Научная статья на тему 'НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДЫХАТЕЛЬНЫХ ТРЕНАЖЁРОВ ДЛЯ РЕАБИЛИТАЦИИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ И ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМ ВО ВРЕМЯ И ПОСЛЕ ПАНДЕМИИ'

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДЫХАТЕЛЬНЫХ ТРЕНАЖЁРОВ ДЛЯ РЕАБИЛИТАЦИИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ И ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМ ВО ВРЕМЯ И ПОСЛЕ ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
57
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ТРЕНАЖЕРЫ / ПАНДЕМИЯ / ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМЫ ДЫХАНИЯ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Зеленин Л.А., Паначев В.Д.

Целью данного исследования является изучение и обоснование влияния разработанных дыхательных тренажёрных устройств с использованием нетрадиционных оздоровительных дыхательных технологий на процесс улучшения состояния здоровья студентов, физической подготовленности в функциональном состоянии характера дыхания с дальнейшим освоением компетентностного подхода во время пандемии. Проведённые исследования показали, что, жизненная ёмкость лёгких (ЖЁЛ) увеличилась на 115,38±35,45 мл; проба Штанге (задержка дыхания на вдохе) увеличилась на 7,13±3,21 с; проба Генчи (задержка дыхания на выдохе) повысилась на 3,21±1,53 с; частота сердечных сокращений (ЧСС) снизилась 2,79±1,35 уд/мин; подвижность грудной клетки увеличилась на 2,59±1,73 см. Анкетирование в данной группе показало, что процесс дыхания и общее состояние организма положительно улучшился. У студентов, занимающихся вольной борьбой в спортивной секции ПНИПУ, зафиксировали следующие данные: жизненная ёмкость лёгких (ЖЁЛ) повысилась на 447,51±87,51 мл; проба Штанге (задержка дыхания на вдохе) увеличилась на 19,25±7,32 с; проба Генчи (задержка дыхания на выдохе) повысилась на 11,33±4,35 с; частота сердечных сокращений (ЧСС) снизилась 5,36±3,13 уд/мин; подвижность грудной клетки увеличилась на 9,32±3,27 см. Анкетные данные этой группы показали, что процесс дыхания и общее состояние организма положительно улучшился.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Зеленин Л.А., Паначев В.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFICALLY METHODOLOGICAL COMPLEX OF RESPIRATORY TRAINING DEVICES FOR REHABILITATION OF THE CARDIOVASCULAR AND RESPIRATORY SYSTEMS DURING AND AFTER THE PANDEMIC

The purpose of this study is to examine and justify the effect of the developed respiratory training devices using non-traditional health-improving respiratory technologies on the process of improving the state of health of students, their physical fitness in the functional state of respiration with a further development of the competence approach during the pandemic. The conducted studies showed that the lung capacity (LC) increased by 115,38±35,45 ml; the breath-holding test on inhale increased by 7,13±3,21 s; the breath-holding test on exhale increased by 3,21±1,53 s; the heart rate (HR) decreased by 2,79±1,35 beats/min; the thoracic mobility increased by 2,59±1,73 cm. Results of the questionnaire showed that the respiration process and the total state of the organism have positively improved. Following data was registered in students, who engage in freestyle wrestling in the Perm' National Exploratory Polytechnic University sports group: the lung capacity (LC) increased by 447,51±87,51 ml; the breath-holding test on inhale increased by 19,25±7,32 s; the breath-holding test on exhale increased by 11,33±4,35 s; the heart rate (HR) decreased by 5,36±3,13 beats/min; the thoracic mobility increased by 9,32±3,27 cm. The questionnaire data of this group showed that the respiration process and the total state of the organism have also positively improved.

Текст научной работы на тему «НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДЫХАТЕЛЬНЫХ ТРЕНАЖЁРОВ ДЛЯ РЕАБИЛИТАЦИИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ И ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМ ВО ВРЕМЯ И ПОСЛЕ ПАНДЕМИИ»

СПОРТИВНАЯ МЕДИЦИНА

Дата публикации: 01.09.2021

001: 10.51871/2588-0500_2021_05_03_3

УДК 796

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДЫХАТЕЛЬНЫХ ТРЕНАЖЁРОВ ДЛЯ РЕАБИЛИТАЦИИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ И ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМ ВО ВРЕМЯ И ПОСЛЕ ПАНДЕМИИ

Л.А. Зеленин1,2, В.Д. Паначев1,2 1Пермский национальный исследовательский политехнический

университет, г. Пермь, Россия 2Пермский военный институт войск национальной гвардии РФ,

г. Пермь, Россия

Ключевые слова: дыхательные тренажеры, пандемия, исследования системы дыхания, студенты.

