Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ФОРМИРУЮТ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩУЮ ДЫХАТЕЛЬНУЮ ТЕХНОЛОГИЮ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ФОРМИРУЮТ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩУЮ ДЫХАТЕЛЬНУЮ ТЕХНОЛОГИЮ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
44
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОСТЕЙШИЕ ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ТРЕНАЖЁРНЫЕ УСТРОЙСТВА / "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЫХАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ" / МОТИВАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ / АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Батыркаев Ренат Равилевич, Вербицкий Александр Сергеевич, Оплетин Анатолий Александрович, Паначев Валерий Дмитриевич, Зеленин Леонид Александрович

Введение. В статье рассматриваются разработанные нами оздоровительные средства формирующие здоровьесберегающую дыхательную технологию в учебном процессе физической культуры и спорта в вузе. Цель исследования, создать и внедрить в педагогический процесс физической культуры специальные дыхательные упражнения, выполняемые на простейших оздоровительных дыхательных тренажёрных устройствах улучшающие дыхательную систему лёгких, позволяющая создать инновационную «Здоровьесберегающую оздоровительную дыхательную технологию». В исследования применялись методы: обзор научной литературы по дыханию, метод нетрадиционных дыхательных упражнений, выполняемых на разработанных инновационных простейших дыхательных тренажёрных устройствах, общепедагогические методы развития дыхания, сопряжённый метод обучения дыханию и метод круговой дыхательной тренировки, беседа, педагогическое наблюдение. Результаты и их обсуждение: для каждого этапа обучения разработаны оздоровительные комплексы специальных дыхательных упражнений, созданы инновационные простейшие оздоровительные дыхательные тренажёрные устройства, внедрённые в учебно-тренировочный и восстановительно-профилактический процесс позволяющие создать «Здоровьесберегающую оздоровительную дыхательную технологию» формирующая и моделирующая искусственно управляющую оздоровительную дыхательную тренажёрную среду, развивающая мышечную силу системы дыхательных мышц оздоравливающая организм в целом. Выводы. На этапе первоначального изучения, мы разработали 1 -ю респираторную дыхательную модель, которая определила «Здоровьесберегающую оздоровительную дыхательную технологию» позволяющая психологически и функционально мотивировать на процесс тренировки, развития, профилактику, восстановления и лечения лёгочной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Батыркаев Ренат Равилевич, Вербицкий Александр Сергеевич, Оплетин Анатолий Александрович, Паначев Валерий Дмитриевич, Зеленин Леонид Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF RECREATIONAL MEANS FORM A HEALTH-SAVING RESPIRATORY TECHNOLOGY IN PHYSICAL EDUCATION CLASSES

The article discusses the health-improving means developed by us that form a health-saving respiratory technology in the educational process of physical culture and sports at the university. The purpose of our study is to create and introduce special breathing exercises into the pedagogical process of physical education, performed on the simplest, original health-improving respiratory devices that improve the respiratory system of the lungs, allowing you to create the modern "Health-saving respiratory technology". In organizing the study, we used the following methods: the review of the scientific literature on breathing, the method of non-traditional breathing exercises performed on the simplest breathing simulators, the general pedagogical methods of influence, the method of conjugate influence and the method of circular training, questioning, conversation, pedagogical observation. The results of the study and their discussion: for each stage of training, the health-improving complexes of special breathing exercises have been developed, the simplest health-improving breathing simulators have been created, introduced into the training process, allowing you to create the "Health-saving health-improving respiratory technology" that forms and simulates the artificially controlled health-improving respiratory training environment that develops muscle strength system of respiratory muscles healing the body as a whole. Findings. At the stage of the initial study, we developed the 1 st respiratory model, which defined the "Health-saving healing respiratory technology" that allows psychologically and functionally motivating the process of training, development, prevention, recovery and treatment of the pulmonary system.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ФОРМИРУЮТ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩУЮ ДЫХАТЕЛЬНУЮ ТЕХНОЛОГИЮ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

пионата Европы 2021, четыре на уровне первого места. Традиционно, это вертикальные прыжки, бег на средние дистанции у женщин, 3000 м у мужчин, и что довольно непривычно, но особо радует, высокие результаты были также достигнуты в гладком спринте на 60 и 400 м, как у женщин, так и у мужчин. На Чемпионате мира 2022 г только результат Полины Миллер в беге на 400 м мог бы обеспечить медаль. Еще примерно десять человек показали результат на уровне финала (места с четвертое по восьмое).

