УДК 159.8
doi: 10.52470/2619046X_2023_2_117
ЦИФРОВИЗАЦИЯ: ДОБРОВОЛЬНО ИЛИ ПРИНУДИТЕЛЬНО?
К.Г. Сосян
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы психологии, воспитания в киберпространстве, информационно-коммуникационные педагогические технологии в качестве эффективного инструмента для достижения педагогических целей
Ключевые слова: педагогика, психология, личность, цифровизация, социализация, кибербезопас-ность, информационно-коммуникационные технологии, воспитание, культура
DIGITALIZATION: VOLUNTARY OR FORCED?
K.G. Sosyan
Abstract. The article deals with the issues of psychology, education in cyberspace, information and communication pedagogical technologies as an effective tool for achieving higher pedagogical goals
Keywords: psychology, personality, digitalization, socialization, cybersecurity, information and communication technologies, education, culture
«.. .Не стоит прогибаться под изменчивый мир - Пусть лучше он прогнется под нас...», - фраза из музыкального произведения, с которой в эпоху цифровизации стоит поспорить.
Процесс цифровизации продолжает поглощать все больше сфер человеческой деятельности. Такой физический процесс, как «диффузия» может быть изучен не только в школьной программе, но может быть использован в отношении информационных технологий.
Сегодня вокруг искусственного интеллекта и нейросетей сконцентрировано внимание общественности, проводятся исследования, научные дискуссии.
Так или иначе, можно утверждать, что трудности восприятия новой информации могут объясняться физиологической основой [4].
Для адекватного контроля поведения требуются структурированные знания, позволяющие быстро понимать окружающий мир и принимать обоснованные решения. Для прогностических целей, управления настоящим, сохранения памяти прошлого требуется кодирование в памяти, закрепление нового опыта в этом помогают схемы и структуры знаний [10].
Вопрос психологической готовности человечества остается открытым к восприятию нового образа жизни. Ведь стремительное развитие цифровой среды и вовлечение в нее может нести психологический дискомфорт для населения старшего поколения. Для поколения 2000-х гг. не составляет никакого труда поиск, использование, создание информационного поля в киберпространстве. Требуется учитывать возраст, пол, сферу деятельности пользователей. Уже доказано, что по «лайкам» можно установить большую часть биометрических показателей и психотип человека.
Все «новое» приходящее в жизнь человека вызывает стресс. Например, при переезде, смене работы, перехода ребенка из школы в школу, из одного учреждения дошкольного в другое.
Следует отметить, что неверные представления, ложные воспоминания могут стать следствием побочных эффектов при сильнейших нейронных связях. В этом заключается
МОСКОВСКИМ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ УНИВЕРСИТЕТ -МОСКОВСКИЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
феномен, ведь человеку для лучшего освоения новой информации важна мощная нейронная сеть. С другой стороны, такое положение дел накладывает свой «отпечаток» на восприятие вплоть до того, что восприятие может оказаться неадекватным [8].
Но у стресса может быть и положительный эффект, он выражаются в ускорении психических процессов, улучшении оперативной памяти, гибкости мышления. При воздействии экстремальных факторов сохраняется процесс воспроизводства полезной информации с помощью активационных процессов, выполняющих компенсирующую функцию.
Из вышеизложенного становится ясно, что без физиологического и психологического аспектов в изучении вопроса не обойтись.
Цифровизация имеет огромное влияние на представление людей о себе,об их оценке действительности и поведенческой модели. Оно распространяется как на различные сообщества в целом, так и на их членов в частности.
Большая часть трудоспособного населения не обладает компетенциями, необходимыми для работы на современных рынках. Как следствие, наблюдается психологический дискомфорт, повышенная тревожность, нервозность, возникают недоверия, сомнения в эффективности действий в высших эшелонах власти , что может привести к нестабильности в обществе.
Возникают разного рода риски бездействия, упущенных возможностей из-за нарастающего влияния на формирование общественного мнения интернет -сообществ. Если рассматривать в фокус-группе поколение Z, то его отличает «свобода в киберспространстве». Все активно общаются, следят за обновлениями с помощью гаджетов, мобильных приложений, но реальность их искажается, проблема «отцов и детей» становится острее и ярче выраженной [5]. Представителям поколения Z сложно работать в команде, нарушается концентрация, память, интернет-зависимость выявляется как психологическое расстройство. Ученые выявили минимальное время, при котором можно назвать отклонением от нормы использование смартфона - 15 минут. Интернет-зависимость приравнивается к алгоголизму, установлено, что строение мозга при излишнем регулярном использовании идентичны.
