Научная статья на тему 'Социально-профессиональные реалии постсоветской России:негосударственные структуры безопасности'

Социально-профессиональные реалии постсоветской России:негосударственные структуры безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
154
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / МНОГОНАЦИОНАЛЬНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / NON-GOVERNMENT SECTOR SECURITY / SECURITY OFFICE / SECURITY GUARDS / ENTREPRENEURSHIP / PROTECTION OF BUSINESS INTERESTS / CONFLICTS OF INTEREST

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Семенова Людмила Андреевна

В статье рассматривается становление, структура и функции нового сегмента российской экономики и социально-профессиональной структуры негосударственной системы обеспечения безопасности, возникшей в начале1990-х годов с появлением в стране института частной собственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Семенова Людмила Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-Professional Realities of Post-Soviet Russia: Non-Governmental Security Structures

IThe article discusses the formation, structure and function of a new segment of the Russian socio-professional structure non-state security system, that emerged in the early 1990s with the advent of the institution of private property in the country.

Текст научной работы на тему «Социально-профессиональные реалии постсоветской России:негосударственные структуры безопасности»

Семенова Л. А.

Социально-профессиональные реалии постсоветской России: негосударственные структуры безопасности

Семенова Людмила Андреевна — кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник Института социологии РАН E-mail: semenlud@mail.ru: semenova@isras.ru Тел.: +7 (499) 124 51 96

Аннотация. В статье рассматривается становление, структура и функции нового сегмента российской экономики и социально-профессиональной структуры — негосударственной системы обеспечения безопасности, возникшей в начале 1990-х годов с появлением в стране института частной собственности.

Ключевые слова: национальная идентичность, модернизация, инновационная экономика, многонациональность, национальная политика, государственная поддержка.

Социально-профессиональная структура современного российского общества претерпевает значительные изменения, уменьшается воспроизводство одних профессиональных групп (страт, слоёв), появляются другие, новые, ранее немногочисленные или вовсе отсутствовавшие, предъявляются иные требования к специалистам. В современной России появились новые социальные слои и профессиональные группы и говорить о наследовании профессии (статуса) можно относительно «старых» профессиональных групп (врачи, учителя, инженеры, артисты, шахтёры и т. п.). Что касается «новых» (брокеры, банкиры, риэлтеры, маркетологи, мерчендайзеры, менеджеры, супервайзеры, частные детективы, охранники и т. п.), то до недавнего времени они или рекрутировались из «старых» профессиональных групп, или, получив непрофильное образование, осваивали новую профессию, то есть шли работать не по специальности. Новым в социально-профессиональной структуре в постсоветской России стало, наряду с другими, появление достаточно многочисленного и специфического слоя людей, занятых охранно-розыскной деятельностью, и создание Негосударственной Системы Безопасности(НСБ).

Сегодня НСБ — это ёмкий рынок занятости, а профессия охранника является одной из весьма востребованных на рынке труда. На 1 января 2013 г. охранные услуги оказывали 24 тыс. специализированных охранных организаций, обеспечивающих безопасность 617 тыс. объектов различного назначения, из них 213 тыс. охраняется вооружённой охраной. Статус частного охранника имеют 644 741 граждан России, из них 151 684 работают с использованием оружия. Большую часть составляют бывшие работники правоохранительных органов, сотрудники органов госбезопасности, военнослужащие Министерства обороны. Так, в числе частных охранников 96 600 человек имеют опыт работы в органах внутренних дел; 10 100 человек участвовали в боевых операциях в составе внутренних войск МВД; бывших сотрудников органов безопасности — 8400 человек; сотрудников других правоохранительных органов — 7300 человек; военнослужащих Министерства обороны РФ — 37 300 человек [Полезная статистика...,2013]. По некоторым источникам, в частном охранном бизнесе занято более миллиона россиян (с учётом нелицензированных охранников), а число занятых в сфере негосударственной безопасности в целом, включая различные — технические, юридические, образовательные и другие службы — достигает трёх миллионов человек. Для сравнения: по данным РОССТАТа, на конец 2011 г. численность врачей в России составляла 732,8 тыс. человек [Население., 2013], число учителей государственных и муниципальных общеобразовательных школ к началу 2012/2013 учебного года составило 1041 тыс. человек. [Население., 2013].

Формирование НСБ начиналось в конце 1980-х годов, когда был взят курс на перестройку. Появляются первые кооперативы, акционерные общества, биржи, первые коммерческие компании, занимающиеся в основном торговлей. Следует отметить, что статью Уголовного кодекса, объявляющую предпринимательство уголовным преступлением, отменили только в декабре 1991 г. Поэтому первоначально «новые русские» предприниматели не получали сколько-нибудь существенной поддержки и защиты со стороны государства. Неудивительно, что в этой ситуации под своё «крыло» или «крышу» нарождающийся класс собственников взяли криминальные группировки. К началу 1990-х годов криминальное сообщество, по некоторым данным, контролировало (и «охраняло»), около 85% коммерческих предприятий — практически все, кроме занятых охранным бизнесом или работающих под протекцией правоохранительных органов.

