Научная статья на тему 'ПАРАМЕТРЫ МЕДИАСОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ: СОВРЕМЕННЫЙ РАКУРС'

ПАРАМЕТРЫ МЕДИАСОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ: СОВРЕМЕННЫЙ РАКУРС Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
460
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАСОЦИАЛИЗАЦИЯ / КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИЯ / СЕТЕВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / МЕДИАРЕАЛЬНОСТЬ / АГЕНТ ВЛИЯНИЯ / НОВЫЕ МЕДИА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Видная Ольга Евгеньевна, Меркушина Елена Анатольевна

В статье поднимается проблема превращения медиа в ведущий фактор социализации современной молодежной аудитории. Несмотря на неоднозначность оценок влияния медиа на социализацию молодежи, медиасреда уже стала неотъемлемой частью жизни человека и с каждым годом ее роль в развитии личности будет увеличиваться за счет появления новых, все более молодых участников коммуникации. Цель статьи - исследование коммуникативного взаимодействия молодых людей с медиа и анализ реальных социальных практик, озвученных в ходе проведения глубинных интервью с экспертами, связанных с молодежной сферой деятельностью или массмедиа. Результатом стало выделение принципиально значимых для понимания современных реалий параметров медиасоциализации: стихийность, наличие агентов влияния, превалирование чужого опосредованного опыта, создание особого мифологизированного пространства, перенос правил и норм медиасреды в практику реального общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Видная Ольга Евгеньевна, Меркушина Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARAMETERS OF YOUTH MEDIA SOCIALIZATION: MODERN ANGLE

The article raises the problem of turning the media into a leading factor in the socialization of the modern youth audience. Despite the ambiguity of assessments of the influence of media on the socialization of youth, he media environment has already become an integral part of human life and every year its role in personality development will increase due to the emergence of new, more and more young participants in communication. The purpose of the article is to study the communicative interaction of young people with the media and analyze real social practices voiced during in-depth interviews withexperts related to youth activities or mass media. The result was the identification of parameters of media socialization that are fundamentally important for understanding modern realities: spontaneity, the presence of agents of influence, the prevalence of someone else’s mediated experience, the creation of a special mythologized space, the transfer of the rules and norms of the media environment into the practice of real communication.

Текст научной работы на тему «ПАРАМЕТРЫ МЕДИАСОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ: СОВРЕМЕННЫЙ РАКУРС»

МЕДИА И ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 070

DOI: 10.47475/2070-0695-2021-10411

О. Е. Видная

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, Тамбов

Е. А. Меркушина

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, Тамбов

ПАРАМЕТРЫ МЕДИАСОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ: СОВРЕМЕННЫЙ РАКУРС

Подготовлено при поддержке гранта РФФИ и ЭИСИ в рамках научного проекта № 21-011-31261 ОПН.

В статье поднимается проблема превращения медиа в ведущий фактор социализации современной молодежной аудитории. Несмотря на неоднозначность оценок влияния медиа на социализацию молодежи, медиасреда уже стала неотъемлемой частью жизни человека и с каждым годом ее роль в развитии личности будет увеличиваться за счет появления новых, все более молодых участников коммуникации. Цель статьи - исследование коммуникативного взаимодействия молодых людей с медиа и анализ реальных социальных практик, озвученных в ходе проведения глубинных интервью с экспертами, связанных с молодежной сферой деятельностью или массмедиа. Результатом стало выделение принципиально значимых для понимания современных реалий параметров медиасоциализации: стихийность, наличие агентов влияния, превалирование чужого опосредованного опыта, создание особого мифологизированного пространства, перенос правил и норм медиасреды в практику реального общения.

Ключевые слова: медиасоциализация, киберсоциализация, сетевая социализация, медиареальность, агент влияния, новые медиа.

Введение

Социализация как приоритетный механизм передачи знаний, опыта и культурных кодов от поколения к поколению всегда была важным этапом развития личности. Информационный обмен, выполняя в этом процессе существенную роль, наполняет общение различными смыслами, идеями, представлениями, установками и т. д. Сегодня благодаря нарастанию объемов информации, увеличению информационной нагрузки, медиатизации всех сфер нашей жизни современный человек с самого раннего возраста находится на пересечении различных информационных потоков. «В наши дни все раньше люди сталкиваются с ценностным влиянием культуры и субкультур именно через СМИ», отмечает И. Д. Фомичева [23. С. 66]. Необходимо подчеркнуть, что современные процессы погружения человека в окружающую его действительность заметно ускоряются, а средства массовой информации, новые медиа, социальные сети становятся катализатором социальных изменений.

Цифровые медиа, определяя своеобразное расширение медиакоммуникационного пространства, формируют качественно новые характеристики современного общества, усиливая «потребность человеческих сообществ в адаптации к постоянно изменяющимся условиям жизни через создание новых форм деятельности и социального взаимодействия» [7. С. 16]. Актуальное значение имеет анализ социализирующего влияния медиа, особенностей медиапрактик, параметры воздействия современных медиаинструментов на процессы социализации.

Теоретический обзор

Исследования влияния СМИ на молодежную аудиторию проводятся достаточно интенсивно, в том числе возрастает интерес ученых к вопросу овладения социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями через новые медиа. О роли новых технологий и медиасреды в познании и восприятии мира рассуждают в своих статьях А. И. Ацута; М. А. Зейтунян; Е. А. Зверева; Е. А. Данилова; О. В. Красноярова; И. А. Сухоруких [2; 10; 11; 5; 12; 21].