ЛИТЕРАТУРА

1. Баландин С.И. Время стартовой реакции российских и зарубежных спринтеров-легкоатлетов / С.И. Баландин, И.Ю. Баландина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, 2022.- №3 (205). - С. 9-12.

2. Сравнительный анализ основных характеристик техники преодоления дистанций 100 с/б и 110 с/б сильнейшими барьеристами и барьеристками мира / С.И. Баландин, И.Ю. Баландина, И.В. Дмитриев, А.В. Масленников // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 7. - С. 32-35.

3. Баландин, С.И. Особенности старта и стартового разгона финалистов на 60 с/б и 60м чемпионата мира по легкой атлетике в помещении 2018 г / С.И. Баландин, И.Ю. Баландина // Легкая атлетика : сб. науч.-методич. тр. / под ред. А.В. Масленникова ; Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. - Санкт-Петербург, 2020. - С. 23-28.

4. Сухарева, С.М. Структурно-функциональная модель подготовленности бегунов на средние дистанции различной квалификации / С.М. Сухарева, Д.А. Семенова // Ученые записки университета имени П.ф. Лесгафта, 2021.- №8 (198). - С. 302-307.

REFERENCES:

1. Balandin S.I. and Balandina I.Y. (2022) "Reaction time of Russian and foreign sprinters ", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (205), pp. 9-12.

2. Balandin, S.I., Balandina, I.Y, Dmitriev I.V. and Maslennikov A.V. (2021) "Comparative analysis of main characteristics of technique of elite hurdlers (men and women)", Theory and Practice of Physical Culture, No. 7, pp. 32-35.

3. Balandin, S.I. and Balandina, I.Y (2020), "The specific of starting phase and acceleration phase of participants of 60 m hurdles and 60 m finals at the 2018 IAAF World indoor Championship ", Track and field: the collection of scientific and methodological works, Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St-Petersburg, pp. 23-28.

4. Sukhareva, S.M. and Semenova, D.A. (2021) " Structural and functional model of readiness of middle-distance runners of various qualification", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 8, pp. 302-307.

Контактная информация: sporttrainer@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 04.06.2022

УДК 796.011.1

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ФОРМИРУЕТ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩУЮ ДЫХАТЕЛЬНУЮ ТЕХНОЛОГИЮ НА ЗАНЯТИЯХ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Ренат Равилевич Батыркаев, тренер-преподаватель, Александр Сергеевич Вербицкий,

тренер-преподаватель, Анатолий Александрович Оплетин, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, Валерий Дмитриевич Паначев, доктор социологических наук, профессор, Леонид Александрович Зеленин, доктор педагогических наук, профессор, Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Пермский военный институт войск национальной гвардии РФ

Аннотация

Введение. В статье рассматриваются разработанные нами оздоровительные средства формирующие здоровьесберегающую дыхательную технологию в учебном процессе физической куль-

туры и спорта в вузе. Цель исследования, создать и внедрить в педагогический процесс физической культуры специальные дыхательные упражнения, выполняемые на простейших оздоровительных дыхательных тренажёрных устройствах улучшающие дыхательную систему лёгких, позволяющая создать инновационную «Здоровьесберегающую оздоровительную дыхательную технологию». В исследования применялись методы: обзор научной литературы по дыханию, метод нетрадиционных дыхательных упражнений, выполняемых на разработанных инновационных простейших дыхательных тренажёрных устройствах, общепедагогические методы развития дыхания, сопряжённый метод обучения дыханию и метод круговой дыхательной тренировки, беседа, педагогическое наблюдение. Результаты и их обсуждение: для каждого этапа обучения разработаны оздоровительные комплексы специальных дыхательных упражнений, созданы инновационные простейшие оздоровительные дыхательные тренажёрные устройства, внедрённые в учебно--тренировочный и восстановительно-профилактический процесс позволяющие создать «Здоровьесберегающую оздоровительную дыхательную технологию» формирующая и моделирующая искусственно управляющую оздоровительную дыхательную тренажёрную среду, развивающая мышечную силу системы дыхательных мышц оздоравливающая организм в целом. Выводы. На этапе первоначального изучения, мы разработали 1-ю респираторную дыхательную модель, которая определила «Здоровьесберега-ющую оздоровительную дыхательную технологию» позволяющая психологически и функционально мотивировать на процесс тренировки, развития, профилактику, восстановления и лечения лёгочной системы.

