Научная статья на тему 'Интеграционные процессы на Южном Кавказе: некоторые особенности 2017 г'

Интеграционные процессы на Южном Кавказе: некоторые особенности 2017 г Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
85
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРЫ / FACTORS / ПОЛИТИКА / POLICY / ЭКОНОМИКА / ECONOMY / ЮЖНЫЙ КАВКАЗ / SOUTH CAUCASUS / РОССИЯ / RUSSIA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Саркисян С.Л., Харитонова Д.В.

В статье рассмотрены факторы, влияющие на развитие отношений стран Южного Кавказа: Азербайджана, Армении и Грузии с Россией. Уделено внимание внутриполитическому и внешнеполитическому развитию указанных государств в 2016-2017 гг. Авторы отмечают, что влияние России в регионе несколько нивелируется, несмотря на некоторые успехи в экономическом развитии с Арменией в рамках ЕАЭС, двусторонних торгово-экономических с Азербайджаном. Тем не менее в регионе наблюдается политическая и экономическая конкуренция со стороны США, ЕС и Североатлантического альянса, которая проявляется «европейской» составляющей политики не только Грузии, но и Армении. Исследователи рекомендуют проводить качественное аналитическое сопровождение для выстраивания грамотной российской внешней политики в стратегическом Южнокавказском регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION PROCESSES IN THE SOUTH CAUCASUS: SOME FEATURES OF 2017

In this article factors considered which to influence on development relations South Caucasus countries Azerbaijan, Armenia, Georgia with Russia. It accord special priority inside and foreign extensions this states in 2016-2017. Authors make the point that influence of Russia some few to level in spite of some successful of economic development with Armenia in EEU and economic relations with Azerbaijan. However, it exists in region the political and economic rivalry on the part of the United States, the EU and the North Atlantic Community. It is in evidence not only involvement «european» politics Georgia but and Armenia. Researchers recommend analytically investigation to bring along for trained Russian foreign police in the strategic southcaucasus region.

Текст научной работы на тему «Интеграционные процессы на Южном Кавказе: некоторые особенности 2017 г»

УДК 327, 322, 339

С. САРКИСЯН,

научный сотрудник отдела Кавказа Института стран СНГ

Д. ХАРИТОНОВА,

научный сотрудник отдела Кавказа Института стран СНГ

Ключевые слова:

факторы, политика, экономика, Южный Кавказ, Россия

S. SARKISYAN,

researcher of the Caucasus Department of the Institute of CIS countries

D. KHARITONOVA,

scientific officer of the Caucasus department of the Institute of CIS countries

Key words:

factors, policy, economy, South Caucasus, Russia

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ НА ЮЖНОМ КАВКАЗЕ: НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ 2017 Г.

В статье рассмотрены факторы, влияющие на развитие отношений стран Южного Кавказа: Азербайджана, Армении и Грузии с Россией. Уделено внимание внутриполитическому и внешнеполитическому развитию указанных государств в 2016-2017 гг. Авторы отмечают, что влияние России в регионе несколько нивелируется, несмотря на некоторые успехи в экономическом развитии с Арменией в рамках ЕАЭС, двусторонних торгово-экономических с Азербайджаном. Тем не менее в регионе наблюдается политическая и экономическая конкуренция со стороны США, ЕС и Североатлантического альянса, которая проявляется «европейской» составляющей политики не только Грузии, но и Армении. Исследователи рекомендуют проводить качественное аналитическое сопровождение для выстраивания грамотной российской внешней политики в стратегическом Южно-Кавказском регионе.

INTEGRATION PROCESSES IN THE SOUTH CAUCASUS: SOME FEATURES OF 2017

In this article factors considered which to influence on development relations South Caucasus countries - Azerbaijan, Armenia, Georgia with Russia. It accord special priority inside and foreign extensions this states in 2016-2017. Authors make the point that influence of Russia some few to level in spite of some successful of economic development with Armenia in EEU and economic relations with Azerbaijan. However, it exists in region the political and economic rivalry on the part of the United States, the EU and the North Atlantic Community. It is in evidence not only involvement «european» politics Georgia but and Armenia. Researchers recommend analytically investigation to bring along for trained Russian foreign police in the strategic southcaucasus region.

