Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2023, Том 11, № 1 / 2023, Vol. 11, Iss. 1 https://mir-nauki. com/issue-1-2023. html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/49PDMN123.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Дмитриева, Е. В. Роль проектной деятельности в процессе изучения дисциплины «Иностранный язык для деловой коммуникации» студентами нелингвистических специальностей вуза / Е. В. Дмитриева // Мир науки. Педагогика и психология. — 2023. — Т. 11. — № 1. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/49PDMN123.pdf
For citation:
Dmitrieva E.V. The role of project activities in the process of studying the discipline "Foreign language for business communication" by students of non-linguistic specialties of the university. World of Science. Pedagogy and psychology. 2023; 11(1): 49PDMN123. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/49PDMN123.pdf. (In Russ., abstract in Eng.)
УДК 378.4 ГРНТИ 14.35.07
Дмитриева Екатерина Владимировна
ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», Ростов-на Дону, Россия Институт филологии, журналистики и межкультурной коммуникации Доцент кафедры «Английского языка гуманитарных факультетов»
Кандидат педагогических наук E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=912404
Роль проектной деятельности в процессе изучения дисциплины «Иностранный язык для деловой коммуникации» студентами нелингвистических
специальностей вуза
Аннотация. В статье рассматривается значимость применения метода проектов в процессе изучения дисциплины «Иностранный язык для деловой коммуникации» с целью повышения уровня сформированности иноязычной профессиональной компетентности студентов нелингвистических специальностей вуза. Проектная деятельность рассматривается как мотивирующая студентов к интенсификации самостоятельной деятельности, креативному самовыражению, творческому мышлению, развитию профессионально ориентированных интересов и индивидуально-личностных качеств, осознанию успешности в достижении результата. Анализ теоретических и нормативно-правовых источников позволяет утверждать, что современный этап развития образовательных технологий способствует поиску инновационных путей совершенствования проектной деятельности будущих выпускников инженерных специальностей. Проектная методика в вузе, на занятиях по изучению профессионального иностранного языка, является актуальной, так как направлена на интеграцию развития иноязычных и профессиональных компетенций студентов, которая позволяет повысить уровень мотивации к изучению дисциплин технического и гуманитарного циклов. Цель статьи — рассмотрение специфики организации и направлений развития проектной деятельности в процессе изучения студентами нелингвистических специальностей иностранного языка для профессионально ориентированной коммуникации. Уточнено понятие «проектная деятельность студентов нелингвистических специальностей вуза». Предложено авторское рассмотрение процесса организации проектно-исследовательской деятельности студентов по направлению их профессионально ориентированной специальности с учетом особенностей современного этапа развития образования в режиме смешанного (гибридного)
обучения. Рассмотрена значимость применения таких форм проектной деятельности, как работа в команде, деловая тематическая игра, обсуждение проблематики проекта в форме дискуссий «круглого стола», проанализированы этапы проектной деятельности студентов. В работе подчеркивается необходимость усиления междисциплинарного и личностно ориентированного подходов к организации эффективной проектной деятельности в зависимости от специфики уровневой организации пространства высшей школы. Автором статьи было проведено анкетирование студентов нелингвистических специальностей Южного федерального университета с целью выявления мотивирующих факторов в процессе осуществления проектной деятельности. Материал статьи может быть использован для совершенствования процесса организации работы над проектом с целью профессионального развития студентов средствами иностранного языка.
Ключевые слова: проектная деятельность; иноязычная профессиональная компетентность; высшая школа; студенты нелингвистических специальностей вуза; смешанное обучение; дисциплина «Иностранный язык для деловой коммуникации»; междисциплинарный подход; индивидуальные образовательные траектории
Введение
Метод проектов является актуальным в процессе изучения дисциплин как технического, так и гуманитарного профиля с целью качественной профессиональной подготовки студентов высшей школы. Данный метод позволяет студентам применить полученные теоретические знания в профессиональной деятельности, повысить уровень сформированности компетенций, осуществляя поиск решений профессионально ориентированных проблем средствами иностранного языка. Проектная деятельность на занятиях по иностранному языку по направлению специальности студентов позволяет творчески подходить к изучению материала, развивать креативное мышление, формировать исследовательские навыки для дальнейшей научно-исследовательской деятельности.
