Научная статья на тему 'БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ'

БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
16
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОГНЕВАЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА И СПОРТ / ФИЗИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Паначев В.Д., Зеленин Л.А.

Сейчас, во время проведения специальной военной операции на Украине, мобилизованные на линии соприкосновения, находясь в постоянном взаимодействии с современными негативными явлениями, подвергаются риску как психологическому, так и физическому (опасность для жизни и здоровья). Бывают случаи смертельной опасности. Одной из главных причин гибели является недостаточный уровень огневой подготовки к предстоящей схватке при нападении, специальной, профессионально-прикладной физической подготовки и низкой психологической устойчивости организма. Это требует разрешения следующей проблемы - разработки более эффективной комплексной методики повышения специальной физической подготовленности для выполнения служебно-боевых задач и выживаемости в экстремальной обстановке на суше и в воде, особенно при огневом столкновении. В разрешении этой проблемы невозможно обойтись без средств физической подготовки и спорта, в том числе без профессионально-прикладной физической и огневой подготовки и опыта подготовки спецподразделений силовых структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Паначев В.Д., Зеленин Л.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMAN SECURITY OF STUDENTS DURING FIREARMS TRAINING

At the present moment, the mobilized soldiers, being in constant interaction with negative phenomena, are subjected to psychological and physical risks (the danger for life and health). There are cases of deadly danger as well. One of the main causes of death is an insufficient level of firearms training for the upcoming fight, as well as special, professionally applied physical training and low mental stability. Therefore, there is a need to solve a following problem, i.e. a development of more efficient comprehensive methods for improving special physical fitness to perform service and combat tasks and survival in extreme conditions on land and in water, especially in case of combat encounters. In this case, it is impossible to disregard means of physical training and sports, including professionally applied physical and firearms training as well as the experience of Special Forces training.

Текст научной работы на тему «БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ»

Дата публикации: 01.12.2022 Publication date: 01.12.2022

DOI: 10.51871/2782-6570_2022_01_04_8 DOI: 10.51871/2782-6570_2022_01_04_8

УДК 796.819 UDC 796.819

БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОГНЕВОЙ

ПОДГОТОВКЕ

В.Д. Паначев, Л.А. Зеленин

Пермский национальный исследовательский политехнический университет, г. Пермь, Россия

Аннотация. Сейчас, во время проведения специальной военной операции на Украине, мобилизованные на линии соприкосновения, находясь в постоянном взаимодействии с современными негативными явлениями, подвергаются риску как психологическому, так и физическому (опасность для жизни и здоровья). Бывают случаи смертельной опасности. Одной из главных причин гибели является недостаточный уровень огневой подготовки к предстоящей схватке при нападении, специальной, профессионально-прикладной физической подготовки и низкой психологической устойчивости организма. Это требует разрешения следующей проблемы - разработки более эффективной комплексной методики повышения специальной физической подготовленности для выполнения служебно-боевых задач и выживаемости в экстремальной обстановке на суше и в воде, особенно при огневом столкновении. В разрешении этой проблемы невозможно обойтись без средств физической подготовки и спорта, в том числе без профессионально-прикладной физической и огневой подготовки и опыта подготовки спецподразделений силовых структур. Ключевые слова: огневая, физическая подготовка и спорт, физическая безопасность.

HUMAN SECURITY OF STUDENTS DURING FIREARMS TRAINING V.D. Panachev, L.A. Zelenin

Perm National Research Polytechnic University, Perm, Russia

Annotation. At the present moment, the mobilized soldiers, being in constant interaction with negative phenomena, are subjected to psychological and physical risks (the danger for life and health). There are cases of deadly danger as well. One of the main causes of death is an insufficient level of firearms training for the upcoming fight, as well as special, professionally applied physical training and low mental stability. Therefore, there is a need to solve a following problem, i.e. a development of more efficient comprehensive methods for improving special physical fitness to perform service and combat tasks and survival in extreme conditions on land and in water, especially in case of combat encounters. In this case, it is impossible to disregard means of physical training and sports, including professionally applied physical and firearms training as well as the experience of Special Forces training. Keywords: firearms, physical training and sport, physical security.

Введение. Огневая и физическая подготовки являются фундаментальной основой подготовки профессиональных специалистов. Особенно остро профессиональные компетенции проявились во время частичной мобилизации, когда в трудных условиях продолжался учебный процесс.

Методы и организация исследования. Исследование проводилось в 2022 г., в нем приняло участие более 150 человек. В исследовании стрессоустойчивости, устойчивости к гипоксии, динамики дыхательной

системы приняли участие 54 испытуемых. В апробации разработанной нами методики приняли участия 50 студентов Пермского национального исследовательского политехнического университета (Политеха).

