4. Benjamin, W. The Work of Art in the Age of Mechanical Reproduction. Scottsdale, AZ: Prism Key Press, 2010. P. 41.
5. Boon M. In Praise of Copying. Cambridge, MA: Harvard University Press, 2010.
6. Information Technology and Moral Philosophy / Ed. byJeroen van den Hoven, John Weckert, Charles Sturt University, Albury. New South Wales: Publisher; Cambridge University Press / Online publication date: July 2009 / Print publication year: 2008
7. Liane Gabora. Ideas are not replicators but minds are // Biology and Philosophy. 2004. 19 (1). P. 127143.
8. Schwartz Hi I lei. The Culture of the Copy: Striking Likenesses, Unreasonable Facsimiles/Hillel Schwartz. - Zone Books, 1996.
9. Sead Alic. Copy-paste kultura. Od "Mehanicke mlade" do copy-paste culture // Filozofska istrazivanja. 2008. Vol. 28. No. 1. Str. 63-74. lO.Sherri Irvin & Julian Dodd. In Advance of the Broken Theory: Philosophy and Contemporary Art // Journal of Aesthetics and Art Criticism. 2017. No 75 (4). P. 375-386.
11.Wesley D. Cray. Conceptual Art, Ideas, and Ontology // Journal of Aesthetics and Art Criticism. 2014. No 72(3). P. 235-245.
О cu о cu
I—
Q-<
IT CO
SOCIAL NETWORKS AS A SPACE FOR INTERNET SOCIALIZATION OF YOUNG PEOPLE Druzhba Oiga Vladlmlrovna, DSc of Historical sciences, Professor Kairova irina Aleksandrovna, PhD of Philosophical sciences, Associate Professor Koshman Mariya Valeryevna, PhD of Philosophical sciences, Associate Professor Department of Public Relations, Don State Technical University, Rostov-on-Don
The rele vance of the study of social networks as a space for internet socialization is due to their specific communicative-characteristics and high popularity among youth and adolescent audiences. Communicating in the space of social media, an individual falls under the socializing influence of "significant others", "generalized another" and is integrated ' into a social structure with a certain set of values, attitudes and ideas. Currently, global corporations, brands and bloggers are active agents of socialization in social media. The content of the accounts of companies pursuing marketing goals demonstrates a focus on the formation and maintenance of consumer, hedonistic values and corresponding gender myths and behavior patterns among the youth audience.
Keywords: socialization; internet socialization; youth; socialization agents; identity; social networks; social media; social media functions.
сдмт С
s
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ПРОСТРАНСТВО ИНТЕРНЕТ-СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЁЖИ
Актуальность исследования социальных сетей как пространства Интернет-социализации обусловлена их специфическими коммуникативными характеристиками и высокой популярностью у молодежной и подростковой аудитории. Коммуницируя в пространстве социальных медиа, индивид попадает под социализирующее воздействие "значимыхдругих" "обобщенного другого" и оказывается интегрирован в социальную структуру с определенным набором ценностей, установок и представлений. В настоящее время активными агентами социализации в социальных медиа выступают глобальные корпорации, бренды, блогеры. Контент аккаунтов компаний, преследующих маркетинговые цели, демонстрирует ориентацию на формирование и поддержание у молодежной аудитории потребительских, гедонистических ценностей и соответствующих им тендерных мифов и моделей поведения. Ключевые слова: социализация; Интернет-социализация; молодежь; агенты социализации; идентичность; социальные сети; социальные медиа; функции социальных медиа.
Проблемам социализации, формирования идентичности и системы ценностных ориентаций подростков и молодежи традиционно посвящается большое количество работ психологов, социологов, философов. Учитывая тенденции коммуникативного развития современного общества, исследователи совершенно обоснованно фокусируют внимание на новых формах и методах коммуникации как на важных факторах формирования сознания, мотивации и поведенческих моделей подростков и молодежи. В свете сложившейся ситуации, связанной с серьезным влиянием новых медиа на подростков и молодежь, чрезвычайно актуальной научной проблемой
УДК 101.1:316 ВАК РФ 09.00.11
©Дружба О.В., 2020 © Каирова И.А., 2020 © Кошман М.В., 2020
ДРУЖБА Ольга Владимировна, доктор исторических наук, профессор
КАИРОВА Ирина Александровна, кандидат философских наук, доцент
КОШМАН Мария Валерьевна, кандидат философских наук, доцент
кафедра Связи с общественностью, Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону
143
является дальнейшее социально-философское осмысление механизмов как конструктивной, так и деструктивной социализации, в процессе которой происходит усвоение и реализация индивидами девиантных, жизненно опасных моделей поведения.
