Научная статья на тему 'Создание эффективной инфраструктуры экономической безопасности-важнейшее условие развития предпринимательства'

Создание эффективной инфраструктуры экономической безопасности-важнейшее условие развития предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1174
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНФРАСТРУКТУРА / КОРРУПЦИЯ / ПРЕДПРИНИ- МАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КРИМИНАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лелюхин Сергей Егорович, Горбачевский Юрий Евгеньевич

Любое предприятие представляет собой уязвимый с многих сторон субъект экономиче- ской деятельности. Направлениями возможной атаки могут являться правовая, финансовая, производственная, маркетинговая и иные составляющие работы предприятия. Решение про- блемы обеспечения безопасности предпринимательства, в особенности малого и среднего биз- неса, видится в формировании и развитии, наряду с государственной, системы инфраструк- турного обеспечения экономической безопасности предпринимательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание эффективной инфраструктуры экономической безопасности-важнейшее условие развития предпринимательства»

УДК 338

С.Е. Лелюхин, Ю.Г. Горбачевский

Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет,

690087, г. Владивосток, ул. Луговая, 52б

СОЗДАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ-ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Любое предприятие представляет собой уязвимый с многих сторон субъект экономической деятельности. Направлениями возможной атаки могут являться правовая, финансовая, производственная, маркетинговая и иные составляющие работы предприятия. Решение проблемы обеспечения безопасности предпринимательства, в особенности малого и среднего бизнеса, видится в формировании и развитии, наряду с государственной, системы инфраструктурного обеспечения экономической безопасности предпринимательской деятельности.

Ключевые слова: экономическая безопасность, инфраструктура, коррупция,

предпринимательская деятельность, криминал.

S.E. Lelyuhin, Y.E. Gorbachevskiy CREATING AN EFFECTIVE INFRASTRUCTURE FOR ECONOMIC SECURITY - AN ESSENTIAL CONDITION FOR ENTERPRISE DEVELOPMENT

Any business is vulnerable to many aspects of economic actors. Areas of possible attack may be legal, financial, manufacturing, marketing and other components of the enterprise. Addressing the security business, especially small and medium-sized businesses, is seen in the formation and development, along with the state, the system infrastructure to ensure economic security business.

Key words: economic security, infrastructure, corruption, entrepreneurship, crime.

Усиление конкуренции с использованием запрещенных законом методов практически по всем отраслям экономики, обусловленное несовершенным законодательством, неразвитостью финансовых рынков и другими факторами, на фоне криминализации экономической деятельности заставляет исследовать многие, ранее не столь актуальные проблемы, напрямую относящиеся к обеспечению экономической безопасности предпринимательской деятельности.

В современных условиях российской действительности любое предприятие представляет собой уязвимый с многих сторон субъект экономической деятельности. Направлениями возможной атаки могут являться правовая, финансовая, производственная, маркетинговая и иные составляющие работы предприятия, а точками приложения - компьютерные системы, человеческие ресурсы, системы документооборота, имидж компании.

В последние годы в нашей стране получила распространение такая форма недобросовестной конкуренции как рейдерство - незаконный захват собственности. Это подтверждают и данные экспертов международной аудиторской компании «Pricewaterhouse Coopers», которые в своем очередном - пятом - «Всемирном обзоре экономических преступлений», проведенном с июля по ноябрь 2009 г., отметили, что в России самым популярным видом мошенничества в экономике было и остается незаконное присвоение активов [1].

Как показывает анализ, наиболее часто объектами рейдерских захватов являются предприятия малого и среднего бизнеса, а последствия таких захватов крайне негативно влияют на экономику страны. Предприятия, подвергшиеся рейдерским атакам

(благополучные и развивающиеся), как правило, дестабилизируют социальноэкономическую обстановку в регионе, создают угрозу нормальной жизни людей.

На рис. 1 показаны последствия данного явления для населения, предприятия и региона (государства).