Работа проводилась в три этапа. На первом этапе были изучены особенности стрессоустойчивости, регулирования дыхательной системы в условиях стресса. Проведен предварительный эксперимент возможности повышения устойчивости организма человека к стрессоустойчивости,

гипоксии средствами плавания и физическими нагрузками на суше. На втором этапе подобраны специальные упражнения для развития стрессоустойчивости с помощью регуляции дыхательной системы. Проведена апробация разработанной нами методики повышения огневой, специальной физической подготовленности студентов для выполнения сложных задач и выживаемости в экстремальной обстановке на суше и в воде. На третьем этапе были выполнены анализ результатов исследования и описание полученных данных, сформулированы выводы и практические рекомендации, оформлена данная статья.

В результате анализа публикаций по данной проблематике [1-4] рассматривались инновации и многолетний опыт подготовки специалистов Политеха для эффективного выполнения задач в экстремальной обстановке. Отражены особенности огневой подготовки специалистов для специфической профессиональной подготовки. Обоснованы направленность методики обучения, пути рационализации развития стрессо-устойчивости посредством дыхательной системы, специальные упражнения для огневой подготовки, особенности методики обучения техники стрельбы из пистолета и повышение устойчивости организма студентов к гипоксии.

Статистическая обработка данных заключалась в проверке полученных данных на нормальность распределения по критерию Колмогорова-Смирнова, сравнении данных по Т-критерию Стьюдента.

Результаты исследования и их обсуждение. Специалист с повышенной устойчивостью к гипоксии в огневой схватке с противником имеет следующие преимущества: он позже, чем противник, перейдет из аэробного (с достаточным количеством кислорода) режима работы в невыгодный по энергозатратам анаэробный, т.е. с нехваткой кислорода, высокоинтенсивным сжиганием углеводов и с ухудшением энергетики. Для улучшения дыхательной функции крови активировалась функция гемоглоби-нообразования средствами игр, высоконагрузочными подъемами по пересеченной местности, подводным плаванием (с поиском на дне бассейна предметов), прыжковыми упражнениями. Это все в целом улучшало дыхательную функцию крови, что необходимо студенту при преследовании противника на суше и для обезвреживания его в водной среде. Данные лабора-торно-полевого эксперимента, характеризующего динамику уровня гемоглобина, приведены в таблице 1.

За месяц тренировок содержание гемоглобина в крови возросло у испытуемых экспериментальной группы на 13,1% (с 108,6 до 121,7 г/л) (р<0,01), в контрольной - на 1,4% (с 125,3 до 126,7 г/л) (р<0,05). Это свидетельствует о важной роли использования гипоксических средств физической культуры для стимуляции гемоглобинооб-разования. Кроме эффективного повышения сниженного уровня гемоглобина в экспериментальной группе наблюдалось более значительное улучшение показателей функционального состояния организма (табл. 2).

Таблица 1

Изменение уровня гемоглобина в крови

й С <и сг Среднее значение показателя Изменение

Показатель с iy CP U о и ч о К до эксперимента после ± абс. ±% Р

Гемоглобин, г/л Э 115 109,69 121,9 ±17,18 +12,21 <0,05

(норма: 132,6-144,5) К 115 129,38 126,38 ±1,77 +1,27 >0,05

Примечание: Э - экспериментальная группа, К - контрольная группа

Таблица 2

Динамика показателей функционального состояния студентов

Показатели Группа Кол-во чел. Среднее значение Изменение Р

о « После ±абс. ±%

ЖЕЛ, мл Э 17 1616 1676 +60 +3,7 >0,05

К 17 1333 1360 +27 +2,0 >0,05

Задержка дыхания, с На выдохе Э 17 11,53 16,09 +4,56 +39,6 <0,05

К 17 13,37 7,57 -5,80 -43,4 <0,05

На вдохе Э 17 23,86 29,89 +6,03 +25,3 <0,05

К 17 31,90 29,50 -2,40 -7,5 >0,05

Теппинг-тест, уд/5 с Э 17 25,07 29,43 +4,36 +17,4 <0,05

К 17 25,67 25,33 -0,34 -1,3 >0,05

Примечание: ЖЕЛ - жизненная емкость легких; Э - экспериментальная группа; К - контрольная группа

