Научная статья на тему 'Безопасность субъекта предпринимательской деятельности: взаимодействие коммерческой организации и органов внутренних дел'

Безопасность субъекта предпринимательской деятельности: взаимодействие коммерческой организации и органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1530
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ РИСКИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / BUSINESS RISKS / ECONOMIC SECURITY / COMMERCIAL ORGANIZATION / LAW ENFORCEMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соболь Иван Абрамович

В статье авторами систематизированы угрозы субъектам предпринимательской деятельности в процессе их функционирования. Сформулированы задачи общества, государства и коммерческих организаций в области обеспечения экономической безопасности субъекта предпринимательской деятельности. Обоснованы основные направления взаимодействия коммерческой организации и правоохранительных органов в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Safety of subject t

In this paper the authors of a systematic threat to business entities in which they operate. The problems of society, government and commercial organizations in ensuring the economic security of a business entity. The basic directions of interaction between business organizations and law enforcement in this area.

Текст научной работы на тему «Безопасность субъекта предпринимательской деятельности: взаимодействие коммерческой организации и органов внутренних дел»

назначение пенсии соответственно по инвалидности или по случаю потери кормильца, если травма или кончина последовали в связи с их участием в оперативно-розыскных мероприятиях.

Сотрудничество на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими оперативнорозыскную деятельность, выступает делом совести, нравственного и правового сознания каждого гражданина. Не случайно в законе установлено положение, в соответствии с которым контракт на сотрудничество заключается с лицами независимо от их гражданства, национальности, пола, социального, должностного и имущественного положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, политических и религиозных убеждений. В то же время сформулирован запрет на использование конфиденциального содействия по контракту народных депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, священнослужителей и полномочных представителей, официально зарегистрированных религиозных объединений. В этом запрете присутствует двусмысленность, ибо он не распространяется на сотрудничество на бесконтрактной основе. Кроме того, перечень лиц носит ярко выраженный субъективный характер. Поэтому представляется целесообразным исключить этот запрет из закона.

Важное этико-политическое значение имеет положение закона, согласно которому должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, при получении приказа или указания, противоречащего закону, должно руководствоваться законом. При этом, если у него имеются основания полагать, что в результате их исполнения может или могло быть совершено преступление, он обязан сообщить об этом в вышестоящий орган или прокуратуру. Тем самым анализируемое положение является правовым основанием невыполнения незаконных приказов и указаний. Оно создает предпосылки для формирования законопослушного поведения в сфере оперативно-розыскной деятельности, которая в силу конспиративности создает условия профессиональной деформации личности. Это положение оберегает внутренние этические убеждения оперативных работников, которые играют важную роль в определении содержания конкретной оперативно-розыскной деятельности и повышения ее эффективности.

Таким образом, оздоровление экономической обстановки и морального климата в стране будет способствовать как объективному процессу вытеснения теневой экономики из национальной и как результат — укреплению экономической безопасности, так и субъективному фактору повышения эффективности борьбы со спекулятивным интересом вообще и экономической преступностью, в частности. Для этого нужны согласованные меры экономического, политического и административноправового воздействия.

Список литературы

1. Смирнов, Л. Л. Государственная политика обеспечения экономической безопасности. — СПб., 2002. - 181 с.

2. Сайт МВД. Статистика. — www.mvd.ru (дата обращения: 12.01.2012).

3. Политико-правовые и психологические вопросы управления (отечественный и зарубежный опыт). — 1995. — № 1. — 135 с.

4. Пояеванов, В. Технология великого обмана. — М., 1995. — 180 с.

УДК 338.952:338.932 И. А. Соболь*

Безопасность субъекта предпринимательской деятельности: взаимодействие коммерческой организации и органов внутренних дел

В статье авторами систематизированы угрозы субъектам предпринимательской деятельности в процессе их функционирования. Сформулированы задачи общества, государства и коммерческих организаций в области обеспечения экономической безопасности субъекта предпринимательской деятельности. Обоснованы основные направления взаимодействия коммерческой организации и правоохранительных органов в данной сфере.

Ключевые слова: предпринимательские риски, экономическая безопасность, коммерческая организация, правоохранительная деятельность.

IA. Sobol*. Safety of subject to business-activity: co-operation of commercial organization and organs of internal affairs. In this paper the authors of a systematic threat to business entities in which they operate. The problems of society, government and commercial organizations in ensuring the economic security of a business entity. The basic directions of interaction between business organizations and law enforcement in this area. Keywords: business risks, economic security, commercial organization, law enforcement.

* Соболь, Иван Абрамович, профессор кафедры конституционного и международного права Санкт-Петербургского университета МВД России доктор юридических наук, профессор. E-mail: ivansobol@mail.ru.

