Научная статья на тему 'Виды социализации в Интернете: вопрос соотношения'

Виды социализации в Интернете: вопрос соотношения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Ключевые слова
интернет-социализация / оnline-социализация / медиасоциализация / информационная социализация / киберсоциализация / цифровая социализация / виртуальная социализация / Интернет / цифровые технологии / социокультурная среда / Internet socialization / online socialization / media socialization / information socialization / cybersocialization / digital socialization / virtual socialization / Internet / digital technologies / sociocultural environment

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ходаев Алексей Сергеевич

Обоснована актуальность конкретизации соотношения понятий виртуальной, информационной, цифровой, медиа-, кибер-, интернети оnline-социализации. Предоставляется анализ последних научных исследований по этой проблематике, позволяющий ознакомиться с различными авторскими концепциями в отношении социализации человека в интернетсреде. На основании рассмотрения социализации индивида в сети с позиции различных подходов прослеживаются три основных вида определений данного феномена: как плавное вхождение индивида в систему общественных отношений в Интернете, как духовное становление человека в рамках его нахождения в сети или как процесс усвоения культурных норм через интернет-пространство. В связи с тем, что в анализируемых подходах социализация в Интернете рассматривается или частично (виртуальный подход), или как часть другого типа социализации (медиа-, кибер-, информационной, цифровой), проводится анализ содержания понятий, на основе которых дается характеристика интернет-социализации и делается вывод о ее месте по отношению к рассматриваемым понятиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socialization types on the Internet: correlation issue

The relevance of specifying the correlation between the concepts of virtual, information, digital, media, cyber, Internet and online socialization is substantiated. We analyze the latest scientific research with various author's concepts regarding human socialization on the Internet. Based on the various approaches of this phenomenon, three main types of definitions can be traced: as a smooth entry of an individual into the system of social relations on the Internet, as a person’s spiritual development within the framework of being on the network, or as a process of assimilation of cultural norms through the Internet. In the analyzed approaches, socialization on the Internet is considered either partially (virtual approach), or as part of another type of socialization (media-, cyber-, information, digital), so we analyze the content of concepts and present characteristics of Internet socialization and conclude its place in relation to the considered concepts.

Текст научной работы на тему «Виды социализации в Интернете: вопрос соотношения»

УДК 37.013.42 DOI 10.20310/1810-231X-2023-22-3-25-34

Поступила в редакцию / Received 25.05.2023 Поступила после рецензирования и доработки / Revised 19.07.2023 Принята к публикации / Accepted 11.09.2023

оригинальная статья

Виды социализации в Интернете: вопрос соотношения

Ходаев Алексей Сергеевич Ф

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33

aleshylka@mail.ru

Аннотация. Обоснована актуальность конкретизации соотношения понятий виртуальной, информационной, цифровой, медиа-, кибер-, интернет- и оnline-социализации. Предоставляется анализ последних научных исследований по этой проблематике, позволяющий ознакомиться с различными авторскими концепциями в отношении социализации человека в интернет-среде. На основании рассмотрения социализации индивида в сети с позиции различных подходов прослеживаются три основных вида определений данного феномена: как плавное вхождение индивида в систему общественных отношений в Интернете, как духовное становление человека в рамках его нахождения в сети или как процесс усвоения культурных норм через интернет-пространство. В связи с тем, что в анализируемых подходах социализация в Интернете рассматривается или частично (виртуальный подход), или как часть другого типа социализации (медиа-, кибер-, информационной, цифровой), проводится анализ содержания понятий, на основе которых дается характеристика интернет-социализации и делается вывод о ее месте по отношению к рассматриваемым понятиям.

Ключевые слова: интернет-социализация; оnline-социализация; медиасоциализация; информационная социализация; киберсоциализация; цифровая социализация; виртуальная социализация; Интернет; цифровые технологии; социокультурная среда

Для цитирования: Ходаев А.С. Виды социализации в Интернете: вопрос соотношения // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2023. Т. 22. № 3. С. 25-34. DOI 10.20310/1810-231X-2023-22-3-25-34

original article

Socialization types on the Internet: correlation issue

Alexey S. Khodayev

©

Derzhavin Tambov State University 33 Internationalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation

aleshylka@mail.ru

Abstract. The relevance of specifying the correlation between the concepts of virtual, information, digital, media, cyber, Internet and online socialization is substantiated. We analyze the latest scientific research with various author's concepts regarding human socialization on the Internet. Based on the various approaches of this phenomenon, three main types of definitions can be traced: as a smooth

© Ходаев А.С., 2023

entry of an individual into the system of social relations on the Internet, as a person's spiritual development within the framework of being on the network, or as a process of assimilation of cultural norms through the Internet. In the analyzed approaches, socialization on the Internet is considered either partially (virtual approach), or as part of another type of socialization (media-, cyber-, information, digital), so we analyze the content of concepts and present characteristics of Internet socialization and conclude its place in relation to the considered concepts.

