Научная статья на тему 'Актуальные вопросы психологической безопасности детей и подростков в интернет-пространстве'

Актуальные вопросы психологической безопасности детей и подростков в интернет-пространстве Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
737
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВО / INTERNET / ПРОБЛЕМЫ МЕДИАБЕЗОПАСНОСТИ / MEDIA SECURITY ISSUES / УГРОЗЫ ВИРТУАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА / THREATS OF VIRTUAL SPACE / ПРОФИЛАКТИКА ПРОПАГАНДЫ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ / PREVENTION OF PROPAGANDA OF YOUTH SUICIDES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кулькова Ж. Г.

В статье показаны потенциальные психологические риски для подростков и молодежи в интернет-пространстве, проанализирован феномен «групп смерти» с точки зрения психологической безопасности, демонстрируются возможные пути профилактической работы в контексте медиабезопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOPICAL ISSUES OF PSYCHOLOGICAL SAFETY OF CHILDREN AND ADOLESCENTS IN INTERNET

The article covers the potential psychological risks for adolescents and youth in internet, analyses the ‘death groups’ phenomenon from the point of view of psychological safety, reveals the possible preventive measures in the context of media security.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы психологической безопасности детей и подростков в интернет-пространстве»

Библиографический список

1. Календарь и справочная книжка Уфимской губернии на 1897 г. [Текст]. — Уфа, 1896.

2. Рушанин, В. Я. Златоустовское училище — первенец среднего технического образования на Урале [Текст] / В. Я. Рушанин // 200 лет Златоустовскому горному округу / отв. ред. А. В. Козлов. — Златоуст : ООО «ФотоМир», 2011. — 94 а

3. Сборник постановлений Златоустовского уездного земского собрания 1909 г. [Текст]. — Златоуст, 1910.

4. Сборник постановлений Златоустовского уездного земского собрания. [Текст]. — Златоуст, 1913.

5. ЗГА. Ф. И-1. Оп. 1. Д. 10. Л. 81-83.

6. Обухов, М. Народное образование в Уфимской губернии в 1917 г. [Текст] / М. Обухов. — Уфа, 1917.

7. Официальный сайт Златоустовского индустриального колледжа им. П. П. Аносова [Электронный ресурс]. — Режим доступа: anosov.ru.

УДК 159.922.8:004 Ж. Г. Кулькова, психолог, руководитель

Центра психологической диагностики и консультирования, г. Челябинск, e-mail: [email protected]

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ

В статье показаны потенциальные психологические риски для подростков и молодежи в интернет-пространстве, проанализирован феномен «групп смерти» с точки зрения психологической безопасности, демонстрируются возможные пути профилактической работы в контексте меди-абезопасности.

Ключевые слова: интернет-пространство, проблемы медиабезопасности, угрозы виртуального пространства, профилактика пропаганды суицидального поведения в молодежной среде.

Мы вступаем в цифровую эпоху. Молодое поколение, дети и подростки, существенно опережают нас в освоении новых информационных технологий, уверенном пользовании ими и их совершенствовании. Следует признать факт практически непреодолимого разрыва в пользовании интернет-возможностями между современными молодыми людьми и более старшим поколением, к которому принадлежат их родители и педагогические работники. Модернизируемая система общего и профессионального образования стремится шагать в ногу со временем — в практику образовательного процесса активно внедряются информационные технологии.

Педагоги, а в большей степени педагоги-психологи, осознают возможные угрозы и психологические риски современных цифровых технологий, интернет-ресурсов и технологических инноваций в сфере электронных гаджетов. Этому была посвящена всероссийская конфе-

ренция «Образование в цифровую эпоху: психологические аспекты», прошедшая в рамках очередного XI Всероссийского психологического форума «Обучение. Воспитание. Развитие — 2017» в г. Сочи 10-19 октября 2017 г. (электронный ресурс: rospsy.ru).