Сокращение

рабочих мест Потеря

квалификации

Понижение

материального статуса *7

Лишение социальножизненного обеспечения

Резкое снижение уровня жизни

Несправедливое обогащение отдельных лиц

Предприятия

Остановка

производства

Приостановка внедрения инноваций

Сокращение персонала

->►

-»•

Задержка выполнения заказов, потеря экономических связей

Падения объемов и качества выпускаемой продукции

Возможность гибели производства

экономика региона —

Повышения уровня

безработицы

Рост экономической

преступности и коррупции

Ликвидация успешных

предприятий

Ухудшение <-

финансового положения

предприятий региона

Непополнение доходной

части бюджета

Несправедливое 4-

перераспределение

собственности

Рис. 1. Негативные экономические последствия рейдерских захватов для субъектов

хозяйстве нной деятельности Fig. 1. The negative economic effects raider grabs for business entities

В Российской Федерации функции обеспечения экономической безопасности принадлежат государству и реализуются через систему судебных органов, правоохранительных структур и специальных служб. Это определяет главенствующую роль государственных органов в вопросах формирования экономического, управленческого и правового поля для безопасного ведения финансово-хозяйственной деятельности предприятий.

Однако следует отметить, что исходя из реальных возможностей правоохранительных и иных государственных органов, наделенных полномочиями в области обеспечения экономической безопасности предпринимательства, их внимание концентрируется в основном на расследовании уже совершенных преступлений, рассмотрении и проверке заявлений о готовящихся правонарушениях, в том числе и в экономической сфере, а также в обеспечении экономической безопасности государственного предпринимательства (государственные предприятия либо предприятия с долей участия государства в капитале) или частных предприятий, имеющих ключевое значение для экономики страны в целом или отдельных регионов.

Таким образом, огромный пласт малых и средних предприятий, хотя формально и находится под защитой государства, реально вынужден сам обеспечивать свою экономическую безопасность всеми доступными методами, особенно на стадии подготовки преступных посягательств на свой бизнес со стороны субъектов криминальной конкуренции.

Вместе с тем Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев в своём Послании Федеральному собранию подчеркнул, что в ближайшие годы Правительство будет делать акцент на стимулирование развития малого и среднего предпринимательства: «Малый и средний бизнес - это спасение для нашей страны, мы можем зарабатывать на мировом рынке серьёзные деньги не только на сырье и транспортных схемах». При этом Президент России отметил: «Обеспечение

экономической безопасности страны не является прерогативой какого-либо одного государственного ведомства, службы. Она должна поддерживаться всей системой государственных органов, всеми звеньями и структурами экономики».

Решение проблемы обеспечения безопасности предпринимательства, в особенности малого и среднего бизнеса, видится в формировании и развитии, наряду с государственной, системы инфраструктурного обеспечения экономической безопасности предпринимательской деятельности.

Главной целью создания инфраструктуры, обеспечивающей экономическую безопасность предпринимательской деятельности, следует считать повышение эффективности общественного производства за счет создания на федеральном и региональном уровнях экономических, социальных, организационных, информационных и правовых условий защищенности для предпринимательства от преднамеренных или непреднамеренных действий физических лиц и социальных организаций [2].

Основные задачи, решаемые в рамках программы поддержки малого и среднего бизнеса: создание информационных условий защищенности предпринимательства;

развитие инфраструктуры рыночной экономики в направлении создания организационноэкономических условий защищенности предпринимательства; систематизация и развитие нормативно-правовой базы с целью обеспечения правовой защищенности предпринимательства; создание научно-исследовательской и учебной базы для разработки научных основ ЭБ защиты предпринимательства, для подготовки кадров в данной области; популяризация, облегчение общественного признания и поддержки идей ЭБ предпринимательства, создание социальных условий защищенности предпринимательства.

К настоящему времени в большинстве регионов РФ отсутствует необходимая инфраструктура по защите предпринимательской деятельности от посягательств со стороны враждебных и конкурирующих структур. Данный факт является существенным тормозом в развитии предпринимательства.

Вместе с тем в развитых странах давно уже сформировалась инфраструктура экономической безопасности бизнеса, основными элементами которой являются частные компании. Характерно, что она не только должным образом защищает предпринимательские структуры, но и способствует созданию новых рыночных сегментов.

На рис. 2 схематично представлена инфраструктура рыночной экономики, обеспечивающая безопасность предпринимательства.

Согласно приведенной на рис. 2 классификации к специализированным относятся организации, для которых функции защиты предпринимательства являются основным видом их деятельности.