Говоря о роли медиа в социализации молодежи, исследователи отмечают как положительные, так и отрицательные стороны этого процесса, связанные с характером медиасреды, целями и задачами конкретного средства массовой информации [10].

Е. А. Данилова, подчеркивая возросшую роль медиа в социализации, указывает на то, что современные медиа «не всегда ответственно и избирательно подходят к выбору содержания транслируемой информации, зачастую популяризируя асоциальное поведение» [5. С. 3].

В ряде статей рассматриваются отдельные аспекты социализации посредством медиа, значимые для нашего исследования: политическая социализация [4]; роль социальных сетей как части медиапространства [6]; визуализация контента, как придание ему удобной для восприятия, увлекательной, притягивающей внимание формы, а значит - создание потенциально более эффективного для социализации контента [20].

A. И. Ацута приводит результаты анкетирования обучающихся школы относительно выбора устройств для ежедневного поиска информации, конкретной цели их использования, обращения к медиа, медиатворчества, которые показывают, что подростки являются активными медиапотребителями, что не может не сказываться на формировании системы ценностей и целей [2].

B. А. Плешаков предполагает, что информационно-технологическая революция привела к появлению феномена киберсоциализации как процесса социализации в виртуальном пространстве интернета [17].

В. В. Загребин, определяя, что процесс социализации сводится к усвоению основных ценностей, норм, верований, передаче культуры, осуществлению социального контроля, ставит средства массовой информации в один ряд факторов, влияющих на социализацию подростков, наряду с такими социальными институтами, как школа и армия [9. С. 44]. Исследуя процессы политической коммуникации, Самсонова подчеркивает, что СМИ являются «одним из институтов, оказывающих в настоящее время особенно сильное влияние на формирование политических взглядов, установок, национально-государственной идентичности молодого поколения» [19]. Е. Л. Вартанова констатирует: «Оставаясь важным социальным институтом, СМИ приобретают черты особого социального пространства и принципиально иной среды коммуникации, при этом современные медиа получают несколько иной, чем прежде, потенциал социализации аудитории, особенно молодежной» [3. С. 10].

Особо подчеркивая роль электронных средств массовой информации, С. А. Маскалянова отмечает: «К тому же средства массовой коммуникации, уже давно получившие свободу и также являющиеся важнейшими факторами социализации, не имеют в большинстве своем позитивной направленности» [15. С. 97]. Н. В. Горбатова подытоживает, что «...современные российские исследователи влияние СМИ на сознание молодых людей оценивают скорее негативно» [4. С. 56].

Названные исследования дают возможность представить современную роль средств массовой информации и средств массовой коммуникации в социализации российской молодежи. Несмотря на некоторую противоречивость эффектов медиа как инструмента социализации, нельзя не признать, что медиа являются для детей и подростков значимым фактором социализации.

Постановка проблемы

Родители, специалисты, работающие с детьми и подростками, а также большая часть ученых указывают на отрицательное значение медиа для психики ребенка, говорят о деструктивном влиянии, связывают с медиасредой развитие девиантного поведения (Н. В. Горбатова, В. В. Загребин, М. А. Зейтунян, А. И. Лучинкина, С. А. Маскалянова). Противоречия и амбивалентность, которые свойственны влиянию медиасреды на социализацию молодежи, требуют системного изучения вектора направленности медиасоциализации, ее свойств, параметров существования. Поскольку важной коммуникативной средой для молодежи является интернет, а сетевые средства массовой информации, социальные сети СМИ играют большую

роль в формировании представлений молодого человека о существующей действительности, то необходимо выработать единые представления о специфике медиасоциализации, рассмотреть ее положительные и отрицательные стороны.

Описание материала и методов исследования

В исследовании был использован комплекс подходов, сочетающих теоретические методы анализа процесса социализации в ее философском, социологическом и педагогическом аспектах, тенденций развития медиасреды, отразивших характерные особенности процесса распространения определенных образцов, стилей, ценностей и норм поведения, актуальных в молодежной среде.

В фундамент исследования лег принцип системного подхода для анализа явлений и процессов, который позволяет всесторонне проанализировать массмедиа как важнейший социальный институт, оказывающий влияние на социализацию личности. В частности, использован один из элементов системного анализа - социокультурный принцип, позволяющий рассматривать процессы медиасоциализации, происходящие в обществе, как системное единство социального и культурного опыта. Такой подход позволяет говорить о приоритете духовного при анализе медиапространства, отойти от инструментального понимания массмедиа.

Справедливо говорить и об особом значении междисциплинарности для изучения данной темы, что продиктовано синтетичной природой медиа и комплексностью самого понятия социализации.

В качестве метода проверки теоретических предположений были проведены серии глубинных интервью с экспертами из различных сфер деятельности: руководителей молодежных движений и общественных молодежных организаций, блогеров, редакторов и журналистов сетевых медиа, активных представителей студенческой и учащейся молодежи, педагогов. В исследовании приняли участие 23 эксперта из различных сфер деятельности: дополнительное и среднее общее образование, высшее профессиональное образование, молодежная политика и медиасфера. Из них 30 % - педагоги среднего образования, 35 % - преподаватели и сотрудники высших учебных заведений, остальные - представители молодежных движений и организаций и медиакоммуникаций (некоторых экспертов можно отнести сразу к двум сферам деятельности). Экспертам, имеющим опыт работы в молодежной среде и навыки обращения с массмедиа, была предложена анкета, разделенная на три тематических блока: общее представление о социализации, ценностные установки, характеристики медисреды. Это позволило трактовать теоретические предположения в соответствии с реальной социальной практикой работы в молодежной аудитории.