В 2017 г. определяющее влияние на отношения России с государствами Южного Кавказа — Азербайджаном, Арменией и Грузией — оказывали в основном следующие факторы:

— укрепление государственности, безопасности; поступательное развитие экономики Республики Абхазия и Республики Южная Осетия при всесторонней поддержке Москвы;

— продолжающийся Нагорно-Кара-бахский конфликт (НКК);

— нарастающее соперничество альтернативных военно-политических (НАТО и ОДКБ) и экономических (программа «Восточное партнерство» Европейский союз и ЕАЭС) интеграционных проектов;

— активизация региональной политики Турции.

На всех саммитах «Восточного партнерства» Азербайджан, Армению и Грузию интересовали по большому счету всего три основных вопроса:

а) принципиальная возможность и условия вступления, пусть и в неблизкой перспективе, государств —

участников программы в Европейский союз;

б) введение с ЕС безвизового режима;

в) увеличение финансирования отдельных программ и инициатив «Восточного партнерства» (больше Армению и Грузию).

Но только Грузия, которая в отличие от Армении и Азербайджана не рассматривала никаких альтернатив европейскому проекту интеграции, превратила решение этих вопросов в самоцель, подменив ими реальные политические и экономические ориентиры. Поэтому получение Грузией в марте 2017 г. ограниченного безвизового режима с ЕС было преподнесено благодаря активной кампании в СМИ и воспринято обществом страны как величайшее достижение и фактическое вхождение в «европейскую семью».

Как следствие, позиция Тбилиси по статусу и реинтеграции Абхазии и Южной Осетии, в том числе и в рамках Женевских дискуссий по безопасно-

сти и стабильности в Закавказье, резко изменилась в сторону ужесточения, как, впрочем, и риторика в отношении России в целом. В качестве примера можно привести накал критики действующих властей Грузии только за рассмотрение ими самой возможности обращения к МЧС России с просьбой оказания помощи в тушении лесных пожаров в августе 2017 г. Впрочем, достаточное распространение получила и версия о причинах пожаров как результат диверсий российских спецслужб.

Однако эйфория от введения безвизового режима должна пройти уже скоро, а инициированный в сентябре 2017 г. коллективный депутатский запрос парламентариев Грузии, Украины и Молдавии о перспективе полноправного членства стран «Восточного партнерства» в ЕС может оказаться для их граждан «холодным душем». В любом случае воздействие фактора упрощения визового режима будет нести кластерный и краткосрочный эффект.

На фоне ухудшения социально-экономического положения населения страны (несмотря на рост ВВП в 2016 г. на 2,7%, согласно опросу 1М весной 2017 г., 70% респондентов считают, что экономическая ситуация в Грузии ухудшилась), летом 2017 г. политизировалась проблема физического и финансового проникновения турецкого и азербайджанского бизнеса в экономику страны — в первую очередь в Аджарию и Тбилиси. В августе начались инициированные оппозиционной организацией «Альянс патриотов Грузии» марши протеста.

Как представляется, инициация подобных маршей по наиболее спорным и волнующим проблемам внутри- и внешнеполитической жизни страны будет продолжена.

Вызовом безопасности в обширном Черноморско-Каспийском регионе становится резкая интенсификация военного сотрудничества Грузии, во-первых, с блоком НАТО, а во-вторых, в региональном формате с Азербайджаном и Турцией. Новым элементом угрозы региональной стабильности является перспектива размещения в грузинском порту Поти так называемой «базы береговой охраны НАТО», которая может стать основой инфраструктуры для развертывания базы ВМС США. Вторым пунктом дислокации американского флота планируется сделать Батуми. Переговоры об этом, по словам начальника Генштаба ВС Грузии бригадного генерала Владимира Чачибая, ведутся с Североатлантическим альянсом еще с марта 2017 г.

Согласованная политика Анкары и Баку все ощутимее ведет к их политическому и экономическому доминированию в Грузии. В условиях сокращения Грузией до минимума своих политических и экономических контактов с Россией, выхода (в некоторой степени формального и неполного) из состава СНГ, бесперспективной конфронтации Тбилиси с Москвой, в том числе и по региональным экономическим и коммуникационным проектам, региональная интеграция страны сводится практически к роли транзитера азербайджано-турецких экономических интересов (нефтепро-

вод Баку — Тбилиси — Джейхан, газопровод Баку — Тбилиси — Эрзурум, железная дорога Карс — Ахалкалаки — Тбилиси — Баку).