Аннотация. Целью данного исследования является изучение и обоснование влияния разработанных дыхательных тренажёрных устройств с использованием нетрадиционных оздоровительных дыхательных технологий на процесс улучшения состояния здоровья студентов, физической подготовленности в функциональном состоянии характера дыхания с дальнейшим освоением компетентностного подхода во время пандемии. Проведённые исследования показали, что, жизненная ёмкость лёгких (ЖЁЛ) увеличилась на 115,38±35,45 мл; проба Штанге (задержка дыхания на вдохе) увеличилась на 7,13±3,21 с; проба Генчи (задержка дыхания на выдохе) повысилась на 3,21±1,53 с; частота сердечных сокращений (ЧСС) снизилась 2,79±1,35 уд/мин; подвижность грудной клетки увеличилась на 2,59±1,73 см. Анкетирование в данной группе показало, что процесс дыхания и общее состояние организма положительно улучшился. У студентов, занимающихся вольной борьбой в спортивной секции ПНИПУ, зафиксировали следующие данные: жизненная ёмкость лёгких (ЖЁЛ) повысилась на 447,51±87,51 мл; проба Штанге (задержка дыхания на вдохе) увеличилась на 19,25±7,32 с; проба Генчи (задержка дыхания на выдохе) повысилась на 11,33±4,35 с; частота сердечных сокращений (ЧСС) снизилась 5,36±3,13 уд/мин; подвижность грудной клетки увеличилась на 9,32±3,27 см. Анкетные данные этой группы показали, что процесс дыхания и общее состояние организма положительно улучшился.

SCIENTIFICALLY METHODOLOGICAL COMPLEX OF RESPIRATORY TRAINING DEVICES FOR REHABILITATION OF THE CARDIOVASCULAR AND RESPIRATORY SYSTEMS DURING AND

AFTER THE PANDEMIC

L.A. Zelenin1,2, V.D. Panachev1,2 1Perm' National Research Polytechnic University, Perm', Russia 2Perm' Military Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation,

Perm', Russia

Key words: respiratory training devices, pandemic, respiratory system studies, students.

Annotation. The purpose of this study is to examine and justify the effect of the developed respiratory training devices using non-traditional health-improving respiratory technologies on the process of improving the state of health of students, their physical fitness in the functional state of respiration with a further development of the competence approach during the pandemic. The conducted studies showed that the lung capacity (LC) increased by 115,38±35,45 ml; the breath-holding test on inhale increased by 7,13±3,21 s; the breath-holding test on exhale increased by 3,21±1,53 s; the heart rate (HR) decreased by 2,79±1,35 beats/min; the thoracic mobility increased by 2,59±1,73 cm. Results of the questionnaire showed that the respiration process and the total state of the organism have positively improved. Following data was registered in students, who engage in freestyle wrestling in the Perm' National Exploratory Polytechnic University sports group: the lung capacity (LC) increased by 447,51±87,51 ml; the breath-holding test on inhale increased by 19,25±7,32 s; the breath-holding test on exhale increased by 11,33±4,35 s; the heart rate (HR) decreased by 5,36±3,13 beats/min; the thoracic mobility increased by 9,32±3,27 cm. The questionnaire data of this group showed that the respiration process and the total state of the organism have also positively improved.

Введение. Дыхание в жизни человека и здоровье лёгких составляют благополучие человека в любом возрастном аспекте. На сегодня в мире бронхиальной астмой болеют более 235 млн. человек, а такой страшной вирусной болезнью как COVID-19 страдает весь мир. Основная эволюционно и исторически изученная функция лёгких - это функция газообмена. Вторая функция лёгких - иммунологическая. Лёгкие - это мощнейшая часть иммунной системы, наиболее уязвимый орган человека. Лёгкие защищают дыхательные пути от вирусов, бактерий и других опасных организмов и частиц, а также за сутки задерживают большое количество взвесей, которые фильтруются органами дыхания [1]. Физиологи подсчитали, что лёгкие

фильтруют приблизительно ведро грязи ежедневно. Сегодня в мире известно огромное количество нетрадиционных оздоровительных дыхательных технологий, некоторые из них мы изучили и использовали на занятиях физической культуры, с целью воздействия на улучшение здоровья, повышения общего функционального состояния здоровья студентов [2-5].

