Key words: subjects of the educational environment of the college, conflict, strategy of conflict behavior, socio-psychological training, the program for the formation of constructive strategies of conflict behavior of the subjects of the educational environment of the college
References
1. Enikeev M. I. Psihologicheskijjenciklopedicheskij slovar' [Psychological encyclopedic dictionary]. Moscow, Welby, Prospect, 2006, 560 p., ISBN 5-482-00456-2. (In Russian)
2. Antsupov A. Ya., Baklanovsky S. V. Konfliktologija v shemah i kommentarijah : ucheb. po-sobie [Conflictology in diagrams and comments: textbook. allowance]. St. Petersburg, Peter, 2005, 288 p., ISBN 5-469-00517-8. (In Russian)
3. Antsupov A. Ya., Shipilov A. I. Konfliktologija : ucheb. [Conflictology: textbook]. Moscow, UNITY-DANA, 2014, 591 p., ISBN 5-238-00396-X. (In Russian)
4. Khasan B. I. Konstruktivnaja psihologija konflikta [Constructive psychology of conflict]. St. Petersburg, Peter, 2003, 250 p., ISBN 5-94723-557-9. (In Russian)
5. Svetlov V. A. Klassifikacija strategij povedenija v konflikte K. Tomasa i R. Kilmenna i edinaja teorija konflikta [Classification of behavior strategies in conflict by K. Thomas and R. Kilmenn and a unified theory of conflict], Sbornik nauchnyh trudov SWorld [Digest of scientific works SWorld], 2014, vol. 16, no. 1, pp. 3-5. (In Russian)
6. Test Tomasa «Povedenie v konfliktnoj situacii». Proforientacija. Podgotovka k EGJe. Te-stirovanie, 2021, available at: https://proforientatsia.ru/test/test-tomasa-povedenie-v-konfliktnoj-situ-atsii/ (accessed: 16.09.2021). (In Russian)
7. Gol'eva G. Yu. Psihologicheskoe konsul'tirovanie: ucheb. posobie [Psychological counseling: textbook. allowance]. Chelyabinsk, Publishing house «Tsitsero», 2016, 112 p., ISBN 978-5-91283-753-1. (In Russian)
8. Dolgova V. I., Kondratyeva O. A., Sencheva L. A. Model' pedagogicheskoj korrekcii konfliktnogo povedenija studentov v obrazovatel'noj srede kolledzha [Model of pedagogical correction of conflict behavior of students in the educational environment of the college], Koncept: nauchno-metodicheskij jele-ktronnyj zhurnal [Concept: scientific and methodological electronic journal], 2018, no. 9, pp. 710-717, available at: https: //cyberleninka.ru/article/n/model-pedagogicheskoy-korrektsii-konfliktnogo-povedeniya-studentov-v-obrazovatelnoy-srede-kolledzha (accessed: 16.10.2021). (In Russian)
Ангеловская Светлана Константиновна,
заместитель директора ГБПОУ «Копейский политехнический колледж имени С. В. Хохрякова», кандидат педагогических наук, Российская Федерация, Челябинская область, г. Копейск, e-mail: [email protected]
Angelovskaya Svetlana Konstantinovna, Deputy Director, Kopeisk polytechnic college named after S. V. Khokhryakov, Candidate of Pedagogical Sciences, Russian Federation, Chelyabinsk Region, Ko-peysk, e-mail: [email protected]
Сведения для цитирования: Бабушкин, Д. А. Актуальные вопросы киберсоциализации субъектов образовательного процесса / Д. А. Бабушкин, М. О. Двойненко // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 4 (32). — С. 105-111.
