Научная статья на тему 'Субъекты обеспечения безопасности хозяйственных структур'

Субъекты обеспечения безопасности хозяйственных структур Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
270
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Очередько Виктор Пантелеевич, Булавчик Владимир Григорьевич

В статье рассматриваются субъекты обеспечения безопасности хозяйственных структур. Положения касаются авторского взгляда на механизм взаимодействия между государственными и негосударственными структурами в обеспечении безопасности хозяйствующего субъекта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Очередько Виктор Пантелеевич, Булавчик Владимир Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Subjects of safety of farm structures

General aspects of safety subjects of economic security structures. Points of the article are concerned author's opinion about mechanism of interaction between state and non-state actors in the security business entity.

Текст научной работы на тему «Субъекты обеспечения безопасности хозяйственных структур»

6. Когденко, В. Г. Методология аналитического обеспечения финансового менеджмента : дис. ... докт. экон. наук. Специальность 08.00.12 — Бухгалтерский учет, статистика — М., 2009. — 365 с.

7. Батурина Е. В. Мониторинг фиктивного предпринимательства // Современная наука. — 2011.

- № 4. - С. 54-60.

8. Лобыкина, С. Е. Совершенствование методики финансового анализа коммерческих организаций в условиях различия видов деятельности : дис. ... канд. экон. наук. — Оренбург, 2007. — 300 с.

9. Пяаскова, Н. С. Стратегический экономический анализ и оценка результативности деятельности коммерческих организаций : дис. ... докт. экон. наук. — М., 2008. — 453 с.

10. Сучкова, Н. Л. Формирование системы анализа и прогнозирования финансового состояния коммерческих организаций : дис. ... канд. экон. наук. — Орел, 2010. — 238 с.

11. Федяинов, Л. Н. Развитие комплексной системы оценки эффективности предпринимательской деятельности : дис. ... канд. экон. наук. — Омск, 2011. — 251 с.

1 Данные взяты из заключений экспертов 13-го отдела (экономических экспертиз) ЭКЦ ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области

УДК 351.0

В.П. Очередько*, В.Г. Булавчик**

Субъекты обеспечения безопасности хозяйственных структур

В статье рассматриваются субъекты обеспечения безопасности хозяйственных структур. Положения касаются авторского взгляда на механизм взаимодействия между государственными и негосударственными структурами в обеспечении безопасности хозяйствующего субъекта.

V Ocheredko*, V Bulavchik**. Subjects of safety of farm structures. General aspects of safety subjects of economic security structures. Points of the article are concerned author’s opinion about mechanism of interaction between state and non-state actors in the security business entity.

Безопасность хозяйствующего субъекта достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, правового, организационного и другого характера, адекватных угрозам интересам предпринимателя. Таким образом, государство играет определяющую роль в обеспечении безопасности хозяйствующего субъекта.

В то же время бизнес также не может быть отстранен от обеспечения безопасности. Самоорганизация безопасности является существенным элементом организации безопасности коммерческих структур [11]. На собственнике лежит большой круг обязанностей по принятию мер, обеспечивающих безопасность бизнеса и его самого. Есть специфические вопросы бизнеса, где посягательство на его интересы устанавливается и регулируется самими хозяйствующими субъектами.

На протяжении всего сложного периода становления предпринимательства в демократической России вопрос об обусловленности самоорганизации безопасности бизнеса сложностями его взаимоотношений с государством постоянно являлся предметом дискуссий. Некоторые исследователи обосновывают необходимость самоорганизации безопасности бизнеса природой государства. По мнению А.М. Демидова, государство в первую очередь обеспечивает безопасность самого себя, что заложено в самом его механизме. В условиях становления правового государства и рыночной экономики приоритеты должны отдаваться человеку, а значит и предпринимателю. Безопасностью же хозяйствующего субъекта государство занимается настолько, насколько это необходимо для него самого, что не всегда соответствует интересам предпринимательства [8]. Преодоление этого разрыва может быть достигнуто усилиями по обеспечению безопасности со стороны самого бизнеса.

