Сведения для цитирования: Щетинина, Е. В. Проблемы медиаинформационной грамотности педагогов профессиональных образовательных организаций (на примере Челябинской области) / Е. В. Щетинина, Д. А. Бенедюк, М. О. Двойненко // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — №2 4 (28). — С. 109-114.
УДК 377/004 ББК 74.57
ПРОБЛЕМЫ МЕДИАИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ)
Е. В. Щетинина, Д. А. Бенедюк, М. О. Двойненко
В статье рассматриваются результаты социологического исследования, проведенного Центром мониторинга социальных сетей в 2020 г. среди преподавателей профессиональных образовательных организаций Челябинской области. Целью исследования стало выявление наиболее актуальных проблем в области организации профилактической работы с обучающимися по вопросам медиаинформационной грамотности. В ходе исследования было изучено отношение педагогического состава системы среднего профессионального образования к использованию Интернета как информационного ресурса и пространства образовательной деятельности. В материале приведены статистические данные, описывающие основные тенденции формирования медиаинформационной грамотности педагогов.
Ключевые слова: медиаинформационная грамотность, медиабезопасность, социологический опрос, профилактика социально-негативных явлений.
В современных условиях использование в образовательном процессе дистанционных практик приводит к увеличению времени, проводимого как педагогами, так и обучающимися в сети Интернет. Все происходящие изменения диктуют расширение мер по развитию профессиональной квалификации педагогических кадров не только в контексте модернизации системы среднего профессионального образования, но и являются значимым механизмом осуществления социально-экономических преобразований страны на современном этапе [1]. В связи с этим становится актуальным вопрос развития компетенций работы в виртуальной информационной среде.
В мае 2020 года специалисты Центра мониторинга социальных сетей Челябинского института развития профессионального образования провели социологическое исследования медиаинформационной грамотности педагогов Челябинской области [2]. Его целью стало выявление наиболее актуальных проблем в области организации профилактической работы с обучающимися по вопросам медиаинформа-ционной грамотности для дальнейшей выработки методического инструментария, направленного на повышение компетенций педагогов в данной области. В исследовании принял участие 1021 человек, работающий в профес-
сиональных образовательных организациях (далее — ПОО) Челябинской области.
Социально-демографический состав респондентов: 83 % — женщины, 17 % — мужчины; возраст респондентов 18-24 лет — 4 %, 25-34 лет — 21 %, 35-44 года — 27 %, 45-59 лет — 34 %, более 60 лет — 14 %. Высшее образование имеют 85 % респондентов, 13 % — средне-специальное образование, 2 % — ученую степень.
Исследование проводилось по методологии сплошного онлайн-опроса с применением стандартизированной анкеты.
В рамках исследования были поставлены и решены следующие задачи:
1) выявить актуальные каналы получения информации и ранжировать их значимость;
2) организовать самоанализ участниками опроса уровня своей медиаинформационной грамотности и развитости собственных компетенций в работе с информацией;
3) выявить степень осведомленности участников опроса об угрозах в интернет-пространстве;
4) выявить отношение к урокам медиаграмот-ности в образовательных учреждениях, проблемным вопросам и сложностям в их проведении;
5) выявить потребности в проведении образовательных мероприятий по медиабезопасности и профилактике социально-негативных явлений.
Выявление актуальных каналов получения информации и ранжирование значимости ее источников для педагогических работников направлено на выявление и актуализацию информационной базы респондентов и определение степени значимости для них интернета как источника получения информации. Эти сведения необходимы в связи с тем, что меняются форматы обучения, а это требует изменения восприятия педагогическим составом учебных учреждений процесса обучения и воспитания. Данные направления работы педагогов становятся непрерывными, динамичными и еще более многозадачными.