УДК 377:004 ББК 74.47
актуальные вопросы киберсоциализации субъектов образовательного процесса
Д. А. Бабушкин, М. О. Двойненко
В статье рассматриваются современные аспекты социализации обучающихся в киберсреде, а также вопросы, связанные с воспитанием и развитием у обучающихся навыков безопасного присутствия в онлайн-пространстве, мотивирование их к позитивной и созидательной деятельности в виртуальном пространстве. Наибольшую значимость данная тема приобретает с внедрением системы дистанционного образования в условиях недопущения распространения
COVID-19. Объектом исследования является обобщение существующих подходов к изучению процесса киберсоциализации. Предметом статьи стал анализ актуальных и эффективных практик по развитию навыков медийно-информационной грамотности, в том числе интерпретации виртуального контента и его критического осмысления обучающимися. В рамках статьи авторы предлагают ознакомиться с направлениями воспитательной работы в онлайн-пространстве для развития эффективных навыков киберсоциализации студентов.
Ключевые слова: киберсоциализация, медиабезопасность, медийно-информационная грамотность, воспитание, цифровая экономика.
Осмысление вопросов, связанных с социализацией человека в виртуальном пространстве, изучение тенденций по выработке оптимальных подходов и направлений организации киберсо-циализации в образовательной среде является не только актуальной задачей, находящейся на стыке социально-гуманитарных и психологических наук, но и важной стратегической целью современной педагогики.
Стратегическая значимость анализа данного вопроса подтверждается как с точки зрения постоянного роста числа активных пользователей сети Интернет и наличия у них персональных аккаунтов в социальных сетях1, так и с точки зрения федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», при реализации которого сформулированы ключевые компетенции, обеспечивающие профессиональную успешность в современных условиях. Развитие таких компетенций, как креативное мышление, критическое мышление в цифровой среде, управление информацией и данными, является в том числе и следствием успешной и последовательной киберсоциали-зации личности, осуществляющей обучение в условиях цифровой трансформации («Индустрия 4.0») [1].
Стоит подчеркнуть, что киберсоциализация включает в себя как минимум два направления педагогической работы: развитие технических навыков эксплуатации современных устройств, гаджетов, программного обеспечения и навыков работы с источниками информации, ее поиска в виртуальном пространстве, создания и восприятия виртуального контента других пользователей и медиа. Для разграничения указанных направлений работы навык, связанный с созданием и интерпретацией информации как
1 В России количество интернет-пользователей, по данным Digital 2020, составило 118 миллионов человек. Это значит, что интернетом пользуются 81 % россиян. Данная цифра увеличивается на протяжении последних пяти лет и показывает один из самых значимых приростов среди европейских стран.
элемента киберсоциализации, можно именовать медиасоциализацией: далее по тексту статьи авторы будут обращаться к аспекту медиасоциали-зации именно в контексте киберсоциализации.
Целостного подхода к организации эффективной киберсоциализации личности пока не сформулировано. Первые исследования в этой области рассматривали данное явление как естественный процесс развития человека информационного общества. Само понятие киберсоциализации в отечественной педагогике сформулировано В. А. Плешаковым как процесс качественного изменения, с которым сталкивается личность под воздействием он-лайн-пространства и современных технологий коммуникации, меняющих структуру сознания и формирующих мировоззрение личности [2]. В подходе автора значимым является акцент не только на изменение сознания и мотивов личности, но и на появление новых установок и ценностей под воздействием киберсреды и медиа (своего рода естественная адаптация к среде). В рамках указанного подхода автор обращает внимание именно на развитие медиаинтерпре-тационного навыка при развитии киберсоциа-лизации.
В рамках системно-функционального подхода А. И. Лучинкина отмечает, что эффективная киберсоциализация возможна при условии фокуса на усвоении норм, правил, культуры интернет-среды в сочетании с взаимодействием человека с компьютером и другими техническими средствами [3]. При этом за столь короткий временной период, в котором интернет является общедоступным на территории Российской Федерации, еще не сложились формально закрепленные нормы и правила, в том числе и по развитию компетенций в области медиаграмот-ности, а вместе с ними — институт культуры онлайн-коммуникации.
