Научная статья на тему 'БЕЗОПАСНОСТЬ НА ЮЖНОМ КАВКАЗЕ В ОТНОШЕНИЯХ ГРУЗИИ С АРМЕНИЕЙ И АЗЕРБАЙДЖАНОМ'

БЕЗОПАСНОСТЬ НА ЮЖНОМ КАВКАЗЕ В ОТНОШЕНИЯХ ГРУЗИИ С АРМЕНИЕЙ И АЗЕРБАЙДЖАНОМ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
442
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРУЗИЯ / АРМЕНИЯ / АЗЕРБАЙДЖАН / ЮЖНЫЙ КАВКАЗ / БЕЗОПАСНОСТЬ / GEORGIA / ARMENIA / AZERBAIJAN / SOUTH CAUCASUS / SECURITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мачавариани Гурам Григорьевич

В данной статье автор рассматривает общую динамику, современное состояние, возможные перспективы и потенциальные проблемы во взаимоотношениях Грузии с Арменией и Азербайджаном. Объектом исследования в широком смысле является регион Южного Кавказа, имеющий стратегически важное значение как для вышеупомянутых стран, так и для крупнейших акторов международных отношений. Это обусловлено его географическим положением на границах с Россией, Турцией и Ираном, выходом к Черному и Каспийскому морям, богатыми природными ресурсами, возможностью транзита нефти, газа и других стратегических товаров из Центральной Азии, Китая, Индии и других стран в Европу. Южный Кавказ и Черноморско-Каспийский регион в целом в перспективе могут стать одним из ключевых звеньев в международных транспортных коридорах «Восток - Запад» и «Север - Юг». К числу основных факторов, оказывающих свое негативное влияние на региональную безопасность и общую ситуацию на Южном Кавказе автор относит: напряженность внутриполитической обстановки в странах региона, сложности становления государственности, развития обществ и экономик бывших советских союзных и автономных республик (охраняется конфронтация в отношениях Грузии с Абхазией и Южной Осетией, а также между Азербайджаном и Арменией из-за Нагорного Карабаха) и борьбу за влияние в регионе между странами Запада (в лице ЕС, США и России), а также между региональными державами: Ираном и Турцией. На примере отношений Грузии с Арменией и Азербайджаном в вопросе региональной безопасности в предлагаемом исследовании проанализированы ключевые процессы, формирующие основу политической повестки в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SECURITY IN THE SOUTH CAUCASUS IN GEORGIA'S RELATIONS WITH ARMENIA AND AZERBAIJAN

In this article, the author examines the general dynamics, current state, possible prospects and potential problems in Georgia's relations with Armenia and Azerbaijan. The object of research in a broad sense is the South Caucasus region, which is strategically important both for the aforementioned countries and for the largest actors in international relations. This is due to its geographical location on the borders with Russia, Turkey and Iran, access to the Black and Caspian Seas, rich natural resources, the possibility of transit of oil, gas and other strategic goods from Central Asia, China, India and other countries to Europe. The South Caucasus and the Black Sea-Caspian region as a whole in the future may become one of the key links in the international transport corridors "East-West" and "North-South". Among the main factors that have a negative impact on regional security and the general situation in the South Caucasus, the author considers: the tension in the internal political situation in the countries of the region, the complexity of the formation of statehood, the development of societies and economies of the former Soviet Union and Autonomous Republics (confrontation in the relations of Georgia with Abkhazia and South Ossetia, as well as between Azerbaijan and Armenia because of Nagorno-Karabakh) and the struggle for influence in the region between Western countries (represented by the EU, the USA and Russia), as well as between regional powers: Iran and Turkey. Using the example of Georgia's relations with Armenia and Azerbaijan on the issue of regional security, the proposed study analyzes the key processes that form the basis of the political agenda in the region.

Текст научной работы на тему «БЕЗОПАСНОСТЬ НА ЮЖНОМ КАВКАЗЕ В ОТНОШЕНИЯХ ГРУЗИИ С АРМЕНИЕЙ И АЗЕРБАЙДЖАНОМ»

Безопасность на Южном Кавказе в отношениях Грузии с Арменией и

Азербайджаном

Г. Г. Мачавариани

Центр исследований постсоветских стран, Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4271-4218 guram1984@hotmail.com