Участники конференции отметили, что психологи в большинстве своем стремятся профессионально взаимодействовать с администрацией и педагогами (учителями, классными руководителями, социальными педагогами, воспитателями) внутри образовательных организаций для предотвращения неблагоприятных психологических последствий бесконтрольного, безответственного, а порой и криминального влияния на детей и подростков различных интернет-ресурсов. При этом основной целевой аудиторией для просветительско-профилакти-ческой деятельности педагоги-психологи видят родителей (законных представителей) обучаю-

щихся. Наши исследования [1] показывают стабильно высокую значимость мнения родителей в принятии подростками решений по существенным для себя вопросам. Информирование родителей обучающихся о сигналах суицидального риска и о специалистах, организациях, оказывающих квалифицированную экстренную помощь, осуществляется педагогами-психологами практически во всех регионах России. Имеется опыт по ознакомлению классных руководителей и родителей с маркерами суицидальных настроений, проявляющимися на персональных страницах учеников в сети «ВКонтакте».

Вопросы, связанные с вовлечением подростков и молодежи в «группы смерти» и кибер-преступностью в отношении несовершеннолетних, могут быть решены только при активной гражданской позиции всех лиц, взаимодействующих с ребенком, и при сильных, волевых решениях структур и лиц, отвечающих за интернет-безопасность, медиабезопасность жителей региона и страны. Именно поэтому важным остается межведомственное взаимодействие, активное вовлечение педагогических работников в деятельность киберлаборатории (электронный ресурс: resurs-center.ru).

Основными угрозами виртуального пространства, по мнению психологов образовательных организаций, являются: популяризация суицидального поведения в детско-подростковой и молодежной среде; бесконтрольное проявление культуры насилия и тюремной субкультуры (например, действия молодежного бандитского сообщества АУЕ — «Арестантский уклад един»); вовлечение в радикальные организации и распространение контента, связанного с популяризацией экстремистских идей (националистических, неофашистских и др.); продвижение религиозного экстремизма, деструктивных культов и осуществление незаконной миссионерской деятельности, в том числе через активное вовлечение в разнообразные психотренинги, программы «личностного роста» и «бизнес-тренинги».

Задаваться вопросами, зачем и с какой целью происходит наращивание объемов и их более качественная «заточка» на молодежь, не имеет смысла. Идеи подобных угроз очевидны — подрыв национальной безопасности через взращивание в самых широких слоях населения определенных чувств и состояний (страха, неуверенности, беспомощности, тревоги, агрессии, аутоагрессии и пр.).

Почему подростки становятся самой уязвимой категорией? Вопрос скорее риторический.

Еще в конце прошлого века исследования подростков показали, что сочетание определенных качеств, черт и характеристик формирует личность с аутоагрессией в поведении. К таким чертам относятся: заниженный уровень самооценки, неуверенность, ощущение собственной малоценности и слабости, высокая потребность в самореализации, высокая значимость теплых эмоциональных связей, искренности взаимоотношений, несамостоятельность, зависимость, симбиотичность, безволие, потеря оптимизма. Именно на такие «болевые точки» подростков и нацелена работа «доброжелателей», «настоящих друзей и помощников» в интернет-пространстве. Основные механизмы вовлечения и манипуляции, активно используемые в социальных сетях и на иных интернет-ресурсах: мифотворчество (романтизация процессов, героизация лидеров или участников процессов); элитарность и закрытая общность («ты не такой как все», «мы с тобой», «брат за брата»); геймификация и контент преодоления опасности, запрета (игровые механизмы, «давай, ты сможешь!»); челленджи (дух соревнования, «побеждает сильнейший», «опереди других»); противопоставление, кон -фликт поколений («мы и они», «взрослый мир — плохой мир»); аккумулирование и подчеркивание негатива («весь мир против тебя», «государство — зло», «люди — мясо», «вокруг одно быдло», «жизнь — отстой» и т. п.).

