Библиографический список
1. Календарь и справочная книжка Уфимской губернии на 1897 г. [Текст]. — Уфа, 1896.
2. Рушанин, В. Я. Златоустовское училище — первенец среднего технического образования на Урале [Текст] / В. Я. Рушанин // 200 лет Златоустовскому горному округу / отв. ред. А. В. Козлов. — Златоуст : ООО «ФотоМир», 2011. — 94 а
3. Сборник постановлений Златоустовского уездного земского собрания 1909 г. [Текст]. — Златоуст, 1910.
4. Сборник постановлений Златоустовского уездного земского собрания. [Текст]. — Златоуст, 1913.
5. ЗГА. Ф. И-1. Оп. 1. Д. 10. Л. 81-83.
6. Обухов, М. Народное образование в Уфимской губернии в 1917 г. [Текст] / М. Обухов. — Уфа, 1917.
7. Официальный сайт Златоустовского индустриального колледжа им. П. П. Аносова [Электронный ресурс]. — Режим доступа: anosov.ru.
УДК 159.922.8:004 Ж. Г. Кулькова, психолог, руководитель
Центра психологической диагностики и консультирования, г. Челябинск, e-mail: [email protected]
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ
В статье показаны потенциальные психологические риски для подростков и молодежи в интернет-пространстве, проанализирован феномен «групп смерти» с точки зрения психологической безопасности, демонстрируются возможные пути профилактической работы в контексте меди-абезопасности.
Ключевые слова: интернет-пространство, проблемы медиабезопасности, угрозы виртуального пространства, профилактика пропаганды суицидального поведения в молодежной среде.
Мы вступаем в цифровую эпоху. Молодое поколение, дети и подростки, существенно опережают нас в освоении новых информационных технологий, уверенном пользовании ими и их совершенствовании. Следует признать факт практически непреодолимого разрыва в пользовании интернет-возможностями между современными молодыми людьми и более старшим поколением, к которому принадлежат их родители и педагогические работники. Модернизируемая система общего и профессионального образования стремится шагать в ногу со временем — в практику образовательного процесса активно внедряются информационные технологии.
Педагоги, а в большей степени педагоги-психологи, осознают возможные угрозы и психологические риски современных цифровых технологий, интернет-ресурсов и технологических инноваций в сфере электронных гаджетов. Этому была посвящена всероссийская конфе-
ренция «Образование в цифровую эпоху: психологические аспекты», прошедшая в рамках очередного XI Всероссийского психологического форума «Обучение. Воспитание. Развитие — 2017» в г. Сочи 10-19 октября 2017 г. (электронный ресурс: rospsy.ru).
Участники конференции отметили, что психологи в большинстве своем стремятся профессионально взаимодействовать с администрацией и педагогами (учителями, классными руководителями, социальными педагогами, воспитателями) внутри образовательных организаций для предотвращения неблагоприятных психологических последствий бесконтрольного, безответственного, а порой и криминального влияния на детей и подростков различных интернет-ресурсов. При этом основной целевой аудиторией для просветительско-профилакти-ческой деятельности педагоги-психологи видят родителей (законных представителей) обучаю-
щихся. Наши исследования [1] показывают стабильно высокую значимость мнения родителей в принятии подростками решений по существенным для себя вопросам. Информирование родителей обучающихся о сигналах суицидального риска и о специалистах, организациях, оказывающих квалифицированную экстренную помощь, осуществляется педагогами-психологами практически во всех регионах России. Имеется опыт по ознакомлению классных руководителей и родителей с маркерами суицидальных настроений, проявляющимися на персональных страницах учеников в сети «ВКонтакте».
Вопросы, связанные с вовлечением подростков и молодежи в «группы смерти» и кибер-преступностью в отношении несовершеннолетних, могут быть решены только при активной гражданской позиции всех лиц, взаимодействующих с ребенком, и при сильных, волевых решениях структур и лиц, отвечающих за интернет-безопасность, медиабезопасность жителей региона и страны. Именно поэтому важным остается межведомственное взаимодействие, активное вовлечение педагогических работников в деятельность киберлаборатории (электронный ресурс: resurs-center.ru).
Основными угрозами виртуального пространства, по мнению психологов образовательных организаций, являются: популяризация суицидального поведения в детско-подростковой и молодежной среде; бесконтрольное проявление культуры насилия и тюремной субкультуры (например, действия молодежного бандитского сообщества АУЕ — «Арестантский уклад един»); вовлечение в радикальные организации и распространение контента, связанного с популяризацией экстремистских идей (националистических, неофашистских и др.); продвижение религиозного экстремизма, деструктивных культов и осуществление незаконной миссионерской деятельности, в том числе через активное вовлечение в разнообразные психотренинги, программы «личностного роста» и «бизнес-тренинги».
