Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ: КОНКУРС ДРАМАТИЗАЦИЙ'

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ: КОНКУРС ДРАМАТИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
23
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КОНКУРС ДРАМАТИЗАЦИЙ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шишмолина Елена Петровна, Николаева Ольга Олеговна

Статья посвящена проблеме формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов неязыковых специальностей. Целью статьи является описание практического опыта проведения конкурса драматизаций на иностранном языке как одного из педагогических инструментов формирования данной компетенции у студентов нелингвистических специальностей. Авторы анализируют преимущества различных подходов к обучению иностранному языку и делают вывод о необходимости их комбинирования в интересах достижения поставленных целей обучения. Обосновывается важность поиска эффективных инструментов формирования иноязычной коммуникативной компетенции, способствующих также повышению мотивации студентов к изучению иностранных языков. Выявляются возможности личностно ориентированного подхода к обучению иностранному языку, приводится классификация личностно ориентированных концепций. Отмечается актуальность и результативность применения модели обучения на основе сочетания данного подхода с технологиями проектного и проблемного обучения. В качестве методологической основы организации обучения иностранному языку в вузе предлагается использовать концепцию, предполагающую расширение границ малой социальной группы, выход студентов за рамки ограниченного количества собеседников в общении и создание нового языкового пространства, условия которого моделируют максимально приближенные к реальной профессиональной или академической жизни ситуации. Практическая значимость проведенного исследования заключается в описании данной модели обучения на примере проведения конкурса драматизаций на иностранном языке. Представлены этапы работы студентов, а также показан потенциал и многоаспектность содержания их деятельности. Отмечена роль самостоятельной работы студентов при подготовке проекта драматизации. Полученные в ходе многолетнего использования данного педагогического инструмента в обучении студентов данные позволили авторам сделать вывод о его эффективности для формирования иноязычной коммуникативной компетенции. Указывается на широкие возможности данного педагогического инструмента, позволяющего студентам оказаться в ситуации успеха, для студентов, которые демонстрируют невысокие результаты в учебной деятельности на практических занятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шишмолина Елена Петровна, Николаева Ольга Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PEDAGOGICAL TOOLS FOR THE FOREIGN LANGUAGES TEACHING TO NON-LINGUISTIC STUDENTS: DRAMA COMPETITION

The article is devoted to the problem of non-linguistic students foreign language communicative competence shaping. The aim of the article is to describe the practical experience of a drama competition in a foreign language as one of the pedagogical means of forming this competence among students of non-linguistic specialties. The article analyzes the advantages of different approaches to foreign language teaching and makes a conclusion about the necessity of combining them in order to achieve the goals of teaching. The article highlights the importance of searching for the most effective means of foreign language communication competence building, which would increase students' motivation for learning foreign languages. The possibilities of student-centered approach to foreign language teaching are identified and the classification of personality-centered concepts is given. The relevance and effectiveness of the model based on the combination of this approach with the technologies of project and problem-based learning are noted. The methodological basis of foreign languages teaching in higher education is the concept of expanding the boundaries of a small social group; students go beyond the limited number of interlocutors in communication and create a new language community, the conditions of which simulate as close to real professional or academic life situations. The practical significance of the conducted research lies in the description of the teaching model with a drama competition in a foreign language. The stages of students' work are presented; the potential and multidimensionality of their activities content are shown. The role of students' independent work in preparing a drama project is highlighted. The data obtained in the course of many years of using this pedagogical tool in teaching students allows the authors to make a conclusion about its effectiveness in forming foreign language communicative competence. It is noted that this pedagogical tool allows students who show poor results in learning activities in practical classes to find themselves in a situation of success.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ: КОНКУРС ДРАМАТИЗАЦИЙ»

9. Тишко, А.Б. История преподавания иностранных языков в России / А.Б. Тишко, Н.В. Шилова // Лингводидактика и лингвистика в вузе: традиционные и инновационные подходы: Сборник научных статей по материалам IV Международной научно-практической конференции, Ярославль, 20-21 мая 2022 года. - Ярославль: Ярославский государственный технический университет, 2022. - С. 109-113

10. Шилова, Н.В. Интернет-технологии на занятиях по иностранному языку в вузе / Н.В. Шилова // Язык и общество. Диалог культур и традиций: Сборник материалов научной конференции, Ярославль, 01-31 марта 2022 года. - Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2022. - С. 296-301

