Научная статья на тему 'МЕДИАПРОСТРАНСТВО КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ'

МЕДИАПРОСТРАНСТВО КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
259
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАПРОСТРАНСТВО / КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ / МЕДИЙНЫЕ РЕСУРСЫ / МЕДИАОБУЧЕНИЕ / СЕТЕВАЯ ЛИЧНОСТЬ / МЕДИЙНАЯ КУЛЬТУРА / ЦИФРОВАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Перевозова О. В., Возилова Е. В.

Влияние медиапространства на современную молодежь является очевидным. Виртуальная реальность сегодня меняет не только способы познания мира, но и формирует новое сознание и новый тип мышления. Важно понять, насколько остро стоит проблема трансформации типа мышления у студентов в новых условиях цифровой среды. Для этого были проведены опросы среди студентов бакалавриата и магистратуры нескольких вузов. Результаты, представленные в статье, дают возможность утверждать, что медийная среда стала новым условием формирования клипового мышления у студентов и фактором развития нового типа личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIA SPACE AS A CONDITION FOR THE FORMATION OF CLIP THINKING OF STUDENTS

The influence of the media space on modern youth is obvious. Virtual reality today changes not only the ways of knowing the world, but also forms a new consciousness and a new type of thinking. It is important to understand how acute is the problem of transforming the type of thinking of students in the new conditions of the digital environment. For this purpose, surveys were conducted among undergraduate and graduate students of several universities. The results presented in the article make it possible to assert that the media environment has become a new condition for the formation of clip thinking among students and a factor in the development of a new type of personality.

Текст научной работы на тему «МЕДИАПРОСТРАНСТВО КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ»

УДК 378

Перевозова О.В.

канд. пед. наук, доцент, доцент ЮУрГУ (НИУ),

г. Челябинск, РФ Возилова Е.В.

канд. пед. наук, доцент ВУНЦ ВВС «ВВА», филиал,

г. Челябинск, РФ

МЕДИАПРОСТРАНСТВО КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КЛИПОВОГО

МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Аннотация

Влияние медиапространства на современную молодежь является очевидным. Виртуальная реальность сегодня меняет не только способы познания мира, но и формирует новое сознание и новый тип мышления. Важно понять, насколько остро стоит проблема трансформации типа мышления у студентов в новых условиях цифровой среды. Для этого были проведены опросы среди студентов бакалавриата и магистратуры нескольких вузов. Результаты, представленные в статье, дают возможность утверждать, что медийная среда стала новым условием формирования клипового мышления у студентов и фактором развития нового типа личности.

Ключевые слова

Медиапространство, клиповое мышление, медийные ресурсы, медиаобучение, сетевая личность,

медийная культура, цифровая среда

Perevozova O. V.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of SUSU (NRU),

Chelyabinsk, Russia Vozilova E. V.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of VUNTS VVS «VVA», branch,

Chelyabinsk, Russia

MEDIA SPACE AS A CONDITION FOR THE FORMATION OF CLIP THINKING OF STUDENTS

Annotation

The influence of the media space on modern youth is obvious. Virtual reality today changes not only the ways of knowing the world, but also forms a new consciousness and a new type of thinking. It is important to understand how acute is the problem of transforming the type of thinking of students in the new conditions of the digital environment. For this purpose, surveys were conducted among undergraduate and graduate students of several universities. The results presented in the article make it possible to assert that the media environment has become a new condition for the formation of clip thinking among students and a factor in the development of a new type of personality.

Keywords

Media space, clip thinking, media resources, media training, network personality, media culture, digital environment.

Актуальность цифровой трансформации общества и ее влияние на развитие личности сегодня не обсуждает только ленивый. Современные условия образования требуют от вузов поиска новых путей

повышения эффективности учебного процесса. Пандемия в 2020 году показала, что у каждого вуза должна быть подготовлена медийная платформа для качественного проведения занятий. Однако то, что для образования было новшеством, не является новшеством для современной цифровой реальности.

Как показала практика, студенты выявили большую способность и готовность обучаться в виртуальном формате. Более того, студенты не только легко усвоили новые методы обучения, но и проявили высокую эффективность результатов по итогам года. Казалось бы, что данная ситуация говорит о высокой цифровой культуре сегодняшнего студента.