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) в экспериментальной группе увеличилась с 1310 до 1365 мл (на 3,7%) (р<0,05), в контрольной - с 1335 до 1365 мл (на 2,0%) (р<0,05). Это свидетельствует о тенденции более значительного увеличения ЖЕЛ при использовании гипоксических физических нагрузок и соответствующем улучшении функционального состояния легких. Задержка дыхания на вдохе в экспериментальной группе увеличилась с 23,8 до 29,8 с (на 25,5%) (р<0,01), в контрольной - с 31,9 до 39,5 с (на 7,4%) (р<0,05). Это свидетельствует о том, что гипоксические физические нагрузки более эффективно повышают задержку дыхания на вдохе, т.е. гипоксиче-скую устойчивость. Задержка дыхания на выдохе в экспериментальной группе повышалась с 11,5 до 16,9 с (на 39,4%) (р<0,05), в контрольной - с 13,3 до 17,5 с (на 43,5%) (р<0,05). Это подтверждает повышение устойчивости испытуемых к гипоксии при применении гипоксических физических нагрузок. Результаты теппинг-теста в экспериментальной группе улучшились с 25,2 до 29,4 уд/ 5 с (на 17,5%) (р<0,05), в контрольной - ухудшались с 25,69 до 25,35 уд/ 5 с (на 1,3%) (р>0,05). Это свидетельствует о том, что тренировки для повышения стрессоустойчивости и гипоксической

устойчивости также положительно воздействуют на подвижность нервной системы.

Методика повышения огневой и специальной физической подготовленности студентов для выполнения служебных задач и выживаемости в экстремальной обстановке на суше и в воде состояла в следующем (табл. 3): главной особенностью методики является максимальное использование ими энергии нападающего против его самого. При этом применение боевых приемов борьбы осуществлялось не только на суше, но и в воде и под водой. Одновременно повышались взрывные физические способности и устойчивость организма к гипоксии для минимизации пребывания будущих специалистов в анаэробных условиях ведения схватки с противником. Особо совершенствовалось взаимодействие будущих специалистов при стрессоустойчи-вости в экстремальных ситуациях. В эксперименте приняли участие 50 студентов 3 курса, поделенных на 2 равные группы. Контрольная и экспериментальная группы включали по 25 человек. Эксперимент длился в течение 2021-2022 учебного года. Средний возраст испытуемых составил 20,5 лет. В контрольной и экспериментальной группе студенты посещали занятия по прикладной физической культуре 2 раза в

неделю по 90 минут согласно учебного плана, а также секцию самбо 3 раза в неделю по 90 минут. В конце учебного года был проведен контрольный срез. Контрольная группа занималась по стандартной методике в рамках подготовки к первенству университета по самбо. Экспериментальная группа занималась по разработанной нами методике повышения стрессоустойчивости и физической подготовленности студентов для выполнения служебных задач и

выживаемости в экстремальной обстановке на суше и в воде. Обе группы тренировались одинаковое количество времени в течение семестра. Оценка физических качеств студентов проводилось в начале и конце каждого семестра учебного года в соответствии с учебным планом. Более углубленное их тестирование проводилось в начале и конце семестра.

Результаты исследования представлены в таблице 3.

Таблица 3

Эффективность применения методики повышения физической подготовленности

студентов

Среднее значение Изменение

Показатели До После ±абс. ±% Р

Средний вес, кг К 70,1 70,0 -0,1 -0,14 >0,05

Э 71,8 70,4 -1,4 -2,00 <0,05

ЧСС, уд/мин К 75,7 74,2 -1,5 -1,9 <0,05

Э 73,5 69,8 -3,7 -4,9 <0,05

ЖЕЛ, л К 4,3 4,4 0,1 0,43 <0,05

Э 4,1 4,4 0,3 7,30 <0,05

Задержка дыхания на вдохе, с К 52 61 9 17,3 >0,05

Э 57 72 15 26,3 <0,05

Прыжок в длину с места, см К 216 222 6 2,8 >0,05

Э 217 230 13 5,9 <0,05

Сгибание рук в упоре лежа К 29 30 1 3,4 >0,05

за 1 мин., кол-во раз Э 31 38 7 22,6 <0,05

Бег 3000м, с К 12,42 12,40 8 1 >0,05

Э 12,21 12,15 -6 -1 >0,05

Челночный бег 10х10м, с К 25,8 25,5 -0,3 1,2 <0,05

Э 25,5 25,0 -0,5 2,0 <0,05

Бег 100м, с К 14,5 13,9 -0,6 4,1 <0,05

Э 14,2 13,0 -1,2 8,4 <0,05

Подтягивание на перекла- К 13,0 13,5 0,5 3,1 >0,05

дине, кол-во раз Э 15,1 15,7 0,6 10,6 <0,05

Примечание: ЧСС - частота сердечных сокращений; ЖЕЛ - жизненная емкость легких; Э - экспериментальная группа; К - контрольная группа

В результате применения разработанной нами методики повышения физической подготовленности студентов были достигнуты более весомые эффекты в сравнении с использованием общепринятых средств в повышении экономизации работы сердечно-сосудистой системы в покое;

возможностей дыхательной системы, стрес-соустойчивости и гипоксической устойчивости, скоростно-силовых (взрывной силы), специальных скоростных и координационных способностей; скоростной, силовой, скоростно-силовой специальной выносливости. Разработанная нами методика

повышения физической подготовленности для выполнения служебных задач и выживаемости в экстремальной обстановке, используемая в экспериментальных условиях, обеспечивает положительный сдвиг функционального состояния и профессионально важных физических качеств и способностей студентов.