К ним относятся третейские суды; частные сыскные (детективные) и охранные бюро; специализированные информационные организации, консультативные фирмы в области безопасности бизнеса; организации, специализирующиеся в области безопасности и промышленной контрразведки (службы контршпионажа); учебные заведения в области безопасности и промышленной контрразведки и т.п.

Специализированные

организации

Ин ( нфраструкту! эезопасности а і

Третейские

суды

Частные сыскные и охранные бюро

Специализированные

информационные

компании

Консультативные

фирмы

Службы

контршпионажа

Организации для которых функции защиты предпринимательства являются сопутствующими

Банки

Страховые

компании

Аудиторские

фирмы

Рекламные бюро

СМИ

Центры

содействия

занятости

Ч-

<■

Рис. 2. Инфраструктура обеспечения безопасности рыночной экономики Fig. 2. Security infrastructure of a market economy

Среди альтернативных форм защиты прав и законных интересов юридических и физических лиц, несомненно, важную роль играют третейские суды.

Третейский суд - это негосударственный орган, осуществляющий юрисдикционную деятельность в части рассмотрения гражданских и хозяйственных споров на основании законов путем применения методов арбитрирования. Третейские суды бывают двух видов. В первом случае третейский суд - суд, образованный сторонами спора для разрешения конкретного спора. Во втором - третейский суд, образуемый и действующий на постоянной основе при образовавших его юридических лицах, куда субъекты гражданских правоотношений своим соглашением могут передать на рассмотрение и разрешение уже возникший спор или споры, которые могут возникнуть между этими сторонами в будущем. Компетенция третейского суда основывается на соглашении сторон. Стороны, передавая спор на рассмотрение третейского суда, принимают на себя обязательство подчиниться решению последнего. Третейские суды, по сравнению с судами государственными, могут предоставлять участникам спора ряд преимуществ, таких, как: специализация в вопросах, касающихся фактических взаимоотношений сторон, быстрота и экономичность, отсутствие публичности в деятельности, удобство для сторон в отношении времени и места разрешения спора и т.д. Практика рассмотрения споров в третейских судах существует уже много лет в странах Северной Америки и Западной Европы. Например, в США третейскими судами рассматривается около 60 % коммерческих споров, а их работа регулируется Федеральным арбитражным актом США от 1925 г.

Частные детективные агентства (фирмы безопасности), входящие в структуру полицейских систем многих экономически развитых государств, имеют довольно долгую историю. Первое подобного рода агентство возникло во Франции в 1834 г. Задачей этой организации была защита предпринимателей от коммерческих преступлений - злостных банкротств. За небольшую абонементную плату она поставляла предпринимателям

сведения о кредитоспособности различных дельцов и владельцев магазинов. Впоследствии частные сыскные бюро и конторы стали возникать во многих государствах Западной Европы. Но особенно большое распространение частный сыск получил в Соединенных Штатах Америки. Первое американское частное сыскное агентство было открыто в Чикаго в 1850 г., а к 1929 г. в США действовало около тысячи детективных агентств, каждое из которых располагало большой периферийной сетью [3].

Наибольшего расцвета частные детективные и охранные агентства достигли после второй мировой войны, что было обусловлено бурным ростом экономики в развитых государствах и связанных с ним усиления промышленного шпионажа и экономической преступности, а также нехваткой сил и средств у национальной полиции. Тогда же сложилось и разделение государственных и частных правоохранительных функций: полицейские органы занимаются, в основном, правонарушениями, попадающими в единую государственную отчетность. Сфера частных агентств - охрана частной собственности (фирм, предприятий, банковских и страховых компаний, услуги по сбору и представление информации частного характера).

Одной из существенных причин развития частных агентств за рубежом в последнее время является нежелание предпринимателей обращаться в правоохранительные органы. Большинство американских бизнесменов предпочитают услугам государственной полиции частное расследование, поскольку опасаются за репутацию фирмы и утечку коммерческой информации. Основные задачи коммерческих служб безопасности сосредоточены именно на предотвращении и пресечении утечки промышленнокоммерческой информации, иных служебных преступлений. Общие интересы социальноэкономической безопасности при этом в какой-то степени приносятся в жертву интересам сохранения репутации фирмы: заслуживающего юридического преследования виновника обычно просто увольняют [3].