Исследователи киберсреды и медийных коммуникаций сходятся во мнении, что социализация в онлайн-пространстве требует комплексного особого воспитательного процесса, отличающегося от социализации в привычной
офлайн-среде. Социализация в офлайн-среде является в достаточной степени регулируемым и упорядоченным процессом, сопровождающимся непосредственным участием агентов социализации — семьи, системы образования и воспитания; киберсоциализация же на современном этапе по-прежнему обладает свойством стихийности. Обучающаяся молодежь сама выбирает способы своего взаимодействия в кибер-пространстве: определяет время пребывания в сети Интернет, просматривает интернет-сообщества по интересам или близким взглядам. Данный факт подтверждается и отличием мотивов «живой» (офлайн) коммуникации от общения в Сети — такая форма общения и познания мира предполагает большее влияние разных источников информации на индивида, который может быть подвергнут негативному информационному давлению. Онлайн-коммуникация отличается медийностью и предполагает вовлечение в интерактивный обмен информацией через лайки, репосты, а также посредством применения обратной связи, возможности участия в диалоге и формирования информационной повестки [4]. Современная психология доказывает, что одна из базовых потребностей индивида — быть признанным группой в процессе социализации, данный принцип проецируется и в онлайн-пространство.
Задача по выработке эффективных направлений киберсоциализации была актуализирована и на международном уровне. Так, предложенное в 2014 году ЮНЕСКО2 определение термина медийно-информационной грамотности (МИГ) представляет собой комплексное понятие, которое охватывает все компетенции, связанные с информационной грамотностью и медиагра-мотностью (направлением киберсоциализации), включая также цифровую или технологическую грамотность. Навыки МИГ представляют собой зонтичное понятие, объединяющее разнообразные взаимосвязанные компетенции, необходимые для совершенствования взаимодействия людей с информацией и медиа, в том числе и в рамках образовательной среды [5].
Таким образом, медийно-информационная грамотность в контексте киберсоциализации может служить инструментом для педагогов в рамках образовательной и воспитательной работы.
2 ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры) — это специальная организация, которая содействует достижению целей Устава ООН в сфере поддержания международных усилий по установлению и защите верховенства права, основных прав человека и справедливости для всех.
Развитие эффективных подходов и направлений адаптации личности в виртуальном пространстве происходит в среде, где цифровизация и медиатизация опережает развитие общественных формальных и неформальных институтов.
Датский исследователь новых медиа Стиг Хьярвард под медиатизацией понимает процесс, посредством которого общество все в большей степени представлено медиа или становится зависимым от медиа и их логики как в быту, так и на уровне формальных отношений образования, труда [6]. Медиатизация предполагает процесс интеграции медийной логики мышления во все сферы общества и осуществления коммуникации по законам медиа, где формирование отдельных смысловых единиц коммуникации становится понятным только для активных участников он-лайн-среды; данные элементы принято называть трендами, а они, в свою очередь, ответственны за то, что «клиповое мышление» становится массовым явлением [7]. Исследователь медиа А. Н. Гу-реева утверждает, что медиа не только становятся «посредниками в трансляции информации», но и «формируют направления развития всех сфер общественной жизни, происходит постоянное взаимовлияние медиа и общества» [8, с. 205]. Таким образом, на становление личности обучающегося постоянно оказывается влияние, причем задействована не только реальная среда, но и виртуальное пространство, а именно — потребляемый контент. При возрастающем количестве пользователей всех социальных медиа данное воздействие может распространяться вне зависимости от возрастной группы и оказывать деструктивное воздействие на личность с несформированным сознанием и отсутствующими навыками киберсоциализации.
Стоит обратить внимание на взаимосвязь развития навыка интерпретации контента (то, как мы воспринимаем увиденные образы и реагируем на них) и реальной смысловой нагрузки, которую он может нести. Большая часть контента, публикуемого в социальных сетях, является определенно медийной: зачастую якобы спонтанное фото в действительности оказывается тщательно отрепетированным постановочным снимком. Неразвитость медиасоциализации конкретного индивида или ее низкий уровень приводит к проблеме в распознавании мотивов и смыслов получаемой из социальных сетей информации; данный факт напрямую способен оказать влияние и на изменение поведения индивида в реальной жизни.