В последнее время в выяснении первопричин самоорганизации безопасности бизнеса внимание обращается прежде всего на природу предпринимательства. Как следует из п. 1 ст. 2 ГК РФ, указывает

* Очередько, Виктор Пантелеевич, профессор, доктор юридических наук, кандидат экономических наук, заместитель директора по науке, Санкт-Петербургский филиал Академии Правосудия. Адресі Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д.1, тел. раб. 926-94-69, e-mail! [email protected].

* Ocheredko, Victor Panteleevich, professor, doctor of juridical science, candidate of economical science, the deputy chief of science of St.-Petersburg Branch of Academy of justice. The address post (office): St.-Petersburg, Pilot Pilutov st., 1. Phone: office — 92489-29, e-mail [email protected].

** Булавчик, Владимир Григорьевич, профессор кафедры организации работы полиции, доктор военных наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, академик МАП. Санкт-Петербургский университет МВД России. Адресі Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д.1, тел. раб. 8-921-930-36-66, e-mail

** Bulavchik, Vladimir Grigorievich, professor of the department of organization activity of the police, doctor of military science, Honored Scientist of the Russion Federation, Academician of the MAI. St.-Petersburg university of The Ministry of Internal Affairs, The address post (office) St.-Petersburg, Pilot Pilutov st., 1. Phone: office — 8-921-930-36-66, e-mail [email protected].

Статья поступила в редакцию 7 декабря 2011 года.

© Очередько В.П., Булавчик В.Г., 2011

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (52) 2011

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (52) 2011

С.И. Пучков, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли. В этих условиях государство не может гарантированно обеспечить защиту интересов и прав собственности всех хозяйствующих субъектов. Поэтому предприниматель должен озаботиться безопасностью своего бизнеса сам [10]. Однако при этом остается важный вопрос о соотношении роли государства и самого предпринимателя в обеспечении безопасности хозяйствующего субъекта.

В последнее время на разных уровнях, включая весьма высокие, ведется активная критика роли государства в регулировании безопасности хозяйствующего субъекта. В частности, указывается, что в сложившихся условиях традиционные методы и средства обеспечения безопасности в негосударственном секторе экономики оказываются неэффективными и даже принципиально несостоятельными [10].

Представляется, что подобный вывод страдает однобокостью и обусловленным ею максимализмом, объяснить который возможно остротой противоречий, накопившихся в экономике. Проблема значительно сложнее и многограннее.

Безусловно, следует согласиться с тем, что существующая государственная система обеспечения безопасности на данный момент оказывается недостаточно эффективной. Сложившаяся ситуация в бизнесе со всей очевидностью подтверждает эту часть вывода. В то же время вызывает сомнение вторая его часть, а именно, о принципиальной несостоятельности традиционных средств обеспечения безопасности бизнеса. Здесь возникает вопрос: когда эти средства стали традиционными и принципиально несостоятельными, если за плечами менее чем двадцатилетний опыт их использования?

Сложившаяся ситуация в сфере безопасности предпринимательства означает необходимость совершенствования существующей системы государственного обеспечения безопасности хозяйствующего субъекта и более тесное взаимодействие с предпринимательскими структурами [1].

В системе обеспечения безопасности хозяйствующих субъектов в настоящее время реально действуют два субъекта:

— государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной, судебной власти, правоохранительные органы и спецслужбы;

— негосударственные организации в лице общественных организаций предпринимательского сообщества, частных охранных предприятий, служб безопасности, детективных агентств, информационных, научно-прикладных, учебных фирм и школ подготовки сотрудников, фондов, центров, занятых в сфере обеспечения безопасности.

Усилия государства в этой сфере осуществляются по следующим направлениям.

— Законодательная деятельность по созданию и совершенствованию юридических средств, которые призваны непосредственно обеспечить реализацию, а в некоторых случаях и защиту основных прав и законных интересов хозяйствующего субъекта. Законодательным обеспечением безопасности хозяйствующего субъекта занимаются органы законодательной власти на различных уровнях. На федеральном уровне законодательная регламентация осуществляется Советом Федерации и Государственной Думой Федерального Собрания РФ. В соответствии с Конституцией РФ Государственной Думой принимаются, а Советом Федерации одобряются законодательные акты по анализируемым вопросам.