Keywords. Internet socialization; online socialization; media socialization; information socialization; cybersocialization; digital socialization; virtual socialization; Internet; digital technologies; sociocultural environment

For citation: Khodayev A.S. Socialization types on the Internet. correlation issue. Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2023, vol. 22, no. 3, pp. 25-34. (In Russian). DOI 10.20310/1810-231X-2023-22-3-25-34

ВВЕДЕНИЕ

Являясь социокультурным феноменом, демонстрирующим социальную значимость для жизнедеятельности человека, Интернет стал существенным фактором преобразований в современном обществе. Сеть - это информационная среда, пространство для коммуникации, которая происходит по схеме: источник-сообщение-получатель. «Источником» может выступать как отдельный индивид, так и группа людей, «сообщением» -текст, аудио- или видеоматериал, изображение, а «получателем» - конкретное лицо или определенная аудитория, в которую могут входить миллионы посетителей Интернета.

При этом время пребывания людей в интернет-пространстве возросло. Сеть оказывает воздействие на жизнь человека, его отдых, повседневные источники информации, характер отношений с окружающими. Все это позволяет говорить о появлении новой формы социализации - интернет-социализации. Изучение этого феномена является междисциплинарной проблемой и вызывает интерес ученых из различных областей знания: социологов, политологов, психологов, педагогов. Однако данный вопрос, несмотря на свою актуальность, является малоисследованным, на что указывает отсутствие разработанного терминологического аппарата [1, с. 79].

Так, сегодня для обозначения социализации в Интернете представители различных наук используют многообразные термины: «виртуальная социализация», «информационная социализация», «медиасоциализация», «киберсоциализация», «цифровая социализа-

ция», «интернет-социализация», «опНпе-со-циализация».

Цель статьи - провести сравнительный анализ данных понятий, показать их взаимосвязь и взаимозависимость.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Исследование осуществлялось на основе аналитического осмысления междисциплинарных работ авторов, посвященных проблеме социализации в Интернете. В рамках исследования использовались теоретические методы: анализ философской, социологической, юридической, политологической, культурологической, психологической, педагогической литературы, а также методы абстрагирования, обобщения, систематизации, сравнения и конкретизации.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Современный этап общественного развития связан с активным внедрением компьютерных, информационно-коммуникативных и цифровых технологий во всех областях человеческой жизнедеятельности. Возможности интернет-пространства обеспечивают удовлетворение большого числа потребностей людей, что влечет за собой активное вхождение сети в человеческую жизнедеятельность. Так, в Интернете человек проводит досуг, выстраивает новые контакты, создает определенный контент. Большое число интернет-сообществ начинают выступать в качестве референтных групп для индивида. Все это позволяет говорить о том, что Интернет сегодня представляет собой институт социализации, который оказывает воздействие на лич-

ность пользователей, то есть содержит в себе некоторое измерение-отношение: личность и социокультурная среда.

Выступая социализирующей средой, где происходит социальное взаимодействие, Интернет отличается следующими особенностями:

- общественная важность контента для образования и становления коммуникации субъектов;

- аудитория площадки, имеющая общие ценностные ориентации;

- техническая среда, включающая средства, обеспечивающие процесс коммуникации [2, с. 12].

Выступая макросредой, включающей систему социальных отношений, Интернет воздействует на человека как непосредственно через ценности и нормы, так и опосредованно через воздействие на группы, в которых находится человек. Основа процесса социализации человека в социокультурной среде Интернета обусловливается ролевыми отношениями личности и среды.

Анализ подходов к изучению социализации в Интернете демонстрирует, что объяснение сущности данного явления осуществляется с использованием различных терминов в различных областях знаний, что требует конкретизации соотношения понятий виртуальной, информационной, цифровой, медиа-, Интернет и опНпе -социализации в силу частого их использования в разных научных работах, где исследователи иногда не устанавливают границ между этими терминами или выдвигают абсолютно неодинаковые сочетания их соотношения, исходя из их идеографической синонимичности.

