Научная статья на тему 'МЕДИАСРЕДА КАК УСЛОВИЕ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ'

МЕДИАСРЕДА КАК УСЛОВИЕ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
162
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / МЕДИЙНАЯ СРЕДА / МЕДИЙНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / МЕДИАГРАМОТНОСТЬ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Перевозова Ольга Владимировна

Инновационное развитие профессиональных образовательных организаций предполагает постоянный поиск новых педагогических условий для совершенствования подготовки эффективных и успешных специалистов. Одним из таких условий является активное освоение медиасреды. В статье рассматриваются роль и значение медиасреды в продвижении и популяризации предпринимательской деятельности среди обучающихся. Представлен опыт работы ГБПОУ «Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли» по продвижению идей предпринимательства в молодежной среде, показан опыт формирования медийных ресурсов по тематике предпринимательства. Приведен подробный анализ полученных результатов по итогам использования медийного ресурса как условия популяризации предпринимательской деятельности. В статье сформулированы возможные пути решения проблем популяризации предпринимательства в медиасреде. Показан опыт создания виртуальных профессиональных сообществ в масс-медийном ресурсе, в том числе в популярной среди молодежи социальной сети «ВКонтакте».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Перевозова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIA ENVIRONMENT AS A CONDITION FOR POPULARIZATION OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITY AMONG YOUNG PEOPLE

The innovative development of professional educational organizations presupposes a constant search for new pedagogical conditions to improve the training of effective and successful specialists. One of these conditions is the active development of the media environment. The article examines the role and importance of the media environment in the promotion and popularization of entrepreneurial activity among students. The experience of the Chelyabinsk State College of the Food Industry and Trade in promoting the ideas of entrepreneurship among the youth is presented. The experience of the formation of media resources on the subject of entrepreneurship is shown. A detailed analysis of the results obtained on the basis of the use of the media resource as a condition for the popularization of entrepreneurial activity is given. The article formulates possible ways to solve the problems of popularizing entrepreneurship in the media environment. The experience of creating virtual professional communities in a mass media resource, including the popular among young people social network VKontakte, is shown.

Текст научной работы на тему «МЕДИАСРЕДА КАК УСЛОВИЕ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ»

2. Novozhilova N. V. Finansovaja gramotnost' shkol'nikov [Financial literacy of schoolchildren], Narodnoe obrazovanie [Public education], 2018, no. 1-2 (1466), pp. 88-96. (In Russian)

3. Medved I. V. K voprosu o finansovoj gramotnosti shkol'nikov [On the issue of financial literacy of schoolchildren], Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija [Problems of modern pedagogical education], 2018, no. 58-4, pp. 166-171. (In Russian)

4. Nikiforova S. V. Finansovaja gramotnost' v Rossii [Financial literacy in Russia], [International Scientific Review], 2016, no. 13 (23), pp. 37-38. (In Russian)

5. Kartashova D. V. Rol' znanij i navykov v sfere finansovoj gramotnosti [The role of knowledge and skills in the field of financial literacy], Vestnik jekspertnogo soveta [Bulletin of the expert council], 2016, no. 4 (7), pp. 28-29. (In Russian)

6. Koshelev E. V. Sovremennye zadachi razvitija finansovoj gramotnosti i formirovanija gotovnosti k predprinimatel'skoj dejatel'nosti u starsheklassnikov [Modern tasks of financial literacy development and formation of readiness for entrepreneurial activity among senior pupils], Gumanitarnoe prostranstvo [Humanitarian space], 2021, vol. 10, no. 3, pp. 297-300. (In Russian)

7. Rutkovskaya E. L. Finansovaja gramotnost' kak komponent funkcional'noj gramotnosti: pod-hody k razrabotke uchebnyh zadanij [Financial literacy as a component of functional literacy: approaches to the development of educational tasks], Otechestvennaja i zarubezhnaja pedagogika [Domestic and foreign pedagogy], 2019, vol. 1, no. 4 (61), pp. 98-111. (In Russian)

Осташевский Сергей Михайлович, преподаватель ГБПОУ «Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли», кандидат экономических наук, Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: osts82@yandex.ru