Субъекты Российской Федерации имеют сравнительно широкие полномочия в сфере законотворчества. Региональная законодательная деятельность позволяет произвести необходимую дифференциацию правового регулирования с учетом специфики того или иного субъекта Российской Федерации, восполнить пробелы в федеральном законодательстве, определить приоритеты в правовом регулировании отдельных видов общественных отношений на территории соответствующего субъекта Федерации [4].

Правотворческая деятельность органов местного самоуправления весьма разнообразна, имеет свои особенности и назначение. Она представляет собой одновременно и способ выявления имеющихся интересов населения муниципального образования, связанных с решением вопросов местного значения и реализацию этих интересов путем их закрепления в соответствующих нормах муниципальных правовых актов. Со вступлением в силу Федерального закона № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. значительный массив вопросов правового регулирования местного самоуправления перешел из ведения субъектов Федерации к полномочиям органов местного самоуправления. При этом муниципальные образования не всегда оказались готовыми к реализации указанных полномочий.

Судебная защита законных прав и интересов хозяйствующих субъектов. Лицо, права и законные интересы которого нарушены неправомерными действиями, обращается за защитой к судебным органам, которые уполномочены принять необходимые меры для восстановления нарушенного права или пресечения правонарушения. Значение судебной защиты обусловлено ее всеобъемлемостью, она может исправлять ошибки и снимать предпринимательские риски практически во всех сферах общественной жизни. Судебная защита прав и свобод предпринимателей осуществляется в трех основных формах (в зависимости от органов правосудия): а) судопроизводство в Конституционном Суде РФ; б) судопроизводство в арбитражных судах; в) судопроизводство в судах общей юрисдикции.

В Конституционный Суд РФ могут обратиться не только граждане, осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность, но и юридические лица любой организационноправовой формы [3]. Длительное время вопрос о конституционной защите прав юридических лиц носил дискуссионный характер. В судебной практике не было ясности, распространяется ли на юридические лица положения Конституции РФ об основных конституционных правах. Однако Конституционный суд в своем постановлении указал, что граждане и созданные ими объединения

вправе обратиться с жалобой на нарушение прав, когда деятельность объединений связана с реализацией конституционных прав граждан, являющихся их членами (участниками, учредителями).

Арбитражный суд является государственным органом, специально созданным для рассмотрения и разрешения экономических споров между предприятиями, учреждениями, организациями, являющимися юридическими лицами, и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус предпринимателя (ст. 1, 2 АПК РФ). Он также рассматривает иски предпринимателей о признании недействительными актов государственных органов, нарушающих их права и законные интересы. Предприниматель может воспользоваться и таким предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом РФ способом защиты, как предъявление иска в арбитражный суд в защиту деловой репутации. Смысл деятельности арбитражных судов заключается как в восполнении нанесённого имущественного ущерба, так и в ограждении хозяйствующих субъектов от незаконных имущественных притязаний. Данные судебно-арбитражной статистики свидетельствуют о том, что приблизительно половина заявляемых исков по разным причинам оказываются необоснованными и отклоняются [2].

В суде общей юрисдикции рассматриваются требования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о признании неправомерными действий должностных лиц, нарушающих их права и охраняемые законом интересы.

— Правоприменительная деятельность компетентных органов и органов местного управления. Примером может служить организация прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности, вопросам защиты нарушенных прав предпринимателей и исполнению законодательства в этой сфере. Помимо прочих осуществляемых функций, регламентируемых Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. № 2202-1 (действующая редакция), в рамках надзора за законностью в сфере предпринимательской деятельности прокуратура вправе: приносить протест на правовой акт, противоречащий закону; вносить представление в орган или должностному лицу об устранении нарушений закона; принимать постановление о возбуждении уголовного дела или дела об административном правонарушении; участвовать в судебном процессе по рассмотрению дел.

Президент РФ Д.А. Медведев соответствии с Федеральным Законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» поручил Генеральному прокурору страны взять под контроль защиту предпринимателей от незаконных проверок.

В качестве основополагающих принципов защиты прав рассматривается недопустимость проведения в отношении одного субъекта хозяйственной деятельности несколькими органами контроля (надзора) проверок исполнения одних и тех же обязательных требований, а также недопустимость взимания указанными органами платы за проведение мероприятий по контролю [5].

