Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ КАНАЛЫ НЕФОРМАЛЬНОЙ КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ'

АКТУАЛЬНЫЕ КАНАЛЫ НЕФОРМАЛЬНОЙ КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
219
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ / МЕДИАБЕЗОПАСНОСТЬ / КИБЕРОСОЦИАЛИЗАЦИЯ / ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ / МОЛОДЕЖЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Щетинина Елизавета Витальевна, Двойненко Максим Олегович

В статье рассматриваются результаты социологического исследования, проведенного Центром мониторинга социальных сетей (ГБУ ДПО Челябинский институт развития профессионального образования) в 2021 году среди обучающейся молодежи общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций Челябинской области. Целью данного исследования стало выявление уровня медиаинформационной грамотности в среде обучающейся молодежи Челябинской области через исследование наиболее популярных виртуальных практик в молодежной среде. Важным направлением исследования стало выявление неформальных каналов киберсоциализации обучающихся, в том числе через анализ популярных мессенджеров, социальных сетей, подписок на топовых блогеров и уровня доверия обучающихся к ним. В материале приведены статистические данные, описывающие основные тенденции, влияющие на формирование медиаинформационной грамотности, а также актуальные инструменты киберсоциализации обучающейся молодежи Челябинской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Щетинина Елизавета Витальевна, Двойненко Максим Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UP-TO-DATE CHANNELS OF INFORMAL CYBERSOCIALIZATION OF LEARNING YOUTH

The article examines the results of a sociological study conducted by the Center for Monitoring Social Networks (Chelyabinsk Institute of the Vocational Education Development) in 2021 among students of general education and professional educational organizations of the Chelyabinsk region. The purpose of this study was to identify the level of media information literacy among students in the Chelyabinsk region through the study of the most popular virtual practices among young people. An important direction of the study was the identification of informal channels of cyber socialization of students, including through the analysis of popular instant messengers, social networks, subscriptions to top bloggers and the level of students’ trust in them. The material contains statistical data describing the main trends affecting the formation of media information literacy, as well as current tools for cyber socialization of students in the Chelyabinsk region.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ КАНАЛЫ НЕФОРМАЛЬНОЙ КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ»

Швачко Елена Викторовна, доцент кафедры «Развитие образовательной системы» ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования», кандидат педагогических наук, Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: w2905@mail.ru

Ворожбьянов Мариан Вячеславович, педагог-организатор ГБОУ ПОО «Златоустовский техникум технологий и экономики», Российская Федерация, Челябинская область, г. Златоуст, e-mail: marian.w@mail.ru

Shvachko Elena Viktorovna, Associate Professor of the Department of Development of the Educational System, Chelyabinsk Institute of the Vocational Education Development, Candidate of Pedagogical Sciences, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: w2905@mail.ru

Vorozhbyanov Marian Vyacheslavovich, teacher-organizer, Zlatoust College of Technology and Economics, Russian Federation, Chelyabinsk Region, Zlatoust, e-mail: marian.w@mail.ru

Сведения для цитирования: Щетинина, Е. В. Актуальные каналы неформальной киберсоциализации обучающейся молодежи / Е. В. Щетинина, М. О. Двойненко // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 3 (31). — С. 165-169.

УДК 377:004 ББК 74.57

АКТУАЛЬНЫЕ КАНАЛЫ НЕФОРМАЛЬНОЙ КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИИ

ОБУЧАЮЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

Е. В. Щетинина, М. О. Двойненко

В статье рассматриваются результаты социологического исследования, проведенного Центром мониторинга социальных сетей (ГБУ ДПО Челябинский институт развития профессионального образования) в 2021 году среди обучающейся молодежи общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций Челябинской области. Целью данного исследования стало выявление уровня медиаинформационной грамотности в среде обучающейся молодежи Челябинской области через исследование наиболее популярных виртуальных практик в молодежной среде. Важным направлением исследования стало выявление неформальных каналов киберсоциализации обучающихся, в том числе через анализ популярных мессенджеров, социальных сетей, подписок на топовых блогеров и уровня доверия обучающихся к ним. В материале приведены статистические данные, описывающие основные тенденции, влияющие на формирование медиаинформационной грамотности, а также актуальные инструменты киберсоциализации обучающейся молодежи Челябинской области.