Аннотация. В данной статье автор рассматривает общую динамику, современное состояние, возможные перспективы и потенциальные проблемы во взаимоотношениях Грузии с Арменией и Азербайджаном. Объектом исследования в широком смысле является регион Южного Кавказа, имеющий стратегически важное значение как для вышеупомянутых стран, так и для крупнейших акторов международных отношений. Это обусловлено его географическим положением на границах с Россией, Турцией и Ираном, выходом к Черному и Каспийскому морям, богатыми природными ресурсами, возможностью транзита нефти, газа и других стратегических товаров из Центральной Азии, Китая, Индии и других стран в Европу. Южный Кавказ и Черноморско-Каспийский регион в целом в перспективе могут стать одним из ключевых звеньев в международных транспортных коридорах «Восток - Запад» и «Север -Юг». К числу основных факторов, оказывающих свое негативное влияние на региональную безопасность и общую ситуацию на Южном Кавказе автор относит: напряженность внутриполитической обстановки в странах региона, сложности становления государственности, развития обществ и экономик бывших советских союзных и автономных республик (охраняется конфронтация в отношениях Грузии с Абхазией и Южной Осетией, а также между Азербайджаном и Арменией из-за Нагорного Карабаха) и борьбу за влияние в регионе между странами Запада (в лице ЕС, США и России), а также между региональными державами: Ираном и Турцией. На примере отношений Грузии с Арменией и Азербайджаном в вопросе региональной безопасности в предлагаемом исследовании проанализированы ключевые процессы, формирующие основу политической повестки в регионе.

Ключевые слова: Грузия, Армения, Азербайджан, Южный Кавказ, безопасность.

The Security in the South Caucasus in Georgia's relations with Armenia and

Azerbaijan

Guram G. Machavariani

Center for Post-Soviet Studies, Moscow, Russia ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4271-4218 guram1984@hotmail.com

Abstract. In this article, the author examines the general dynamics, current state, possible prospects and potential problems in Georgia's relations with Armenia and Azerbaijan. The object of research in a broad sense is the South Caucasus region, which is strategically important both for the aforementioned countries and for the largest actors in international relations. This is due to its geographical location on the borders with Russia, Turkey and Iran, access to the Black and Caspian Seas, rich natural resources, the possibility of transit of oil, gas and other strategic goods from Central Asia, China, India and other countries to Europe. The South Caucasus and the Black Sea-Caspian region as a whole in the future may become one of the key links in the international transport corridors "East-West" and "North-South". Among the main factors that have a negative impact on regional security and the general situation in the South Caucasus, the author considers: the tension in the internal political situation in the countries of the region, the complexity of the formation of statehood, the development of societies and economies of the former Soviet Union and Autonomous Republics (confrontation in the relations of Georgia with Abkhazia and South Ossetia, as well as between Azerbaijan and Armenia because of Nagorno-Karabakh) and the struggle for influence in the region between Western countries (represented by the EU, the USA and Russia), as well as between regional powers: Iran and Turkey. Using the example of Georgia's relations with

Armenia and Azerbaijan on the issue of regional security, the proposed study analyzes the key processes that form the basis of the political agenda in the region.

Keywords: Georgia, Armenia, Azerbaijan, South Caucasus, security.

Грузия и Армения

Дипломатические отношения между Грузией и Арменией были установлены 17 июля 1992 г., Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности заключен в 2001 г.1 Несмотря на наличие более 80 совместных документов, политические векторы этих двух стран явно не совпадают: Грузия разорвала дипломатические отношения с Россией в 2008 г. в связи с августовской войной, является ассоциированным членом ЕС, сотрудничает с Азербайджаном и Турцией, участвует в проекте «Восточное партнерство», стремится к интеграции в Евросоюз и НАТО, тогда как Армения входит в ЕАЭС, у нее отсутствуют дипломатические отношения с Азербайджаном из-за конфликта в Карабахе, она является стратегическим союзником России на Кавказе. Отсутствие дипломатических отношений с Грузией мешают России полноценно развивать сотрудничество с Арменией, что объективно ослабляет эту страну, являющуюся главным партнером России на Южном Кавказе.

Между Грузией и Арменией осуществляется регулярный политический диалог на двустороннем и многостороннем уровне, установлены взаимовыгодные отношения в таких областях, как торговля, транспорт, энергетика, связь, туризм и т.д. Как записано в Концепции национальной безопасности страны, в региональной политике Грузия «стремится к углублению партнерских отношений с соседней Арменией на основе сотрудничества в сфере взаимных интересов» 2. Основными статьями импорта из Армении являются - продукты химической промышленности, электроэнергия, стальные трубы и другие сталелитейные конструкции, кофе, минеральные и газированные напитки, цемент. Экспорт из Грузии - продукты питания, пшеница, нефтепродукты и нефть, минеральные и

1 Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности 2001 г. URL: http://mfa.am/ru/country-by-country/ge/

2Концепция национальной безопасности Республики Грузия URL:

http://www.mfa.gov.ge/MainNav/ForeignPolicy/National SecurityConceptaspx

химические удобрения. Важное место занимает региональное сотрудничество в BSEC (Организация Черноморского Экономического сотрудничества) и INOGATE (Interstate Oil and gas transportation to Europe).

