Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ЦИФРОВОЙ ЛИЧНОСТИ: К ВОПРОСУ ОБ УТОЧНЕНИИ ПОНЯТИЙ'

ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ЦИФРОВОЙ ЛИЧНОСТИ: К ВОПРОСУ ОБ УТОЧНЕНИИ ПОНЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
695
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ЦИФРОВОЙ ПРОФИЛЬ / ЦИФРОВОЙ СЛЕД / ЦИФРОВОЕ ОБЩЕСТВО / КИБЕРБЕЗОПАСНОСТЬ / DIGITAL IDENTITY / DIGITAL TRANSFORMATION / DIGITAL PROFILE / DIGITAL FOOTPRINT / DIGITAL SOCIETY / CYBERSECURITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бороненко Татьяна Алексеевна, Кайсина Анна Владимировна, Федотова Вера Сергеевна

Авторы уточняют сущность и содержание цифровой личности и цифровой грамотности человека; определяют соотношение понятий «цифровой образ», «цифровой профиль» и «цифровой след»; выявляют специфику, основные характеристики цифрового общества; характеризуют процесс функционирования личности в цифровом обществе; определяют роль цифровой грамотности в становлении цифровой личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бороненко Татьяна Алексеевна, Кайсина Анна Владимировна, Федотова Вера Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL LITERACY OF A DIGITAL PERSONALITY: ON THE ISSUE OF CLARIFYING THE CONCEPTS

The authors clarify the essence and content of the digital personality and digital literacy of a person; determine the ratio of the concepts of «digital image», «digital profile» and «digital footprint»; identify the specifics, basic characteristics of a digital society; characterize the process of personality functioning in a digital society; determine the role of digital literacy in the development of digital identity.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ЦИФРОВОЙ ЛИЧНОСТИ: К ВОПРОСУ ОБ УТОЧНЕНИИ ПОНЯТИЙ»

Теория и методика профессионального образования

УДК 37.02

Т. А. Бороненко, А. В. Кайсина, В. С. Федотова

Цифровая грамотность цифровой личности: к вопросу об уточнении понятий1

Аннотация

Авторы уточняют сущность и содержание цифровой личности и цифровой грамотности человека; определяют соотношение понятий «цифровой образ», «цифровой профиль» и «цифровой след»; выявляют специфику, основные характеристики цифрового общества; характеризуют процесс функционирования личности в цифровом обществе; определяют роль цифровой грамотности в становлении цифровой личности.

I Ключевые слова: цифровая личность; цифровая трансформация; цифровой профиль; цифровой след; цифровое об' щество; кибербезопасность.

T. A. Boronenko, A. V. Kaisina, V. S. Fedotova

Digital literacy of a digital personality: on the issue of clarifying the

concepts

Abstract

The authors clarify the essence and content of the digital personality and digital literacy of a person; determine the ratio of the concepts of «digital image», «digital profile» and «digital footprint»; identify the specifics, basic characteristics of a digital society; characterize the process of personality functioning in a digital society; determine the role of digital literacy in the development of digital identity.

| Keywords: digital identity; digital transformation; digital profile; digital footprint; digital society; cybersecurity. *

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-29-14185 мк.

48

Инновационные проекты и программы в образовании № 4, 2020

Введение

Тенденция к образованию единого мирового виртуального пространства определяет стратегию цифровизации всех сфер жизнедеятельности человека. Вслед за этим меняется и роль человека. Она становится многогранной. Масштабное использование цифровых технологий и стремительное развитие интернет-технологий позиционируют человека одновременно как подсистему цифрового пространства, члена цифрового общества, фигуру цифрового взаимодействия, субъекта цифрового образования, кадровый потенциал цифровой экономики и т. д. Данный перечень горизонтальных и вертикальных уровневых субстанций, которые занимает человек в современном мире, исполняемых им функций можно продолжить. Однако также следует отметить и особенности взаимодействия пользователей в интернет-пространстве, которые воздействуют на формирование ценностей человека, его самоопределение в условиях многообразия ценностных ориентиров. К числу факторов, воздействующих на формирование ценностей личности в интернет-пространстве ученые относят «виртуальную диалогизацию объектов взаимодействия, размытие идентичности личности, разнообразие виртуальных сред общения, видов деятельности и способов самопрезентации, вседозволенность в виртуальном поведении и нарушение законов нравственности» [9, с. 59]. В конечном итоге внимание останавливается на личности, а именно, особенностях восприятия ею себя и окружающего мира в цифровую эпоху, так как цифровое общество «формирует новую социокультурную ситуацию развития человека и поднимает новые вопросы, связанные как с осмыслением самого цифрового общества, так и с образованием личности в нем» [6, с. 30].

Коммуникативная и технологическая перспектива развития Интернета и цифровых технологий, переход существования и функционирования личности в цифровое пространство обусловили появление и активное использование термина «цифровая личность». Однако точного понимания предложенной новой дефиниции пока не предложено, кроме того, не обозначены условия и факторы, способствующие становлению цифровой личности. На государственном уровне говорится о необходимости повышения цифровой грамотности населения, но какую роль играет она в становлении цифровой личности подобных исследований пока не обнаружено.

