Научная статья на тему 'Проектирование и реализация образовательной программы архитектурного направления в непрофильном вузе: анализ практического опыта'

Проектирование и реализация образовательной программы архитектурного направления в непрофильном вузе: анализ практического опыта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / образовательная программа / архитектурное образование / higher education / educational program / architectural education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ирина Геннадьевна Жахова

В статье представлены итоги практического опыта, полученные в результате проектирования и реализации образовательной программы по направлению подготовки «Дизайн архитектурной среды» блока «Архитектура», реализуемой в непрофильном вузе, рассмотрены этапы формирования образовательной программы, ее структурных ориентиров. В качестве основных условий, обеспечивших успешность реализации конкретной программы, отмечена необходимость формирования ее идентичности, обусловленная во многом региональными особенностями и отраженная в определении профиля образовательной программы, приведено обоснование выбранного профиля, раскрыто его проявление в тематике проектов, осуществленных в рамках выполнения выпускных квалификационных работ. Также положительно отмечены последовательная работа по выстраиванию взаимосвязей с профессиональным сообществом в сфере исследовательской, практической и творческой деятельности, последовательная интеграция студентов в профессиональное сообщество через участие в профессионально направленных конкурсах разного уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ирина Геннадьевна Жахова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Design and implementation of an architectural educational program in a non-core university: analysis of practical experience

The article presents the summary of practical experience gained as a result of the design and implementation of the educational program in the field of training «Design of the architectural environment» of the Architecture block, implemented in a non-core university, the stages of the formation of the educational program and its structural guidelines are considered. As the main condition that ensured the success of the implementation of a specific program, the need for the formation of its identity was noted, largely due to regional peculiarities and reflected in the definition of the profile of the educational program, the rationale for the chosen profile was given. Its manifestation in the subject of projects carried out within the framework of the final qualifying works was revealed. Consistent work on building relationships with the professional community in the field of research, practical and creative activities, consistent integration of students into the professional community through participation in the profession were also positively noted.

Текст научной работы на тему «Проектирование и реализация образовательной программы архитектурного направления в непрофильном вузе: анализ практического опыта»

Вестник Московского информационно-технологического университета -Московского архитектурно-строительного института. 2024. № 1. С. 35-42.

Herald of the Moscow University of Information Technologies -Moscow Architectural and Construction Institute. 2024. № 1. С. 25-42.

Научная статья УДК 378.1

doi:10.52470/2619046X_2024_1_35

Проектирование и реализация образовательной программы архитектурного направления в непрофильном вузе: анализ практического опыта

Ирина Геннадьевна Жахова

Смоленский государственный университет, г. Смоленск, Россия, Zhahova72@mail.ru

Аннотация. В статье представлены итоги практического опыта, полученные в результате проектирования и реализации образовательной программы по направлению подготовки «Дизайн архитектурной среды» блока «Архитектура», реализуемой в непрофильном вузе, рассмотрены этапы формирования образовательной программы, ее структурных ориентиров. В качестве основных условий, обеспечивших успешность реализации конкретной программы, отмечена необходимость формирования ее идентичности, обусловленная во многом региональными особенностями и отраженная в определении профиля образовательной программы, приведено обоснование выбранного профиля, раскрыто его проявление в тематике проектов, осуществленных в рамках выполнения выпускных квалификационных работ. Также положительно отмечены последовательная работа по выстраиванию взаимосвязей с профессиональным сообществом в сфере исследовательской, практической и творческой деятельности, последовательная интеграция студентов в профессиональное сообщество через участие в профессионально направленных конкурсах разного уровня.

Ключевые слова: высшее образование, образовательная программа, архитектурное образование

Для цитирования: Жахова И.Г. Проектирование и реализация образовательной программы архитектурного направления в непрофильном вузе: анализ практического опыта // Вестник Московского информационно-технологического университета - Московского архитектурно-строительного института. 2024. № 1. С. 35-42. https://doi:10.52470/2619046X_2024_1_35.