Важно отметить, что основными источниками получения информации для респондентов являются: новостные порталы в интернете — 50,22 %, сравнительно меньше, но также значимо телевидение — 26,08 %, социальные сети как источник информации рассматривают 16,12 %, при том, что социальные сети преимущественно функционируют как развлекательные и коммуникативные платформы. Менее актуальными источниками получения информации стали газеты — 3,56 %, мессенджеры и Те^гат-кана-лы — 3,02 %, друзья и знакомые — 1,00 %.
При этом наиболее надежные информационные каналы, по мнению респондентов, телевидение — 37,76 % и новостные сайты сети Интернет — 38,83 %. В соответствии с показателями, значимость телевидения и интернета как источников информации, которым можно доверить, примерно равна. Информации из социальных сетей, включая данные мессенджеров и Те^гат-каналов, доверяют 23,41 % опрошенных респондентов. Межличностная коммуникация и газеты не рассматриваются респондентами как источники получения достоверной информации.
Таким образом, исследование фиксирует прогрессивный стиль информационного поведения педагогов и повышение уровня доверия к информационным площадкам сети Интернет.
При повышении значимости интернета как информационного ресурса возникает потребность выяснить уровень осведомленности педагогов об угрозах интернет-пространства и изучить их мнение относительно влияния интернет-коммуникации на сознание и поведение подростков.
Анализ осведомленности респондентов об угрозах в интернет-пространстве показал, что 57,87 % педагогических работников системы СПО частично знают об угрозах, с которыми можно столкнуться в интернете; при этом пол-
ностью осведомлены о медиаугрозах 33,17 % респондентов. Как минимальный оценили уровень своих знаний 6,93 % респондентов, а 2,03 % опрошенных не владеют информацией о данных угрозах.
Таким образом, уровень знаний об угрозах в сети Интернет следует оценить как средний. Однако почти 67 % респондентов испытывают в той или иной мере недостаток знаний об угрозах виртуального пространства, что в свою очередь требует организации системной работы по формированию компетенции медийной грамотности среди педагогов.
Полученный вывод подтверждается следующими фактами: лично с угрозами в интернете периодически сталкиваются 33,71 % респондентов, 20,05 % педагогов редко сталкиваются с медиауг-розами, 16,63 % респондентов регулярно сталкиваются с данными угрозами, 29,61 % опрошенных утверждают, что никогда не сталкивались с угрозами в интернете.
Таким образом, около 70 % респондентов реально сталкивается с виртуальными угрозами в сети Интернет. Данная статистика является подтверждающим фактом реального существования интернет-угроз и необходимости повышения навыков медиабезопасности участников образовательного процесса.
Важной исследовательской задачей является изучение отношения респондентов к организации занятий по медиаграмотности в образовательном учреждении, проблемам и сложностям их методической организации и проведения.
Анализ мнения педагогов выявил, что большинство респондентов — 41,03 %, — считают важным уделять внимание вопросам медиагра-мотности в рамках основных образовательных программ, 45,85 % респондентов считают уроки медиаграмотности важным элементом дополнительного образования, 1,03 % не видят необходимости уделять этому вопросу внимание в рамках образовательного процесса, 12,09 % педагогов считают, что основы медиабезопасности должны изучаться только факультативно, или когда происходят какие-то негативные случаи.
Таким образом, исследование показывает понимание актуальности данной темы для современного образовательного процесса и готовность педагогов участвовать не только в развитии собственных компетенций, но и организовывать занятия в данной области для обучающихся. Кроме того, вопросы анкеты не затрагивают тему финансовой мотивации работы, следовательно, можно предположить, что благодаря осознанию актуальности и значимости
проблемы медиаграмотности педагоги готовы реализовать данную деятельность вне зависимости от материального стимулирования.
Для выстраивания эффективной системы мер профилактики в данной исследовательской работе была предпринята попытка отразить оценку педагогами организации профилактики интернет-угроз в их образовательном учреждении в рамках пяти глобальных угроз медийного пространства, выделенных Центром мониторинга социальных сетей: распространения идеологии экстремизма, проблемы суицидального поведения, влияния криминальных субкультур, скулшутинга и кибербуллинга.