В связи с этим можно выделить как минимум три базовых мотива участия в онлайн-
коммуникации в социальных сетях. Первый, самый главный мотив, — это одна из базовых потребностей человека в самоактуализации: демонстрация себя как части социума, осознание своей значимости для окружающих посредством получения лайков и комментариев. Данный мотив всегда ставит целью позитивное позиционирование себя как личности путем формирования определенного виртуального образа [9].
Вторым мотивом может служить социальный протест в широком смысле этого слова, подразумевающий под собой отрицание общепризнанных социальных норм и демонстрирование собственного несогласия с ними, формирование в онлайн-пространстве альтернативного мира. Для общества чаще всего такое поведение может казаться «диванным» или хулиганским [10].
Третий мотив формируется как раз непосредственно под влиянием маркетинговой стороны медиасреды. Современный человек является объектом все более усиливающегося воздействия, нацеленного на следование определенным популярным трендам посредством как солидаризации с ними в онлайн-простран-стве, так и приобретения определенной продукции, например, одежды или аксессуаров.
При отсутствии четкого методического регламента, в рамках которого могла бы осуществляться киберсоциализация участников образовательной среды, можно предложить некоторые направления работы, на которые педагоги смогут опираться для организации комплексного развития медиасоциализации обучающихся. В контексте разбираемого тезиса об инструментах медиасоциализации в образовательной среде актуально мнение А. Н. Фортунатова, рассматривающего данное направление адаптации личности как «способ формирования гармоничной личности в ее отношениях с медиа- и социореальностями, как свод методик, обеспечивающих развитие творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекс-тов» [11, с. 145-146].
Направления педагогической работы в организации и развитии вышеуказанных компетенций можно условно разделить на два вектора: создание позитивного контента и вовлечение в него, а также развитие навыков критического мышления и культуры коммуникации.
1. Социально-педагогическое освоение до-сугового пространства сети Интернет (кибер-
педагогика). Управление организацией досуга, формирование интернет-ресурсов, направленных на удовлетворение досуговых потребностей молодежи — это первейшая задача управления процессом медиасоциализации обучающихся. При этом необходимо не просто формирование собственных ресурсов, а именно создание повестки на популярных ресурсах среди молодежи.
2. Реализация социально значимых и пси-холого-педагогически ориентированных проектов. Оформление киберпространства с целью создания определенной благоприятной атмосферы, формирование сообществ с заданными конструктивными характеристиками, модераторская функция и иные способы воздействия позволяют организовать коммуникативно-интерактивный процесс и управлять его развитием согласно замыслу разработчиков [12].
3. Просветительская работа с родительским сообществом по вопросам организации доступа детей к интернету, рекомендации: доступ для онлайн-коммуникации организовывать под присмотром, но с максимальным доверием к действиям ребенка.
4. Еще одной формой работы с повесткой в онлайн-пространстве социальных сетей является участие в трендах. Понятие «медиатренд» близко к понятию «повестка». Медиатренды могут появляться стихийно или создаваться искусственно, становясь значимым элементом воспитательной работы, — это события, мероприятия, челленджи, приобщение к которым могло бы способствовать развитию полноценной здоровой личности. Лучше всего стараться находить региональные тренды (волонтерские, молодежные, экологические движения вашего муниципального образования) и информировать о них.
5. Проведение системной работы по информированию о значимости виртуального публичного образа участников образовательной среды. Тем самым делается акцент на репута-ционных факторах как значимом векторе социализации личности в реальном и виртуальном пространстве. Анонимность в киберпростран-стве является не более чем относительной, это продемонстрировано на примерах борьбы с киберпреступностью. Как следствие, в процессе киберсоциализации ребенка постоянно необходимо информировать его о влиянии виртуальных поступков на дальнейшую карьеру, кредитную историю в банке, возможности государственной и муниципальной службы.