Результатом интенсивного развития информационно-коммуникационных технологий в последние десятилетия явилось становление Интернета как одного из важнейших институтов социализации личности в современном обществе. Стремительная эволюция платформ и форматов Интернет-коммуникаций привела к формированию жизненно освоенной виртуальной социальной реальности, а современный человек как представитель вида Homo Sapiens перешел на качественно новый этап эволюции - киберэволюции - и фактически превращается в уникальный новый вид - Homo Cyberus [12]. Российский философ В.В. Афанасьева отмечает в этой связи, что "одним из самых значимых итогов виртуализации всех сфер жизни следует признать возникновение Homo Virtualis, человека виртуального, который ориентирован на виртуальность, обладающего чрезмерно виртуализированным сознанием и являющегося создателем, носителем и потребителем виртуальных феноменов. Именно в виртуальном пространстве человек виртуальный работает,учится, отдыхает, общается, потребляет информацию и удовольствия, именно для Homo Virtualis и с помощью Homo Virtualis возникают и существуют все новые и новые виртуальные феномены, целые виртуальные миры" [1].
В связи с вышесказанным нужно отметить, что в настоящее время исследователями входе изучения процессов становления личности, усвоения ею социального опыта посредством Интернет-взаимодействия широко используются такие термины, как "Интернет-социализация", "киберсоциализация".
В.А. Плешаков определяет "киберсоциали-зацию человека (от греч. kybernetike - "искусство управления", от греч. kybernao - "правлю рулем, управляю", от греч. - "кормчий" + англ. socialization) (виртуальную компьютерную со-циализациюличности) каклокальный процесс качественных изменений структуры личности, происходящий в результате социализации человека в киберпространстве виртуальной социализирующей Интернет-среды, то есть в процессе использования его ресурсов и коммуникации с виртуальными агентами социализации, встречающимися человеку в глобальной сети Интернет" [12].
Российский психолог А.И. Лучинкина понимает под Интернет-социализацией "процесс расширения социального опыта личности в социально-культурном пространстве Интернета, благодаря поэтапному развертыванию инструментальной, мотивационной и мифологической составляющихданного процесса, ведущего к конструированию социального пространства субъектом, а в отдельных случаях к формированию виртуальной личности" [цит. по 16]. Иными словами, в процессе погружения пользователя в социокультурную среду Интернета происходит расширение социального опыта и изменение различных структур личности. При этом важно подчеркнуть, что социализация молодежи средствами Интернет-коммуникаций представляет собой не только развитие навыков пользования современными информационно-коммуникационными технологиями, но и формирование фундаментально новых коммуникативных пространств, мировоззрения, а также норм и правил общества [16].
Описание механизма социализации личности в Интернет-пространстве требует обращения к ряду важных теоретических положений и выводов, сформулированных в работах таких авторитетных авторов, как П. Бергер, Т. Лукман, Дж. Мид.
В рамках предпринимаемого исследования под социализацией в широком смысле мы будем понимать "включение личности в систему социальных связей на основе усвоения ею ценностей, норм, образцов поведения данной группы или общества в целом в процессе собственной деятельности и общения" [15].
В концепции социального конструирования реальности П. Бергера и Т. Лукмана обращается пристальное внимание на тот факт, что в коммуникативныхактах, осуществляемых посредством языка, реализуются такие важные взаимосвязанные процессы, как интернали-зация, социализация, самоидентификация, делающие человека носителем социальности. Социализация определяется исследователями в широком смысле как "всестороннее и последовательное вхождение индивида в объективный мир общества или в отдельную его часть" [15].
П. Бергер и Т. Лукман вводят понятия первичной и вторичной социализации. Благодаря первичной социализации, которая происходит в детстве, индивид становится членом общества. Вторичная социализация представляет собой каждый последующий процесс, который позволяетуже прошедшему социализа-
цию индивиду осваивать новые сектора объективного мира его социума [15].
Персонифицированными агентами социализации личности, согласно П. Бергеру и Т. Лукману, выступают значимые другие. Исследователи отмечают в этой связи, что ответственными за социализацию индивида являются значимые другие, встречаемые им в рамках объективной социальной структуры, в которой он рожден. Объективной реальностью для индивида становятся те определения его ситуации, которые он получает от этих значимых других. Таким образом благодаря коммуникативному взаимодействию со значимыми другими индивид оказывается интегрирован не только в объективную социальную структуру, но и в объективный социальный мир. Значимые другие в концепции П. Бергера и Т. Лукмана выступают своего рода посредниками между индивидом и социальным миром, модифицирующими последний в процессе его передачи [15].
Совершенно очевидно, что круг персонифицированных агентов социализации личности в Интернет-среде может быть чрезвычайно широк за счет коммуникаций в пространстве социальных сетей, блогосферы и видеоблогосферы.
Говоря о роли агентов социализации, следует рассмотреть понятия "значимый другой" и "обобщенный другой", разработанные основоположником парадигмы символического ин-теракционизма Дж. Мидом.