Изучая социализацию в Интернете в рамках педагогической науки, М.С. Чванова, И.А. Киселева, М.М. Анурьева раскрывают сущность этого явления с помощью категории «виртуальная социализация», которая трактуется ими (вслед за А.В. Чистяковым) как процесс интеграции человека в социокультурную среду локальных сообществ в интернет-пространстве с помощью освоения правил поведения в обществе, ценностей и ролевых требований, а также информационной грамотности, социальной навигации, информационной культуры, технологий коммуникации [3, с. 23].

Исходя из содержания представленного определения, можно констатировать приверженность авторского коллектива к положениям адаптационного подхода, сторонниками которого являются Дж. Дьюи, В. Кукартц, Р. Лафон, А.Л. Леутина, Р. Мертон, Е.М. Николаева, Т. Парсонс. В рамках этого научного направления социализация понимается как процесс формирования социально значимых черт личности на основе усвоения правил, ценностей, ролей при вхождении в различные типы общностей людей [4, с. 15]. При этом М.С. Чванова и другие авторы отмечают, что «традиционная социализация» отличается от «виртуальной» тем, что последняя происходит посредством использования информационно-коммуникационных технологий. Во втором варианте они выступают средой социализации, а в первом - ее фактором (силой воздействия, причиной) [3, с. 24].

Однако в такой интерпретации процесс социализации анализируется не как вхождение пользователя в интернет-среду, а лишь как интеграция в локальные сетевые сообщества. Кроме того, по мнению Л.В. Янковской, обозначать термином «виртуальная социализация» процесс формирования индивида в пространстве Интернета не обосновано в силу того, что реальность с подобными эпитетами присутствует также вне глобальной сети (мироздания, описанные различными религиями, мифами, литературными произведениями и т. д.). Весь мир объектов представляет собой продукт творческой функции сознания человека [5, с. 169]. Так, благодаря воображению, человек способен вызывать в сознании и произвольно сочетать образы предметов и событий, что характеризует последнее как врожденную виртуальность, проявляющуюся в индивидуальном отражении реальности и создании завершенного представления о действительности, которое сопровождается личными фантазиями, переживаниями, эмоциями и тесно связано с социокультурной средой, в которой социализируется человек [6, с. 76].

Таким образом, побудителем и источником сознания является информация, усваиваемая человеком в различном содержании, видах и форме, выступающая нематериальным объектом, полем или средой. Поскольку информационное пространство Интернета

сегодня для большинства людей становится источником развития, определяя выбор познавательных и коммуникативных предпочтений, следует проанализировать взаимосвязь социализации в Интернете и информационной социализации [7, с. 79].

В психологии присутствует позиция, рассматривающая данный процесс в рамках когнитивистской теории, сторонниками которой являются Л. Колберг и Ж. Пиаже. Данные ученые рассматривали социализацию как индивидуальное развитие личности на протяжении всей жизни, где механизмом выступает социальная категоризация. На основе этого подхода Н.А. Голубева определяет информационную социализацию как процесс овладения информационными технологиями, в результате которого осуществляется усвоение правил и ценностей, характерных для конкретной культуры, формируется взгляд на получаемую информацию, происходит отнесение индивидом самого себя и окружающих его людей к определенным социальным группам и классам, создается образ окружающей реальности. При этом средства массовой информации (далее - СМИ) и средства массовой коммуникации (далее -СМК) могут рассматриваться как характерные институты информационной социализации [8, с. 4].

Множественностью средств массовой коммуникации и информации представлена медиасреда, включающая в себя печать, радио, ТВ, видео, кино, компьютерные каналы, Интернет и др. Перечисленные СМИ и СМК занимают важную позицию в формировании общественной картины действительности, обладая огромным числом адресатов и возможностями преодоления любых препятствий: общественных, международных, государственных. Убеждения в отношении мира и самого себя непосредственно обусловлены информационным влиянием медиасреды, что говорит об актуальности изучения такого феномена, как медиасоциализация, в котором мобильный телефон, компьютер (далее - ПК) и Интернет выступают ключевыми культурными средствами социализации индивида и его развития.