— Информационно-аналитическое обеспечение безопасности хозяйствующих субъектов. Информационно-аналитические системы или специальные комиссии могут создаваться государственными органами как на федеральном уровне, так и уровне субъектов Федерации. Кроме того, большое значение могут иметь также информационные системы, создаваемые в муниципальных образованиях. В соответствии с распоряжением губернатора Санкт-Петербурга от 23 апреля 1998 г. № 378 «О Комиссии по вопросам информационного обеспечения безопасности» в Санкт-Петербурге в целях создания условий экономической безопасности для российских и иностранных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность на территории города, создана Комиссия по вопросам информационного обеспечения безопасности предпринимательства. Задачами комиссии являются: выработка для администрации города предложений и рекомендаций по обеспечению безопасности предпринимательства; проведение предварительной экспертизы инвестиционных и иных проектов в части обеспечения безопасности; консультирование структурных подразделений Администрации Санкт-Петербурга по вопросам безопасности реализации проектов и программ, осуществляемых с участием российских и иностранных предпринимателей; оказание консультативного содействия иностранным и российским предпринимателям в обеспечении безопасности их деятельности на территории Санкт-Петербурга.

— Деятельность по эффективному предупреждению правонарушений и преступлений в экономической сфере, в т.ч. охранная деятельность. Среди государственных структур охранную деятельность осуществляют вневедомственная охрана (ВО) МВД РФ, ведомственная охрана федеральных министерств и ведомств, государственные унитарные охранные предприятия.

Уже несколько лет вневедомственная охрана находится в состоянии реформирования. Сначала решением Правительства страны службу перевели на сметно-бюджетное финансирование. Причем такая реорганизация стала альтернативой ликвидации структуры как таковой. Впоследствии служба разделилась на две составляющие, точнее, на базе военизированных, сторожевых и монтажных подразделений вневедомственной охраны было создано Федеральное государственное унитарное предприятие «Охрана», взявшее на себя часть ее функций [6].

Вневедомственная охрана МВД России при оказании услуг собственникам выполняет три основных функции: разработка, серийное производство, внедрение на охраняемые объекты и эксплуатация средств охранно-пожарной сигнализации; обеспечение оперативного реагирования специальными милицейскими группами задержания, которым предоставлены все права полиции общественной безопасности для пресечения противоправных действий; возмещение клиенту ущерба в случае ненадлежащего выполнения охраной своих договорных обязательств. В настоящее время под защитой подразделений вневедомственной охраны находятся 461,3 тыс. объектов.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 4 (52) 2011

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (52) 2011

Результатом налаженного взаимодействия службы вневедомственной охраны с региональными органами государственной власти явилось принятие под вневедомственную охрану значительного количества критически важных для национальной безопасности объектов. Обеспечена безопасность 37,2 тыс. критически важных объектов, из них 19,2 тыс. — особой важности, 14,9 тыс. — повышенной опасности и 3 тыс. — жизнеобеспечения, а также 1876 объектов топливно-энергетического комплекса, периметров 64 аэропортов, имеющих статус «международный», и объектов их инфраструктуры в 53 субъектах РФ [7].

Осуществляется взаимодействие по вопросам функционирования и с ведомственной охраной 13 федеральных органов исполнительной власти и двумя организациями численностью около 140 тыс. работников, а также с 3,5 тыс. подразделений юридических лиц с особыми уставными задачами.

В России идет процесс формирования негосударственной системы обеспечения безопасности предпринимательства, в которую включается: третейское разбирательство споров между хозяйствующими субъектами; страхование рисков хозяйственной деятельности; информационноаналитическое обеспечение предпринимательства некоммерческими и коммерческими организациями России; развитие частной охранно-детективной деятельности.

Защита интересов хозяйствующего субъекта возможна не только в результате обращения в государственные суды, но и через третейское разбирательство в рамках третейского суда. Третейское разбирательство может быть обеспечено двумя способами: включением в предпринимательский договор специальной третейской оговорки, а также заключением отдельного соглашения о передаче спора на разрешение третейского суда. Деятельность третейских судов направлена прежде всего на примирение сторон.