Дальнейшее проецирование экономического проникновения Турции и Азербайджана в Грузию на ее внешнеполитический курс и вопросы внутренней политики неизбежно приведут к активизации процесса репатриации в Самцхе-Джавахети ту-рок-месхетинцев, репрессированных в 1944 г. (это неминуемо затрагивает интересы и Армении, поскольку это регион с высоким процентом армянского населения), повышению статуса азербайджанской общины.

Вместе с тем, в этой ситуации даже частичная нормализация отношений с Россией приведет, с одной стороны, к расширению поля для внешнеполитического и экономического маневра Тбилиси по широкому кругу региональных проблем, а с другой — снизит степень влияния на него турецко-азербайджанского тандема. Это не может не волновать ни Анкару, ни Баку. Поэтому все шаги Тбилиси, имеющие даже только намек на улучшение его отношений с Москвой, будут восприниматься обеими столицами с настороженностью и неприятием.

И одним из наиболее «болевых» вопросов, причем больше для Баку, чем для Анкары, является перспектива открытия сквозного железнодорожного и автомобильного сообщения через Абхазию. Правда, следует отметить, что его актуализация в условиях идущей сейчас борьбы действующих властей Грузии с оппозицией за поправки к конституции, принятие

которых позволит им, скорее всего, остаться у власти до 2024 г., является нереальным. Вместе с тем подведение Тбилиси к предметным переговорам по этому вопросу требует тщательной дипломатической и информационно-аналитической подготовки, и в 2018 г. вполне вероятно появление некоторого «окна возможностей».

Россия отводит Азербайджану важную роль в решении таких актуальных на данный момент региональных вопросов, как окончательное определение статуса Каспийского моря, перспективы его милитаризации, а также формирование международного транспортного коридора «Север — Юг». Значительный вес во внешнеполитических приоритетах Москвы придает Азербайджану наличие в стране значительной, около 120 тыс. человек, русской диаспоры, а также статус крупного покупателя вооружений и военной техники (ВВТ) российского военно-промышленного комплекса.

С другой стороны, Азербайджан является прямым конкурентом России по поставкам нефти и газа в Европу. И что немаловажно — потенциальным мостом для переброски углеводородов из Центральной Азии через Каспий. Лоббируемый Турцией, Туркменией, ЕС и США проект Транскаспийского газопровода остается пока нереализованным исключительно из-за неопределенности статуса Каспийского моря и принципиальной позиции Москвы и Тегерана о необходимости консен-сусного подхода в решении проблем, которые касаются всех прикаспийских государств. Необходимо отметить, что в настоящее время Баку не слишком

заинтересован в прокачке по своим трубам конкурирующего газа из Туркмении, но здесь вопрос, скорее всего, имеет экономическое решение через выделение Азербайджану дополнительных преференций.

Что касается Азербайджана как рынка вооружений, то применение закупленного у России оружия в зоне Нагорно-Карабахского конфликта может спровоцировать серьезный кризис в Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Причем даже без формального перенесения боевых действий на территорию Армении — члена организации, и прямого задействования в этом случае ст. 4 Договора.

Так, согласно ст. 4 Договора о коллективной безопасности, «если одно из государств — участников подвергнется агрессии со стороны какого-либо государства или группы государств, то это будет рассматриваться как агрессия против всех государств — участников настоящего Договора. В случае совершения акта агрессии против любого из государств — участников все остальные государства — участники предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН».

С высокой степенью вероятности можно предположить, что государства— члены организации, кроме России и Армении, скорее всего, займут (по экономическим (нефтегазовым) и конфессиональным причинам) ней-

тральную позицию по отношению не только к возобновлению полномасштабных боевых действий в зоне НКК, но и к военному конфликту между Азербайджаном и Арменией.

Гарантировать недопущение возобновления боевых действий невозможно по причине того, что:

— во-первых, ситуация в зоне НКК не может быть возвращена к состоянию, которое имело место до начала боестолкновений 2—5 апреля 2016 г., в первую очередь из-за изменения психологического состояния и боевого духа всех сторон конфликта, что увеличило вероятность их повторения;

— во-вторых, президента Азербайджана Ильхама Алиева подталкивает к масштабной войне, в том числе и исходя из исключительно собственных интересов, значительно большее число экономико-политических групп в самом Азербайджане;

— в-третьих, в ситуацию вокруг НКК привнесен значительный фактор неопределенности, в том числе и в плане инициации боевых действий внерегиональными силами;

— в-четвертых, еще больше понизился порог принятия решения об эскалации конфликта в условиях возможной дестабилизации внутриполитической ситуации в Азербайджане. В том числе и для введения военного положения и запрета на массовую общественную деятельность.