Original article

Design and implementation of an architectural educational program in a non-core university: analysis of practical experience

Irina G. Zhahova

Smolensk State University, Smolensk, Russia, Zhahova72@mail.ru

Abstract. The article presents the summary of practical experience gained as a result of the design and implementation of the educational program in the field of training «Design of the architectural environment»

© Жахова И.Г., 2024

Вестник МАСИ № 1 / 2024

of the Architecture block, implemented in a non-core university, the stages of the formation of the educational program and its structural guidelines are considered. As the main condition that ensured the success of the implementation of a specific program, the need for the formation of its identity was noted, largely due to regional peculiarities and reflected in the definition of the profile of the educational program, the rationale for the chosen profile was given. Its manifestation in the subject of projects carried out within the framework of the final qualifying works was revealed. Consistent work on building relationships with the professional community in the field of research, practical and creative activities, consistent integration of students into the professional community through participation in the profession were also positively noted.

Keywords: higher education, educational program, architectural education

For citation: Zhahova I.G. Design and implementation of an architectural educational program in a non-core university: analysis of practical experience // Herald of the Moscow University of Information Technologies - Moscow Architectural and Construction Institute. 2024. № 1. P. 35-42. https://doi:10.52470/2619046X_2024_1_35.

Тенденции, сложившиеся в образовании в последние десятилетия, связанные с расширением перечней образовательных программ, преподаваемых в различных учебных заведениях, привели к ситуациям, в которых с проектированием и реализацией новых образовательных программ столкнулись многие непрофильные вузы. В их числе оказался и Смоленский государственный университет, в стенах которого с 2009 г. начали реализовываться образовательные программы блоков «Архитектура» и «Строительство». Рассмотрим опыт проектирования и реализации образовательной программы по направлению 07.03.03 Дизайн архитектурной среды, приобретенный в ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет» - вузе областного уровня, непрофильном для архитектурного направления подготовки.

На начальном этапе формирования образовательной программы в соответствии с требованиями образовательных стандартов были выбраны ее основные ориентиры: направленность на определенные виды профессиональной деятельности выпускника, объекты профессиональной деятельности, виды основной деятельности, сфера, предмет и направления деятельности, даны ее характеристики и разработано общее содержание программы. В период работы с архитектурным направлением подготовки был получен опыт реализации программ по подготовке специалистов и бакалавров: первый опыт становления архитектурного образования в Смоленском регионе прошел на уровне подготовки специалистов, а с 2011 г. был осуществлен переход на двухуровневую систему образования. Самостоятельность образовательной организации, определенная государственным образовательным стандартом 2016 г. в формировании образовательной программы, давала возможность учебному заведению ориентировать свое предложение по образовательной программе на конкретные особенности региона. Ситуация, сложившаяся в архитектурно-проектной сфере Смоленской области, обусловленная социальными, географическими и экономическими особенностями: небольшая численность населения, отсутствие крупного промышленного производства, близость столичного региона и республики Беларусь, - к сожалению, не характеризовала положительно работу архитектурно-проектной сферы. Это проявлялось и проявляется в недостаточном числе специалистов, отсутствии единой архитектурной и градостроительной политики в областном и районных центрах, не систематизированном потоке архитектурных заказов. В наших условиях открытие в областном университете архитектурного направления подготовки давало возможность подготовить кадры для работы в области архитектурной проектной и административной деятельности.

Постоянная работа над актуализацией образовательной программы на этом этапе, поиск целесообразных решений в конкретных условиях привели к определению профиля

Вестник МАСИ № 1 / 2024

программы - «Комплексное проектирование архитектурно-пространственной среды». Это позволило нацелиться при доработке образовательной программы на достаточно всестороннюю подготовку студента в решении будущих практических задач, ориентировать выпускника на разнообразную профессиональную деятельность после окончания учебного заведения. В условиях кадрового дефицита в архитектурно-проектной сфере это было более чем целесообразным. Сравнительный анализ образовательных стандартов блока «Архитектура» [7; 8; 9; 10] на этом этапе показал возможность определить путь сближения различных направлений архитектурной деятельности, и при планировании образовательной программы направления 07.03.03 Дизайн архитектурной среды, ориентироваться на их логичное взаимодействие. Учитывая, что в сегодня профессиональная деятельность выпускника после окончания учебного заведения оказывается достаточно разнообразной, а требования к качеству подготовки постоянно повышаются, необходимо было нацелиться при создании образовательной программы на достаточно всестороннюю подготовку студента в решении будущих практических задач, а также задать ему ориентиры на постоянную готовность к постижению основ профессиональной грамоты в процессе дальнейшего обучения и развития.