Третейские суды могут быть двух видов. Наибольшее распространение получили постоянно действующие третейские суды. Чаще всего они создаются при торгово-промышленных палатах, биржах, саморегулируемых организациях предпринимателей, общественных объединениях, создаваемых представителями бизнеса. На начало 2011 г. насчитывалось 293 постоянно действующих третейских судов в 66 субъектах России. Постоянно действующие третейские суды имеют свои регламенты и устойчивую организационно-штатную структуру.

Часто создаются третейские суды для разрешения конкретного спора. Юристы называют такие суды «ad hoc» [9]. Как правило, правила разбирательства и процедуры рассмотрения спора в таких судах создаются самими участниками спора. Эти правила должны быть в обязательном порядке согласованы между сторонами, что вполне естественно, ибо очевидно, что без согласовательных процедур спор не может в данном случае быть рассмотрен.

Страхование имущества, рисков и личное страхование являются важным доступным для хозяйствующего субъекта путем повышения уровня безопасности и снижения тяжести последствий чрезвычайных событий. Согласно внесенным в Закон РФ «Об организации страхового дела в РФ» от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 изменениям, одной из задач организации страхового дела является установление принципов страхования и формирование механизмов страхования, обеспечивающих экономическую безопасность граждан и хозяйствующих субъектов на территории РФ.

Хотя страхование и связано с дополнительными расходами, к нему необходимо прибегать при проведении операций, неудачный итог которых может оказаться фатальным для хозяйствующего субъекта. В последние годы получает все большее распространение обязательного страхования в различных сферах деятельности.

Одному хозяйствующему субъекту справляться с текущими проблемами сложно, на Западе уже давно бизнес решает свои проблемы, объединившись в ассоциации и союзы. В России сегодня также действуют объединения предпринимателей, среди которых заметную роль играют торговопромышленные палаты.

Защита интересов предпринимателей, в т.ч. в вопросах безопасного ведения бизнеса, является одним из основополагающих направлений деятельности торгово-промышленных палат России. Торгово-промышленная палата РФ ведет активную работу в этой области, организуя и возглавляя эти процессы в ТПП субъектов Федерации, региональных ТПП. В составе палаты организован и активно работает Комитет по безопасности предпринимательской деятельности, В рамках Комитета созданы подкомитеты и комиссии по отдельным направлениям работы.

Структурным подразделением Торгово-промышленной палаты РФ является Департамент экономической безопасности и противодействия коррупции. Среди важнейших направлений его деятельности можно выделить: содействие формированию системы партнёрства государства и бизнеса в создании условий для стабильного функционирования и устойчивого развития предпринимательской деятельности; участие в подготовке предложений по совершенствованию нормативной правовой базы в сфере обеспечения экономической безопасности предпринимательской деятельности и противодействия коррупции; содействие формированию и развитию негосударственной системы обеспечения безопасности предпринимательства; организация информационно-аналитической работы в области экономической безопасности предпринимательства; координация деятельности торговопромышленных палат Российской Федерации и членов ТПП РФ в формировании рынка услуг в области обеспечения экономической безопасности предпринимательства; ведение негосударственного Реестра надежных партнеров для предпринимательской деятельности в Российской Федерации и за рубежом; организация работы по выработке и реализации мер противодействия (предотвращения) так называемым «недружественным поглощениям» или враждебным захватам предприятий и организаций.

Консультационный пункт по вопросам безопасности предпринимательской деятельности призван оказывать содействие малому и среднему бизнесу в области обеспечения безопасности предпринимательской деятельности. Он входит в состав Департамента экономической безопасности предпринимательства, действует на постоянной основе и комплектуется из числа его сотрудников.

В настоящее время приходит понимание того, что необходимо создание структур, занятых информационным обслуживанием предпринимательства. Подобные структуры создаются в первую очередь при торгово-промышленных палатах, отраслевых союзах и ассоциациях, других общественных объединениях, позиционирующих себя в качестве защитников предпринимательства. Они предназначаются для существенного увеличения объема и улучшения качества экспертных, информационных, информационноаналитических услуг предпринимательству и властным структурам. Это должно способствовать повышению безопасности, управляемости и снижению рисков предпринимательских структур.

