Научная статья на тему 'ОКОЛОСУИЦИДАЛЬНЫЙ КОНТЕНТ: АКТУАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ'

ОКОЛОСУИЦИДАЛЬНЫЙ КОНТЕНТ: АКТУАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
268
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОКОЛОСУИЦИДАЛЬНЫЙ КОНТЕНТ / ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ / ДЕСТРУКТИВНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ / ЦЕНТР МОНИТОРИНГА / ПРОФИЛАКТИКА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Щетинина Елизавета Витальевна

В статье рассматриваются наиболее популярные в настоящее время каналы и механизмы распространения околосуицидального контента в сети Интернет, выявленные на основании мониторинга, проведенного Центром мониторинга социальных сетей ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования». Актуальность изучения вопроса популяризации идей романтизации суицидального поведения в сети Интернет обусловлена переносом виртуальных деструктивных практик в реальную жизнь. Следовательно, своевременное изучение наиболее популярных в молодежной среде интернет-практик может выступать прогностическим инструментом для определения векторов развития потенциальных рисков. Показаны современные особенности развития форм околосуицидального контента через практики геймификации, распространения фейковых новостей и коммерциализации тематических групп. Результаты проведенного исследования демонстрируют изменение тенденций распространения околосуицидального контента, связанных как с расширением каналов распространения, так и с эволюцией смыслового содержания самого контента. В качестве примера комплексной профилактической работы в области профилактики влияния деструктивного контента в молодежной и образовательной среде приводится опыт работы Центра мониторинга социальных сетей ГБУ ДПО ЧИРПО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Щетинина Елизавета Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEAR-SUICIDAL CONTENT: TOPICAL DISTRIBUTION MECHANISMS AND ORGANIZATION OF PREVENTIVE WORK AMONG YOUNG PEOPLE

The article examines the currently most popular channels and mechanisms for the dissemination of near-suicidal content on the Internet, identified on the basis of monitoring carried out by the Center for Monitoring Social Networks of Chelyabinsk Institute of the Vocational Education Development. The relevance of studying the issue of popularizing the ideas of romanticizing suicidal behavior on the Internet is due to the transfer of virtual destructive practices into real life. Consequently, a timely study of the most popular Internet practices among young people can act as a predictive tool for determining the vectors of potential risks development. The modern features of the development of forms of near-suicidal content through the practice of gamification, the distribution of fake news and the commercialization of thematic groups are shown. The results of the study demonstrate a change in the trends in the distribution of near-suicidal content associated both with the expansion of distribution channels and with the evolution of the semantic meaning of the content itself. As an example of comprehensive preventive work in the field of preventing the influence of destructive content in the youth and educational environment, the experience of the Center for Monitoring Social Networks of the Chelyabinsk Institute of the Vocational Education Development is cited.

Текст научной работы на тему «ОКОЛОСУИЦИДАЛЬНЫЙ КОНТЕНТ: АКТУАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ»

eneniem luchshih praktik obmena opytom mezhdu obuchajushhimisja: [rasporjazhenie Minpros-veshhenija Rossii ot 25.12.2019 № R-145]. Zakony, kodeksy i normativno-pravovye akty Rossijskoj Federacii, 2021, available at: https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-minprosveshchenija-rossii-ot-25122019-n-r-145-ob-utverzhdenii/ (accessed: 12.03.2021). (In Russian)

2. Ob organizacii raboty po vnedreniju regional'noj celevoj modeli nastavnichestva v Cheljabin-skoj oblasti: [prikaz Minobrnauki Cheljabinskoj oblasti ot 18.11.2020 № 01/2428]. Ministerstvo obra-zovanija i nauki Cheljabinskoj oblasti, 2021, available at: https://minobr74.ru/documents/doc/11469 (accessed: 06.03.2021). (In Russian)

3. Dolgusheva A. N., Kadnevskij V. M., Sergienko E. I. Nastavnichestvo kak pedagogicheskij fenomen: istorija i sovremennost' [Mentoring as a pedagogical phenomenon: history and modernity], Vestnik Omskogo universiteta [Bulletin of Omsk University], 2013, no. 4 (70), pp. 264-268. (In Russian)