Актуальность:

1. На социальном уровне: между потребностью общества и государства в сохранении и укреплении физического, психического, профессионального и социального здоровья c применением индивидуальных оздоровительных дыхательных практик с использованием простейших разработанных тренажёрных устройств, повышающих работоспособность всего населения страны, формирующие компетентность работы с дыханием и недостаточным использованием дыхательных оздоровительных методик и созданием дыхательных тренажёрных устройств, эффективно воздействующих на организм здоровых и больных людей с дальнейшим освоением компетентностного подхода в коронавирусный период в мире.

2. На практическом уровне: между высокой значимостью способности приобретения знаний в осуществлении дыхательного оздоровительного процесса здоровыми и больными людьми, формирующими компетентность, и относительно низким уровнем их сформированности у населения в приобретении научно-методических оздоровительных дыхательных знаний и их применение c помощью разработанных дыхательных тренажёрных устройств.

3. На научно-методическом уровне: между высокой значимостью физкультурно-оздоровительной мотивации студентов, дыхательной системой организма и недостаточной научной изученностью содержательного и организационно-методического обеспечения эффективного решения оздоровительных дыхательных практик с тренажёрными устройствами в сфере физической культуры, теории и методике оздоровительной физической культуры, а также в медицине.

В соответствии с актуальностью, содержанием сформулированных нами противоречий мы выявили проблему исследования, которую сформулировали в форме вопроса: каковы педагогические, содержательные и организационно-методические особенности мотивации повышения эффективности в сфере физической культуры молодёжи в реабилитации дыхательной системы во время физической активности и компетентностной ответственности за свое здоровье с использованием разработанных

тренажёрных устройств, готовых к саморазвитию на любом этапе жизненного пути в приобретении компетентностного подхода в борьбе с пандемией?

Представления об актуальности темы, степени её разработанности, содержанием сформулированных противоречий и обозначенной проблемой исследования в научно-методической и специальной литературе позволили сформулировать цель данного исследования, которая может изучить и обосновать влияние функциональной роли в формировании компетентности разработанными дыхательными тренажёрными устройствами с использованием нетрадиционных гимнастических оздоровительных дыхательных технологий на процесс улучшения состояния здоровья студентов, физической подготовленности в функциональном состоянии характера дыхания с дальнейшим освоением компетентностного подхода во время пандемии.

Задачи исследования:

1. Анализ и обобщение научно-методической и специальной литературы по изучаемым дыхательным технологиям в формировании компетентности;

2. Изучение и анализ влияния оздоровительных дыхательных практик на процесс улучшения респираторной системы в осуществлении компетентностного подхода;

3. Разработать и создать комплекс тренажёрных устройств, моделирующих условия в системе дыхания для задержки дыхания на вдохе, выдохе и паузе;

4. Разработать технологию сопряжённого освоения разнообразных дыхательных циклов с использованием комплекса дыхательных тренажёрных устройств и апробировать эффективность её реализации в занятиях физической культуры и самостоятельных занятиях физическими упражнениями.

Новизна исследования:

1. Раскрыты педагогико-психологические, методологические и теоретические основы разработанных и созданных тренажёрных устройств, формирующие искусственно управляющую среду, моделирующую во время учебно-тренировочных занятий по физической культуре дыхательные практики, активно влияющие на процесс оздоровления дыхательной системы занимающихся.

2. Разработаны и апробированы оригинальные тренажёрные дыхательные устройства, развивающие систему дыхания и позволяющие моделировать условия оздоровительных занятий.

3. Определены биомеханические требования выполнения статических и динамических упражнений в искусственных условиях среды.

4. Установлена положительная взаимосвязь формирования оздоровления организма занимающихся с выполнением комплекса разработанных дыхательных упражнений на тренажёрных устройствах во время учебно-тренировочных и самостоятельных занятий.

5. Разработана и апробирована эффективная технология формирования оздоровительных упражнений для занимающихся на учебно-тренировочных, самостоятельных занятиях и обучения технике дыхания на тренажёрных устройствах.