Ключевые слова: медиаинформационная грамотность, медиабезопасность, киберосоциа-лизация, виртуальные практики, молодежь.

В настоящее время интернет-пространство выступает ключевым инструментом киберсоциализации молодежи. Термин «киберсоциали-зация» впервые был введен В. А. Плешаковым и определен им как процесс качественных изменений потребностно-мотивационной сферы индивидуума, а также структуры самосознания личности, происходящий под влиянием и в результате использования человеком современных информационно-коммуникационных и компьютерных технологий в контексте жизнедеятельности [1]. При этом огромное влияние на раз-

витие процесса киберсоциализации оказывают современные социокультурные трансформации «эпохи постковида», в период которой виртуальная жизнь выступает прямой альтернативой реальной жизни, а следовательно, социальные, досуговые, трудовые, образовательные, коммуникативные практики приобретают виртуализи-рованную форму.

Важно отметить, что в подобных условиях именно молодежь становится той социальной группой, чья социализация непосредственно и преимущественно происходит в виртуальном

пространстве, в том числе за счет использования различных неформальных информационных каналов (социальных сетей, мессенджеров и др.) и виртуальных практик функционирования в данном пространстве (например, в формате ведения блога или создания фейковых страниц).

При этом в рамках организации современного воспитательного и образовательного процесса существуют возможности целенаправленной организации позитивной киберсоциализации обучающейся молодежи. Однако, по мнению отечественных исследователей Е. В. Сухоруко-вой и С. В. Буланова, развитие воспитательной работы в онлайн-пространстве необходимо осуществлять в интерактивно-доступной форме, при этом не отказываясь от развлекательной подачи материала [2], что зачастую вызывает трудности у представителей педагогического сообщества.

Процесс позитивной киберсоциализации осложняет и то, что преимущественно молодые люди используют неформальные практики киберсоциализации, обладающие рядом специфических черт: многообразием виртуальных площадок, свободой выбора публикуемого контента, а также форм самопрезентации и онлайн-коммуникации, что потенциально может способствовать развитию в том числе негативных форм киберсоциализации.

Важно и то, что ряд авторов при исследовании проблем киберсоциализации и построения виртуальных воспитательных моделей обращают внимание на значимость такого фактора, как доверие. В условиях виртуальной среды именно доверие к каналам получения информации, субъектам информационного воздействия играет важнейшую роль в принятии или непринятии предлагаемого пользователю контента [3]. При этом в условиях неформальной киберсоциали-зации молодежи уровень доверия не зависит от достоверности самого контента.

В апреле 2021 г. специалисты Центра мониторинга социальных сетей ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования» провели исследование медиаин-формационной грамотности обучающейся молодежи общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций Челябинской области. Объектом данного исследования стала медиаинформационная грамотность обучающихся 9-11 классов общеобразовательных организаций и студентов профессиональных образовательных организаций Челябинской области.

Исследование проводилось методом сплошной выборки по формализованной анкете, вклю-

чавшей в себя 37 вопросов. Целью данного исследования стало выявление уровня медиаин-формационной грамотности в среде обучающейся молодежи Челябинской области, в том числе через анализ наиболее популярных неформальных каналов киберсоциализации. Отметим, что одним из важных аспектов исследования стал вопрос, посвященный выявлению уровня доверия обучающейся молодежи транслируемой информации в виртуальном пространстве.

Исследование показало, что обучающиеся Челябинской области присутствуют во всех социальных сетях. Наиболее значимыми социальными сетями для респондентов стали: «ВКонтакте» — 96,4 %, «Instagram» — 81,7 %, «YouTube» — 75,1 %, «Telegram» — 68,6 %, «TikTok» — 63,7 %, «Viber» — 53,8 %, «Snapchat» — 33,5 %, «Facebook» — 32,1 %, «Одноклассники» — 23,5 %, «Twitter» — 20,4 %. Стоит отметить, менее значимым для обучающихся оказался мессенджер «WhatsApp» — 0,8 %, а также не названа новая социальная сеть «Clubhouse», которая на момент написания статьи, ввиду ограниченного распространения, в Челябинской области активно не используется.