Однако в начале 1990-х годов в бизнес пошли уже не отчаянные предприниматели-первопроходцы, а бывшая партийно-советская номенклатура, порой весьма высокостатусная. Одновременно была практически разрушена система тотального государственного контроля, и стало ясно, что обеспечивать безопасность (частной собственности, собственника) прежними средствами уже невозможно. В подобной ситуации начинает разрушаться

Ф

монополия криминала на охранный бизнес и эту нишу постепенно занимают негосударственные службы безопасности (НСБ). Вот с какой иронией описывает П. А. Ореховский ситуацию в стране в первой половине 1990-х годов с позиции пришедших к власти властолюбивых «камикадзе», в том числе бывших партийно-хозяйственных чиновников, которые «спасали Россию, удерживая её от гражданской войны», активно занимаясь при этом приватизацией государственной собственности — имеются в виду и «демократы первой волны».

«В первой половине 90-хновым хозяевам жизни требуется легализация — отсюда постепенный рост спроса на людей с экономическими и юридическими дипломами. Немного иначе обстоит дело со службой в Вооружённых силах — с одной стороны, молодёжь всячески пытается «откосить» от неё, с другой — растёт потребность частных структур в людях, имеющих боевой опыт, умеющих применять оружие и планировать тактические операции (как по обороне, так и по захвату). В связи с этим возникает амбивалентность — с подачи властолюбивых «камикадзе» военное сословие и «менты» по-прежнему имеют один из самых низких профессиональных социальных статусов, но работа в многочисленных службах охраны уважается и приветствуется.

Это двойственное отношение легко объяснимо — милиция и Вооружённые силы презираются, так как выполняют задачи обеспечения безопасности толпы, того самого «совка», российского народа. А спецслужбы и охранные агентства делают то же самое в отношении избранных, тех самых «камикадзе», это теперь — «наши» [Ореховский, 2009: 60].

Итак, социально-экономические преобразования, начавшиеся в России в конце 1980-х — начале 1990-х гг., последовавшее за тем изменение социально-политического строя, привели к появлению в стране института частной собственности и класса (слоя) собственников. Легализация и бурное развитие частной собственности сформировали социальную потребность в защите как собственника, частной собственности, её охране, так и в защите предпринимательской деятельности в целом. Поскольку государственные правоохранительные органы не справлялись с этими задачами, в ответ на социальную потребность возникают негосударственные службы обеспечения безопасности (первоначально частные охранные предприятия — ЧОПы, в настоящее время переименованы в ЧОО — частные охранные организации). 11 мар-та1992 г. спешно принимается закон «О частной детективной

Ф

и охранной деятельности в Российской Федерации», который положил начало новой — охранной — сфере российского бизнеса. Возникла новая отрасль экономической деятельности, ориентированная на предоставление специфических услуг по защите (в широком смысле) предпринимательства. Особенностью сформировавшихся негосударственных служб (структур) безопасности (НСБ) является сочетание в их деятельности коммерческих и правоохранительных аспектов.

Отметим ещё один важный момент для понимания причин возникновения НСБ и их интенсивного развития. В конце 1980-х годов, в перестроечные времена, весьма популярными были идеи «открытого общества», свободного от оков тоталитаризма, идеи разрушения «железного занавеса». К. Поппер вообще рассматривал открытость общества как универсальный идеал для человечества. Идеал пришёл в Россию с перестройкой, страна превратилась в действительно открытое общество. И эта «открытость» породила огромное количество проблем и последствий, как позитивных, так и негативных. Как пишет С. А. Кравченко, ещё со времён Р. Мертона «социологи знают, что современные социальные явления в силу своей сложности не могут иметь однозначно позитивную направленность. В контексте «сетевого баланса» (Р. Мертон — Л. С.) функциональность открытого социума по определению не может нести людям только добро и благо. Не всё просто и с негативностью закрытости» [Кравченко, 2010: 25]. С. А. Кравченко анализирует различные формы амбивалентности открытости социума, обращаясь, в том числе к работам З. Баумана, Э. Гидденса, П. Бергера, У. Бека и др. Для целей же нашего исследования важно отметить как минимум одну из форм амбивалентности движения к «открытости открытого социума» — появление в России «принципиально новых форм асоциальности и девиации, которые не имеют культурных корней в нашей стране, но пришли к нам вследствие открытости социума буквально за последние 20 лет. Это, в частности, наркомания, работорговля, похищение людей, торговля человеческими органами, игромания, нацизм и расизм, новые формы терроризма и разгула преступности и, конечно, кризис» [Кравченко, 2010: 27]. Все эти явления, возникновение которых в нашей стране казалось невозможным ещё 20-25 лет назад, вызывают социальные страхи и тревоги, чувство незащищённости, восприятие жизненной ситуации как нестабильной, неопределённой [Россия на новом..., 2009]. Очевидно, что в этих условиях актуализируются проблемы безопасности, «усиление интересов безопасности» как личности, так и общества и это является ещё одним поводом для совершенствования и расширения правоохранительной деятельности, в том числе негосударственных служб безопасности (НСБ).