Согласно Дж. Миду, среди множества людей, с которыми осуществляет коммуникацию индивид, он выделяет тех, чьи оценки являются для него наиболее важными. Эти люди становятся для индивида значимым другим. Однако не только значимый другой оказывает социализирующее воздействие на индивида. Социализирующую функцию выполняет и так называемый обобщенный другой. Обобщенным другим для индивида выступает любое организованное сообщество, которое через выражение отношения всего сообщества к действиям индивида обеспечивает тем самым формирование его самости. Дж. Мид отмечает, что установка обобщенного другого является установкой всего сообщества. Таким образом, человек постоянно ожидает оценки себя со стороны социальных групп, к которым принадлежит. Именно в форме обобщенного другого сообщество оказывает влияние на поведение индивида и осуществляет контроль над его действиями [6].
Влияние обобщенного другого на сознание индивида связано с процессом вторичной со-
циализации, на начальном этапе которой происходит овладение молодым человеком таким тезаурусом, который позволяет ему присвоить социальную субъектность. В сознании индивида на этом этапе происходит постепенное абстрагирование от ролей и установок конкретных "других" и усвоение ролей и установок, принятых в обществе. Это обусловлено ориентацией на обобщенного "другого" и отождествлением себя с обществом. Важно подчеркнуть, что для начала вторичной социализации характерно снижение влияния на индивида родительской семьи как агента социализации. Решающей фазой социализации, включающей интернализацию общества как такового и субъективное установление целостной идентичности, является формирование в сознании обобщенного "другого". Симметричная связь между объективной и субъективной реальностями устанавливается именно тогда, когда сознании индивида выкристаллизовывается обобщенный "другой" [5].
В рамках проблематики предпринимаемого исследования чрезвычайно важно отметить, что процесс вторичной социализации молодежи, как правило, характеризуется сложностью протекания, кризисностью. Социолог А.И. Ковалева отмечает, что это связано, прежде всего, с тем, что адаптационные и интернали-зационные процессы, реализующиеся на данном этапе, накладываются на результаты первичной социализации. Соответственно, возникает проблема согласованности результатов интернализаций. На новом жизненном этапе постигнутые индивидом приспособления к осваиваемому им миру значимых других, а также его изобретения (в понимании Г. Тарда) зачастую оказываются недостаточными. Обретенная ранее идентичность подвергается индивидом сомнению. Кроме того, в ранней юности переживания у человека вызывает, с одной стороны, осознание необходимости решать взрослые задачи, а с другой - желание понять, как он выглядит в глазах других и насколько этот образ соответствует его собственным представлениям о себе. Поэтому в поисках нового чувства тождественности молодой человек, прежде всего, опирается на оценки и мнения, транслируемые реальными значимыми "другими". Выкристаллизовывающаяся в сознании индивида новая идентичность есть чувство уверенности в том, что внутренняя тождественность и непрерывность сочетается с тождественностью и непрерывностью его значения для "других". Эта идентичность интегрирует все прежние идентификации индиви-
О си о си
I—
О-<
=г со
сдмт С Ё
145
да с идентификацией, дающей ему возможность выполнять социальные роли взрослого человека [5].
Говоря о проблеме вторичной социализации молодежи в контексте осуществляемого исследования, нужно привести мнение И.И. Ярыгиной относительно мотивации коммуникационной активности подростков в Интернет-среде. Автор отмечает, что привлекательность общения в Интернете в подростковом и раннем юношеском возрасте обусловлена преимущественно желанием поиска новых друзей, знакомства с новыми субкультурами и интеграции в них, необходимостью формирования социальной идентичности. На данном этапе социализации Интернет дает индивидууму возможность общения с практически безграничным количеством людей и сообществ по интересам, взаимодействия со всевозможными типами личностей, познания множества историй, обмена мнениями и обсуждения различных актуальных тем и вопросов. Важно отметить, что поиск определенного круга общения идет параллельно тенденции автономизации от родителей. Интернет-коммуникации в данном ракурсе особенно привлекательны, поскольку позволяют подростку удовлетворить потребность в лидерстве и подкрепляют предприимчивость [19].
В связи с вышесказанным большой научный интерес представляют результаты исследования специфики Интернета как института социализации, предпринятого А.И. Лучинкиной. Эмпирическое исследование, проведенное в 2019 году среди четырех групп пользователей (пассивные пользователи,ситуативные пользователи, активные пользователи и чрезмерно активные пользователи) позволило сделать следующие выводы:
1. В первую тройку ведущих институтов социализации у ситуативных, активных и чрезмерно активных пользователей Интернет-сети наряду с семьей и образовательной средой входит Интернет, что позволяет говорить об Интернет-социализации как о важном факторе становления личности.
2. Пользователи с разными типами Интернет-активности не демонстрируют существенных отличий в восприятии Интернета. Однако нужно отметить, что, оценивая позитивность влияния трех ведущих институтов социализации, опрашиваемые поставили "Интернет" на третье место после "семьи" и "неформальных объединений". Пассивным пользователям присуща мифологизация Интернета, в то время как ситуативные, активные и чрезмерно активные
пользователи демонстрируют деятельностные ассоциации в отношении данного института социализации.