Налицо ряд существующих сегодня противоречий:

• между очевидными характеристиками цифрового общества, такими как востребованность цифровых технологий и цифровых устройств; перенесение значительной части социализации в киберпространстве; построение сознания молодежи с использованием современных средств цифровой цивилизации; смена идейных представлений субъекта общества в аспекте безграничности и анонимности интернет-пространства, с одной стороны, и неготовностью человека к безопасному и продуктивному формату взаимодействия в этих новых условиях, с другой стороны;

• между декларированием необходимости формирования цифровой грамотности населения как будущих кадров цифровой экономики и отсутствием обоснованно доказанного влияния данного феномена на становление личности человека, призванного жить в мире цифровых технологий и являться цифровым гражданином.

Проблема исследования: установление сущности цифровой личности, ее особенных характеристик, этапов развития и социализации в мире цифровых технологий, определение миссии цифровой грамотности в эволюционном развитии цифровой личности.

Цель исследования: выявление роли цифровой грамотности человека в становлении цифровой личности.

Задачи исследования:

1) выявить специфику, основные характеристики цифрового пространства и цифрового общества;

2) охарактеризовать процесс развития и социализации личности в цифровом обществе;

3) уточнить сущность и содержание цифровой грамотности человека;

4) определить роль цифровой грамотности в становлении цифровой личности.

Материалы и методы исследования

Методы исследования. При выявлении специфики и основных характеристик цифровой личности как члена цифрового общества использованы методы анализа психолого-педагогической литературы.

В основе нашего исследования — гипотеза о цифровой личности как особом типе личности, сформированном цифровизацией всех сфер человеческой жизнедеятельности, а ее становление

Бороненко Т. А., Кайсина А. В., Федотова В. С.

Цифровая грамотность цифровой личности: к вопросу об уточнении понятий

49

обусловлено цифровой грамотностью человека. Учитывая, что интернет-взаимодействие и цифровые технологии становятся определяющими стратегиями действий, которые влияют на изменение уровней структуры личности, рассмотрены деятельностные проявления цифровой личности, основы конструирования личностью своей сетевой идентичности, механизмы самопрезентации и сетевого творчества.

Обзор литературы

В научном наследии цифровое общество рассматривается специалистами различных отраслей: философами, экономистами, педагогами и др. Особенности цифрового общества в аспекте антропологического подхода определены учеными-фи-лософами (С. В. Тихонова, С. М. Фролова) [14]. Цифровое общество позиционировано учеными (М. О. Орлов) как результат технологического прогресса и меняющегося опыта человечества [10]. Определены характерные черты цифрового общества (Е. Э. Кригер, А. А. Агеев, М. А. Аверьянов, С. Н. Евтушенко, Е. Ю. Кочетова), к числу которых отнесены использование цифровых устройств, цифровых технологий, расширение средств коммуникации через социальные сети, формирование цифровой культуры [6], использование национальных цифровых технологий, сохранение традиционных ценностей (общественных, национальных, этических) наряду с формированием новых [15]. Цифровое общество рассматривается с позиций системного и платформенного подходов, при этом платформа выступает «как коммуникационная площадка, на базе которой субъекты цифрового общества выстраивают свои взаимоотношения через информационные взаимоотношения и реализацию цифровых услуг» [Там же, с. 118]. Дополнительно проведен «социально-философский анализ современных интернет-технологий, формирующих окружающую человека цифровую среду и определяющих способы его коммуникации, стили поведения, развитие интеллекта, жизнедеятельность» [4, с. 252] и интернет-пространства как особой коммуникационной среды [2]. Отличительной чертой современной цифровой среды и информационного пространства обозначены многомерность связей, коммуникационная свобода, всеобъемлющий интернет и непрерывное производство цифрового контента, который создается средствами цифровых сервисов и различных приложений, а также новые формы зависимости и рисков. Неосмотрительное отношение к производству и потреблению цифрового контента может

стать причиной возникновения киберугроз и атак. Важным компонентом информационной безопасности и поведения в Сети является культура общения, аккуратность ведения аккаунтов, соблюдение норм этики и морали и др. Действия человека в Сети характеризуют его в реальной жизни, формируют его образ в глазах потенциальных работодателей, в профессиональной среде и т. п.

Благодаря виртуальной реальности человек стремится к иллюзорным виртуальным мирам, обретает новые виды идентичности, характеристики и параметры личностного бытия. На современном этапе развития интернет-технологий доминирующую роль стала играть не только информация, но и цифровая личность. Возрастание роли «цифровой личности» связано не только с производством цифрового контента. По сути, цифровая личность становится виртуальным образом реальной личности. Вполне логично считается, что «статус пользователя “онлайн” фактически тождественен существованию... быть онлайн значит “жить”... быть включенным в непрерывную коммуникацию и жизнь общества, работать, отдыхать, общаться, изучать, лечиться» [4, с. 252].

В цифровом мире и интернет-пространстве происходит формирование новой идентичности. Этим вопросам посвящены исследования О. А. Максимовой [8], Е. Л. Солдатовой, Д. Н. По-горелова [13]. Поведенческие и личностные особенности представителей цифрового поколения нашли отражения в работах С. Д. Балмаевой, Е. В. Шлегель [1].