Ф

Негосударственная система обеспечения безопасности является одним из системных элементов гражданского общества, в состав которого входят негосударственные предприятия, службы и организации, предоставляющие на возмездной основе услуги по охране интересов граждан, предприятий и организаций, связанных с безопасностью.

НСБ включает три основных типа субъектов: 1) частные охранные бюро; 2) частные детективные бюро; 3) собственные службы безопасности компаний и корпораций. Кроме того, в систему НСБ входит целый ряд элементов (организаций, объединений, предприятий и т. п.), взаимозависимость и взаимообусловленность функционирования и развития которых довольно сложна и многообразна. К наиболее значимым элементам этой системы относятся, например, профессиональные союзы и объединения, общественные союзы и фонды, общественные организации ветеранов госбезопасности и других правоохранительных органов; специализированные предприятия — изготовители и инсталляторы технических средств охраны, создатели комплексов инженерно-технических средств охраны и физической защиты, ориентированные на поставку, монтаж и обслуживание технических систем и оборудования; организации, связанные с проектированием, производством, продажей специальных технических средств и специального оборудования для сбора и защиты информации, а также спецобмундирования; специализированные юридические и страховые конторы и компании, частный нотариат, адвокатура, третейские суды; печатные и редакционно-издательские органы, специализированные выставки; негосударственные структуры, специально созданные с целью согласования интересов деловых кругов и государства для осуществления цивилизованной лоббистской деятельности, содействия государственным органам и предпринимательским союзам в разработке и реализации законов и программ обеспечения безопасности предпринимательства и другие.

В настоящее время в ведущих странах мира для обеспечения правопорядка и безопасности всё чаще, наряду с государственными спецорганами, также используются частные (негосударственные) сыскные бюро и охранные агентства. В разных странах эти проблемы решаются по-разному. Так, в США вопросы регистрации частных служб безопасности отнесены к юрисдикции штатов. Главное условие их деятельности — регистрация и получение лицензий, которые выдают специально определённые в законе

Ф

органы исполнительной власти штата, либо официальные представители власти. Гражданство США — обязательное условие в 16 штатах, в 22 штатах для регистрации в качестве частного охранника или детектива необходима характеристика, рекомендательное письмо.

В настоящее время в США двадцать одно учебное заведение готовит собственно кадры для негосударственных правоохранительных структур. Наряду с этим, учитывая растущие потребности служб безопасности в квалифицированных кадрах, некоторые американские колледжи и университеты ввели в свои программы курсы обучения по различным проблемам обеспечения безопасности.

В соответствии с законом частные охранники и детективы в США не имеют права применять такие используемые правоохранительными органами меры, как обыск на дому, личный обыск, арест. В то же время им разрешено задержание лиц, подозреваемых в совершении преступления, для передачи в полицию. Интересно отметить, что о таких преступлениях, как поджоги, взрывы, нападения, взломы, управляющие фирм и банков в основном информируют полицию. Когда же речь идёт о так называемых «экономических преступлениях», руководители фирм предпочитают обращаться в негосударственные частные службы безопасности.

В Канаде деятельность частных сыскных бюро регулируется специальными актами, входящими составными частями в законодательство провинций. Каждая провинция, исходя из местных условий, разрабатывает и принимает свои акты. Общим и обязательным условием для всех актов является порядок регистрации и получения разрешения на частную сыскную деятельность на территории провинции.

В Великобритании отсутствуют какие-либо законоположения или правительственные предписания, требующие обязательной регистрации частных детективов. Например, из двух тысяч детективов лишь 300 зарегистрированы как члены Института профессиональных следователей, расположенного в г. Блэкберн. В стране создано множество частных фирм, специализирующихся на производстве систем охранной сигнализации. В компетенцию частных сыскных агентств (в зависимости от профиля деятельности) входят: разработка комплексных мер безопасности по контактам с правительственными органами; выполнение заданий клиентов по слежке за их родственниками; выявление подслушивающих устройств; охрана клиентов. В последние годы в Великобритании частные агентства активно привлекаются к расследованию преступлений, связанных с компьютерными системами, а одна из частных компаний специализируется на контрактах с правительственными органами по организации переговоров с террористами по освобождению заложников.

