Научная статья на тему 'РИСКИ И ПРЕИМУЩЕСТВА ЦИФРОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ'

РИСКИ И ПРЕИМУЩЕСТВА ЦИФРОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
53
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самореализация / коммуникация / цифровизация / социализация / кибербезопасность / информационно-коммуникационные технологии / цифровая личность / цифровая гигиена / киберсоциализация / киберпространство / рефлекция / виртуальная реальность / self-realization / communication / digitalization / socialization / cybersecurity / information and communication technologies / digital personality / digital hygiene / cybersocialization / cyberspace / reflection / virtual reality

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — К Г. Сосян, М Б. Земш

В статье исследуется актуальная тема, приобретающая все большее значение в современном мире. На текущем этапе развития информационного общества диджитализацию усилили внешние факторы, имеющие как положительное, так и отрицательное влияние на жизнь каждого. В исследовании рассмотрена их дифференцированная сущность для различных категорий граждан. Вместе с тем, нельзя игнорировать и появившиеся преимущества цифровой социализации. В статье рассматривается данный феномен. Дается оценка происходящих процессов. На основании осмысленного прогнозирования, примененного в исследовании, авторами делается вывод о разработке определенных мер, призванных способствовать минимизации имеющихся и возникающих рисков цифровой социализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RISKS AND BENEFITS OF DIGITAL SOCIALIZATION

An urgent topic that is becoming increasingly important in the modern world is explored in the article. At the current stage of the development of the information society, digitalization has been enhanced by external factors that have both a positive and negative impact on everyone’s life. The study examines their differentiated nature for different categories of citizens. At the same time, the emerging advantages of digital socialization cannot be ignored. The article discusses this phenomenon. The assessment of the ongoing processes is given. Based on the meaningful forecasting applied in the study, the authors conclude that the development of certain measures designed to help minimize the existing and emerging risks of digital socialization.

Текст научной работы на тему «РИСКИ И ПРЕИМУЩЕСТВА ЦИФРОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ»

УДК 159.9

doi: 10.52470/2619046X_2023_1_123

РИСКИ И ПРЕИМУЩЕСТВА ЦИФРОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

К.Г. Сосян, М.Б. Земш

Аннотация. В статье исследуется актуальная тема, приобретающая все большее значение в современном мире. На текущем этапе развития информационного общества диджитализацию усилили внешние факторы, имеющие как положительное, так и отрицательное влияние на жизнь каждого. В исследовании рассмотрена их дифференцированная сущность для различных категорий граждан. Вместе с тем, нельзя игнорировать и появившиеся преимущества цифровой социализации. В статье рассматривается данный феномен. Дается оценка происходящих процессов. На основании осмысленного прогнозирования, примененного в исследовании, авторами делается вывод о разработке определенных мер, призванных способствовать минимизации имеющихся и возникающих рисков цифровой социализации.

Ключевые слова: самореализация, коммуникация, цифровизация, социализация, кибербезопасность, информационно-коммуникационные технологии, цифровая личность, цифровая гигиена, киберсоци-ализация, киберпространство, рефлекция, виртуальная реальность

RISKS AND BENEFITS OF DIGITAL SOCIALIZATION

K.G. Sosyan, M.B. Zemsh

Abstract. An urgent topic that is becoming increasingly important in the modern world is explored in the article. At the current stage of the development of the information society, digitalization has been enhanced by external factors that have both a positive and negative impact on everyone's life. The study examines their differentiated nature for different categories of citizens. At the same time, the emerging advantages of digital socialization cannot be ignored. The article discusses this phenomenon. The assessment of the ongoing processes is given. Based on the meaningful forecasting applied in the study, the authors conclude that the development of certain measures designed to help minimize the existing and emerging risks of digital socialization.

Keywords: self-realization, communication, digitalization, socialization, cybersecurity, information and communication technologies, digital personality, digital hygiene, cybersocialization, cyberspace, reflection, virtual reality.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» сформирована национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [1].