* Sobol, Ivan Abramovich, professor of constitutional and international law department, St. Petersburg University, Ministry of Interior Affairs of Russia, doctor of legal sciences, professor. E-mail: ivansobol@mail.ru.

Статья поступила в редакцию 4 марта 2012 года.

© Соболь И.А., 2012

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (53) 2012

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (53) 2012

Современное состояние российского общества характеризуется наличием разного рода угроз экономической безопасности коммерческих организаций. К ним относятся недружественные поглощения и насильственное банкротство организаций, применение силовых структур при разрешении корпоративных конфликтов, дестабилизация системы управления организациями, преследующая цель захвата контроля над ними и др. Заметным явлением остаётся противоправная деятельность криминальных и околокриминальных структур, конкурентов, организаций и частных лиц, занимающихся промышленным шпионажем, мошенничеством. Массовый характер приобретают несостоятельность деловых партнеров, противоправные действия ранее уволенных за различные проступки сотрудников организации, а также правонарушения со стороны коррумпированных элементов из числа представителей контролирующих и правоохранительных органов. Все эти факторы негативно сказываются на экономической безопасности коммерческой организации и могут представлять собой как внутренние, так и внешние угрозы её деятельности.

Главной целью экономической безопасности коммерческой организации выступает обеспечение её устойчивого и максимально эффективного функционирования в настоящих условиях, а также создание высокого потенциала развития и роста в будущем. Среди специалистов существуют различные подходы к организации обеспечения экономической безопасности субъекта предпринимательской деятельности. В настоящее время в основном экономическая безопасность коммерческой организации обеспечивается путем реализации двух подходов: подход, упреждающий угрозу; подход, реагирующий на угрозу.

Многие фирмы организацию работ по обеспечению экономической безопасности стараются обеспечить «своими силами», без привлечения сторонних специалистов и часто обходятся контрразведывательными мероприятиями [1; 2; 3]. В настоящее время значительное внимание уделяется такому направлению в сфере обеспечения экономической безопасности, как конкурентная разведка (т.е. «деятельность негосударственной организации по добыванию сведений об имеющихся и потенциальных угрозах ее существованию и интересам при условии соблюдения существующих правовых норм» [4]). Конкурентная разведка (или деловая разведка, бизнес-разведка) предполагает сбор и обработку информации из открытых источников с абсолютно легальных позиций. Услуги в этой сфере оказывают как организации, имеющие лицензии на детективную или охранную деятельность, так и различные консалтинговые структуры, информационно-аналитические агентства. Кроме того, эти задачи могут быть решены силами персонала организации. Следует отметить, что деятельность организаций, имеющих лицензии, регулярно контролируется органами МВД России, тогда как многочисленные консалтинговые структуры, аналитические компании, фактически проводя в значительной мере аналогичные действия, оказываются фактически бесконтрольными.

На наш взгляд, помощь в обеспечении экономической безопасности общества могли бы оказать и профессиональные гильдии, создаваемые при Торгово-промышленной палате Российской Федерации, одна из задач которых состоит именно в контроле профессиональной этики своих членов. Московская торговопромышленная палата инициировала создание Бюро Экономической Безопасности — для координации усилий негосударственных структур безопасности и поддержки государственных правоохранительных органов.

Торгово-промышленная палата Российской Федерации ведет активную работу в области обеспечения экономической безопасности, организуя и возглавляя эти процессы в Торгово-промышленных палатах (далее по тексту — ТПП) субъектов Федерации, региональных ТПП. Одним из важнейших направлений деятельности Департамента экономической безопасности ТПП Российской Федерации является создание и ведение реестра надежных партнеров (в настоящее время там зарегистрировано 146 компаний) и создание национального кредитного бюро, из базы данных которого можно за разумную плату получить информацию о потенциальном партнере. Это дает возможность небольшим фирмам, которым не под силу создавать службу безопасности своими силами, легально получать необходимую информацию, что должно способствовать укреплению экономической безопасности [5, с. 70].

Другим важным моментом в проблемах обеспечения экономической безопасности хозяйствующих субъектов является не борьба с последствиями, а предупреждение преступлений — через информационно-аналитическую поддержку и управление рисками. Представляется важным действительно обеспечивать большую информационную открытость общества. Необходимо преодолеть разобщенность информационных ресурсов государства, обеспечить возможность доступа к ним со стороны общества (кроме информации ограниченного доступа) и широко использовать информационные ресурсы, создаваемые различными коммерческими информационными службами.