Особенности проектной деятельности студентов вуза и роль метода проектов в подготовке компетентностных выпускников достаточно полно рассмотрены в работах отечественных и зарубежных ученых [1-5], но изменения в современном образовательном процессе высшей школы добавляют новые направления развития проектной методики в высшей школе. На современном этапе интенсивного внедрения информационных технологий [6] процесс изучения иностранных языков в вузах осуществляется в режиме смешанного (гибридного) обучения (Blended Learning) [7; 8] как в аудитории, так и на различных образовательных платформах в онлайн формате. С этой связи особое значение в организации проектной деятельности приобретает разработка индивидуальных траекторий развития студентов в виртуальной среде, особенно в процессе проведения таких форм дискуссий, как работа в команде, деловая игра, обсуждения «круглого стола» [9], которые вызывают определенные трудности у студентов в онлайн-формате обучения. Работа в команде способствует развитию навыков групповой деятельности [2; 9], однако специфика обучения на образовательных онлайн-платформах, в отличие от занятий в аудитории, имеет ряд факторов, сдерживающих развитие коммуникативной компетенции: таких, как отсутствие живого общения, коммуникации «лицом к лицу» [7], необеспеченность всех студентов в полной мере необходимым оборудованием для работы в режиме видео, низкий уровень мощности Интернет-сигнала. Сегодня, принимая во внимание специфику онлайн-обучения, можно говорить о том, что нет единой точки зрения по проблеме применении метода проектов, поэтому необходим поиск новых направлений эффективной реализации проектной деятельности студентов в вузе как с использованием образовательных онлайн-платформ, так и в режиме офлайн, в аудитории. Многие вузы работают с использованием технологии
смешанного, гибридного обучения, которое позволяет студентам и преподавателям осуществлять индивидуальную и групповую работу на образовательной онлайн-платформе (например, TEAMS компании Microsoft) и в аудитории: использовать материалы группы, загружать задания, выставлять баллы, осуществлять поиск информации и т. д.
С точки зрения Дж. Дьюи (John Dewey), одного из первооткрывателей проектного метода, проект должен быть совместной деятельностью учителя и учащихся [10].
По мнению исследователя Е.С. Полат метод проектов «предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить определенную проблему во время самостоятельных действий с обязательной презентацией результатов», «предусматривает совокупность исследовательских проблемных методов, творческих по своей деятельности», направленных на результат [11, с. 43-45].
Исследователь И.В. Борискова рассматривает метод проектов как «совокупность приемов и действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения определенной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта» [12, с. 51].
Под термином «проектная деятельность студентов в процессе обучения профессионально ориентированному иностранному языку» автор понимает совместную деятельность преподавателя и студентов, направленную на интегративное, междисциплинарное решение поставленной профессиональной проблемы средствами иностранного языка с применением проблемно-поисковых и исследовательских методов, использованием новых информационных технологий, раскрывающих творческую самостоятельность студентов в поиске и анализе информации, расширяющих инновационное видение проблемы и повышающих мотивацию студентов к дальнейшему исследованию.
Метод проектов позволяет студентам самостоятельно приобретать знания [13] и развивать умения с учетом междисциплинарного подхода к изучению профессиональных проблем по направлению специальности в вузе.
Междисциплинарный подход имеет значение для организации проектной деятельности студентов в вузе для осуществления непрерывности обучения на всех образовательных уровнях в высшей школе: «бакалавриат/специалитет-магистратура-аспирантура». В связи с этим исследователи справедливо определяют системно-деятельностный и коммуникативный методы в качестве основных для реализации метода проектов и организации непрерывного процесса обучения в вузе [1].
Использование метода проектов позволяет студентам раскрыть индивидуальность в процессе работы над проблемой: студент самостоятельно выбирает тему, способы выполнения и представления проблемы, информационные источники, использует дополнительный материал, определяет процесс организации и осуществляет реализацию проекта. Метод проектов на занятиях по иностранному языку позволяет студенту применить теоретические знания на практике в процессе дискуссии [14], повысить уровень сформированности коммуникативной компетенции.
По мнению ученых А.А. Максаева и Э.А. Арустамова, определение «метод проектов» должно включать рассмотрение таких составляющих, как проблема и конкретный результат, на реализацию которых направлено выполнение проекта; активную роль обучающихся в процессе индивидуальной или групповой деятельности, а также роль преподавателя, который выступает в качестве консультанта и организатора учебного процесса [3].