Какими же могут быть содержание и особенности образования архитекторов по направлению подготовки «Дизайн архитектурной среды», обусловленные конкретными условиями в региональном вузе? Проведем анализ этих условий, определим, как они влияют на построение образовательной программы и определение ее ориентиров. Общеизвестно, что в настоящее время в архитектурном образовании выделяют четыре направления подготовки: Архитектура, Реконструкция и реставрация архитектурного наследия, Дизайн архитектурной среды, Градостроительство. Мы провели сравнительный анализ сферы, предмета и направления деятельности, определенных образовательными стандартами по направлениям подготовки 07.03.01 Архитектура, 07.03.02 Реконструкция и реставрация архитектурного наследия, 07.03.03 Дизайн архитектурной среды, 07.03.04 Градостроительство. Результаты проведенного исследования показали, что направления подготовки 07.03.01 Архитектура и 07.03.03 Дизайн архитектурной среды наиболее близки по сферам, предметам и направлениям деятельности [7; 8]. Но студенты, обучающиеся на направлении подготовки «Дизайн архитектурной среды» должны быть подготовлены в сфере основных направлений градостроительной политики, в области нормативных правовых актов, осознавать ценность исторической материально-пространственной среды, следовательно, мы наблюдаем пересечение сфер влияния направлений подготовки 07.03.02 Реконструкция и реставрация и 07.03.04 Градостроительство [9].

Естественно, что часто в жизненных ситуациях мы сталкиваемся с необходимостью не разделения направлений в практической работе, а с их сближением. Вполне логично, что качественную работу, и учебную в том числе, в сфере архитектурно-дизайнерского проектирования нельзя выполнить без знаний градостроительных и исторических фактов. При этом даже реализация профессиональных компетенций, определенных образовательными стандартами, показывает их единство и взаимодействие [7; 8; 9; 10].

Следовательно, создание образовательной программы в одном из направлений блока «Архитектура» нельзя планировать в полном отрыве от других направлений, и, естественно, необходимо ориентироваться на их логичное взаимодействие [1; 6]. А конкретные условия реализации не только необходимо учитывать, но также они могут стать определяющими при разработке основных ориентиров образовательной программы. Это нашло прямое отражение в рассматриваемой ситуации. Принимая во внимание особенности конкретного региона: отсутствие молодых кадров с архитектурным образованием, единой архитектурной и градостроительной политики в органах архитектуры области и районных центрах часто из-за слабого обеспечения районных административных органов специалистами с профиль-

Вестник МАСИ № 1 / 2024

ным образованием, - при выборе профиля подготовки мы остановились на самостоятельном профиле «Комплексное проектирование архитектурно-пространственной среды». Такой подход дал возможность ориентироваться на обеспечение более разносторонней подготовки выпускника, а с другой стороны резче очертить границы между направлением подготовки 54.03.01. «Дизайн», реализуемым на базе СмолГУ по профилю «Дизайн среды» и направлением подготовки 07.03.03. «Дизайн архитектурной среды» [2; 3].

Практика показала: многие из наших выпускников, завершивших обучение в 20152023 гг., начали работать в архитектурно-проектной сфере по месту жительства в областном и районных центрах. Деятельность их оказалась весьма разнообразна: решение профильных административных вопросов, профессиональная проектная деятельность, связанная с разработкой различных архитектурных объектов, интерьеров, ландшафта территорий, предметного наполнения интерьерных и экстерьерных пространств. Таким образом, ориентация на разносторонность в подготовке выпускников оказалась в нашем регионе целесообразной.

Одной из основных характеристик в проектировании модели выпускника изначально была нацеленность на формирование и развитие его готовности к постижению основ профессиональной грамоты, а также активизация возможностей для постоянного роста в профессиональном направлении в процессе дальнейшего обучения и трудовой деятельности. Этот подход достаточно удачно дополнил общее ориентирование на разностороннее проявление архитектурного творчества в рамках направления «Дизайн архитектурной среды».

Положительно, что, выбор профиля образовательной программы позволил определить свою идентичность в образовательном пространстве, что со временем показало определенную привлекательность для абитуриентов.