4. Hramova N. Duhovnoe nastavnichestvo — osnova i ideal istinnogo uchitel'stva na Rusi / Slo-vo: obrazovatel'nyj portal, 11.05.2013, available at: https://www.portal-slovo.ru/pedagogy/46712.php (accessed: 21.03.2021). (In Russian)

5. Komenskij Ja. A. Pampedija (izbrannye glavy). Moscow, Pedagogika, 1989, 416 p., ISBN 5-7155-0164-4. Izbrannye trudy klassikov nauchnoj pedagogiki, 2021, available at: http://makaren-ko-museum.narod.ru/Classics/Komensky/Komensky_Yan_Amos_Pampedia_izbr.htm (accessed: 23.03.2021). (In Russian)

6. Bystrova N. V., Cyplakova S. A., Presnova A. K., Pasechnik A. S. Nastavnichestvo kak pedagogicheskij fenomen: istorija i sovremennost' [Mentoring as a pedagogical phenomenon: history and modernity], Innovacionnaja jekonomika: perspektivy razvitija i sovershenstvovanija [Innovative economy: prospects for development and improvement], 2019, no. 3 (37), pp. 18-24. (In Russian)

7. L'juis G., Irkhin A. V. (translation from English) Menedzher-nastavnik: Strategija raskrytija ta-lanta i rasprostranenija znanij [Mentor manager: A strategy for unlocking talent and disseminating knowledge]. Minsk, Amalfeja, 1998, 283 p. (In Russian)

8. Raj L., Germanova V. (translation from English) Razvitie navykov jeffektivnogo obshhenija [Development of effective communication skills]. Moscow, Piter, 2002, 284 p. (In Russian)

9. Bezenkova T. A., Ispulova S. N., Olejnik E. V. Nastavnichestvo kak social'no-pedagogiches-kaja tehnologija profilaktiki semejnogo neblagopoluchija [Mentoring as a socio-pedagogical technology for the prevention of family trouble], Perspektivy nauki i obrazovanija [Prospects for science and education], 2018, no. 6 (36), pp. 147-154. (In Russian)

Шульпин Артем Николаевич, педагог дополнительного образования ГБУДО «Дом учащейся молодежи „Магнит"», Российская Федерация, Челябинская область, г. Магнитогорск, e-mail: 82gbr@mail.ru

Shulpin Artem Nikolaevich, Teacher of Additional Education House of Student Youth "Magnit", Russian Federation, Chelyabinsk region, Magnitogorsk, e-mail: 82gbr@mail.ru

Сведения для цитирования: Щетинина, Е. В. Околосуицидальный контент: актуальные механизмы распространения и организация профилактической работы в молодежной среде / Е. В. Щетинина // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 2 (30). — С. 146-151.

УДК 371 ББК 74.200.55

ОКОЛОСУИЦИДАЛЬНЫЙ КОНТЕНТ: АКТУАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

Е. В. Щетинина

В статье рассматриваются наиболее популярные в настоящее время каналы и механизмы распространения околосуицидального контента в сети Интернет, выявленные на основании мониторинга, проведенного Центром мониторинга социальных сетей ГБУ ДПО «Челябинский

институт развития профессионального образования». Актуальность изучения вопроса популяризации идей романтизации суицидального поведения в сети Интернет обусловлена переносом виртуальных деструктивных практик в реальную жизнь. Следовательно, своевременное изучение наиболее популярных в молодежной среде интернет-практик может выступать прогностическим инструментом для определения векторов развития потенциальных рисков. Показаны современные особенности развития форм околосуицидального контента через практики геймификации, распространения фейковых новостей и коммерциализации тематических групп. Результаты проведенного исследования демонстрируют изменение тенденций распространения околосуицидального контента, связанных как с расширением каналов распространения, так и с эволюцией смыслового содержания самого контента. В качестве примера комплексной профилактической работы в области профилактики влияния деструктивного контента в молодежной и образовательной среде приводится опыт работы Центра мониторинга социальных сетей ГБУ ДПО ЧИРПО.

Ключевые слова: околосуицидальный контент, виртуальные практики, деструктивные проявления, центр мониторинга, профилактика.

Интернет-пространство в настоящее время становится универсальной площадкой для информационного обмена и организации социальных контактов. Через виртуальное взаимодействие транслируются социальные нормы, образцы социальных ролей, поведенческие установки, которые переносятся детьми и подростками из виртуальной среды в повседневную жизнь.

