Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ПРОЕКТНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ НАПРАВЛЕНИЙ: НА ПРИМЕРЕ СЕЗОННОЙ ПРАКТИКИ (ПЛЕНЭРА)'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ПРОЕКТНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ НАПРАВЛЕНИЙ: НА ПРИМЕРЕ СЕЗОННОЙ ПРАКТИКИ (ПЛЕНЭРА) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛЕНЭР / АЛГОРИТМ / ПРОГРАММА / ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ИДЕОГРАФИЯ / АРХИТЕКТУРНАЯ КАРТИНА / ВИД / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдуразакова Елена Рудольфовна, Мартынова Наталья Владимировна, Дьячкова Людмила Германовна

В публикации анализируется возможность формирования профессиональной компетентности у студентов проектно-художественных направлений обучения с помощью программы сезонной художественной практики (пленэра). Междисциплинарная направленность программы практики учитывает необходимость использования результатов учебной деятельности студентов по ряду профессионально значимых предметов, способных обеспечить восприятие наблюдаемых и изображаемых объектов как исторических источников. Предлагая оценку степени сформированности пространственных представлений у студентов с помощью тестирования, проверки знаний в области истории изобразительного искусства и архитектуры, авторы признают результативными проектные исследования, определяемые историческим контекстом визуализации. На примерах использования заданий, определяющих способность студентов работать как в плоскостном, так и объемном форматах, авторы предлагают рассмотреть возможность преодоления ошибок в развитии пространственных представлений у обучающихся, предлагая алгоритм реализации летней художественной практики в различных образовательных программах проектно-художественного направления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL TOOLS FOR THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE AMONG STUDENTS OF DESIGN AND ART AREAS: ON THE EXAMPLE OF SEASONAL PRACTICE (PLEIN AIR)

The publication analyzes the possibility of developing professional competence among students of design and art areas of study with the help of a program of seasonal artistic practice (plein air). The interdisciplinary orientation of the practice program takes into account the need to use the results of students’ educational activities in a number of professionally significant subjects that can ensure the perception of observed and depicted objects as historical sources. Offering an assessment of the degree of formation of students’ spatial representations by means of testing, testing knowledge in the field of the history of fine arts and architecture, the authors recognize project studies determined by the historical context of visualization as effective. Using examples of the use of tasks that determine the ability of students to work both in planar and volumetric formats, the authors propose to consider the possibility of overcoming errors in the development of spatial representations among students, suggesting an algorithm for the implementation of summer artistic practice in various educational programs in the design and art direction.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ПРОЕКТНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ НАПРАВЛЕНИЙ: НА ПРИМЕРЕ СЕЗОННОЙ ПРАКТИКИ (ПЛЕНЭРА)»

Педагогические инструменты формирования профессиональной компетентности у студентов проектно-художественных направлений: на примере сезонной практики (пленэра)

Абдуразакова Елена Рудольфовна,

к.фил.н., доцент, зав. кафедрой дизайна, ФГБОУ ВО ПГУ им. Шолом-Алейхема E-mail: elenaab79@mail.ru

Мартынова Наталья Владимировна,

к.п.н., доцент ФГБОУ ВО ВВГУ E-mail: natalmart@mail.ru

Дьячкова Людмила Германовна,

д.п.н., профессор кафедры дизайна архитектурной среды

ФГБОУ ВО ТОГУ

E-mail: 003795@pnu.edu.ru

В публикации анализируется возможность формирования профессиональной компетентности у студентов проектно-художественных направлений обучения с помощью программы сезонной художественной практики (пленэра). Междисциплинарная направленность программы практики учитывает необходимость использования результатов учебной деятельности студентов по ряду профессионально значимых предметов, способных обеспечить восприятие наблюдаемых и изображаемых объектов как исторических источников. Предлагая оценку степени сформированности пространственных представлений у студентов с помощью тестирования, проверки знаний в области истории изобразительного искусства и архитектуры, авторы признают результативными проектные исследования, определяемые историческим контекстом визуализации. На примерах использования заданий, определяющих способность студентов работать как в плоскостном, так и объемном форматах, авторы предлагают рассмотреть возможность преодоления ошибок в развитии пространственных представлений у обучающихся, предлагая алгоритм реализации летней художественной практики в различных образовательных программах проектно-художественного направления.