Тем не менее, выходя из стен альма-матер, студенты достаточно долго пытаются трудоустроиться и не всегда показывают ожидаемый работодателем уровень знаний, умений, навыков письма и хорошо поставленной речи. Современное медиапространство ориентирует молодых специалистов на быстрый карьерный рост, на сиюминутные успехи, в социальных сетях имеется множество тематических групп, каналов, которые обещают «быстрые взлеты» карьеры. Модные тенденции образовательного шеринга внушают молодым специалистам свободу выбора любого дополнительного послевузовского образования в онлайн формате. Видимая «простота» и «удобство» получения дополнительных знаний настолько упрощают и искажают понимание выпускника о необходимости последовательного карьерного роста, что многие из них просто не понимают, почему у них не получается «взлететь» на старте, как это обещают «успешные блогеры». Возникает очевидная проблема между ожиданиями в стремительной карьере студента и реальностью, в которой работодатель отрицает «достижения» выпускника.

Мы постарались углубиться в этот вопрос и проанализировали научные источники, чтобы понять, какова сегодня степень научной проработки вопроса. Оказалось, что влияние медиакоммуникаций на поведение личности изучаются уже достаточно давно. Так, впервые явление медиакоммуникационного влияния на поведение молодежной аудитории упоминал немецкий социолог Н. Луман, утверждавший, что медийные ресурсы имеют бесконтрольное воздействие на сознание молодежи [1]. Несколько позже наши отечественные специалисты также представили свои наблюдения в вопросе медийности и ее особенностией влияния на сознание потребителя информации. Так О.В. Запевалина впервые ввела термин «медийная культура» и связала его с особенностями развития информационного общества и цифровизацией всех процессов [2]. В исследовании А.П. Короченского мы отмечаем ряд важных наблюдений в анализе современного образования, где впервые отмечается негативное воздействие медийности и цифровизации на качество учебного процесса [3]. Далее мы изучили труды Шестеркиной Л.П., которая отдельно в качестве объекта для научного анализа выделяет все социальные медиа, в том числе, социальные сети [5]. Автором упоминаются социальные масс-медиа как ресурс интегрированных коммуникативных практик, в условиях которых формируется новый тип личности студента. Мы убедились в том, что вопрос сохраняет актуальность и имеет развитие, так как и сами уже неоднократно изучали проблемы влияния медиа на профессиональное сознание молодежи [5].

Мы установили, что все медийные ресурсы, ворвавшиеся в социум под эгидой цифровизации, сформировали новое медийное пространство, которое потребовало от вузов перехода на медийные формы обучения, усилило цифровизацию социогуманитарных процессов и стало условием формирования нового типа личности, а именно - сетевой личности. В то время как уже сама «сетевая личность» стала формировать новую медийную культуру общения, в которой главным фактором стало упрощение восприятия и уход от критического мышления. То есть особенностью сетевой личности стало клиповое мышление, смещающее устоявшиеся фундаментальные принципы восприятия анализа потребляемой информации. Это и стало проблемой, из-за которой работодатель недоволен качеством профессиональных знаний и уровнем компетентности выпускающегося специалиста. По мнению опрашиваемых работодателей, у студентов прослеживается упрощение базовых ценностей и переход на эмоционально-чувственное восприятие жизненного пространства.

Для убедительности выводов мы провели опрос в интернет-ресурсе «гугл-форма», в котором респондентами стали чуть больше 500 человек. Мы задали два вопроса: «Какое влияние оказывают социальные сети на общую культуру поведения людей?» и «Какие аспекты культуры стали более уязвимы?». Результаты представлены на рисунке 1 и рисунке 2.

Какое влияние оказывают социальные сети на общую культуру поведения людей?

Рисунок 1 - Влияние социальных сетей на культуру поведения

Мы видим, что 46,4% считают, что медийное пространство, в том числе, социальные сети сегодня имеют «скорее отрицательное» влияние на культуру поведения людей. Однако, 26% опрашиваемых респондентов видят во влиянии социальных сетей больше положительного. В числе респондентов 11,8% считают, что социальные масс-медиа не влияют на культуру поведения людей, а имеют лишь косвенного воздействие, так как культура зависит от множества других факторов. При этом 15,5% опрошенных вообще не думали об этом влияние и не устанавливают прямой связи между обращениями к масс-медиа и культурологическими характеристиками молодежной среды.

Однако, в связи с тем, что большая часть респондентов видят во влиянии социальных сетей негативную составляющую, мы уточнили, какие аспекты культуры, по их мнению, более уязвимы. На рисунке 2 представлены ответы.