Ф

Во Франции лица, решившие посвятить себя частной сыскной работе, не должны быть судимы за совершение уголовного преступления; иметь административные или дисциплинарные правонарушения; находиться под стражей. Бывшие служащие французской полиции могут стать владельцами частных детективных бюро только с письменного разрешения министра внутренних дел. К компетенции частных детективов во Франции в настоящее время относится: промышленный шпионаж; защита предприятий от недобросовестных конкурентов; обеспечение безопасности в банковской деятельности; обеспечение безопасности клиентов [Негосударственные службы..., 2012].

Негосударственные службы России моложе, чем соответствующие службы развитых стран, их деятельность регулируется, прежде всего, единым Федеральным законом. В 2012 г. российской негосударственной системе обеспечения безопасности исполнилось двадцать лет. Начало легализации негосударственной охранной деятельности положил закон 1992 г., о котором мы упоминали выше. Частная детективная и охранная деятельность были официально узаконены, они быстро стали одной из отраслей предпринимательской деятельности, дающей занятость десяткам тысяч специалистов, невостребованных государством и оказавшихся не у дел. После выхода Закона в том же году, по данным МВД, появилось 576 ЧОПов; а на 1 января 2007 г. в стране было зарегистрировано уже 21 768 ЧОПов и 4110 служб безопасности [Негосударственные службы., 2012].

Кадры для НСБ рекрутировались в основном из сотрудников МВД, активно увольнявшихся со службы в 1991-96 гг., из военнослужащих, которых массово увольняли из Вооружённых Сил, из сотрудников КГБ/ФСБ, высвобожденных (вынужденно или добровольно) после крупных реорганизаций. В 1992 г. Б. Н. Ельцин подписал указ о сокращении на 46% центрального аппарата органов разведки, в результате чего 11 тысяч профессионалов оказалось на улице. По мнению экспертов, к 1995 году количество оперативников с профессиональным стажем от 7 до 15лет в государственных органах правопорядка сократилось в пять раз. Значительное число сотрудников ушло со службы после событий октября 1993 г., в том числе бойцы специальных элитных формирований по борьбе с терроризмом «Альфа» и «Вымпел». Через год после расстрела Белого дома, осенью 1994 года, на рынок труда хлынула вторая волна силовиков [Прасолов, 2013].

Ф

В те годы перед отставниками был небольшой выбор: либо идти на службу в криминальные структуры, либо заняться нарождавшимся бизнесом, не имея при этом никакого опыта предпринимательской деятельности. Выходом из сложившейся ситуации представлялась работа в создаваемых негосударственных структурах безопасности, что в определённой степени решало проблему трудоустройства бывших военнослужащих. В результате частная охранная и сыскная деятельность стала для многих не только бизнесом, но и в каком-то смысле продолжением службы — наиболее естественной формой самосохранения и самоорганизации военного «сословия».

О становлении НСБ в начале 1990-х годов вспоминает бывший офицер группы «Альфа» С. А. Гончаров — ныне президент Ассоциации ветеранов подразделения «Альфа»: «...надо вспомнить атмосферу 1991-1992 годов, когда после «перестройки» и августовских событий наступил общий развал государственности, равных которому в российской истории можно вспомнить только два — в Смутное время и между февралём и октябрём1917 года. Одним махом на улицу были выброшены сотни тысяч человек, которые с юности, а некоторые, — как я, например, — и потомственно учились одному — верой и правдой с оружием в руках служить государству и народу...

При этом перед отставниками был небольшой выбор — либо идти на службу криминалу, вливаться в расцветавшую тогда систему рэкета, либо идти работать в нарождавшийся тогда бизнес — слабый, разобщённый, зависимый от криминала и произвола чиновников. С этой дилеммой не могло смириться ни государственное сознание, которое у спецназовцев стояло всегда очень высоко, ни элементарное чувство самосохранения: ведь это означало пойти на моральное разложение и верную физическую гибель. охранная деятельность стала для нас не только бизнесом, но и, в каком-то смысле, продолжением службы, наиболее естественной формой самосохранения и самоорганизацией военно-служилого сословия, которое всегда составляло становой хребет России. Люди, о которых многие думали, что они «умеют только убивать», сорганизовались и вскоре вступили в бой с антиобщественными силами, прежде всего, криминалом, для того, чтобы воплотить как раз те обещания, которые демократы давали, но выполнять не собирались: «свобода, собственность, безопасность». Благодаря тому, что были созданы крепкие, некриминальные структуры негосударственной безопасности, составленные в основном из ветеранов спецслужб и правоохранительных органов, бандитам не удалось затоптать первые ростки свободного предпринимательства, не удалось загнать всю рыночную экономику на «чёрный рынок». Охранные структуры смогли защитить и бизнес, и свободу, и жизнь, причём, обеспечить это стало возможным только за счёт корпоративной солидарности выходцев из Системы. Отдельные охранные структуры ничего бы не сделали, их бы раздавили, но возникла структура,

Ф

включавшая в себя ассоциации ветеранов спецназа «Альфы», «Вымпела», «Витязя», ветеранов госбезопасности, органов МВД и т. д.» [Прасолов..., 2013].