3. Следствием повышения Интернет-активности является трансформация системы ценностей пользователей, а именно - происходит ослабление коллективных ценностей за счет актуализации ценностей индивидуальных [8].
Структурным компонентом Интернет-пространства, обладающим большим коммуникативным, социализирующим потенциалом, выступают сетевые Интернет-сообщества, или виртуальные сетевые сообщества. Данные сообщества представляют собой форму социальной организации, которая в виртуальном Интернет-пространстве реализует сетевые принципы и основы своего бытия [2].
С.А. Данилов выделяет следующие системные характеристики сетевых сообществ, определяющие Интернет-социализацию:
1) все для всех. Сетевые Интернет-сообщества позволяют всем участникам коммуникационного взаимодействия,осуществляемого в их рамках, строить отношения со всеми. Такая возможность взаимодействия друг с другом, безусловно, является альтернативой коммуникациям в реальном социальном пространстве, где общение зависит от различных факторов -территории, времени, функциональных возможностей других участников. Сетевые Интернет-сообщества создают неограниченное коммуникативное пространство, позволяет участникам самим задавать границы и параметры взаимодействия. Так, например, участник сообщества может самостоятельно выбрать пол, место проживания, возраст и т. д. того, кто будетявляться потенциально его контактным лицом;
2) анонимность. Данный фактор раскрывает неограниченный ресурсличности для трансформации своего образа, построения моделей поведения, способов реализации своих действий и, следовательно, оказывает решающее влияние на участие в виртуальном сообществе. Однако нужно учитывать, что именно анонимность может выступать мощным фактором, стимулирующим деструктивную функцию молодежи;
3) свобода входа/выхода. Свобода действий является базовой ценностью виртуальных сообществ, на основании которой и возникают различные институциональные формы. Свобода определяет все шаги и этапы реализации действий в данном коммуникативном пространстве. Участник сетевого сообщества свободен, начиная с момента входа в группу в со-
циальнои сети и до выхода из нее или в нежелании общаться в чате;
4) конкретность интересов. Именно общность интересов трансформирует сетевое социальное пространство в социальную структуру. Различные формы виртуальной интеграции, появление групп общения, сообществ являются результатом общности интересов. В реальном социальном мире взаимодействие выстраивается, как правило, на наиболее общих ценностях и интересах. Виртуальные сетевые сообщества обладают нужным ресурсом для "детальной" интеграции на основе порой узкоспециальных и конкретных интересов [2].
Г.Г. Щепилова, проанализировав большой пласт теоретического материала, выделяет ряд важнейших социально-психологических функций, выполняемых социальными медиа: образовательная функция, функция социальной ориентировки,участия реципиентов в формировании общественного мнения, социальной идентификации [18].
По данным исследования, осуществлённого компанией "Медиаскоп", 68% населения на сегодняшний день являются пользователями социальных сетей. У молодых людей в возрасте 12-25 лет 41% времени использования мобильного устройства приходится на коммуникации в социальных медиа. Поиск с мобильных устройств молодежью не осуществляется, а на стационарных устройствах эту функцию используют лишь 4% опрошенных [7]. Это говорит о том, что сегодня фокус поиска сдвигается из поисковых систем в социальные сети, где одновременно можно удовлетворить сразу несколько потребностей: приобретение товаров и услуг, общение, образование и т.п. При этом контент все чаще публикуется в формате видео, что упрощает его интерпретацию. В этой связи большую популярность у молодых людей сегодня приобретают социальные сети, которые предполагают размещение только видеоконтента, например, "Ютюб" и "ТикТок".
Большой интерес в контексте рассматриваемой проблемы представляют результаты социологического исследования "Молодежь и информация", проведенного в 2018 году многофункциональным молодежным центром "Шанс". Исследование демонстрирует не только чрезвычайную популярность социальных медиа и постоянный прирост аудитории, но и обращает внимание на процесс смещения вектора доверия молодёжной аудитории поступающей информации. В качестве главных источников информации в молодежной среде прочно закрепились Интернет-ресурсы, к ко-
торым относятся социальные сети, форумы, блоги в Интернете (62%) и информационные, новостные сайты (54%).
Наиболее достоверной молодежь считает информацию, распространяемую в социальных сетях, на форумах и в блогах. Данный вариант выбрала половина опрошенных (51 %). Информационные и новостные сайты в Интернете также вызывают у молодежи доверие. Данный источник отметили 45% респондентов. Всего 1/3 (33%) молодежи больше доверяет информации,полученной из разговоров с родственниками, друзьями и знакомыми. Затем следует такой источник информации как телевидение. Его выбрали 28% респондентов. Радио и печатным изданиям (газеты,журналы), как оказалось, современная молодежь доверяет меньше всего - 16% и 20%, соответственно [14].