В частности, можно рассмотреть такую форму информационного обмена, как депозитарий информационных ресурсов (предусмотренную, в частности, Концепцией информатизации России [6, с. 52—60]), при различных вариантах его правового статуса (от коммерческой организации до акционерного общества) или использовать возможности общественных организаций. Соответственно, в доработке нуждается Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации » от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ [7]. При этом, как представляется, будут достигнуты две цели — во-первых, укрепление экономической безопасности и усиление противодействия различным преступным проявлениям и, во-вторых, сокращение расходных статей бюджета на упомянутые выше функции, которые будут обеспечиваться обществом самостоятельно.

Наконец, необходимо отметить важность создания и поддержки общественной практики по предупреждению возможных преступных проявлений в экономике не только через различные государственные и негосударственные структуры, но и через безопасную систему общественных отношений, регулируемых законом, моралью и традицией. За рубежом нормой стали такие понятия, как обязательное предоставление коммерческой организации информации о себе в различные (негосударственные) информационные фонды; ведение соответствующих кредитных историй и получение информационных справок о своих партнерах и клиентах.

Возможности по предотвращению различного рода мошенничеств, финансовых злоупотреблений и других экономических преступлений здесь огромны. Можно сказать, что определенные подвижки в этом направлении сделаны в результате принятия Правительством Москвы в декабре 1998 г. Решения «О проведении добровольной паспортизации коммерческих организаций в городе Москве». Постановлением Правительства Москвы от 18 декабря 2007 г. [8] создано Управление экономической безопасности Контрольного комитета города Москвы. К основным направлениям деятельности Управления относится ведение реестра деловых партнеров г. Москвы, информационноаналитическая работа по вопросам экономической безопасности г. Москвы, взаимодействие с правоохранительными органами, с организациями, осуществляющими юридическую деятельность, общественными объединениями, частными охранными структурами и т.п. [5, с. 119].

Следовательно, необходимость и целесообразность взаимодействия с правоохранительными органами существует объективно. Целесообразно распространить опыт правительства г. Москвы на другие регионы, а также в рамках взаимодействия с правоохранительными органами расширить круг задач этих органов, особенно в области обеспечения мониторинга угроз экономической безопасности государства.

В настоящее время отсутствуют специализированные правоохранительные органы, основной задачей которых было бы противодействие экономической преступности как составной части теневой экономики. По оценкам специалистов, отмечается рост махинаций с кредитными (пластиковыми) картами, наблюдается незаконная эмиссия ценных бумаг, хищения с помощью внедрения в телекоммуникации и компьютерные сети банков. Для сравнения, подобные органы давно созданы и функционируют во многих развитых странах (Служба внутренних доходов США, Федеральная налоговая администрация Швеции, Служба внутренних доходов Великобритании и др.) [9, с. 18—20]. Организации стремятся обеспечить экономическую безопасность, создавая подразделения, в круг обязанностей которых входит обеспечение безопасности, в т.ч. и экономической. Рынок услуг в области обеспечения комплексной безопасности достаточно широко развит, но обеспечивает интересы только заказчика, причем, как правило, в этих случаях интересы государства не учитываются. Последние десятилетия были связаны с изменениями в социально-экономическом укладе страны, изменениям в законодательстве, что привело к появлению частных негосударственных субъектов правоохранной деятельности, таких как частные детективы, частные охранники, охранно-сыскные структуры учреждений, предприятий и организаций, учреждаемые в соответствии с Законом Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11 марта 1992 г. № 2487-1 [10].

В настоящее время в работе юридических лиц, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, имеются достаточно серьезные ограничения. С одной стороны, в соответствии с Законом им предоставляется право содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, в т.ч. на договорной основе (но при этом Закон не содержит норм о возможности получения информации от этих органов). С другой, Закон запрещает частным детективам скрывать от правоохранительных органов ставшие им известными факты готовящихся или совершенных преступлений.

Работа в области обеспечения экономической безопасности во многом связана со сбором информации, ее обработкой и анализом. Однако в соответствии с действующим законодательством негосударственные структуры безопасности не могут легально получать необходимую информацию из органов внутренних дел и контрразведки, что порождает условия для коррупции в этих государственных структурах и неконтролируемой утечки информации. В том случае, когда работы по обеспечению экономической безопасности хозяйствующей единицы выполняет специально созданная организация (например, детективное агентство), то она действует на основе лицензии, выданной в установленном законом порядке органами внутренних дел.

Проблема повышения эффективности государственного контроля в сфере экономики и финансов имеет особое значение, поскольку обеспечение национальной безопасности и защита национальных интересов России в экономической области относятся к приоритетным направлениям политики государства. В свете происходящих масштабных изменений в мировом сообществе, усиливающихся процессов интеграции и глобализации, а также все более возрастающей угрозы кризисов и катаклизмов перед многими государствами (в т.ч. и перед Россией) остро встает вопрос сохранения национальной целостности, защиты национальных интересов, включая экономико-финансовый аспект. Поэтому при переходе Российской Федерации к новым социально-экономическим отношениям государственное регулирование в области экономической безопасности является необходимым условием для предотвращения распада общества и государства. Эти цели должны быть не только определены, но и обоснованы, одобрены всеми политическими силами, восприняты и поняты всеми членами российского общества. Данные проблемы актуализируются в условиях государства переходного периода и требуют разработки и исследования со стороны правоохранительных органов.