Потерявшие работу военнослужащие, как и люди других профессий, оставшиеся без работы в начале 1990-х годов, в новых социально-экономических условиях ищут различные формы адаптации к ним, осваивают новые модели поведения: одни приспосабливается к новым условиям, другие не приспосабливаются к ним, а осваивают их «под себя», то есть адаптируют новые условия к своим ресурсам и потенциалу. Например, в работе «Как люди делают себя. Обычные россияне в необычных обстоятельствах: концептуальное осмысление восьми наблюдавшихся случаев», вышедшей под редакцией В. А. Ядова и др. [Как люди делают., 2010], анализируются стратегии поведения в новых необычных ситуациях различных групп и сообществ: «челноков» начала 1990-х г., активистов забастовочного движения, сообществ жильцов, создавших ТСЖ, тех, кто стал осваивать новые финансовые инструменты, кто нашёл жизненную нишу в среде фанатов рок-музыки и др. На основе анализа результатов проведённых исследований В. А. Ядов делает вывод: «Всех их объединяет общее свойство: столкнувшись с необычными и критическими жизненными обстоятельствами, они принимают непростое решение, реагируют не так, как другие, изменяют привычные поведенческие практики, меняют взгляд на происходящее вокруг, осваивают идентичность «рискованного человека», вынужденного (или добровольно) действовать не как большинство сограждан» [Ядов, 2010: 22]. Данный вывод можно в полной мере отнести к тем, кто стоял у истоков создания негосударственной службы безопасности, прежде всего частных охранных предприятий.

Частные охранные предприятия с момента своего, можно сказать, стихийного появления, прошли нелёгкий путь становления и развития. Первых клиентов их руководители искали среди своих знакомых и друзей. Потом по принципу «снежного кома» стала работать «живая реклама», когда клиенты ЧОПов рекомендовали их своим коллегам и партнёрам. Первоначально рынок охранных услуг ничем не регулировался. Для него было характерно отсутствие стабильных цен и системы ценообразования, узкий спектр услуг (в основном физическая охрана) и высокий уровень насилия.

После принятия в 1992 г. закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», который легализовал негосударственную охрану и детективную деятельность,

Ф

одной из наиболее востребованных услуг становится снятие криминальных «крыш». Наряду с этим увеличивается спектр услуг, предоставляемых охранными предприятиями. В их компетенцию входит не только физическая охрана, но и гарантирование сделок, урегулирование имущественных интересов, принуждение к исполнению обязательств, оценка надёжности деловых партнёров, переход от простого обеспечения физической охраны к комплексной безопасности в широком смысле. Расширение спектра услуг привело к тому, что в середине 1990-х годов вплоть до экономического кризиса 1998 г. основными формами негосударственных структур безопасности становятся службы безопасности (СБ).

Кризис 1998 года привёл к разорению и уменьшению количества предприятий малого и среднего бизнеса, снижению платёжеспособности оставшихся «на плаву», что вызвало и сокращение спроса на охранные услуги. Наметилась тенденция ликвидации служб безопасности юридических лиц либо их преобразования в частные охранные предприятия (ЧОПы). Так, с 1998 г. по 2000 г. количество СБ сократилось с 5200 до 4600, а число ЧОПов выросло с 5900 до 7000 [Прасолов..., 2013]. Борьба за выживание в кризисный период, преодоление его последствий имели и позитивные результаты — создание, развитие и внедрение новых технологий в обеспечении безопасности, интеллектуализация охраны, предложение более дешёвых охранных услуг. В 2000-ые годы или, как их называют, «нулевые», развитие рынка охранных услуг, по мнению специалистов, характеризуется постепенной сдачей позиций государственной вневедомственной охраны (ВОХР), укреплением негосударственной, ростом интереса к возможностям частной охраны со стороны исполнительной власти, особенно после ряда террористических актов.