Петрова Виктория Сергеевна, преподаватель ГБПОУ «Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли», Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: petrovavs@chgkipit.ru

Ostashevsky Sergey Mikhailovich, Lecturer, Chelyabinsk State College of Food Industry and Trade, Candidate of Economic Sciences, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: osts82@yandex.ru

Petrova Victoria Sergeevna, Teacher, Chelyabinsk State College of Food Industry and Trade, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: petrovavs@ chgkipit.ru

Сведения для цитирования: Перевозова, О. В. Медиасреда как условие популяризации предпринимательской деятельности среди молодежи / О. В. Перевозова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 3 (31). — С. 90-97.

УДК 004:334 ББК 65.012.1

МЕДИАСРЕДА КАК УСЛОВИЕ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ

О. В. Перевозова

Инновационное развитие профессиональных образовательных организаций предполагает постоянный поиск новых педагогических условий для совершенствования подготовки эффективных и успешных специалистов. Одним из таких условий является активное освоение медиасре-ды. В статье рассматриваются роль и значение медиасреды в продвижении и популяризации предпринимательской деятельности среди обучающихся. Представлен опыт работы ГБПОУ «Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли» по продвижению идей предпринимательства в молодежной среде, показан опыт формирования медийных ресурсов по тематике предпринимательства. Приведен подробный анализ полученных результатов по итогам использования медийного ресурса как условия популяризации предпринимательской деятельности. В статье сформулированы возможные пути решения проблем популяризации предпринимательства в медиасреде. Показан опыт создания виртуальных профессиональных сообществ в масс-медийном ресурсе, в том числе в популярной среди молодежи социальной сети «ВКонтакте».

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, популяризация предпринимательства, образовательная организация, медийная среда, медийное мышление, инновационное развитие, медиаграмотность, цифровизация.

Актуальность выбранного вопроса объясняется тем, что современная система профессионального образования характеризуется стремительным внедрением различных инновационных информационно-коммуникационных технологий. В этом контексте пристальное внимание уделяется вопросам создания педагогических условий для функционирования медиасреды, актуальность которой обусловлена не только положениями нормативно-правовых документов, но и требованиями образовательных организаций, общества и самой личности обучающегося, предъявляемыми к профессиональному и личностному развитию и самосовершенствованию студентов.

Еще одним обоснованием актуальности можно считать тот факт, что медиасреда становится ресурсом повышения качества образовательного процесса и подготовки студентов по выбранным специальностям. Особенно востребовано сегодня медийное сопровождение при подготовке студентов к предпринимательской деятельности. Это обусловлено тем, что изменения экономических процессов в постпанде-мийный период в 2020 г. вынудили предпринимателей уйти в киберреальность и формировать новые виды бизнеса, а значит, профессиональные образовательные организации также должны учитывать тенденции перехода от классических приемов развития к инновационным формам предпринимательства. Для этого требуется осмысление перспектив предпринимательства среди молодежи, популяризация его как вида профессиональной и инновационной деятельности. Такие предпосылки возможны, если профессиональные образовательные организации будут гибко реагировать на запросы времени и динамику социальных и бизнес-процессов.

Актуальность заявленного вопроса можно также обосновать на методическом и на методологическом уровне, так как важно не только продумывать программы подготовки таких специалистов, осознать наполнение образовательного медиапространства, но и формировать медийное мышление молодых предпринимателей нового типа. Для этого сами педагоги должны быть ориентированы на инновационные подходы, саморазвитие и медиаграмотность как ведущие критерии осуществления эффективной подготовки молодых предпринимателей, так как

предпринимательство в медиасреде требует от молодежи новых навыков, новых компетенций и даже нового типа и культуры мышления.

На основании заявленной актуальности мы сформулировали цель статьи — описать возможные пути популяризации предпринимательской деятельности обучающейся молодежи профессиональной образовательной организации в медиасреде на примере опыта ГБПОУ «Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли».

В качестве объекта исследования мы выбрали студентов специальности 43.02.01 «Организация обслуживания в общественном питании» и 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет по отраслям». Предметом исследования мы определили процесс популяризации предпринимательской деятельности обучающейся молодежи ГБПОУ «Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли» в медиасреде.