Систематическое наблюдение за активностью молодых людей в сети Интернет позволило выявить актуальную тенденцию, связанную с переносом виртуальных деструктивных практик в реальную жизнь, в связи с чем можно определить виртуальные интересы как маркер, отражающий социальное настроение молодежи.

Одной из наиболее опасных деструктивных практик, распространенных в молодежной и подростковой среде, остается популяризация суицидального поведения. При этом демонстрация суицидального поведения все чаще реализуется посредством сети Интернет. В связи с этим можно говорить о том, что в число факторов, влияющих на суицидальный настрой подрастающего поколения, входит пропаганда идей «культуры смерти» (романтизации суицидов, способов совершения самоубийства и др.) в сети Интернет [1].

Актуальность изучения вопроса популяризации идей суицидальной направленности в сети Интернет обусловлена тем, что достаточно интенсивно расширяется аудитория пользователей социальных сетей. Отметим, что особую роль в приросте количества аккаунтов в социальных сетях сыграл период локдауна (самоизоляции населения в связи с пандемией коронавирусной инфекции). Так, за 2020 год число активных авторов интернет-контента значимо увеличилось — с 49 до 64 миллионов человек [2].

При этом изменился рейтинг популярности социальных сетей: если в период с 2017 по 2019 гг. активно использовались «традиционные» социальные сетей («ВКонтакте», Facebook), то с 2020 года на первый план выходят «потребительские» (ориентированные на рекламное продвижение различных коммерческих продуктов) социальные сети — Instagram, ^кТок, YouTube [3]. Меняется и формат актуальной для пользователей информации — это уход в аудио- и видеопрактики, активное использование различных спецэффектов. Данная особенность должна учитываться, так как медиа-контент приобретает все более развлекательный характер, а значит, его популярность повышается. Материалы суицидальной направленности также подпадают под это правило. В иллюстративном плане околосуицидальный контент становится более впечатляющим и драматичным, в связи с чем достаточно быстро формируется эмоциональная вовлеченность в суицидальные практики.

Проведенный Центром мониторинга социальных сетей анализ актуальных на март 2021 года площадок для распространения околосуицидального контента показал, что такие «традиционные» социальные сети, как Facebook и «Одноклассники», имеют минимальные риски по распространению деструктивного контента суицидального направления, в том числе в связи с преобладанием в числе пользователей более возрастной аудитории, при этом «новейшие» социальные сети продолжают выступать площадками для романтизации и популяризации суицидального контента.

В марте 2021 года установлены следующие актуальные особенности распространения околосуицидального контента.

1. Переход на аудиосообщения, в том числе за счет специфики данного контента, не поддающегося мониторингу.

2. Влогинг и влогеры (видеоблогеры): популярные в молодежной среде влогеры Даня Ми-лохин и Алишер (Моргенштерн) неоднократно заявляли о том, что, как только перестанут быть популярными, совершат самоубийство. Соответственно, в случае реального самоубийства фанаты данных личностей могут реализовать подражательное поведение. Кроме того, одобрение самоубийства популярными людьми вводит его в ранг приемлемого поведения, а, возможно, и ценности.

3. Фейковые новости [4]: фейковые (недостоверные) новости массово распространяются через мессенджеры и социальные сети, что приводит:

1) к нагнетанию моральной паники и последующему отвлечению внимания специальных служб от других проблем;

2) смещению фокуса общественного обсуждения от поиска подлинных причин происшествий к дебатам вокруг технологических аспектов (например, что во всем виноват интернет);

3) превращению пропаганды суицида в модный тренд, на котором можно получать много «лайков» (символических одобряющих оценок), а следовательно, повысить популярность и влияние личности;

4) раскручиванию спирали популярности: чем больше обсуждают, тем больше суицидов — чем больше суицидов, тем больше обсуждают.

4. Коммерческая деятельность: создаются сообщества с наибольшим количеством подписчиков для последующей перепродажи: «шок-контент» привлекает наибольшее количество подписчиков — сообщества с наибольшим количеством подписчиков могут выступать площадкой для наибольшего охвата аудитории рекламой, соответственно, доход может приносить и само сообщество, и размещение рекламного материала внутри него.

5. Геймификация: использование игрового формата вовлечения пользователей социальных сетей в суицидальные практики, в том числе путем использования различных челленд-жей [5].