Очевидно, что социальные медиа являются г наиболее авторитетными источниками информации и привлекательными коммуникативными площадками для молодежной аудитории. С этим связаны попытки современных зарубежных и российских авторов Д. Мёрти, Д. Торнли, Ф. Фюреди, А.Н. Чумикова, Е.Л. Вартановой, Л.П., Я.Н. Засурского и других дать исчерпывающее определение понятию "социальные медиа".
Английский социолог Д. Мёрти определяет социальные медиа как большое количество дешевых и доступных электронных инструментов, дающих возможность каждому человеку быть как автором и отправителем, так и получателем информации. Кроме того, социальные медиа являются площадками для сотрудничества и выстраивания отношений с другими людьми и сообществами.
По мнению Д. Торнли, социальные медиа обладают простотой использования, не предполагают наличия у пользователей специальных технических знаний и навыков для размещения, редактирования и перемещения информации [18], что обуславливает их востребованность у молодежной аудитории.
Таким образом, социальные медиа создают медиасреду, которая отличается высокой скоростью трансляции сообщений и, соответственно, информационной перегруженностью. Американский социолог Ф. Фюреди, подчеркивает в этой связи, что мы живем в эпоху "отвлекающихся людей", когда стремительное развитие технологий и информационная перенасыщенность не позволяют сконцентрироваться и читать сложные тексты. В связи с большими потоками потребляемой информации появляется такое понятие, как "синдром ин-
О си о си
I—
Q-<
=Г СО
сдмт С
S
147
формационной усталости", симптомами которого являются рассеянное внимание, невозможность сконцентрироваться, неспособность выделить главное и важное. При этом автор отмечает, что перед современным обществом стоит важнейшая проблема разработки парадигмы и технологий для структуризации и облегчения понимания и усвоения информации.
Говоря о высоком социализирующем потенциале социальных медиа для молодежи, важно отметить, что согласно Ф. Фюреди, современное общество охвачено страхами, которые связаны с ограниченностью человеческого разума и непониманием значения информации, а также неумением критически анализировать информацию и отличать "полезную" от "бесполезной". "Массив информации можно превратить из тяжкого груза в имеющее пользу знание только при помощи выбора и интерпретации" [20]. Актуальным инструментом интерпретации информации в современном цифровом обществе является визуализация контента. XXI век можно назвать эпохой визуализации. Визуальные образы становятся формообразующим принципом не только для современной культуры, но и структурообразующим для повседневной жизни человека. Визуальные коммуникации уверенно вытесняют из культуры и повседневности вербальные формы, предлагая более эмоциональные, упрощенные, яркие, символичные визуальные образы, которые, в свою очередь, формируют для человека новое пространство, новую реальность, новые жизненные перспективы. Поэтому, как полагают многие авторы, именно "язык визуальных образов соответствует насущным задачам социального общения, а его экономичность и моментальная ясность обеспечивают быстроту коммуникативных процессов" [4].
В условиях стремительной цифровизации графический дизайн и все средства и инструменты визуализации информации, способ-ствуютупрощениюсложной информации,что повышает ее привлекательность и запоминаемость. Визуализация информации помогает быстро найти наиболее актуальные и эффективные инструменты для продвижения проекта, быстро набрать новых подписчиков в группы и увеличить вовлеченность аудитории. Именно поэтому средства и методы визуализации информации и визуализации знаний набирают все большую популярность. При этом, как уже было сказано ранее, главным потребителем упрощенной, интерпретиро-
ванной информации в силу многих факторов является молодежь. Именно молодые люди обычно являются новаторами и первыми стараются освоить все новые технологии. Молодежная аудитория всегда выступает лидером процессов социокультурных изменений, так как быстрее адаптируется к новым социальным условиям. Поэтому в первую очередь именно молодежь становится главным поглотителем информации и является наиболее мобильной аудиторией как в западных станах, так и в современной России.
Молодой человек, подросток, погружается в социальных сетях в мир ярких образов, искусственно сконструированных имиджей и "авторитетов", иллюзорного безусловного "счастья" и "благополучия", становится подверженным манипуляциям. Происходит формирование нового человека: максимального потребителя, не способного усваивать сложную и требующую анализа информацию.
На наш взгляд, значимую роль в этом процессе играют бренды, крупные корпорации, блогеры, которые часто выступают сомнительными лидерами мнения. Большой интерес представляет исследование, проведенное американским аналитическим агентством Statista в 2018 году, из которого видно, что 96% брендов имеют представительство в социальной сети "Facebook". По данным агентства, четверо из десяти Интернет-пользователей подписаны на страницы своих любимых брендов в социальных сетях, а четвертая часть подписывается в момент принятия решения о покупке [21]. В связи с тем, что большинство людей положительно относятся к брендовому контенту, все больше компаний активизируют свою работу в социальных медиа, генерируют продающий контент, а значит и выступают субъектами социализации современной молодежи. Таким образом, в социальных медиа сегодня происходит формирование и поддержание потребительских и гедонистических ценностей.