Возобновление боевых действий в зоне НКК, и это наглядно показали апрельские бои 2016 г., кардинальным образом может нарушить выстраиваемый Россией годами баланс в отношениях с Арменией и Азербайджаном,

что выльется в ухудшение позиций Москвы в регионе Южного Кавказа в целом.

Еще одним вызовом интересам России в Азербайджане может стать рост очаговых радикальных исламистских настроений, особенно при массовом возвращении в АР прошедших подготовку и имеющих опыт боевых действий в составе так называемого «Исламского государства»1. По официальным и скорее всего далеко не полным данным, их насчитывается около 900 чел.

При выстраивании отношений с Баку Москве нужно также учитывать следующие факторы. Во-первых, Баку ведет переговоры по поставкам вооружений с Пакистаном и Израилем. Во-вторых, в Азербайджане усиливается влияние политического ислама (это обусловлено, с одной стороны, турецкой исламизацией, а с другой — ближневосточным кризисом с участием радикалов-исламистов из приграничных с Грузией и Россией, а также центральных районов республики). В-третьих, наблюдается общее снижение социально-экономического положения населения республики.

Тем не менее 14 сентября 2017 г. был подписан новый контракт века — соглашение по разработке блока месторождений «Азери — Чираг — Гюнешли» (АЧГ) между Государственной нефтяной компанией Азербайджанской Республики (SOCAR), BP, Chevron, INPEX, Statoil, Exxon

Mobil, TP, ITOCHU и ONGC Videsh. Срок его действия ожидается до 2050 г. при притоке инвестиций до 40 млрд долл. В соответствии с соглашением о долевом разделе продукции (PSA) компания ВР останется оператором проекта. Иностранные компании — участницы АЧГ внесут различные бонусы в государственный нефтяной фонд АР в размере 3,6 млрд долл., а доля SOCAR увеличится с 11,65% до 25%. Указанное соглашение несколько нивелирует негативные тенденции в экономике страны в среднесрочной перспективе.

Азербайджан кроме СНГ поддерживает связи со многими международными интеграционными субрегиональными объединениями, такими как Организация исламского сотрудничества, Организация экономического сотрудничества, Шанхайская организация сотрудничества, Тюркский совет, Международная организация тюркской культуры (ТЮРКСОЙ), Организация за демократию и экономическое развитие — ГУАМ, а также Европейским союзом по линии «Восточного партнерства». Преследуя различные треки развития отношений между странами постсоветского пространства, республика сохраняет сбалансированные отношения с главной движущей силой СНГ — Россией, определяющей в этом формате евразийскую интеграцию.

Однако «Баку не планирует вступать в ЕАЭС» — об этом неоднократно

1 Запрещенная в России организация.

заявляло политическое руководство республики. Азербайджан может пойти на создание зоны свободной торговли (ЗСТ) с Евразийским экономическим союзом только при условии принципиального разрешения конфликта в Нагорном Карабахе. Политический истеблишмент Азербайджана склонен полагать, что членство в ЕАЭС не принесет республике больших преференций. Это подчеркивается успешным уровнем торгово-экономических отношений, как приоритетного торгового партнера республики — Российской Федерации, так и положительной динамикой (рост на 7,9%) казахско-азербайджанского товарооборота и развитием морской и железнодорожной инфраструктуры в Каспийском регионе. На данном этапе республику вполне устраивает действие зоны свободной торговли и безвизового передвижения в рамках Содружества Независимых Государств.

Вместе с тем, ЕАЭС ведет переговоры с более чем пятьюдесятью странами мира, в том числе и соседями Азербайджанской Республики по региону Турцией и Ираном. В силу политических трансформаций и общим фоном ухудшения отношений с Европейским союзом, в частности с «локомотивом» ЕС Германией, в ближайшей и среднесрочной перспективе отношения между Азербайджаном и Германией будут ухудшаться, по крайней мере до новых президентских выборов 3 ноября 2019 г.

При этом Анкара заинтересована в сбыте агропродукции на рынки неевропейских государств. Поэтому уже в

августе 2017 г. правительство Турции объявило о начале переговоров относительно создания ЗСТ между Турцией и ЕАЭС. Если руководство Турции подпишет соглашение о создании ЗСТ с ЕАЭС, это сразу не приведет к значительному результату. Для этого необходима ратификация соглашения всеми членами ЕАЭС. Полагаем, что Армения может воспрепятствовать ратификации данного соглашения с Турцией. Еще более жесткую позицию Ереван займет, если подобный документ будет подписан с Азербайджаном.