Одной из задач программы является создание системы правового регулирования цифровой экономики, основанной на гибком подходе в каждой сфере. Реализации этой задачи посвящен федеральный проект «Нормативное регулирование цифровой среды», который курирует Министерство экономического развития Российской Федерации. Изучение тематики статьи имеет высокую степень актуальности, так как необходимые аспекты для реализации этих нормативных положений не разработаны на данный момент.

Сегодня благодаря информационным технологиям мир переходит на новый виток своего развития. Каждый из нас все больше использует в частной жизни Интернет для заказа товаров

и услуг, организации переходят на электронный документооборот, все вышеперечисленное является примерами цифровизации.

Если рассматривать исторический вектор процесса внедрения информационных технологий (ИТ), то можно первые факты найти в 40-х г. XX в., когда ИТ использовались в военной сфере и науке. Только через 50 лет, с появлением персональных компьютеров и с развитием Интернета, они стали доступнее. Масштабы влияния на общество, культуру, экономику и, в частности, психологию, увеличились в разы всего лишь заменой персональных компьютеров на смартфоны [8].

С помощью диджитализации у каждого из нас появилась возможность раскрыть свою индивидуальность в виртуальном мире, тем самым, в научный оборот можно смело ввести использование термина цифровой социализации.

Интерпретаций данного термина множество, одна из них основана на утверждении о том, что цифровая социализация - важная часть становления личности, адаптации, интеграции в социальную систему информационного общества [13].

Сам по себе процесс феноменален, ведь этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и ценностные установки личности, формирование гражданской позиции, патриотическая и семейная ориентация, воля и интеллектуальный потенциал, потребностно-мотивационная сфера, эмоциональное состояние, а также общее физическое и психическое развитие современного человека в XXI в. осуществляются не только в рамках условий реальной жизнедеятельности, но и в виртуальной социализирующей среде - в процессе киберсоциализации.

Поэтому степень важность изучения темы цифровой социализации и связанных с ней рисков и преимуществ достаточно велика.

Целью исследования, представленного в данной статье, является расширение научных представлений о феномене цифровой социализации, анализ происходящих реалий и возможных рисков для гармоничного развития человека, связанных с цифровой социализацией.

Объектом изучения является человек. Предметом - процессы, связанные с его адаптацией в виртуальной реальности, и их последствия.

Из курса психологии нам известны вербальные и невербальные способы общения между людьми. В киберпространстве эти инструменты трансформируются в иные формы, например, комментарии, лайки, дизлайки, эмоджи, тем самым передают психологическое состояние или способ влияния на событие [5]. Безусловно, каждый желает стать личностью, лидером в реалии, следовательно, с социализацией в цифре, в обиход можно включить понятие «цифровая личность». Появилась категория людей, желающих на этом сделать состояние тоже. Как пример, можно привести звезд, силебрити, блогеров - они готовы на все, чтобы перенять подписчиков друг у друга, ставят рекорды по их количеству, но методами достижения цели никто не считается. Если есть предложение, значит, есть спрос. Учитывая возрастные особенности, несформировавшуюся психику лиц, не достигших 18 лет, можно с уверенностью сказать, что сила внушения о необходимости не отставать в виртуальном мире высока, игнорировать это явление нельзя. Как самым худшим примером можно привести затягивание незрелых индивидов за черту норм и правил, в криминализацию процессов, сами того не понимая, они становятся разменной монетой. Зачастую, из-за того, что у юноши или девушки имеется дефицит общения в реальном мире, он или она заменяют его на виртуальное, погружаясь в онлайн-игры, или создавая образ идеальной особы.

Есть примеры, имеющие тенденцию к увеличению, когда негативным результатом девиантного поведения замкнутого, закрытого от общения с семьей, подростка являются трагические события, затрагивающие жизни многих.