Изучение данного процесса в разных науках осуществляется с точки зрения структурно-динамического подхода, сторонниками кото-

рого являются Г.М. Андреева, А.Г. Ковалев, А.В. Мудрик, Б.Д. Парыгин, К.К. Платонов. В рамках данного подхода социализация понимается как процесс двойной направленности, где, с одной стороны, происходит вхождение человека в социальную среду, в которой он усваивает систему социальных связей и социальный опыт, а с другой стороны, индивид за счет интенсивной интеграции в общественную среду, деятельной активности воспроизводит систему социальных контактов.

Так, рассматривая медиасоциализацию с точки зрения структурно-динамического подхода, С.В. Венидиктов понимает этот процесс как освоение человеком устоявшихся в определенной информационно-коммуникационной среде практик, норм, ценностей, с дальнейшим применением полученных умений посредством многообразных видов самостоятельной и командной деятельности в медиапространстве [9, с. 88]. Иное определение медиасоциализации дает Е.М. Акимова, которая трактует ее как усвоение человеком ценностей, правил, навыков, социального опыта в момент восприятия медиапродукции, последовательную реализацию медиадея-тельности, произвольные контакты с медиас-редой [10, с. 333].

А.И. Лучинкина, В.Р. Ушакова и Т.В. Юде-ева определяют медиасоциализацию как получение индивидом социального опыта главным образом на базе искусственных медиа-репрезентаций при отсутствии в этом процессе участия социализирующего окружения. Исследователи отмечают в качестве характерной особенности данного пространства одностороннее наступательное воздействие его на индивида. С их точки зрения, медиас-реда и Интернет не являются идентичными понятиями, так как Интернет, прежде всего, имеет своим условием активность субъекта [11, с. 6]. Кроме того, медиасреда, помимо сети, включает в себя печать, прессу, телевидение, кинематограф, радио, звукозапись. Все это позволяет говорить о том, что социализация в Интернете является лишь частью медиасоциализации.

Рассмотрение медиасоциализации осуществлялось учеными как с опорой на адаптационный подход (С.В. Бондаренко), так и на основе философского, социологического, социально-педагогического подходов (В.А. Пле-

шаков и Н.В. Угольков). С.В. Бондаренко полагает, что процесс социализации в кибер-пространстве осуществляется путем приобщения посетителя телекоммуникационной сети к социокультурной среде путем усвоения предъявляемых обществом ролевых требований, социальных правил и ценностей; овладения технологиями коммуникации, социальной навигации; формирования электронной грамотности, информационной культуры [12, с. 14-15].

При этом под кибернетическим пространством (киберпространством) С.В. Бон-даренко понимает место общественных контактов, расположенное в телекоммуникационных сетях совместного пользования - сеть Интернет, сети мобильной связи и т. д. Синонимом этого термина автор обозначает понятие «телекоммуникационные сети» [13, с. 76]. Данное обстоятельство позволяет говорить о том, что Интернет и киберпростран-ство не являются тождественными понятиями, поскольку существуют и иные телекоммуникационные сети, например, "FidoNet" либо частные локальные сети, имеющие внутренний (внутрисетевой или локальный) частный IP-адрес, принадлежащий к специальному диапазону, не используемому в сети Интернет). Все это свидетельствует о том, что киберсоциализацияи проходит не только в Интернете.

При этом в связи с тем, что границы ме-диасреды выходят за рамки киберпростран-ства, а последнее также не ограничивается пространством Интернета, данные понятия нельзя считать тождественными.

Иное определение киберсоциализации человека дает В.А. Плешаков, который рассматривает ее как виртуальную компьютерную социализацию личности, локальный процесс преобразований личностных качеств индивида, возникающих в результате социализации человека в киберпространстве виртуальной социализирующей Интернет-среды, то есть в рамках использования его площадок и общения со встречающимися в Интернете агентами социализации (во время обмена письмами по e-mail, на форумах, в он-лайн-играх, блогах, интернет-пейджерах, чатах, телеконференциях) [14, с. 34].

В дальнейшем В.А. Плешаков совместно с Н.В. Угольковым характеризуют киберсо-

циализацию человека как процесс преобразований его потребностно-мотивационной сферы, а также свойств самосознания личности, осуществляемый под воздействием и в итоге применения индивидом современных цифровых технологий в рамках усвоения и трансляции им культуры в границах индивидуальной жизнедеятельности [15, с. 117].