Результаты

В рамках данной статьи целесообразно обратиться к терминологии, связанной с понятием социализация. Поскольку сама сеть интернет является только технологической средой для размещения различных информационно-коммуникационных ресурсов, то логично подчеркнуть роль медиа как отдельного фактора социализации в современном обществе. Мы будем использовать термин «медиасоциализация», хотя нам известно, что существуют и другие дефиниции.

В. А. Плешаков определил социализацию, связанную с Интернетом и новыми информационно-коммуникационными технологиями, как - «киберсоциализацию», которая понимается как «... локальный процесс качественных изменений структуры личности, происходящий в результате социализации человека в киберпространстве виртуальной социализирующей Интернет-среды, то есть в процессе использования его ресурсов и коммуникации с виртуальными агентами социализации, встречающимися человеку в глобальной сети Интернет.» [17. С. 34]. А. И. Ацута ставит вопрос о развитии «культуры киберсоциализации» в рамках воспитательного процесса [2. С. 15].

Термин «Интернет-социализация» вслед за А. И. Лучинкиной [14] используют О. В. Дружба, И. А. Каирова, М. В. Кошман, доказывая в своем исследовании, что социальные сети «обладают большим социализирующим потенциалом в силу специфики формата их функционирования» [6. С. 150].

Л. В. Янковская рассматривает киберсоциализацию как одну из разновидностей виртуальной социализации, которая несет угрозу за счет использования «имитации, фальсификации реальных процессов» [24. С. 171].

Развитие современных коммуникативных технологий порождает еще одну разновидность -сетевую социализацию, которая происходит внутри сетевых сообществ. В. В. Абашев так описывает этот процесс: «Существенной особенностью современной российской урбанизации стало стремление горожан, во-первых, действенно и, во-вторых, в собственных интересах участвовать в обновлении городов, а не пассивно наблюдать за действиями власти. Такую возможность им предоставили коммуникационные технологии сетевого общества. Они дали горожанам инструменты объединения и алгоритмы коллективных действий» [1. С. 8]. Данный тип социализации все более актуален по мере взросления цифрового поколения, владеющего инструментами общения в сети интернет, воспитанного на сетевых играх, онлайн-магазинах, стримах и т. п. Надо отметить, что принцип сетевой социализации целенаправленно внедряется в молодежную аудиторию с развитием цифровых сервисов, например, объединение в рамках образовательных сообществ (школьные и вузовские сетевые сообщества).

Термин медиасоциализация употребляют ряд исследователей (Е. Л. Вартанова, А. И. Лучинкина, С. И. Симакова, А. В. Тадаева [3; 14; 20; 22]), однако его трактовка имеет свои особенности. А. И. Лучинкина определяет медиасоциализацию как «приобретение личностью социального опыта преимущественно на основе искусственных медиарепрезентаций, в условиях отсутствия участия в этом процессе социализирующего окружения» [Цит. по 20. С. 422]. Данные характеристики (искусственная среда, отсутствие воздействия социальных групп при обращении к медиа) отличают медиасоциализацию от других инструментов, и в этих характеристиках заключаются и преимущества, и недостатки медиасоциализации.

Другие авторы подчеркивают, что процессы взросления и становления современного человека происходят уже не просто с помощью медиаинструментов, а внутри самого процесса функционирования медиасистемы. По словам Е. Л. Вартановой, раньше медиа «подтверждали реальность социального мира, сообщая о нем факты, истории и анализ и действуя в интересах социального порядка, то сегодня природа медиа расширилась, и им стали присущи атрибутивные характеристики самостоятельной социальной среды и отдельного культурного пространства» [3. С. 11]. Поэтому часть исследователей, акцентируя внимание на специфических эффектах новых медиа, на их коммуникативной природе, предполагают активное участие медиапользователей в процессе социализации.

На наш взгляд, употребление приставки «медиа», понимаемой в рамках гуманитарной парадигмы как «контактный посредник, который отвечает за понимание, эмпатию, смыслы» [8], указывает на приоритет содержательного над технологическими факторами, так как «речь идет не о каналах, а о человеческих контактах, отношениях» [8].

В ходе исследования тенденций медиасоциализации молодежи, в том числе и с помощью экспертного опроса, проведенного при поддержке гранта РФФИ и ЭИСИ в июне-июле 2021 года, нами были выделены параметры, характеризующие современное состояние данного процесса.

Тезис о значимости медиа для социализации личности практически не вызывает споров. Мнения опрошенных экспертов позволяют несколько интерпретировать данное утверждение. Около 46 % опрошенных считают, что «медиа помогают социализации и в значительной мере влияют на нее» (педагог-организатор). Другие 46 % опрошенных также придают важное значение медийным инструментам социального развития, адаптации человека к обществу, однако отмечают, что медиа могут стать и фактором деструктивной социализации человека и приобретения травмирующего психологического опыта. Медиапсихолог и видеоблогер замечает: «Медиа - это всего лишь еще один канал и инструмент социализации. Помогают ли они или мешают социализации - зависит от того, в чьих руках инструмент. Чрезмерная зависимость от медиа как от канала социализации может приводить к застреванию в развитии психики, которое и фиксируется сегодня рядом исследователей». Но около 8 % опрошенных экспертов высказали категорическое мнение о том, что медиа только тормозят процесс социализации и причиняют взрослеющей аудитории исключительно вред.