Более реалистичной может выглядеть ратификация соглашения о ЗСТ между Ираном и ЕАЭС. Тегеран изначально рассматривался как приоритетный партнер для интеграционного экономического проекта. И следствием этого стала работа в течение восьми месяцев над текстом временного соглашения о ЗСТ с Евразийским экономическим союзом и Ираном. Предполагается, что указанное соглашение будет заключено до конца 2017 г. сроком на три года. В соответствии с временным соглашением между ЕАЭС и Ираном импортные пошлины будут снижены на минимальное количество товаров — около 200 тарифных линий с обеих сторон. В случае признания преференциальной торговли эффективной в дальнейшем возможен переход к полноформатной ЗСТ.

В перспективе Баку мог бы активнее развивать меридиальное направление регионального сотрудничества по линии Россия — Азербайджан — Иран с целью развития и укрепления своих национальных интересов, в том числе

в активизации международного транспортного коридора «Север — Юг» и российско-иранского товарооборота в подтверждение сотрудничества в политико-экономическом треугольнике Россия — Азербайджан — Иран.

Нефтяная и газовая независимость Азербайджана дает ему право маневра и в других интеграционных объединениях. В Организации за демократию и экономическое развитие — ГУАМ, которая, в сущности, объединяет страны с европейской ориентацией, Азербайджан придерживается следующей позиции. Во-первых, страна заинтересована в возрождении ГУАМ как организации экономического сотрудничества и политической платформы, занимающейся неурегулированными конфликтами. Отметим, что ГУАМ сегодня тесно сотрудничает с Вашингтоном и Токио в форматах ГУАМ + США и ГУАМ + Япония. Во-вторых, республика проявляет интерес к концепции развития транспортного коридора ГУАМ, принятой в 2013 г. Она приобрела особую актуальность в связи с развитием так называемого «Нового Шелкового пути», который значительно сократит время доставки грузов из Китая в Европу. Тем не менее у Азербайджана отмечается снижение интереса к европейской интеграции, потому что большая часть проектов реализуется не в рамках ГУАМ.

Таким образом, совместная борьба с радикализацией настроений в обществе и ростом исламистского экстремизма является одним из перспективных направлений развития военно-политического сотрудничества между Россией и Азербайджаном.

Усиление критики Баку со стороны ЕС по вопросам нарушения прав человека, наличия политзаключенных и авторитарных методов правления является серьезным основанием для основательной коррекции Азербайджаном своего отношения к европейским структурам и, как следствие, нахождения большего количества точек соприкосновения с позицией России.

В то же время Азербайджан, имея стратегического союзника в лице Турции, может достаточно успешно противостоять давлению как со стороны ЕС, так и Ирана и России, быть «первым среди равных» в тюркском мире, получать более весомую поддержку со стороны исламских государств.

В свою очередь, Баку является для Анкары естественными воротами в тюркский мир Центральной Азии и России, ставка на лидерство, в котором может превратить Турцию в реального геополитического игрока во всей Евразии. Впрочем, необходимо отметить, что, оставаясь «продолжением Турции», Азербайджан несет и определенные имиджевые (и не только) потери как в глазах Ирана, так и государств Центральной Азии.

Результаты ежегодного исследования Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития «Интеграционный барометр ЕАБР» в 2016 г. фиксируют ощутимый спад восприятия России в Армении в качестве дружественной страны — с 86% в 2015 г. до 69% в 2016 г., т. е. на 17% за один год. Уровень доверия граждан Армении к государствам СНГ также снизился — с 87 до 72% — до минимума за все пять лет наблюдений.

За 2016 г. произошло также снижение с 56 до 46% и общественной поддержки участия Республики Армения (РА) в ЕАЭС. Подобная тенденция имеет место и в других странах—участницах: в Киргизии — с 86 до 81%, в Казахстане — с 80 до 74%, в России — с 78 до 69%.

Однако настораживает то обстоятельство, что почти во всех вышеприведенных категориях исследования снижение уровня поддержки евразийской интеграции произошло за счет роста доли относящихся безразлично, и только в Армении, в том числе и за счет роста отрицательных оценок (на 5%).