Ключевые слова: специальные оздоровительные дыхательные упражнения, инновационные простейшие дыхательные тренажёрные устройства, «Здоровьесберегающая оздоровительная дыхательная технология», мотивация выполнения дыхательных упражнений, адаптация.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.6.p45-53

USE OF RECREATIONAL MEANS FORMING HEALTH-SAVING RESPIRATORY TECHNOLOGY IN PHYSICAL EDUCATION CLASSES

Renat Ravilevich Batyrkaev, the trainer-teacher, Alexander Sergeevich Verbitsky, the trainer-teacher, Anatoly Alexandrovich Opletin, the candidate of pedagogical sciences, docent, department chair, Valery Dmitrievich Panachev, the doctor of sociological sciences, professor, Leonid Aleksandrovich Zelenin, the doctor of pedagogical sciences, professor, Perm National research polytechnic university, Perm Military Institute of National Guard Troops of the Russian Federation

Abstract

The article discusses the health-improving means developed by us that form a health-saving respiratory technology in the educational process of physical culture and sports at the university. The purpose of our study is to create and introduce special breathing exercises into the pedagogical process of physical education, performed on the simplest, original health-improving respiratory devices that improve the respiratory system of the lungs, allowing you to create the modern "Health-saving respiratory technology". In organizing the study, we used the following methods: the review of the scientific literature on breathing, the method of non-traditional breathing exercises performed on the simplest breathing simulators, the general pedagogical methods of influence, the method of conjugate influence and the method of circular training, questioning, conversation, pedagogical observation. The results of the study and their discussion: for each stage of training, the health-improving complexes of special breathing exercises have been developed, the simplest health-improving breathing simulators have been created, introduced into the training process, allowing you to create the "Health-saving health-improving respiratory technology" that forms and simulates the artificially controlled health-improving respiratory training environment that develops muscle strength system of respiratory muscles healing the body as a whole. Findings. At the stage of the initial study, we developed the 1 st respiratory model, which defined the "Health-saving healing respiratory technology" that allows psychologically and functionally motivating the process of training, development, prevention, recovery and treatment of the pulmonary system.

Keywords: special health-improving breathing exercises, simple breathing training devices, "Health-saving health-improving breathing technology", motivation for performing breathing exercises, adaptation.

ВВЕДЕНИЕ

В жизнедеятельности человека система дыхания и здоровые лёгкие создают благополучие организму в любом возрастном периоде. Известно, по научным литературным данным в мире дыханием страдают более 535 млн. человек. Результаты исследований врачей пульмонологов Пермского края выявили болеющих лёгкими от 10 до 12% - около 3000 человек [1]. Для успешной жизнедеятельности человеку приходится поддерживать постоянство внутренней среды - гомеостаз [1, 4, 5, 6]. Тема дыхания, волнует лучшие умы человечества - учёных, философов, выдающихся врачей, преподавателей, тренеров, стремившихся осмыслить предназначение человека, возможности его развития и обеспечения хорошего физического, психического и социального здоровья, создающего безопасный уровень как одного человека, так и всех слоёв населения страны. Главная функция лёгочной системы организма - это функция газового обмена в лёгких. Второй функцией является иммунологическая [2, 5, 7, 8]. Лёгкие у человека - это мощнейшая иммунная система, основа дыхания, она стремится обезопасить систему дыхания от вхождения мелкой пыли, автомобилей выхлопных смесей, летающих в воздухе опасных вирусов, заразных бактерий и взвесей, вредных для организма, и отравляющих веществ в виде дыма и смога, возникающих от пожара. Разный состав воздуха проникает в органы дыхания, за сутки задерживают и очищают огромное количество разных смесей, взвесей, газов, т.е. фильтруют. Физиологи обосновали, что лёгкие в течение дня фильтруют и очищают примерно ведро грязевых отходов, и какая огромная нагрузка ложится на системы дыхания в процессе всей жизнедеятельности? А какая же, огромная нагрузка ложится на шахтёров, строителей и других похожих профессий. Они работают в сложной среде, а органы дыхания стремятся обезопасить организм, на его ложится большая нагрузка, насыщенная мелкой пылью, разными вредными взвесями, смесями и примесями, по сравнению с другими профессиями [1, 2, 6, 7, 8]. В процессе жизни органы дыхания систематически очищают организм, являются его безопасностью, главным средством иммунной системы, фактором улучшения дыхания лёгких и процессом нарушений и заболеваний. Важнейшими оздоровительными средствами для поддержания и сохранения лёгочной системы человека, нами собраны в течение жизни инновационный комплекс простейших тренировочных дыхательных приспособлений. Он создал технологическую респираторную модель для улучшения дыхания, который относятся к тренажёрам и является простейшим инновационным тренировочным устройством и обеспечивает выполнение разных дыхательных упражнений в заданной структуре в специально созданных для этого искусственных дыхательных тренажёрных условиях и контролировать отрабатываемые элементы дыхания за счёт особенности конструкции, не имеющей обратной связи [2, 3, 5, 9, 10, 11].