Учитывая, что чрезвычайно активными пользователями сети "Инстаграм" сегодня являются подростки, критическое восприятие информации у которых не вполне развито, совершенно очевидно, что именно эта аудитория оказывается наиболее подверженной влиянию транслируемого брендами потребительского, гедонистического стилей жизни. Используя маркетинговые инструменты, бренды формируют моду не только на товары и внешний вид, но и на модели поведения. Так, например, в поисках новых целевых аудиторий, бренд "Calvin Klein" использует для про-
движения нижнеи одежды моделей в теле, что сформировало позитивное представление о возможности нормальной жизни даже в том случае, если габариты твоего тела выходят за рамки девяносто-шестьдесят-девяносто [9]. "Взорвала" сеть "Инстаграм" рекламная кампания бренда "Reebok", транслировавшая целый набор провокационных моделей поведения и тендерных ценностей. Используя минималис-тичный стиль в графике, компания разработала серию постов: "Мужество - это мышцы". В других постах девушкам предлагалось от лица всех феминисток не сидеть на игле мужского одобрения, а сесть мужчине на лицо [10]. Посты имели большой успех и превратились в мемы. Примером общения искусственно сконструированных имиджей, не имеющих отношения к конкретным людям или организациям, является фейковый аккаунт,созданный от имени знаменитой пышечной в Санкт-Птербурге. Контент содержал темы секса, криминала, наркотиков и пользовался большой популярностью [17].
В связи с тем, что основной задачей маркетинга является увеличение прибыли путем максимизации потребления, все маркетинговые усилия брендов направлены на формирование и укрепление в сознании целевых аудиторий потребительских ценностей. Во всех социальных сетях, включая Инстаграм, огромное количество страниц создается анонимно, что позволяет менять свой имидж в зависимости от контекста общения и потребностей оппонентов. Этим в полной мере пользуются бренды для продвижения и трансляции набора потребительских мифов.
Еще один важный аспект функционирования социальных медиа как площадок социализации молодежи связан с тем, что сегодня все средства работы с информацией внутри сети направлены на сбор и анализ пользовательского контента с целью его кластеризации и оптимизации выдачи. Анализ информации проводится по пользовательским запросам, ранжирование внутри сети происходит на основе публикаций, объявлений, взаимодействия с различными сообществами и поисковыми запросами [13]. То есть, поисковые запросы, публикации и все активности человека в социальных сетях становятся основным источником информации об интересах и потребностях пользователя и формируют портрет личности. В результате ситуативный искусственно сконструированный имидж человека становится его вторым "я" в виртуальной реальности, и таких "я" может быть несколько. В
условиях общения миллиардов искусственно созданных имиджей внутри сконструированных реальностей очень сложно провести классификацию пользователей, изучить ценности и предпочтения при помощи традиционных методов маркетинговых и социальных исследований. Поэтому методы анализа данных в социальных медиа постоянно меняются и оптимизируются, результатом чего стало появление "умной ленты" в сети "Инстаграм". И в дальнейшем алгоритмы обработки медиадан-ных будут становится все сложнее. Меняются и цели мониторинга данных, сегодня все российские системы мониторинга социальных медиа направлены на решение маркетинговых задач. Поэтому критериями выбираются: количественные показатели (упоминаний, лайков, комментов), показатель эмоциональной окраски поста, статистика по темам, платформам, авторам, сравнение с конкурентами. Такими образом, успешность поста определяется по принципу "зашло" - "не зашло" получил отклик аудитории или не получил. Если реакция отражена большим количеством лайков, просмотров и комментариев, то пост можно считать эффективным. Однако контент может иметь огромную популярность, набирать лайки и просмотры, но при этом быть неадекватным и транслировать негативные модели поведения, либо быть бессмысленным и не нести никакой эмоциональной или интеллектуальной нагрузки. Так, например, в начале 2019 года самым популярным постом года стал пост с фотографией куриного яйца. Большим успехом у аудитории молодежных социальных сетей пользуются аккаунты так называемых "тюнингованных" девушек, которые демонстрируют результаты пластических операций по увеличению груди, губ и других частей тела до невероятных размеров, как, например, блогер Алекса Дэвил [11]. Очень популярной группой в социальной сети "ВКонтакте" является "Дэд пейдж", которая представляет собой страницу умерших людей, насчитывающей 641826 подписчиков [3]. В группе хранится информация о смерти, размышления и фотографии умерших людей, а рядом с этим постами располагаются на стене записи с пошлыми шутками. Гнетущий осадок оставляют комментарии подписчиков под постами о погибших и умерших, в которых содержится унижение и оскорбление.