Армения находится в десятке крупнейших торговых партнеров Грузии. На Армению приходится 4,3% общего оборота. В январе-феврале 2015 г. осуществленная с Арменией торговля составила 60 млн долл. Из них доля экспорта была 19 млн долл., что в общем размере составляет 6%. Импорт составил 41 млн долл., что равен 3,7% 3. Это единственная страна, с которой у Грузии положительное торговое сальдо. Впечатляет динамика роста в сфере туризма. Армения лидирует среди туристических партнеров Грузии. В целом, в 2015 г. Грузию посетили почти полтора миллиона граждан Армении

4

В грузино-армянских отношениях проблемным является транспортное сообщение. Грузия является главной артерией для внешнеторгового грузооборота Армении. По территории Грузии проходит газопровод, обеспечивающий Армению российским газом. 70% торговли Армении осуществляется через территорию Грузии. Между Арменией и Грузией действует железная дорога, по которой экспортируется большая часть армянских товаров.

Новые возможности для развития грузино-армянского экономического сотрудничества раскрываются благодаря проекту, осуществляемому Евросоюзом в рамках «Восточного партнерства». Для углубления территориального сотрудничества двух стран Евросоюз выделил почти 400 тыс. евро на финансирование 8 проектов. Кроме туризма и экологии, финансирование Евросоюза получили проекты, ориентированные на экономическое сотрудничество и культурные

3Армения - в десятке крупнейших торговых партнеров Грузии. URL: http://www.panarmenian.net/rus/news/189764/ 4 В 2015 г. Грузию посетило рекордное количество туристов. URL: http://minval.az/news/123543230

связи. Сотрудничество между Грузией и Арменией на протяжении многих лет развивалось динамично. Положение может измениться в связи с вхождением Армении в ЕАЭС, тогда как Грузия подписала с Евросоюзом соглашение о свободной торговле. Если с политической точки зрения никаких проблем не ожидается, то в сфере таможенного контроля могут возникнуть сложности, хотя до настоящего времени никаких спорных вопросов между двумя странами не возникало.

В Грузии по переписи 1989 г. проживало 437211 армян, по переписи 2014 г. это число сократилось до 168102. Большинство армян населяет приграничную с Арменией и Турцией область - Самцхе - Джавахети. Через ее территорию проходят стратегически важные магистрали: нефтепровод Баку - Тбилиси - Джейхан, газопровод Баку - Тбилиси -Эрзерум и железная дорога Баку - Тбилиси - Карс. В Джавахети также находится курорт Боржоми с заводами по производству минеральной воды. Уже только эти обстоятельства предопределяют жизненную востребованность района для Грузии. По переписи населения 2014 г. из 160504 жителей

Боржоми: 77498 - грузины, а 81089 - армяне

1

Армянское население Самцхе -Джавахети обеспокоено стремлением Грузии вступить в НАТО. Также крайнюю тревогу вызывает перспектива переселения из Турции в данный регион нескольких десятков тысяч турок - месхетинцев.

Строительство Центра начальной военной подготовки в Ахалкалаки, осуществляемого Грузией совместно с Азербайджаном и Турцией, стало предметом обсуждений в армянском политическом сообществе, а также среди местных активистов. Как отмечают в правительстве Грузии, данный объект особенно важен как для безопасности Грузии, так и для охраны трубопроводов, доходы от которых являются основными статьями национального бюджета Грузии.

По мнению лидера действующей в Джавахетии партии «Вирк» Д. Растакяна, военная база в Ахалкалаки нужна правительству Грузии для решения проблем с

местным армянским населением, которое требует статус регионального для армянского языка на первом этапе, а затем предоставление расширенной автономии, что представляет собой элементарный вопрос прав человека2. По заявлению члена фракции республиканской партии Парламента Армении, председателя движения «Джавахк» Ш. Торосяна, в случае присоединения Грузии к блоку НАТО на грузинской территории появятся натовские военные базы, курировать которые, скорее всего, будет Турция - форпост НАТО на Ближнем Востоке 3. По мнению лидера джавахкской диаспоры России А. Арабяна, это усугубит проблему армянского населения Грузии, которое будет вынуждено либо эмигрировать, либо отделиться от Грузии, хотя осложнение отношений с Грузией ни в коей мере не устраивает Ереван, поскольку он может лишиться единственной сухопутной дороги в Россию4. После Карабахского конфликта Армения находится в географическом, транспортном и энергетическом тупике, поскольку вся внешняя политика Азербайджана построена на отстранении Армении от региональных проектов Южного Кавказа.