Материал исследования позволил выделить следующие параметры современной конъюнктуры социализации.

- Медиа как агент первичной социализации. Если рассматривать первичную социализацию в семье, а вторичную в системе образования [9. С. 44], то можно говорить, что на сегодняшний день медиа конкурируют с институтом семьи и, тем более, с образовательными структурами в

первочередности влияния. Высокий темп распространения цифровых технологий, доступность медиа, удовлетворение разнообразных социальных потребностей в цифровой среде (электронные дневники, школьные чаты, платежные сервисы и приспособления для входа и выхода и т. п.), игровые технологии и сетевое общение - все это обуславливает вовлечение индивида в многоступенчатую и разветвленную коммуникативную систему с самых ранних лет.

Е. Л. Вартанова прямо указывает на то, что медиа проявляют себя на этапе первичной социализации: «Свойства медиа как среды интенсифицируют медиасоциализацию, причем в опыте разных поколений она проявляется в различных формах воздействия, а для современной молодежи они становятся влиятельным агентом первичной социализации» [3. С. 11].

Все это отбирает функционал семьи, заменяет подрастающему человеку реальное общение и ориентирует его на погружение в медиасреду и принятие ее правил. К тому же сетевое пространство привлекает молодежь возможностью отстроиться от традиционной культуры и привычных социальных институтов влияния (семьи, школы). Несмотря на то, что семья, на основании ответов опрошенных экспертов, является первичным и важнейшим институтом социализации человека, практически каждый из них признает, что медиа входят в число первостепенных институтов социализации, оказывающих большое влияние на развитие и становление личности подростка.

- Стихийность процессов в рамках медиасоциализации. Надо учитывать, что сегодня социализация в медиасреде складывается скорее стихийно, чем целенаправленно. Если семья и школа действуют в целом в рамках воспитательного процесса, как организованного и целенаправленного воздействия на личность, то медиасреда неоднородна, трудно поддается регуляции, имеет потенциал разнонаправленных действий, открывает множество возможностей для манипуляции.

В. О. Нафталиева указывает: «Современный подросток, молодежь оказываются вовлеченными в новую как для него, так и для общества реальность, которую он осваивает спонтанно, часто без целенаправленной помощи наставников» [16. С. 182].

Стихийность создается и огромным количеством медиа, социальных сетей, СМИ, которые транслируют информацию разного формата и типа и сложно предсказать, какой источник выберет для себя индивид в качестве образца. Данное положение иллюстрируют и эксперты: «защиты от негативной и неполезной информации практически нет. Те, кто не умеют разграничивать и вычленять в этом потоке то, что реально будет важным, становятся заложниками плохого влияния».

- Наличие агентов влияния. В интернете очень широк круг персонифицированных субъектов, которые влияют на информационные предпочтения молодых людей. Вводится, например, понятие «значимые другие» и/или «обобщенный другой» [6. С. 144], которые выступают неформальными «лидерами мнений», чье мнение индивид принимает в расчет при оценке медиасообщений.

Подавляющее большинство экспертов оценивает роль известных медиаличностей в распространении и популяризации определенных образцов и стилей поведения в молодежной среде как ведущую. Педагог-психолог отмечает: «Демонстрация молодежью, а особенно подростками, определенных моделей поведения напрямую идет из медиа. Соцсети, блогеры сегодня диктуют определенные образцы поведения, создают тренды, а молодежь копирует их». «Среди людей, которые влияют на человека, могут быть медийные, известные или даже вымышленные персонажи: герои фильмов, селебрити, любимые блогеры, политики и т. д.», -говорит один из руководителей молодежной организации.

Обозначение сетевого присутствия стала жизненно важной необходимостью для любых сфер деятельности. Эксперты упомянули о такой всеобщей тенденции: «если человек не видел информацию в медиапространстве о проекте - он не принимает в нем участие, не доверяет ему».

- Медиасреда как площадка самореализации. Самореализации в медийном пространстве способствуют такие характеристики, как виртуальность, геймификация, «трасцедентирование опыта» [12. С. 160], иллюзорность границ и практическое отсутствие контроля. Поэтому медиасреда ассоциируется у молодых людей со свободой вообще и свободой самовыражения в частности.

Среди основных эпитетов, характеризующих медиасреду, экспертами были названы: «творческая», «свободная», «критически мыслящая», «активная» - так отвечали 50 %

всех опрошенных экспертов. Активному генерированию медиаконтента, согласно мнению экспертов, способствуют желание реализовывать свой творческий потенциал; потребность в общественном признании; стремление монетизировать свой продукт. Деятельностный аспект медиасоциализации, предполагающий интерактивность, соавторство, мультиформатность, содействует эффективности при формировании собственного представления молодых людей о мире.