Проектная деятельность студентов на занятиях по иностранному языку способствует развитию не только профессиональных, но и социокультурных [3] и межкультурных качеств личности [15; 16]. В процессе делового общения формируются и развиваются такие качества, как доброжелательность, эмпатия, вежливое отношение к собеседнику, стремление выразить свою активную исследовательскую позицию.
Анализ работ отечественных и зарубежных ученых по проблематике проектной деятельности обучаемых позволяет выделить следующие значимые направления:
• проблемные методы в педагогике (Дж. Дьюи (John Dewey), И.Л. Бим, И.Е. Брусникина, Т.А. Воронина, И.А. Зимняя, М.И. Махмутов, И.Я. Лернер, П.И. Пидкасистый, Е.С. Полат, А. И. Савенков и др.);
• специфика организации проектной деятельности (Т.П. Афанасьева, В.П. Беспалько, И.В. Богданов, В.В. Гузеев, В.В. Давыдов, Дж. Дьюи (John Dewey), В С. Лазарев, В.М. Монахов, Н.Ю. Пахомова, Е.С. Полат, Е.Н. Степанов, Д.А. Слинкин, D.L. Fried-Booth, S. Hainse, W.H. Kilpatrick, M. Knoll, R. Ribe, N. Vidal и др.);
• применение проектной методики в обучении иностранным языкам (М.А. Бовтенко, Н.А. Бреднова, И.М. Горбачева, Е.А. Горбачева, Л.А. Лазутова, Е.А. Левина, Г.И. Михайлова, М.А. Морозова, Ю.А. Ткаченко, Ж.С. Фрицко, Т. Холошня, G.H. Beckett, АМ. Essien, Т. Slater и др.);
• использование новых информационных технологий и онлайн-обучения в процессе проектной деятельности (К.С. Браженец, А. Глотова, Н. Глушко, Е. Карцева, И. Мазур, Е.А. Монастырская, Н.А. Назарова, Е.А. Нешта, А.С. Остапенко и др.).
Изучение нормативно-правовых источников по проблеме проектной деятельности студентов вуза позволяет говорить о ее значимости с целью развития общекультурных (ОК), профессиональных (ПК) и профессионально-профильных (ППК) компетенций:1
• ОК — способность принимать решения, обосновывать свои идеи и предложения с учетом социокультурных качеств общения;
• ОК-13 — владение необходимыми навыками профессионального общения на иностранном языке;
• ОПК-1 — готовность применять междисциплинарные знания для решения профессиональных задач с учетом смежных областей науки и практики;
• ОПК-2 — способность и готовность осуществлять проектную деятельность в профессиональной сфере;
• ПК-3 — способность выбирать цели, задачи и методы, направленные на реализацию идеи проекта, анализировать результаты и делать выводы.
Развитие способности и готовности студентов к осуществлению проектной деятельности является актуальной проблемой в сфере образования для успешного профессионального сотрудничества на иностранном языке со специалистами других стран.
1 Портал государственных образовательных стандартов высшего образования ФГОС ВО (3++) [Электронный ресурс]. URL: https://www.fgosvo.ru/ (дата обращения: 05.01.2023).
Страница 4 из 13
49PDMN123
По направлению подготовки 07.03.01 «Архитектура» студенты также должны формировать такие компетенции, как:
• ПК-5 — способность использовать информационные ресурсы, современные компьютерные технологии и графические редакторы для реализации и создания документации по дизайн-проектам;
• ППК-5 — способность и готовность участвовать в разработке архитектурного концептуального проекта (по профилю специальности);
• способность к участию в разработке и оформлении архитектурного раздела проектной и рабочей документации для объектов капитального строительства.
Исследовательский проект по направлению специальности в процессе изучения дисциплины «Деловой иностранный язык» позволяет в полной мере реализовать творческий потенциал студентов в профессиональной сфере средствами иностранного языка.
Организация проектной деятельности является особенно эффективной при осуществлении непрерывности процесса обучения на всех образовательных уровнях «бакалавриат»/«специалитет» — «магистратура» — «аспирантура» с учетом междисциплинарной интеграции. Метод проектов рассматривается в качестве инновационной технологии в сфере образования, которая дает возможность осуществить межпредметные связи в процессе изучения дисциплин технического и гуманитарного направлений; позволяет углубить знания по профессиональным предметам на занятиях по иностранному языку.