Цель: функционирование осознанного изучения техники в процессе дыхания и её контроль дыхания в общих чертах с использованием простейших дыхательных тренажёрных устройств.

Задачи исследования:

1. Разработать, создать и выполнять разные комплексы специальных дыхательных упражнений, тренирующие в учебно-тренировочных занятиях функционально систему дыхания у занимающихся.

2. В педагогическом процессе на прикладных занятиях по физической культуре создать, разработать и внедрить инновационный комплекс простейших дыхательных тренировочных устройств (тренажёров) позволяют создать респираторный модуль на каждом этапе обучения, что являются составной частью моделирования прикладных занятий по физической культуре, повышающие функции дыхания.

3. Разработать «Здоровьесберегающую оздоровительную дыхательную технологию» сопряжённо тренирует функции дыхания и обучение техники дыхания с использованием инновационного комплекса простейших дыхательных тренажёрных устройств и

апробировать её эффективность в реализации на этапах обучения.

В исследовании нами применялись следующие методы: обзор научной литературы по дыханию, метод программирования с использованием инновационных простейших дыхательных тренажёров выполнении по длительности, темпу, ритму и других характеристик дыхания, метод обучения специальных дыхательных практик на простейших дыхательных тренажёрах, анкетирование, беседа, педагогическое наблюдение.

Научная новизна исследования:

1. Раскрыты психолого-педагогические, методологические и теоретические основы разработанных и созданных оздоровительных дыхательных упражнений, выполняемых на разработанном инновационном комплексе простейших дыхательных тренажёрных устройствах формирующие искусственно управляющую оздоровительную дыхательную среду, моделирующую на учебно-тренировочных занятиях по физической культуре.

2. Разработаны, созданы и используются инновационные простейшие дыхательные тренажёрные устройства, моделирующие усилия оздоровительных занятий, развивающие силу системы дыхательных мышц с использованием упражнений на дыхание.

3. В разработке простейших дыхательных тренажерных устройств, содействуют в техническом решении, характеризуются простотой в обращении, широко применяются в процессе оздоровления, повышают состояние организма, активизируют процесс воспитания, повышают работоспособность, создают психологическое влияние на устойчивое и активное долголетие.

4. Разработана и создана эффективная «Здоровьесберегающая оздоровительная дыхательная технология» сопряжённо формирует оздоровительные дыхательные упражнения в процессе обучения технике дыхательных циклов на инновационном комплексе простейшем дыхательном тренажёрном устройстве.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В педагогическом эксперименте приняли участие три группы по 25 человек в возрасте 17-20 лет, по медицинским показателям отнесены к подготовительной медицинской группе, горно-нефтяного факультета ПНИПУ Нами обозначены группы:

- экспериментальная группа-1 (ЭГ-1), в практических занятиях ФК выполняла разработанные нами специальные оздоровительные дыхательные упражнения, организованные по принципу научной деятельности в рациональном сочетании и распределении по времени в педагогическом процессе различного характера и по принципу целенаправленности с адаптивной адекватностью воздействий уделяли на процесс повышенного внимания в освоении и применении;

- экспериментальная группа-2 (ЭГ-2), в практических занятиях осуществляла эти же самые разработанные нами специальные оздоровительные дыхательные упражнения, выполняемые на комплексе разработанных нами инновационных простейших дыхательных тренажёрных устройствах с вариативными нагрузками: освоение разных дыхательных практик и техник «вдоха», «выдоха» и «паузы»; длительность изменения фаз дыхания; освоение в регулировании дробного вдоха-выдоха; процесс дыхания на счёт; регуляция дыхания по темпу, ритму, частоте, скорости, по силе и мощности;

- контрольная группа (КГ) - занималась по новой разработанной программе федерального государственного стандарта высшего образования по направленности подготовки (специальностям) третьего поколения. В связи с этим, преподаватели формируют и передают студентам знания о сущности дыхательных циклов, о правильном выполнении разных техник «вдоха», «выдоха» и «паузы» на прикладных занятиях.

В занятиях физической культурой участвует сенсорно-перцептивная организация, которая включает в себя ощущение дыхания как запоминания в памяти чувственного проявления ощущаемого образа дыхания, который создаёт образное представление о ды-

хании, т. е. формирует образное представление вариативного дыхания на разных по конструкции инновационных простейших дыхательных тренажёрных устройствах. В процессе обучения разнообразным дыхательным упражнениям, выполняемым на простейших дыхательных тренажёрных устройствах, участвуют средства развития дыхания. С помощью методов целенаправленных воздействий всегда происходит учебно -познавательный процесс, формирующий этап первоначального изучения дыхательной системы, к нему мы отнесли и разработали 1 -ю респираторную модель. В связи с этим представляем рисунок.

Рисунок - Технологическая респираторная модель «Здоровьесберегающей оздоровительной дыхательной технологии на этапе первоначального изучения

Этот этап основывается на субъективных и объективных компонентах, чутко реагирующих на процесс ощущения дыхания, который мотивирует в педагогическом процессе физического воспитания на развитие психофизических кондиций и составляет основу здоровой дыхательной системы организма. В неё входят четыре сферы деятельности: функциональные системы организма, физические качества, психические свойства и интеллект, которые активизируют создание «Здоровьесберегающей оздоровительной дыхательной технологии». Обозначенные четыре сферы деятельности между собой взаимосвязаны и предопределяют возможность и наделённость достижения цели формирования здоровой дыхательной технологии. К основным относятся: нервная (регулирует процессы возбуждения и торможения), сердечно-сосудистая (представляет сосуды и сердце, оно связано с центральной нервной системой (ЦНС) и регулируется ею), двигательная (проприоцептивная даёт информацию о выполнении движений), дыхательная (обеспечивает обмен газов между внешней средой (атмосферным воздухом) и кровью в органах), выделительная (при мышечной работе - сохранять внутреннюю среду в организме), эндокринная (вырабатывает - гормоны, они могут тормозить или усиливать рост организма). При этом зрительная (воспринимает параметры движений в пространстве), слухоречевая (воспринимает звуковые и словесные воздействия, способствующие успешности оперативной коррекции). Выше показанные нами разные функциональные системы по способам выполнения, по уровню развития и дееспособности связаны с физическими качествами занимающихся, развиваются и совершенствуются дыхательными техниками: положение тела при дыхании, траектория дыхания, путь дыхания. Дыхание осуществляется формой и направлением, амплитудой дыхания, продолжительностью дыхания, темпом, ритмом, скоростью, силой, резкостью и мощностью дыхания формируют технологию здоровья. Каждый занимающийся студент выполняет на инновационных простейших оздоровительных дыхательных тренажёрных устройствах статические, динамические и специальные дыхательные упражнения, повышающие состояние организма, силовые возможности, а положительное влияние и дееспособность улучшаются и развиваются под воздействием общепедагогических принципов.