6. Влияние СМИ на рост числа самоубийств (эффект Вертера [6]): эмоционально яркое и детальное освещение самоубийства в средствах массовой информации может стать триггером серии подражательных самоубийств.

7. Мнение квазиэкспертов: отсутствие четких профессиональных требований к экспертному сообществу и рост спроса на грамотную профилактическую работу провоцируют формирование коммерческих сообществ, не обладающих экспертными компетенциями.

8. Самоубийство как норма: деформация ценностей личности превращает суицидальное поведение в легитимированное, модное и одобряемое молодежное явление.

Стоит обратить внимание на то, что проблемы, связанные с ростом суицидальных практик в молодежной среде, являются отражением социального неблагополучия общества в целом. В данных условиях интернет становится лишь инструментом трансляции общественных настроений, в том числе через упоминание традиционных хештегов: #суи-цид, #явдепрессии, #россиядлягрустных, #ве-нырезалисьсами.

Проведенный анализ околосуицидального контента продемонстрировал, что отличительной особенностью 2021 года становится упоминание в качестве причин суицидальных проявлений среди молодежи социальных проблем: школа становится одним из основных «виновников» суицидального настроения, политическая пропаганда в сети Интернет способствует увеличению эффективности провокаций и призывов к антисоциальному поведению, как следствие, искусственно формируется состояние безысходности.

Однако, говоря о пропаганде суицидального поведения в социальных сетях и в целом в интернет-пространстве, следует отметить, что данные каналы и механизмы являются вторичными причинами суицидальных действий детей и подростков. Первопричинами суицидального поведения остаются традиционные проблемы реальной жизни — сложности во взаимоотношениях с окружающими (одноклассниками, преподавателями, семьей), безответная любовь, депрессия, экономические факторы, а также психологические и медицинские (психиатрические) проблемы.

Соответственно, вовлеченность несовершеннолетней молодежи в сообщества с околосуицидальным контентом, увлечение «играми смерти», публикации депрессивных статусов, изображений и музыки, открытые заявления о желании совершить суицидальные действия на страницах своих аккаунтов в социальных сетях могут расцениваться как маркеры проявления суицидальных и околосуицидальных наклонностей, что требует организации про-

филактической работы с данной категорией молодых людей со стороны родителей и педагогов по направлению дополнительного скрининга психологического благополучия ребенка и оказания в случае необходимости квалифицированной помощи. Кроме того, необходимы грамотная организация и сопровождение процесса киберсоциализации и формирования навыков медиабезопасно сти.

Одним из примеров организации данной работы является деятельность Центра мониторинга социальных сетей ГБУ ДПО ЧИР-ПО, в задачи которого входят: организация комплексной системы мониторинга, направленной на анализ социальных медиа с целью выявления деструктивных проявлений в молодежной и образовательной среде, в том числе в сети Интернет; проведение социологических и иных научно-практических исследований по вопросам организации комплексной работы по проблеме выявления и профилактики деструктивных проявлений в молодежной среде (суицидальные практики, проявления экстремистских и террористических идеологий и др.); разработка и реализация системы мер, направленных на выявление и профилактику влияния деструктивных идеологий в молодежной среде через проведение семинаров, лекций и иных мероприятий, разработку образовательных программ и методических материалов для обучающихся и работников сферы среднего, среднего профессионального и высшего образования, а также родительского сообщества.

Деятельность Центра ориентирована на работу с представителями правоохранительных органов, работниками сферы образования и молодежной политики, обучающимися, общественными организациями и родительским сообществом.

Среди разработок Центра мониторинга социальных сетей по вопросам выявления и профилактики деструктивных проявлений, в том числе суицидального характера, в молодежной и образовательной среде можно выделить следующие.

1. Разработана и апробирована авторская методика экспресс-диагностики деструктивных проявлений в образовательной организации [7].

2. Проведены социологические исследования каналов и механизмов распространения деструктивного контента в сети Интернет, а также исследование в области медиабезопасности обучающихся и педагогов.

3. Разработаны методические рекомендации по вопросам выявления и организации профилактики деструктивных проявлений в молодежной и образовательной среде. В 2021 году на сайте Челябинского института развития профессионального образования был разработан раздел по вопросам организации профилактики суицидального поведения в образовательной среде1.