Работа над проектированием образовательной программы проходила с учетом многих факторов. Комплексный подход в проектировании образовательной программы проявился во всесторонней работе над ее содержанием, взаимоувязанным с работой над кадровым преподавательским составом, а также привлечением всех потенциальных разноплановых возможностей, содержащих положительный потенциал, ориентированный на качество подготовки будущего специалиста.

Необходимо отметить, что в нашем случае при поступлении в университет творческие испытания отражали только общую готовность абитуриента к художественно-изобразительной деятельности, и не были нацелены на определение способности работать с объемными формами, ортогональными проекциями, что характерно для большинства вузов. Это вызывало необходимость в своевременном формировании названных возможностей у студентов младших курсов на первом этапе обучения. Включение в учебный план дисциплин, содержащих систему пропедевтических разноплановых заданий, дало возможность осуществить мягкую корректировку способностей к объемно-пространственной деятельности в проектировании, умений воспринимать пространственные формы на различных изображениях, в дальнейшем, самим моделировать их, осуществляя различные действия, - все это помогло осуществить плавное вхождение первокурсников в учебный процесс.

Работа по проектированию учебного плана состояла не только в определении модулей, обеспечивающих формирование необходимых компетенций, четко спланированного порядка освоения дисциплин, но и тщательного выстраивания междисциплинарных связей, взвешенного определения практического содержания каждой дисциплины, ее вклада в профессиональную подготовку студента. Выстраивание межпредметных связей было направлено на то, чтобы дисциплины, входящие в разные блоки учебного плана: общие художественные дисциплины, инженерные дисциплины, проектные дисциплины, вспомогательные профессиональные дисциплины, - не просто вели к образованию профессиональных и общепро-

Вестник МАСИ № 1 / 2024

фессиональных компетенций определенного направления, но и обеспечивали формирование и развитие целостного профессионального осознания студента на каждом этапе обучения [4; 6; 11]. Практика показала, что способствовали этому и следующие моменты: методика работы над проектом, подбор проектируемых объектов, мобилизация потенциальных преподавательских возможностей, определение ведущего преподавателя на каждом образовательном этапе. Таким образом, программа каждой учебной дисциплины разрабатывалась как компонент общей системы, а при ее проектировании учитывался комплекс взаимосвязанных условий, способствующих успешности ее реализации.

Особо стоит отметить работу над программами проектных дисциплин: содержание большинства учебных заданий по профессионально направленным дисциплинам уместно было максимально связать с разбором конкретных ситуации, складывающихся в архитектурной сфере населенных пунктов региона. Особенно важно, по нашему мнению, учитывать этот момент в реализации практических заданий на учебных практиках. Такие задания вызывают повышенный интерес при их выполнении, гораздо более ясным для обучаемых оказывается контекст конкретной ситуации. В результате, в целом проекты получаются более жизненными, ориентированными на практическое использование, легче складывается процесс работы над проектом.

Следующий этап работы над образовательной программой, определенный необходимостью всестороннего учета контекста ее реализации, обусловленного условиями и особенностями конкретного региона: отсутствием архитектурных направлений подготовки в учебных заведениях области, недостаточным обеспечением административных органов и проектных организаций Смоленской области специалистами с профильным образованием, - проявился не только в определении профиля образовательной программы, но и в основных направлениях выпускных квалификационных работ:

- проектирование архитектурного объекта для провинциального или сельского населенного пункта;

- комплексное решение территории с созданием небольших общественно-значимых объектов;

- организация зон в городской среде;

- реновация различных объектов на территории области.

Среди выпускных квалификационных работ есть проекты по преобразованию городских пространств, реновации, архитектурные проекты объектов различного назначения. Первые три тематических направления в выпускных квалификационных работах, в большинстве связаны с городами и поселками Смоленской области. Проекты объектов жилого, общественного, промышленного назначения, реконструкции пешеходной улицы, городских парков, проектирование комплексов различного назначения, пляжных зон продемонстрировали не только интересные архитектурно-планировочные решения, предлагаемые выпускниками, но и чуткое понимание проблем, возможных профессиональных путей их решения.

При этом внимание к решению проектных ситуаций, складывающихся в населенных пунктах региона, вовсе не означает отказ от работ, темы которых направлены на проекты для иных географических объектов. Как правило, такие работы были выполнены для участия в конкурсах.