О масштабах частной охранной деятельности за рубежом можно судить по тому, что на сегодняшний день в Канаде, помимо целой армии частных детективов-одиночек, насчитывается около двухсот частных фирм, занимающихся осведомительной деятельностью. Во Франции официально зарегистрировано триста частных сыскных бюро и существуют еще сотни «неразрешенных» сыскных контор, именуемых «Службой наблюдения», «Бюро по надзору» и т.д. Особенно велико число частных детективных служб в Соединенных Штатах. Здесь насчитывается более 3500 сыскных агентств, бюро и компаний. При этом наибольший размах в сфере частного сыска приобрела деятельность крупных сыскных агентств. Так, например, сыскная корпорация «Международное детективное агентство Бернса» содержит около 40 тысяч платных высококвалифицированных сотрудников, специализирующихся в самых различных областях, включая выслеживание и задержание преступников, сбор всевозможной информации, обработку данных, бухгалтерское дело, электронные системы и науку о поведении. Агентство имеет 50 крупных филиалов в Нью-Йорке, Детройте. Лос-Анджелесе, Торонто, на Багамах, в Лондоне и многих других городах [3].

Специализированные информационные компании оказывают разнообразные услуги своим заказчикам: предоставление информации об экономическом, финансовом положении потенциальных партнёров, а также иной деловой информации. Крупнейшие информационные корпорации располагают информационной сетью во многих странах мира.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Консультативные фирмы консультируют по вопросам законодательства о предпринимательстве, оказывают помощь в предъявлении претензии и иска, в защите от иска, при ведении дел предпринимательских структур в арбитражном суде, при выполнении инвестиционных проектов в России и за рубежом. Многие юридические фирмы предлагают услуги, связанные с ускорением прохождения дел в интересах предпринимателя в государственных и муниципальных органах, например, по

регистрации предприятий различных форм собственности. Это следует расценивать как своеобразную форму легализации взяточничества коррумпированных чиновников.

Службы контршпионажа. В области промышленной контрразведки особо выделяются пять американских организаций - «Уэнкенхат», «Пинкертон», «Бранс», «Глоб», «Интерстейт». Агентство «Уэнкенхат» имеет 22 отделения в США и 12 в Латинской Америке, его штат составляет 3,5 тыс. детективов и располагает 2,5 млн досье в отношении «лиц, которым могут угрожать шпионы». Его постоянными клиентами являются 3,5 тыс. крупных фирм.

Имеются также фирмы, специализирующиеся на проектировании, изготовлении, установке и обслуживании разнообразных технических средств и систем, используемых для защиты предпринимательства, - охранной и противопожарной сигнализации, средств противодействия утечке информации по виброакустическим и иным техническим каналам, систем радиосвязи, телевизионных систем наблюдения, охранной сигнализации и систем контроля доступа, устройств уничтожения твёрдых носителей информации частного характера, средств индивидуальной защиты и экипировки сотрудников фирменной полиции.

Специализированные учебные заведения имеют в своих программах курсы по промышленной контрразведке, охране офисов, магазинов, складских помещений, транспортных перевозок, обучают ремеслу частного телохранителя, устройству и эксплуатации охранной сигнализации; проводят семинары для руководящих сотрудников по проблемам промышленной контрразведки [4].

Существенную долю в инфраструктуре обеспечения безопасности бизнеса занимают организации, для которых функции защиты предпринимательства являются сопутствующими. Как показано на рис. 2, к ним относятся банки, страховые компании, аудиторские фирмы, рекламные бюро, средства массовой информации и др.

Банковские институты, стремясь свести к минимуму риск невозврата кредита, проводят экспертную оценку платёжеспособности потенциального клиента. Это обстоятельство имеет обратный эффект. Дело в том, что фирма, получившая банковский кредит, с большой долей вероятности имеет высокую платежеспособность. Коммерческие банки России только начинают строить свои отношения с клиентами на принципах, близких к европейским. Это означает дифференцированный подход к клиентам в зависимости от класса надёжности и других факторов.