6. Организация повышения квалификации педагогов по развитию цифровых компетенций
обучающихся в сфере управления персональными данными в сети Интернет. Реализация данного вектора среди обучающихся поможет не стать жертвой мошенников и снизить вовлеченность в противоправную деятельность.
Таким образом, в период повсеместного введения дистанционного обучения из-за эпидемиологических ограничений все участники образовательного процесса столкнулись с необходимостью киберсоциализации. Система образования активно проводит работу в области совершенствования навыков пользования техническими средствами и программами, однако аспект восприятия онлайн-контента, интерпретации и распознавания мотивов его создания для общества является еще недостаточно изученным направлением. В связи с этим в системе образования, в институтах семьи
и гражданского общества встает важный воспитательный вопрос об эффективной медиа-социализации именно в разрезе развития навыков безопасного присутствия и потребления контента в виртуальном пространстве. Работа по воспитанию и систематизации медийно-ин-формационной грамотности в образовательной среде требует учесть множество факторов, начиная от мотивов онлайн-коммуникации, влияния трендов и алгоритмов виртуального мышления и до подбора подходящего именно вам направления работы, учитывающего два вектора: создание, популяризацию позитивного контента, направленного на воспитание ценностных ориентиров обучающихся в он-лайн-пространстве, приобщение к познанию и развитие навыков критического мышления и культуры коммуникации.
Библиографический список
1. Об утверждении методик расчета показателей федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации: [приказ Минэкономразвития России от 24.01.2020 № 41] // КонсультантПлюс : правовая база : [сайт]. — 2021. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_344498/ (дата обращения: 21.08.2021).
2. Плешаков, В. А. Киберсоциализация человека: от Homo Sapiens'a до Homo Cyberus'a : моногр. / В. А. Плешаков. — М. : Прометей : МПГУ, 2012. — 213 с.
3. Лучинкина, А. И. Модель интернет-социализации личности / А. И. Лучинкина // SCI-ARTICLE.RU. — 2014. — № 13. — URL: http://sci-article.ru/stat.php?i=1410699460 (дата обращения: 29.07.2021).
4. Егорова, Л. Г. Основные принципы коммуникации в онлайне / Л. Г. Егорова, А. Г. Потапенко // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Филологические науки. — 2012. — Т. 25 (64). — № 1-2. — С. 381-386.
5. Медийно-информационная грамотность // Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании : [сайт]. — 2021. — URL: https://iite.unesco.org/ru/mig/ (дата обращения: 08.03.2021).
6. Hjarvard, S. The mediatization of society: A theory of the media as agents of social and cultural change / S. Hjarvard // Nordicom review. — 2008. — Т. 29. — № 2. — С. 102-131.
7. Пронина, Л. А. Информационная культура как фактор развития информационного общества / Л. А. Пронина // Аналитика культурологии. — 2008. — № 1 (10). — URL: http:// analiculturolog.ru/journal/archive/item/531-article_13-2.html (дата обращения: 16.03.2021).
8. Гуреева, А. Н. Теоретическое понимание медиатизации в условиях цифровой среды / А. Н. Гуреева // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. — 2016. — № 6. — С. 192-208.
9. Твендж, Д. М. Поколение селфи. Кто такие миллениалы и как найти с ними общий язык / Д. Твендж. — Москва : Бомбора, 2018. — 336 с. — ISBN 978-5-04-096200-6.
10. Хансен А. На цифровой игле / А. Хансен. — Москва : Рипол-Классик, 2021. — 240 с. — ISBN 978-5-386-13711-3.
11. Фортунатов, А. Н. Медиапедагогика или техновоспитание? / А. Н. Фортунатов // Философия и общество. — 2011. — № 3. — С. 135-154.