Хозяйствующие субъекты в соответствии с действующим законодательством стремятся обеспечить безопасность как своими силами, создавая подразделения, в круг обязанностей которых входит обеспечение безопасности, в т.ч. и экономической, так и путем заключения договоров на оказание услуг с теми субъектами, которые занимаются этими вопросами. Таким образом, существует три разновидности коммерческих структур, олицетворяющих негосударственную систему защиты прав собственности: частные охранные предприятия, частные детективы и их объединения и службы безопасности хозяйствующих субъектов.

За короткий исторический период охранный бизнес развился в достаточно развитую индустрию. По данным УЛРР МВД РФ, на 1 января 2007 г. в России действовало 26 тыс. охранносыскных предприятий. По оценкам экспертов Ассоциации индустрии безопасности, объем рынка охранных услуг безопасности в 2006 г. составил около 4 млрд долл. [12].

Правовые основы организации хозяйствующего субъекта своей безопасности составляют: Закон РФ «О безопасности», Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности», Закон РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности»; Закон РФ «Об оружии», Закон РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», Закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности», Трудовой кодекс, устав фирмы, трудовые договоры, правила внутреннего трудового распорядка, должностные обязанности руководителей, специалистов, рабочих и служащих.

Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1 (в ред. 07.02.2011) — заметное явление в жизни нашего общества. Впервые в истории страны гражданам разрешено самостоятельно заниматься различными видами правоохранительной деятельности. Это означает отказ государства от монополизма в этой сфере.

Закон предусмотрел новый вид деятельности в сфере правоохраны, получившей название «частная детективная и охранная деятельность». Ее сущность заключается в оказании на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими лицензию органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

В настоящее время стоит задача совершенствовать законодательство, регулирующее негосударственную систему безопасности. Оно должно отвечать сегодняшнему уровню развития отношений в сфере безопасности и тенденциям их развития, что позволило бы рассматривать деятельность охранных предприятий и коммерческих структур как составную часть усилий по обеспечению экономической безопасности России.

В решении этой задачи важное место принадлежит принятому 22 декабря 2008 г. (в ред. 04.05.2011) Закону РФ № 272-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности», который внес существенные изменения в законодательство, регулирующее частную охранную и детективную деятельность. В целом закон вступил в силу с 1 января 2010 г. Анализ этих изменений позволяет сделать однозначный вывод: государство, в т.ч. и в лице МВД РФ, ужесточает контроль за частной охранной и детективной деятельностью.

К числу изменений, имеющих концептуальный характер, следует отнести следующие. Лицензирование частной охранной и детективной деятельности стало предметом правового регулирования профильного Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». Термин «негосударственная охранная деятельность» перестал быть законодательно определенным. Из числа субъектов частной охранной и детективной деятельности исключены службы безопасности юридических лиц.

Важная роль в обеспечении безопасности хозяйствующего субъекта принадлежит создаваемой для решения этих задач его службе безопасности. Служба безопасности хозяйствующего субъекта призвана выявлять угрозы для стабильной работы предприятия, факты нарушений со стороны органов государственного управления законов и других нормативных актов, регламентирующих предпринимательскую деятельность, посягательства на имущество и интеллектуальную собственность предприятия, принимать меры по предупреждению и пресечению этих явлений и др.

В обеспечении безопасности хозяйствующего субъекта существует немало серьезных проблем, что объясняется разными причинами. Можно указать на специфику российского рынка, несовершенство регулирующих его законов, отсутствие опыта в обеспечении собственной безопасности в рыночных

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 4 (52) 2011

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (52) 2011

условиях и многое другое. Однако имеется еще один важный аспект — недостаточность тесного сотрудничества, координации и взаимодействия на правовой основе основных субъектов безопасности хозяйствующего субъекта — частных и ведомственных служб безопасности с государственными правоохранительными органами. Такое взаимодействие — одно из необходимых условий укрепления экономики и правопорядка в стране.