К основным направлениям повышения качества работы органов внутренних дел в области обеспечения экономической безопасности хозяйствующих субъектов можно отнести:

— усиление взаимодействия между контролирующими и правоохранительными органами в целях создания эффективной информационно-аналитической структуры в системе правоохранительных органов по сбору, анализу и обработке информации о состоянии, структуре, динамике и тенденциях в работе крупных коммерческих организаций для усиления контроля за теневой экономикой, о размерах ущерба причиненных экономическими преступлениями и правонарушениями;

— рассмотрение механизма взаимодействия по предоставлению сведений из единой информационной базы, созданной в подразделениях ОВД коммерческим организациям по их просьбе, принять меры по конфиденциальности такой информации;

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 1 (53) 2012

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (53) 2012

— разработка с целью предотвращения незаконной деятельности фирм-однодневок, механизма взаимодействия между налоговыми органами, банками, подразделениями органов внутренних дел при регистрации организаций различной формы собственности и осуществлении ими хозяйственных операций без ведения финансово-хозяйственной деятельности;

— рассмотрение вопроса о создании единой регистрационной базы о похищенных и утерянных паспортах, а также о введении в штаты соответствующих государственных учреждений должности эксперта;

— проведение работы по борьбе с коррумпированностью правоохранительных органов, т.к. экономическая преступность в основном связана с огромными денежными потоками, которые оказываются в распоряжении преступников. Именно сотрудники подразделений по борьбе с экономическими преступлениями и по защите прав собственников и акционеров в большей мере подвержены коррупционному воздействию в процессе проверочных мероприятий;

— внедрение научных и аналитических разработок в практическую деятельность правоохранительных органов в сфере обеспечения экономической безопасности;

— снижение административных функций, которые приводят к возможным злоупотреблениям со стороны правоохранительных органов.

Таким образом, можно указать ряд направлений взаимодействия внутриофисной службой безопасности с органами внутренних дел по обеспечению экономической безопасности коммерческих организаций (см. табл.).

Основные направления взаимодействия внутренней службы безопасности организации с органами внутренних дел

Этапы функционирования коммерческой организации

Создание организации Деятельность организации Прекращение деятельности организации

Проверка учредителей Всесторонне изучение деловых партнеров Обеспечение защиты всех видов ресурсов

Выдача лицензий на охрану и оружие Сбор сведений о негативных аспектах рынка Поиск утраченного имущества организации

Выявление случаев недобросовестной конкуренции Осуществление контроля процедуры банкротства организации

Расследование фактов разглашения коммерческой тайны Помощь в предотвращении недружественного поглощения

Розыск без вести пропавших сотрудников Консультирование и предоставление рекомендаций руководству и персоналу организации по вопросам обеспечения безопасности

Защита жизни и здоровья персонала от противоправных посягательств

Организация и принятие мер по предотвращению чрезвычайных ситуаций

Сбор сведений по уголовным и гражданским делам

Защита интересов организации от коррупции со стороны государственных контролирующих и иных органов

Обеспечение безопасности транспортировки грузов

Обеспечение безопасности рекламных, культурных, массовых мероприятий, деловых встреч, переговоров

Осуществление охранных и противопожарных мероприятий

Установление виновных лиц по выявленным фактам недостач и хищений в организации

Для реализации взаимодействия органов внутренних дел с коммерческими организациями по вопросам обеспечения экономической безопасности следует решить определенный комплекс задач. Можно сформулировать несколько основных задач по правоохранительному обеспечению экономической безопасности хозяйствующих субъектов.

1. Совершенствование нормативно-правового обеспечения экономической безопасности коммерческой организации.

Прежде всего необходимо изменение порядка регулирования размеров уставного капитала создаваемых организаций, а также совершенствование системы перерегистрации организаций. По данным Федеральной налоговой службы России, число действующих в стране юридических лиц на 1 июля 2011 г. составило 4,532 млн. Из них 3,835 млн — коммерческие организации и 696 тыс. — некоммерческие. Среди коммерческих в форме общества с ограниченной ответственностью зарегистрированы 92,1 % организаций, 4,9 % — в форме закрытого или открытого акционерного общества. В стадии ликвидации на 1 июля 2011 г. находилось 133 тыс. организаций [11]. Поскольку подавляющее число организаций имеют организационно-правовую форму общества с ограниченной ответственностью, рассмотрим требования к величине уставного капитала таких организаций.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ [12], величина зарегистрированного уставного капитала общества должна