Методами исследования были выбраны собеседование, опрос в google-форме, также был использован метод управляемого открытия, основанный на постановке научной проблемы, которую обучающиеся должны были решить с использованием медиатехнологий, медиатекс-тов, медиаресурсов.

В качестве основной проблемы исследования мы рассматриваем недостаточное внимание со стороны педагогов к медийным ресурсам при подготовке студентов к предпринимательской деятельности, а также игнорирование данных ресурсов как альтернативного источника обучающей информации. Педагоги считают, что качество информации в медийных ресурсах не отвечает требованиям академической науки и не формирует классическую базу знаний у обучающихся. На вопрос, «есть ли сегодня необходимость активно использовать медиаресурсы в обучении как существенную составляющую учебного процесса?», ответили по-разному (рис. 1).

Видим, что 15 % опрошенных педагогов ответили утвердительно, 5 % подтвердили необходимость активно использовать медиаресурсы в обучении только при крайней необходимости. Категорически не согласны 50 %, и только 30 % опрошенных педагогов считают, что медиасреда должна входить в учебный процесс, но в разумном сочетании с другими источниками получения знаний.

Рис. 1. Необходимость использования медиаресурсов в обучении

Эти ответы позволили нам сформулировать следующую гипотезу: если медийные ресурсы активно и грамотно использовать в учебном процессе при подготовке обучающихся к предпринимательской деятельности, то это не только расширит уровень знаний обучающихся, но и повысит уровень медиакомпетентности студентов и медиаграмотности педагогов, тем самым повысится интерес к бизнесу, что будет способствовать популяризации предпринимательской деятельности среди молодежи.

Ограничение исследования заключается в том, что в качестве медийного ресурса в данном исследовании мы определили социальную сеть «ВКонтакте» и виртуальные профессиональные сообщества, популяризирующие в ней тему предпринимательства.

Выбор ресурса был обоснован и подтвержден статистикой рейтингов социальных сетей среди молодежи по материалам интернет-портала «Ме-диаскоп» (mediascope.net), согласно которой охват молодежной аудитории в данной сети составляет 65 %, а в сети «Инстаграм» — 53,3 %. Также, согласно данным «Медиаскопа», в среднем на выбранный нами ресурс молодежь заходит не менее 11 раз в день и проводит там не менее 17 минут времени при каждом посещении [1].

Далее мы изучили методологические подходы в педагогике, посвященные вопросу медиаобра-зования и популяризации предпринимательства в цифровой среде. Мы установили, что ряд ученых (О. В. Забелина, А. В. Майорова, Е. А. Матвеева) отмечают очевидную трансформацию востребованности навыков и профессий в условиях цифровизации российской экономики, ссылаясь на необходимость формирования медианавы-ков у студентов для успешного вхождения в бизнес [2]. Также имеются идеи о необходимости популяризация предпринимательства как метода вовлечения в предпринимательскую деятельность [3]. По-новому в педагогике рассматривают

бизнес-мышление и медиаграмотность в контексте подготовки молодых предпринимателей [4; 5]. Так, например, Т. Н. Носкова и О. В. Яковлева поднимают вопросы профессионального развития современных студентов в медиасреде, указывая на необходимость расширения медийного образовательного пространства [6].

Ранее в своих трудах мы упоминали роль и значение медиапространства, указывая на него как на условие формирования клипового мышления студентов, обосновывая необходимость расширения границ мышления за счет более грамотного и осознанного медиапотребления информации [7]. Также мы излагали идеи о необходимости развития медиаграмотности педагогов, чтобы они имели возможность принимать активное участие в популяризации предпринимательства среди студентов в медийной среде и помогать им в осознанном выборе альтернативных медиаресурсов [8].