- Усвоение норм медиасреды. Медиатехнологии воздействуют на механизм усвоения социальных ценностей, норм и установок, когда они постепенно становятся частью его внутреннего «Я». Погружаясь в медиасреду, индивид начинает ощущать потребность соответствовать определенным социальным нормам сетевых сообществ, переносит их в реальную действительность. Несмотря на то, что онлайн-сообщества дают более широкие возможности для того, чтобы примерить на себя разные социальные роли, выбрать вариативные модели поведения, молодой человек ограничен стихийно складывающимися «неписанными» нормами и правилами, бытующими в медиасреде.

Нельзя не учитывать и то, что человек присваивает «чужой опыт времени-пространства, быта, бытия» [12. С. 161], впускает в свою жизнь «другого», что не всегда дает возможность получить собственный опыт, сохранить свою индивидуальность. В интервью экспертами также отмечалось, что «та скорость информации, циркулируемой в обществе, те изменения, происходящие в медиапространстве, однозначно давят на человека и лишают его порою возможности остановиться и просто задуматься «А зачем мы делаем это?».

- Медиа как особая реальность. Все чаще медиареальность представляется каким-то особым миром, некой псевдореальностью (Ж. Бодрийяр), обособленным двойником первичной реальности (Н. Луман), что сказывается и на трансформации социального опыта в ходе медиасоциализации. А. А. Лисенкова, Г. Л. Тульчинский отмечают, что «...в условиях постоянного роста информационной нагрузки, коммуникационного хаоса и фрагментированности человек нуждается в простых и понятных образах, которые и предлагают ему цифровые технологии и новые медиа, формируя упрощенную картину со стереотипной мифологизированной действительностью, наполненной простыми смыслами, где подлинная реальность практически неотличима от мифа» [13. С. 24].

Создание особого символического мира, мифологизация информационного пространства, стирание границы между реальным миром и виртуальным стало обычным для подросткового мироощущения. Один из экспертов высказал предположение, что «современная молодежь - это молодежь поколения «фиджитал», то есть физическое плюс цифровое, поэтому она не отделяет одно пространство от другого». Другой с тревогой замечает, что «с появлением виртуального общения молодежь приобрела множество психологических барьеров, которые тормозят их общение в жизни».

Если принять во внимание мнение о том, что медиа - это единственное условие существования человека, а «конфигурация медиареальности раскрывается максимой - «все есть медиа» [18. С. 10], то надо принципиально по-иному взглянуть на социализацию с помощью медиа. В этом случае, медиа становятся не средством, а целью, и весь процесс социализации актуален именно для успешного функционирования в медиамире, который по сути полностью заменяет реальность, данную нам в ощущениях, - симулякром в виде медиасреды. И судя по той действительности, которая нас окружает, это уже не кажется, парадоксальным.

Заключение

Итогом исследования стало понимание того, что именно медиа во всех своих проявлениях заполняют значительную часть времени молодежи и выступают как важнейший инструмент формирования духовного мира, культурных ценностей, социальных установок и стиля жизни новых поколений. Определяя медиасоциализацию как приобретение социального опыта на основе медийных практик, мы обращаем внимание на следующие выводы:

- Медиа изменяют существующую информационную среду, вплоть до образования новой реальности, тем самым подвергая существенным изменениям самого человека, а также процессы его адаптации к современным реалиям социальной жизни.

- Медиасоциализация отличается проявлением стихийности, хаотичности, в ней сосуществует множество составляющих, а индивид в медиасреде попадает под воздействие

разновекторных информационных источников, что отражается на поиске самоидентичности, являющемся частью социализации личности.

- Влияние на социальное становление личности имеют не только медийные личности, обладающие сильным транслирующим воздействием, но и обезличенные субъекты, оказывающие опосредованное воздействие, несущие «чужой» опыт. В результате медиасоциализации происходит усвоение правил медиапространства, перенос их в реальность, что заставляет молодого человека использовать новые коммуникативные практики, наработанные в медиасреде, в процессе самореализации.

Таким образом, медиа не просто стали ключевым агентом социализации, они создали особую коммуникативную среду, без освоения которой невозможен процесс вхождения в социум.

Список литературы

1. Абашев, В. В. Урбанистическое движение как явление сетевой урбанизации / В. В. Абашев. - Текст : непосредственный // Медиа в современном мире. 59-ые Петербургские чтения: сборник материалов Международного научного форума (9-12 ноября 2020 года) / отв. ред. В. В. Васильева. В 3-х т. - Т. 2. - Санкт-Петербург, 2020. - С. 7-9. - URL: https://pure.spbu.ru/ws/portalfiles/portal/71731816/file_1604510826_2378.pdf%C2%A0page=173 (дата обращения: 02.09.2021).

2. Ацута, А. И. Медиактивность молодежи в условиях киберсоциализации / А. И. Ацута. -Текст : непосредственный // Челябинский гуманитарий. - 2018. - № 1 (42). - С. 14-20.

3. Вартанова, Е. Л. К вопросу о теоретическом осмыслении процесса медиасоциализации молодежи / Е. Л. Вартанова. - Текст : непосредственный // Медиа в современном мире. 59-ые Петербургские чтения : сборник материалов Международного научного форума (9-12 ноября 2020 года) / отв. ред. В. В. Васильева. В 3-х т. - Т. 2. - Санкт-Петербург, 2020. - С. 10-12. URL https://pure.spbu.ru/ws/portalfiles/portal/71731816/file_1604510826_2378.pdf%C2%A0page=173 (дата обращения: 02.09.2021).