11. Шилова, Н.В. Преимущества и недостатки использования Интернета на занятиях по иностранному языку в вузе / Н.В. Шилова, А.Е. Купцов // Современные тенденции в преподавании иностранных языков в неязыковом вузе: сборник статей XVI Международной научно-практической конференции, Красноярск, 19 мая 2022 года. - Красноярск: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева", 2022. - С. 122-124

Педагогика

УДК 372.881.1

кандидат педагогических наук, доцент Шишмолина Елена Петровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Петрозаводский государственный университет» (г. Петрозаводск); старший преподаватель Николаева Ольга Олеговна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Петрозаводский государственный университет» (г. Петрозаводск)

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ: КОНКУРС ДРАМАТИЗАЦИЙ

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов неязыковых специальностей. Целью статьи является описание практического опыта проведения конкурса драматизаций на иностранном языке как одного из педагогических инструментов формирования данной компетенции у студентов нелингвистических специальностей. Авторы анализируют преимущества различных подходов к обучению иностранному языку и делают вывод о необходимости их комбинирования в интересах достижения поставленных целей обучения. Обосновывается важность поиска эффективных инструментов формирования иноязычной коммуникативной компетенции, способствующих также повышению мотивации студентов к изучению иностранных языков. Выявляются возможности личностно ориентированного подхода к обучению иностранному языку, приводится классификация личностно ориентированных концепций. Отмечается актуальность и результативность применения модели обучения на основе сочетания данного подхода с технологиями проектного и проблемного обучения. В качестве методологической основы организации обучения иностранному языку в вузе предлагается использовать концепцию, предполагающую расширение границ малой социальной группы, выход студентов за рамки ограниченного количества собеседников в общении и создание нового языкового пространства, условия которого моделируют максимально приближенные к реальной профессиональной или академической жизни ситуации. Практическая значимость проведенного исследования заключается в описании данной модели обучения на примере проведения конкурса драматизаций на иностранном языке. Представлены этапы работы студентов, а также показан потенциал и многоаспектность содержания их деятельности. Отмечена роль самостоятельной работы студентов при подготовке проекта драматизации. Полученные в ходе многолетнего использования данного педагогического инструмента в обучении студентов данные позволили авторам сделать вывод о его эффективности для формирования иноязычной коммуникативной компетенции. Указывается на широкие возможности данного педагогического инструмента, позволяющего студентам оказаться в ситуации успеха, для студентов, которые демонстрируют невысокие результаты в учебной деятельности на практических занятиях.

Ключевые слова: иноязычная коммуникативная компетенция, конкурс драматизаций на иностранном языке.

Annotation. The article is devoted to the problem of non-linguistic students foreign language communicative competence shaping. The aim of the article is to describe the practical experience of a drama competition in a foreign language as one of the pedagogical means of forming this competence among students of non-linguistic specialties. The article analyzes the advantages of different approaches to foreign language teaching and makes a conclusion about the necessity of combining them in order to achieve the goals of teaching. The article highlights the importance of searching for the most effective means of foreign language communication competence building, which would increase students' motivation for learning foreign languages. The possibilities of student-centered approach to foreign language teaching are identified and the classification of personality-centered concepts is given. The relevance and effectiveness of the model based on the combination of this approach with the technologies of project and problem-based learning are noted. The methodological basis of foreign languages teaching in higher education is the concept of expanding the boundaries of a small social group; students go beyond the limited number of interlocutors in communication and create a new language community, the conditions of which simulate as close to real professional or academic life situations. The practical significance of the conducted research lies in the description of the teaching model with a drama competition in a foreign language. The stages of students' work are presented; the potential and multidimensionality of their activities content are shown. The role of students' independent work in preparing a drama project is highlighted. The data obtained in the course of many years of using this pedagogical tool in teaching students allows the authors to make a conclusion about its effectiveness in forming foreign language communicative competence. It is noted that this pedagogical tool allows students who show poor results in learning activities in practical classes to find themselves in a situation of success.

Key words: foreign language communication competence, foreign language drama competition.