Задаваться вопросами, зачем и с какой целью происходит наращивание объемов и их более качественная «заточка» на молодежь, не имеет смысла. Идеи подобных угроз очевидны — подрыв национальной безопасности через взращивание в самых широких слоях населения определенных чувств и состояний (страха, неуверенности, беспомощности, тревоги, агрессии, аутоагрессии и пр.).
Почему подростки становятся самой уязвимой категорией? Вопрос скорее риторический.
Еще в конце прошлого века исследования подростков показали, что сочетание определенных качеств, черт и характеристик формирует личность с аутоагрессией в поведении. К таким чертам относятся: заниженный уровень самооценки, неуверенность, ощущение собственной малоценности и слабости, высокая потребность в самореализации, высокая значимость теплых эмоциональных связей, искренности взаимоотношений, несамостоятельность, зависимость, симбиотичность, безволие, потеря оптимизма. Именно на такие «болевые точки» подростков и нацелена работа «доброжелателей», «настоящих друзей и помощников» в интернет-пространстве. Основные механизмы вовлечения и манипуляции, активно используемые в социальных сетях и на иных интернет-ресурсах: мифотворчество (романтизация процессов, героизация лидеров или участников процессов); элитарность и закрытая общность («ты не такой как все», «мы с тобой», «брат за брата»); геймификация и контент преодоления опасности, запрета (игровые механизмы, «давай, ты сможешь!»); челленджи (дух соревнования, «побеждает сильнейший», «опереди других»); противопоставление, кон -фликт поколений («мы и они», «взрослый мир — плохой мир»); аккумулирование и подчеркивание негатива («весь мир против тебя», «государство — зло», «люди — мясо», «вокруг одно быдло», «жизнь — отстой» и т. п.).
Современные исследования среди учащейся молодежи, проведенные в Челябинске АНО «Центр культурно-религиоведческих исследований, социально-политических технологий и образовательных программ» [2], показывают наличие у учащихся уязвимости перед потенциальной вербовочной деятельностью экстремистских организаций. К таким социально-психологическим факторам относятся: активное и открытое пользование социальными сетями, готовность к общению с незнакомыми людьми в интернете, ощущение одиночества, несправедливости, собственного несовершенства, готовность вступить в организации, обещающие материальное благо, трансформацию социальных установок и др. Наличие данных факторов открывает множество скрытых возможностей для осуществления вербовочной деятельности со стороны экстремистских организаций с целью привлечения новых адептов из молодежной среды: использование социальных сетей для распространения информации о собственной организации, а также виртуальных знакомств с целью контроля неофитов; спекуляция на идеях социальной справедливости
(изменение мирового порядка), возможности самосовершенствования (саморазвитие); обещание материального благополучия; использование в своих стратегиях атрибутики традиционных религиозных организаций и идей национальной независимости.
Технически сегодня интернет-пространство имеет возможности оперативной и достаточно точной настройки для локального психологического воздействия на конкретного подростка или группу подростков. Приведем лишь самые распространенные способы.
Лайк ( англ. like — «нравится», «одобряю») — условное выражение одобрения пользователю или материалу (фото, видео и пр.), размещенному этим пользователем, посредством нажатия одной кнопки и фиксации на объекте особого символа (например, сердечка).
Стикеры (англ. stickers — «наклейки») — предназначенные для отправки в чат с целью выражения эмоций увеличенные картинки, представляющие собой продвинутую версию смайликов.
Сигна (англ. signature — «подпись») — сленговый термин, обозначающий фотографию человека вместе с именем или ником другого человека, часто знаменитости. Сигна может быть написана на бумаге или прямо на теле. Сигны обычно делаются на основе селфи (так как человек фотографирует сам себя).
Селфхарм — размещаемые в Сети фотографии с самоповреждениями, например, рядами параллельных царапин на руках, следами от сигаретных ожогов на запястьях, строем белых шрамов на бедрах и многими другими отметками на теле.
Социологическая концепция суицидального поведения [3] целостно рассматривает соответствующее общество и его культуру в качестве причин самоубийств. Независимо от климатических или экономических условий, состояния психического и физического здоровья его членов, общество с низкой степенью сцепления (когда его представители слабо связаны друг с другом и с социальной группой), с запутанной сетью социальных норм, с культурными ценностями, не пользующимися всеобщим признанием и являющимися делом
Библиографический список
простого личностного предпочтения, является мощным генератором самоубийств. Мотиваци-онный подход к самоубийству [4-6] обнаруживает среди общих устойчивых и практически неизменных проявлений общие суицидальные эмоции (всеобъемлющее чувство беспомощности и безнадежности, амбивалентность — они желают умереть, но одновременно хотят, чтобы их спасли) и общее коммуникативное действие — сообщение о своем намерении. Поэтому размещаемая в интернет-пространстве информация подростков о себе (высказывания, фотографии, посты и перепосты) — это те обращения, часто даже никак не зашифрованные и не требующие для прочтения и осознания каких-то специальных знаний, которые заинтересованные взрослые должны видеть и на которые они должны реагировать соответствующим образом. Если до педагогов или родителей дошла из социальной сети информация совершенно ясного контекста суицидальной или экстремистской направленности, это — призыв о помощи. Не единичны случаи, когда на странице ребенка было все — и фотографии с крыши, и стихи траурного содержания, и перепосты чьих-то «подвигов», и все же равнодушие и невнимательность взрослых привели к печальному итогу.