Таким образом, в рамках представленных определений киберсоциализации мы можем наблюдать выделение различных сил влияния на человека. В первом случае на индивида воздействуют в целом информационно-телекоммуникационные сети, во втором -лишь Интернет-среда, а в третьем случае авторы указывают на влияние цифровых технологий, не рассматривая при этом социализирующую среду, в которую выходит пользователь.

Поскольку сегодня технологии выступают средствами, обусловливающими возникновение, с одной стороны, нового смешанного офлайн/онлайн-пространства, совмещающего традиционную и онлайн-социализации, с другой стороны, появление социализирующей цифровой среды, значительно выделяющейся на фоне традиционной, возникает необходимость введения дополнительного термина -«цифровая социализация», позволяющего раскрыть содержание цифрового образа жизни человека и исследовать процесс его социализации в переходный период становления информационного общества [16, с. 75].

Поскольку данный вид социализации подразумевает влияние на человека цифровых технологий, следует отметить, что Г.Т. Хай-руллин и О С. Кучин указывают на то, что они используются не только в компьютерах, позволяющих выходить в социализирующее пространство Интернета, но и применяются в всевозможных областях электротехники, таких как измерительные приборы, робототехника, автоматизация, радио- и телекоммуникационные устройства, игровые автоматы и т. д. [17, с. 4; 18, с. 68].

Г.У. Солдатова определяет цифровую социализацию с точки зрения структурно-динамического подхода как процесс освоения индивидом с помощью всевозможных цифровых технологий социального опыта, получаемого в онлайн-среде, воплощения в жизнь в офлайн- и онлайн-мире данного опы-

та, оказывающего воздействие на становление его цифровой личности как части реальной личности [16, с. 76]. В данном контексте имеется в виду не только способ восприятия человеком информации и характер его взаимодействия с реальными людьми и компьютерными программами в онлайн-пространстве, но и культурные, психологические и технические аспекты применения цифровых устройств.

Таким образом, по мнению Г.У. Солда-товой, цифровая социализация является частью обычной социализации, а формирующаяся цифровая культура дополняет традиционную культуру, демонстрируя новую стадию развития общества, которая нуждается в новых взглядах и подходах [16, с. 76]. В свою очередь, Г.Я. Гревцева, опираясь на адаптационный подход, понимает под цифровой социализацией постоянный процесс усвоения индивидом цифровой культуры и ценностей цифрового общества, адаптации в цифровой среде, формирования цифровой компетенции [19, с. 43].

Поскольку в результате усвоения цифровой культуры современный человек должен уметь не только грамотно работать с информацией в сети, но и обладать навыками использования технических устройств в повседневной реальности, следует отметить, что цифровая социализация не ограничивается интернет-пространством и осуществляется в рамках реального взаимодействия с различными цифровыми устройствами.

В этой связи следует сказать, что социализация в Интернете является более узким понятием в сравнении с цифровой социализацией и трактуется различными учеными по-разному. При этом изучение данного процесса осуществляется в границах нескольких наук.

Так, в педагогике, в рамках структурно-динамического подхода для обозначения социализации в сети Л.Н. Гладкова использует термин «опНпе-социализация», под которым она понимает процесс приобщения индивида к совокупности социальных связей в виртуальной реальности, усвоение человеком общественных правил и ценностей посредством виртуального пространства, в результате которого индивид осваивает социальный опыт, позволяющий ему демонстрировать активное отношение к фактам и событиям

окружающего мира посредством поведения в Интернете (а в дальнейшем и в действительности) [20, с. 20].

С точки зрения социологического подхода изучением социализации человека в сети занималась М.А. Данилова. Данный автор обозначил этот процесс как интернет-социализацию, под которым понимается приобретение престижной, профессиональной, властной, экономической и иной социальной субъектности путем знаково-символического механизма общественной коммуникации в границах сформированной виртуальной реальности, выступающей посредником в человеческом общении, оставляющей следы прошлых контактов, сохраняющей их связь и в итоге создающей культурные практики [21, с. 12].

В.Б. Строганов (политология) рассматривает интернет-социализацию как процесс насаждения посетителям Интернета обусловленных установок, ценностей, норм для приобщения объекта к определенным взглядам и идеологиям [22, с. 442]. В психологии авторским коллективом, в который вошли А.И. Лу-чинкина, В.Р. Ушакова, Т.В. Юдеева, под интернет-социализацией понимается процесс увеличения социального опыта человека при его интеграции в социокультурную среду Интернета, которая осуществляется путем усвоения информационной культуры, овладения информационными технологиями [11, с. 7].