На занятиях в процессе выполнения дыхательных техник на дыхательных тренажёрных устройствах всегда участвует человеческая психическая деятельность. К ней относятся психические свойства, черты, качества, функции характера, свидетельствующие о мысленном восприятии и отражении ощущения дыхательного представления образа, которые определяют процесс воспитания, образования и общего развития. Важную роль в педагогическом процессе играет мыслительная осознанность, создающая мотивацию на оздоравливающую деятельность дыхательной системы лёгких. Сопряжённо формируется теоретическое (интеллектуальное), и развивающийся педагогический процесс интеллектуальных способностей превращается в интеллект. В науке психолого-педагогические механизмы составляют основу интеллекта и характеризуют особенности высшей нервной деятельности: относится лабильность, осуществляется сила и концентрация процесса возбуждения и торможения в головном мозге, сопряжённо проявляется глубина и широта охвата одних участков при одновременной заторможенности других, где происходит способность к дифференцированию внешних раздражителей и дифференцированным действиям. Эти физиологические механизмы в организме управляемы и тренируемы [3, 4, 5, 9, 10, 11].

В связи с этим представляем 1-ю респираторную модель этапа первоначального изучения, к которой определены: 1 -й тренажёр «Надувной детский праздничный шарик», на котором осуществлялось 4 занятия, по продолжительности 5 мин. В ходе тренировочных занятий выполнялись с сопротивлением специальные дыхательные упражнения в обозначенный шарик. Основной принцип дыхательного процесса (вдох) осуществляется носовой полостью, воздушная масса наполняется расширением грудной клеткой (малой её верхней, средней и слабой включённостью нижней частью диафрагмы) с постепенным

увеличением продолжительности выдыхательного акта (выдоха). Методы занятий надувания в шарик может быть равномерным, обучающимся и сопряжённого воздействия, позволяют эффективно тренировать дыхательную систему, поддерживать общий тонус организма и хорошее самочувствие. Тренажёрное устройство «Надувной шарик» можно применять с целью тренировки, развития, профилактики, восстановления и лечения дыхательной системы, а также является терапевтическим средством, проявляет самый простой и безопасный режим деятельности, к нему относится формирующий. Он представляет собой лёгкий режим, где вдох выполняется через нос, а выдох в шарик с сопротивлением.

К данному первоначальному этапу изучения дыхательный системы, мы отнесли 2-е простейшее дыхательное оздоровительное тренажёрное устройство «Усечённая дыхательная трубка», короткая по длине 72 см, представляет собой узкую щель, 0 (диаметром) равна 1,2 см. Она вводится в ротовую полость для выдоха, обмотана синей изоляционной лентой для комфортной выдыхательной деятельности, другая часть трубки, сужается в 0 (диаметре) = 0,7 мм, и переходит в узкое щелевое отверстие, и оно создаёт короткое дополнительное респираторное сопротивление при выдохе. На этом устройстве осуществлялось 6 дыхательных занятий продолжительностью 11 минут, относится к адаптационному периоду, выполнялись разработанные нами два комплекса специальных дыхательных упражнений и чередовались каждую неделю в течение месяца. Выполняя без физического и психического (волевого) напряжения дыхательные акты осуществлялись носовой полостью - вдох, а выдох проявляется умеренным дополнительным сопротивлением в короткую по длине и узкую в 0 (диаметре) щелевую выдыхательную трубку, при этом в конце дыхательного цикла происходит пауза. При помощи простейшего тренажёрного дыхательного устройства (короткой по длине дыхательной трубки) происходит тренировка физиологического механизма, дыхательная система и весь организм переходят на новый, более высокий уровень развития организма, с более продолжительным проявлением усилий выдоха, где создаётся гипоксическое дыхание и осваивается метод эндогенного дыхания (тканевое).

Следующим представляем 3-й простейший дыхательный тренажёр, относится, та же самая «Усечённая дыхательная трубка», короткая по длине 72 см», одинаковая по форме и объёму дыхательная трубка в 0 (диаметре) равна 1,2 см, вводится в ротовую полость для выдоха, обмотана синей изоляционной лентой для комфортной выдыхательной деятельности, на другую узкую щелевую часть 0 (диаметра) = 0,7 мм, приделан «Надувной детский праздничный шарик». Занимаясь на данном тренажёрном аппарате осуществлялось 7 дыхательных занятий продолжительностью 13 минут, относится к адаптационному периоду, вдох выполнялся носом, а выдох сопровождается двойным дополнительным респираторным сопротивлением в узкую щелевую короткую трубку и прикреплённый к ней надувной шарик, здесь происходят физиологические реакции как в дыхательной системе, так и во всём организме в целом.

