Вестник Московского информационно-технологического университета -Московского архитектурно-строительного института. 2024. № 1. С. 107-110.
Herald of the Moscow University of Information Technologies -Moscow Architectural and Construction Institute. 2024. № 1. С. 107-110.
Научная статья УДК 159.9
doi:10.52470/2619046X_2024_1_107
Безопасность сознания школьников в киберпространстве
Кристина Гагиковна Сосян
Московский информационно-технологический университет - Московский архитектурно-строительный институт, г. Москва, Россия, capuairo@yandex.ru
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы психологии, воспитания в киберпространстве, информационно-коммуникационные педагогические технологии в качестве эффективного инструмента. Даётся оценка происходящему процессу вовлечения несовершеннолетних лиц в VR пространство, рассматриваются преимущества и риски.
Ключевые слова: педагогика, психология, личность, цифровизация, социализация, кибербезопас-ность, информационно-коммуникационные технологии, воспитание, культура, слова персональные данные, интернет-зависимость
Для цитирования: Сосян К.Г. Безопасность сознания школьников в киберпространстве // Вестник Московского информационно-технологического университета - Московского архитектурно-строительного института. 2024. № 1. С. 107-110. https://doi:10.52470/2619046X_2024_1_107.
Original article
The security of schoolchildren's consciousness in cyberspace
Kristina G. Sosyan
Moscow University of Information Technologies - Moscow Architectural and Construction Institute, Moscow, Russia, capuairo@yandex.ru
Abstract. The article deals with the issues of psychology, education in cyberspace, information and communication pedagogical technologies as an effective tool. The assessment of the ongoing process of involving minors in the VR space is given, the advantages and risks are considered.
Keywords: pedagogy, psychology, personality, digitalization, socialization, cybersecurity, information and communication technologies, education, culture, words, personal data, Internet addiction
© Сосян К.Г., 2024
МОСКОВСКИМ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ УНИВЕРСИТЕТ -МОСКОВСКИЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
For citation: Sosyan K.G. The security of schoolchildren's consciousness in cyberspace // Herald of the Moscow University of Information Technologies - Moscow Architectural and Construction Institute. 2024. № 1. P. 107-110. https://doi:10.52470/2619046X_2024_1_107.
Цель исследования состоит в том, чтобы дать оценку происходящим событиям относительно вовлечения несовершеннолетних представителей человечества в интернет.
Актуальность темы аргументирована высокими темпами развития иформационных технологий в современным мире. Они внедрены во все сферы жизнедеятельности. Интернет стал инструментом не только для поиска информации, но и средством влияния на мнение, на жизнь человека, его сознание. С появлением цифровых носителей информации вопреки предрассудкам бумажные носители не вытеснены, театры продолжают работать, киноиндустрия развивается.
Наблюдается стремительное снижение возрастного порога интернет-пользователей. У каждого имеется страница в социальных сетях, подписки на тех или иных блогеров, сайты.
Окружающий мир стал размещаться в ладони. При любых неопределенных ситуациях большая часть населения планеты, владеющая гаджетами и имеющая доступ к интернету, погружается в VR для поиска нужной информации. Добровольно или принудительно мы становимся зависимы от этого источника данных. Межличностное общение, развлечения, работа, учеба все больше погружаются в цифровую среду. Уже имеются научные исследования, приравнивающие интернет-зависимость к другим уже известным видам зависимости. Минимальное количество времени, которое может без гаджета провести пациент, составляет 15 минут. Мысль об отсутствии доступа в интернет вызывает стресс и состояние глубокой депрессии.
Встает вопрос о влиянии интернета на сознание человека.
Сознание - это высший уровень психической деятельности, который позволяет человеку воспринимать окружающий мир и происходящие в нем события, осмысливать их и оценивать. Оно начинает формироваться на пятом-шестом месяце жизни. Благодаря наличию сознания человек способен познавать не только окружающий мир, но и самого себя, оценивать собственные мысли, слова, поведение, внешний вид.
«Мысль рождает действие, действие - привычку, привычка - характер, характер - судьбу», - утверждает Рами Блект.
Но какую мысль, как зерно, можно посеять в сознание - и с какой целью?
Не здесь ли ставится вопрос безопасности каждого индивида, страны а впоследствии - всего человечества?
Информация касается, в частности, взрослого человека.
А что если рассмотреть вопрос относительно несовершеннолетних детей?
Требуется учитывать возрастные особенности развития. Например, необходимо ответить на вопрос: сколько можно играть на компьютере и планшете детям?
В возрасте до трех лет детям нельзя давать гаджеты. Ребенок познает мир исходя из практического опыта. И первое впечатление от мира должно быть реальным, а не виртуальным.
От трех лет до семи дозировано на полчаса можно знакомить будущего пользователя с мультфильмами, играми, развивающими программами.
От семи лет времяпрепровождение разрешается увеличить до полутора часов в день, но не перед сном.
Своим примером, уходя в оффлайн, необходимо ребенку показывать, что есть возможность развития и общения без интернета, важны тактильное ощущение и личный контакт.
МОСКОВСКИМ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ УНИВЕРСИТЕТ -МОСКОВСКИЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
Далее, наступает подростковый период, недопонимание между поколениями может погрузить юного юзера в интернет-пространство еще больше.
Вопрос достижения высокого уровня культуры остается открытым и в процессе циф-ровизации.
Зачастую за поддержкой ребенок обращается к одноклассникам или в интернет-сообщества, рискуя стать жертвой буллинга.
Кибербуллинг становится для агрессоров способом самоутверждения, а безнаказанность толкает на изощренные варианты унижения выбранной жертвы. Агрессоры упиваются мнимым ощущением вседозволенности, и при этом не осознают, что их действия могут нанести реальный вред объекту травли: от постоянного беспокойства и нервного перенапряжения до суицида.