Иное определение интернет-социализации в данной области знания выдвинул В.О. Микрюков, охарактеризовав его как процесс преобразования институциональных и социокультурных правил и норм, традиций, обычаев, обрядов и иных составляющих культуры. При этом в интернет-пространстве вместе с социализацией совершается ресо-циализация, а именно - усвоение новых ценностей и норм по причине смены среды, где происходит коммуникация. Как отмечает автор, сущность и итог социализации зависят не только от особенностей результатов первичной социализации, характеризующейся сложившимися ценностно-мотивационными структурами и иерархиями, но и от специфики и диспропорции в распределении присутствующих у человека ресурсов (непосредственных и потенциальных, психологических и социальных, внутренних и внешних).

В итоге анализа точек зрения различных авторов в отношении социализации в Интернете можно выделить три вида определений, исходя из того, под каким углом ученый рассматривает данное понятие: как плавное вхождение индивида в систему общественных отношений в Интернете, как духовное становление человека в рамках его нахождения в Сети или как в процесс усвоения культурных норм через интернет-пространство. Однако, принимая во внимание то обстоятельство, что социализация выступает системообразующим базисом человеческой личности, ее анализ не представляется возможным только с какой-то отдельной точки зрения.

Исходя из проведенного анализа понятий, можно сделать вывод о месте интернет-социализации по отношению к другим видам социализации, на основе таких признаков, как социализирующая среда и технологии, позволяющие в нее войти (рис. 1).

Так, виртуальную социализацию, являющуюся процессом интеграции человека в социокультурную среду локальных сообществ в интернет-пространстве, следует понимать как часть интернет-социализации, выступающей в качестве увеличения социального опыта индивида в рамках вхождения в систему общественных отношений и усвоения культурных норм в Интернете. При

этом опНпе-социализация выступает в качестве фрагмента киберсоциализации, которая проходит не только в Интернете, но и в других телекоммуникационных сетях, например, радио-, телефонная, спутниковая связь, работа которых сегодня осуществляется преимущественно на основе цифровых технологий. Их влияние на личность человека, в свою очередь, позволяет говорить о цифровой социализации, выступающей в качестве адаптации индивида в цифровой среде, которая образована не только устройствами, подключенными к Интернету и другим телекоммуникационным сетям, но и робототехникой, искусственным интеллектом, иной аппаратурой и технологиями, взаимодействие с которыми влияет на социальный опыт человека в различных аспектах деятельности. Однако социализирующее влияние Интернета, возможное благодаря цифровым технологиям, также рассматривается учеными в границах медиасоциализации, которая при этом не является частью киберсоциализации и цифровой социализации, поскольку социокультурное пространство медиасреды помимо Интернета также включает в себя радио, телевидение, печать и т. д. При этом медиасоциа-лизация входит в информационную социализацию, так как институтами последней являются не только СМИ, но и СМК.

IV

VI

I - виртуальная социализация;

II - интернет-социализация (оп1те-социализация);

III - киберсоциализация;

IV - цифровая социализация;

V - медиасоциализация;

VI - информационная социализация

Рис. 1. Соотношение понятий, характеризующих процесс социализации человека в интернет-среде

Fig. 1. Correlation of concepts for process of human socialization on the Internet-environment

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что интернет-социализация (опНпе-социализация) - это процесс интеграции человека в систему общественных отношений, его адаптации к социуму, в результате которого происходит духовное становление личности путем усвоения социального опыта, норм и ценностей общества в границах социокультур-

ного влияния интернет-пространства, которое становится возможным в силу использования индивидом различных устройств, позволяющих выйти в Интернет. При этом, если виртуальная социализация подразумевает ограниченное рассмотрение процесса вхождения человека в социокультурное пространство Интернета, то в рамках кибер-, медиа-, цифровой и информационной социализации данный процесс выступает в качестве составной части.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Микрюков В.О. Влияние интернет-социализации на личность современного студента // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2010. № 4. С. 76-82. EDN: NCDKGZ

2. Данилов С.А. Риски и потенциал интернет-социализации молодежи // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2012. Т. 12. № 2. С. 42-46. EDN: OZJYQL