Сразу после принятия закона 1992 г. предпринимались попытки организовать разрозненное охранное сообщество. Наиболее активные и инициативные руководители ЧОПов и СБ предпринимали шаги и усилия, чтобы объединиться по принципу личных знакомств и общего прошлого по работе в силовых ведомствах. Одной из первых в октябре 1992 г. была создана Ассоциация ветеранов подразделения антитеррора «Альфа». В декабре 1995 г. руководители охранного бизнеса собрались в Москве и заявили о создании Российского Союза предприятий безопасности (РСПБ). В качестве содержания и основных направлений деятельности создаваемого Союза назывались: работа над законопроектами, регулирующими проблемы безопасности предпринимательства и функционирования негосударственных предприятий безопасности; взаимодействие с органами государственной власти и управления; работа со средствами массовой информации, участие в различного рода конференциях, семинарах, выставках и т. д. по проблемам безопасности предпринимательства; подготовка и распространение ана-

%

литических документов по вопросам безопасности, публикация членами Союза различных научных и прикладных исследований, поддержка научной деятельности всех тех, кто занят изучением проблем негосударственного обеспечения безопасности. И если созданный Союз (РСПБ) являлся организацией работодателей, то учреждённый вмае1999 г. Общероссийский профсоюз работников негосударственных организаций безопасности объединил тех, кто работает по найму, то есть наёмных работников, занятых в системе НСБ.

Охранники — это не чисто мужская профессия, на некоторые «охранные» должности принимаются и женщины. В России даже работает частная женская школа телохранителей1. Её возглавляет одна из самых известных женщин-телохранителей Надежда Михайлова, которую ещё называют «Ангел Чарли». В последнее время клиенты всё чаще доверяют свою жизнь женщинам-те-лохранителям — они незаметны, не привлекают к себе внимания, женщину-охранника в строгом костюме можно принять за переводчицу, делового партнёра и т. п.

Рынок труда демонстрирует постоянный спрос на охранников различной специализации. Например, по данным Департамента труда и занятости населения города Москвы по состоянию на 1 мая 2013 г. в перечне вакансий, на которые на городском рынке труда сохраняется устойчивый спрос, вакантных мест для охранников (625) значительно меньше, чем, например, для врачей (888), полицейских (1141), менеджеров (1813), не говоря уже о рабочих специальностях — к примеру, вакансий для водителей автомобиля — 7038, каменщиков — 5038, плотников — 3202 [Трудоустройство..., 2013], рабочие места для охранников заполняются активнее, чем многие другие вакансии. В Московском регионе в любом печатном издании типа «Работа для Вас», «Парад вакансий», «Любая работа», «Работа, учёба, сервис» и т. п. или где есть рубрика «Требуются», как показывает проведённый нами анализ, имеются объявления о вакансиях для охранников. Например, в еженедельнике «Парад вакансий» потребность в охранниках (248вакансий) сопоставима с потребностью в инженерах (267ва-кансий) [Парад вакансий, 2012]. Социальные условия, предлагаемые этой категории наёмных работников при найме на работу,

1 Заметим, что в нашей стране, как и в ряде других, официально зарегистрированной профессии «телохранитель» нет, формально люди, выполняющие эти функции, числятся охранниками. В то же время Национальная ассоциация телохранителей (НАСТ) в России существует с 1995 г.

можно охарактеризовать как вполне удовлетворительные: зарплата от 24 до 45 тыс. руб. в месяц или 250-3500 руб. в сутки (в зависимости от графика работы, выполняемых функций и организации-нанимателя); гибкий (скользящий) график работы, позволяющий иметь дополнительный заработок в другом месте; питание и форма за счёт нанимателя; некоторые организации обеспечивают льготным проживанием в общежитии, есть возможности для обучения. Наличие лицензии на охранную деятельность у нанимаемого на работу желательно, иногда обязательно.

Можно ли субъекта такого специализированного вида деятельности, как охранная, называть носителем профессии? То есть, является ли профессией деятельность (работа) современного охранника? Если отталкиваться от воззрений С. Г. Струмилина, разделявшего понятия «деятельность», «труд», «работа», «профессия», то ответ будет положительным. Как известно, он считал, что не любой вид специализированной деятельности можно назвать профессией, и выделял три признака профессии: 1) определённый уровень институционализации, обусловленный выделением её из других видов деятельности и присвоением общего названия; 2) место в разделении труда, связанное со специфическими трудовыми навыками; 3) необходимость специальной подготовки [Кораблёва, 2013: 111]. По нашему мнению, профессия охранника соответствует струмилинским критериям (признакам) профессии.

Негосударственные службы безопасности являются структурными элементами общенациональной системы обеспечения безопасности страны, поскольку государство, приняв соответствующий Закон, практически возложило на НСБ как часть функций, так и часть полномочий, связанных с обеспечением безопасности личности и общества от внутренних угроз. В системе внутренней безопасности страны особое значение имеет экономическая безопасность, суть которой состоит в защите экономических интересов личности, организации, общества, государства. НСБ взяли на себя значительную часть функций по обеспечению экономической безопасности личности и предпринимательства от криминальных проявлений в сфере экономики.