В настоящее время Армения находится под пристальным вниманием США. После того, как президент Б. Обама опубликовал проект бюджета на 2017 финансовый год в феврале 2016 г. Комитет Ай Дат 5 обратился к властям США с требованием увеличить размер финансовой помощи, оказываемой Армении и Нагорному Карабаху, а также укрепить армяно-американские торговые связи. По предложению Б. Обамы, Армении, в качестве экономической помощи, должно быть предоставлено 22,412 млн. долл., эта

1 Население Самцхе - Джавахети сократилось на 47 тысяч. URL: http://sknews.ge/index.php?newsid=8550

2 Грузинская пресса о Джавахетии. URL: http ://sknews.ge/index.php?newsid=3432#sthash. qXVp2i C5.dpuf

3 Грузинская пресса о Джавахетии. URL: http ://sknews.ge/index.php?newsid=3432#sthash. qXVp2i C5.dpuf

4 Грузинские танцы на турецких углях URL: http ://www.segodnia.ru/content/121234

5 Комитет Ай Дат (в переводе с армянского «Армянский суд») - специальные комиссии, созданные Армянской Революционной Федерацией Дашнакцутюн (АРФД), одной из главных целей которой является создание Свободной, Независимой и Объединенной Армении, включающей территории, обозначенные Севрским договором.

сумма на 22% больше средств, выделенных в 2015 г. Для сравнения, Азербайджану президент США предложил предоставить 10936 млн. долл.1 Кроме того, США предоставит Армении более 3 млн долл. на развитие военных и правоохранительных систем 2.

Взамен США ждут от Армении выполнения ряда условий: выведение со своей территории российской военной базы, установление контроля над вооруженными силами Армении, принятие плана поэтапного перевода вооруженных сил на стандарты НАТО; использование ВВС США аэродромов Армении3. Все это свидетельствует, возможно, об еще одном столкновении интересов США и России на Южном Кавказе.

В мае 2016 г. в Грузии прошли военные учения «Noble Partner-2016» («Достойный партнер») с участием 650 военнослужащих из США, 500 из Грузии и 150 военных из Великобритании. В маневрах участвовали американские танки Abrams M1A2 и самолеты C-130 4. Грузинские эксперты связывают эти учения с нагорно-карабахским конфликтом. Они считают, что в случае его возобновления Россия, как союзник Армении по ОДКБ, сделает выбор в пользу Еревана, а на сторону Азербайджана в сфере безопасности уже давно встала Турция В случае активизации военных действий России понадобится коридор для снабжения своей военной базы в Гюмри. Согласие Грузии на предложение России предоставить ей коридор будет означать фактическую поддержку Армении. Гру-

1 США помогут Армении улучшить экономическое состояние. URL: http://fmgnews.info/48668-ssha-pomogut-armenii-uluchshit-ekonomicheskoe-sostoyanie.html

2Палата представителей США рассмотрит приоритеты внешней помощи Армении URL: http://www.panarmenian.net/rus/news/215298/Палата_п редставите-

лей_США_рассмотрит_приоритеты_внешней_помощ и_Армении; http://novostink.ru/armenia/161095-

pomosch-ssha-armenii-vozrastet-na-22-v-2017-godu-cel-snizit-uroven-ekonomicheskoy-zavisimosti-ot-rf. html#ixzz4BZ sBrlHX

3 Мурадян И. О политической динамике в регионе Южного Кавказа URL:

http://cyberleninka.ru/article/n/o-politicheskoy-dinamike-v-regione-yuzhnogo-kavkaza

4Грузия ответила на российскую критику военных учений с США. URL:

http://polit.ru/news/2016/05/07/nato_georgia /

зия, скорее всего, изберет нейтральную позицию и попытается заручиться поддержкой НАТО и ЕС.

Это, безусловно, испортит ее отношения с Азербайджаном и Турцией. Напомним, что 19 апреля 2011 г. решением парламента Грузии было расторгнуто соглашение о предоставлении Грузией транзита через свою территорию для персонала и военных грузов, предназначенных для российской базы в Гюмри.

Грузинские эксперты считают, что перманентное состояние войны в Нагорном Карабахе представляют значительную угрозу для перспективы регионального развития Южного Кавказа и непосредственно для Грузии, которая находится перед возможными угрозами экономического кризиса, ухода иностранных инвесторов и возможного притока беженцев.

В числе угроз в случае возобновления конфликта также называется терроризм. Во время первой войны в Нагорном Карабахе на территории Грузии был подорваны: газопровод, снабжающий Армению газом, пассажирский поезд Тбилиси - Ереван, взрывались заминированные автобусы и т.д. Были жертвы среди мирного населения 5.