Больше половины респондентов (58,72 %) отметили, что в ПОО на регулярной основе организованы мероприятия по вопросам профилактики экстремизма, в том числе в сети Интернет со всеми возрастными группами обучающихся, при этом у 8,04 % данные мероприятия проводятся только в старших группах, у 17,09% — от случая к случаю, а у 12,05 % — только в преддверии конкретных дат. По утверждению 4,1 % опрошенных, данные мероприятия в их ПОО не проводятся.
Исследование показывает, что в системе СПО осуществляется систематическая профилактика экстремизма и достаточно сбалансированная воспитательная работа по проблеме.
По мнению 52,03 % респондентов, в ПОО регулярно проводятся мероприятия, направленные на профилактику суицидального поведения, в том числе в сети Интернет, при этом 23,17 % респондентов утверждают, что в образовательных организациях данные мероприятия проводятся только в случае чрезвычайных происшествий, 6,28 % опрошенных подчеркивают, что данные мероприятия проводятся только для обучающихся старших курсов, 14,32 % ответили, что такие мероприятия проводятся от случая к случаю, а 4,2% респондентов отметили, что в ПОО данные мероприятия не проводятся.
Следовательно, можно определить уровень организованности и вовлеченности педагогов в профилактическую работу по предотвращению угрозы суицидального поведения как средний. В большинстве ПОО профилактические мероприятия проводятся на постоянной основе.
Из ответов 44,98 % респондентов следует, что в их ПОО регулярно и для всех возрастных групп проводятся мероприятия, направленные на профилактику влияния криминальных субкультур, в том числе в сети Интернет (в августе 2020 г. Верховный суд РФ признал популярное среди молодежи криминальное движение, или
субкультуру, АУЕ («Арестантский уклад един» или «Арестантское уголовное единство») экстремистской организацией) [3]. По данным 25,36 % опрошенных, в образовательной организации такие мероприятия проводят только в случае обострения ситуации и чрезвычайных происшествий, у 5,86 % опрошенных — только для обучающихся старших курсов, у 14,34% — от случая к случаю, а 9,46 % педагогов утверждают, что в их учреждении данная работа не организована.
Опрос показал, что в ПОО проводится профилактика распространения идей криминальной культуры, но реализуемых мероприятий может быть недостаточно для выявления и ликвидации проблемы на ранних этапах. Достаточно высок показатель реагирования при чрезвычайных происшествиях: это объясняется предрасположенностью обучающихся по фактору возраста к рискованному поведению и популярностью криминальной субкультуры среди молодежи в интернет-пространстве.
Регулярно и для обучающихся всех курсов в ПОО проводятся мероприятия, направленные на профилактику скулшутинга, в том числе в сети Интернет, — отмечают 30,91 % респондентов; 29,08 % опрошенных утверждают, что в учебных заведениях такие мероприятия проводят только в случае обострения ситуации или чрезвычайных происшествий; 6,27 % педагогов подчеркнули, что профилактические меры реализуются только для обучающихся старших курсов, у 16,35 % — от случая к случаю, а 17,39 % ответили, что данная работа не проводится.
Статистика ответов демонстрирует низкий уровень вовлеченности ПОО в процесс реализации профилактических мероприятий по проблеме скулшутинга. Вероятно, подобная ситуация связана со сложностями понимания социально-психологических причин данной преступной деятельности. Ряд исследований проблемы показывают, что само явление скулшутинга для российской системы профилактики является недостаточно изученным, а в публичном пространстве данная тема не имеет широкого резонансного обсуждения [4].
Занятия, направленные на профилактику буллинга и кибербуллинга, проводятся регулярно и для всех возрастных групп в ПОО у 34,11 % респондентов, 26,17 % педагогов утверждают, что на проблему обращают внимание только в случае обострения ситуации. По наблюдению 18,09 % педагогов, профилактические мероприятия проводятся от случая к случаю, 4,81 % респондентов подчеркивают, что занятия проходят только с обучающимися
старших курсов, а 16,82 % отметили, что данные занятия не проводятся совсем.