Немало случаев демонстративного поведения в Интернет пространстве, когда дети совершали самоубийства под влиянием участников Интернет-сообществ, направленных на это.

Или когда подростки нападали на стариков. Вопиющий случай, когда юноша в прямом эфире совершил убийство подруги, которое интерпретировали как несчастный случай, а пользователи продолжали комментировать происходящее, увеличивая тем самым количество просмотров и рейтинги преступника. Буллинг также переходит в УЯ. Диджитализация открыла путь пополнения имеющейся терминологии. В разговорной речи стали появляться и активно использоваться заимствованные термины, такие как «хэйтеры», «фоловеры», «краш», «треш», «хайп», - это далеко не полный список [11]. Встает вопрос сохранения русского языка, так как с процессом диджитализации заимствований в речи становится все больше.

Это подтверждает, что для детей и молодежи все чаще появляются серьезные сетевые угрозы и риски быть вовлеченными в чужие «игры» с целью извлечения выгоды, и ставки в этой цифровой гонке запредельны.

В 2022 г. из 8 млрд человек на планете, имеющих доступ к Интернету, 58,4 % проводят в день в нем более 7 часов. Самая высокая скорость в Чили - 197,59 мб/с, что говорит о лидирующей позиции по этому показателю в мире. Феномен состоит в том, что меньше половины населения имеет доступ к цифровой реальности, в отличие от России, США, Китая, а объясняется принятием на государственном уровне в 2010 г. документа, в котором каждому пользователю провайдер обязан предоставить широкополосный Интернет [4]. Из статистических данных следует вывод о том, что все пользователи находятся на платформе, в которой нет границ, но в которой необходимо соблюдать цифровую гигиену (или иначе, кибергигиену).

Цифровая гигиена - это свод правил, следуя которым, человек обеспечивает себе информационную безопасность (не анонимность, а защиту) в сети Интернет. Каждый владеет персональными данными, которые сам выкладывает в профиль социальных сетей [6].

Оказавшись в руках мошенников, персональные данные могут быть использованы против правообладателя. Значит, необходима защита в Интернет- пространстве. Актуальность приобретает термин «кибербезопасность», как одно из направлений информационной безопасности, она необходима для защиты от киберугроз.

Еще одним феноменом социального интеллекта является, что не только молодежь, но и люди с высшим образованием попадаются в поле деятельности мошенников. Проявляя личностные качества, такие как, доверчивость, отзывчивость, эмпатию зачастую пользователь становится жертвой неправомерных действий, и в таких случаях доказательная база для следственных действий отсутствует, так как персональные данные были переданы добровольно, с согласия владельца [3].

Для обеспечения цифровой безопасности обычному пользователю требуется соблюдать ряд мер. Так, каждый сталкивался с потерей данных, и не было ясно, куда кроме технической поддержки можно обратиться.

Крупные компании нанимают целые отделы для отражения DOS-атак на серверы, которые стали учащаться. А как же быть самому обычному пользователю?

Перечислим базовые способы, позволяющие чувствовать уверенность в виртуальной реальности:

1. Устанавливать сложные пароли и регулярно менять их.

2. Делать резервное копирование данных.

3. Не делать слишком личной информацией в социальных сетях.

4. Регулярно проверять историю финансовых операций.

5. Периодически отписываться от лишнего.

6. Следить за тем, какой цифровой отпечаток вы оставляете.

7. Регулярно обновлять программное обеспечение.

Соблюдая элементарные правила, можно сохранить свой аккаунт, данные от взлома и много другое.

Среди пользователей встречаются лица разной возрастной категории, у каждой свои интересы и цели пребывания в Сети.

Государству на сегодняшний день необходимо усилить информативность граждан в цифровой среде, как можно больше уделить внимания просветительной деятельности в вопросах киберугроз, кибербезопасности. Требуются оснащение высокотехнологичным оборудованием всех структур, учреждений на территории страны, разработка работающих нормативных актов, законов для осуществления правомерной деятельности [9].