Вместе с тем психологи понимают, какую опасность может нести излишний ажиотаж вокруг тем интернет-безопасности. Стоит упомянуть какие-то «опасные» и «новомодные» ресурсы, как на них из чистого любопытства тут же устремляются подростки. Педагоги-психологи настаивают на ограничении публикаций и демонстрируемых в новостных рубриках СМИ материалов, связанных с суицидами детей и подростков. Это позволит исключить в том числе и так называемый эффект Вертера. Обсуждение в СМИ данного вопроса должно носить исключительно профессиональный, высококвалифицированный характер.
Поставить заслон и «выгнать» детей из интернет-пространства мы не сможем. Это — территория молодых и «продвинутых». Мы можем прийти на их территорию и предложить установить общие правила, договориться о безопасности пребывания на этой территории.
1. Аналитические материалы психологического тестирования обучающихся образовательных учреждений Челябинской области в 2012-2014 гг. [Текст] // Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации : метод. пособие / под ред. Ж. Г. Кульковой. — Челябинск : Цицеро, 2014. — С. 43-56.
2. Щетинина, Е. В. Медиабезопасность : пособие для подготовки киберволонтеров [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / Е. В. Щетинина. — Челябинск, 2016. — Режим доступа: №р://рзу4/и8егар1/сот.
3. Дюркгейм, Э. Самоубийство : Социологический этюд [Текст] / Э. Дюркгейм ; пер. с фр. с сокр. ; под ред. В. А. Базарова. — М. : Мысль, 1994. — 399 с.
4. Вроно, Е. М. Предотвращение самоубийства подростков [Текст] / Е. М. Вроно. — М. : Академический проект, 2001. — 40 с.
5. Гилинский, Я. И. Девиантология : Социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений» [Текст] / Я. И. Гилинский. — СПб., 2004. — 520 с.
6. Шнейдман, Э. Душа самоубийцы [Текст] : моногр. / Э. Шнейдман. — М. : Смысл, 2001. — 132 с.
УДК 37.017.4 О. В. Самсонова, преподаватель
Южно-Уральского многопрофильного колледжа (ЮУМК), г. Челябинск, e-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РОССИЕВЕДЕНИЕ»
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме воспитания гражданственности. Автором предлагается учебная дисциплина «Россиеведение» как средство формирования у обучающихся гражданской компетентности. Раскрывается содержание дисциплины, перечислены ожидаемые результаты. Обосновывается целесообразность введения дисциплины в целях развития когнитивной, деятельностной, аксиологической и индивидуальной составляющих гражданской компетентности.
Ключевые слова: гражданственность, гражданская компетентность, гражданское воспитание, дисциплина «Россиеведение», гражданская активность, гражданские ценности, гражданские роли.
Среди ключевых компетенций современного российского образования выделяется гражданственность как фундаментальная составляющая личности, способствующая интеграции подрастающего поколения в современное общество.
«Гражданская компетентность заключается в обладании субъектом совокупностью гражданских компетенций, проявляющихся в осознании себя полноправным членом общества (государства), приверженным его интересам, обладающим совокупностью прав, свобод и обязанностей, выступающим в роли гражданина» [1, с. 4]. Мы разделяем точку зрения Т. Е. Шепелевой, согласно которой понятие «гражданская компетентность» тождественно понятию «гражданственность» [1].
Гражданское воспитание как специально организованный целенаправленный процесс наблюдается в России со второй половины XVIII в. Его возникновение было обусловлено рядом задач, связанных с созданием грамотного чиновничье-бюрократического аппарата, воплощением в жизнь идеи воспитания преданной
монархии «новой породы людей» и формированием российского гражданского общества, владеющего основами правовой грамотности. Веком позднее, после восстания декабристов 1825 г., возникла необходимость контролировать стихийное гражданское воспитание, не удовлетворяющее консервативно настроенную власть, и гражданское воспитание приобретает идеологическую направленность.
В советский период вопросу гражданского воспитания населения придавалось первостепенное значение. Оно должно было содействовать формированию нового гражданского общества, способного к сплочению, массовой активности, самоорганизации с целью укрепления советской власти и защиты государства [2].
В современной России актуальность гражданского воспитания подтверждается рядом документов. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», в содержании образования делается акцент на развитие духовно-нравственной личности, воспитание человека и гражданина,