Изучение профессионально ориентированного иностранного языка необходимо будущим выпускникам вуза для формирования определенного образовательными программными документами уровня иноязычной профессиональной компетентности2.
Термин «иноязычная профессиональная компетентность» автор определяет как способность и готовность студентов осуществлять профессионально ориентированное общение средствами иностранного языка в процессе межкультурной коммуникации с представителями других стран, а также решать задачи, связанные со знанием иностранного языка в сфере деятельности по специальности с учетом уровня сформированности таких значимых компетенций, как лингвистическая, социокультурная, межкультурная и информационная.
Эффективная организация проектной деятельности в вузе является основой для осуществления федеральных и национальных проектов будущими выпускниками3.
Цель статьи — рассмотрение специфики организации и направлений развития проектной деятельности в процессе изучения студентами нелингвистических специальностей иностранного языка для профессионально ориентированной коммуникации.
Применение метода проектов в вузе с целью углубления знаний по направлению специальности студентов средствами иностранного языка будет способствовать повышению уровня сформированности профессиональных, межкультурных социокультурных
2 Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 11 мая 2021 г. N 24 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/402518156/ (дата обращения 01.02.2023).
3 Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 11 мая 2021 г. N 24 «Об организации проектной деятельности в Министерстве науки и высшего образования» [Электронный ресурс]. URL: https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Minobrnauki-Rossii-ot-11.05.2021 -N-370/ (дата обращения (02.02.2023).
компетенции студентов, развитию индивидуально-личностных качеств, а также усилению конкурентоспособности будущих выпускников в дальнейшей профессиональной деятельности.
Для успешной организации проектной деятельности были выделены следующие значимые, по мнению автора, принципы:
• различные формы участия студентов в работе над проектом (индивидуальная, парная и групповая);
• когнитивно-деятельностный подход к решению проблемы, использование исследовательских методов;
• самостоятельность, креативность, мотивация к выполнению проектного задания, теоретическая и практическая значимость результатов, полученных в процессе выполнения проекта;
• соответствие проблематики проекта образовательному уровню студента («бакалавриат/специалитет, магистратура, аспирантура) и уровню сформированности иноязычных компетенций обучаемых;
• профессионально ориентированное развитие студентов средствами иностранного языка, междисциплинарный подход к выполнению проекта;
• личностно-ориентированный подход к обучению студентов проектной деятельности, помощь в снятии трудностей, помощь в поиске индивидуальных траекторий развития.
Организации проектной деятельности в вузе в процессе изучения дисциплины «Иностранный язык для деловой коммуникации» предполагает рассмотрение следующих этапов, формирующих различные компетенции студентов:
1. Определение целей и постановка задач, на выполнение которых направлен проект (общекультурные компетенции).
2. Выбор темы проекта в соответствии с направлением специальности студентов, определение методов исследования (профессиональные компетенции).
3. Поиск, систематизация, обработка данных и анализ необходимой информации по теме проекта (общепрофессиональные компетенции).
4. Реализация целей и задач, содержательной идеи проекта (профессиональные компетенции).
5. Обсуждение, анализ и корректировка полученных результатов (с преподавателем и в команде студентов), подведение итогов, выводы, планирование дальнейших направлений исследования проблемы.
6. Представление проекта в форме презентации, реферата, доклада, дискуссия по проблематике проекта в группе (профессиональные компетенции).
Методы
В процессе изучения теоретических и нормативно-правовых источников по проблеме проектной деятельности студентов, принципов и этапов реализации данной деятельности были применены методы сравнительного анализа, синтеза, а также обобщения и статистической обработки полученных данных. Для изучения мнений студентов к организации проектной деятельности с целью повышения уровня сформированности проектных навыков и умений
были использованы методы наблюдения, опроса, анкетирования, интервью, обработки полученных данных.
Полученные результаты позволили определить уровень мотивации студентов к применению проектного метода в процессе изучения дисциплины «Иностранный язык для деловой коммуникации».
Данные методы использовались во время проведения дискуссий по обсуждаемым проблемам в форме презентаций, деловых тематических игр [17], заседаний «круглого стола».