Таким образом, развитие двусторонних отношений с Арменией имеет для Грузии большое значение не только с точки зрения экономики, но и политической стабильности и баланса сил на Южном Кавказе. Одновременно, Грузия рассматривает партнерство с Арменией как возможность реализации альтернативных проектов в экономической сфере, таких как тройственные отношения с Арменией и Ираном в экономической сфере. Между Грузией, Арменией и Ираном оформлен меморандум о взаимопонимании, согласно которому достигнуто принципиальное соглашение о получении из Ирана через Армению электроэнергии. В свою очередь, Россия заинтересована укреплять свое присутствие в грузино-иранских энергетических программах. Развитие грузино-российских и грузино-иранских отношений может оказаться плодотворными также и

5 Риски и угрозы Грузии. URL: http://www.radiotavisupleba.ge/content/sakartvelos-saprtkheebi/27653501 .html

для Армении, поскольку она сможет стать транзитной страной. В случае, если данный проект осуществится, грузино - армянские отношения значительно укрепятся 1.

Грузия и Азербайджан

Дипломатические отношения между Грузией и Азербайджаном были установлены в 1992 г., подписаны Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности и Декларация о мире, безопасности и сотрудничестве в Кавказском регионе.

Важным внешнеполитическим событием в отношениях двух государств стало создание международной организации ГУАМ, в рамках которой рассматриваются вопросы транспортировки углеводородов на внешние рынки в обход России. Прокладка маршрутов через грузинскую территорию считается наиболее целесообразной с учетом конфликта Азербайджана с Арменией.

В 1998 г. в Баку состоялась учредительная конференция по программе TRASECA, в которой участвовали Грузия и Турция, на которой было заключено соглашение о строительстве основного экспортного нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан, Баку - Эрзерум2.

29 сентября 2001 г. во время визита Президента Э. Шеварднадзе в Баку президентами Азербайджана и Грузии было подписано «Соглашение между Азербайджанской Республикой и Грузией о транзите, транспортировке и продаже природного газа на и за пределами территории Азербайджанской Республики и Грузии посредством системы Южнокавказского трубопровода3, предусматривающее поставки и продажу газовых ресурсов с месторождения Шах-Дениз в Турцию. Тогда же Грузия отказалась от поставок российских энергоносителей и заключила договор о переходе на азербайджанский газ.

За счет поставок нефти и нефтепродуктов в Грузию товарооборот между двумя странами заметно увеличился и к 2003 г. превысил 100 млн. долл., что на тот период

1 Развитие армяно-грузинских отношений вызывает болезненную реакцию между Турцией и Азербайджаном URL: http://newsarmenia.am/news/politics

2Азербайджано-грузинские отношения за двадцать лет: эпизоды и тенденции. URL: http://casfactor.com/ru/expanalit/857.html

3 Там же.

считалось весьма внушительным показателем для двух стран.

В 2003 - 2004 гг. в азербайджано-грузинских отношениях в сложилась настолько благополучная ситуация, что почти одновременная смена президентов Азербайджана и Грузии практически не отразилась на характере взаимоотношений двух стран.

4-5 марта 2004 г. состоялся первый официальный визит президента Грузии М. Саакашвили в Азербайджан. В ходе встречи с И. Алиевым был подписан ряд совместных документов: Декларация между Азербайджанской Республикой и Грузией, Соглашение о сотрудничестве в сфере образования, Соглашение о сотрудничестве в информационной сфере. Намечены следующие политические линии: обеспечение безопасности нефтяных и газовых магистралей; укрепление двусторонних связей; установление политической стабильности и т.д. Но самой важной темой грузино-азербайджанского партнерства в тот период была идея строительства нефтепровода Баку - Тбилиси -Джейхан, на который обе страны возлагали большие планы, в особенности Грузия, находившаяся в тяжелом экономическом положении.

13 июля 2006 г. состоялась торжественная церемония открытия трубопровода Баку - Тбилиси - Джейхан. Во время теперь уже трехсторонней встречи президентов И. Алиева, М. Саакашвили и премьер-министра Турции Т.Р. Эрдогана данный факт был оценен в качестве успешного сотрудничества между Азербайджаном, Грузией и Турцией 4.

Отметим, что параллельно происходило ухудшение российско-грузинских отношений. Россия наложила эмбарго на экспорт грузинского вина и минеральной воды, что отрицательно отразилось на грузинском бизнесе. Грузия была вынуждена закупать энергоносители (газ и нефтепродукты) в Азербайджане, поскольку в ответ на торговое эмбарго она отказалась от закупки электроэнергии в России. В итоге, главными торговыми партнерами Грузии становятся

^Нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан им. Гейдара Алиева. Справка. URL:

https://ria.ru/economy/20090417/168381928.html

Турция и Азербайджан, чему в значительной степени способствуют совместные энергетические, транспортные и коммуникационные проекты. Грузия тесно сотрудничает с Азербайджаном в вопросах безопасности трубопроводов, а также в вопросах интеграции в Евросоюз и НАТО. Партнерство Грузии и Азербайджана в рамках ГУАМ, участие Азербайджана в «Европейской политике соседства» Евросоюза и программе НАТО «Партнерство ради мира», по мнению обеих сторон, способствует безопасности и формированию единой позиции по различным стратегическим вопросам. В 2007 г. объем запланированного бюджета составил уже около 1600-1700 млн долл., а товарооборот между Азербайджаном и Грузией вырос в два раза и перешел рубеж в 700 млн долл. США 1.