Методы и организация исследования. Научно-исследовательский педагогический эксперимент проводился в 2020-2021 годах на кафедре физической культуры Пермского национального исследовательского политехнического университета (ПНИПУ), в эксперименте приняли участие студенты горно-нефтяного факультета 1-3 курсов в количестве 918 чел, студенты специальной медицинской группы 1 -3 курсов в количестве 45 чел и студенты, занимающиеся вольной борьбой в ПНИПУ, в количестве 25 чел.

На занятиях по физической культуре мы заметили, что большинство студентов не справляются с учебной программой по физической культуре: отстают в беговой подготовке (слабая выносливость), скоростных способностях, силовых возможностях и низкой работоспособности лёгочной дыхательной системы. Для повышения и развития дыхательной системы мы в начале и конце занятия применяли направленный комплекс оздоровительных дыхательных практик.

В педагогическом эксперименте использовались отработанные лыжные палки, которые представляют собой разной длины трубки (72, 105, 132, 153 см), один конец лыжной палки является продезинфицированной трубкой и берётся в ротовую полость, её диаметр составляет 1,5 см, другой конец трубки имел диаметр 0,8 мл, к ней прикреплялся шарик. Данное дыхательное тренажёрное устройство можно создать за малый промежуток времени.

В связи с этим представляем научно-методический комплекс дыхательных тренажёрных устройств, выполняющих комплекс оздоровительных дыхательных упражнений, повышающих

работоспособность лёгочной дыхательной и сердечно-сосудистой систем в процессе структуры дыхания на аэробную выносливость (Таблица).

Результаты исследования и их обсуждение. Процесс занятий физической культурой проходил по установленным федеральным государственным стандартам и рабочим программам нового высшего

профессионального образования по обязательным циклам и разделам (специальностям) третьего поколения, которые следует освоить студентам в процессе обучения в вузе.

Таблица

Комплекс упражнений дыхательной и сердечно-сосудистой систем в процессе структуры _дыхания на аэробную выносливость_

№ Содержание выполняемых упражнений Выполнение нагрузки

Упр. 1. Исходное положение - основная стойка. Вдох выполняется обеими ноздрями на полную грудь с задержкой на вдохе в течение 10 с. Затем выдох и повторить снова вдох. Сделать 5 серий по 10 с.

Упр. 2. Исходное положение - основная стойка. То же самое, выполнить в быстром темпе Выполнить 5 серий по 10 с.

Упр. 3. Исходное положение - основная стойка. Вдох выполняется полостью носа на полную грудь. Потом осуществить выдох с задержкой дыхания на выдохе в течение 10 с. Сделать 5 серий по 10 с.

Упр. 4. Исходное положение - основная стойка. Выполнить вдох носом на полную грудь с задержкой дыхания на вдохе в течение 10 с, затем сделать выдох до конца с задержкой дыхания на выдохе непосредственно 10 с. Выполнить 5 серий по 10 с.

Упр. 5. Исходное положение - основная стойка. Вдох выполнить левой ноздрёй на полную грудь, правая ноздря прижата указательным пальцем правой руки с задержкой дыхания в течение 10 с. Затем выдох и повторить снова. Сделать 5 серий по 10 с.

Упр. 6. Исходное положение - основная стойка. Это же самое упражнение выполнить в быстром темпе. Выполнить 5 серий по 10 с.

Упр. 7. Исходное положение - основная стойка. Вдох выполнить правой ноздрёй на полную грудь, левая ноздря прижата указательным пальцем левой руки с задержкой дыхания в течение 10 с. Затем выдох и повторить снова. Сделать 5 серий по 10 с.

Упр. 8. Исходное положение - основная стойка. Это же самое упражнение выполнить интенсивно. Выполнить 5 серий по 10 с.

Упр. 9. Исходное положение - основная стойка. Вдох выполнить полостью носа на полную грудь с задержкой дыхания на вдохе 5 с, затем сделать выдох в трубку длиной 1 м 32 см с задержкой дыхания на выдохе 5 с. Сделать 5 серий по 5 с.

Упр. 10. Исходное положение - основная стойка. Вдох выполнить левой ноздрёй на полную грудь с задержкой дыхания на вдохе 5 с, правая ноздря прижата указательным пальцем правой рукой. Затем выполнить выдох через рот в трубку длиной 1 м 32 см с задержкой дыхания на выдохе 10 с. Выполнить 5 серий по 10 с.

