичности //[электронный ресурс] http://www.dzy alosh. ru/01 -comm/statii/konec-ery/1-0.htm

13.Остапченко Ю.Б., Кудряков С.А., Шаповалов Е.Н., Романцев В.В., Беляев С.А. Проблемы профессиональной подготовки специалистов для

эксплуатации сложных технических объектов в современных условиях// Известия СПбГЭТУ «ЛЭТИ», №8, 2014, с.90-94

14.Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация.- М.:Когито-центр,2002.-396 с.

15. Руководство по управлению безопасностью полетов (РУБП). Doc/ ICAO 9859, AN/474, изд. третье, 2013

16.Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. (Утв. Указом Президента РФ № 537 от 12.05.2009)

Кудряков С.А., доктор технических наук заведующий кафедрой «Радиоэлектронных систем» Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации Россия, г. Санкт-Петербург Макаров В.В. генеральный директор АНО ДПО «Центр подготовки специалистов беспилотной авиации»

Россия, г. Москва «ЦЕНТР БЕСПИЛОТНЫХ АВИАЦИОННЫХ СИСТЕМ» КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КЛАСТЕРА БЕСПИЛОТНОЙ ИНДУСТРИИ РФ Статья посвящена рассмотрению актуальных аспектов развития беспилотных авиационных систем (БАС) в Российской Федерации. Анализируются актуальные проблемы подготовки кадров для эксплуатации беспилотных систем, возникающие при интеграции БАС в единое воздушное пространство. Обосновывается необходимость и целесообразность создания Северо-западного «Центра беспилотных авиационных систем».

Ключевые слова: Беспилотные авиационные системы, профессиональная подготовка, эксплуатация авиационной техники.

The article is devoted to consideration of topical aspects of the development of unmanned aircraft systems in the Russian Federation. Analyzes the current problems of personnel training for the use of unmanned systems arising from the integration of the BASS into a single airspace. The necessity and feasibility of establishing a North-Western Centre of unmanned aircraft systems.

Keywords: Unmanned aircraft systems, training, operation of aircraft.

Введение

Современные тенденции развития роботизированных комплексов в авиации получили развитие в виде беспилотных авиационных систем (БАС).

В настоящее время наблюдается лавинообразный рост интереса к беспилотной авиации как инновационному направлению развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.