Августовский конфликт 2008 г. внес определенное охлаждение в грузино-азербайджанские отношения, поскольку партнерские отношения с Москвой для Баку всегда были одним из важнейших внешнеполитических приоритетов.

18 ноября 2008 г. между правительствами Азербайджана и Грузии был подписан Меморандум о транспортировке в Грузию азербайджанского газа. Согласно условиям Меморандума, в газораспределительную сеть Грузии было инвестировано 40 млн долл. Все это позволяло довести до 2010 г. долю компании на газовом рынке Грузии до 85% 2

Кроме глобальных энергетических, транспортных и коммуникационных проектов, Грузию и Азербайджан объединяло сотрудничество в транспортной сфере. Азербайджан выделил Грузии кредит в 775 млн долл. на совместный проект по открытию железнодорожного сообщения по маршруту Баку - Тбилиси - Карс3. Большую роль в реализации строительных проектов в Батуми также сыграли инвестиции Азербайджана. В рамках визита в 2009 г. М.Саакашвили

1Азербайджано-грузинские отношения за двадцать лет: эпизоды и тенденции. URL: http://russia-armenia. info/node/3745

2 Азербайджано-грузинские отношения. URL: http://lib.aliyev-heritage.org/ru/1407885.html

3 Что будет обсуждать Квирикашвили в Баку? URL:

http ://www.echo.az/article .php?aid= 104830

в Азербайджан был подписан ряд документов - о воздушном сообщении, о свободной торговле и т.д.

В результате развития азербайджано -грузинских отношений уже в 2012 г. Азербайджан вошел в первую пятерку стран по объему прямых инвестиций в Грузию, который составил 59 млн долл. или 7% от общего объема прямых инвестиций 4.

С 2012 г. сотрудничество Грузии и Азербайджана переходит на новый формат: к ним присоединяется Турция. Положено начало проведению совместных бизнес-форумов с участием министров экономики и министров иностранных дел трех стран. 8 июня 2012 г. на встрече в Трабзоне министрами иностранных дел Грузии, Азербайджана и Турции была подписана декларация, определившая направления сотрудничества в экономике, энергетике, инфраструктуре, транспорте, культуре и гуманитарной сфере 5.

Приход к власти осенью 2012 г. коалиции «Грузинская мечта» незамедлительно отразился на грузино-азербайджанских отношениях. Заняв пост премьер-министра Грузии, Б. Иванишвили высказался критически по поводу железнодорожного проекта Баку - Тбилиси - Ахалкалаки - Карс, подвергнув сомнению его целесообразность и высказав опасения насчет снижения роли грузинских черноморских портов в случае задействования проекта. В ответ азербайджанская сторона заявила о неприемлемости пересмотра проекта, реализация которого находилась в завершающей стадии. Также были высказаны мнения о пересмотре поставок азербайджанских энергоносителей на грузинский рынок ввиду их несоответствия коммерческим требованиям.

Впоследствии премьер-министр Грузии Б. Иванишвили фактически опроверг свое заявление. Формат сотрудничества двух стран существенных изменений не претерпел. Реализация совместных проектов продолжилась в соответствии с установленным графиком работ. Также сохранилась тради-

4Азербайджано-грузинские отношения за двадцать лет: эпизоды и тенденции. URL: http://russia-armenia. info/node/3745 5 Там же.

ция проведения трехсторонних бизнес-форумов и встреч министров иностранных дел и экономики Азербайджана, Турции и Грузии.

Уже в январе - сентябре 2013 г. товарооборот между Азербайджаном и Грузией превзошел 958 млн. долл., что составило 12,6% от общего объема внешнеторгового оборота Грузии 1. По этому показателю Азербайджан занял второе, после Турции, место. Ощутимо выросли азербайджанские инвестиции в грузинскую экономику, в особенности в сферу туризма.

27 октября 2014 г. в Грузии состоялись очередные президентские выборы, на которых победу одержал представитель правительственной коалиции «Грузинская мечта» Г. Маргвелашвили. В своих выступлениях он неоднократно подчеркивал, что Грузия должна стремиться к реализации своих национальных интересов посредством осуществления прагматичной и реалистичной внешней политики. Свой первый официальный визит он совершил в Азербайджан, где в выступлении отметил, что Азербайджан является для Грузии братской страной и стратегическим партнером. Также он заявил, что его правительство стремится к дальнейшему углублению двусторонних отношений.