И одним из проектов Мэра Москвы является программа «Московское долголетие», где пользователей 65+ и 55+ обучают основам информационных технологий. Цель проекта достигается максимально эффективно, но этого еще не достаточно. Ведь, из-за неосведомленности данная категория граждан страдает не меньше других. Им сложнее психологически перестроиться на данный формат общения, так как они росли в другое время. Звонок от мошенников, СМС, ММС на смартфон оборачивается трагическими последствиями, многие не заявляют в органы элементарно из-за простого стыда. Здесь важна солидарность поколений, то есть нужно в семье, в окружении обмениваться опытом, любым опытом, должна быть огласка происходящего. СМИ также должны быть активны и осведомлять население о новых изощренных способах хулиганов. Наблюдаются вбросы, фейки, то есть потоки недостоверной информации [2].

Если рассматривать другую категорию риска - лиц до 18 лет - то участие, роль родителей не только в реальной, но и виртуальной жизни также значима и важна в жизни ребенка. Работа требует совместных усилий с образовательными организациями. На сегодняшний день в учебниках по предмету «Безопасность жизнедеятельности» подробно иллюстрируется тема о выживании в лесу, но практически не уделено внимание вездесущему Интернету и цифровой гигиене, тому, как в этих вопросах ориентироваться школьнику.

На сегодняшний день ждет своей разработки на федеральном уровне программа по профилактике поведения в киберпространстве, введение которой позволило бы решить многие вопросы, связанные с использованием персональных данных в виртуальной реальности. При этом на деле, в настоящее время, все сводится к точечным мероприятиям.

Пока мы адаптируемся к нынешним реалиям, в мире появляется немало скептиков, рассуждающих о том, каким мир будет через пару десятков лет при высоком темпе развития ИТ-индустрии. Уже сейчас наблюдается немало споров об Искусственном Интеллекте, что он совместно с роботизацией обесценит и поработит человечество. Существуют взгляды, рассуждения, теории и на этот счет. Например, бытует мнение, что эксперты преувеличивают значение Искусственного Интеллекта, что он способен решать какие-то рутинные задачи [13]. Сложно не согласится, ведь, вернувшись к статистическим данным о доступности Интернета, понимаем, что на некоторых континентах решаются вопросы к доступу пресной воды, до виртуальной реальности еще нужны десятилетия.

РПЦ и Римская Католическая церковь не возражают против гуманизации цифровизации, но при этом не приемлют нарушения этических норм.

Тем временем в феврале 2022 г. появилась информация о создании в Китайской Народной Республике системы выращивания человеческих эмбрионов под контролем Искусственного Интеллекта, который отслеживает ряд параметров и действует в их корректировке. Этому предшествовало ряд событий, аппараты были протестированы на мышах и имеют научных смысл происходящего. Суть состоит в автоматизации мониторинга эмбрионального развития. Существует ли моральная, физическая граница проникновения, развития, совершенствования цифрового пространства в жизни человечества?

Но Интернет может вызвать зависимость и ее можно интерпретировать как вопрос, касающийся психологии. Чрезмерная увлеченность компьютерными играми может привести

к необратимым последствиям или, к примеру, участились случаи, когда педагог выставляет себя очень откровенно и возникают споры в обществе.

Так как общество перешло на новую ветвь эволюционного развития - стало информационным, значит, пришло время адаптироваться к предложенным условиям. Рассмотрев риски использования дигитализации, далее, будут рассматриваться преимущества их использования.