9 Речь, общение Ф Культура письма 9 веб выше перечисленное ф Речь, общение, культура письма ^ И речь, и общение, и грамотность. У... ф Ничего 9 Оба варианта Ш этичность

1/2 ▼

Рисунок 2 - Уязвимые аспекты культуры молодежи под влиянием масс-медийного воздействия

Мы видим, что 59,1% опрошенных респондентов самым уязвимым аспектом считают речь и общение, что крайне развито сегодня у «сетевой личности». Студенты, как правило, общаются между собой на упрощенном цифровом сленге, с использованием картинок, смайликов, мемов, гифок, которые являются абсолютным показателей картиночного клипового мышления, в то время, как в беседе с работодателем в процессе трудоустройства требуются навыки последовательного, грамотного и логического общения. Далее, по результату опроса мы видим, что 33,6% опрошенных считают уязвимым аспектом культуру письма, что также отрицательно сказывается на возможностях трудоустройства студентов. Например, составить грамотно резюме представляется им очень сложной задачей.

Таким образом, мы можем подвести несколько выводов. Безусловно, одобряя все блага и достижения от цифровизации и развития медийной среды, их положительное влияние на технический прогресс и экономику, мы отмечает ухудшение социогуманитраной составляющей общественного развития. Наблюдается цифровизация мышления, насаждение масс-медийных шаблонов на сознание молодежи как самого активного потребителя информационных ресурсов в пространстве интернета. А переход вузов на частичное или смешанное онлайн/офлайн обучение не только не решает выявленную проблему, а содействует ее закреплению и укоренению. Поэтому медийное пространство представляется нам как часть жизни современного общества, но не замена имеющимся отработанным схемам

традиционного устоявшегося образования, формирующего гармоничную личность. Список использованной литературы:

1. Луман, Н. Медиакоммуникации / Н. Луман; пер. с нем. А. Глухова, О.Никифорова. - М.: Логос, 2005 -280 с.

2. Запевалина, О.В. Формирование медиакультуры в информационном обществе / О.В. Запевалина //Вестник Бурятского государственного университета. - №1. - 2011. - С. 45 - 52.

3. Короченский, А.П. Медиаобразование: миф или реальность? / А.П. Короческий // Медиаобразование. - №2. - 2015. - С. 63 - 66.

4. Перевозова О.В., Лазарева В.Н. Влияние медиасреды на профессиональное сознание молодежи / Научно-информационный журнал «Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе». № 2 (14). Пенза. 2015.

5. Социальные медиа как ресурс интегрированных коммуникативных практик: монография / под ред. Л.П. Шестеркиной. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2017. - 296 с.

© Перевозова О.В., Возилова Е.В., 2021

УДК 337

Плотницкая Ю.П.

преп.ин.яз, ГБПОУ КК ТСПК г.Туапсе, РФ

ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ ДВУЯЗЫЧИЯ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Аннотация

В статье раскрывается понятие билингвизма и билингвальных семей, рассматривается значение и роль двуязычия в развитии ребенка в современном обществе, рассказывается о положительных и отрицательных сторонах билингвизма у ребенка, особенностях психологического формирования билингвального воспитания.

Ключевые слова

психолингвистика, иностранный язык, ребенок, билингвизм, проблема двуязычия, билингвальное воспитание, билингвальная семя, вербальная память, речь ребенка билингва

Двуязычными обычнее всего становятся дети из семей мигрантов или дети из смешанных, биэтнических семей. Выбор языка или языков, на котором будет говорить ребенок в будущем, обычно зависит от решения родителей. Если с рождения родители приняли решение о необходимости знания обоих языков родителей, то в доме при устной речи, будут присутствовать оба языка.

Сегодня редко можно найти родителей, которые остановят свой выбор на знании своим ребенком только одного языка. За последние десятилетия количество билингвальных семей стало сильно увеличиваться. В большинстве случаев это связано со смешенными браками, которые стали довольно популярны во всем мире. Свое влияние оказало расширение экономических и политических связей в мировом обществе. Не малую роль сыграло и коммуникативное пространство, которое стало динамично и переменчиво в последнее время. Межкультурная коммуникация сегодня представляет собой сложную систему, которая и приводит к биэтническим семьям. Несмотря на сложное сочетание психологических, социальных, национально-культурных и языковых различий, которые так или иначе существуют в биэтнических семьях, не стоит уходить от темы биэтнических семей и считать ее мало неважной.

На сегодняшний день существует много мнений «за» и «против» явления билингвизма. Так, некоторые дети, растущие в таких семьях, часто начинают или поздно говорить, или идет смешение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.