Введение. Глобальные вызовы, стоящие перед обществом на современном этапе, определяют чрезвычайно высокие требования, предъявляемые к уровню профессиональной компетенции выпускника вуза. Востребованы не только профессиональные знания, умения, инструменты и компетенции, которыми владеет человек (так называемые «жесткие навыки» / Hard Skills), но и универсальные для любой профессии навыки, которые зависят от личных качеств личности («гибкие навыки» / Soft Skills). К ним, в первую очередь относятся умение организовывать общение с другими людьми, эффективно управлять своим временем, креативно мыслить, нести ответственность за принятые решения, а также лидерство и способность работать в команде. Основу гибких навыков составляют коммуникативные умения, в формировании которых большой потенциал имеет дисциплина «Иностранный язык». Поскольку основной задачей методики обучения иностранным

языкам является реагирование на изменения, происходящие в обществе, исследователи ведут постоянный поиск эффективных инструментов достижения стоящих перед системой образования задач. Актуальность данного исследования определяется тем, что, согласно наблюдениям за организацией практического иноязычного обучения студентов нелингвистических направлений подготовки, до сих пор преподавателями зачастую используется грамматико-переводной метод с опорой на чтение, перевод, подробный анализ грамматических явлений и активное применение печатных учебных пособий. Данный подход, при котором преподаватель - не носитель языка в аудитории студентов-нелингвистов опирается только на учебник, словарь и аудиозаписи носителей языка, имеет свои преимущества и может использоваться на начальном этапе обучения неродному языку, поскольку позволяет значительно экономить время при обучении грамматике, семантизации лексики, а также при чтении текстов на языке оригинала. Тем не менее, нельзя не отметить его недостатки, к которым можно отнести сухость преподавания, однообразный, стандартный характер упражнений, зачастую пассивная роль обучающихся, а также полное отсутствие интерактивности и индивидуального подхода. Кроме того, в ситуации чрезмерного увлечения преподавателя грамматико-переводным методом не только редко представляется возможным достижение ощутимого эффекта, но может привести к формированию негативного отношения студента к предмету и снижению мотивации его изучения. В этой связи анализ многолетнего практического опыта, накопленного российскими педагогами в области обучения иностранному языку студентов высших учебных заведений, позволяет сделать вывод о необходимости комплексного применения традиционных и личностно-ориентированных методик. Цель статьи -представить описание личностно ориентированного обучения иностранному языку с использованием проектной технологии на примере участия студентов в конкурсе драматизаций и проанализировать потенциал данного обучения для развития иноязычной коммуникативной компетенции.

Изложение основного материала статьи. Для организации иноязычного обучения с позиций личностно ориентированного подхода релевантными являются выделяемые И.С. Якиманской следующие концепции существующих направлений личностно-ориентированного образования:

1. Согласно культурологическому подходу (Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич и др.): главная задача состоит в воспитании человека культуры через обращение к его внутреннему миру. Процесс воспитания реализует систему принципов, которые способствуют целостной социализации личности, овладевшей накопленной в процессе развития человечества культурой познания и поведения.

2. В соответствии с аксиологической концепцией (И.А. Колесникова, И.А. Зимняя, А.В. Петровский, И.Б. Котова и др.) в качестве основы для изучения социальных явлений рассматривается аксиологический подход, являющийся источником становления ЛОО. Первоочередную важность имеет способность к ценностному мышлению, которое дает возможность осознать ценности мира в целом и каждого человека в отдельности.

3. В рамках позиционно-дидактической концепции (В.В. Сериков, В.А. Петровский и др.) изучается природа индивидуума, способного занять определённую позицию, отражающую его отношение к явлениям окружающего мира, в том числе к самому себе. Базовым принципом обучения является моделирование личностно значимой для студента учебной, познавательной или жизненной ситуации.

4. Личностно-деятельная концепция (В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, В.В. Рубцов и др.) предусматривает разработку содержания образования, помогающего формированию теоретического мышления и его основных элементов (целеполагание, планирование, рефлексия). Работа обучаемых строится как «квазиисследовательская», выполняемые студентами роли распределяются с учетом личностных индивидуальных особенностей [5].

Выбор подходящей для организации обучения в вузе стратегии личностно ориентированного обучения определяется, в первую очередь, особенностями учебной дисциплины и направлением обучения студентов конкретной группы. Для формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов-нелингвистов большие возможности представляет личностно-деятельное направление. Обучение иностранному языку, в том числе в сфере профессиональной коммуникации, отличается особенностями условий неконтактного билингвизма, что выражается в сужении сферы общения на иностранном языке по сравнению с русским языком, уменьшении количества речевых партнёров, коммуникативных контактов и объёма продуцируемого высказывания в каждом из них. В этой связи возникает острая необходимость моделирования на занятиях условий, приближенных к естественным условиям языковой среды.