Результаты и обсуждение
Исследование проводилось на базе Южного федерального университета в группах студентов третьего курса по направлениям подготовки 07.03.01 «Архитектура», 07.03.02 «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия», 07.03.03 «Дизайн архитектурной среды», 07.03.04 «Градостроительство» в 2022-2023 годах. В исследовании приняли участие 102 студента третьего курса перечисленных специальностей.
Целью обучения студентов в рамках образовательной программы по профилю «Архитектурное проектирование», в соответствии с Образовательной программой Южного федерального университета», является «формирование способности решать проектные задачи, связанные с разработкой крупного архитектурного комплекса, его образа, объёмно-планировочной и функциональной структуры для конкретной градостроительной ситуации с учётом нормативных требований, региональных особенностей и общемировых тенденций в формировании искусственной среды обитания»4.
Деятельность студентов, в соответствии с Образовательной программой, нвправлена на решение следующих задач:
• проектной: генерация проектных решений, выполнение проектной, рабочей и научно-исследовательской документации проекта;
• научно-исследовательской: участие в разработке заданий по проектированию, проведение прикладных научных исследований (предпроектных, проектных, постпроектных);
• коммуникативной: визуализация и презентация проектных решений, участие в защите проектных материалов перед общественностью и заказчиком; менеджмент проектной и предпроектной деятельности;
• организационно-управленческой: совместная деятельность в команде архитекторов и других участников проектного процесса; участие в администрировании архитектурной деятельности; координация и управление малыми проектными коллективами;
• критической: участие в проведении оценки архитектурных решений и построенных объектов.
Целью проведенного исследования в рамках дисциплины «Иностранный язык для деловой коммуникации» было выявить отношение студентов к методу проектов и организации проектной деятельности по иностранному языку в режиме смешанного обучения, а также
4 Аннотация образовательной программы по направлению подготовки бакалавриата «Архитектура». Направленность: Архитектурное проектирование. [Электронный ресурс]. URL: https://sfedu. ru/www/stat_pages22. show?p=EDU/annot/D¶ms=(p_specia_id=%3E3471) (дата обращения 19.02.2023).
определить уровень мотивации студентов к изучению профессионально ориентированных проблем с учетом использования метода проектов в учебном процессе.
Студентам было предложено выбрать различные профессионально ориентированные темы, соответствующие следующим проблемам по направлению специальности: «История архитектуры, градостроительства и дизайна», «Графическое моделирование и визуализация», «Инженерное оборудование зданий и сооружений», «Информационные технологии в архитектурном проектировании», «Реконструкция исторической застройки с элементами транспортной инфраструктуры», «Основы строительного производства».
Изучение дисциплины «Иностранный язык для деловой коммуникации» осуществляется на основе пройденного базового курса иностранного языка "General English" в течение первого и второго курсов обучения. На первом и втором курсах у студентов сформирован необходимый уровень лингвистической (языковой и речевой), коммуникативной и социокультурной компетенций для профессионально ориентированного изучения иностранного языка. Обучение студентов третьего курса проводилось в смешанном (гибридном) режиме — Blended Learning, предполагающем изучение дисциплины и в аудитории с использованием традиционных и компьютерных технологий, и онлайн на основе учебно-методических пособий кафедры по изучению иностранного языка для деловой коммуникации с использованием межпредметных связей по направлению профессиональной подготовки студентов.
Студентам был предложен выбор традиционной или проектной форм выполнения итогового задания, предусмотренных промежуточным зачетом: 89 % студентов выбрали презентацию, 11 % обучаемых выбрали традиционный путь получения зачета посредством опроса по пройденным темам, представленным в разделах учебного пособия и выполнение заданий проектной направленности в форме реферата или эссе. Полученные результаты анкетирования показали:
• достаточно высокий уровень мотивации студентов к выполнению более сложной, но креативной деятельности (59 %);
• готовность творчески раскрыть свой потенциал (55 %);
• желание работать креативно с целью представления аудитории новых идей по проблеме проекта (37 %);
• готовность принять участие в интересной дискуссии в процессе обсуждения проекта в студенческой группе (65 %).
Также студентам был предоставлен выбор формы представления проекта:
1. Индивидуальный — выбрали 45 %.
2. Групповой: количество участников 2-3 — выбрали 35 %; количество участников 4-5 — выбрали 20 %.