4. Горбатова, Н. В. Современные СМИ как инструмент политической социализации молодежи / Н. В. Горбатова, А. А. Малькевич. - Текст : непосредственный // Управленческое консультирование. - 2015. - № 5. - С. 52-62.

5. Данилова, Е. А. Влияние СМИ на социализацию молодежи / Е. А. Данилова. - Текст : электронный // Наука. Общество. Государство: [электронный журнал]. - 2017. - № 2 (18). - URL: https://esj.pnzgu.ru/files/esj.pnzgu.ru/danilova_ea_17_2_17.pdf (дата обращения: 02.09.2021).

6. Дружба, О. В. Социальные сети как пространство интернет-социализации молодежи / О. В. Дружба, И. А. Каирова, М. В. Кошман. - Текст : непосредственный // KANT. - 2020. -№ 1 (24). - С. 143-151.

7. Дунас, Д. В. Объединяя «медийное» и «социальное»: к становлению цифровой медиакультуры в цифровом обществе / Д. В. Дунас. - Текст : непосредственный // Медиа в современном мире. 59-ые Петербургские чтения : сборник материалов Международного научного форума (9-12 ноября 2020 года) / отв. ред. В. В. Васильева. В 3-х т. - Т. 2. - Санкт-Петербург, 2020. - С. 16-18. URL https://pure.spbu.ru/ws/portalfiles/portal/71731816/file_1604510826_2378. pdf%C2%A0page=173 (дата обращения: 02.09.2021).

8. Жилавская, И. В. Классификация медиа. Проблемы, понятия, критерии / И. В. Жилавская. - Текст : непосредственный // Вестник Волжского университета имени В. Н. Татищева. - 2016. - № 4. - Том 2. - С. 169-175.

9. Загребин, В. В. Процесс социализации молодежи через призму социологической теории / В. В. Загребин. - Текст : непосредственный // Социальные и гуманитарные знания. - 2017. -Том 3. - № 1. - С. 42-49.

10. Зейтунян, М. А. Проблема социализации молодежи в информационном обществе: теоретическое осмысление / М. А. Зейтунян. - Текст : непосредственный // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - 2010. - № 2 - С. 65-71.

11. Зверева, Е. А. Инструменты социализации в городских медиа / Е. А. Зверева. - Текст : непосредственный // Социально-гуманитарные знания. - 2019. - № 8. - С. 76-83.

12. Красноярова, О. В. Медиа как среда современного человека / О. В. Красноярова. - Текст : непосредственный // Известия ИГЭА. - 2010. - № 6 (74). - С. 159-163.

13. Лисенкова, А. А. Новые форматы мифологизации в цифровом пространстве / А. А. Лисенкова, Г. Л. Тульчинский. - Текст : непосредственный // Человек. Культура. Образование. - 2017. - № 4 (26). - С. 20-31.

14. Лучинкина, А. И. Модель психологического сопровождения процесса интернет-социализации личности / А. И. Лучинкина. - Текст : непосредственный // Перспективы науки и образования. -2015. - № 2 (14). - С. 118-123.

15. Маскалянова, С. А. Проблемы социализации современной молодежи / С. А. Маскалянова, Л. М. Тафинцева, О. А. Данковцев. - Текст : непосредственный // Гуманитарные исследования Центральной России. - 2019. - № 3 (12). - С. 93-100.

16. Нафталиева, В. О. Влияние современных СМИ на молодежь / В. О. Нафталиева. -Текст : непосредственный // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. - 2011. - № 2. - С. 182-195.

17. Плешаков, В. А. Киберсоциализация как инновационный социально-педагогический феномен / В. А. Плешаков. - Текст : непосредственный // Преподаватель XXI век. - 2009. -№ 3-1. - С. 32-39.

18. Савчук, В. В. О предмете медиафилософии / В. В. Савчук. - Текст : непосредственный // Международный журнал исследователей культуры. - 2011. - № 3 (4). - С. 6-9.

19. Самсонова, Т. Н. Роль СМИ в политической социализации современной российской молодежи / Т. Н. Самсонова, Е. С. Наумова. - Текст : непосредственный // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. - 2019. - Том 25. - № 4. - С. 247-264.

20. Симакова, С. И. Визуальный контент средств массовой коммуникации как средство медиасоциализации молодежи / С. И. Симакова. - Текст : непосредственный // III Моисеевские чтения: Культура и гуманитарные проблемы современной цивилизации : доклады и материалы Общероссийской (национальной) научной конференции. - 2020. - С. 420-427.

21. Сухоруких, И. А. Роль социальных медиа в процессе социализации молодежи / И. А. Сухоруких. - Текст : непосредственный // Современные тенденции развития науки и технологии. - 2017. - № 2-7. - С. 136-137.

22. Тадаева, А. В. Социализация молодежи в условиях современного информационного пространства информационного общества/ А. В. Тадаева. - Текст : непосредственный // Духовно-нравственные ценности и профессиональные компетенции рабочей и учащейся молодежи : сборник трудов VIII международной научно-практической конференции. - Екатеринбург, 2014. - С. 233-239.

23. Фомичева, И. Д. Социология СМИ : Учебное пособие для студентов вузов / И. Д. Фомичева. - Москва : Аспект Пресс, 2007. - 335 с. - Текст : непосредственный.