Основными источниками получения информации для респондентов являются социальные сети — 63,7 %, далее по значимости идут новостные сайты — 12,8 %. Менее актуальными источниками получения информации стали друзья и родственники — 8,6 %. Стоит отметить, что мессенджер Telegram по распространенности среди обучающихся занимает 4-е место в рейтинге социальных сетей, однако как источник информации его рассматривают только 8,3 % опрошенных. Посредством телевидения информацию чаще всего узнают 4,2 % опрошенных, газеты читают и рассматривают как основной источник информации минимальное число респондентов — 1,2 %.

Таким образом, важным является то, что для обучающейся молодежи региона наиболее значимым источником информации является интернет: на его площадках в совокупности чаще всего получают информацию 84,8 % респондентов.

Важным показателем исследования стало измерение уровня доверия к неформальным информационным каналам в социальных сетях. По мнению респондентов, наибольшее доверие вызывают: социальные сети — 26,7 %, новостные сайты в интернете — 22,1%, друзья и родственники — 18,8%, при этом телевидению доверяют 16,4 %. Меньше всего респонденты доверяют: мессенджерам и телеграм-каналам — 8 %, газетам и журналам — 2,7 %.

В рамках проведенного исследования отмечается средний уровень доверия респондентов к публикациям официальных информационных источников в социальных сетях (органы власти, государственные СМИ). Полностью доверяют таким публикациям только 7,1 % опрошенных, скорее доверяют — 35,7%. Не доверяют подобным сообщениям 28,9 %; 17,2 % опрошенных сказали, что они не интересуются данными сообщениями, а 7,1% затруднились выразить свое отношение.

Таким образом, исследование не фиксирует однозначное доверие к информации, размещаемой в интернет-пространстве среди обучающихся. При этом наблюдается относительно высокий уровень доверия респондентов к неформальным каналам информации в социальных сетях. Отметим, что указанный вывод коррелируется с данными исследования, проведенного Д. В. Петросянцем и И. В. Юшковой в 2017 году [4].

В связи с этим становится важным проследить доверие к блогерам (субъектам, размещающим информацию в сети Интернет на регулярной основе) и публикуемой ими информации. Так, большинство пользователей высказали свою готовность доверять публикациям бло-геров в социальных сетях. Если блогер и его взгляды близки по духу, то ему готовы доверять 32,3 %; если у него много подписчиков, то это тоже может стать фактором доверия для 5,5 %; и, если блогера посоветовали близкие или друзья, то 7,9 % респондентов готовы ему доверять. Высок процент и тех, кто высказывает свое недоверие любой размещаемой информации в сети Интернет (31,1 %), затруднились же сформулировать свое мнение относительно источника почти треть респондентов (33 %). Следовательно, можно проследить эффект солидаризации подростков с трендовыми (популярными) блогерами и их взглядами.

Проведенное исследование также фиксирует наиболее значимых блогеров для молодежи региона: среди них преимущественно YouTube-блогеры, создатели развлекательного видеоконтента, занимающиеся обзором игр и поп-культуры, в меньшей степени это создатели социального и социально-политического контента. Стоит отметить, что именно блогинг в настоящее время становится одним из ведущих каналов неформальной киберсоциализации молодежи. В исследовании среди наиболее часто упоминаемых блогеров респонденты отмечали следующие фигуры: Михаил Литвин, Дмитрий Куплинов, Ивангай, Карина Кросс, Дима

Масленников, Мармок, Юрий Дудь, Алексей Навальный, Александра Паснова, Настя Ивле-ева, Хованский, Алексей Шевцов, Bulkin (Бул-кин), Катя Клэп, Wylsacom, А4, Utopia Show, Валя Карнавал, Паша Пэл, Приятный Ильдар, Юра Волков, Windy31, Жекич Дубровский, Ин-стасамка, Николай Соболев, Анастасиз, Брайн Мапс, Бустер, Верона, Лера Чекалина, Kendal Jenner, Ольга Бузова, Ян Топлес, BadComedian, Mamix, Вероника Степанова, Виктор Блуд, Дава, Катя Адушкина, Даня Милохин. При этом только 7,51 % респондентов не смогли назвать блогера, который был бы им интересен.