Главное сегодня заключается в том, чтобы выработать оптимальный, эффективный механизм взаимодействия между государственными и негосударственными структурами в обеспечении безопасности хозяйствующего субъекта. Только такой подход может дать положительный результат в деле обеспечения безопасности развивающейся рыночной экономики.

Список литературы

1. Лврутин, Ю. Е., Булавчик, В. Г., Бугелъ, Н. В. и др. Основы управления в органах внутренних дел : учебник / под общ. ред. В.П. Сальникова. — М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002. — 260 с.

2. Арбитражный процесс / под ред. Р. Е. Гукасяна. — М., Проспект, 2008. — С. 6.

3. Бугелъ, Н. В., Булавчик, В. Г. Право как средство управления в социальных системах : монография.

— СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2008. — 118 с.

4. Бугелъ, Н. В., Булавчик, В. Г. Статистические возможности комплексного анализа социальноправовых реалий : монография — СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2008. — 185 с.

5. Бугелъ, Н. В., Булавчик, В. Г. Теоретические и практические особенности решения правоохранительных задач на основе теории научной организации управленческого труда : монография

— СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2009. — 162 с.

6. Бугелъ, Н. В., Булавчик, В. Г. Управление в сложных социальных системах : монография — СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2011. — 188 с.

7. Главное управление вневедомственной охраны / / Сайт МВД РФ — МВД России — Структура министерства [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.mvd.ru/mvd/structure/unit/defens/ (дата обращения 25.08.2011).

8. Аемидов, Л. М. Тоталитарное государство и безопасность общества // Безопасность : информационный сборник. — 1994. — №4 (20). — С.22-23.

9. Коммерческое (предпринимательское) право : учебник. — Т. 1. — М.: Проспект, 2009. — С. 557.

10. Пучков, С. И. Торгово-промышленные палаты и вопросы безопасности предпринимательской деятельности. К докладу на межрегиональной конференции «Безопасность предпринимательской деятельности. Проблемы, тенденции, перспективы», (26 февраля 2009 года, г. Тамбов) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.totpp.ru/files/news/Puchkov_SI.pdf (дата обращения 25.08.2011).

11. Система самозащиты предпринимательства // Международный бизнес России. — 1995. — № 5. — С. 10; Назаров А. Безопасность бизнеса — основа развития страны / / Парламентская газета. — 2010. — 28 мая. [Электронный ресурс] — Режим доступа: wwwdeloros.ru/main.php?mid=52&doc=19508 (дата обращения 25.08.2011).

12. Частный охранный бизнес — время перемен [Электронный ресурс] - Режим доступа:wwwsec4all.net/modules/myarticles/article.php?storyid=985 (дата обращения 24.09.2011г.).

УДК 338

О.П. Толкачева*, А.С. Крупенина**

Государственное регулирование рынка алкогольной продукции в системе обеспечения национальной безопасности страны

В статье рассматриваются современные проблемы регулирования алкогольной отрасли Российской Федерации в условиях обеспечения национальной безопасности страны. Авторами на основе исследованного статистического материала предложены механизмы совершенствования регулирования рынка алкогольной продукции.

Ключевые слова: национальная безопасность, рынок алкогольный продукции, политика трезвости, нелегальный алкогольный рынок.

* Толкачева, Ольга Петровна, доцент кафедры бухгалтерского учёта, анализа и аудита, кандидат экономических наук. Санкт-Петербургский университет МВД России. Адрес: Россия, 190121, Санкт-Петербург пл. Репина, 1. E-mail: [email protected].

** Крупенина, Анна Сергеевна, аспирант кафедры экономики предприятия и производственного менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов. Адрес: Россия, 191023, Санкт-Петербург, Садовая улица, 21. E-mail: [email protected].

* Tolkachyova, Olga Petrovna, docent of department of accounting, auditing and analysis, candidate of economic sciences. The St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Address: Russia, 190121, Saint-Petersburg, Repin sq., 1. E-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

** Krupenina, Anna Sergeyevna, postgraduate of department of business economics and industrial management, Saint Petersburg State University of economics and finance. Address: Russia, 191023 Saint-Petersburg Sadovaya str., 21. E-mail: [email protected]. Статья поступила в редакцию 3 ноября 2011 года.

© Толкачева О.П., Крупенина А.С., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.