Представители педагогического сообщества констатируют, что все участники образовательного процесса становятся более медиагра-мотными, чем 5-7 лет назад [9]. Отмечается, что цифровая трансформация становится неотъемлемым имиджем и признаком цифровой культуры человека, способствует «самореализации и постижению вершин в самых разнообразных аспектах» [10, с. 67]. Грамотное медиапотребле-ние информации дает возможность комфортно «жить в поликультурном обществе с конструктивной коммуникацией и самосовершенствованием» [11, с. 55].

Проанализированные нами идеи и подходы позволили сделать вывод, что популяризация предпринимательства среди молодежи в медиа-среде является актуальным трендом для образования и требует пристального дальнейшего изучения. ГБПОУ «Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли» ведет активную работу в этом направлении,

реализует программу региональном инновационной площадки по бизнес-ориентирующей подготовке, активно привлекая временный творческий коллектив и студенческий актив для популяризации предпринимательства среди обучающихся в медиасреде.

Серьезным практическим шагом стало создание открытой группы «Клуб управленческих интересов» в социальной сети «ВКонтакте» (https://vk.com/kuichel). Особенность этого ме-диаресурса заключается в том, что поиск, подбор и наполнение полезным материалом осуществляется студентами совместно с членами временного творческого коллектива. Материал проходит обязательное согласование с научным руководителем региональной инновационной площадки и только затем размещается на странице группы.

Цель созданной группы — бизнес-ориен-тирующее погружение студентов (будущих или начинающих предпринимателей) в особенности открытия и развития бизнеса, знакомство с материалами, выходящими за рамки учебной программы. Материалы подбираются из различных профессиональных источников и представляют собой сошиИ-информацию.

Важность и практическая значимость такого медийного образовательного проекта была оценена на VIII Региональном чемпионате «Молодые профессионалы» (Worldskills Russia) в декабре 2020 г. в компетенции «Предпринимательство», а перспективность и актуальность продвигаемого проекта подтверждена убедительной победой в мае 2021 г. в областном конкурсе публичной защиты предпринимательских проектов «Свое дело!» (I место в номинации «Лучший предпринимательский проект в социальной сфере»). Таким образом, была доказана целесообразность продвижения предпринимательства в молодежной среде.

Для изучения мнения молодежи ГБПОУ «ЧГКИПиТ» о необходимости использования медийных ресурсов для популяризации предпринимательства был создан опрос в google-форме, часть результатов которого представлена ниже.

Так, на вопрос, «в какие медиаисточники вы дополнительно обращаетесь за поиском информации при необходимости изучения выбранного вопроса?», были получены следующие ответы (рис. 2).

Рис. 2. Медийные источники для дополнительного поиска информации

Очевидно, что поиск ответов на вопросы по различной тематике (открытие бизнеса, развитие бизнеса, работа с конкурентами, особенности продвижения в интернете) студенты начинают с обращения в виртуальное сообщество «Клуб управленческих интересов» (в среднем процент обращений на страницу составляет не менее 40,1 %), а затем ищут ответы в других профессиональных виртуальных сообществах социальной сети «ВКонтакте».

Если рассмотреть мотив, по которому осуществляется выбор ресурса, то в группу «Клуб управленческих интересов» 50 % респондентов обращаются с целью получения информации по особенностям продвижения бизнеса

в интернете, 44% — для получения информации об открытии бизнеса.

Далее мы уточнили, удовлетворяет ли качество представленного в группе материала ожидаемым потребностям. Ответы представлены на рисунке 3.

Видим, что 75 % респондентов полностью удовлетворены качеством получаемой информации, а 25 % ищут информацию в дополнительных источниках.

Следующим шагом нашего исследования стало желание уточнить, какие проблемы и сложности возникают у студентов при поиске и обработке информации в медиаматериалах в процессе подготовки к тематическим конкурсам,

олимпиадам, викторинам, проектам и проведения различных исследований в сфере предпринимательства (рис. 4).

Мы видим, что выделяется три категории сложностей:

- сложность связать найденный материал с наукой, то есть «перевести» на научный стиль и язык;

- сложность связать его с реальной практикой, т. е. применить прочитанное в реальном режиме времени к реально осуществляемым действиям;

- сложность связать дополнительный материал с материалом, изучаемым в ходе учебных занятий, на которых, как правило, идет освоение терминологического поля.