Кроме того, во всех государствах — членах ЕАЭС отмечен рост скептического отношения к деятельности в рамках СНГ. Наиболее заметное снижение доли респондентов, считающих, что в ближайшие пять лет страны СНГ будут сближаться, отмечено в общественном мнении Армении (снижение с 26 до 14%), а также Киргизии (снижение с 70 до 60%).

Вступление Армении в ЕАЭС оказалось несколько «смазанным», в том числе и вследствие введения экономических санкций против России из-за ситуации на Украине, ответных шагов Москвы и опосредованного, но все расширяющегося влияния этих процессов на социально-экономическую ситуацию в Армении. Определенное разочарование недополучения, в ситуации завышенных ожиданий, немедленного положительного эффекта от присоединения к Евразийскому экономическому союзу наблюдалось практически с первого дня вступления Армении в эту организацию.

Недовольство Россией как основным экономическим партнером по ЕАЭС дополнилось критикой России и как основного военно-политического партнера по ОДКБ. Наиболее острой, понятной и на первый взгляд вполне логичной она имеет место в отношении продажи Москвой оружия Баку. Причем если раньше Россия продавала Азербайджану оружие скорее оборонительного характера и в незначительных масштабах, то с 2013 г. в поставках стала превалировать уже тяжелая бронетехника, ствольная и реактивная артиллерия, предназначенные в том числе и для прорыва линии обороны противника.

Особенно острой критика стала после самой значительной после подписания при посредничестве Москвы соглашения о прекращении огня в зоне Нагорно-Карабахского конфликта в 1994 г., эскалации боевых действий 2—5 апреля 2016 г.

На этой волне на выборах 2 апреля 2017 г. в парламент Армении — Национальное собрание — прошла оппозиционная партия «Елк» («Выход»), которая получила 9 мест (из 105) и которая в своей предвыборной программе содержала пункт с требованием начала процедуры выхода из ЕАЭС. В середине сентября «Елк» заявила о представлении на рассмотрение законопроекта о создании временной комиссии по изучению плюсов и минусов вступления РА в ЕАЭС.

В ситуации, когда Россия объективно остается одним из основных факторов военной безопасности Армении, а членство в ЕАЭС обеспечило Армении рост ее ВВП до 6,5% (по данным на

первое полугодие 2017 г.), объяснить вышеприведенные цифры об отношении граждан РА к России, ЕАЭС и ОДКБ можно только провалом в информационном сопровождении экономических и военно-политических процессов в стране и регионе.

Это надо рассматривать, во-первых, как упущение властей Армении, а во-вторых, как результат выполнения принятых в свое время инициатив по «демократизации» РА в рамках программы «Восточное партнерство». Так, еще с 2009 г. во всех трех государствах Южного Кавказа под эгидой ЕС начала создаваться широкая сетевая структура негосударственных организаций (НГО), которая:

— пользуется широкой политической и организационно-технической поддержкой европейских институтов;

— имеет финансовую независимость, полностью или в значительной степени неподконтрольную самим государствам;

— осуществляет деятельность по мониторингу (а фактически контролю) выполнения двусторонних и многосторонних соглашений и обязательств государств;

— управляется и координируется из внерегионального центра.

На этом фоне снижения положительного отношения к ЕАЭС и ухудшения имиджа России в Армении в преддверии подписания адаптированного к условиям членства РА в ЕАЭС Соглашения о всеобъемлющем и расширенном сотрудничестве между ЕС и Арменией в ноябре 2017 г., визит делегации конгресса США в середине

сентября в Ереван выглядит весьма симптоматичным. Тем более что член делегации, инициатор визита, конгрессмен армянского происхождения Джеки Спир Канчелян, во время заседания парламентской армяно-американской группы дружбы прямо заявила: «Мы рассматриваем Армению как нашего партнера в регионе, который находится под агрессивным влиянием Москвы».

По большому счету это означает, что борьба «за сердца и умы» граждан Армении, равно как и граждан всех государств — участников «Восточного партнерства», продолжается.

Представляется, что в сложившейся в регионе Южного Кавказа геополитической ситуации формированию осознанного, объективного и устойчивого отношения граждан Армении к участию своей страны в интеграционных проектах будет способствовать не столько информационное освещение двусторонних отношений Армения — ЕС и Армения — ЕАЭС, сколько постоянное аналитическое сопровождение военно-политической и экономической деятельности всех активных в регионе акторов. Аргументированная, взвешенная и открытая позиция экспертов и аналитиков, как это показал опыт дискуссий в Армении в 2012—2014 гг. по вопросу о необходимости выбора основного вектора экономической интеграции, позволит обществу из широкого спектра заявленных мнений выбрать наиболее соответствующие ее национальным интересам и взаимовыгодные для нее и ее союзников.

