Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК НА ЗАНЯТИЯХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

ПРИМЕНЕНИЕ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК НА ЗАНЯТИЯХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
318
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЫХАНИЕ / ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМЫ / ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЗДОРОВЬЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Соловьева Н.В.

Данная статья обобщает методические рекомендации к проведению дыхательных практик на занятиях физической культуры в вузе, рассказывает о новых методиках, направленных на улучшение работы дыхательной системы организма, знакомит обучающихся и преподавателей вуза с современными физкультурно-оздоровительными технологиями, инновационными техниками дыхания, направленными на профилактику заболеваний дыхательной системы, в том числе вызванными короновирусной инфекцией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Соловьева Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF RESPIRATORY PRACTICES IN HEALTH PHYSICAL EDUCATION CLASSES

This article summarizes methodological recommendations for conducting breathing practices in physical education classes at a university, talks about new methods aimed at improving the functioning of the respiratory system of the body, acquaints students and university teachers with modern physical culture and health technologies, innovative breathing techniques aimed at prevention diseases of the respiratory system, including those caused by coronavirus infection.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК НА ЗАНЯТИЯХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

ПРИМЕНЕНИЕ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК НА ЗАНЯТИЯХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Н.В. Соловьева, старший преподаватель Петрозаводский государственный университет (Россия, г. Петрозаводск)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-4-1-186-188

Аннотация. Данная статья обобщает методические рекомендации к проведению дыхательных практик на занятиях физической культуры в вузе, рассказывает о новых методиках, направленных на улучшение работы дыхательной системы организма, знакомит обучающихся и преподавателей вуза с современными физкультурно-оздоровительными технологиями, инновационными техниками дыхания, направленными на профилактику заболеваний дыхательной системы, в том числе вызванными коронови-русной инфекцией.

Ключевые слова: дыхание, дыхательная системы, дыхательные практики, оздоровительная физическая культура, здоровье.

Дыхание - одна из самых важных функций человеческого организма и уделяя внимание дыханию, как важнейшему механизму жизнеобеспечения, мы вносим стойкий положительный результат на пути восстановления, укрепления здоровья, боремся с патологиями и заболеваниями. Изучая и применяя дыхательные практики, студенты не только укрепляют своё здоровье в настоящий момент, но и приобретают знания и умения для своей дальнейшей полноценной социальной и профессиональной деятельности [1].

В проведенном ранее анализе показателей количественного состава и структуры заболеваемости студентов специальной медицинской группы в Петрозаводском государственном университете за период с 2012 по 2017 годы болезни дыхательной системы составляют 5,88% [2]. В основном это такие заболевания, как астма, хронический бронхит, хронические воспалительные заболевания верхних дыхательных путей, перенесённые трахеит, пневмония. В настоящее время данный процент заболеваний дыхательной системы повысился в связи с новой короновирусной инфекцией. Данная вирусная инфекция вызывает такие последствия, как пневмосклероз - разрастание соединительной ткани в легких вследствие воспалительного или дистрофического процесса, ведущее к нарушению эластичности и газообменной функ-

ции пораженных участков. По официальным данным интернет-портала Республики Карелия за период с 1.04.2020 по 23.03.2021 на территории Карелии выявили 43251 заболевших «еоу1ё», 40067 выздоровевших, 366 умерших [3].

Существует множество вариантов дыхательных практик и специальных, лечебных комплексов дыхательных гимнастик эффективно работающих для профилактики и восстановления после заболеваний дыхательной системы. В данной статье представим краткое описание некоторых традиционных комплексов, которые используются на занятиях оздоровительной физической культуры со студентами вуза, а также комплекс дыхательной гимнастики, включающий инновационный подход к применению дыхательных практик.

Традиционно на занятиях оздоровительной физической культуры уже на протяжении многих лет используются проверенные и действенные комплексы дыхательный гимнастики «Стрельниковой» и «Бутейко». Так дыхательная гимнастика «Стрельниковой» направлена на восстановление функции дыхания, его нормализацию. В результате - занятия помогают занимающимся хорошо себя чувствовать, снимают напряжение после учебных занятий, стресс, головные боли, улучшают адаптацию, нормализуют артериальное давление, укрепляют иммунитет, а также

повышают умственную и физическую работоспособность [4].

На занятиях регулярно изучаем и применяем некоторые популярные техники дыхания из практики йоги - пранаямы. Такие дыхательные упражнения, как полное дыхание, дыхание «уджайи», очищающее «дыхание огня», диафрагмальное дыхание. Практика данных дыхательных упражнения увеличивает жизненные силы, производит интенсивный массаж внутренних органов, очищает лёгкие и кровеносные сосуды от токсинов, активизирует работу печени и почек, укрепляет иммунную систему, восстанавливает равновесие между симпатической и парасимпатической нервными системами.