То есть медиаматериалы группы «Клуб управленческих интересов» отражают связь с наукой на 25 %, в то время как другие медиаисточники — менее чем на 20 %. В такой же пропорции находится и соотношение по степени связи получаемой информации с реальной практикой.

С учетом того, что медиаматериалы в альтернативных ресурсах не несут академической образовательной функции, а представляют собой публицистический «научпоп», еще в большем разрыве (50-60 %) они находятся с учебным материалом, разбираемом во время учебных занятий. В рамках этих возникающих трудностей усложняется написание проектов, а также их научная апробация в виде тезисов на конференциях.

Рис. 3. Степень удовлетворенности найденной информацией

Рис. 4. Недостающая информация при поиске ответов

Для устранения данной проблемы мы снова обратились за помощью к медиасреде и, используя метод управляемого открытия, предложили студентам самим инициировать создание группы виртуального сообщества в социальной сети «ВКонтакте».

Мы задали вопрос: «Нужна ли специализированная группа, которая будет вмещать в себя материалы научно-практической направленности, помогающие студентам именно в создании научных и исследовательских проектов по бизнесу?» (рис. 5).

Рис. 5. Необходимость дополнительной специализированной группы по научно-практической направленности

Видим, что все ответы носят утвердительный характер, при этом конкретизируется, в каком именно формате должна подаваться информация (с примерами, рекомендацией, простой адаптированной информацией). Результатом реализации метода стала адаптированная для восприятия группа «Наука — не скука!» (https://vk.com/ с1иЬ201360819), цель которой — погружение в вопросы научно-практической тематики, позволяющей доступно разъяснять роль и значение науки и научной составляющей в практике создания бизнеса. Обе группы созданы под специальное решение конкретной задачи, то есть для погружения студентов в практику предпринимательства с базовым пониманием научных механизмов сбора и обработки исследуемой информации в медиасреде. Группа «Клуб управленческих интересов» на текущий момент времени насчитывает 323 участника, группа «Наука — не скука!» — 178, что говорит о высоком уровне популярности и посещаемости.

Таким образом, констатируем, что медиа-среда является важнейшим условием популяризации предпринимательской деятельности среди молодежи, способствует ее медиаразвитию. Наша гипотеза нашла подтверждение в том, что медийные ресурсы, активно и грамотно используемые в учебном процессе при подготовке обучающихся к предпринимательской деятель-

ности, расширяют не только уровень знаний обучающихся, но и повышают уровень медиа-компетентности студентов и медиаграмотности педагогов, при этом усиливая интерес к науке в целом и популяризируя предпринимательскую деятельность среди молодежи в частности.

Считаем, что в рамках исследования мы указали возможное решение проблемы, предложив усилить внимание педагогов к конкретным медийным ресурсам при подготовке студентов к предпринимательской деятельности. Следовательно, цель, поставленная в статье, достигнута. Практическая значимость материала заключается в том, что предложенные медиаресурсы и виртуальные сообщества (группы), созданные в рамках реализации программы региональной инновационной площадки, могут быть использованы всеми профессиональными образовательными организациями, осуществляющими подготовку студентов в области бизнеса и предпринимательства.

Дискуссионность затронутого вопроса состоит в том, что при всех очевидных плюсах медиаресурсов у них есть и серьезные недостатки, в том числе касающиеся качества транслируемой информации и недостаточно развитой медиакомпетентности самих студентов и педагогов. Этот факт требует дальнейшего осмысленного изучения данного вопроса.

Библиографический список

1. Статистика социальных сетей в России 2021 // Livedune.ru : [сайт]. — 2021. — URL: https://livedune.ru/blog/statistika_socsetej_v_rossii (дата обращения 12.05.2021).

2. Забелина, О. В. Трансформация востребованности навыков и профессий в условиях цифровизации российской экономики / О. В. Забелина, А. В. Майорова, Е. А. Матвеева // Экономика труда. — 2020. — № 7. — С. 589-608.

3. Лазарева, Л. А. Популяризация предпринимательства как метод вовлечения в предпринимательскую деятельность / Л. А. Лазарева // Молодой ученый. — 2020. — № 40 (330). — С.188-190.