Политическому и экономическому сотрудничеству Грузии и Азербайджана в немалой степени способствует развитие гуманитарного сотрудничества. В первую очередь, оно отражается на состоянии азербайджанской национальной диаспоры в Грузии. Согласно переписи населения 2014 г., в Грузии проживает около 233 тыс. этнических азербайджанцев. За прошедшие годы наблюдались и проблемные моменты, связанные с требованием Верховного меджлиса НААГ предоставить азербайджанскому языку государственный статус и объявить его государственным языком наравне с грузинским и абхазскими языками 2.

1Азербайджано-грузинские отношения за двадцать лет: эпизоды и тенденции. URL: http://russia-armenia. info/node/3745

2Азербайджанский язык получит статус государ-

ственного в Грузии? URL: http: //www. armtoday. info/default. asp?Lang=_Ru&News ID=8109&SectionID=0&RegionID=0&Date=01/20/2009 &PagePosition=1

Азербайджанская община считается самой крупной в Грузии. В четырех районах с центрами в Гардабани, Болниси, Дманиси и Марнеули численность азербайджанцев составляет абсолютное или относительное большинство: от 50% до 80%; и именно в этих районах периодически возникают предпосылки для роста социальной напряженности. О наличии проблем говорится в независимом экспертном докладе «Революция роз. Итоги» 3. По словам депутата парламента Грузии от партии «Грузинская мечта» А. Мамедова, при Саакашвили ущемление прав азербайджанцев Грузии достигло «невиданного размаха»: снизилось представительство азербайджанцев во всех структурах власти, в частности, в парламенте, закрылись азербайджанские школы и дошкольные учреждения. Была проведена земельная реформа, в ходе которой азербайджанские семьи получили лишь по 15 соток земли, в то время как среднестатистическая грузинская семья по тому же закону - 3-4 га

4

Конфликтные ситуации с азербайджанцами демонстрируют высокий уровень социальной напряженности в Грузии. Тем не менее ситуацию удалось стабилизировать. Министерства образования двух стран приступили к тесному сотрудничеству, реали-зовывая ряд проектов в частности, касающихся реабилитации школ и снабжению их учебниками. Целый ряд целевых программ в области гуманитарного сотрудничества были реализованы в Грузии при содействии Фонда Г. Алиева. По мнению экспертов, от того, каким образом новые власти будут выстраивать свою национальную политику и удастся ли им найти механизмы и методы для примирения конфликтующих сторон, зависит будущее правящей партии и в целом многонациональной Грузии.

Что касается межгосударственных отношений, Азербайджан сохраняет третью позицию в списке крупнейших внешнеторговых партнеров Грузии с долей 10,1% от всего объема внешней торговли, хотя в 2016

3 «Революция роз. Итоги». URL: http://politforumi.com/1302/vardebis-revolucia--shedegebi.html

4 Национальные окраины Грузии. URL: http://www.apn.ru/publications/article22381.htm

г. торговый оборот сократился на 33% по сравнению с прошлыми годами и составил примерно 53,3 млн долл. Объем экспорта из Грузии в Азербайджан также понизился на 87% и составил более 3,8 млн долл. - 3,1% от всего экспорта Грузии1. За январь 2016 г. по сравнению с январем прошлого года объем импорта из Азербайджана в Грузию сократился на 2,2% и составил 49,5 млн долл. - 12,2% от общего объема импорта Грузии. Объем импорта нефтяных газов и газообразных углеводородов (природный газ) за данный период составил 195 тыс. т на сумму 40,6 млн долл., что на 1,1 млн долл. больше, чем за январь 2015 г. За отчетный период из Азербайджана в Грузию было импортировано 13,3 тыс. т нефти и нефтепродуктов на сумму более 3,7 млн долл., что на 3 млн долл. меньше, чем за январь прошлого года 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Это связано с тем, что Азербайджан и Грузия в 2016 г. перешли на плавающий курс национальной валюты, в результате чего курс к доллару сильно понизился. По мнению экспертов, из-за сложившейся в регионе кризисной ситуации, возможно, существенно сократятся валютные поступления и в этом отношении в течение 2016 г. обе страны станут проводниками определенных рисков. В частности, сложившаяся ситуация значительно отразится на экспортоориенти-рованных предприятиях.

У Грузии с Азербайджаном имеется общая государственная граница. Несколько неправительственных природоохранных организаций опубликовало заключение о трансформации границы на Алазанском участке, где территориальные потери Грузии в пользу Азербайджана составили около 293 га3.

В целом Грузия стремится к углублению партнерских отношений с Азербайджаном и Арменией на основе осуществления в регионе крупных экономических проектов, которые, кроме экономической выгоды, имеют и функцию укреплениях региональной безопасности. В настоящее время угрозу миру на Южном Кавказе создает конфликт в Нагорном Карабахе. По мнению грузинской стороны, включение международного сообщества в разрешение этого конфликта будет способствовать углублению сотрудничества и укреплению стабильности в регионе. Большое значение придается в Грузии расширению двусторонних политических и экономических отношений с Арменией и Азербайджаном. Формирование общих подходов, общего рынка и создание единого экономического пространства очень важно для стабильности и благополучия Южного Кавказа.