При этом осваивается специальная методика процесса дыхания с более усиленным и удлинённым выдохом и постепенно накапливается углекислый газ в крови, где обычный уровень немного увеличивается - возбуждаются гиперкапнические хеморецепторы о том, что содержание кислорода (О2) в крови снижается, увеличивается содержание углекислого газа (СО2) - дыхание усиливается, происходит гипоксия (гипоксическое дыхание), но сохраняется возможность дышать через носовую полость, которая быстро восстанавливается. Здесь происходит развитие дыхательной системы лёгких, овладевается специальная методика усиленного и удлинённого двойного сопротивления процесса выдоха, где закладывается эндогенное дыхание.

Отсюда следует, что данные результаты этапа первоначального изучения определяют процесс оконченным под активной концентрацией осознанного внимания, при умственном и зрительном представлении образа изучаемых дыхательных упражнений, мо-

жет самостоятельно с помощью простейших дыхательных тренажёрных устройств устранить степень изучаемых сложных дыхательных техник, повысить уровень дыхательной подготовленности у занимающихся с устранением неправильных дыхательных действий и грубых искажений в технике дыхания, создаётся ощущение лучшего процесса дыхания и возрастает дыхательный эффект у занимающихся.

ВЫВОДЫ

Простейшие тренажёрные дыхательные устройства обеспечивают успешное управление формированием специальными дыхательными упражнениями, которые осуществляют оздоровительное воздействие на организм занимающихся, значительно увеличивают объём тренировочной дыхательной нагрузки, а также повышают функциональные дыхательные возможности в состоянии здоровья. Применение оздоровительных средств для каждой индивидуальной личности значительно сокращает образование, снижает количество дыхательных ошибок и дает возможность переучивания. Простейшие дыхательные тренажёрные устройства, на которых выполняются на величину оптимальной нагрузки специальные дыхательные упражнения, проявляют элементы новизны, активизируют умственную деятельность в представлении образа, улучшают эмоциональное состояние организма, объективно воздействую на процесс оздоровления. В выполнении разные по технике специальные дыхательные упражнения координационно просты и не сложны, доступны, неординарны, притягательны в выполнении на простейших дыхательных тренажёрных устройствах, предлагаемая дыхательная нагрузка у занимающихся переносима, происходит оздоровительная эффективность, повышается устойчивость системы дыхания к гипоксии, психологический и эмоциональный настрой в правильной дыхательной практике создают уверенность в своих силах в успешном решении педагогических задач. Занятия на простейших дыхательных тренажёрных устройствах перед зеркалом создают внешнюю дыхательную тренажёрную среду и характеризуются следующими основными аспектами: простотой в обращении, лёгкость в доступности, указывают на малую погрешность, на отдельные элементы неточности в занятиях дыханием.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болезнь и я: Опыт медицинского справочника для всех. - Вып.3. (Хронические заболевания лёгких. Хронический тонзиллит. «Сладкая» болезнь. Болезни органов пищеварения. Болезни прямой и толстой кишки) / В.Л. Кучерский, Г.В. Скопец, И.В. Терещенко, Е.Н. Смирнова, Ю.Л. Ры-лов. - Пермь : РИЦ «Здравствуй», 1999. - 368 с.

2. Зинатулин С.Н. Целебная энергия дыхания. Оздоровление организма / С.Н. Зинатулин. - Москва : Айрис-пресс, 2006. - 256 с.

3. Зеленин Л.А. Теоретические и методологические основы создания тренажёрных средств в гребном спорте / Л.А. Зеленин // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2013. - № 1 (95). - С. 35-41.

4. Зеленин Л.А. Сопряжённое формирование способности к равновесию посредством тренажёрного комплекса при обучении юных спортсменов-каноистов : дис. .. .д-ра пед. наук / Зеленин Леонид Александрович. - Набережные Челны, 2014. - 376 с.