4. Ирис, И. Что такое бизнес-мышление? / И. Ирис // ВсеТренинги.ру : [сайт].—2018. — 15 апреля. — URL: http://vsetreningi.ru/articles/chto_takoe_biznes-myshlenie/ (дата обращения: 04.05.2021).

5. Войнова, Н. Медиаграмотность - что это такое? Нужна ли она сегодня / Н. Войнова // Молодежные единые ведомости — МЕДВЕД : [сайт]. — 2017. — 10 декабря. — URL: http:// tymolod59.ru/12941 (дата обращения: 25.03.2021).

6. Носкова, Т. Н. Современный студент в медиасреде: вопросы профессионального развития / Т. Н. Носкова, О. В. Яковлева // Педагогическое образование в России. — 2013. — № 2. — С.134-138.

7. Перевозова, О. В. Медиапространство как условие формирования клипового мышления студентов / О. В. Перевозова, Е. В. Возилова // Инновационная наука. — 2021. — № 4. — С.170-173.

8. Перевозова, О. В. Медиаграмотность педагога как условие формирования цифровой компетентности / О. В. Перевозова, Е. В. Возилова // Матрица научного познания. — 2021. — № 03-2. — С. 165-171.

9. Выжутович, В. Россияне становятся более медиаграмотными / В. Выжутович // Российская газета : [сайт]. — 2020. — 22 октября. — URL: http://rg.ru/2020/10/22/valerij-vyzhutovich-rossiiane-stanoviatsiabolee-mediagramotnymi.html (дата обращения: 02.05.2021).

10. Ярычев, Н. У. Ценностно-акмеологическая основа культуры имиджа в условиях цифровой трансформации / Н. У. Ярычев, А. Б. Череднякова // Вестник культуры. — 2021. — № 1 (65). — С. 64-71.

11. Череднякова, А. Б. Имиджевая культура в контексте культурологического подхода / А. Б. Череднякова // Вестник культуры. — 2018. — № 2 (54). — С. 53-58.

For citation: Perevozova, O. V. Media environment as a condition for popularization of entrepreneurial activity among young people / O. V. Perevozova // Innovative development of vocational education. — 2021. — № 3 (31). — P. 90-97.

MEDIA ENVIRONMENT AS A CONDITION FOR POPULARIZATION OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITY AMONG YOUNG PEOPLE

O. V. Perevozova

The innovative development of professional educational organizations presupposes a constant search for new pedagogical conditions to improve the training of effective and successful specialists. One of these conditions is the active development of the media environment. The article examines the role and importance of the media environment in the promotion and popularization of entrepreneurial activity among students. The experience of the Chelyabinsk State College of the Food Industry and Trade in promoting the ideas of entrepreneurship among the youth is presented. The experience of the formation of media resources on the subject of entrepreneurship is shown. A detailed analysis of the results obtained on the basis of the use of the media resource as a condition for the popularization of entrepreneurial activity is given. The article formulates possible ways to solve the problems of popularizing entrepreneurship in the media environment. The experience of creating virtual professional communities in a mass media resource, including the popular among young people social network VKontakte, is shown.

Key words: entrepreneurial activity, popularization of entrepreneurship, educational organization, media environment, media thinking, innovative development, media literacy, digitalization.

References

1. Statistika social'nyh setej v Rossii 2021. Livedune.ru, 2021, available at: https://livedune.ru/ blog/statistika_socsetej_v_rossii (accessed: 12.05.2021).