Данный пункт позволяет говорить о том, что студенты видят проектную работу более эффективной, если она выполняется индивидуально по следующим причинам:
1. На третьем курсе студенты, находясь в режиме онлайн обучения, еще не имеют хорошо налаженного процесса общения со сверстниками (42 %).
2. Студенты надеются только на себя в процессе планирования и выполнения проектной деятельности, так как не уверены, что одногруппники, при условии работы в команде, смогут ответственно выполнить распределенные обязанности по реализации проекта (58 %).
Следует отметить, что желание студентов принять участие процессе обсуждения проекта в студенческой группе составляет 65 %, но желание выполнять проект индивидуально — 45 %.
Представление результатов проекта, исходя из полученных данных опроса, проводилось в аудитории (91 % студентов выбрали офлайн формат).
По результатам деятельности с использованием проектного метода был проведен опрос студентов в форме анкетирования на основе следующих показателей, характеризующих мотивацию обучаемых к созданию проектов в процессе изучения дисциплины «Иностранный язык для деловой коммуникации» (в %):
• «повышение уровня сформированности составляющих профессиональной компетенции средствами иностранного языка (ключевых компетенций по направлению специальности студентов, а также исследовательской, информационно-технологической, читательской) в процессе поиска, обработки материала, анализа проблемы, творческого подхода к инновационному видению рассматриваемой проблемы» — 72 %;
• «развитие лингвистической (речевой, языковой) и коммуникативной компетенций, навыков чтения и письма в процессе профессионально ориентированной дискуссии, деловой тематической игры» — 47 %;
• «повышение самооценки студентов, личностных качеств, развитие навыков успешного социокультурного общения на иностранном языке, формирование чувства успешности и положительного академического настроения по результатам качественно выполненной работы, повышение мотивации к изучению иностранного языка и предметов по направлению специальности» — 69 %;
• «осознание значимости проектной деятельности и приобретенных навыков и умений, в том числе и на иностранном языке, для способности и готовности к дальнейшей деятельности по специальности, карьерного роста и профессионального признания» — 83 %.
Оценивание представленных студентами проектов производилось как преподавателем, так и студентами по следующим критериям:
• полнота раскрытия темы, содержания, использование дополнительных материалов;
• применение интерактивных методов, инновационный подход к представлению проблемы, использование различных дополнительных средств и раздаточного материала;
• качество оформления проекта в форме презентации;
• качество устного представления проблемы;
• уровень активности участвующих в обсуждении проекта студентов;
• соответствие графику выполнения заданий и сдачи в процессе индивидуальной или групповой работы над проектом.
Проведенное исследование показало, что студенты мотивированы к творческому выполнению заданий с использованием метода проектов, готовы работать творчески, большинство обучаемых осознает междисциплинарную значимость развития навыков
проектной деятельности для осуществления профессиональных достижений в своей будущей деятельности [5].
Заключение
Исследовательский проект уже несколько лет остается актуальной формой деятельности студентов, направленной на интеграцию теоретических знаний и практических умений и навыков обучаемых, формирование необходимых для эффективной подготовки выпускников вуза компетенций. Применение метода проектов способствует творческому самовыражению личности студентов, развитию их креативного мышления в междисциплинарном пространстве вуза.
Проектная деятельность в процессе изучения дисциплины «Деловой иностранный язык» реализует профессиональные интересы студентов средствами иностранного языка, мотивирует к осуществлению общения по специальности на иностранном языке. Результаты опроса показали, что студенты отдают предпочтение дискуссии в аудитории, несмотря на то, что в онлайн формате проще прочитать текст доклада к презентации, тогда как представление проблемы устно в аудитории требует дополнительной профессиональной и лингвистической подготовки. В этой связи оптимальным может быть режим смешанного обучения с использованием компьютерных технологий офлайн и онлайн в процессе подготовки проектов.
Исследовательский тип проекта по направлению специальности повышает мотивацию студентов к проведению дискуссий, ролевых тематических игр, заседаний «круглого стола». Применение метода проектов в процессе изучения дисциплины «Деловой иностранный язык» способствует профессиональному и личностному развитию студентов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Хацринова О.Ю., Павлова И.В. Project Based Learning: from school to university / О.Ю. Хацринова, И.В. Павлова // Казанский педагогический журнал. — 2021. — URL: https://www.researchgate.net/publication/357738061 Project Based Learning from school to university. — DOI: 10.51379/KPJ.2021.150.6.008 (дата обращения 05.01.2023).