Особо необходимо отметить роль работы с историко-культурным наследием родного края в процессе профессиональной подготовки и воспитания студентов архитектурного профиля. Смоленский регион уникален по численности сохранившихся памятников, но это богатое культурное наследие требует особого профессионального подхода в современных условиях, понимания способов работы в данном направлении, поиска решений по использованию и сохранению архитектурного наследия, воспитания бережного отношения к нему. Безусловно, формирование профессионального, ответственного, ценностного отношения

Вестник МАСИ № 1 / 2024

к историко-культурному наследию необходимо проводить на протяжении всего периода обучения архитекторов в высшем учебном заведении. Как показала практика, эту работу можно организовать по нескольким направлениям: первичная ознакомительная работа теоретической направленности, практическая работа с объектами культурного наследия региона, профессиональная проектная деятельность с объектами историко-культурного наследия. Естественно, последнее направление наиболее целесообразно реализовать при выполнении выпускных квалификационных работ.

Этап становления новых программ в учебном заведении требует максимальной мобилизации не только возможностей образовательной организации, но и привлечения ресурсов профессионального сообщества. В нашем случае интеграция в профессиональное пространство города и области проходила постепенно от предоставления профильными проектными организациями базы для практик студентов, включением ведущих архитекторов города в преподавательскую деятельность до ведение полноценного совместных проектов, позволивших даже активизировать деятельность городского архитектурного сообщества. Позитивную роль, позволившую привлечь внимание в городе к архитектурному творчеству, стало и ведению совместной выставочной деятельности.

Мы согласны, что важным моментом интеграции в профессиональное сообщество является привлечение студентов к участию в профессиональных конкурсах [5]. С 2018 г. в области при поддержке Национального объединения изыскателей и проектировщиков начал регулярно проводится конкурс архитектурно-проектных работ «Феникс», объединивший профильные образовательные учреждения области, представителей строительного и архитектурного сообществ города. Участие в конкурсе, самостоятельное прохождение пути от подготовки и оформления конкурсной работы до подачи заявки показало не только заинтересованность студентов в результатах своей деятельности, но и способствовало оптимизации работы над учебными проектами, качественный уровень исполнения которых начал значительно расти. К проведению и организации конкурса были активно привлечены не только представители проектных организаций, но и преподаватели. Постоянная работа над повышением престижа областного конкурса, условиями участия позволила выстроить систему привлечением потенциальных участников уже с первого курса обучения.

Возможность дальнейшего участия в ежегодном Международном конкурсе на лучший проект, проводимом Национальным объединением изыскателей и проектировщиков также нашло положительное отражение в повышении качества проектных работ, и еще больше подняло престиж и областного конкурса. Работа над организацией областного конкурса, кураторство участия в Международном конкурсе на лучший проект года от НОПРИЗ также проходило при постоянном участии представителей профессионального сообщества - Смоленского регионального отделения Общероссийской творческой профессиональной общественной организации «Союз архитекторов России», организаций «Объединения Смоленских проектировщиков». Совместная работа с представителями профессионального сообщества проходила и по вопросу цифровизации проектной деятельности, наверное, работа в этом направлении только с привлечением представителей молодого поколения способна принести положительные результаты во многих конкретных случаях.

Положительно зарекомендовало себя и вовлечение студентов в исследовательскую деятельность разных уровней: от участия в ежегодных вузовских и международных студенческих конференциях, до совместных проектов, выполняемых преподавателями и студентами. Так выполнение проекта «Исследовательско-изыскательные работы по реконструкции и реновации зданий и сооружений усадьбы Алексино Смоленской области» в рамках грантовой программы Российского гуманитарного научного фонда преподавателями кафедры с при-

Вестник МАСИ № 1 / 2024

влечением студентов дало возможность не только с большим интересом провести работу, но и продолжить ее в проектных предложениях по реновации архитектурного комплекса. Таким образом были разработаны два выпускных проекта по архитектурной реновации усадьбы, дополнившие выполненное исследование. Подобным образом была организована работа с объектом Смоленская крепостная стена: работы с обмерами фортификационного сооружения, изучение данных по памятнику архитектуры, разработка серии проектных предложений по реновации этого объекта предшествовали крупному проектному предложению по созданию музея крепостной стены.