24. Янковская, Л. В. Виртуальная социализация личности / Л. В. Янковская. - Текст : непосредственный // Вестник Полоцкого государственного университета. Сер. Е. Педагогические науки. - 2012. - № 7. - С. 169-176.

PARAMETERS OF YOUTH MEDIA SOCIALIZATION: MODERN ANGLE

Vidnaya O. E., Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, olga0871@mail.ru

Merkushina E. A., Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov,

len.mer2005@yandex.ru

The article raises the problem of turning the media into a leading factor in the socialization of the modern youth audience. Despite the ambiguity of assessments of the influence of media on the socialization of youth, he media environment has already become an integral part of human life and every year its role in personality development will increase due to the emergence of new, more and more young participants in communication. The purpose of the article is to study the communicative interaction of young people with the media and analyze real social practices voiced during in-depth interviews with

experts related to youth activities or mass media. The result was the identification of parameters of media socialization that are fundamentally important for understanding modern realities: spontaneity, the presence of agents of influence, the prevalence of someone else's mediated experience, the creation of a special mythologized space, the transfer of the rules and norms of the media environment into the practice of real communication.

Key words: media socialization, «cybersociality», network socialization, media reality, agent of influence, Internet media.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Abashev, V. V. (2020). Media v sovremennom mire. 59-y'e Peterburgskie chteniya: sbornik mater. Mezhdunar. nauchn. foruma (9-12 noyabrya 2020 goda) [Media in the modern world. 59th Petersburg Readings: collection of mater. Int. scientific. Forum (November 9-12, 2020)]. Urbanisticheskoe dvizhenie kakyavlenie setevoj urbanizacii [The Urban Movement as a Phenomenon of Networked Urbanization] (pp. 7-9), Mediaapier, St. Petersburg. (in Russ.).

2. Aczuta, A. I. (2018). Mediaktivnost' molodezhi v usloviyax kibersocializacii [Media activity of youth in the context of cyber socialization]. Chelyabinskij gumanitarij [Chelyabinsk Humanitarian], 1 (42), pp. 14-20. (in Russ.).

3. Vartanova, E. L. (2020). Media v sovremennom mire. 59-y'e Peterburgskie chteniya: sbornik mater. Mezhdunar. nauchn. foruma (9-12 noyabrya 2020 goda) [Media in the modern world. 59th Petersburg Readings: collection of mater. Int. scientific. Forum (November 9-12, 2020)]. K voprosu

0 teoreticheskom osmy'slenii processa mediasocializacii molodezhi [On the issue of theoretical understanding of the process of media socialization of youth] (pp. 10-12), Mediaapier, St. Petersburg. (in Russ.).

4. Gorbatova, N. V. & Mal'kevich, A.A. (2015). Sovremenny'e SMI kak instrument politicheskoj socializacii molodezhi [Modern media as a tool for the political socialization of youth]. Upravlencheskoe konsuFtirovanie [Administrative Consulting], 5, pp. 52-62. (in Russ.).

5. Danilova, E. A. (2017). Vliyanie SMI na socializaciyu molodezhi [The influence of media on the socialization of youth]. Nauka. Obshhestvo. Gosudarstvo [Science. Society. State], 2 (18), pp. 126-130, available at: https://esj.pnzgu.ru/files/esj.pnzgu.ru/danilova_ea_17_2_17.pdf (accessed 02.09.2021). (in Russ).

6. Druzhba, O. V., Kairova, I. A. & Koshman, M. V. (2020). Social'ny'e seti kak prostranstvo internet-socializacii molodezhi [Social networks as a space for Internet socialization of youth]. KANT [KANT], 1 (34), pp. 143-151. (in Russ.).

7. Dunas, D. V. (2020). Media v sovremennom mire. 59-y'e Peterburgskie chteniya: sbornik mater. Mezhdunar. nauchn. foruma (9-12 noyabrya 2020 goda) [Media in the modern world. 59th Petersburg Readings: collection of mater. Int. scientific. Forum (November 9-12, 2020)]. Ob^edinyaya «medijnoe»

1 «sociaFnoe»: k stanovleniyu cifrovoj mediakul'tury' v cifrovom obshhestve [Combining the "media" and "social": towards the formation of digital media culture in a digital society] (pp. 16-18), Mediaapier, St. Petersburg. (in Russ.).

8. Zhilavskaya, I. V. (2016). Klassifikaciya media. Problemy', ponyatiya, kriterii [Media classification. Problems, concepts, criteria]. Vestnik Volzhskogo universiteta imeni V. N. Tatishheva [Vestnik of Volzsky University after V.N. Tatishchev], T. 2, 4, pp. 169-175. (in Russ.).

9. Zagrebin, V. V. (2017). Process socializacii molodezhi cherez prizmu sociologicheskoj teorii [The process of socialization of youth through the prism of sociological theory]. SociaFny'e i gumanitarny'e znaniya [Social and humanitarian knowledge], T. 3, 1, pp. 42-49. (in Russ.).

10. Zejtunyan, M. A. (2010). Problema socializacii molodezhi v informacionnom obshhestve: teoreticheskoe osmy'slenie [The problem of socialization of youth in the information society: theoretical understanding]. Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 1: Regionovedenie: filosofiya, istoriya, sociologiya, yurisprudenciya, politologiya, kuVturologiya [The Bulletin of the Adyghe State university. Series "Region Studies: Philosophy, History, Sociology, Jurisprudence, Political Sciences and Culturology"], 1, pp. 65-71. (in Russ.).