Современные исследования среди учащейся молодежи, проведенные в Челябинске АНО «Центр культурно-религиоведческих исследований, социально-политических технологий и образовательных программ» [2], показывают наличие у учащихся уязвимости перед потенциальной вербовочной деятельностью экстремистских организаций. К таким социально-психологическим факторам относятся: активное и открытое пользование социальными сетями, готовность к общению с незнакомыми людьми в интернете, ощущение одиночества, несправедливости, собственного несовершенства, готовность вступить в организации, обещающие материальное благо, трансформацию социальных установок и др. Наличие данных факторов открывает множество скрытых возможностей для осуществления вербовочной деятельности со стороны экстремистских организаций с целью привлечения новых адептов из молодежной среды: использование социальных сетей для распространения информации о собственной организации, а также виртуальных знакомств с целью контроля неофитов; спекуляция на идеях социальной справедливости

(изменение мирового порядка), возможности самосовершенствования (саморазвитие); обещание материального благополучия; использование в своих стратегиях атрибутики традиционных религиозных организаций и идей национальной независимости.

Технически сегодня интернет-пространство имеет возможности оперативной и достаточно точной настройки для локального психологического воздействия на конкретного подростка или группу подростков. Приведем лишь самые распространенные способы.

Лайк ( англ. like — «нравится», «одобряю») — условное выражение одобрения пользователю или материалу (фото, видео и пр.), размещенному этим пользователем, посредством нажатия одной кнопки и фиксации на объекте особого символа (например, сердечка).

Стикеры (англ. stickers — «наклейки») — предназначенные для отправки в чат с целью выражения эмоций увеличенные картинки, представляющие собой продвинутую версию смайликов.

Сигна (англ. signature — «подпись») — сленговый термин, обозначающий фотографию человека вместе с именем или ником другого человека, часто знаменитости. Сигна может быть написана на бумаге или прямо на теле. Сигны обычно делаются на основе селфи (так как человек фотографирует сам себя).

Селфхарм — размещаемые в Сети фотографии с самоповреждениями, например, рядами параллельных царапин на руках, следами от сигаретных ожогов на запястьях, строем белых шрамов на бедрах и многими другими отметками на теле.

Социологическая концепция суицидального поведения [3] целостно рассматривает соответствующее общество и его культуру в качестве причин самоубийств. Независимо от климатических или экономических условий, состояния психического и физического здоровья его членов, общество с низкой степенью сцепления (когда его представители слабо связаны друг с другом и с социальной группой), с запутанной сетью социальных норм, с культурными ценностями, не пользующимися всеобщим признанием и являющимися делом

Библиографический список

простого личностного предпочтения, является мощным генератором самоубийств. Мотиваци-онный подход к самоубийству [4-6] обнаруживает среди общих устойчивых и практически неизменных проявлений общие суицидальные эмоции (всеобъемлющее чувство беспомощности и безнадежности, амбивалентность — они желают умереть, но одновременно хотят, чтобы их спасли) и общее коммуникативное действие — сообщение о своем намерении. Поэтому размещаемая в интернет-пространстве информация подростков о себе (высказывания, фотографии, посты и перепосты) — это те обращения, часто даже никак не зашифрованные и не требующие для прочтения и осознания каких-то специальных знаний, которые заинтересованные взрослые должны видеть и на которые они должны реагировать соответствующим образом. Если до педагогов или родителей дошла из социальной сети информация совершенно ясного контекста суицидальной или экстремистской направленности, это — призыв о помощи. Не единичны случаи, когда на странице ребенка было все — и фотографии с крыши, и стихи траурного содержания, и перепосты чьих-то «подвигов», и все же равнодушие и невнимательность взрослых привели к печальному итогу.

Вместе с тем психологи понимают, какую опасность может нести излишний ажиотаж вокруг тем интернет-безопасности. Стоит упомянуть какие-то «опасные» и «новомодные» ресурсы, как на них из чистого любопытства тут же устремляются подростки. Педагоги-психологи настаивают на ограничении публикаций и демонстрируемых в новостных рубриках СМИ материалов, связанных с суицидами детей и подростков. Это позволит исключить в том числе и так называемый эффект Вертера. Обсуждение в СМИ данного вопроса должно носить исключительно профессиональный, высококвалифицированный характер.