2. Zabelina O. V., Mayorova A. V., Matveeva E. A. Transformacija vostrebovannosti navykov i professij v uslovijah cifrovizacii rossijskoj jekonomiki [Transformation of the demand for skills and professions in the digitalization of the Russian economy], Jekonomika truda. [Labor Economics], 2020, no. 7, pp. 589-608. (In Russian)

3. Lazareva L. A. Populjarizacija predprinimatel'stva kak metod vovlechenija v predprinimatel'skuju dejatel'nost' [Popularization of entrepreneurship as a method of involvement in entrepreneurial activity], Molodoj uchenyj [Young scientist], 2020, no. 40 (330), pp. 188-190. (In Russian)

4. Iris I. Chto takoe biznes-myshlenie? [What is business thinking?], VseTreningi.ru, 2018, April 15, available at: http://vsetreningi.ru/articles/chto_takoe_biznes-myshlenie/ (accessed: 04.05.2021). (In Russian)

5. Voinova N. Mediagramotnost' — chto jeto takoe? Nuzhna li ona segodnja [Media literacy — what is it? Do I need it today], Youth uniform statements. MEDVED, 2017, December 10, available at: http://tymolod59.ru/12941 (accessed: 25.03.2021). (In Russian)

6. Noskova T. N., Yakovleva O. V. Sovremennyj student v mediasrede: voprosy professional'nogo razvitija [Modern student in the media environment: issues of professional development], Peda-gogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical education in Russia], 2013, no. 2, pp. 134-138. (In Russian)

7. Perevozova O. V., Vozilova E. V. Mediaprostranstvo kak uslovie formirovanija klipovogo myshlenija studentov [Media space as a condition for the formation of students' clip thinking], Innova-cionnaja nauka [Innovative Science], 2021, no. 4, pp. 170-173. (In Russian)

8. Perevozova O. V., Vozilova E. V. Mediagramotnost' pedagoga kak uslovie formirovanija cifrovoj kompetentnosti [Media literacy of a teacher as a condition for the formation of digital competence], Mat-rica nauchnogo poznanija [Matrix of scientific knowledge], 2021, no. 03-2, pp. 165-171. (In Russian)

9. Vyzhutovich V. Rossijane stanovjatsja bolee mediagramotnymi [Russians are becoming more media literate], Rossiyskaya Gazeta, 2020, October 22, available at: http://rg.ru/2020/10/22/valerij-vyzhutovich-rossiiane-stanoviatsiabolee-mediagramotnymi.html (accessed: 02.05. 2021). (In Russian)

10. Yarychev N. U., Cherednyakova A. B. Cennostno-akmeologicheskaja osnova kul'tury imid-zha v uslovijah cifrovoj transformacii [The value-acmeological basis of image culture in the context of digital transformation], Vestnik kul'tury [Bulletin of culture], 2021, no. 1 (65), pp. 64-71. (In Russian)

11. Cherednyakova A. B. Imidzhevaja kul'tura v kontekste kul'turologicheskogo podhoda [Image culture in the context of a culturological approach], Vestnik kul'tury [Bulletin of culture], 2018, no. 2 (54), pp. 53-58. (In Russian)

Перевозова Ольга Владимировна, доцент кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью Института медиа и социально-гуманитарных наук ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (НИУ)», кандидат педагогических наук, доцент, e-mail: o-v-perevozova@mail.ru

Perevozova Olga Vladimirovna, Associate Professor of the Department of Journalism, Advertising and Public Relations of the Institute of Media and Social Sciences and Humanities, South Ural State University (NRU), Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: o-v-perevozova@mail.ru

Сведения для цитирования: Романенко, И. Н. Публикационная активность как одна из ведущих форм обобщения и распространения педагогического опыта: проблемы и пути решения / И. Н. Романенко, О. Б. Прохорова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 3 (31). — С. 97-104.

УДК 37.0 ББК 74.202

ПУБЛИКАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ВЕДУЩИХ ФОРМ ОБОБЩЕНИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА:

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

И. Н. Романенко, О. Б. Прохорова

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме — подготовке преподавателем, работающим в системе профессионального образования, научной публикации как результата обобщения опыта педагогической деятельности. Выделяются и описываются характерные особенности подготовки педагогическим коллективом научных публикаций. В статье анализируется круг изданий, в которых предположительно могут быть размещены публикации. Дискуссионным продолжает оставаться вопрос о формах и методах организации работы с педагогическим коллективом по обеспечению публикационной активности. Авторами прослеживается становление этой работы в колледже, обобщается практический опыт по данному направлению деятельности. Отмечается факт значимости непрерывного сопровождения преподавателя

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.