Таким образом, отсутствует явная систематичность в решении проблем буллинга и ки-бербуллинга через формирование толерантного поведения в образовательной среде.
Анализ реализации мероприятий по профилактике актуальных проблем образовательной среды показал, что реализуемых мер предотвращения происшествий, связанных с экстремизмом, суицидальным поведением, влиянием криминальных субкультур, скулшу-тингом, кибербуллингом, недостаточно. Необходимы комплексные превентивные процедуры, включенные в план воспитательной работы с обучающимися.
В рамках исследования педагогов образовательных организаций попросили назвать проблемы, связанные с деструктивным поведением обучающихся, организация профилактики которых вызывает наибольшие затруднения. Среди обозначенных проблем преобладают вопросы организации профилактики суицидального поведения — 35,83 % (прим.: здесь и далее указан процент от общего числа опрошенных); не менее актуальны трудности организации работы по вопросам профилактики буллинга и кибер-буллинга — 35,96 %; сложности организации профилактической работы по предотвращению популяризации криминальной субкультуры возникли у 33,07 % опрошенных; 31,12 % педагогов трудно планировать и реализовывать мероприятия по профилактике экстремизма, а 14,16 % — по профилактике скулшутинга. Только 5,3 % респондентов не испытывают затруднений в проведении профилактических мероприятий.
Полученные данные выстраивают иерархию потребностей системы СПО в развитии компетенций по организации первичной профилактики в рамках образовательного процесса. Респонденты отмечают потребность в методической и информационной помощи по следующим вопросам: 49,03 % (прим.: здесь и далее указан процент от общего числа опрошенных) — профилактика буллинга и кибер-буллинга; 38,12 % — профилактика скулшу-тинга; 36,24 % — профилактика суицидального поведения; 35,07 % — профилактика влияния криминальной субкультуры, 27,3 % — профилактика экстремизма; менее 5 % респондентов не испытывают такой потребности.
Особый интерес вызвал вопрос подходящего формата развития компетенций по вопросам ме-диаграмотности для педагогов: для 51,17 % респондентов (прим.: здесь и далее указан процент
от общего числа опрошенных) удобным и эффективным является обучение на онлайн-курсах медиаграмотности; 50,02 % педагогов предпочитают централизованное тиражирование методических материалов через региональное Министерство образования и науки в различных форматах; 42,3 % выбрали организацию специальных курсов в формате «офлайн»; 2,21 % опрошенных отметили необходимость организации практических мероприятий.
Прослеживается тенденция предпочтения дистанционных форм обучения традиционному очному обучению, что следует учесть в процессе организации обучающих занятий в сфере ме-диаграмотности.
Подводя общие итоги проведенного исследования, необходимо выделить самые важные аспекты исследования медийно-информацион-ной грамотности педагогов системы СПО Челябинской области.
По совокупности данных уровень развития медийно-информационной грамотности педагогов, в целом, можно охарактеризовать как средний. Важно отметить, что у педагогического сообщества формируются четкие представления о наличии угроз виртуального пространства, реальности столкновения с данными угрозами как педагогов, так и обучающихся, но при этом не снижается интерес к техническим возможностям позитивного использования сети Интернет, в частности для обучения. Одной из ведущих тенденций является обращение и доверие к социальным сетям и сети Интернет как к объективному источнику информации.
Выявлена готовность педагогов включать в основную и факультативную часть образовательного процесса элементы, развивающие ме-дийно-информационную грамотность. Однако показатель готовности воспринимать информацию и развивать свои компетенции в данной области даже в онлайн-формате и дистанционном режиме, через самостоятельное изучение информационных материалов относительно низкий. В связи с этим актуальной становится работа системы просвещения в целом для актуализации среди педагогических работников данного вопроса.