4. Разработаны и внедрены современные профилактические онлайн-инструменты: виртуальная горячая линия по вопросам медиабе-зопасности, а также сервис онлайн-мониторин-га вовлеченности профилей социальных сетей в деструктивные сообщества2.

5. Подготовлены программы дистанционных курсов повышения квалификации по вопросам, связанным с профилактикой деструктивных, в том числе околосуицидальных угроз в сети Интернет. Материалы курсов апробированы в рамках проведения специалистами Центра очных практических семинаров и мастер-классов3.

6. В 2021 году вышло пособие «Система выявления и профилактики деструктивных проявлений в образовательной среде», положившее начало серии «Профилактика асоциальных проявлений в молодежной среде»4.

Таким образом, деятельность Центра мониторинга социальных сетей демонстрирует пример комплексного подхода к профилактике деструктивных проявлений в молодежной и образовательной среде, который может быть рекомендован для изучения и дальнейшей трансляции в других регионах.

1 Подробнее см.: «Профилактика суицидального поведения» — http://chirpo.ru/profilaktika-suiczidalnogo-povedeniya.

2 Подробнее см.: «Онлайн-проверка вовлечения в деструктивные сообщества в социальных сетях» — https://resurs-center.ru/checkme.

3 За период деятельности Центра мониторинга социальных сетей проведено более 100 практических семинаров по вопросам профилактики деструктивных проявлений в молодежной и образовательной среде.

4 Подробнее см.: «Система выявления и профилактики деструктивных проявлений в образовательной среде» — http://chirpo.ru/files/novosti_izdatel/2021/%D0%A1%D0%B 8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0_%D0%B 2%D1%8B%D1%8F%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%B D%D0%B8%D1%8F_%D0%B4%D0%B5%D1%81%D 1%8 2%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2 %D0%BD%D1%8B%D1%85_%D1%8F%D0%B2%D0%B B%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D1%82%D0% В8'Ж>1%82,Ж>1%83,Ж>0%ВВ^.

Библиографический список

1. Щетинина, Е. В. Социальные сети Интернета: популяризация «культуры смерти» в подростковой среде / Е. В. Щетинина // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». — 2018. — № 2 (5). — URL: http://joumal.homocyberus.ru/socialnye_seti_Interneta_ populyarizaciya_kultury_smerti_v_podrostkovoj_srede (дата обращения: 18.04.2021).

2. Социальные сети (рынок России) // Государство. Бизнес. IT : [сайт]. — 2021. — 05 марта. — URL: https://www.tadviser.ru/a/53857 (дата обращения: 19.04.2021).

3. Социальные сети в России: цифры и тренды // VC. IT : [сайт]. — 2020. — 30 ноября. — URL: https://vc.ru/social/182436-socialnye-seti-v-rossii-cifry-i-trendy (дата обращения: 19.04.2021).

4. Жолудь, Р. В. «Группы смерти»: медиаконструирование социальной проблемы в обществе постправды / Р. В. Жолудь, В. В. Фурсова // Вестник НГУ. Серия: История, филология. — 2020. — Т. 19. — № 6. — С. 121-130.

5. Узлов, Н. Д. Игра, трансгрессия и сетевой суицид / Н. Д. Узлов, М. Н. Семенова // Суици-дология. — 2017. — Т. 8. — № 3 (28). — С. 40-53.

6. Суходолов, А. П. К вопросу о роли средств массовой информации в противодействии пропаганде суицида в социальных сетях / А. П. Суходолов, А. М. Бычкова // Евроазиатское сотрудничество: гуманитарные аспекты. — 2017. — № 1. — С. 111-127.

7. Щетинина, Е. В. Диагностика выявления маркеров асоциального поведения учащихся как эффективный инструмент организации первичной профилактической работы в образовательной среде / Е. В. Щетинина, С. С. Бредихин // Обзор. НЦПТИ. — 2020. — № 3 (22). — С. 43-47.

For citation: Shchetinina, E. V. Near-suicidal content: topical distribution mechanisms and organization of preventive work among young people / E. V. Shchetinina // Innovative development of vocational education. — 2021. — № 2 (30). — P. 146-151.