Привлечение представителей архитектурной школы к реализации новой для учебной организации образовательной программы позволило не только решить кадровую проблему, но и более свободно располагать разнообразным творческим потенциалом представителей архитектурной школы, использование этого потенциала особенно на заключительном этапе обучения в процессе выполнения выпускных квалификационных работ. Это позитивно отразилось не только на тематике проектов, но и творческих подходах к их реализации.

В сегодняшних условиях стремительно приходящих изменений и связанных с ними требований в сфере высшего профессионального образования определить вектор движения помогало сотрудничество с коллегами профильных вузов, определение приоритетных направлений в развитии архитектурного образования, постоянный обмен опытом, - все это позволяет ускорить процесс становления и совершенствования образования в непрофильных образовательных организациях.

Таким образом, необходимыми составляющими проектирования и реализации образовательной программ архитектурного профиля в современных условиях является определение разнообразных факторов, обладающих позитивными потенциальными возможностями и их последовательное включение в практику становления образовательного направления. Безусловно, максимальный потенциал закладывается при проектировании образовательной программы, выстраивании ее компонентов в стройную взаимосвязанную систему, постоянная работа над совершенствованием этой системы при ориентации на конкретные условия реализации образовательной программы, анализ этих условий, использование их положительного потенциала, учет негативных факторов и работа над снижением их влияния.

Кроме этого, в современных условиях невозможно достичь позитивного результата в реализации образовательной программы без выстраивания системы взаимодействия с профессиональными сообществами, привлечения представителей этих сообществ к реализации образовательной программы, а также к плотному взаимодействию в исследовательских, творческих и практических направлениях деятельности. Организованная таким образом работа способна не только принести позитивный результат в становлении архитектурного образования, но и дать положительный эффект для жизни архитектурного сообщества города. Нельзя не учитывать и тот фактор, что в условиях некрупного города выстроить этот процесс возможно достаточно быстро.

Безусловно, проектирование новых образовательных программ необходимо проводить с максимальной опорой на имеющийся в этом направлении опыт, но при этом в современных условиях мобильность в его интерпретации способна обеспечить более плавный поиск своего пути, ускорить процесс становления образовательной программы.

Список источников

1. Барсуков Е.М. Классический архитектурный язык как основа профессионального архитектурного образования // Вестник Костромского государственного университета 2021. № 3 (59).

Вестник МАСИ № 1 / 2024

2. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник / Г.Б. Минервин, В.Т. Шимко, А.В. Ефимов и др. М., 2004.

3. КольсетЛ.А. История архитектурного образования в России: дис. ... канд. пед. наук. Ростов н/Д., 2007.

4. Михайлов С.М. Дизайн современного города: комплексная организация предметно-пространственной среды: теоретико-методологическая концепция: дис. ... д-ра искусствоведения. М., 2011.

5. Лапшина Е.Г. Роль творческих конкурсов в развитии будущих архитекторов: ХХ лет смотру-конкурсу им. Татлина // Architecture and modern information technologies. 2023. № 2 (63).

6. РепринцевМ.А. Потенциал проектной деятельности в профессиональном образовании дизайнеров: компетентностный подход // Вестник Костромского государственного университета. 2016. Т. 22. № 4.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования 07.03.03. Дизайн архитектурной среды. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4/7 (дата обращения: 09.01.2019).

8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования 07.03.01. Архитектура. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4/7 (дата обращения: 09.01.2019)

9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования 07.03.02. Реконструкция и реставрация архитектурного наследия/ URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4/7 (дата обращения: 09.01.2019)

10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования 07.03.04. Градостроительство. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4/7 (дата обращения: 09.01.2019)

11. Шулика Т.О. Алгоритм создания проектной концепции на основе результатов анализа контекста // architecture and modern information technologies. 2021. № 3 (56).

Информация об авторе

И.Г. Жахова - кандидат педагогических наук, доцент; доцент кафедры дизайна Смоленского государственного университета, г. Смоленск, Россия

Information about the author

I.G. Zhahova - Candidate of Sciences in Pedagogy, Associate Professor;

Associate Professor of the Department of design of the Smolensk State University, Smolensk, Russia

Статья поступила в редакцию 25.01.2024; одобрена после рецензирования 21.02.2024; принята к публикации 26.02.2024.

The article was submitted 25.01.2024; approved after reviewing 21.02.2024; accepted for publication 26.02.2024.

Вестник МАСИ № 1 / 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.