В завершение важно отметить, что профилактика социально-негативных проявлений среди обучающихся системы СПО — это комплексная научно обоснованная своевременная деятельность, направленная на предотвращение возможных отклонений подростков, создание условий для включения обучающихся в полезную деятельность с выделением актуальных
направлений воспитательной работы, которые способствуют процессу развития личности, предупреждению правонарушений, получению профессионального образования [5].
Исследование показало, что в системе СПО Челябинской области организована профилактическая работа по всем представленным в опросе направлениям, но определенные сложности вызывают вопросы, связанные с проблемами буллинга и кибербуллинга, профилактикой скулшутинга и влияния криминальной культуры, а также профилактикой суицидального поведения. При этом зачастую профилактическая работа является следствием факта деструктивного проявления (попытки или оконченного суицидального поведения, выявленного случая подготовки к скулшутингу и др.).
Проведенное исследование продемонстрировало практическую значимость деятельности Центра мониторинга социальных сетей, а также актуальность сотрудничества образовательных организаций со специалистами Центра по вопросам медиапросвещения и профилактики социально-негативных явлений. Кроме того, статистические результаты исследования позволили скорректировать стратегии работы Центра мониторинга социальных сетей в сфере методического сопровождения профилактики социально-психологических проблем обучающихся, что многократно увеличит эффективность их реализации педагогическим составом в образовательном пространстве и поможет снизить количество чрезвычайных происшествий и правонарушений среди обучающихся.
Библиографический список
1. Федосеева, З. А. Траектории развития квалификации педагогических работников среднего профессионального образования / З. А. Федосеева, И. Р. Сташкевич // Современная высшая школа: инновационный аспект. — 2018. — № 4 (42). — URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/traektorii-razvitiya-kvalifikatsii-pedagogicheskih-rabotnikov-srednego-professionalnogo-obrazovaniya (дата обращения: 12.11.2020).
2. Щетинина, Е. В. Деятельность Центра мониторинга социальных сетей по организации позитивной киберсоциализации в контексте вопросов медиабезопасности / Е. В. Щетинина, Д. А. Бабушкин // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». — 2020. — № 1 (8). — URL: http://journal.homocyberus.ru/Schetinina_EV_Babushkin_DA_1_2020 (дата обращения: 12.11.2020).
3. Щетинина, Е. В. Проблемы развития культуры насилия в интернет-пространстве / Е. В. Щетинина // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 2 (18). — С. 127-130.
4. Опасная школа: истории российских «школьных стрелков», борцы за «правильное воспитание» и аресты ФСБ. — URL: https://www.youtube.com/watch?v=aa7DY6GotBE (дата обращения: 02.11.2020).
5. Малова, Е. О. Современные реалии асоциальных проявлений подростков в интернет-пространстве / Е. О. Малова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 2 (26). — С. 107-114.
For citation: Shchetinina, E. V. Problems of media information literacy of teachers of professional educational organizations (on the example of the Chelyabinsk region) / E. V. Shchetinina, D. A. Benedyuk, M. O. Dvoinenko // Innovative development of vocational education. — 2020. — № 4 (28). — P. 109-114.
PROBLEMS OF MEDIA INFORMATION LITERACY OF TEACHERS OF PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS (ON THE EXAMPLE OF THE CHELYABINSK REGION)
E. V. Shchetinina, D. A. Benedyuk, M. O. Dvoinenko
The article examines the results of a sociological study conducted by the Center for Monitoring Social Networks in 2020 among teachers of professional educational organizations of the Chelyabinsk region. The aim of the study was to identify the most pressing problems in the organization of preventive work with students on media information literacy. In the course of the study, the attitude of the teaching staff of the secondary vocational education system to the use of the Internet as an information resource and a space for educational activities was studied. The material contains statistical data describing the main trends in the formation of media and information literacy of teachers.