Между тем сущность и особенности цифровой личности, при всем многообразии научных разработок, не рассмотрены. В то время как цифровая личность представляет высокий интерес для общества, работодателей, других категорий пользователей, в том числе мошенников. Появление цифрового профиля личности в Сети предопределено масштабной подготовительной работой, связанной с разработкой приложений, каналов связи, которые позволяют выйти человеку на новый уровень взаимодействия с помощью современных технологий. Цифровые технологии выступают в роли «неизбежного посредника между человеком и социальными институтами, между человеком и государством, между человеком и человеком» [3, с. 9]. В свою очередь ведущие социальные институты всё чаще стремятся взаимодействовать с цифровым двойником личности, а не с самой личностью, так называемым виртуализированным образом. Нарастающий объем социальной активности людей постепенно переходит в сетевое пространство. Взаимоотношения приобретают

50

Инновационные проекты и программы в образовании № 4, 2020

виртуализированный характер, что предполагает перевод в цифровую форму основных параметров личности в качестве компонентов ее «цифрового профиля». С одной стороны, с развитием цифровых технологий человек получил колоссальные возможности по оптимизации своей деятельности, которые стирают пространственные и вре-меннь!е границы. Внедрение в жизнь «цифры» привело к возрастанию скорости осуществления различного рода взаимодействий — быстрого оказания услуг, выполнения заказов, получения, отправки и создания информации, коммуникационного взаимодействия в режиме онлайн. Как отмечает А. С. Горбунов, «возможности цифровых технологий переводят информационное массовое общество в новую фазу его развития, сопряженную с ранее не существовавшими факторами изменения социальности... Современные информационные технологии, использование больших данных создают новые возможности как влияния на личность и контролирования ее поведения в социуме, так и индивидуального самоосуществления» [3, с. 8]. Это прежде всего связано с необходимостью производства и распространения цифрового контента, который характеризует содержание профиля пользователя и его цифрового идентификатора [18]. С другой стороны, следует помнить, что параллельно с этим были разработаны разнообразные способы расшифровки цифрового образа пользователя, например, по фотографии, по связям в социальных сетях, по записям в форумах и чатах, по поведенческим моделям и т.п. Полностью скрыть свой цифровой профиль практически невозможно и при нарушении этики и правил работы в Сети возникают новые, ранее неизвестные угрозы, так называемые киберугрозы. Представляется возможным лишь грамотно подходить к сохранению приватности своих персональных данных, однако об этих способах следует быть дополнительно осведомленным. Вот почему, по нашему мнению, в частности, важную роль играет цифровая грамотность человека.

Для современного поколения вопросы цифровой грамотности особенно актуальны. Влияние Интернета всё более сказывается на личностном и профессиональном развитии человека. Сегодня наблюдается становление нового образа жизни современного пользователя Сети. Интернет стал средой развития, социализации, а не просто технологией. Возникли новые виды деятельности, феномены, культурные практики. Проявилось влияние Интернета на развитие молодежи. Представить портрет современного поколения можно через определенную призму, если остановиться

на наиболее важных моментах, подверженных изменению. Для нас при понимании сущности цифровой личности интерес представляют исследовательские результаты известного ученого в области цифровой социализации детей в интернет-пространстве, профессора Г. В. Солдатовой [12], которая выделяет несколько основных направлений изменений. Эти преобразования касаются изменения высших психических функций (памяти, восприятия, внимания, мышления, речи); изменения механизмов формирования личности (репутации, идентичности, социальных ролей, накопления социального капитала, эмпатии, инфантилизма, эгоцентризма, синдрома дефицита внимания и гиперактивности, статусности, эмоционального и социального интеллекта, индивидуальных и личностных особенностей); изменения форм взаимоотношений (изменения личного и персонального пространства, увеличения случаев кибербуллин-га, троллинга, хейтерства, секстинга, груминга, флейминга, виртуальной дружбы и любви, этического разрыва, стратегии совладания, киберсуицида, флешмоба, краудфандинга, трудных онлайн-ситуаций); изменения культурных практик (способов действия) (коммуникаций, творчества, координации, обучения, игр, покупок и продаж, оценки других, способов решения трудных ситуаций, цифровой компетентности); влияния сетевых контекстов, появления новых феноменов (социальных сетей, необходимости сохранения приватности, опасения интернет-зависимости, онлайн-рисков, а также распространения блогосферы, виртуальных миров, селфизма, многозадачности, хэштэгов, интернет-мемов и медиа-вирусов, возникновения так называемого эффекта Google, Facebook-депрессии, синдрома фантомного звука, защитных фильтров).

Однако если при рассмотрении интернет-среды, прежде всего, говорят об интернет-рисках, то сегодня дополнительно следует рассматривать их приумножение в срезе доминирующего распространения цифровых технологий, сервисов, устройств. Технологическое развитие меняется, делает повседневную жизнь более быстрой, гиперсвязанной. Реальные объекты и процессы находят свое цифровое представление. Согласимся, что интернет-пространство привело к существенным личностным изменениям, преобразованию представлений о репутации, идентичности, социальных ролях. Изменения коснулись способов деятельности, которыми человек привык решать самые разные задачи: к этим способам относятся коммуникация, творчество и досуг, обучение и трудовая деятельность, способы взаимодействия

Бороненко Т. А., Кайсина А. В., Федотова В. С.