Создание цифровых аватаров, поддержание положительного образа для молодых пользователей сети становится «идеей фикс» одной из задач пребывания в киберпространстве. Это создает эффект стабильности, психологической удовлетворенности собой, утешением «Я». Но, есть обратная сторона медали, буллинг, газлайтинг, которые тоже вошли в сеть. Зачастую подавление «Я» в виртуальности другого человека ради лайкой, увеличения подписчиков приводит к трагическим последствиям в реальной жизни из-за пренебрежения нравственными ценностями. Более старшее поколение использует Интернет как способ записи в различные государственные учреждения, но еще не все имеют требуемые навыки для этого. Разработаны городские программы по их улучшению. Процесс адаптации для взрослого населения проходит более медленно. Позиция поколений сходится в том, что вытесняется живое общение, происходит деградация личности, повышается степень агрессивности, утрачивается способность мыслить должным образом. Негативное влияние диджитализации стало ярко выраженным в период короновируса, в связи с переходом на дистанционное образование и резким ограничением социальных контактов.
Объединяющим звеном поколений, арбитром в виртуальной реальности становится Государство. Именно при тесном взаимодействии ведомств, в данном вопросе тоже, можно достичь максимальной эффективности использования Интернета. Не только реализуя контролирующую функцию, но и создавая безопасное пространство, где каждый получит нужную достоверную информацию и использует ее в благих целях. Требуется создать отечественный информационный продукт. Сегодня требуется гибко реагировать на быстроменяющиеся обстоятельства из-за динамично увеличивающегося числа пользователей в сети [2].
Насколько цифровое пространство поглотило человечество? Линия фронта внутри каждого из нас, надолго ли?...
МОСКОВСКИМ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ УНИВЕРСИТЕТ -МОСКОВСКИЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
Библиографический список
1. Федеральный закон от 29 декабря 2.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании» // СПС «Консультант-Плюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 23.03.2023).
2. Алиева Э.Ф., Алексеева А.С., Ванданова Э.Л., Карташова Е.В., Резапкина Г.В. Цифровая переподготовка: обучение руководителей образовательных организаций // Образовательная политика. 2020. № 1 (81).
3. Антонова Д.А., Оспенникова Е.В., Спирин Е.В. Цифровая трансформация системы образования. Проектирование ресурсов для современной цифровой учебной среды как одно из ее основных направлений // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Информационные компьютерные технологии в образовании. 2018. № 14.
4. Белевитин В.А. Цифровизация образования: от становления и развития до цифровой трансформации: учебно-методическое пособие. Челябинск, 2022.
5. ЖуравлевА.Л., Нестик Т.А. Социальнопсихологические последствия внедрения новых технологий: перспективные направления исследования // Психологический журнал. 2019. Т. 4. № 5.
6. Княгинина В.Н. Новая технологическая революция: вызовы и возможности для России: экспер-тно-аналитический доклад / Центр стратегических разработок. М., 2017.
7. МорозовА.В., Самборская Л.Н. Профессионализм учителя как важнейший ресурс и детерминанта качества педагогической деятельности в условиях цифровой образовательной cреды // Казанский педагогический журнал. 2018. № 6 (131).
8. Олешко В.Ф., Олешко Е.В. «Google-эффект» в контексте цифровых межпоколенческих противоречий // Возможности и угрозы цифрового общества: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Ярославль, 22 апреля 2020 г.). Ярославль, 2020.
9. Полянина А.К., Грудзинский А.О. Анализ практики государственного и общественного контроля рекламы и подходов к выявлению непристойного в рекламной продукции // Власть. 2019. Т. 27. № 3.
10. Современные образовательные технологии в рамках реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда»: учебно-методическое пособие / авт.-сост. Н.Ю. Блохина, Г.А. Кобелева. Киров, 2020.
11. Халин В.Г., Чернова Г.В. Цифровизация и ее влияние на российскую экономику и общество: преимущества, вызовы, угрозы и риски // Управленческое консультирование. 2018. № 10.
12. Лига безопасного интернета, портал. URL: https://ligainternet.ru/ (дата обращения: 23.04.2023).
К.Г. Сосян
аспирант
Московский информационно-технологический университет - Московский архитектурно-строительный институт E-mail: Sosyan.K@masi.ru
Научный руководитель: М.Б. Земш
кандидат педагогических наук, доцент
Московский информационно-технологический университет - Московский архитектурно-строительный институт E-mail: mz-ped@mail.ru