Таким образом, при оценке контента в социальных медиа, сосредоточение происходит на абстрактных количественных данных в ущерб оценке качества информации. Послед-
О си о си
I—
Q-<
=Г СО
сдмт С
S
149
ствием существующей тенденции количественно оценивать данные и сводить их к байтам, символам или дюймам столбцов является то, что мы не рассматриваем информацию с точки зрения пользы и важности. Это порождает трудности в понимании того, что достойно внимания и сосредоточения, а что нет. Именно поэтому Ф. Фюреди предупреждает, что до тех пор, пока взаимодействие человека с потоком информации имеет качество пассивного потребления, чувства перегрузки, тревоги и разочарования неизбежны [20].
Таким образом, социальные сети привлекают молодежь возможностью свободных коммуникаций и обладают большим социализирующим потенциалом в силу специфики формата их функционирования. В виртуальной среде молодой человек может реализовать различные желания и потребности, выстраивать общение с теми, кто интересен. При этом ему необязательно открывать реальную информацию о своей личности или наоборот скрываться за виртуальным образом. Свобода действий и анонимность в виртуальном пространстве притягивают молодежь, затягивают личность в "воронку" событий и совершенно очевидно выступают серьезными факторами деструктивной социализации и самореализации посредством выхода за рамки социальных норм [16]. Осуществленное исследование показало, что сегодня активными агентами социализации в пространстве социальных медиа выступают крупные корпорации, продвигающие свои бренды, блогеры. Контент аккаунтов в социальных сетях ряда данных субъектов демонстрирует ориентацию на формирование и поддержание у молодежной аудитории потребительских, гедонистических ценностей, а также тендерных образов и моделей поведения, идущих вразрез с традиционными представлениями и нормами. В этой связи чрезвычайно актуальными задачами, стоящими перед институтами среднего и высшего образования, являются обучение молодых людей правильной оценке степени рисков и угроз в Интернет-среде (контентных, коммуникационных, психологических, потребительских) и развитие навыков безопасного поведения в Интернете [16].
Литература:
1. Афанасьева В.В. Homo VirtuaMs: психологические характеристики [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/homo-virtualis-psihologicheskie-ha rakteristi ki/ viewer (дата обращения: 10.12.2019)
2. Данилов С.А. Риски и потенциал Интернет-социализации молодежи [Электронный ресурс] -
Режим доступа. - URL: https://cyberleninka.ru/ article/п/ri ski-i-potentsia l-i nternet-sotsîa I izatsii-molodezhi (дата обращения: 10.12.2019)
3. "Дэд пейдж". Страница умерших людей в сети "ВКонтакте". URL: https://vk.com/ripmilk (дата обращения: 10.12.2019)
4. Донцова.И., Дроздова A.B. Визуальное воздействие Интернет-рекламы на молодежную субкультуру // Национальный психологический журнал -2013.-№2(10)-С. 25-31.
5. Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория [Электронный ресурс] - Режим доступа.- URL: http://www.isras.ru/files/File/Socis/2003-01/Kovaleva_Concep.pdf. (дата обращения: 10.12.2019)
6. Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения / С.А. Кравченко. - 3-е изд., перераб. и дополн. - М. : Экзамен, 2007. - С. 267-268.
7. Курносова Е. Социальные сети в цифрах// Mediascope. URL: https://mediascope.net/upload/ iblock/f97/18.04.2019_Mediascope.
8. Лучинкина А.И. Специфика Интернета как института социализации [Электронный ресурс] -Режим доступа. - URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/spetsifika-interneta-kak-instituta-sotsializatsii (дата обращения: 10.12.2019)
9. Официальный аккаунт "Calvin Klein" в сети "Ин-стаграм". URL: https://www.in stag га rn.com/ calvinklein/(дата обращения: 21.01.2020). Ю.Официальный аккаунт компании "Reebok" в сети "Инстаграм". URL: https://www.instagram.com/ reebok/Сцата обращения: 21.01.2020).
11.Официальный аккаунт Алексы Девил в сети "Инстаграм". URL: https://www.instagram.com/ aleksadevil/(flaTa обращения: 21.01.2020).
12.Плешаков В.А. Киберсоциализация как инновационный социально-педагогический феномен [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kibersotsializatsiya-kak-innovatsionnyy-sotsialno-pedagogicheskiy-fenomen/viewer(flaTa обращения: 10.12.2019)
13.Рыцарев И.А., Кирш Д.В., Куприянов A.B. Кластеризация медиа-контента из социальных сетей с использованием технологии BigData // КО. 2018. №5. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/ klasterizatsiya-media-kontenta-iz-sotsialnyh-setey-s-ispolzovaniem-tehnologii-bigdata (дата обращения: 21.01.2020).