2. Михайлова Г.И. (2022). Эффективность метода проектов в обучении иностранному языку в вузе / Г.И. Михайлова // Тенденции развития науки и образования. URL: https://www.researchgate.net/publication/358586561 Effektivno st metoda proektov v obucenii inostrannomu azyku v vuze. — 81. 73-76. DOI: 10.18411/trnio-01-2022-145 (дата обращения 05.01.2023).
3. Максаев А.А. О применении метода проектов в процессе обучения в условиях современной социокультурной среды / А.А. Максаев, Э.А. Арустамов // Мир науки. Педагогика и психология. — 2019. — № 1. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/74PDMN119.pdf (дата обращения: 08.02.2023).
4. Essien А.М. The effects of project-based learning on students' English language ability / Аbigail Melad Essien // The International Academic Research Conference in Vienna. Proceeding ICBTS. — Viena. 2018. — Pp. 435-443. — URL: http://www.ijbts-iournal.com/images/main 1366796758/66)%20VI18-1142 Full%20Paper-Abigail%20Melad%20Essien.pdf (дата обращения: 08.02.2023).
5.
6.
7.
8.
9.
10. 11.
12.
Beckett G., Slater T. (Eds.). Global Perspectives on Project-Based Language Learning, Teaching, and Assessment: Key Approaches, Technology Tools, and Frameworks (1st ed.) / G. Beckett, T. Slater. — 2019. — Routledge. — 304 p. — URL: https://doi.org/10.4324/9780429435096 (дата обращения: 08.02.2023).
Браженец К.С., Нешта Е.А. Потенциал мультимедийных и цифровых технологий для проведения проектной деятельности на иностранном языке в техническом вузе / К.С. Браженец, Е.А. Нешта // Тенденции развития науки и образования. — 2021. — URL: https://www.researchgate.net/publication/352734466 Potencial multi medijnyh i cifrovyh tehnologij dla provedenia proektnoj deatelnosti na inostrann om azyke v tehniceskom vuze. — 72. 36-39. DOI: 10.18411/lj-04-2021-136 (дата обращения: 08.02.2023).
Глушко Наталья, Карцева Екатерина. Foreign language teaching with e-learning online system: far eastern federal university's experience / Наталья Глушко,
Екатерина Карцева // Tomsk state pedagogical university bulletin. — 2021.--URL:
https://www.researchgate.net/publication/354341631 FOREIGN LANGUAGE TEA CHING WITH E-
LEARNING ONLINE SYSTEM FAR EASTERN FEDERAL UNIVERSITY%27 S EXPERIENCE. — 7-17. DOI: 10.23951/1609-624X-2021-5-7-17 (дата обращения: 16.02.2023).
Назарова Н.А. Гибридный формат обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей. / Н.А. Назарова // Тенденции развития науки и образования. — 2022. — URL: https://www.researchgate.net/publication/369515886 Gibridnyj format obucenia inostrannomu azyku studentov neazykovyh specialno stej. — 91. 141-144. DOI: 10.18411/trnio-11-2022-47 (дата обращения: 16.02.2023).
Glotova Aleksandra. Организация групповой работы студентов в условиях онлайн-обучения в системе высшей школы. The issues of online group learning in higher education / Aleksandra Glotova // Prepodavatel XXI vek. — 2021. — URL: https://www.researchgate.net/publication/350855434_Organizacia_gruppovoj_raboty
studentov v usloviah onlajn-obucenia v sisteme vyssej skoly THE ISSUES OF ONLINE GROUP LEARNI NG IN HIGHER EDUCATION — 1. 122-132. DOI: 10.31862/2073-9613-2021-1122-132 (дата обращения: 10.02.2023).
Дьюи Д. Психология и педагогика мышления / Д. Дьюи / Пер. с англ. Н.М. Никольской // Совершенство. — М. — 1997. — 208 с. — URL: https://pedlib.ru/Books/2/0136/2 0136-1.shtml (дата обращения: 02.02.2023).
Полат Е.С. Метод проектов: история и теория вопроса / Е.С. Полат // Школьные технологии. Издательский дом «Народное образование». — 2006. — № 6. — С. 43-47. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=9453683 (дата обращения: 10.02.2023).