Заключение:

1. Изучение и анализ приемов техники стрельбы позволило выявить, что каждому студенту в экстремальной обстановке рациональнее применять приемы стрельбы в стрессовой ситуации. Последнее широко не освещено в научной и прикладной литературе.

2. Устойчивость организма студента к гипоксии можно повысить до 15% за месяц применения гипоксических нагрузок,

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Зинатулин, С. Н. Целебная энергия дыхания. Оздоровление организма / С. Н. Зинатулин. -М.: Айрис-пресс, 2016. - 256 с.

2. Зеленин, Л. А. Научно-теоретические и методологические нетрадиционные оздоровительные гимнастические дыхательные технологии, влияющие на состояние здоровья / Л. А. Зеленин // Сборник материалов V Международный научно-практической конференции 4-6 апреля 2018. - Пермь. Изд-во ПНИПУ - 2018. -С. 401-404.

3. Паначев, В. Д. Актуальные вопросы медико-социальной реабилитации и социализации детей с ограниченными жизненными возможностями /

B. Д. Паначев // Актуальные вопросы медико-социальной реабилитации: материалы межрегион. науч. -практ. конф. с международным участием. Пермь. Изд-во ПНИПУ, 2010. -

C. 138-141.

4. Паначев, В. Д. Социализация личности с отклонениями в состоянии здоровья / В. Д. Паначев // Социальное благополучие человека в современной России: факторы риска и факторы защиты: материалы III краевой студ. науч.-практ. конф. Пермь. Изд-во ПНИПУ, 2011. - С 195-197.

повышающих содержание гемоглобина, уровень жизненной емкости легких и в целом улучшающих дыхательную функцию крови, что особенно важно в условиях пандемии.

3. Особенностями методики повышения физической подготовленности студентов для эффективных действий в экстремальной обстановке на суше и в воде является максимальное использование приемов борьбы самбо не только на суше, но и в воде и под водой с параллельным повышением взрывных физических способностей и устойчивости организма к гипоксии для минимизации пребывания в анаэробных условиях ведения схватки с противником. Особо совершенствовалось взаимодействие при экстремальных ситуациях для повышения стрессоустойчивости.

REFERENCES

1. Zinatulin S.N. The healing energy of breathing. Recovery of the body. Moscow: Ajris-press, 2016. 256 p. (in Russ.)

2. Zelenin L.A. Scientific, theoretical and methodological non-traditional health-improving gymnastic breathing techniques influencing a state of health. From the collection: materials of the V International Scientific and Practical Conference. Perm: Publishing house of the PNRPU, April 4-6th, 2018. pp. 401-404. (in Russ.)

3. Panachev V.D. Relevant issues of sociomedical rehabilitation and socialization of disabled children. Relevant Issues of Sociomedical Rehabilitation: materials of the Transregional Scientific and Practical Conference with International Participation. Perm: Publishing house of the PNRPU, 2010. pp. 138-141. (in Russ.)

4. Panachev V.D. Socialization of people with health problems. Social Well-Being of a Person in Modern Russia: Risk and Protection Factors: materials of the III Krai Student Scientific and Practical Conference. Perm: Publishing house of the PNRPU, 2011. pp. 195-197. (in Russ.)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Валерий Дмитриевич Паначев - доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой физической культуры, Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Пермь, e-mail: panachev@pstu.ru.

Леонид Александрович Зеленин - доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры физической культуры, Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Пермь, e-mail: zelenindoz48@mail.ru.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

Valerij Dmitrievich Panachev - Doctor of Sociological Sciences, Professor, Head of the Physical Culture Department, Perm National Research Polytechnic University, Perm, e-mail: panachev@pstu.ru. Leonid Aleksandrovich Zelenin - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Professor of the Physical Culture Department, Perm National Research Polytechnic University, Perm, e-mail: zelenin-doz48@mail.ru.

Для цитирования: Паначев, В. Д. Безопасность личности студентов на занятиях по огневой подготовке / В. Д. Паначев, Л. А. Зеленин // Российский журнал спортивной науки: медицина, физиология, тренировка. - 2022. - Т. 1. - № 4. DOI: 10.51871/2782-6570_2022_01_04_8

For citation: Panachev V.D., Zelenin L.A. Human security of students during firearms training. Russian Journal of Sports Science: Medicine, Physiology, Training, 2022, vol. 1, no. 4. DOI: 10.51871/27826570 2022 0104 8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.