Страховые компании, с одной стороны, являются гарантом деятельности коммерческих банков, а с другой стороны, обеспечивают защиту предпринимательских структур от экономического, технического, технологического, финансового, коммерческого риска.

Аудиторские фирмы, осуществляя комплексную ревизию финансово - хозяйственной деятельности предпринимательской структуры (в форме независимой экспертизы), дают по существу интегральную оценку её возможностей в сфере бизнеса. Данные такого рода проверок используются в качестве важного фактологического материала при разборе взаимных отношений между экономическими субъектами. Аудиторская проверка осуществляется по решению государственных органов власти и управления, по инициативе самой фирмы либо по рекомендации её учредителей. На Западе положительное заключение аудиторских фирм означает «гарантию качества» предпринимательской структуры.

Рекламные бюро в условиях цивилизованного рынка несут ответственность за соответствие содержания рекламы истинным потребительским качествам. В России такого рода ответственность на практике практически отсутствует. Это подрывает доверие к рекламе, рекламному делу, специализирующимся в рекламном деле организациям и является в определённом смысле тормозом в становлении рыночного хозяйства. Государственной думой принят закон о рекламе, предусматривающий требования к качеству рекламы, аналогично предъявляемым в мире.

Средства массовой информации (СМИ) информируют общественность о степени надёжности конкретных предпринимательских структур, инвестиционных компаний. Вместе с тем известны случаи, когда общественность на деле была дезинформирована. Вследствие ориентации передаваемой СМИ рекламы на сверхбогатых существует опасность формирования у отдельных неустойчивых в психологическом плане граждан мотивов для совершения посягательств на безопасность соответствующих предпринимательских структур. В настоящее время СМИ призваны изменить негативное отношения общества к предпринимательству, при котором понятие «предприниматель» зачастую ассоциируется с понятием «преступник»; сформировав у предпринимателей понимание необходимости придерживаться деловой этики; поднять экономическую культуру населения.

Центры содействия занятости (государственные и негосударственные биржи труда, кадровые агентства), выполняя свои основные функции, регистрируя безработных и выдавая им пособия по безработице, оказывая помощь людям в выборе подходящей работы, в профессиональной ориентации, в процессе организации профессиональной подготовки и переподготовки граждан в специальных учебных центрах, получают в отношении этих лиц характеризующую информацию, которая может быть использована предпринимателями при их изучении в целях приёма на работу.

Для элементов инфраструктуры, основные задачи и функции которых находятся вне сферы обеспечения безопасности бизнеса, выполнение сопутствующих функций защиты является необходимым условием эффективности деятельности, вследствие чего роль такого рода организаций в сфере обеспечения безопасности бизнеса неуклонно возрастает.

В Российской Федерации инфраструктура экономической безопасности предпринимательства по сути дела начала формироваться с начала 90-х гг. ХХ в.

Сегодня уже можно говорить, что в России отчетливо обозначились основные элементы инфраструктуры, наработан определенный практический опыт, сформирована необходимая законодательная база.

С принятием «Временного положения о третейском суде для разрешения экономических споров», утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 24 июня 1992 г., а затем и федеральных законов «О международном коммерческом арбитраже» от 7 июля 1993 г. и «О третейских судах в Российской Федерации» № 102-ФЗ от

24 июля 2002 г. в нашей стране объединениями предпринимателей, биржами, крупными холдингами стали создаваться третейские суды. Начиная с 1992 г., в России было создано более 500 третейских судов, многие из которых эффективно функционируют уже на протяжении целого ряда лет. Примером могут служить третейские суды при Торговопромышленной палате (ТПП) Российской Федерации, Московской фондовой бирже, Союзе юристов и др.

В ряде крупных городов были созданы так называемые «центры разрешения конфликтов» (Санкт-Петербургский, Борисоглебский и др.), деятельность которых заключается в организации процесса медиации и разрешении имущественных конфликтов без обращения в суд [5].

Существенным подспорьем в развитии подобных центров явилось принятие в июле 2010 г. двух новых федеральных законов в сфере арбитражного рассмотрения споров: Федеральный закон № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» и Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»». Таким образом, деятельность достаточно многочисленной когорты российских медиаторов оказалась официально легализованной и

должна вестись в правовом поле (в рамках не фактических, а возникающих в ходе медиации правоотношений) [6].