Ключевые слова: пленэр, алгоритм, программа, пространственные представления, идеография, архитектурная картина, вид, студенты.

Введение

Студенты, обучающиеся в бакалавриате по образовательным программам 54.02.01 «Дизайн» (по отраслям) [9], 07.03.04 «Градостроительство» [8], проходят сезонную художественную практику, которая кроме фиксации уровня сформированности профессиональных компетенций за два года обучения, позволяет познакомиться с основами работы на открытом воздухе и получить опыт комплексного решения задач, связанных с необходимостью развития пространственных представлений. Особенностью обеих образовательных программ, представляется необходимость развития у обучающихся способности воспринимать любое изображение или наблюдаемый фрагмент мира, как исторический источник, анализируя который человек становится способным к интерпретации исторического опыта и трансляции культуры. Руководствуясь естественным стремлением улучшить результаты обучения авторы публикации сопоставили задачи различных учебных дисциплин, которые кроме общеобразовательных и обязательных для изучения на младших курсах, подлежат анализу как обеспечивающие концептуально требуемые результаты обучения в соответствии со ФГОС ВО по указанным направлениям.

Анализом, междисциплинарным учетом и выявлением компонентов, способных придать результативность образовательному процессу, направленному на формирование пространственных представлений и управления ими концептуально с целью обеспечения гармонии пространственного и предметного окружения человека (в рамках направлений образовательных программ) определяется актуальность темы данной публикации.

Степень разработанности проблемы формирования пространственных представлений, от уровня развития которых зависит результат профессиональной готовности потенциального выпускника вуза изменяется с каждым годом, увеличиваясь по мере того, как появляются новые инструменты дидактического характера, способствующие интерпретации формируемого учебного опыта в традиционной и цифровой версии, и как определяются исследовательские позиции, позволяющие рассматривать педагогические технологии междисциплинарных проектов как обеспечивающие высокий уровень индивидуализации достижений, связанных с учебной и учебно-творческой деятельностью студентов. Программы, рассматривающие возможность использования тестов, определяющих степень сформированно-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

сти пространственных представлений у абитуриентов [6; 7], подтвердили свою результативность, но требуют уточнения в результате возврата образовательной практики в оффлайн-режим. Контекст исследования сформирован на основании исследований Н. Тарабукина [11], свидетельствующих о возможности типологического анализа и описания схем композиционного построения пространства произведения изобразительного искусства в зависимости от того, каким способом воплощается система масштабирования изображений. Соотнося виды фиксации пространства в произведениях изобразительного искусства с результатами натурного изображения наблюдаемых объектов, авторы публикации представляют ее целью доказательство того, что сопоставление станковых произведений изобразительного искусства, свидетельствующих о восприятии состояний окружающей среды и натурной работы, результаты которой обнаруживают формирование культуру проектной графики [3], позволяет улучшить результаты обучения студентов и сформировать междисциплинарную программу художественной практики (пленэра), направленную на развитие опыта работы над воплощением пространственных представлений в различных формах визуализации.

Методология данной публикации определена на основании историко-культурного и компетент-ностного подходов, сумма которых позволяет описать целевые задачи практики и обеспечить результативность их выполнения с помощью предлагаемого алгоритма.

Основная часть

По мере того, как формируемые у студентов на первом и втором курсах знания в области истории изобразительного искусства, общих правил визуализации (цифровизации представляемых графических данных), инженерной графики, начертательной геометрии, свидетельствуют о правомерности тезиса о воспроизведении особенностей окружающего мира на уровне фиксированного взглядом момента и его трансляции, необходимо обратить внимание на преобразование пространственных представлений у студентов с помощью заданий, связанных с пейзажным жанром [2].

История рождения пейзажа и становления его ценности как самостоятельного жанра, предполагает понимание студентами формулировки «образ города» и соответствующего развития городской идеографии, как попытки изучения контекста [4; 6], составленного мотивами, деталями идей конкретного исторического периода, соотносимого с изображением архитектурных видов населенного пункта. Учитывая, что изображаемое в рамках жанра — определяет изменения, возникающие в сознании и визуализируемые в художественных актах, сле-со дует объяснить студентам процесс формирования еЗ представления о том, какими деталями и способами ми обеспечена образная структура города.