Достижение поставленной цели может обеспечить активное применение технологии проектного обучения, поскольку, во-первых, ее рамки позволяют обеспечить приближенные к условиям реального общения ситуации, в которых формируются и прочные и устойчивые речевых навыков и совершенствуются речевые умения. Во-вторых, в организации учебной деятельности учитывается ее «квазиисследовательский» характер, что определяет цели, мотивы, средства, и итоговые продукты деятельности. В-третьих, при распределении ролей учитываются индивидуальные особенностями и мотивы каждой отдельной личности. Немаловажным достоинством проектов на иностранном языке является достаточно большая доля самостоятельной индивидуальной или групповой работы студентов, что способствует развитию их умений самоорганизации, командной работы, соблюдения сроков предоставления проекта. Выбор профессионально значимой для обучающихся темы, языкового материала, типов и видов заданий, а также последовательность работы и форма наглядного представления результата осуществляется в соответствии с целью проекта.

К достоинствам использования проектов в иноязычном обучении относится также представление речевого материала в проблемном аспекте, что способствует активизации речемыслительной деятельности студентов и создает более естественную мотивированность общения. Отобранные в качестве содержания обучения проблемные задания, становятся личностно значимой содержательной основой общения, касаясь различных областей жизни и деятельности человека и отражая его внутренний мир [3]. Различные взгляды участников проекта на пути решения какой-либо проблемы обеспечивает развитие обсуждения и поиск общего результата. Кроме того, использование проблемных заданий в организации речевого материала и выполнение студентами групповых проектов помогает сформировать у них целый ряд необходимых и востребованных в современном мире компетенций, например, умение построения структурированных, логически верных и аргументированных речевых произведений в устной и письменной форме; стремление и готовность воспринимать особенности менталитета, культуры, обычаев и традиций других стран и народов, проявлять толерантность по отношению к различиям национального, расового, конфессионального характера; умение организовывать межкультурную коммуникацию; овладение культурой мышления, проявляющейся в способности воспринимать информацию и выполнять такие операции, как обобщение и анализ, а также умение ставить перед собой цель и выбирать наиболее эффективные пути ее достижения.

Следует отметить, что идеи проектного обучения в современной отечественной педагогике на протяжении долгого времени активно разрабатываются авторами (Е.С. Полат, В.В. Гузеев и др.) [2; 4], а основная цель технологии состоит в том, чтобы создать обучающимся условия для самостоятельного добывания знаний в ходе решения практических задач или проблем на основе интеграции знаний из различных предметных областей.

Конкретными примерами реализации личностно ориентированного подхода к обучению через применение технологии проектного обучения на занятиях по иностранному языку в вузе являются видеофильмы, снятые студентами гуманитарных факультетов ПетрГУ в формате документального репортажа, игрового или исследовательского сюжета, экскурсии по городу, судебного заседания, постановки произведений англоязычных писателей для конкурса драматизаций и т.д. Данные проекты обладают многоцелевой и многофункциональной направленностью, интегрируются в целостный процесс профессионального образования, обеспечивая наряду с овладением системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями возможность многостороннего развития личности.

Моделирование иноязычной обучающей среды в русле концепции личностно-ориентированного подхода к обучению имеет своей конечной целью обеспечить студентам нелингвистических специальностей более стрессовые и одновременно более естественные условия социализации на иностранном языке через систему регулярных внешних и внутренних конкурсов и экзаменов на английском языке. Достоинством данной модели является необходимость выхода студентов за рамки общения лишь во время занятия со своим преподавателем и одногруппниками, следовательно, покидают пределы привычной в психологическом плане малой социальной группы закрытого типа [1]. Кафедральная модель обучения предполагает выступление с докладами и презентациями на английском языке перед малознакомой или незнакомой аудиторией (например, во время проводимых с определенной периодичностью объединённых занятий, на которых студенты младших курсов выступают перед учащимися из других групп, или во время открытых общекафедральных экзаменов в формате междисциплинарной конференции). В этом случае студенты оказываются в ситуации, когда должны отвечать на вопросы малознакомых людей или отстаивать свою позицию (во время экзаменов в формате интервью или дебатов), а, значит, пользоваться языком в сугубо прагматичных целях: быть понятым, суметь убедить или проинформировать. Кроме того, преподаватели организуют для работы над различными проектами смешанные группы, включающие студентов разных курсов одного направления подготовки (магистранты и бакалавры), что позволяет развивать технологию наставничества, формировать компетенции командной работы, предоставляет возможность проявить лидерские качества.