быть не менее стократной величины минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату представления документов для государственной регистрации общества. При откровенно формальном подходе к установлению минимального размера уставного капитала российское законодательство, формально не отрицая формирующую функцию уставного капитала, тем не менее демонстрирует к ней явное пренебрежение, о чём свидетельствует величина минимального уставного капитала в Российской Федерации. При этом следует учитывать то обстоятельство, что уставный капитал общества на момент его регистрации должен быть оплачен не менее чем наполовину, а остальная часть должна быть внесена в течение первого года деятельности общества. Таким образом, фактически на момент создания уставный капитал общества может составлять только 5 тысяч рублей, что едва ли можно считать прочной материальной основой для его дальнейшей деятельности. В зависимости от величины минимального уставного капитала, можно судить о степени обеспеченности и гарантированности интересов кредиторов общества с ограниченной ответственностью.

На наш взгляд, следует в законодательном порядке повысить, причем не менее чем в несколько раз, минимально допустимую величину уставного капитала общества с ограниченной ответственностью в Российской Федерации. Это позволит решить целый ряд задач, связанных с созданием более прочной материальной базой общества с ограниченной ответственностью уже на стадии его учреждения, с повышением степени обеспеченности интересов потенциальных кредиторов общества, с обеспечением более высокой дисциплинированности участников общества (выражением которой будет уменьшение числа «фиктивно создаваемых» либо «мертвых» обществ).

Кроме того, на наш взгляд, не вполне оправданно с экономической точки зрения в плане реализации «формирующей» функции уставного капитала установление единой минимальной ставки размера уставного капитала для всех обществ с ограниченной ответственностью независимо от характера, объема деятельности, числа участников. В этом вопросе мы поддерживаем точку зрения специалистов, которые считают, что установление минимального размера уставного капитала в такой форме, как это предусмотрено в России, является малоэффективным [13; 14, с. 71—72]. Как следствие, возникает ситуация: реальное обеспечение прав кредиторов в обществах с ограниченной ответственностью с минимально допустимым размером уставного капитала, но существенно отличающихся по объемам хозяйственной деятельности, по количеству кредиторов и размерам задолженностей будет на порядок различаться. Это идет вразрез с гражданско-правовым принципом справедливости. Поэтому имеет смысл в законодательном порядке установить дифференциацию требований о минимальном размере уставного капитала хозяйственных обществ в зависимости от такого показателя, как характер деятельности (учитывая, какое направление деятельности общества выступает в качестве основного — торгово-закупочная, производственная либо сельскохозяйственная деятельность, оказание услуг и т.п., которое должно быть четко определено в учредительных документах). В настоящее время обсуждается возможность предоставления налоговым органам права проверять подлинность документов, связанных с регистрацией изменений в реестре. Возможно, участников общества с ограниченной ответственностью следует обязать приглашать на свои собрания нотариуса, чтобы тот фиксировал легитимность процедур избрания нового руководства или перехода долей.

Совершенствование нормативно-правового обеспечения экономической безопасности коммерческой организации должно предусматривать также обеспечение своевременной диагностики симптомов кризисного развития организации. Экономическая безопасность является компонентом антикризисного управления экономикой. Экономические кризисы являются следствием любой многоукладной (смешанной) экономики. Для разработки государственной политики антикризисных мер требуется количественное определение границ безопасного развития. В ежегодном статистическом справочнике России, публикуемом ежегодно, содержится ряд показателей, которые характеризуют финансово-хозяйственное положение организаций и которые составляются по результатам представленной годовой отчетности таких организаций. Кроме того, муниципальная статистика также запрашивает отчетность по целому ряду показателей у субъектов хозяйствования, что в свою очередь влечет увеличение объемов работы, и не всегда такая информация служит источником для дальнейшей обработки с целью оценки экономической безопасности региона, а, следовательно, и страны.

С нашей точки зрения, деятельность правоохранительных органов по обеспечению экономической безопасности организации должна включать не только работу по прогнозированию, недопущению и преодолению угроз экономической безопасности организации, но и диагностику состояния организации по имеющимся показателям финансово-хозяйственной деятельности путем мониторинга.

Кроме того, требуется дальнейшее развитие нормативно-правового регулирования процедур банкротства и ликвидации коммерческих организаций. В современных российских условиях результаты оценки и прогнозирования по применяемым методам и моделям не могут служить достаточным основанием для банкротства организации [15; с. 113—114]. Для принятия управленческого решения необходимо установить факт кризисного состояния организации, углубленно комплексно проанализировать его финансово-хозяйственное состояние на основании данных бухгалтерского и управленческого учета. При этом для малых форм хозяйствования, которые работают не по общепринятой системе налогообложения, а переведены на работу по вмененному налогу или на упрощенную систему налогообложения, как кризисный показатель следует признать, по нашему мнению, наличие убытков от финансово-хозяйственной деятельности. Соответствующие изменения следует внести в Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 855 «Об утверждении временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства» [16].