Список литературы

1. Азербайджану ЕАЭС не нужен, заявляют в Баку [Электронный ресурс]. URL: http://www.1news.az/news/azerbaydzhanu-eaes-ne-nuzhen-zayavlyayut-v-baku

[Äzerbajdzhanu ЕАЕЖ ne nuzhen, zayavlyayut v Baku [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.1news.az/news/azerbaydzhanu-eaes-ne-nuzhen-zayavlyayut-v-baku]

2. Блок «Елк» инициирует создание парламентской комиссии по изучению плюсов и минусов членства Армении в ЕАЭС [Электронный ресурс]. URL: http://arminfo.info/ full_news.php?id=27257&lang=2

[Blok «Elk» initsiiruet sozdanie parlamentskoj komissii po izucheniyu plyusov i minusov chlenstva Ármenii v ЕАЕЖ [EHlektronnyj resurs]. URL: http://arminfo.info/full_news. php?id=27257&lang=2]

3. Влиятельная делегация американских конгрессменов посетит Армению [Электронный ресурс]. URL: http://www.lragir.am/index/rus/0/politics/lr/58116

[Vliyatel'naya delegatsiya amerikanskikh kongressmenov posetit Ärmeniyu [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.lragir.am/index/rus/0/politics/lr/58116]

4. ЕАЭС и Иран до конца года подпишут временное соглашение о ЗСТ [Электронный ресурс]. URL: http://eurasiancenter.ru/news/20171002/1004452233.html

[EАEHS i Iran do kontsa goda podpishut vremennoe soglashenie o ZST [EHlektronnyj resurs]. URL: http://eurasiancenter.ru/news/20171002/1004452233.html]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Интеграционный барометр ЕАБР-2016 (пятая волна измерений): доклад / И.В. Задорин, О.А. Гуркина [и др.]; отв. ред. Е.Ю. Винокуров. СПб.: ЦИИ ЕАБР. 2016. № 40. - 106 с.

[Integratsionnyj barometr EАBR — 2016 (pyataya volna izmerenij): doklad / I.V. Zadorin, О.А. Gurkina [i dr.] otv. red. E.YU. Vinokurov. SPb.: TSII EАBR. 2016. № 40. — 106 s.]

6. Контракт на разработку блока АЧГ до 2050 г. будет подписан 14 сентября [Электронный ресурс]. URL: http://interfax.az/view/712884

[Kontrakt na razrabotku bloka АCHG do 2050g budet podpisan 14 sentyabrya [EHlektronnyj resurs]. URL: http://interfax.az/view/712884]

7. НАТО швартуется к причалу Поти [Электронный ресурс]. URL: http://svpressa. ru/war21/article/167340/

^АТО shvartuetsya k prichalu Poti [EHlektronnyj resurs]. URL: http://svpressa.ru/ war21/article/167340/]

8. Опрос IRI: 70% населения Грузии считает, что экономическое положение ухудшилось [Электронный ресурс]. URL: https://www.newsgeorgia.ge/opros-iri-70-naseleniya-gruzii-schitaet-chto-ekonomicheskoe-polozhenie-uhudshilos/

[Opros IRI: 70% naseleniya Gruzii schitaet, chto ehkonomicheskoe polozhenie ukhudshilos' [EHlektronnyj resurs]. URL: https://www.newsgeorgia.ge/opros-iri-70-naseleniya-gruzii-schitaet-chto-ekonomicheskoe-polozhenie-uhudshilos/]

9. Полыхающая Грузия движется к выборам [Электронный ресурс]. URL: https:// regnum.ru/news/polit/2316729.html

[Polykhayushhaya Gruziya dvizhetsya k vyboram [EHlektronnyj resurs]. URL: https:// regnum.ru/news/polit/2316729.html]

10. Страны — члены ГУАМ намерены укреплять сотрудничество с ВТО [Электронный ресурс]. URL: https://azeri.today/articles/3927/

[Strany-chleny GUAM namereny ukreplyat' sotrudnichestvo s VTO [EHlektronnyj resurs]. URL: https://azeri.today/articles/3927/]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.