Поставить заслон и «выгнать» детей из интернет-пространства мы не сможем. Это — территория молодых и «продвинутых». Мы можем прийти на их территорию и предложить установить общие правила, договориться о безопасности пребывания на этой территории.

1. Аналитические материалы психологического тестирования обучающихся образовательных учреждений Челябинской области в 2012-2014 гг. [Текст] // Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации : метод. пособие / под ред. Ж. Г. Кульковой. — Челябинск : Цицеро, 2014. — С. 43-56.

2. Щетинина, Е. В. Медиабезопасность : пособие для подготовки киберволонтеров [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / Е. В. Щетинина. — Челябинск, 2016. — Режим доступа: №р://рзу4/и8егар1/сот.

3. Дюркгейм, Э. Самоубийство : Социологический этюд [Текст] / Э. Дюркгейм ; пер. с фр. с сокр. ; под ред. В. А. Базарова. — М. : Мысль, 1994. — 399 с.

4. Вроно, Е. М. Предотвращение самоубийства подростков [Текст] / Е. М. Вроно. — М. : Академический проект, 2001. — 40 с.

5. Гилинский, Я. И. Девиантология : Социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений» [Текст] / Я. И. Гилинский. — СПб., 2004. — 520 с.

6. Шнейдман, Э. Душа самоубийцы [Текст] : моногр. / Э. Шнейдман. — М. : Смысл, 2001. — 132 с.

УДК 37.017.4 О. В. Самсонова, преподаватель

Южно-Уральского многопрофильного колледжа (ЮУМК), г. Челябинск, e-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РОССИЕВЕДЕНИЕ»

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме воспитания гражданственности. Автором предлагается учебная дисциплина «Россиеведение» как средство формирования у обучающихся гражданской компетентности. Раскрывается содержание дисциплины, перечислены ожидаемые результаты. Обосновывается целесообразность введения дисциплины в целях развития когнитивной, деятельностной, аксиологической и индивидуальной составляющих гражданской компетентности.

Ключевые слова: гражданственность, гражданская компетентность, гражданское воспитание, дисциплина «Россиеведение», гражданская активность, гражданские ценности, гражданские роли.

Среди ключевых компетенций современного российского образования выделяется гражданственность как фундаментальная составляющая личности, способствующая интеграции подрастающего поколения в современное общество.

«Гражданская компетентность заключается в обладании субъектом совокупностью гражданских компетенций, проявляющихся в осознании себя полноправным членом общества (государства), приверженным его интересам, обладающим совокупностью прав, свобод и обязанностей, выступающим в роли гражданина» [1, с. 4]. Мы разделяем точку зрения Т. Е. Шепелевой, согласно которой понятие «гражданская компетентность» тождественно понятию «гражданственность» [1].

Гражданское воспитание как специально организованный целенаправленный процесс наблюдается в России со второй половины XVIII в. Его возникновение было обусловлено рядом задач, связанных с созданием грамотного чиновничье-бюрократического аппарата, воплощением в жизнь идеи воспитания преданной

монархии «новой породы людей» и формированием российского гражданского общества, владеющего основами правовой грамотности. Веком позднее, после восстания декабристов 1825 г., возникла необходимость контролировать стихийное гражданское воспитание, не удовлетворяющее консервативно настроенную власть, и гражданское воспитание приобретает идеологическую направленность.

В советский период вопросу гражданского воспитания населения придавалось первостепенное значение. Оно должно было содействовать формированию нового гражданского общества, способного к сплочению, массовой активности, самоорганизации с целью укрепления советской власти и защиты государства [2].

В современной России актуальность гражданского воспитания подтверждается рядом документов. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», в содержании образования делается акцент на развитие духовно-нравственной личности, воспитание человека и гражданина,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.