Цифровая грамотность цифровой личности: к вопросу об уточнении понятий

51

между людьми, покупки, продажи. Цифровым аборигенам приписывают способность многозадачности и высокоскоростной обработки информации, большую эффективность в онлайн-работе [17]. Приходится говорить о возникновении ряда новых рисков и угроз, которые возникают в новых условиях коммуникации. Буллинг переходит в разряд кибербуллинга, появляются грумминг и другие. Все это порождает огромное количество феноменов: виртуальные миры, многозадачность и др. Характерной чертой современного поколения в интеллектуальной и культурной истории, по мнению ученых, является «феномен клипового мышления» [5, с. 262], которое рассматривается как переходный момент от одной линейной модели мышления к другой. Клиповое восприятие мира реализуется набором коротких сюжетов, ярких картинок, эмоциональных образов, воплощенных в форме видеоклипов, теленовостей, инфографики, эмотиконов и т. п. Клиповое мышление рассматривается психологами как способ адаптации, защитная реакция на информационную перегруженность. Еще одним феноменом является сетевое мышление, которое основано на гипертекстовой концепции представления информации в Интернете. Нелинейная модель восприятия информации, характерная для сетевого мышления предполагает восприятие информации об объекте за счет гибкого перехода по аффилированным ссылкам. В конечном итоге есть вероятность как более глубокого изучения вопроса, так и полного ухода от сути рассматриваемой проблемы. Новый характерный феномен многозадачности проявляется в многообразии решаемых одновременно когнитивных задач, свободном переключении между ними в процессе мыслительной деятельности.

Безусловно, под влиянием Интернета с человеком происходят изменения. Так у людей, которые занимаются активным поиском информации в сети Интернет, по-другому начинает функционировать память — запоминается не содержание, а где эта информация находится, т. е. путь, как до нее добраться (эффект Google). Компьютер, смартфон, планшет, Интернет становятся своеобразным «внешним запоминающим устройством» человека, т. е. память адаптируется к современным технологиям. Интернет рассматривается внешним запоминающим устройством, в связи с чем возникает иллюзия увеличения резервов памяти, владения информацией в любую минуту. Каталогизация огромных массивов информации приводит к тому, что запоминается место и способ нахождения информации, а не ее содержание. Таким образом

происходит адаптация человека к современным технологиям и информационным перегрузкам.

В дополнение к перечисленным феноменам интернет-эпохи мы добавляем сегодня эффекты цифровой трансформации. Следует признать, что использование цифровых технологий как создает новые возможности, так и способствует стремительному росту киберрисков. Искусственный интеллект, интернет вещей, мобильные устройства, большие данные, виртуальная реальность, расширение спектра услуг, предоставляемых онлайн, цифровое государственное управление и др. оказывают положительное и преобразующее влияние на нашу жизнь. Внедрение технологий искусственного интеллекта в бытовую среду позволяет человеку утрачивать ранее до автоматизма наработанные навыки и опыт. В то же время мы наблюдаем случаи уязвимости цифровых устройств, негативного воздействия на личность, роста киберугроз и атак. К числу таких рисков относятся деградация собственных компетенций человека за счет прорывных разработок в искусственном интеллекте, интернете вещей, анализе больших данных; новые уязвимости (слежка, утечка информации, мошенничество); исчезновение приватности, потеря тайны личной жизни за счет новых возможностей общения, ускорения коммуникаций, нового уровня комфорта; потеря рабочих мест, безработица, социальная напряженность за счет внедрения искусственного интеллекта, автоматизации и роботизации; юридическая и этическая неподкрепленность ряда вопросов; снижение качества получаемых товаров и услуг, снижение ответственности, рост социального отчуждения; утечка персональной информации за счет больших данных, электронной идентификации и аутентификации личности, цифровых двойников и др.

Так, например, по прогнозу ученых, к концу 2023 года смартфоны будут активно использоваться в повседневной практике как основные источники информации, пропуска, ключи, банковские и прочие карты для совершения финансовых транзакций. При их использовании получит широкое распространение биометрическая аутентификация. Смартфоны позволят максимально оптимизировать текущие процессы, обеспечат доступ к информации, будут оценивать эффективность человеческой деятельности, но в то же время представлять дополнительную угрозу раскрытия персональных данных и конфиденциальности информации (местоположение пользователя, платежные данные и др.), снижения качества и эффективности работы человека, репутации из-за

52

Инновационные проекты и программы в образовании № 4, 2020

утечки информации и несанкционированного ее сбора.

Таким образом, особенности цифровой среды, специфика восприятия информации приводят к необходимости приобретения новых жизненных навыков, востребованных как в повседневной жизни, так и на рынке труда [16]. Одним из таких навыков может выступать цифровая грамотность.

Результаты и обсуждение

Современные люди, в том числе и школьники как представители цифрового поколения [7], члены цифрового общества как становящиеся цифровые личности, должны обладать цифровой грамотностью. При этом цифровая грамотность человека понимается нами как его способность безопасно использовать цифровые технологии для получения, обработки, хранения, передачи информации, осуществления коммуникации и сотрудничества, управления цифровой идентичностью и репутацией, создания и редактирования цифрового контента с учетом знаний об авторском праве, этических нормах и ответственности; организовывать безопасность хранения личных данных; управлять настройкой конфиденциальности информации; осуществлять техническое обслуживание цифровых устройств; обеспечивать сохранение физического и психологического здоровья, социального благополучия; решать проблемы личного, профессионального и общественного характера.