В течение четырех семестров для студентов важным является осмысление образной структуры изображаемого пространства, насыщенного концептуальными характеристиками. В результате, составляя композицию из изображаемых объектов, обучающиеся решают задачу определения ее типологических характеристик на основании мотивов, составляющих ее пространство и уточняющих сущность изображения. Таким образом становятся возможными: осмысление выразительного языка пространственной композиции, и последующая классификация в рамках жанра.

Интерес представляет деталь: студенты, не обнаруживавшие в процессе обучения высокого уровня сформированности пространственных представлений, излишне внимательны к деталям, по которым можно идентифицировать изображаемое ими пространство: окна, двери, архитектурные детали, клумбы, вывески и др. Они перечисляют подобные детали, словно составляют путеводитель [4], несмотря на то, очень часто искажают общее положение изображаемых объектов.

Наблюдая данную особенность, можно анализировать характер восприятия изображаемых объектов, особенно в тех случаях, когда студенты, пытаясь описать индивидуальность наблюдаемого, указывают элементы, осознаваемые как инструменты конструирования пространства [1; 5]. Разновидностью такого действия можно назвать создание «витринного мотива» [4], часто встречающегося в произведениях символистов, нежели просто в пейзажных циклах ради уточнения смысла изображаемых деталей.

Учитываемые, подсчитываемые рисовальщиками изображаемые проемы (двери, окна, арки и др.) становятся инструментами воспроизведения деталей образа города, формируемого в произведениях, поскольку семантика изображаемого раскрывается перед зрителем или декоративно, как например, в произведениях А. Лентулова, или интуитивно, будучи полагаемой как рубеж, за которым может быть сокрытым неожиданный смысл.

Кроме того, рассматривая работы студентов, можно обратить внимание на то, что улицы часто интерпретируются как предполагаемые коридоры, создаваемые при помощи перспективных сокращений, масштабирования. Изображения отдельных объектов часто интерпретируются студентами как пункты, требующие внимания и остановки в предполагаемом лабиринте города, что отчасти можно сопоставить с попытками совмещения зрительных наблюдений в пространстве и описать как результат знакомства обучающихся с концептуальным искусством последних лет.

С точки зрения авторов публикации, подобная специфика создаваемых студентами изображений, может рассматриваться как результат формируемого исторического отношения к рельефу города. Студенты, помня о том, что изначально поселения возводили на природных возвышенностях или крутых речных берегах как оборонные сооружения, могут подчеркивать отношения объектов

с природной и архитектурной средой с помощью умозрительного деления их по статусам равнинного ландшафта и возвышенностей.

Выполняя задание, связанное с необходимостью фиксации индустриального ландшафта, студенты способны демонстрировать понимание облика города, формирующегося с середины XIX в. за счет результатов промышленного переворота в строительстве и наблюдаемых заводский объектов и труб, преобразующих живописные характеристики архитектурных пейзажей.

Элементы индустриального ландшафта становятся символом города в первые десятилетия ХХ в., но учитывая возможности эстетизации изображений, эту деталь допустимо рассматривать как декоративную, привносимую в произведения из соображений колористического решения, наблюдаемого в произведениях отечественных художников первой четверти ХХв., например: у А.В. Шевченко «Старая фабрика» (1913 г.) и «Город» (1919 г.).

Кроме этого, студенты осознают изображение заводских труб и прочих деталей производства как элементы стаффажа, предлагаемые для поддержки идеи прогресса и др.

В заданиях, связанных с необходимостью отображения соразмерности человека и архитектурной среды можно предлагать для фиксации виды, свидетельствующие об интеграции фрагментов старой застройки в новую, что позволяет интерпретировать мотивы дворов и тупиков как подтверждение мозаичности, избирательности восприятия. Удачными в этом случае становятся работы, подчеркивающие детали застройки с помощью ракурсов наблюдаемых стен и фрагментов воздушного пространства. Такие работы позволяют наблюдать формирование метафорического понимания города студентами и соотносить их с популярными в начале ХХ в. трактовками образа «дома-города» в художественной практике.