3. Чванова М.С. Анурьева М.С., Киселева И.А. Влияние Интернета на социализацию молодежи // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017. Т. 22. № 5 (169). С. 23-36. DOI 10.20310/1810-0201-2017-22-5(169)-23-36; EDN: YRYZYL

4. Трубина Г.Ф. Понятийно-категориальный аппарат социализации как междисциплинарный научный феномен // Педагогическое образование в России. 2017. № 9. С. 12-17. DOI 10.26170/po17-09-02; EDN: ZITMEV

5. Янковская Л.В. Виртуальная социализация личности // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Е. Педагогические науки. 2012. № 7. С. 169-176. EDN: TVSFZL

6. Шакирова Е.Ю. Сознание vs виртуальность // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2018. № 3. С. 75-86. DOI 10.17805/trudv.2018.3.8; EDN: PPGMAB

7. Стародубцева Г.А. Об информационной и цифровой социализации детей дошкольного возраста // International Journal of Medicine and Psychology. 2021. Т. 4. № 8. С. 77-86. EDN: KJHQZZ

8. Голубева Н.А. Информационная социализация: психологические условия и факторы: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2012. 31с.

9. Венидиктов С.В. Медиаобразование в условиях стихийной медиасоциализации // Современное состояние медиаобразования в России в контексте мировых тенденций. Таганрог; Екатеринбург: [б.и.], 2021. С. 87-91. EDN: RHEQOW

10. Акимова Е.М. Актуальные проблемы медиасоциализации молодежи в современной России // 3 Мои-сеевские чтения: Культура и гуманитарные проблемы современной цивилизации. М.: Московский гуманитарный университет, 2020. С. 332-340. EDN: KVLIHP

11. Лучинкина А.И., Юдеева Т.В., Ушакова В.Р. Информационно-психологическая безопасность личности в интернет-пространстве. Симферополь: ДИАЙПИ, 2015. 152 с.

12. Бондаренко С.В. Социальная структура виртуальных сетевых сообществ: автореф. дис. ... д-ра соци-ол. наук. Ростов н/Д., 2004. 52 с.

13. Бондаренко С.В. Политическая идентичность в киберпространстве // Политическая наука. 2005. № 3. С. 76-92. EDN: HQTQZL

14. Плешаков В.А. Киберсоциализация как инновационный социально-педагогический феномен // Преподаватель XXI век. 2009. № 3-1. С. 32-39. EDN: KGNUCZ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Плешаков В.А., Угольков Н.В. Интернет как фактор киберсоциализации молодежи // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2013. Т. 19. № 3. С. 117-120. EDN: RHUDQV

16. Солдатова Г.У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9. № 3. С. 71-80. DOI 10.17759/sps.2018090308; EDN: YQSMUX

17. Хайруллин Г.Т. О цифровизации образования // Globus: Психология и педагогика. 2020. № 3 (38). С. 4-7. EDN: FUGSEY

18. Кучин О.С. Электронная криминалистика: миф или реальность // Академическая мысль. 2019. № 3 (8). С. 67-70. EDN: DHQTYO

19. 19. Гревцева Г.Я. Цифровая социализация личности в образовательной среде // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2022. Т. 14. № 1. С. 40-49. DOI 10.14529/ped220104; EDN: BQUORO

20. Гладкова Л.Н. Формирование опыта социально безопасного поведения несовершеннолетних в процессе online-социализации: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тюмень, 2019. 24 с.

21. Данилова М.А. Интернет-социализация студенческой молодежи: специфика мотивации сетевого поведения: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Саратов, 2009. 18 с.

22. Строганов В.Б. Политическая Интернет-социализация молодежи в условиях глобализации // Инновационный потенциал молодежи: глобализация, политика, интеграция. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. С. 439-445. EDN: YJZCYZ

REFERENCES

1. Mikryukov V.O. Influence of internet socialization on the modern student. Nauchnye i obrazovatel'nye problemy grazhdanskoy zashchity, 2010, no. 4, pp. 76-82. (In Russian).

2. Danilov S.A. Risks and potential of Internet socialization of youth. Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2012, vol. 12, no. 2, pp. 42-46. (In Russian).