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 1 (53) 2012

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 1 (53) 2012

В соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ [17], создана саморегулируемая организация арбитражных управляющих, осуществляющая защиту прав и законных интересов, обеспечение информационной открытости и содействие повышению уровня профессиональной подготовки своих членов. При отсутствии возражений кредиторов должник — юридическое лицо может объявить о своем банкротстве и добровольной ликвидации. По нашему мнению, следует вменить в обязанности временного, административного, внешнего или конкурсного управляющих, назначаемых Арбитражным судом, информирование специального подразделения в составе правоохранительных органов по обеспечению экономической безопасности хозяйствующих субъектов о порядке проведения процедуры банкротства. Это обусловлено тем, что арбитражный управляющий выступает в роли слуги «трех господ» в лице коммерческой организации-должника, кредиторов и общества и решает поставленные задачи в условиях разной степени экстремальности. Помощь правоохранительных органов, а также усиление контроля за этим процессом будет способствовать укреплению законности процедуры банкротства.

Нам также представляется, что необходимо закрепление в Уголовном кодексе Российской Федерации (далее по тексту—УК РФ) нормы о наказании за преступления, посягающие на экономическую безопасность коммерческой организаций. Главным управлением экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России (далее по тексту — ГУЭБПК) МВД России проводится оперативная работа по защите прав акционеров и собственников, но, к сожалению, данный вид преступлений, направленный на изменение владельцев собственности, глубоко коррупционер т.к. не может совершаться без чиновников различного уровня. Чтобы прибирать к рукам привлекательные для преступников объекты собственности, необходимо изготовить целый ряд подложных документов, зарегистрировать их, для этого требуется судебное решение, которое не всегда носит правомерный характер.

Большая часть преступлений, посягающих на экономическую безопасность организаций в части, касающейся защищенности хозяйственной деятельности, в УК РФ криминализована (ст. 169, 173, 176, 177, 178, 180, 182; ч. 1 ст. 183, 185, 195—197). Изучение этой группы норм показывает, что в отдельных случаях законодатель допустил явную, недооценку общественной опасности организованных форм преступных посягательств на экономическую безопасность коммерческой организации. Например, санкция ч. 2 ст. 178 УК РФ (монополистические действия и ограничение конкуренции в форме устранения с рынка хозяйствующих субъектов, совершенные организованной группой) не позволяет отнести данное преступление к тяжким. Соответственно, в борьбе с данным видом посягательства на безопасность организации не могут быть использованы нормы об ответственности за организацию или участие в преступном сообществе (ст. 210 УК РФ). В большинстве случаев к ним относятся: воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, причинившее крупный ущерб (ч. 2 ст. 169 УК РФ); лжепредпринимательство, причинившее крупный ущерб гражданам и организациям (ст. 176 УК РФ); незаконное получение кредита (ст. 176 УК РФ); незаконное использование товарного знака (ст. 180 УК РФ); незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, причинившее крупный ущерб (ч. 2 ст. 183 УК РФ); злоупотребления при выпуске ценных бумаг (эмиссии) (ст. 185 УК РФ); неправомерные действия при банкротстве (ст. 195 УК РФ); преднамеренное банкротство (ст. 196 УК РФ); фиктивное банкротство (ст. 197 УК РФ). Внесение соответствующих изменений в УК РФ способно исправить этот недочёт законодателя.

2. Обеспечение и гарантия надежности и эффективности функционирования хозяйствующих субъектов.

Решение данной задачи предполагает как создание условий по доступу организаций к внешним

источникам финансирования через систему государственного регулирования кредитной деятельности, так и обеспечение эффективных условий внешнего страхования рисков организаций через систему государственного регулирования страховой деятельности. Необходимы также поощрение возрастания инвестиционной активности организаций через систему налогообложения субъектов хозяйствования и проведение государственной политики привлечения и защиты иностранных инвестиций.

Важными мерами можно считать осуществление контроля учетной ставки национального банка в соответствии с темпами инфляции, валютного контроля во исполнение требований законодательства о валютном регулировании и валютном контроле и совершенствование государственного регулирования рынка ценных бумаг. Существенное значение имеет выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере тарифов субъектов естественных монополий.

3. Разработка и реализация государственных программ по обеспечению экономической безопасности отдельных отраслей экономики и территорий.