Еще более динамично развивается рынок частных охранных и детективных услуг. По разным оценкам в России насчитывается от 300 до 400 тысяч частных детективов и охранников. Частные агентства сконцентрированы преимущественно в крупных городах.

Однако при этом доля детективных агентств весьма мала по сравнению с охранными организациями. Так, в Москве официально зарегистрировано около 200 детективных бюро, что в 15 раз меньше количества охранных структур. Правда, наиболее мощные организации такого рода имеют филиалы, в том числе в других странах СНГ, поддерживают связи с аналогичными структурами в дальнем зарубежье.

С 1993 г. в Российской Федерации прошла волна создания фондов и союзов защиты предпринимательства. Многие из них взяли на себя функции возврата задолженностей, розыска имущества дебиторов, урегулирование споров и т.п. Учитывая, что подобную деятельность без наличия соответствующих лицензий нельзя признать легитимной, в ряде случаев они вынуждены были работать по контрактам со службами безопасности коммерческих структур и детективными агентствами.

Значительным шагом формировании цивилизованной инфраструктуры безопасности бизнеса явилось принятие Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 218-ФЗ «О кредитных историях», что способствовало возникновению нового сегмента рынка и породило волну создания «кредитных бюро», аналоги которых давно функционируют в развитых странах.

Вместе с тем, несмотря на перечисленные позитивные тенденции, процесс формирования эффективной инфраструктуры экономической безопасности в нашей стране идет хаотично и неравномерно по отношению к отдаленным от центра регионов.

Так, например, в Приморском крае на сегодняшний день зарегистрировано немногим более четырехсот частных охранных предприятий, из них реально функционируют только триста. Рынок частного сыска представлен лишь услугами нескольких детективов, а специализированные информационные организации - «Дальневосточным фондом содействия безопасности», который занимается предоставлением интересующей заказчика официальной и реальной информации в отношении юридических лиц, правовым сопровождением, защитой интересов партнёров в судебных инстанциях, государственных органах и органах местного самоуправления, изучением надёжности деловых партнёров, оказывает услуги в вопросах защиты деловой информации [7].

В свете наметившихся тенденций бурного экономического роста названного субъекта Российской Федерации, вызванных значительными государственными инвестициями в преддверии подготовки к саммиту АТЭС, который пройдет во Владивостоке в 2012 г., такое состояние инфраструктурного обеспечения безопасности частного бизнеса, являющееся важнейшим условием развития предпринимательства, не соответствует политики федерального правительства, а также целям и задачам, изложенным в федеральной целевой программе «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья» и ее подпрограмме «Развитие города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе».

Последнее обстоятельство актуализирует проблему разработки комплекса мер по формированию эффективной инфраструктуры экономической безопасности бизнеса в Приморье и реализации их в рамках самостоятельной целевой региональной программы либо путем соответствующей корректировки РЦП «Развития предпринимательской деятельности в Приморском крае».

Список литературы

1. Экономические преступления в условиях экономического спада. Режим доступа из URL: http://www.pwc.com/ru/ru/economic-crime-survey.

2. Годовой отчёт Банка России за 2009 г. Режим доступа из URL: http://www.cbr.ru.

3. История создания частных детективных агентств в мире. Режим доступа из URL: http://www.sec4all.net/modules/myarticles/article.php?storyid=374.

4. Одинцов А.А. Экономическая и информационная безопасность [Текст]: учеб. пособие для вузов / А.А. Одинцов. - М.: Академия, 2006. - С. 148.

5. Рудакова Н.М. Об опыте работы Центра поддержки предпринимательства // Третейский суд. - 2GGG. - № 1.

6. Севастьянов Г.В. Противоречивые тенденции 2010 года // Третейский суд. - 2G1G. -

№ 6.

7. Компании и рынки. - 2G1G. - № 3.

Сведения об авторах: Лелюхин Сергей Егорович, кандидат экономических наук, профессор, e-mail: leluhin2GG9@mail.ru;

Горбачевский Юрий Евгеньевич, аспирант, e-mail: e-gorbachevsky83@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.