Борискова И.В. Метод проектов как средство разработки и внедрения педагогических инноваций / И.В. Борискова // Международный журнал экспериментального образования. — 2012. — № 4-2. — С. 51-53. — URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=3958 (дата обращения: 09.02.2023).
14.
15.
16.
Холошня Татьяна. Использование метода проектов в самостоятельной работе студентов. // New computer technology / Татьяна Холошня. — 2013. — URL: https://www.researchgate.net/publication/359483403 Ispolzovanie metoda proektov v samostoatelnoj rabote studentov. — 5. 96-97. DOI: 10.55056/nocote.v5i1.102 (дата обращения: 25.02.2023).
Башкирова О.А. Значимость метода дискуссии при обучении иностранному языку // Тенденции развития науки и образования / О.А. Башкирова. — 2022. — URL: https://www.researchgate.net/publication/359296561 Znacimost metoda disku ssii pri obucenii inostrannomu azyku. — 82. 8-11. DOI: 10.18411/trnio-02-2022-184 (дата обращения: 26.02.2023).
Николаева Н.Т. Роль учебной дисциплины «Деловой иностранный язык» в формировании межкультурной компетенции магистрантов / Н.Т. Николаев // Тенденции развития науки и образования. — 2021. — URL: https://www.researchgate.net/publication/357296875 Rol ucebnoj discipliny Delov oj inostrannyj azyk v formirovanii mezkulturnoj kompetencii magistrantov. — 79. 114-117. DOI: 10.18411/trnio-11-2021-168 (дата обращения: 26.02.2023).
Монастырская Е.А. Проектно-исследовательская деятельность студентов вуза в межкультурном профессиональном взаимодействии в условиях новых технологий / Е.А. Монастырская, Н.В. Дерябина // Мир науки. Педагогика и психология. — 2022. — № 2. — URL: https://mir-nauki com/PDF/36PDMN222.pdf (дата обращения: 08.02.2023).
Dmitrieva E.V. The pedagogical factors of the development of the students professional outlook / E.V. Dmitrieva // "The Seventh International Conference on Eurasian scientific development". Proceedings of the Conference (November 30, 2015). "East West" Assosiation for Advanced Studies and Higher Education GmbH. — Vienna. — 2015. — 265 p. — Pp. 83-85.
Dmitrieva Ekaterina Vladimirovna
Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia Institute of Philology, Journalism and Intercultural Communication
E-mail: [email protected] RSCI: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=9l2404
The role of project activities in the process of studying the discipline "Foreign language for business communication" by students of non-linguistic specialties of the university
Abstract. The article discusses the importance of applying the project method in the process of studying the discipline "Foreign language for business communication" in order to increase the level of foreign language professional competence formation of non-linguistic specialties students of the university. Project activity is regarded as motivating students to intensify independent activity, creative self-expression and thinking, to develop professionally oriented interests, individual personal qualities, and awareness of success in achieving results. An analysis of theoretical and legal sources suggests that the current stage of educational technologies development contributes to the search for innovative ways to improve the project activities of future engineering graduates. The project methodology at the university in the process of studying a professional foreign language is relevant as it is aimed at integrating the development of foreign language skills and professional competencies of students, which are important for increasing the level of motivation to study the disciplines of technical and humanitarian cycles. The purpose of the article is to consider the specifics of the organization and directions for the project activities development in the process of studying a foreign language for professionally oriented communication by students of non-linguistic specialties. The concept of "project activity of students of non-linguistic specialties of the university" has been clarified. The author's consideration of the process of organizing the design and research activities of students in the direction of their professionally oriented specialty is proposed, taking into account the features of the modern stage of education development in the mode of blended learning. The importance of using such forms of project activity as teamwork, business thematic game, discussion of project issues in the form of round table discussions is considered, the stages of students' project activity are analyzed. The paper emphasizes the need to strengthen interdisciplinary and personality-oriented approaches to the organization of effective project activities, depending on the specifics of the level organization of the Higher Education environment. The author of the article conducted a survey of students of non-linguistic specialties of the Southern Federal University in order to identify motivating factors in the process of implementing project activities. The material of the article can be used to improve the process of organizing work on a project for the professional development of students by means of a foreign language.
Keywords: project activity; foreign language professional competence; Higher education; students of non-linguistic specialties of the university; Blended Learning; discipline "Foreign language for business communication"; interdisciplinary approach; individual educational trajectories
49PDMN123