Детское сознание стремится создать идеальный цифровой образ, тем самым формируя безопасный фундамент для виртуального общения, восполняя недостаток в реальности.
За безопасность времяпрепровождения детей в киберпространстве отвечают взрослые. Ответственность не должна перекладываться с одних плеч на другие в лице родителей и учителей. Только в одном векторе, сообща, можно защитить несовершеннолетних от неправомерных действий по отношению к ним и не допустить совершения подобных действий самими детьми.
Регулятором нормативной базы должно выступать государство, ведь национальная безопасность начинается с безопасности каждого жителя страны, будь то в реалии или в ки-берпространстве.
В России наблюдается низкий уровень финансовой и цифровой грамотности. Аргументируется это тем, что мошенникам за последние полгода удалось обмануть носителей персональных данных на 8 млрд руб. Безусловно, среди жертв многие люди старше 25 лет. Но, опять-таки, какой пример подается детям?
Следует разрабатывать нормативные документы, гибко реагировать на изменяющееся цифровое пространство, предопределяя события, а не принимать меры вдогонку после инцидентов. Требуется разработка просветительских программ, учитывающих интересы детей и их родителей. Необходимо активное инициативное участие и кооперация всех ведомств.
Самосознание, гармония во взаимоотношении с окружающим миром, достижение вершины «Пирамиды А. Маслоу» являются опорными точками для создания нового мироздания, нового витка цивилизованного развития человечества, его безопасного нахождения в том числе и в киберпространстве.
Список источников
1. Актуальные проблемы лингвоэкологии: сборник научных статей по материалам XV Кирилло-Мефодиевских чтений в МИТУ-МАСИ (24 мая 2022 г.). М., 2022.
2. Ананьин В.И. и др. Цифровое предприятие: трансформация в новую реальность // Бизнес-информатика. 2018. № 2 (44).
3. Бабкин А.В., Пестова А.Ю. Показатели для оценки уровня цифровизации промышленного предприятия // Актуальные проблемы развития хозяйствующих субъектов, территорий и систем регионального и муниципального управления: материалы XIV международной научно-практической конференции (1-2 июня 2019 г., Курск). Курск, 2019.
4. Бабкин А.В., Швиденко П.В. Стратегическое планирование развития предприятия в условиях цифровизации // Цифровая трансформация экономики и промышленности: сборник трудов научно-практической конференции с зарубежным участием (20-22 июня 2019 г., Санкт-Петербург). СПб., 2019.
МОСКОВСКИЙ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ -МОСКОВСКИЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
5. Басаев З.В. Цифровизация экономики: Россия в контексте глобальной трансформации // Мир новой экономики. 2018. № 12 (4).
6. ГалимоваМ.П. Готовность российских предприятий к цифровой трансформации: организационные драйверы и барьеры // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2019. № 1 (27).
7. Гилева Т.А. Цифровая зрелость предприятия: методы оценки и управления // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2019. № 1 (27).
8. Гугелев А.В. и др. К вопросу обеспечения качества в контексте цифровизационных процессов // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2019. № 3 (77).
9. Гулин В.Н. Интеллектуальный капитал и информационная зрелость предприятий // Инжиниринг предприятий и управление знаниями: сборник научных трудов XX юбилейной Всероссийской научной конференции (26-28 апреля 2017 г., Москва). М., 2017.
10. Гусейнов Ш.Р., ИноземцевМ.И. О противоречивости отдельных положений современного корпоративного управления и практики цифровой трансформации хозяйствующих субъектов и общества // Вестник МГИМО университета. 2018. № 6 (63).
11. Ефимочкина Н.Б. Цифровой мир бизнеса и человек: проблемы и тенденции развития // Вестник университета. 2018. № 11.
12. Зозуля Д.М. Цифровизация российской экономики. Индустрия 4.0: вызовы и перспективы // Вопросы инновационной экономики. Т. 8. № 1.
13. Куприяновский В.П. и др. Цифровая экономика - «Умный способ работать» // International Journal of Open Information Technologies. 2016. № 2.
14. Куприяновский В.П., Добрынин А.П., Синягов С.А., Намиот Д.Е. Целостная модель трансформации в цифровой экономике - как стать цифровыми лидерами // International Journal of Open Information Technologies. 2017. № 1.
15. Ниссен В., Лёзина Т., Салтан А. Роль менеджмента информационных технологий в цифровой трансформации российских компаний // Форсайт. 2018. № 3.
16. Осипов Д.В. Цифровая трансформация служб управления персоналом организации // Повышение производительности труда на транспорте - источник развития и конкурентоспособности национальной экономики: труды конференции (16 мая 2018 г., Москва). М., 2018.
17. ПивовароваМ.Г. Индустрия 4.0 и перспективы цифровизации российских предприятий // Дельта науки. 2018. № 1.
18. Раюшкин Э.С. и др. Цифровая экономика: технологии будущего в современном мире // Молодой ученый. 2018. № 51.
19. Тарасов И.В. Подходы к формированию стратегической программы цифровой трансформации предприятия // Стратегические решения и риск-менеджмент. 2019. № 2.
Информация об авторе
К.Г. Сосян - аспирант Московского информационно-технологического университета -
Московского архитектурно-строительного института, г. Москва, Россия
Information about the author
K.G. Sosyan - graduate student of the Moscow University of Information Technologies -Moscow Architectural and Construction Institute, Moscow, Russia
Статья поступила в редакцию 24.01.2024; одобрена после рецензирования 20.02.2024; принята к публикации 21.02.2024.
The article was submitted 24.01.2024; approved after reviewing 20.02.2024; accepted for publication 21.02.2024.