Упр. 11. Исходное положение - основная стойка. Вдох выполнить правой ноздрёй на полную грудь с задержкой дыхания на вдохе 5 с, левая ноздря прижата указательным пальцем левой руки. Затем выполнить выдох через рот в трубку длиной 1 м 32 см с задержкой дыхания на выдохе 10 с. Выполнить 5 серий по 10 с.

Проведённые исследования выявили, что студенты, относящиеся к основной и подготовительной медицинской группе выполняли вдох носовой полостью, а выдох осуществляли отработанным воздухом из дыхательной системы лёгких в тренажёрное устройство. Определяли следующие показатели: ЖЕЛ улучшилась на 335,47±97,78 мл; проба Штанге - задержка дыхания на вдохе повысилась на 14,56±7,78 с; проба Генчи - задержка дыхания на выдохе увеличилась на 10,85±4,29 с; частота сердечных сокращений (ЧСС) снизилась на 4,23±2,53 уд/мин; подвижность грудной клетки возросла на 3,47±1,27 см. Проведённое анкетирование студентов показало, что выполнение комплекса упражнений на дыхательных тренажёрных устройствах позволило существенно поддерживать положительное состояние кардиореспираторной системы и общее состояние системы организма занимающихся до и после коронавирусной пандемии [6-7].

Студенты, отнесённые к специальной медицинской группе выполняли физические упражнения по упрощённой учебной программе, на занятиях физической культуры использовались оздоровительные дыхательные упражнения на простейших дыхательных тренажёрных устройствах. Проведённые исследования показали, что, ЖЕЛ увеличилась на 115,38±35,45 мл; проба Штанге (задержка дыхания на вдохе) увеличилась на 7,13±3,21 с; проба Генчи (задержка дыхания на выдохе) повысилась на 3,21±1,53 с; ЧСС снизилась 2,79±1,35 уд/мин; подвижность грудной клетки увеличилась на 2,59±1,73 см. Анкетирование в данной группе показало, что процесс дыхания и общее состояние организма положительно улучшился.

Студенты, занимающиеся вольной борьбой в спортивной секции ПНИПУ зафиксировали следующие данные: ЖЕЛ повысилась на 447,51±87,51 мл; проба Штанге (задержка дыхания на вдохе) увеличилась на 19,25±7,32 с; проба Генчи (задержка дыхания на выдохе) повысилась на 11,33±4,35 с; ЧСС снизилась 5,36±3,13 уд/мин; подвижность грудной клетки увеличилась на 9,32±3,27 см. Анкетные данные этой группы показали, что процесс дыхания и общее состояние организма положительно улучшился [8-9].

Физиологические механизмы дыхания под воздействием систематических учебно-тренировочных занятий позволяют расширять возможности кардиореспираторной системы организма, его адаптационную готовность к развёртыванию дыхательных приспособительных физиологических процессов. В ходе многократного выполнения комплекса оздоровительных дыхательных упражнений на дыхательных тренажёрах (искусственных условиях среды) в коре больших полушарий головного мозга формируется «дыхательная доминанта», которая благотворно и благоприятно

воздействует на состояние дыхательных (наружных и внутренних) мышц, сердечно-сосудистую и кардиореспираторную систему дыхания.

Заключение. Результаты педагогического эксперимента выявили работоспособность кардиореспираторной системы дыхания, повысилась усилие и развитие силы дыхательных (внутренних и наружных) мышц на 9 мм рт. ст. У занимающихся улучшилось оздоровление организма. Применение дыхательных тренажёрных устройств, на которых выполняется комплекс оздоровительных дыхательных упражнений, способствует развитию у занимающихся иммунной системы, являющейся основной дыхательной системой органов, способной обезопасить дыхательные пути от проникновения коронавируса, пылевых частиц, газовых автомобильных смесей, разнообразных вредных вирусов, летающих бактерий и опасных для организма взвесей, от пожара, дыма и смога. Иммунная система усиливает дыхательные органы, за сутки постоянно задерживает и очищает входящий в организм воздух от огромного количества разных смесей, взвесей, газов, т.е. фильтрует. На сегодня врачи-пульмонологи установили, что в Пермском крае 12-15% населения имеют отклонения в состоянии процесса дыхания.