Знак: npoS^eMHoe no.ie MegHao6pa30BaHHH. 2021. № 4 (42)

11. Zvereva, E. A. (2019). Instrumenty' socializacii v gorodskix media [Socialization tools in urban media]. Social'no-gumanitarny'e znaniya [Social and Humanitarian Knowledge], 8. pp. 76-83. (in Russ).

12. Krasnoyarova, O. V. (2010). Media kak sreda sovremennogo cheloveka [Media as the environment of modern man]. Izvestiya IGEA [Baikal Research Journal], 6 (74), pp. 159-163. (in Russ).

13. Lisenkova, A. A. & Tushinsky, G. L. (2017). Novy'e formaty' mifologizacii v cifrovom prostranstve [New formats of mythologization in the digital space]. Chelovek. KuFtura. Obrazovanie [Human. Culture. Education], 4 (26), pp. 20-31. (in Russ.).

14. Luchinkina, A.I. (2015). Model' psixologicheskogo soprovozhdeniya processa internet-socializacii lichnosti [Model of psychological support for the process of Internet socialization of a person]. Perspektivy' nauki i obrazovaniya [Perspectives of science and education], 2 (14), pp. 118-123 (in Russ.).

15. Maskalyanova, S. A. (2019). Problemy' socializacii sovremennoj molodezhi [Socialization problems of modern youth]. Gumanitarny'e issledovaniya CentraFnojRossii [Humanities researches of the Central Russia], 3 (12), pp. 93-100. (in Russ.).

16. Naftalieva, V. O. (2011). Vliyanie sovremenny'x SMI na molodezh' [The impact of modern media on youth]. Filosofskieproblemy' informacionny'x texnologij i kiberprostranstva [Philosophical problems of information technology and cyberspace], 2, pp. 182-195. (in Russ.).

17. Pleshakov, V.A. (2009). Problemy' pedagogicheskogo obrazovaniya: Sbornik nauchny'x statej [Problems of teacher education: Collection of scientific articles]. PrepodavateFXXIvek [Prepodavatel XXI vek] (pp. 48-49), 3-1. pp. 32-39. (in Russ.).

18. Savchuk, V. V. (2011). O predmete mediafilosofii [About the subject of media philosophy]. Mezhdunarodnyj zhurnal issledovatelej kuFtury' [International journal of cultural research], 3 (4). pp. 6-9. (in Russ.).

19. Samsonova, T. N. & Naumova, E. S. (2019). Rol' SMI v politicheskoj socializacii sovremennoj rossijskoj molodezhi [The role of media in the political socialization of modern Russian youth]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 18. Sociologiya ipolitologiya [Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and political science], T. 25, 4. pp. 247-264. (in Russ.).

20. Simakova, S. I. (2020). Vizual'ny'j kontent sredstv massovoj kommunikacii kak sredstvo mediasocializacii molodezhi [Visual content of mass media as a means of media socialization of youth]. IIIMoiseevskie chteniya: KuFtura i gumanitarny'eproblemy' sovremennoj civilizacii: doklady' i materialy' Obshherossijskoj (nacionaFnoj) nauchnoj konferencii [III Moiseev Readings: Culture and Humanitarian Problems of Modern Civilization: Reports and Materials of the All-Russian (National) Scientific Conference], pp. 420-427 (in Russ.).

21. Suxorukix, I. A. (2017) Rol' social'ny'x media v processe socializacii molodezhi [The role of social media in the process of socialization of youth]. Sovremenny'e tendencii razvitiyanauki i texnologii [Modern trends in the development of science and technology], 2-7, pp. 136-137. (in Russ.).

22. Tadaeva, A. V. (2014). Duxovno-nravstvenny'e cennosti i professional'ny'e kompetencii rabochej i uchashhejsya molodezhi: sbornik trudov VIII mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Spiritual and moral values and professional competencies of working and student youth: collection of works of the VIII international scientific and practical conference]. Socializaciya molodezhi v usloviyax sovremennogo informacionnogo prostranstva informacionnogo obshhestva [Socialization of youth in the conditions of the modern information space of the information society], pp. 233-239 (in Russ).

23. Fomicheva, I. D. (2007). Sociologiya SMI [Sociology of media]. Aspekt Press, Moscow. (in Russ).

24. Yankovskaya, L. V. (2012). Virtual'naya socializaciya lichnosti [Virtual socialization of personality]. VestnikPoloczkogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. E. Pedagogicheskie nauki [Vestnik of Polotsk State University. Part E. Pedagogic Sciences], 7. pp. 169-176. (in Russ.).

Видная Ольга Евгеньевна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью факультета филологии и журналистики, Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина. olga0871@mail.ru

Меркушина Елена Анатольевна, старший преподаватель кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью» факультета филологии и журналистики, Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина. len.mer2005@yandex.ru

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Видная О. Е., Меркушина Е. А. Параметры медиасоциализации молодежи: современный ракурс // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2021. J№ 4 (42). С. 94-104. DOI: 10.47475/20700695-2021-10411.

Vidnaya O. E., Merkushina E. A. Parameters of youth media socialization: modern angle // Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija. 2021. No 4 (42), pp. 94-104. DOI: 10.47475/2070-0695-202110411.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.