При этом диджитализация, что очевидно, не могла обойти сферу образования. Благодаря информационно-коммуникационным технологиям перед педагогом и обучающимися открываются новые возможности предоставления и освоения материала. К примеру, сама информация, разнообразные знания, становится более доступной в различных источниках. В любой момент можно организовать связь в реальном времени, взаимодействие становится более тесным. Можно овладеть навыками вне учебного плана или графика. Вспомним различные онлайн курсы, марафоны и т.д. Также никто не отменял индивидуального обучения в цифровом формате. Вне учебного процесса обучающиеся и педагоги, в равной степени, могут выбирать для виртуального общения те или иные группы, сообщества, а также самореализовываться, идти по ступеням Пирамиды Абрахама Маслоу, удовлетворяя свои физиологические, социальные, духовные, престижные потребности. «Зона рефлексии» становится уютной в киберпространстве.

В тоже время стоит учесть, что только при межведомственном сотрудничестве на всех уровнях и при общественном наблюдении и оценке происходящего требуется вносить коррективы в нормативную базу, которая является фундаментом при регулировании всех процессов.

При проведении опроса среди школьников, учителей относительно рассмотрения перехода на цифровое обучение были выявлены следующие результаты. Именно 65 % респондентов рассматривают очный формат обучения, 25 % смешанный формат, 10 % дистанционный формат. При этом категория опрошенных не исключает переход на смешанный формат, если другой альтернативы не будет. Итоги показали, что для большинства дистанционный формат обучения не является приоритетным. Это можно объяснить несколькими фактами, например, во время пандемии все на себе ощутили низкую эффективность, например, низкая скорость Интернета, низкая степень технического оснащения [7].

В качестве вывода можно заключить, что цифровая социализация только начала свой путь становления в социуме. Но уже сейчас можно утверждать, что в самом ближайшем будущем она займет лидирующие позиции и станет неотъемлемой частью жизни каждого из нас.

Библиографический список

1. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // СПС «Гарант». URL: https://base.garant.ru/74404210/ (дата обращения: 23.01.2023).

2. Абдуллаев С.Г. Оценка эффективности системы дистанционного обучения // Телекоммуникации и информатизация образования. 2017. № 3.

3. Буданцев Д.В. Цифровизация в сфере образования: обзор российских научных публикаций // Молодой ученый. 2020. № 27 (317).

4. Воробьева И.А., Жукова А.В., Минакова К.А. Плюсы и минусы цифровизации в образовании // Педагогические науки. 2021. № 01 (103).

5. Гордеева Е.В., Мурадян Ш.Г., Жажоян А.С. Цифровизация в образовании // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. № 4-1.

6. Молчанова Е.В. О плюсах и минусах цифровизации современного образования // Наука в образовании. 2019. № 64-4.

7. Озерский С.В. Информатизация образования - неотъемлемая часть формирования информационного общества // Вестник СЮИ. 2013. № 4.

8. Плешаков В.А. Киберсоциализация человека в информационном пространстве. //Информация и образование: границы коммуникаций INFO'2009: сборник научных трудов. Горно-Алтайск, 2009.

9. Скляр М.А., Кудрявцева К.В. Цифровизация: основные направления, преимущества и риски // ЭВР. 2019. № 3 (61).

10. СулерДж. Люди превращаются в электроников: основные психологические характеристики виртуального пространства. URL: http://flogiston.ru/articles/netpsy/electronic/print (дата обращения: 23.01.2023).

11. Цифровая образовательная среда. URL: https:// obrmos.ru/go/go_scool/news/go_go_scool_news_ zifr_exp.html (дата обращения: 23.01.2023).

12. Цифровизация образования - надежды и риски. URL: https://vogazeta.ru/_obrazovaniya_

nadezhdy_i_riski (дата обращения: 23.01.2023).

13. Яковлева Е. РПЦ: Стратегии развития искусственного интеллекта нужен этический регламент // Российская газета. Рубрика: Общество. 2021. 27 августа. № 8546.

К.Г. Сосян

аспирант

Московский информационно-технологический университет - Московский

архитектурно-строительный институт

E-mail: [email protected]

М.Б. Земш

кандидат педагогических наук, доцент

Московский информационно-технологический университет - Московский

архитектурно-строительный институт

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.