Задания, связанные с изображением мотива, детали здания и др., как уточнения характера образа города, выполняются студентами как этюды и зарисовки объектов с окнами, проемами, арками и т.д. Иногда в этом задании встречаются виды, наблюдаемые из окна, и тогда предполагаемая оконная рама становится барьером, определяющим внешнюю позицию наблюдателя, и придает композиции качество созерцаемого объекта. Развитие подобного опыта в учебно-творческой деятельности студентов позволяет им осмыслить специфику фланкированных типов композиции [11], т.к. в этом случае наблюдаемые городские мотивы воспринимаются не только как фон, но и позволяют видеть формируемое с их помощью картинное пространство, равное событию.

Внимание необходимо уделять и стаффажным позициям, благодаря которым пейзажи с гуляющими людьми весьма популярны и известны в русском искусстве с первого десятилетия ХХ в.

Спецификой в этом случае является то, что само по себе изображение скопления людей, их мас-

са, может оцениваться на уровне действующего лица и кроме популярности в искусстве времен импрессионизма, может рассматриваться как самостоятельный исторический источник, необходимый для реконструкции повседневности в случае отдельного исследования [11]. Изображения массовых гуляний характерно для фолькс-мотивов и экспрессионизма, что раскрывает дополнительные возможности междисциплинарного подхода к подбору содержательных компонентов учебного процесса.

Для будущих дизайнеров и планировщиков общественных пространств особым значением обладают задания, связанные с изображением архитектурных видов, содержащих элементы коммерческой рекламы, размещаемые в городе и фиксируемые в жанровых произведениях, т.к. будучи представленным в среде вывесками, они воспринимаются как руководства к формированию пользовательских маршрутов населения. Кроме того, их эстетическая ценность (или ее отсутствие) становится очевидной в случае фиксации с помощью этюда или полноценного произведения. Также, важны для визуальной оценки студентов шрифтовые композиции, определяющие рекламные элементы фасадов зданий. Сопоставление подобных шрифтовых элементов, запечатлеваемых в учебных работах студентов, позволяет им осмыслить наследие как футуризма и супрематизма в искусстве, так и определить собственную позицию по поводу размещения городской вывески и ее качественных показателей, влияющих на городскую среду.

Таким образом, исследуя возможности деталей, формирующих архитектурный вид на уровне заданий [3], определяющих облик города, можно использовать прием, объясняющий логическую схему житийных икон, компоновка которых предполагает размещение главного персонажа в центре формата и сопровождение его некоторым количеством изображений, свидетельствующих об особенностях истории, и т.п., что и определяет жанровые подробности изображений.

Использование данного приема как методологического и объясняющего создание клише, позволяющего анализировать логику размещаемых компонентов, можно уточнить скрытые детали момента фиксации наблюдаемого и тем самым определить критерии выбора изображаемых деталей и создаваемых эпизодов. Сопоставляя композиции житийных икон и выбором схем для создания пейзажа, студент становится способным анализировать ситуации, определившие рождение произведения, т.к. в большинстве случаев ситуации проецируются не вдохновением, а требованиями технологического характера, что и обнаруживает рамки жанра.

Поэтому, в ситуации выбора для воспроизведения определенного архитектурного вида, студенту необходимо фиксировать интуитивную оценку изображаемого объекта, как обладающего более глубоким смыслом по сравнению чем простое удо-

сэ о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

о с

CJ

со

вольствие от процессов изображения и созерцания. Следовательно, полагая, что рисующий фиксирует свое состояние по отношению к изображаемому и транслирует его, воспроизводя жизненный опыт, можно ожидать эмоциональный отклик зрителей по мере выбора способов визуализации. Эта особенность, определяемая возможностью создания возможных параллелей и донесения до зрителей смысла, который до определенного момента является неочевидным, требует соответствия типологии в рамках жанра.

Заключение

Необходимо объяснять студентам, что детали, учитываемые в составе изображения, его композиционной схемы и технологии воспроизведения, можно описать не столько как функциональные в рамках жанра [10], но и развернуть с помощью выразительных средств произведения как инструменты фор-

мирования образа города в произведении и анализировать их содержательно.