В содержании цифровой грамотности интегративно собраны вопросы безопасности, коммуникации и сотрудничества, информационной грамотности, владения аппаратными и программными аспектами цифровых устройств, создания цифрового контента, решения проблем и реализации карьерных компетенций. Важно способствовать повышению уровня цифровой грамотности в школах, формировать осознанное цифровое поведение, повышать интерес к новациям цифровых технологий (искусственному интеллекту, большим данным, распределенному реестру, облачным вычислениям и др.), программированию, робототехнике, кибербезопасности.

Цифровая личность. Уточним понятие «цифровая личность». Для более глубокого понимания сущности цифровой личности обратимся к определяющим характеристикам личности в психологии. В психологии отмечается, что личность и человек — понятия нетождественные. Личность характеризуется как человек, который достиг определенного уровня психического развития. На этом уровне развития он воспринимает себя

как единое целое, понимает свои отличия от других людей, осознает свое «Я». Личность отличает сознательное поведение, свободное и осознанное выполнение социальной роли, несение ответственности за предпринимаемые действия и их последствия.

Понятие «личность» предполагает рассмотрение человека, включенного в систему общественных отношений, который формируется в общении и совместной деятельности. Если говорить о переводе личности в плоскость цифрового пространства, то именно цифровая грамотность позволит сохранить индивидуальность личности — свойство конкретного человека, наделенного своеобразными физическими, физиологическими, психологическими и социальными качествами.

Становление цифровой личности подчиняется ряду требований: социальная ответственность, свобода и справедливость, уважение к традиционным этическим ценностям, к достоинству человека.

Остановимся на характеристиках цифровой личности в срезе близких по содержанию понятий. Сейчас очень часто, когда говорят про цифровую личность, имеют в виду ее цифровой образ, цифровой профиль, цифровой след. Выявим основные характеристики и отличительные особенности этих дефиниций для последующего определения цифровой личности.

Цифровой образ (синонимы — цифровой портрет, цифровой двойник, цифровая копия) рождается в результате оценки действий пользователя в Сети (его цифрового следа), постоянной оцифровки персональных данных, к которым относятся индивидуальные потребности пользователя Интернета, его деятельность, установленные отношения, размещенные персональные данные, сведения биографии, личностные особенности и привычки, интересы, которые могут быть оценены на основе анализа цифрового следа пользователя и использованы в тех или иных целях (как положительных, так и отрицательных).

Пользователь выкладывает в Сеть в переписке или в социальных сетях самую различную информацию, в том числе персональные данные. В соответствии с Федеральным законом РФ «О персональных данных» от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ, с последними изменениями и дополнениями (действующая редакция от 31 декабря 2017 г.), персональные данные — «любая информация, относящаяся прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных)». Основными персональными данными человека являются фамилия, имя, отче-

Бороненко Т. А., Кайсина А. В., Федотова В. С.

Цифровая грамотность цифровой личности: к вопросу об уточнении понятий

53

ство, паспортные данные, адрес местожительства или регистрации, семейное положение, образование, профессия, место работы, сведения о доходах и т. п.

В целях соблюдения личной безопасности не рекомендуется выкладывать эти данные в одном месте (аккаунты в социальных сетях). Это касается также номеров мобильных телефонов, фотографий дорогих приобретений, личных фотографий для узкого круга пользователей, описания наиболее часто посещаемых мест. Эти данные становятся ценными материалами для злоумышленников, которые непрерывно ищут в Сети потенциальных жертв. Набор данных о пользователе, которые, по его мнению, размещены в разных местах (социальные сети, форумы, чаты), могут быть успешно собраны мошенниками и использованы против этого человека. Информация может быть собрана достаточно полной, вплоть до того, что человек ел на завтрак, кто к нему придет в гости, когда и куда он пойдет сам, что делают сегодня его родственники, сколько стоит джемпер, надетый на человеке на фотографии в Сети, когда, и куда он поедет путешествовать и др. Нередки случаи, когда после появления в социальных сетях фотографий дорогих приобретений, происходят нападения и ограбления квартир.

Итак, цифровой образ как цифровой портрет личности, цифровой двойник — это всё то, что человек делает в Интернете, в том виртуальном мире, который стал частью реальности, требует такой же тщательной регуляции, как и в реальной жизни. Приведем метафорический пример. В обычной жизни считается нормой иметь дверь с несколькими замками на входе в личное пространство. Цифровой образ человека — это человек в виртуальной реальности, его действия и информация о нем, а его цифровое устройство (компьютер, планшет, мобильный телефон и др.) являются той дверью, которую не стоит держать нараспашку или добровольно открывать всем подряд.

Важно, чтобы человек критически анализировал, сравнивал и оценивал достоверность и надежность источников данных, информации и цифрового контента. Информационно-коммуникационные технологии расширяют наше жизненное пространство и влияют на всю структуру деятельности в офлайн- и онлайн-формате. Интернет способствует порождению новых форм деятельности, культурных практик, смыслов, феноменов, значений. Так, безусловно, видеохостинги как платформы с большим числом инструментов редактирования и обработки видео, как сервис для размещения и просмотра видеоконтента, храни-

лище видео способствуют самовыражению творческих личностей. Пользователи могут искать контент по выбранным параметрам, оценивать и комментировать видео, загружать собственное видео. Человек включает популярные видео-хостин-ги (YouTube, Rutube, Клипики, Coub) или, подражая блогерам, пытается записывать ролики и выкладывать их в Интернет. Повторяя те или иные действия за героями видеороликов по ту сторону экрана, человек невольно принимает как хорошее, так и плохое наследие.