5. Зеленин Л.А. Нетрадиционные оздоровительные дыхательные практики в процессе саморазвития личности студентов / Л.А. Зеленин, А.А. Оплетин, В.Д. Паначев // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 7. - С. 82.

6. Зеленин Л.А. Научно-теоретические и методологические нетрадиционные оздоровительные гимнастические дыхательные технологии, влияющие на состояние здоровья студентов института культуры / Пенитенциарная система и общество: опыт взаимодействия // Сборник материалов V Международный научно-практической конференции 4-6 апреля 2018. - Пермь. - 2018. - С. 401-404.

7. Копылова, О.С. Бронхи и лёгкие: советы и рекомендации ведущих врачей / О.С. Копы-лова. - Москва : Издательство «Э», 2016. - 256 с.

8. Малахов, Г.П. Современные дыхательные практики / Г.П. Малахов. - Донецк : Сталкер, Генеша, 2007. - 253 с.

9. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре: учебник / авторы-составители О.Э. Евсеева, С.П. Евсеев; под ред. С.П. Евсеева. - Москва : Спорт, 2016. - 384 с.

10. Чистяков, В.А. Анализ методов ранжирования в психолого-педагогических исследованиях / В.А. Чистяков // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 2 (132). -С. 197-201.

11. Чистяков В.А. Научно-методическое обоснование системы дистанционного обучения / В.А. Чистяков, С.С. Филиппов, Н.П. Князева // Теория и практика физической культуры. - 2006. -№ 10. - С. 49-50.

REFERENCES

1. Kuchersky, V.L., Skopets, V., Tereshchenko, I.V., Smirnova, E.N. and Rylov L.Y. (1999), Illness and Me: The Experience of a Medical Guide for All. - Issue 3. (Chronic diseases of the lungs. Chronic tonsillitis. "Sweet" disease. Diseases of the digestive system. Diseases of the rectum and colon), RITZ "Hello", Perm.

2. Zinatulin, S.N. (2006), Healing energy of breathing. Health improvement. Airis-press,Moscow.

3. Zelenin, L.A. (2013), "Theoretical and methodological basis of the training simulators creation in rowing", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 95, № 1. pp. 35-41.

4. Zelenin, L.A. (2014), Paired formation of the ability to equilibrium by means of a training set when training young athletes-canoeists, dissertation, Naberezhnye Chelny.

5. Zelenin L.A., Opletin A.A. and Panachev, V.D. (2021), "Non-traditional health-improving breathing practices in the process of self-development of students' personality", Theory and practice of physical culture, No. 7, pp. 82.

6. Zelenin, L.A. (2018), "Theoretical and methodological non-traditional health-improving gymnastic breathing technologies affecting the health of students of the Institute of culture", Penitentiary system and society: experience of interaction, Proceedings of the V international scientific-practical conference, Perm, pp. 401-404.

7. Kopylova, O.S. (2006), The Bronchi and lungs: tips and advice from top physicians, Publishing House "E", Moscow.

8. Malakhov, G.P. (2007), Modern practice of respiratory, Stalker, Genesha, Donetsk

9. Evseeva, O.E. and Evseev, S.P. (2016), Technology physical activity in an adaptive physical culture, Textbook. Sport, Moscow.

10. Chistyakov, V.A. (2016), "Analysis of methods of ranging in psychological and pedagogical researches", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 132, No. 2. pp. 197-201.

11. Chistyakov, V.A., Filippov, S.S. and Knyazeva N.P. (2006), "Scientific and methodical providing system of distance training", Theory and practice ofphysical culture, No. 10, pp. 49-50.

Контактная информация: panachev@pstu.ru

Статья поступила в редакцию 30.05.2022

УДК 796.015

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА И КОРРЕКЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ-

СПОРТСМЕНОВ

Виктор Михайлович Башкин, доктор педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения,

Санкт-Петербург

Аннотация

В статье рассматриваются проведенные исследования диагностики и коррекции функционального состояния организма студентов-спортсменов университета в норме, при переутомлении, интеллектуальных отклонениях и нервно-психических заболеваниях. Главное внимание уделяется методике оценки и коррекции зрительного анализатора при воздействии цветовыми импульсными

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.