Для решения этой задачи необходимы:

— создание условий по повышению инвестиционной привлекательности отдельных регионов и отраслей хозяйствования;

— усиление финансовой поддержки предприятий реального сектора экономики из бюджетов разных уровней;

— неукоснительный контроль за сделками по корпоративным слияниям и поглощениям;

— создание системы отслеживания картельных соглашений о ценах и «дележе» потребительского рынка, наводнения его фальсифицированными товарами.

4. Организация охраны объектов всех форм собственности.

Во-первых, нового подхода требует осуществление охраны общественного порядка и безопасности экономической деятельности. В настоящее время в работе юридических лиц, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, имеются достаточно серьезные ограничения. С одной стороны, в соответствии с законом, им предоставлено право содействовать

правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, в т.ч. на договорной основе (но при этом закон не содержит норм о возможности получения информации от этих органов). С другой стороны, закон запрещает частным детективам скрывать от правоохранительных органов ставшие им известные факты готовящихся или совершенных преступлений. Следует в законодательном порядке отрегулировать данное несоответствие, т.к. работа правоохранительных органов в этой области возможна только на правовой основе.

В России, как и в других странах мира, возникла необходимость координации усилий по созданию системы единого международного независимого эколого-криминалистического мониторинга. Такая структура позволила бы привлекать к уголовной ответственности юридических лиц. По нашему мнению, важным вопросом является подготовка соответствующих кадров. Сегодня ни в одном вузе не представлены, ни на одном факультете не выпускаются экологи-криминологи. Экологическая преступность представляет наибольшую угрозу не только экологической, но и национальной безопасности, т.к. является источником чрезвычайных ситуаций и их последствий [18, с. 25—258; 19, с. 167—173].

Имеют место многие сложности в области противодействия данному виду нарушений закона. В частности, затрудняет осуществление заданного порядка расследования необходимость проведения большого количества судебных экспертиз, что с учетом кадрового состава правоохранительных органов весьма проблематично. Планирование хозяйственной деятельности, тем более связанной с созданием и вводом в эксплуатацию крупных объектов с повышенной степенью потенциальной опасности, освоение подземного пространства требуют разработки и выполнения в регионах риск-проектов. Стратегия риска позволит определить существующий уровень риска, целесообразные пути его снижения, обосновать экономически достижимые и социально приемлемые допустимые уровни экологической опасности и осуществлять квотирование риска для перспективных технологий и производств.

Только экологически ориентированные организации ставят задачу соблюдения баланса между получением прибыли и обеспечением экологической безопасности. Государство должно позаботиться о подготовке специалистов для проведения судебных экспертиз в сфере экологической безопасности.

Во-вторых, требуется обеспечение соответствующего режима хранения и защиты информации о деятельности хозяйствующих субъектов. В развитых странах стали обычными такие понятия, как обязательное предоставление коммерческими организациями информации о себе в различные (негосударственные) информационные фонды, а также ведение соответствующих кредитных историй и получение информационных справок о своих партнерах и клиентах [5, с. 89—91]. Следует и в России распространить такой опыт.

5. Создание единой информационной системы в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В рамках осуществления указанной задачи требуется оказание содействия преодолению коррумпированности госаппарата в области управления экономикой. Помимо этого, рационально создание условий по предотвращению насильственного захвата организаций. Нужен контроль за приватизационными сделками с государственными пакетами акций. Ванным представляется предупреждение экономических правонарушений и неотвратимое привлечение к ответственности виновных.

Целесообразно считать основными направлениями деятельности органов МВД России в сфере обеспечения экономической безопасности коммерческой организации следующие меры.

1. Организация профилактических и оперативно-розыскных мероприятий по защите всех форм собственности от преступных посягательств в целях обеспечения благоприятных условий для развития предпринимательства и инвестиционной деятельности.

2. Разработка и совершенствование мер в пределах своей компетенции по совершенствованию государственной защиты имущества.

3. Обеспечение лицензионно-разрешительной работы и контроль за негосударственной (частной) детективной и охранной деятельностью.

4. Борьба с правонарушениями в сфере потребительского рынка.

5. Обеспечение эффективного взаимодействия подразделений центрального подчинения МВД России, управлений МВД субъектов Российской Федерации, управлений (отделов) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управлений (отделов) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Развитие систем связи, совершенствование информационно-телекоммуникационных технологий и технической защиты информации.

7. Предотвращение проникновения в органы внутренних дел и лиц, преследующих противоправные цели.

8. Предупреждение, выявление и пресечение преступлений и коррупционных связей со стороны государственных служащих, работников органов внутренних дел.