Использование новых, современных комплексов дыхательных гимнастик вносит разнообразие в учебный процесс, служит хорошим дополнением к традиционно применяемым практикам. Например, это комплекс, включающий миофасциальный релиз. Приведём пример основной части дыхательной гимнастики, которая выполняется с добавлением миофасциального релиза - специального воздействия на ткани путём натягивания и растяжения для получения эффекта их расслабления и возвращения тканям эластичности. В результате этого улучшается лимфоток и кровоток в тканях, их питание. Для миофасци-ального релиза в данном комплексе используются теннисные мячи (если мячей нет, надавливания можно производить пальцами).

В основной части данного комплекса выполняются динамические упражнения в разных исходных положениях: стоя на четвереньках, лёжа на спине, лёжа на животе и сидя с прямой спиной на стуле. Разминка выполняется в исходном положении сидя. Вторая, основная часть дыхательной гимнастики, с включением мио-фасциального релиза, выполняется в исходном положении (и.п.) - сидя на стуле с прямой спиной. В начале и конце данной части комплекса - выполняются два тестовых упражнения, где требуется оценить качество дыхания, лёгкость, эффективность работающих мышц дыхательной мускулатуры и диафрагмы.

Методические указания при выполнении данного комплекса: темп выполнения упражнений - медленный; следить за дыханием, вдох выполняется через нос, выдох - через нос или через рот, губы сложить трубочкой. Надавливания производить до ощущения лёгкой болезненности, задерживаться 40-60 секунд на одном участке тела или прокатывать теннисный мячик очень медленно (например, по мышцам вдоль грудины). Следить за общим самочувствием.

Предлагаем основную часть данного комплекса:

1. И. п. - сидя с прямой спиной, на вдохе - прямые руки назад, небольшой прогиб корпуса и наклон головы назад выдох -вернуться в и.п.;

2. И. п. - то же, дышать животом -«диафрагмальное» дыхание;

Данные упражнения №1и №2 - являются тестовыми.

3. И. п. - то же, прямые руки вверху, свободно - вдох выдох - тянуться вверх 3 -4 раза;

4. И. п. - то же, руки опущены вниз, кисти вместе вдох - небольшой наклон вниз выдох - вернуться в и. п.;

5. И. п. - то же, латеральное дыхание, на выдохе - тянуться в сторону на вдохе -расслабиться, повторить в другую сторону;

6. И. п. - то же, 4 пальца под рёбра, немного ссутулиться (наклониться вниз с круглой спиной), производить давление пальцами с внутренней части нижних рёбер, задержаться до 1 минуты;

7. И. п. - то же, массаж двумя теннисными мячами в области грудины (средостения) - очень медленно;

8. И. п. - то же, 4 пальца с внутренней стороны ключицы, сжимать до 1 минуты;

Выполнить тестовые упражнения №1 и №2, оценить работу дыхательной системы.

9. Проработка, массаж мячами, или руками области челюстного сустава до 1 минуты

Выполнить тестовые упражнения №1 и №2

Выполняя регулярно дыхательные комплексы на занятиях оздоровительной физической культуры, мы учим обучающихся

работать с дыханием, прислушиваться к собность, производительность, обрести своему организму, рассказываем, как ды- крепкое здоровье и раскрыть свой потен-шать так, чтобы увеличить свою трудоспо- циал.

Библиографический список

1. Соловьева, Н.В. Практики дыхания на занятиях элективного направления «Оздоровительная физическая культура» // Наука и образование: новое время. - 2019. - Вып. 1, №1. - С. 5.

2. Кремнева В.Н. Сравнительный анализ состояния здоровья студентов специальной медицинской группы в Петрозаводском Государственном университете // Глобальный научный потенциал. - Санкт-Петербург, 2018. - С. 15-19.

3. Официальный интернет-портал Республики Карелия. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: karelia.ru

4. Дубровская С.В. Знаменитая дыхательная гимнастика Стрельниковой. - М.: РИПОЛ классик, 2012. - 64 с. - (Здоровый образ жизни и долголетие).

APPLICATION OF RESPIRATORY PRACTICES IN HEALTH PHYSICAL

EDUCATION CLASSES

N.V. Solovieva, Senior Lecturer Petrozavodsk State University (Russia, Petrozavodsk)

Abstract. This article summarizes methodological recommendations for conducting breathing practices in physical education classes at a university, talks about new methods aimed at improving the functioning of the respiratory system of the body, acquaints students and university teachers with modern physical culture and health technologies, innovative breathing techniques aimed at prevention diseases of the respiratory system, including those caused by coronavirus infection.

Keywords: breathing, respiratory systems, breathing practices, health-improving physical culture, health.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.