Цифровой профиль. В цифровом мире каждый человек постоянно сталкивается с необходимостью раскрыть личную информацию организациям, ведомствам и сервисам. Проект по упрощению процесса взаимодействия между государством, бизнесом и пользователем предполагает создание цифрового профиля гражданина. Уже сейчас человек частично имеет некоторые данные цифрового профиля (регистрационные данные, медицинские показатели, информация о расходах, перемещениях, потребительских предпочтениях и др.). Совокупность таких цифровых профилей будет представлять своеобразную базу данных на уровне государства для более комфортного оказания услуг. Создание цифрового профиля позволит гражданину «в один клик» получать различные услуги (государственные, финансовые и другие), которые требуют предоставления достоверных персональных данных. Концепция оформления цифрового профиля гражданина предполагает автоматизированный обмен сведениями личного характера между государственными информационными системами в рамках одного окна. В перспективе им обзаведется каждый россиянин. Это предусмотрено проектом «Информационная инфраструктура» национальной программы «Цифровая экономика». Уже значительное число пользователей имеет цифровой профиль на Едином портале госуслуг РФ и подтвержденную учетную запись в Единой системе идентификации и аутентификации. Цифровой профиль обеспечивает реализацию прав цифрового гражданина государства, обеспечивает качество исполнения государственных услуг в цифровом формате взаимодействия. Цифровой профиль содержит персональные сведения о гражданах, такие как паспортные данные, ИНН, СНИЛС, сведения о трудовом стаже, об образовании, о состоянии в браке, информацию о предоставленных государственных и коммерческих услугах, реестр согласий на обработку персональных данных и т. д. Персональные данные являются собственностью гражданина. В этой

54

Инновационные проекты и программы в образовании № 4, 2020

связи государственными службами уделяется большое внимание предотвращению рисков, связанных с несанкционированным использованием цифрового профиля для исключения случаев возникновения уязвимости и утечки персональных данных при эксплуатации сервиса.

Цифровой след. Иметь представление о цифровом следе человека в Сети необходимо. Мы живем в цифровом мире и постоянно оставляем цифровые отпечатки: имеем при себе мобильный телефон и планшет, непрерывно входим в социальные сети, оплачиваем товары и услуги банковскими картами, листаем различные страницы в Интернете, ставим лайки / дизлайки, общаемся в форумах, чатах, используем мессенджеры, выкладываем видео, скачиваем музыку, ведем блоги, обучаемся на онлайн-курсах, размещаем резюме, используем умную технику и др. Эти виды деятельности стали нормой цифрового мира. Личность в цифровом мире идентифицируется через уникальный системный номер, который отождествляет ее с самой собой (в качестве учетной записи на каком-то ресурсе, аккаунте в социальных сетях, личном блоге и т. д.). Частью цифровой личности являются принадлежащие ей и подключенные к Сети различные цифровые устройства (гаджеты). Они становятся расширением и продолжением личности, изменяют и совершенствуют различные ее функции. Все «следы» пользовательской деятельности остаются в электронном пространстве. На основе этих данных можно оцифровать и личностные характеристики, и потребности, и окружение, и даже здоровье человека.

В работе российского ученого А. С. Горбунова приводятся интересные материалы американского ученого М. Косинского, который занимается исследованиями в области изучения взаимодействия психологии и больших данных. Он пришел к выводу, что «посредством изучения поведения человека в социальных сетях и браузерах возможно весьма точно понять его личность... достаточно десяти лайков (интересов), чтобы система смогла лучше распознать Вашу личность, чем коллега по работе, а по 230-240 лайкам компьютер будет знать о Вас больше, чем супруг или супруга. 300 лайков, по этим смелым оценкам, позволяют изучить человека едва ли не лучше, чем удалось его родителям» [3, с. 10].

Всегда следует помнить об осторожности в Сети: кому разрешен просмотр данных о пользователе в социальных сетях, что человек пишет про себя на форумах и ресурсах в своем профиле.

Регулярно проверять настройки конфиденциальности на компьютере и мобильных устройствах. Защита аккаунта в социальных сетях и информационная безопасность невозможны без надежного пароля. Каждый должен помнить о том, что анонимность в Сети является всего лишь мифом. При этом даже если сам пользователь аккуратно относится к созданию своего цифрового образа, важную информацию о нем можно получить через аккаунты его друзей и знакомых, совместные фотографии. Вход на сайт с указанием аккаунта социальной сети сразу раскрывает длинную цепочку связей пользователя. Информация, которая попала в Интернет, остается там навсегда, так как ее копии сохраняются на множестве серверов. Протоколируются история действий каждого пользователя, просмотренные страницы, поставленные лайки и дизлайки. Фото и видео, выложенные в Сети, могут увидеть пользователи, которым они не были адресованы, и использовать в негативных целях. Нередки случаи увольнения с работы на основании выложенного в Интернет контента. Фиксируя свою социальность в Сети, личность попадает в некоторую дополнительную зависимость от своего «облачного» двойника. Оценке подвергается информационная активность пользователя: обмен ссылками, публикация статусов, посты, лайки и репосты, какие новости его привлекают. Анализируется состав друзей, по какому принципу добавлены друзья. Так формируется цифровой след пользователя.