1Сократился товарооборот между Азербайджаном и Грузией URL: http://fmgnews.info/46617-sokratilsya-tovarooborot-mezhdu-azerbaydzhanom-i-gruziey.html

2Торговый оборот Грузии с Азербайджаном падает URL: http://sputnik-

georgia.ru/economy/20160228/230383556.html

3Территориальные потери Грузии на границе с Азербайджаном составили 293 гектара - природоохранные организации URL:

http://www.blackseanews.net/read/14751

Список литературы

Внешняя политика стран СНГ. Москва, Аспект-Пресс, 2019.

Галоян Н.Г. Армяно-грузинские отношения в контексте региональной безопасности на Южном Кавказе // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2015. Т. 15. № 4. С. 120-131.

Курылев К.П., Галоян Н.Г., Станис Д.В., Бредихин А.В. Соблюдение баланса сил на Южном Кавказе // Мировая экономика и международные отношения. 2018. Т. 62. № 3. С. 108-118.

Курылев К.П., Мачавариани Г.Г. Внешняя политика Грузии на Южном Кавказе: 1991-2016 гг. Москва, Ленанд, 2019.

Мгалоблишвили В.И. "Кавказская" политика Республики Грузия // Вестник Забайкальского государственного университета. 2016. Т. 22. № 3. С. 68-75.

Месхия Н. Региональное измерение внешней политики Грузии на постсоветском пространстве // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2020. Т. 10. № 4 (61). С. 968973.

Милокост Л.С. Внешняя политика Республики Грузия в рамках Черноморско-Каспийского региона // Вестник Донецкого национального университета. Серия Б: Гуманитарные науки. 2018. № 3. С. 17-23.

Минасян С. Асимметричные отношения между Азербайджаном и Грузией // Центральная Азия и Кавказ. 2014. Т. 17. № 2. С. 56-66.

Турава Г.М. Грузино-азербайджанские отношения: вызовы стратегическому партнерству // Вестник гуманитарного образования. 2020. № 1 (17). С. 75-87.

Церетян Л.В. Развитие экономического сотрудничества Республики Армения и Грузии: возможности межрегиональных проектов // Регион и мир. 2016. Т. VI. № 1. С. 57-62.

References

Vneshnyaya politika stran SNG. Moskva, Aspekt-Press, 2019.

Galoyan N.G. Armyano-gruzinskie otnosheniya v kontekste regional'noj bezopasnosti na YUzhnom Kavkaze // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Mezhdunarodnye otnosheniya. 2015. T. 15. № 4. S. 120-131.

Kurylev K.P., Galoyan N.G., Stanis D.V., Bredihin A.V. Soblyudenie balansa sil na YUzhnom Kavkaze // Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya. 2018. T. 62. № 3. S. 108-118.

Kurylev K.P., Machavariani G.G. Vneshnyaya politika Gruzii na YUzhnom Kavkaze: 1991-2016 gg. Moskva, Lenand, 2019.

Mgaloblishvili V.I. "Kavkazskaya" politika Respubliki Gruziya // Vestnik Zabajkal'skogo gosudar-stvennogo universiteta. 2016. T. 22. № 3. S. 68-75.

Meskhiya N. Regional'noe izmerenie vneshnej politiki Gruzii na postsovetskom prostranstve // Vo-prosy nacional'nyh i federativnyh otnoshenij. 2020. T. 10. № 4 (61). S. 968-973.

Milokost L.S. Vneshnyaya politika Respubliki Gruziya v ramkah CHernomorsko-Kaspijskogo re-giona // Vestnik Doneckogo nacional'nogo universiteta. Seriya B: Gumanitarnye nauki. 2018. № 3. S. 17-23.

Minasyan S. Asimmetrichnye otnosheniya mezhdu Azerbajdzhanom i Gruziej // Central'naya Aziya i Kavkaz. 2014. T. 17. № 2. S. 56-66.

Turava G.M. Gruzino-azerbajdzhanskie otnosheniya: vyzovy strategicheskomu partnerstvu // Vestnik gumanitarnogo obrazovaniya. 2020. № 1 (17). S. 75-87.

Ceretyan L.V. Razvitie ekonomicheskogo sotrudnichestva Respubliki Armeniya i Gruzii: vozmozhnosti mezhregional'nyh proektov // Region i mir. 2016. T. VI. № 1. S. 57-62.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Мачавариани Гурам Григорьевич, Guram G. Machavariani, PhD, expert of

кандидат исторических наук, эксперт Цен- the Center for Post-Soviet Studies.

тра исследований постсоветских стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.