Таким образом, анализ неформальных каналов киберсоциализации обучающейся молодежи Челябинской области показал следующее.

1. Согласно проведенному исследованию большинство обучающихся Челябинской области присутствуют в нескольких социальных сетях и мессенджерах и предпочитают получать информацию из этих источников.

2. Основным и наиболее надежным источником получения информации для опрошенных являются социальные сети; мессенджеры как канал распространения информации в области пока не сравнялись с социальными сетями по значимости.

3. Прослеживается высокое доверие среди обучающейся молодежи к блогерам, при этом наиболее популярными являются YouTube-бло-геры, создающие развлекательный контент или занимающиеся обзором игр и поп-культуры.

4. Присутствует определенный уровень доверия и к информации из официальных источников органов власти, государственных СМИ и к публикуемому ими контенту в социальных сетях. При этом треть респондентов заявляют о своем недоверии к таким публикациям, а пятая часть опрошенных ими вообще не интересуется.

Исходя из полученных результатов исследования важно отметить, что большинство молодых людей преимущественно вовлечены в практику использования неформальных каналов киберсо-циализации. Следовательно, для эффективной организации учебной и воспитательной работы в виртуальном пространстве в современных условиях следует учитывать актуальность данных каналов получения и усвоения обучающимися информации. При этом необходимо и понимание того, что для каждого образовательного или воспитательного проекта необходим предварительный анализ возраста аудитории и ее готовности участия в коммуникации на предлагаемых площадках. Так, например, обучающиеся скорее

обратят внимание на информацию, размещенную в социальных сетях (в сообществе образовательного учреждения, коллективном чате в мессенджере), чем на информацию, опубликованную на официальном сайте образовательного учреждения. При этом эффективность таких каналов коммуникации без офлайн-под-крепления сильно снижается. Данный тезис подтверждается и исследованием М. С. Алексеева [5] о важности развития социальной ответственности и ее аспектов: нормативного (последовательное создание социальных норм), перспективного (связанного с преимуществами позитивной коммуникации) и ретроспективного (связанного с применением заранее оговоренных санкций). Использование

метода социальной ответственности в организации образовательного и воспитательного процесса в виртуальном пространстве способствует снижению уровня нежелания включаться обучающимися в процесс.

Таким образом, изучение неформальных каналов киберсоциализации обучающейся молодежи может способствовать пониманию разнообразия существующих виртуальных практик и их специфики, что, в свою очередь, позволит интегрировать данные особенности в современные воспитательные и образовательные практики, развивать эффективные механизмы позитивной киберсоциализации обучающейся молодежи, а также нивелировать негативные эффекты виртуализации жизни общества в целом.

Библиографический список

1. Плешаков, В. А. Теория киберсоциализации человека : моногр. / В. А. Плешаков ; Московский пед. гос. ун-т ; под общ. ред. А. В. Мудрика. — Москва : Homo Cyberus, 2011. — 397 с. — ISBN 978-5-8493-0223-2.

2. Сухорукова, Е. В. Геоигры «РОССИЯ ONLINE»: воспитание в цифровой насыщенной среде / Е. В. Сухорукова, С. В. Буланов // Информатизация непрерывного образования — 2018 : материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, 14-17 октября 2018 г.) : в 2 т. ; под общ. ред. В. В. Гриншкуна. — Москва : РУДН, 2018. — Т. 1. — С. 209-212.

3. Перелыгина, Е. Б. Развитие доверия личности к миру в условиях информационно-психологического воздействия / Е. Б. Перелыгина // Человеческий капитал. — 2016. — № 4 (88). — С.131-132.

4. Петросянц, Д. В. Анализ каналов и способов получения информации российской студенческой молодежью / Д. В. Петросянц, И. В. Юшков // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2017. — № 8 (82). — С. 73-83.

5. Алексеев, М. С. Формирование социального доверия как направление управлением социальной ответственностью в виртуальном пространстве / М. С. Алексеев // Наукосфера. — 2021. — № 1 (2). — С. 55-58.

For citation: Shchetinina, E. V. Up-to-date channels of informal cybersocialization of learning youth / E. V Shchetinina, M. O. Dvoinenko // Innovative development of vocational education. — 2021. — № 3 (31). — P. 165-169.