Предполагается, что по цифровому следу можно выстроить цифровой портрет личности, который будет включать в себя мировоззренческие, психологические, индивидуально-потребностные, а иногда и подсознательные характеристики. Каждый цифровой отпечаток выступает в роли дополнительного штриха к нестираемому и хранящемуся в облачном пространстве информационному досье личности, которое формируется на принципах обработки больших данных.

Таким образом, цифровая личность — это человек, который обладает свободой, сформированной цифровой грамотностью, осознанно создает свой цифровой образ на основе соблюдения нормативных норм и этических ценностей, несет персонализированную ответственность за сохранность данных и содержание цифрового контента, соблюдает правила кибербезопасности, имеет цифровой профиль для реализации личностных потребностей и гражданских прав, контролирует свой цифровой след и адекватно относится к цифровым инновационным преобразованиям.

Бороненко Т. А., Кайсина А. В., Федотова В. С.

Цифровая грамотность цифровой личности: к вопросу об уточнении понятий

55

Выводы

Таким образом, цифровизация и рост влияния интернет-технологий способствуют переходу социальных отношений личности в виртуальное пространство. Это накладывает определенный отпечаток на личность человека, способы осуществления человеком привычных видов работ (коммуникации, обучения, выполнения трудовой деятельности и т.п.), влияет на его поведенческие реакции и ценностные ориентации. Вхождение в цифровое пространство и эффективное использование новых цифровых технологий, сохранение своей самобытности, безопасности и комфортного пребывания в Сети требуют формирования у личности новых способностей, новых жизненно необходимых навыков, к числу которых отнесена цифровая грамотность.

Становление цифровой личности происходит под воздействием современных информационных и цифровых технологий, при этом повышенное внимание уделяется обеспечению безопасности социального пространства личности и сохранению

ее свободы. Владение цифровой грамотностью будет способствовать безопасному использованию человеком цифровых технологий для получения, обработки, хранения, передачи информации, осуществления коммуникации и сотрудничества, управления цифровой идентичностью и репутацией; созданию и редактированию цифрового контента с учетом знаний об авторском праве, этических нормах и ответственности, безопасной эксплуатации цифровых устройств; сохранению личных данных, управлению настройкой конфиденциальности информации; осуществлению технического обслуживания цифровых устройств; обеспечению сохранения физического и психологического здоровья, социального благополучия; решению проблем личного, профессионального и общественного характера. Именно цифровая грамотность является основой становления цифровой личности во всех аспектах ее проявления (цифровой образ, цифровой профиль, цифровой след).

Литература

1. Балмаева С. Д. Культурные навыки российского «Поколения z» / С.Д. Балмаева, Е. В. Шлегель // Ярославский педагогический вестник. — 2019. — №4. — С. 219-224. DOI: 10.24411/1813-145X-2019-10474.

2. Ганский П. Н. Интернет-пространство как особая коммуникационная среда и его влияние на современные общества / П. Н. Ганский // Теория и практика общественного развития. — 2015. — № 17. — С. 118-121.

3. Горбунов А. С. Личность и цифровые технологии в информационном массовом обществе / А. С. Горбунов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. — 2018. — № 4. — С. 8-16.

4. Губанова А. С. Интернет-технологии как продолжение человеческого тела: социально-философский анализ / А. С. Губанова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. — 2018. — № 3, т. 18. — С. 252-255.

5. Крайнов А. Л. Клиповое мышление в контексте образовательных практик: социально-философский анализ / А. Л. Крайнов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. — 2019. — № 3, т. 19. — С. 262-266. — DOI: 10.18500/1819-7671-2019-19-3-262-266.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Кригер Е. Э. Характеристики цифрового общества и принципы образования в нем / Е. Э. Кригер // Вест-

ник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. — 2018. — №4 (14). — С. 29-39.

7. КугайА.И. «Цифровое поколение»: угрозы и надежды в эпоху информационно-цифровой цивилизации / А. И. Кугай, В. В. Михайлова // Управленческое консультирование. — 2019. — № 7 (127). — С. 90-99. DOI: 10.22394/1726-1139-7-90-99.

8. Максимова О. А. «Цифровое» поколение: стиль жизни и конструирование идентичности в виртуальном пространстве / О. А. Максимова // Вестник Челябинского государственного университета. — 2013. — № 22 (313). — С. 6-10.

9. Молчан Э. М. Влияние цифровизации на формирование духовно-нравственных ценностей субъектов взаимодействия в эпоху глобализации / Э. М. Мол-чан // Вестник Московского государственного областного университета. — 2019. — № 2. — С. 55-66.

10. Орлов М. О. Многомерность цифровой среды в обществе риска / М. О. Орлов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. — 2019. — № 19 (2). — С. 155-161.

11. Попова Д. А. Цифровая личность как центральный элемент межперсонального интернет-дискурса / Д. А. Попова // Вестник бурятского государственного университета. Язык. Литература. Культура. — 2019. — № 2. — С. 87-91.

12. Солдатова Г. В. Цифровое поколение как вы-

зов образованию в сетевом столетии / Г. В. Солдатова. — URL: https://www.youtube.com/

watch?v=vtOijygzM7M (дата обращения 25.06.2020).