3. Chvanova M.S., Anureva M.S., Kiseleva I.A. The influence of the Internet on the socialization of youth. Tambov University Review. Series: Humanities, 2017, vol. 22, no. 5 (169), pp. 23-36. (In Russian). DOI 10.20310/1810-0201-2017-22-5(169)-23-36

4. Trubina G.F. Conceptual-categorical apparatus of socialization as an interdisciplinary scientific phenomenon. Pedagogical Education in Russia, 2017, no. 9, pp. 12-17. (In Russian). DOI 10.26170/po17-09-02

5. Yankovskaya L.V. Virtual socialization of an individual. Herald of Polotsk State University. Series E. Pedagogical Sciences, 2012, no. 7, pp. 169-176. (In Russian).

6. Shakirova E.Yu. Consciousness vs virtuality. Nauchnye trudy Moskovskogo gumanitarnogo universiteta, 2018, no. 3, pp. 75-86. (In Russian). DOI 10.17805/trudy.2018.3.8

7. Starodubtseva G. A. On information and digital socialization of preschool children. International Journal of Medicine and Psychology, 2021, vol. 4, no. 8, pp. 77-86. (In Russian).

8. Golubeva N.A. Information Socialization: Psychological Conditions and Factors. Cand. psychol. sci. diss. thesis. Moscow, 2012, 31 p. (In Russian).

9. Venidiktov S.V. Media education in the conditions of spontaneous media socialization. In: Current State of Media Education in Russia in the Context of Global Trends. Taganrog, Yekaterinburg, 2021, pp. 87-91. (In Russian).

10. Akimova E. M. Current issues of media socialization of youth in modern Russia. In: 3rd Moiseev Readings: Culture and Humanitarian Issues of Modern Civilization. Moscow, Moscow University for the Humanities Publ., 2020, pp. 332-340. (In Russian).

11. Luchinkina A.I., Yudeeva T.V., Ushakova V.R. Information and psychological security of a person on the Internet. Simferopol, DIAIPI Publ., 2015, 152 p. (In Russian).

12. Bondarenko S.V. Social Structure of Virtual Network Communities. Dr. soc. sci. diss. thesis. Rostov-on-Don, 2004, 52 p. (In Russian).

13. Bondarenko S.V. Political identity in cyberspace. Political Science, 2005, no. 3, pp. 76-92. (In Russian).

14. Pleshakov V.A. Cybersocialization as an innovative socio-pedagogical phenomenon. Prepodavatel XXI vek, 2009, no. 3-1, pp. 32-39. (In Russian).

15. Pleshakov V.A., Ugolkov N.V. Internet as a factor of cybersocialization of young people. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2013, vol. 19, no. 3, pp. 117-120. (In Russian).

16. Soldatova G.U. Digital socialization in the cultural-historical paradigm: a changing child in a changing world. Social Psychology and Society, 2018, vol. 9, no. 3, pp. 71-80. (In Russian). DOI 10.17759/sps.2018090308

17. Khairullin G.T. On digitalization of education. Globus: Psychology and Pedagogy, 2020, no. 3 (38), pp. 4-7. (In Russian).

18. Kuchin O.S. Electronic forensics: myth or reality. Academic Thought, 2019, no 3(8), pp. 67-70. (In Russian).

19. Grevtseva G.Ya. Digital socialization of a person in educational environment. Bulletin of the South Ural State University. Series: Education. Educational Sciences, 2022, vol. 14, no. 1, pp. 40-49. (In Russian). DOI 10.14529/ped220104

20. Gladkova L.N. Formation of Experience of Socially Safe Behavior of Minors in Socialization Online. Cand. ped. sci. diss. thesis. Tyumen, 2019, 24 p. (In Russian).

21. Danilova M.A. Internet Socialization of Student Youth: Specificity of Motivation of Network Behavior. Cand. soc. sci. diss. thesis. Saratov, 2009, 18 p. (In Russian).

22. Stroganov V.B. Political Internet socialization of youth in the conditions of globalization. In: Innovative Potential of Youth: Globalization, Politics, Integration. Yekaterinburg, Publ. House of Uralskiy University, 2016, pp. 439-445. (In Russian).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Ходаев Алексей Сергеевич - аспирант, кафедра педагогики и образовательных технологий. Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: aleshvlka@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2286-6767 Вклад в статью: постановка общей проблемы исследования, анализ литературы, подготовка текста статьи.

Aleksey S. Khodaev - Post-Graduate Student, Pedagogy and Educational Technologies Department. Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation. E-mail: aleshylka@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2286-6767 Contribution: general research issue statement, literature analysis, article text preparation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.