Помимо обеспечения личной и экономической безопасности, НСБ активно участвуют в предупреждении и пресечении преступных посягательств на жизнь, здоровье и собственность граждан, а также оказывают содействие правоохранительным органам в обеспечении правопорядка. К примеру, только за 2012 г. сотрудники частных охранных организаций отразили более 250 разбойных нападений, тысячи других посягательств на охраняемую собственность. За самоотверженность при выполнении служебного долга 3100 частных охранников поощрены органами внутренних дел, а 600 человек отмечены общественными наградами [Полезная статистика..., 2013]. Хотя в обыденном сознании ещё широко распространено представление,

%

что охранник — это нечто среднее между вахтером-пенсионером и бездельником, сидящим в каждой торговой точке или прогуливающимся по ней.

Таким образом, к концу 1990-х годов в России сложилась негосударственная система защиты прав собственности, в которой государственная правоохранительная деятельность дополнилась (и во многом была заменена) деятельностью трёх разновидностей коммерческих структур: 1) частными охранными предприятиями; 2) частными детективами и их организациями (агентствами); 3) службами безопасности юридических лиц («частные армии» компаний). То есть негосударственная система обеспечения безопасности страны включает в себя те профессиональные группы людей и предприятия (организации), возможности которых используются при осуществлении негосударственной охранной и сыскной деятельности.

С изменением структуры угроз в бизнесе менялась структура охранных предприятий — от примитивной силовой защиты (конец 1980-х-1990-ые годы) до интеллектуальной с использованием новейшей техники и технологий. На сегодняшний день в России создана Ассоциация международного сотрудничества негосударственных служб безопасности (АНСБ), которая объединяет наиболее крупные ЧОПы Москвы, имеет отделения, филиалы и связи практически со всеми областными центрами России, поддерживает контакты с коллегами из стран Прибалтики и СНГ, активно сотрудничает с предпринимателями из Германии, Франции, Италии, США. НСБ имеет свой закон, свои профсоюзы, свои общественные организации, свою систему подготовки кадров.

В стране работают несколько десятков частных школ, готовящих профессиональных охранников, выходят учебные и практические пособия, выпускается около тридцати специализированных журналов. Профессия «охранник» внесена в Единый тарифно-квалификационный справочник. Таким образом, НСБ — это хорошо организованный, весьма самостоятельный, специфический, сформировавшийся сегмент российской экономики и социально-профессиональной структуры российского общества, имеющий все признаки институционализации. Служба обеспечивает безопасность людей и бизнеса, создаёт рабочие места, может быть социальным лифтом для молодёжи, отслужившей в армии.

Однако такое количество формирований и людей, призванных защищать частные интересы, может иметь и негативные последствия, особенно в условиях социальной нестабильности, напря-

жённости («турбулентности»), возросшей в последнее время митинговой активности населения. Так, в 2007 г. компании «Транснефть» и «Газпром» получили разрешение на формирование собственных вооружённых подразделений, оснащённых армейским оружием [Щербань, 2011]. Официально необходимость их создания объяснялась «сложной социально-экономической обстановкой в стране, криминальной опасностью при слабости государства». Но как поведут себя эти «частные армии» в случае несовпадения, конфликта интересов государства и бизнеса, на чью сторону встанут? А какие формы может принять спор хозяйствующих субъектов, если обе стороны привлекут свои вооружённые «частные армии»? Как поведут себя частные охранники в случае внезапного появления на охраняемом объекте представителей государственных силовых ведомств, например, налоговой инспекции с целью изъятия документов? Какова будет позиция НСБ, если на участке её ответственности (охраняемом объекте) возникнут массовые волнения, к примеру, забастовки, которые хозяева-частники потребуют прекратить? И не приведёт ли создание новых НСБ к существенному ослаблению армии и спецслужб, откуда начнётся отток кадров в частные структуры за большой зарплатой?

Подобного рода вопросов можно задавать много, не получая на них аргументированных ответов. Во-первых, потому что эта профессиональная группа (сотрудники НСБ) практически не изучена с социологической точки зрения — их ценностные ориентации, социальное самочувствие, возможные модели поведения в ситуации морального выбора или в кризисных, нестандартных ситуациях, политические предпочтения и др. Совершенно недостаточно информации о социально-демографических характеристиках представителей этой весьма неоднородной профессиональной группы. Эту новую для российского общества социально-профессиональную группу необходимо изучать так же, как изучаются другие, учитывая её численность и значимость выполняемых функций. Хотя очевидно, что делать это (изучать охранников, частных детективов и т. п.) непросто в силу определённой закрытости и конфиденциальности их деятельности (проблема доступности респондента в социологическом исследовании).