56

Инновационные проекты и программы в образовании № 4, 2020

13. Солдатова Е. Л. Феномен виртуальной идентичности: современное состояние проблемы / Е. Л. Солдатова, Д. Н. Погорелов // Образование и наука. — 2018. — № 5, т. 20. — С. 105-124.

14. Тихонова С. В. Цифровое общество и цифровая

антропология: трансдисциплинарные основания

социально-эпистемологических исследований / С. В. Тихонова, С. М. Фролова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. — 2019. — № 3, т. 19. — С. 287-290. — DOI: 10/18500/1819-7671-2019-19-3-287-290.

15. Цифровое общество: архитектура, принципы, видение / А. А. Агеев, М. А. Аверьянов, С. Н. Евтушенко, Е. Ю. Кочетова // Экономические стратегии. — 2017. — № 1. — С. 114-125.

16. Cirilli E., Nicolini P. Digital skills and profile of each generation: a review // Revista INFAD de Psicologfa. International Journal of Developmental and Educational Psychology. — 2019. — Т. 3. — №. 1. — С. 487-496.

17. Ershova R. V. Digital generation: between myth and reality// Russian Journal of Philosophical Sciences. — 2019. — №62(2). — С. 96-108. — DOI: 10.30727/0235-1188-2019-62-2-96-108.

18. Grassi P. A., Garcia M. E., Fenton J. L. Digital Identity Guidelines [includes updates as of 03-02-2020]. — 2020. DOI: 10.4018/978-1-5225-8897-9.ch080.

References

1. Balmaeva S. D., Shlegel E. V. Cultural skills of the Russian «generation Z». Yaroslavl pedagogical bulletin, 2019, n. 4, pp. 219-224. DOI: 10.24411/1813-145X-2019-10474. (In Russian)

2. Ganskiy P. N. The web-space as a specific communication environment, and its impact on the modern societies. Theory and practice of social development, 2015, n. 17, pp. 118-121. (In Russian)

3. Gorbunov A. S. Personality and digital technologies in information mass society. Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Philosophy, 2018, n. 4, pp. 8-16. (In Russian)

4. Gubanova A.S. Internet-technology as a human body extension: social-philosophical analysis. Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2018, vol. 18, n. 3, pp. 252-255. (In Russian)

5. Kraynov A. L. Clip thinking in the context of educational practices: a socio-philosophical analysis. Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2019, vol. 19, n. 3, pp. 262-266. (In Russian)

6. Kriger E. E. Characteristics of the digital society and the principles of education in it. Vestnik RGGU. Seri-ia: Psikhologiia. Pedagogika. Obrazovanie [Bulletin of RGGU. Series: Psychology, Pedagogy. Education.], 2018, n. 4 (14), pp. 29-39. (In Russian)

7. Kugay A. I., Mikhailova V. V. «Digital generation»: threats and hopes in the era of information-digital civilization. Administrative consulting, 2019, n. 7 (127), pp. 90-99. DOI: 10.22394/1726-1139-7-90-99. (In Russian)

8. Maksimova O. A. «Digital» generation: lifestyle and identity-ranstruction in the virtual reality. Bulletin of Chelyabinsk State University, 2013, n. 22 (313), pp. 6-10. (In Russian)

9. Molchan E. M. The impact of digitalization on the formation of spiritual and moral values of the subjects of

interaction in global age. Bulletin MSRU. Series: Philosophy, 2019, n. 2, pp. 55-66. (In Russian)

10. Orlov M. O. The diversity of the digital environment in a risk society. Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2019, vol. 19, n. 2, pp. 155-161. (In Russian)

11. Popova D. A. Digital personality as a central element of interpersonal internet discourse. BSU bulletin, 2019, n. 2, pp. 87-91. (In Russian)

12. Soldatova G. V. Tsifrovoe pokolenie kak vyzov obrazo-vaniiu v setevom stoletii [Digital generation as a challenge for education at the network age] Available at: https://www.youtube.com/watch?v=vtOijygzM7M (accessed 25 June, 2020).

13. Soldatova E. L., Pogorelov D. N. The phenomenon of virtual identity: the contemporary condition of the problem. Education and Science Journal, 2018, vol. 20, n. 5, pp. 105-124. (In Russian)

14. Tikhonova S. V., Frolova S. M. Digital society and digital anthropology: transdisciplinary foundations of social and epistemological research. Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2019, vol. 19, n. 3, pp. 287-290. DOI: 10/18500/1819-7671-2019-19-3-287-290. (In Russian)

15. Ageev A. A., Yevtushenko S. N, Kochetova E. Yu., Averyanov M. A. Digital society: Architecture, principles, vision. Economic Strategies, 2017, n. 1, pp. 114-125. (In Russian)

16. Cirilli E., Nicolini P. Digital skills and profile of each generation: a review // Revista INFAD de Psicologfa. International Journal of Developmental and Educational Psychology, 2019, Vol. 3, n. 1, pp. 487-496.

17. Ershova R. V. Digital generation: between myth and reality. Russian Journal of Philosophical Sciences, 2019,n. 62 (2), pp. 96-108. DOI: 10.30727/0235-1188-2019-62-2-96-108.

18. Grassi P. A., Garcia M. E., Fenton J. L. Digital Identity Guidelines [includes updates as of 03-02-2020]. 2020. DOI: 10.4018/978-1-5225-8897-9.ch080.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.