12. Захарьящева, О. А. Основы психолого-педагогического сопровождения детей в процессе киберсоциализации / О. А. Захарьящева // Homo Cyberus. — 2019. — № 1 (6). — URL: http://journal.homocyberus.ru/Zahariyashcheva0A_1_2019 (дата обращения: 16.07.2021).
For citation: Babushkin, D. A. Current issues of cyber socialization subjects of the educational process / D. A. Babushkin, M. O. Dvoinenko // Innovative development of vocational education. — 2021. — № 4 (32). — P. 105-111.
current issues of cyber socialization subjects of the educational process
D. A. Babushkin, M. O. Dvoinenko
The article examines the modern aspects of socialization of students in the cyber environment, as well as issues related to the education and development of students' skills of a safe presence in the online space, motivating them to positive and creative activities in the virtual space. This topic acquires the greatest significance with the introduction of a distance education system in the context of preventing the spread of COVID-19. The object of the research is to generalize the existing approaches to the study of the process of cyber socialization. The subject of the article is the analysis of relevant and effective practices for the development of media and information literacy skills, including the interpretation of virtual content and its critical understanding by students. Within the framework of the article, the authors propose to get acquainted with the directions of educational work in the online space for the development of effective skills of cyber socialization of students.
Key words: cyber socialization, media security, media and information literacy, education, digital economy.
References
1. Ob utverzhdenii metodik rascheta pokazatelej federal'nogo proekta «Kadry dlja cifrovoj jeko-nomiki» nacional'noj programmy «Cifrovaja jekonomika Rossijskoj Federacii: [prikaz Minjekonom-razvitija Rossii ot 24.01.2020 № 41]. Konsul'tantPljus, 2021, available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_344498/ (accessed: 21.08.2021). (In Russian)
2. Pleshakov V. A. Kibersocializacija cheloveka: ot Homo Sapiens'a do Homo Cyberus'a : monogr. [Human cyber socialization: from Homo Sapiens'a to Homo Cyberus'a: monograph.]. Moscow, Prometheus, Moscow State Pedagogical University, 2012, 213 p. (in Russian)
3. Luchinkina A. I. Model' internet-socializacii lichnosti [Model of Internet socialization of the individual], SCI-ARTICLE.RU, 2014, no. 13, available at: http://sci-article.ru/stat.php?i=1410699460 (accessed: 29.07.2021). (In Russian)
4. Egorova L. G., Potapenko A. G. Osnovnye principy kommunikacii v onlajne [Basic principles of online communication], Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo. Filologicheskie nauki [Scientific notes of the V. I. Vernadsky Crimean Federal University. Philological sciences], 2012, Vol. 25 (64), no. 1-2, pp. 381-386. (In Russian)
5. Medijno-informacionnaja gramotnost'. Institut JuNESKO po informacionnym tehnolo-gijam v obrazovanii, 2021, available at: https://iite.unesco.org/ru/mig/ (accessed: 08.03.2021). (In Russian)
6. Hjarvard S. The mediatization of society: A theory of the media as agents of social and cultural change, Nordicom review, 2008, vol. 29, no. 2, pp. 102-131. (In English)
7. Pronina L. A. Informacionnaja kul'tura kak faktor razvitija informacionnogo obshhestva [Information culture as a factor in the development of the information society], Analitika kul'turologii [Analytics of cultural studies], 2008, no. 1 (10), available at: http://analiculturolog.ru/journal/archive/ item/531-article_13-2.html (accessed: 16.03.2021). (In Russian)
8. Gureev A. N. Teoreticheskoe ponimanie mediatizacii v uslovijah cifrovoj sredy [Theoretical understanding of mediatization in the digital environment], Vestnik moskovskogo universiteta. Seri-ja 10. Zhurnalistika [Bulletin of the Moscow University. Series 10. Journalism], 2016, no. 6, pp. 192208. (In Russian)
9. Tvendzh D. M. Pokolenie selfi. Kto takie millenialy i kak najti s nimi obshhij jazyk [Selfie generation. Who are millennials and how to find a common language with them]. Moscow, Bombora, 2018, 336 p., ISBN 978-5-04-096200-6. (In Russian)