В рамках описываемой модели обучения кафедра иностранных языков гуманитарных направлений ПетрГУ ежегодно проводит ряд межинститутских мероприятий, особой популярностью среди которых пользуется конкурс драматизации, который проводится в самом начале первого семестра их обучения в университете, традиционно в октябре. Данная технология представляет широкие преимущества при обучении иностранному языку, так как, будучи групповым взаимодействием, театрализованная постановка создаёт предпосылки для совместной деятельности студентов на изучаемом языке. Коллективная подготовка к выступлению предполагает деятельность студентов в соответствии с классической схемой этапов работы над проектом:

• этап 1 - погружение в проект: выбор темы, работа с текстом произведения, распределение ролей.

• этап 2 - написание сценария, проведение репетиций, подбор реквизита, музыкального сопровождения.

• этап 3 - презентация постановки на Фестивале.

• этап 4 - рефлексия, анализ полученных результатов, выводы для будущих проектов.

Несомненным плюсом включения в иноязычное обучение в вузе проекта по подготовке к конкурсу драматизаций является возможность для студентов лучше узнать самих себя, выявить свои скрытые потенции, переосмыслить свою роль и место в социальной группе. Кроме того, данный проект позволяет сформировать мотивацию к кооперации, воспитывает ответственность за себя и своих коллег по социальной группе и слаженную работу коллектива. Учет личностных особенностей каждого студента при распределении ролей обеспечил их участие в наиболее психологически комфортных формах групповой деятельности, например, отбор музыки, реквизита, создание причёсок и т.д. Изначально менее активные студенты постепенно попали под влияние энтузиазма своих однргруппников и включились в решение более сложных для себя задач, например, помощь в написании сценария, репетиция отдельных ролей в постановке и т.д.

Выводы. В заключение необходимо отметить, что вышеописанные методики не только повышают интерес студентов неязыковых направлений подготовки к английскому языку, но и формируют универсальные компетенции, крайне востребованные среди специалистов новой формации: коммуникативность, самоорганизованность, креативность, стрессоустойчивость, эффективность в выполнении поставленных задач, конкурентоспособность. Особо следует подчеркнуть, что социальный заказ современного общества на подготовку высококвалифицированных кадров приводит к неизбежной трансформации не только требований к студентам, но и к преподавателям, которые должны быть творческими, социально активными и конкурентоспособными, а также к применяемым методикам преподавания иностранных языков.

Результаты опроса, проведённого после конкурса драматизации среди студентов направления «Туризм», показали, что 25% первокурсников изначально были настроены скептически по отношению к данной форме творческой деятельности, испытывая неуверенность в себе, своих языковых знаниях и произношении, и, как следствие, чувство тревоги из-за боязни осуждения одногруппниками. После участия в конкурсе они отметили возросшую уверенность и выразили желание повторно участвовать в подобном мероприятии. Еще одним немаловажным результатом участия студентов в конкурсе постановок стало приобретение участниками уверенности в своих силах, появление желания к дальнейшей работе благодаря использованию личностно-ориентированной технологии. Студенты, которые демонстрировали довольно средние результаты в учебной деятельности на практических занятиях, получили возможность проявить себя, раскрывшись с неожиданной стороны, получив значительную мотивацию для изучения иностранного языка, пережив ситуацию успеха.

Таким образом, личностно ориентированное обучение иностранному языку студентов гуманитарных направлений подготовки с использованием технологии проектного обучения показало его эффективность для формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов, а также для повышения мотивации к изучению иностранного языка для профессиональных целей и осознания значимости своих компетенций для будущей профессиональной деятельности.

Литература:

1. Абрамова, И.Е. Фонетическая вариативность вне естественной языковой среды: дис. ... докт. филол. наук: 10.02.19 / Абрамова Ирина Евгеньевна. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет, 2013. - 404 с.

2. Гузеев, В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология / В.В. Гузеев. - Москва: Народное образование, 2000. - 240 с.

3. Пассов, Е.И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования: Концепция развития индивидуальности в диалоге культур: 5-11 кл. / Е.И. Пассов. - Москва: Просвещение, 2000. - 172 с.

4. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагог. вузов. системы повышения квалификации педагог. кадров / Е.С. Полат. - Москва: Издательский центр «Академия», 2001. - 272 с.

5. Якиманская, И.С. Концепция личностно ориентированного образования / И.С. Якиманская // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. Серия: общественные и гуманитарные науки. - Петрозаводск: Издательство ПетрГУ. - №5 (110) - 2010. - С. 36-40

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.