Итак, взаимодействие коммерческой организации с государственными структурами происходит в том случае, когда исчерпываются полномочия негосударственных структур. В соответствии со стратегией, выбранной хозяйствующим субъектом, можно вести речь о следующих подходах к организации безопасности организации: создание собственной внутренней службы безопасности, привлечение внешних (сторонних) специализированных структур, частичное использование специализированных структур для выполнения локальных задач безопасности организации. Таким образом, правоохранительные инструменты обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта в сфере экономики строятся на основе способности институтов власти создавать экономические и правовые условия для развития эффективной, социально-ориентированной экономики, исключения криминализации общества и коррупции в хозяйственной области.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 1 (53) 2012

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (53) 2012

Список литературы

1. Аоронин, Л. И. Бизнес-разведка. — М., 2002.

2. Аоронин, Л. И. Основы экономической разведки и контрразведки : учебно-методическое пособие. — Тула, 2000.

3. Аоронин, Л. И. Разведывательное и контрразведывательное обеспечение финансовохозяйственной деятельности коммерческой организации. — Тула, 2000.

4. Баяндин, Н. И. Технологии безопасности бизнеса: введение в конкурентную разведку : учебно-практич. пособие. — М., 2002.

5. Слизкая, В. П., Соболь, И. Л. Обеспечение экономической безопасности коммерческой организации: правоохранительный аспект : монография. — СПб., 2011.

6. Бугаев, Л., Логинов, Е., 'Райков, Л., Сараев, Л. Латентный синтез решений // Экономические стратегии. — 2007. — № 1. — С. 52—60.

7. Собрание законодательства РФ. — 2006. — № 31 (1 ч.). — Ст. 3448.

8. http://www.ud.mos.ru/fhu.html (дата обращения: 01.03.2012).

9. Катаев, Л. Ц., Илюхина, Р. В. Взаимодействие правоохранительных органов в области противодействия преступлениям экономической направленности / / Реформа силовых структур и задачи ФСЭПП МВД России в обеспечении экономической безопасности, по противодействию экономическим и налоговым преступлениям. — М., 2005. — С. 18—20.

10. Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. — 1992. — № 17. — Ст. 888.

11. http: / / ru.wikipedia.org/ wiki.

12. Собрание законодательства РФ. — 1998. — № 7. — Ст. 785.

13. Тарасенко, Ю. Л. Кредиторы: защита их имущественных прав. — М., 2004.

14. Лйгнер-Хегер, С. Общество с ограниченной ответственностью в сравнительном гражданском праве России, Германии, Англии : дис. ... канд. юрид. наук. — М., 1994.

15. Лнуфриева, Ю. Л. Экономико-правовые проблемы несостоятельности (банкротства) юридических лиц // Право и экономика. — 2006. — № 10. — С. 113—114.

16. Российская газета. — 2005. — 18 января.

17. Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 43. — Ст. 4190.

18. Соболь, И. Л. Экологическая преступность в регионе: особенности и пути противодействия / / Государственно-правовая политика в Северо-Западном регионе : материалы Международной научнопрактической конференции, 29 — 30 октября 2010 г. / под общ. ред. В.Н. Агеева, К.Н. Серова. — СПб., 2010. - С. 251-258.

19. Тангиев, Б. Б. Необходимость реализации конституционных основ законодательной деятельности в области охраны окружающей среды и противодействия экопреступности / / Конституционные основы деятельности органов государства и местного самоуправления в субъекте Российской Федерации (посвящается памяти профессора А.В. Зиновьева) : материалы региональной научно-практической конференции. 21 апреля 2011 года / под общ. ред. И.А. Соболя. — СПб., 2011. — С. 167-173.

УДК 338 В.А. Титов*

Экономическая безопасность субъекта Российской Федерации

В статье рассмотрены вопросы обеспечения экономической безопасности субъектов Российской Федерации. Предложены меры, позволяющие создать новые инновационные сектора экономики в субъектах Российской Федерации.

Ключевые слова: государство, экономика, субъект российской Федерации, региональная экономика, угрозы национальной безопасности.

V.A. Titov*. Subject economic safety of the Russian Federation. The paper deals with economic security of the Russian Federation. Proposed measures to create new and innovative sectors of the economy in the Russian Federation.

Keywords: government, economics, the subject of the Russian Federation, the regional economy, national security.

Обеспечение экономической безопасности субъекта Российской Федерации на современном этапе выступает одной из основополагающих задач органов власти субъекта Российской Федерации. С учетом этого приобретают актуальность вопросы, связанные с определением потенциально

* Титов, Виктор Анатольевич, начальник факультета повышения квалификации Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор экономических наук, профессор. Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, 1. E-mail: tvakfhd@mail.ru.

* Titov, Viktor Anatolievich, head of training department of the St. Petersburg University Ministry of Interior of Russia, doctor of economic sciences, professor. Russia, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. E-mail: tvakfhd@mail.ru

Статья поступила в редакцию 22 февраля 2012 года.

© Титов В.А., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.