Key words: media information literacy, media safety, sociological survey, prevention of socially negative phenomena.
References
1. Fedoseeva Z. A., Stashkevich I. R. Traektorii razvitija kvalifikacii pedagogicheskih rabotnikov srednego professional'nogo obrazovanija [Trajectories of development of qualifications of teachers of secondary vocational education], Sovremennaja vysshaja shkola: innovacionnyj aspekt [Modern higher school: an innovative aspect], 2018, No. 4 (42), available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/traektorii-razvitiya-kvalifikatsii-pedagogicheskih-rabotnikov-srednego-professionalnogo-obrazovaniya (accessed: 12.11.2020). (In Russian)
2. Shchetinina E. V., Babushkin D. A. Dejatel'nost' Centra monitoringa social'nyh setej po organizacii pozitivnoj kibersocializacii v kontekste voprosov mediabezopasnosti [Activity of the Social Networks Monitoring Center on the organization of positive cyber socialization in the context of media security], Jelektronnyj nauchno-publicisticheskij zhurnal «Homo Cyberus» [Electronic scientific journal «Homo Cyberus»], 2020, No. 1 (8), available at: http://journal.homocyberus.ru/Schetinina_ EV_Babushkin_DA_1_2020 (accessed: 12.11.2020). (In Russian)
3. Shchetinina E. V. Problemy razvitija kul'tury nasilija v internet-prostranstve [Problems of the development of a culture of violence in the Internet space], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2018, No. 2 (18), pp. 127-130. (In Russian)
4. Opasnaja shkola: istorii rossijskih «shkol'nyh strelkov», borcy za «pravil'noe vospitanie» i aresty FSB. [Dangerous school: stories of Russian "school shooters", fighters for "correct education" and arrests of the FSB], available at: https://www.youtube.com/watch?v=aa7DY6GotBE (accessed: 02.11.2020). (In Russian)
5. Malova E. O. Sovremennye realii asocial'nyh projavlenij podrostkov v internet-prostranstve [Modern realities of asocial manifestations of adolescents in the Internet space], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2020, No. 2 (26), pp. 107-114. (In Russian)
Щетинина Елизавета Витальевна, начальник Центра мониторинга социальных сетей ГБУ ДПО ЧИРПО, преподаватель кафедры политических наук и международных отношений историко-филологического факультета ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет», религиовед, кандидат философских наук, г. Челябинск, e-mail: [email protected]
Бенедюк Дарья Александровна, клинический психолог, заместитель руководителя Центра мониторинга социальных сетей ГБУ ДПО ЧИР-ПО, преподаватель психологии АННПОО «Уральский медицинский колледж», г. Челябинск, e-mail: [email protected]
Двойненко Максим Олегович, политолог, аналитик Центра мониторинга социальных сетей ГБУ ДПО ЧИРПО, старший преподаватель кафедры «Международные отношения, политология и регионоведение» Института лингвистики и международных коммуникаций ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)», г. Челябинск, e-mail: [email protected]
Shchetinina Elizaveta Vitalievna, Head of the Center for Monitoring Social Networks, Chelyabinsk Institute of the Vocational Education Development, Lecturer at the Department of Political Science and International Relations at the Faculty of History and Philology, Chelyabinsk State University, religious scholar candidate philosophical sciences, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]
Benedyuk Daria Aleksandrovna, clinical psychologist, deputy head of the Center for monitoring social networks, Chelyabinsk Institute of the Vocational Education Development, teacher of psychology, ANNPOO «Ural Medical College», Chelyabinsk, e-mail: [email protected]
Dvoinenko Maksim Olegovich, political scientist, analyst at the Center for Monitoring Social Networks, Chelyabinsk Institute of the Vocational Education Development, Senior Lecturer of the Department of International Relations, Political Science and Regional Studies, Institute of Linguistics and International Communications South Ural State University (National Research University), Chelyabinsk, e-mail: [email protected]