10. Hansen A. Na cifrovoj igle [On a digital needle]. Moscow, Ripol-Classic, 2021, 240 p., ISBN 978-5-386-13711-3. (In Russian)
11. Fortunatov A. N. Mediapedagogika ili tehnovospitanie? [Media pedagogy or technical education?], Filosofija i obshhestvo [Philosophy and Society], 2011, no. 3, pp. 135-154. (In Russian)
12. Zakharyashcheva O. A. Osnovy psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdenija detej v processe kibersocializacii [Fundamentals of psychological and pedagogical support of children in the process of cyber socialization], Homo Cyberus, 2019, no. 1 (6), available at: http://journal.homocyberus. ru/ZahariyashchevaOA_1_2019 (accessed: 16.07.2021). (In Russian)
Бабушкин Дмитрий Александрович, аналитик Центра мониторинга социальных сетей ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования»; студент магистратуры Высшей школы электроники и компьютерных наук ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (НИУ)», Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: [email protected]
Двойненко Максим Олегович, аналитик Центра мониторинга социальных сетей ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования»; старший преподаватель кафедры международных отношений, политологии и регио-новедения ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (НИУ)», Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: [email protected]
Babushkin Dmitry Alexandrovich, analyst, Center for Monitoring Social Networks, Chelyabinsk Institute of the Vocational Education Development; master's student at the Higher School of Electronics and Computer Science, South Ural State University (NRU), Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]
Dvoinenko Maksim Olegovich, analyst at the Center for Monitoring Social Networks, Chelyabinsk Institute of the Vocational Education Development; senior lecturer, Department of International Relations, Political Science and Regional Studies, South Ural State University (NRU), Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]
Сведения для цитирования: Багова, Р. Х. Подготовка будущих педагогов к профилактике школьного стресса у обучаемых / Р. Х. Багова, Ж. Х. Тхагапсова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 4 (32). — С. 111-115.
УДК 377 ББК 74.479
подготовка будущих педагогов к профилактике
школьного стресса у обучаемых
Р. Х. Багова, Ж. Х. Тхагапсова
Статья посвящена проблеме формирования у будущих педагогов готовности к профилактике школьного стресса у обучаемых, рассматриваемого авторами в качестве фактора дезадаптации детей при обучении в школе. Приведены результаты эмпирического исследования выраженности школьного стресса у младших школьников, которое показало наличие риска дезадаптации у 30 % испытуемых. Представлена программа психолого-педагогического сопровождения школьников группы риска. Рассмотрен подход к составлению рекомендаций для учителей и родителей по профилактике тревожности и школьного стресса у обучаемых. Описан учебный модуль для магистрантов направления подготовки «Педагогическое образование», нацеленный на формирование готовности к профилактике школьного стресса у обучаемых. Проанализированы психологические подходы, технологии и методы, которые используются для формирования компетенции стресс-менеджмента у магистрантов.
Ключевые слова: школьный стресс, дезадаптация, школьная тревожность, профилактика школьного стресса, младший школьный возраст.
Одна из проблем современного образования — высокий уровень стресса как у обучаемых, так и у педагогов. Это связано как с общим повышением уровня стрессогенности нашей жизни, так и со специфическими особенностями образовательной среды. Стресс возникает как адаптационная реакция при любом изменении, связанном с повышением требований
к организму, сопряжен с мобилизацией его внутренних ресурсов и в случае затяжного, хронического характера приводит к перерасходу ресурсов и истощению. Р. Е. Прохоров определяет школьный стресс как сложные ситуации, возникающие в системе образования, в которых ученик не обладает достаточными ресурсами для их решения и которые могут угрожать его