Таким образом, учитывая описания заданий, предназначенных для:

- сопоставления знаний, полученных студентами в ходе изучения истории искусств и формирующих фон восприятия мира;

- определения результативности изучения объемно-пространственной композиции и инженерной графики в семестре;

- выявления технологических ошибок на стадии выбора инструментов визуализации как результатов отсутствия наблюдательности в процессе изучения истории искусств и др. Поэтому, формируя задания практики блоками, допустимым мыслится описание алгоритма, основанного на понимании того, что произведения изобразительного искусства отличаются высоким уровнем документально точной фиксации фактов и конструктивных особенностей наблюдаемых объектов (Рис. 1.).

результаты входного

тестирования и обучения рисунку в семестре

определение проблем: перевод из плосткостного формата в

перспективный, определение системы перспективы по заданию

определение констуктивных особенностей объектов изображения, рисунок композиции

определение знаимых деталей композиции, скетчинг, рисунок и живопись

ответы на контрольное тестирование в междисиплинарном формате

Рис. 1. Алгоритм формирования программы художественной практики

Таким образом можно полагать, что результативность освоения программы практики студентами зависит от объема установочных лекций, соответствующих целям выполняемых заданий, методов анализа исторического материала, обеспечивающего возможности художественной интерпретации данных, подбора выразительных средств, раскрывающих возможности визуализации в процессе освоения программы практики. Кроме того, ежедневный разбор вероятных ошибок позволяет преодолевать их как в индивидуальном формате консультативной работы, так и создавать обобщения, позволяющие корректировать работу студентов в группе.

Литература

1. Андреев А.Л. Художественный образ и гносеологическая специфика искусства. Методологические аспекты проблемы (Художественный образ и гносеологическая специфика искусства. Методологические аспекты проблемы). М .: Наука, 1981. - 192 с.

2. Бабенко А.В., Хоружая Н.В. Основы композиции в изобразительном искусстве: учебно-

методическое пособие. - Томск: Томский государственный университет, 2011. - 116 с.

3. Белякова Л.Г. Теоретические аспекты формирования пространственных представлений в обучении пейзажной живописи // Вестник ВятГУ. 2011. № 1-3. URL: https://cyberleninka. ru/artide/n/teoreticheskie-aspekty-formirovaniya-prostranstvennyh-predstavleniy-v-obuchenii-peyzazhnoy-zhivopisi-1 (дата обращения: 21.07.2023).

4. Володина Т.И. Пространство города в русском изобразительном искусстве и литературе первых десятилетий XX века: диссертация ... кандидата искусствоведения: 17.00.04 / Володина Татьяна Ильинична; [Место защиты: Науч.-ис-след. ин-т теории и истории изобразит. искусств Рос. акад. художеств]. - Москва, 2013. -337 с.

5. Игнатьев П.А. Проведение городской пленэрной практики у будущих художников традиционного прикладного искусства // Традиционное прикладное искусство и образование. 2016. № 4 (19). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/provedenie-gorodskoy-plenemoy-praktiki-u-buduschih-hudozhnikov-traditsionnogo-

prikladnogo-iskusstva (дата обраще-ния:20.07.2023).

6. Kulesh E.V., Huajun Yu., Dyachkova L.G., Mar-tynova N.V., Abdurazakova E.R. The didactic developmental potential of digital content by person's cultural intelligence // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. AmurCon 2021: International Scientific Conference. 2022. - С. 595-604.

7. Мартынова Н.В., Абдуразакова Е.Р., Дьячко-ва Л.Г., Хворостов Д.А. Опыт проектирования образовательной программы «Градостроительство» в условиях цифровизации // Ученые записки Орловского государственного университета. 2022. № 2 (95). С. 248-253.

8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 июня 2017 г. N511 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 07.03.04 Градостроительство» (с изменениями и дополнениями) Редакция с изменениями N1456 от 26.11.2020. URL: https://fgosvo.ru/fgosvo/in-dex/24/7 (дата обращения: 01.07.2023).

9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 05.05.2022 № 308 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям)» (Зарегистрирован 25.07.2022 № 69375) URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202207250024 (дата обращения: 01.07.2023).

10. Сеничкина Е.В. Графический пленэр в городской среде // Концепт. 2017. № V7. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/graficheskiy-plener-v-gorodskoy-srede (дата обращения: 12.07.2023).

11. Тарабукин Н. Проблема пространства в живописи // Вопросы искусствознания. - М., 1993, № 1-4, - С. 170-207.