14.Социологическое исследование "Молодежь и информация" // Многофункциональный молодежный центр "Шанс". URL: http://dmoshans.ru/ shans-press/sociologicheskie-issledovaniya/ soci ologicheskoe-i s s led ova nie-moi odezh-i-informaciya (дата обращения: 21.01.2020).
15.Социология. Основы общей теории / отв. ред. академик РАН. Г.В. Осипов, действительный член РАЕН Л.Н. Москвичев. - М. : Норма, 2005. - С. 884.
16.Тарханова И. Ю. Социализация молодежи средствами Интернет-коммуникаций [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/sotsializatsiya-molodezhi-sredstvami-internet-kommunikatsiy (дата обращения: 10.12.2019).
17.Фейковый аккаунт пышечной на Большой Конюшенной в сети "Инстаграм". URL: https://
www.instagram.com/pyshechnaya1958/(дата обращения: 10.12.2019).
18. Щепилова Г.Г. Социальные медиа как ресурс интегрированных коммуникативных практик: монография / под ред. Л.П. Шестеркиной. - Челябинск : ЮУрГУ, 2017. - 296 с. - С. 195.
19.Ярыгина И.И. Влияние Интернета на процесс социализации подростков [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/vliyanie-interneta-na-protsess-sotsializatsii-podrostkov (дата обращения: 10.12.2019).
20.Fured¡ F.lnformation Overload or a Search for Meaning? The American Interest/ URL: https:// www.the-american-interest.com/2015/1 2/1 7/ information-overload-or-a-search-for-meaning/ (дата обращения: 21.01.2020). 21 .The State of Social 2018 Report: Your Guide to the Latest Social Media Marketing Research // Social Media Week. URL: https://socialmediaweek.org/blog/ 2018/01 /state-soda 1-201 8-report-g uide-latest-social-media-marketing-research/ (дата обращения: 21.01.2020).
О CU
о cu
I—
Q-<
LINGUISTIC MARKERS OF EXTREMISM
=r CO
Magomedov Nurmagomed Gadzhialievich, Postgraduate student, Department of Philosophy and Social and Political Sciences, Dagestan State University, chamber practice of the Joint StockCompany "The Russian Rail Ways" Makhachkala, ^ Republic of Dagestan \_
The article provides a specification of the main features of extremism, which allows to regulate the law enforcement anti-extremist practice, to prevent its broad interpretation, limiting the fundamental human rights and freedoms. To do this, we reveal inductive and logical approaches to the assessment of extremism, which allow us to identify the*, main features that are important for its expert assessment. As such signs, without which "extremism is not extremism"" we distinguish two: the presence of elements of extra-legal violence, coercion, as well as the formation of hostility | and hatred to other people, values and concepts, in the light of the above, the author analyzes the domestic and international experience of conducting forensic linguistic expertise, which should be used by all state, political and law enforcement agencies when considering all cases of extremism.
Keywords: extremism; inductive and logical methods of defining extremism; judicial and linguistic expertise.
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ МАРКЕРЫ ЭКСТРЕМИЗМА
В статье осуществляется спецификация основных признаков экстремизма, позволяющая упорядочить правоприменительную антиэкстремистскую практику, не допускать расширительного его толкования, ограничивающего основополагающие права и свободы человека. Для этого раскрываются индуктивный и логический подходы к оценке экстремизма, позволяющие выделить главные признаки, важные для его экспертной оценки. В качестве таких признаков, без которых "экстремизм не есть экстремизм" нами выделяются два: наличие элементов внеправового насилия, принуждения, а также формирование вражды и ненависти к другим людям, ценностям и концептам. В свете сказанного анализируется отечественный и международный опыт проведения судебной лингвистической экспертизы, которым необходимо пользоваться всем государственным, политическим и правоохранительным структурам при рассмотрении всех дел об экстремизме.
Ключевые слова: экстремизм; индуктивный и логический способы определения экстремизма; судебная и лингвистическая экспертиза.
УДК 291 + 16 ВАК РФ 09.00.11
© Магомедов Н.Г., 2020
m
сдмт С i
151
Экстремальные крайности и пограничные состояния обнаруживаются во всем, что имеет свои границы; а её, естественно, имеют все без исключения формы материального и духовного бытия. Следовательно, в глобальном плане экстремизм выступает как нарушение определенной меры в пределах данной реальной или воображаемой границы. Пожалуй, можно утверждать, что подобная оценочная метрика неприменима лишь по отношению к божественной деятельности, поскольку Он единственный, кто не имеет пределов и ограничений по логике своего всемогущества, поэтому ни одно Его действие не может оцениваться в подобном формате во всех религиях.
В данной статье речь пойдет о методологии определения экстремизма, что очень важно для упорядочения всей антиэкстремистской деятельности.
МАГОМЕДОВ Нурмагомед Гаджиалиевич, аспирант, кафедра Философии и социально-политических наук, Дагестанский государственный университет, юрисконсульт ОАО "РЖД", Махачкала, Республика Дагестан