NEAR-SUICIDAL CONTENT: TOPICAL DISTRIBUTION MECHANISMS AND ORGANIZATION OF PREVENTIVE WORK AMONG YOUNG PEOPLE

E. V. Shchetinina

The article examines the currently most popular channels and mechanisms for the dissemination of near-suicidal content on the Internet, identified on the basis of monitoring carried out by the Center for Monitoring Social Networks of Chelyabinsk Institute of the Vocational Education Development. The relevance of studying the issue of popularizing the ideas of romanticizing suicidal behavior on the Internet is due to the transfer of virtual destructive practices into real life. Consequently, a timely study of the most popular Internet practices among young people can act as a predictive tool for determining the vectors of potential risks development. The modern features of the development of forms of near-suicidal content through the practice of gamification, the distribution of fake news and the commercialization of thematic groups are shown. The results of the study demonstrate a change in the trends in the distribution of near-suicidal content associated both with the expansion of distribution channels and with the evolution of the semantic meaning of the content itself. As an example of comprehensive preventive work in the field of preventing the influence of destructive content in the youth and educational environment, the experience of the Center for Monitoring Social Networks of the Chelyabinsk Institute of the Vocational Education Development is cited.

Key words: near-suicidal content, virtual practices, destructive manifestations, monitoring center, prevention.

References

1. Shhetinina E. V. Social'nye seti Interneta: populjarizacija "kul'tury smerti" v podrostkovoj srede [Social networks of the Internet: popularization of the "culture of death" in adolescents], Jelektron-nyj nauchno-publicisticheskij zhurnal "Homo Cyberus" [Electronic scientific journal "Homo Cyberus"], 2018, no. 2 (5), available at: http://journal.homocyberus.ru/socialnye_seti_Interneta_populyarizaci-ya_kultury_smerti_v_podrostkovoj_srede (accessed: 18.04.2021). (In Russian)

2. Cocial'nye seti (rynok Rossii). Gosudarstvo. Biznes. IT, 05.03.2021, available at: https://www. tadviser.ru/a/53857 (accessed: 19.04.2021). (In Russian)

3. Social'nye seti v Rossii: cifry i trendy.VC. IT, 30.11.2020, available at: https://vc.ru/ social/182436-socialnye-seti-v-rossii-cifry-i-trendy (accessed: 19.04.2021). (In Russian)

4. Zholud' R. V., Fursova V. V. "Gruppy smerti": mediakonstruirovanie social'noj problemy v obsh-hestve postpravdy ["Groups of death": media construction of a social problem in a post-truth society], Vestnik NGU. Serija: Istorija, filologija [Vestnik NSU. Series: History, Philology], 2020, vol. 19, no. 6, pp. 121-130. (In Russian)

5. Uzlov N. D., Semenova M. N. Igra, transgressija i setevoj suicid [Game, transgression and network suicide], Suicidologija [Suicidology], 2017, vol. 8, no. 3 (28), pp. 40-53. (In Russian)

6. Suhodolov A. P., Bychkova A. M. K voprosu o roli sredstv massovoj informacii v protivodejstvii propagande suicida v social'nyh setjah [On the role of the media in countering the promotion of suicide in social networks], Evroaziatskoe sotrudnichestvo: gumanitarnye aspekty [Eurasian cooperation: humanitarian aspects], 2017, no. 1, pp. 111-127. (In Russian)

7. Shhetinina E. V., Bredihin S. S. Diagnostika vyjavlenija markerov asocial'nogo pove-denija uchashhihsja kak jeffektivnyj instrument organizacii pervichnoj profilakticheskoj raboty v obrazovatel'noj srede [Diagnostics of identifying markers of asocial behavior of students as an effective tool for organizing primary preventive work in the educational environment], Obzor. NCPTI [Review. NTSPTI], 2020, no. 3 (22), pp. 43-47. (In Russian)

Щетинина Елизавета Витальевна, начальник Центра мониторинга социальных сетей ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования»; преподаватель кафедры политических наук и международных отношений историко-филологического факультета ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет», религиовед, кандидат философских наук, Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: shetininaev@ya.ru

Shchetinina Elizaveta Vitalievna, Head of the Center for Monitoring Social Networks, Chelyabinsk Institute of the Vocational Education Development; Lecturer of the Department of Political Sciences and International Relations of the Faculty of History and Philology, Chelyabinsk State University, Specialist in Religious Studies, Candidate Philosophical Sciences, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: shetininaev@ya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.