PEDAGOGICAL TOOLS FOR THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE AMONG STUDENTS OF DESIGN AND ART AREAS: ON THE EXAMPLE OF SEASONAL PRACTICE (PLEIN AIR)

Abdurazakova E.R., Martynova N.V., Dyachkova L.G.

FGBOU VO PSU named after Sholom Aleichem; VVGU; FGBOU VO TOGU

The publication analyzes the possibility of developing professional competence among students of design and art areas of study with the help of a program of seasonal artistic practice (plein air). The interdisciplinary orientation of the practice program takes into account the need to use the results of students' educational activities in a number of professionally significant subjects that can ensure the perception of observed and depicted objects as historical sources.

Offering an assessment of the degree of formation of students' spatial representations by means of testing, testing knowledge in the field of the history of fine arts and architecture, the authors recognize project studies determined by the historical context of visualization as effective. Using examples of the use of tasks that determine the ability of students to work both in planar and volumetric formats, the authors propose to consider the possibility of overcoming errors in the development of spatial representations among students, suggesting an algorithm for the implementation of summer artistic practice in various educational programs in the design and art direction.

Keywords: plein air, algorithm, program, spatial representations, ideography, architectural picture, view, students.

Reference

1. Andreev A.L. Artistic image and epistemological specificity of art. Methodological aspects of the problem (Artistic image and epistemological specificity of art. Methodological aspects of the problem). M .: Nauka, 1981. - 192 p.

2. Babenko A.V., Khoruzhaya N.V. Fundamentals of composition in the visual arts: a teaching aid. - Tomsk: Tomsk State University, 2011. - 116 p.

3. Belyakova L.G. Theoretical aspects of the formation of spatial representations in teaching landscape painting // Vest-nik VyatGU. 2011. No. 1-3. URL: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/teoreticheskie-aspekty-formirovaniya-prostranstvennyh-predstavleniy-v-obuchenii-peyzazhnoy-zhivopisi-1 (date of access: 07/21/2023).

4. Volodina T. I. The space of the city in Russian fine arts and literature of the first decades of the XX century: dissertation ... candidate of art criticism: 17.00.04 / Volodina Tatyana Ilyinichna; [Place of protection: Nauch.-issled. in-t theory and history will portray. art Ros. acad. Arts]. - Moscow, 2013. - 337 p.

5. Ignatiev P.A. Carrying out urban plein air practice for future artists of traditional applied art // Traditional applied art and education. 2016. No. 4 (19). URL: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/provedenie-gorodskoy-plenernoy-praktiki-u-buduschih-hudozhnikov-traditsionnogo-prikladnogo-iskusstva (date of access: 20.07.2023).

6. Kulesh E.V., Huajun Yu., Dyachkova L.G., Martynova N.V., Abdurazakova E.R. The didactic developmental potential of digital content by person's cultural intelligence // European Proceedings of Social and Behavioral Sciences. AmurCon 2021: International Scientific Conference. 2022. - S. 595-604.

7. Martynova N.V., Abdurazakova E.R., Dyachkova L.G., Khvo-rostov D.A. Experience in designing the educational program "Urban Planning" in the context of digitalization // Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2022. No. 2 (95). pp. 248-253.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of June 8, 2017 N511 "On approval of the federal state educational standard of higher education - bachelor's degree in the field of study 07.03.04 Urban planning" (as amended and supplemented) Edition with amendments N1456 of 11/26/2020. URL: https://fgosvo.ru/fgosvo/index/24Z7 (date of access: 07/01/2023).

9. Order of the Ministry of Education of the Russian Federation of 05.05.2022 No. 308 "On approval of the federal state educational standard of secondary vocational education in the specialty 54.02.01 Design (by industry)" (Registered on 07.25.2022 No. 69375) URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/000120220725 0024 (date of access: 07/01/2023).

10. Senichkina E.V. Graphic plein air in the urban environment // Concept. 2017. No. V7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ graficheskiy-plener-v-gorodskoy-srede (Accessed 07/12/2023).

11. Tarabukin N. The problem of space in painting // Issues of art history. - M., 1993, No. 1-4, - P. 170-207.

СЭ

о

CO "O

1=1 А

—I

о

сз т; о

m О

от

З

ы о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.