Во-вторых, в настоящее время сложилась противоречивая ситуация в отношении негосударственных служб безопасности. С одной стороны, НСБ являются важным субъектом национальной безопасности и социальным партнёром государства в сфере правопорядка. С другой стороны, отсутствует единая научно-обоснованная концепция развития этой сферы как неотъемлемой части государственной безопасности, реализуемой позиции государства в отношении НСБ. Государство по-прежнему сохраняет за собой доминирующее влияние на условия функционирования различных профессий (в том числе и в сфере негосударственной системы безопасности),

Ф

однако вторжение рынка, внедрение международных моделей, влияние менеджмента, динамика ожиданий социума и клиентов, влияние таких социальных процессов, как феминизация, повышение уровня образования, эволюция технологий, изменение форм управления и т. п. меняет ситуацию. По мнению руководителей НСБ, закон 1992 г. устарел, давно возникла необходимость создания нового федерального закона или группы законов, регулирующих не только частную детективную и охранную деятельность, безопасность бизнеса как системы, но и взаимодействие с государственными службами безопасности в самых различных ситуациях.

Этим проблемам, а также вопросам совершенствования и развития НСБ было посвящено Всероссийское совещание негосударственной сферы безопасности «Стратегия 2020», прошедшее в Москве в феврале 2013 года. В принятой на Совещании Резолюции отмечается необходимость совершенствования законодательства с учётом тенденций изменяющейся внутренней и внешней среды негосударственной безопасности, вносятся конкретные предложения, отмечается необходимость и актуальность дальнейшего развития профессиональной подготовки и переподготовки кадров, становления научной школы отрасли. В частности, предлагается создать в Финансовом университете при Правительстве РФ специализированную кафедру «Негосударственная система защиты предпринимательства» (на факультете «Анализ рисков и экономическая безопасность»), чтобы иметь возможность вести подготовку по программам бакалавр, магистр; переподготовку и повышение квалификации специалистов и научно-методическую деятельность по данному направлению. В Резолюции также указывается на необходимость создания соответствующих кафедр по подготовке инженерно-технических и управленческих кадров для научно-производственных компаний и негосударственных структур безопасности в ведущих государственных вузах регионов [Резолюция Всероссийского..., 2013].

Таким образом, за 20 лет своего существования негосударственные охранные структуры вошли в жизнь российского общества, создали собственную отрасль экономики, сформировали обслуживающий её социально-профессиональный слой, и стали частью единой системы безопасности личности, общества и государства, которое делегировало им часть своих полномочий по охране правопорядка.

Ф

Ф

Литература

Как люди делают себя. Обычные россияне в необычных обстоятельствах: концептуальное осмысление восьми наблюдавшихся случаев / Под общей редакцией В. А. Ядова, Е. Н. Даниловой, К. Клеман.— М.: ЛОГОС, 2010.

Кравченко С. А. Социальные реалии и социология: подходы // Россия реформирующаяся. Ежегодник, вып. 9. М.: Новый хронограф, 2010

Население. Здравоохранение [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики URL: http://www.gks.ru/wps/owcm/connect/rosstat main/rosstat/ru/statistics/population/helthcare/ (Дата обращения: 04.10.2013).

Негосударственные службы обеспечения безопасности [Электронный ресурс] // Special security URL: http://specialsecupity.biz/publ/5-1-0-5 (Дата обращения: 31.01.2012).

Ореховский П. А. Поколенческая динамика и новейшая история СССР — России (1950-2004 гг.) // Мир России. Социология, этнология. 2009. № 4

Парад вакансий. Еженедельная газета о рынке труда. № 05(05), 18-24 июня 2012 г.

Полезная статистика по охранно-сыскному сообществу [Электронный ресурс] // Хранитель. Медиапортал безопасности URL: http ://nsb .psi. ru/blog/ GRUPPA-P/6325.php (Дата обращения: 08.04.2013).

Прасолов В. Частная охрана — история, реальность, перспективы [Электронный ресурс] // Безопасность для всех URL: http://www.sec4all. net/modules/myarticles/print.php?storyid=986 (Дата обращения: 29.08.2013).

Резолюция Всероссийского совещания негосударственной сферы безопасности «Стратегия 2020» [Электронный ресурс] // Хранитель. Медиапортал безопасности URL: http://www.psi.ru/saver_magazins/detail. php?print=y&ID=73838 (Дата обращения: 21.05.2013).

Россия на новом переломе: страхи и тревоги / Под ред. М. К. Горшкова, Р. Крумма, В. В. Петухова. М.: Альфа-М. 2009.

Трудоустройство. Перечень вакансий [Электронный ресурс] // Информационный портал Департамента труда и занятости Правительства г. Москвы: URL: http://trud.mos.ru/napravleniya deyatelnosti/trudoustroystvo/ perechen_vakansiy/ (Дата обращения: 09.09.2013).

Щербань В. Частные армии [Электронный ресурс] // Частные армии URL: http://army.armor/kiev/ua/hist/privat-army-2.shtml (Дата обращения: 01.11.2011).

Ядов В. А. Какие теоретические подходы полезны для понимания и объяснения социальных реалий российского общества и России? // Россия реформирующаяся. Ежегодник, вып. 9. М.: Новый хронограф, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.