UP-TO-DATE CHANNELS OF INFORMAL CYBERSOCIALIZATION

OF LEARNING YOUTH

E. V. Shchetinina, M. O. Dvoinenko

The article examines the results of a sociological study conducted by the Center for Monitoring Social Networks (Chelyabinsk Institute of the Vocational Education Development) in 2021 among students of general education and professional educational organizations of the Chelyabinsk region. The purpose of this study was to identify the level of media information literacy among students in the Chelyabinsk region through the study of the most popular virtual practices among young people. An important direction of the study was the identification of informal channels of cyber socialization of students, including through the analysis of popular instant messengers, social networks, subscriptions to top bloggers and the level of students' trust in them. The material contains statistical data describing the main trends affecting the formation of media information literacy, as well as current tools for cyber socialization of students in the Chelyabinsk region.

Key words: media information literacy, media security, cyber socialization, virtual practices, youth.

References

1. Pleshakov V. A., Mudrik A. V. (ed.) Teorija kibersocializacii cheloveka: monogr. [Theory of human cyber socialization: monograph.]. Moscow, Homo Cyberus, 2011, 397 p., ISBN 978-5-8493-0223-2. (In Russian)

2. Sukhorukova E. V., Bulanov S. V. Geoigry «ROSSIJA ONLINE»: vospitanie v cifrovoj nasysh-hennoj srede [Geo-games "RUSSIA ONLINE": education in a digital saturated environment], Mate-rialy Mezhdunar. nauch. konf. "Informatizacija nepreryvnogo obrazovanija — 2018" v 21. (g. Moskva, 14-17 oktjabrja 2018 g.), [Materials of the Intern. scientific. conf. in 2 volumes "Informatization of lifelong education — 2018" (Moscow, October 14-17, 2018)]. ed. V. V. Grinshkun, Moscow, RUDN, 2018, vol. 1., pp. 209-212. (In Russian)

3. Perelygina E. B. Razvitie doverija lichnosti k miru v uslovijah informacionno-psihologicheskogo vozdejstvija [Development of personal confidence in the world in conditions of information and psychological impact], Chelovecheskij kapital[Human capital], 2016, no. 4 (88), pp. 131-132. (In Russian)

4. Petrosyants D. V., Yushkov I. V. Analiz kanalov i sposobov poluchenija informacii rossijskoj studencheskoj molodezh'ju [Analysis of channels and methods of obtaining information by Russian student youth], Regional'nye problemy preobrazovanija jekonomiki [Regional problems of economic transformation], 2017, no. 8 (82), pp. 73-83. (In Russian)

5. Alekseev M. S. Formirovanie social'nogo doverija kak napravlenie upravleniem social'noj otvetstvennost'ju v virtual'nom prostranstve [Formation of social trust as a direction of social responsibility management in virtual space], Naukosfera [Naukosphere], 2021, no. 1 (2), pp. 55-58.

Щетинина Елизавета Витальевна, начальник Центра мониторинга социальных сетей ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования»; преподаватель кафедры политических наук и международных отношений историко-филологического факультета ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет», религиовед, кандидат философских наук, Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: shetininaev@ya.ru

Двойненко Максим Олегович, политолог, аналитик Центра мониторинга социальных сетей ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования»; старший преподаватель кафедры «Международные отношения, политология и регионоведение» Института лингвистики и международных коммуникаций ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (НИУ)», Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: dvoinenkomo@susu.ru

Shchetinina Elizaveta Vitalievna, Head of the Center for Monitoring Social Networks, Chelyabinsk Institute of the Vocational Education Development; Lecturer, Department of Political Sciences and International Relations, Faculty of History and Philology, Chelyabinsk State University, religious scholar, PhD in Philosophy, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: shetininaev@ya.ru

Dvoinenko Maksim Olegovich, Political Scientist, Analyst at the Center for Monitoring Social Networks, Chelyabinsk Institute of the Vocational Education Development; Senior Lecturer, Department of International Relations, Political Science and Regional Studies, Institute of Linguistics and International Communications, South Ural State University (NRU), Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: dvoinenkomo@susu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.