Легко выполнимое данное тренажёрное устройство может быть хорошо востребовано на рынке продаж. Для людей с болезнями сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также для детей и подростков, использовался комплекс оздоровительных дыхательных упражнений на дыхательных тренажёрных устройствах, находящихся в медицинских учреждениях или в домашних условиях. Дети и подростки, школьники, студенты и всё взрослое население страны могут использовать данное тренажёрное устройство для улучшения дыхательного аппарата и состояния своего здоровья на занятиях физической культурой и самостоятельно. Анализ и обобщение данных о более 20 тренажёров по дыханию (из Федеральной службы по интеллектуальной собственности - патенты по изобретению), показали, что все они в изобретении и в изготовлении очень сложны и трудоёмки, требуют огромных затрат по времени и в денежном выражении. Разработанный нами дыхательный тренажёр легко изготовить и использовать, не требует больших денежных затрат, основные компоненты для изготовления данного тренажера легкодоступны.

Список литературы

1. Зеленин Л.А. Научно-теоретические и методологические нетрадиционные оздоровительные гимнастические дыхательные технологии, влияющие на состояние здоровья студентов института культуры / Л.А. Зеленин // Пенитенциарная система и общество: опыт взаимодействия.

Сборник материалов V Международный научно-практической конференции 4-6 апреля 2018. - Пермь. - 2018. - С. 401-404.

2. Зеленин Л.А. Сопряженное формирование способности к равновесию посредством тренажерного комплекса при обучении юных спортсменов -каноистов: дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Л.А. Зеленин // Набережные Челны. - 2014. - C. 115-135.

3. Паначев В.Д. Аутотренинг как средство формирования стрессоустойчивости в стрелковых видах спорта / В.Д. Паначев // Сб. тезисов научных работ института физ. воспитания и спорта с междунар. участием -22.04.20. - С. 101-106.

4. Паначев В.Д. Физиологические основы аэробной работоспособности при физической нагрузке / В.Д. Паначев, Л.А. Зеленин, И.С. Скаковец // Журнал РИНЦ НАУ. - 2020. - Т. 1. - № 60.- С. 21-23.

5. Ратов И.П. Концепция перспектив развития физкультурно-спортивных тренажёров / И.П. Ратов // Теория и практика физической культуры. - 1990. - № 8. - С.10-13.

6. Grimby G. Respiration as a limiting factor of working capacity / G. Grimby // Pneumonologie. - 1976. - Vol. 5. - P. 11-16.

7. Verges S. Effect of acute hypoxia on respiratory muscle fatigue in healthy human / S. Verges, D. Bachasson, B. Wuyam // Respiratory Research. - 2010. -№ 11. - P. 109-112.

8. Kim M.J. Respiratory muscles training: implications for patient care / M.J. Kim // Heart and Lung. - 1984. - V. 13. - № 4. - P. 333-340.

9. Debold, E. P. Recent insights into the molecular basis of muscular fatigue / E. P. Debold // Med Sci Sports Exerc. - 2012. - Vol. 44. - № 8. - P. 1440-1452.

References

1. Zelenin L.A. Scientifically theoretical and methodological non-traditional sanitary gymnastic respiratory technologies, influencing the state of health of students of the institute of culture / L.A. Zelenin // Penitentiary System and Society: Interaction Experience. Materials of the V International Scientific and Practical Conference, April 4-6, 2018. - Perm'. - 2018. - P. 401-404.

2. Zelenin L.A. The adjacent formation of the balance ability using the set of training devices when learning young canoe athletes: Doctor of Pedag. Sciences Diss.: 13.00.04 / L.A. Zelenin // Naberezhnye Chelny. - 2014. - P. 115-135.

3. Panachev V.D. Auto-training as a mean of forming stress tolerance in shooting sports // Collection of abstracts of scientific works of the Institute of Physical Education and Sports with international participation. -22.04.20. - P.101-106.

4. Panachev V.D. Physiological basics of the aerobic performance in case of physical loads / V.D. Panachev, L.A. Zelenin, I.S. Skakovets // The RSCI Journal of the National Association of Scientists. - 2020. - Vol. 1. - № 60. - P. 21-23.

5. Ratov I.P. Concept of the prospects of the athletic training device development / I.P. Ratov // Theory and practice of physical culture. - 1990. -№ 8. - P. 10-13.

6. Grimby G. Respiration as a limiting factor of working capacity / G. Grimby // Pneumonologie. - 1976. - Vol. 5. - P. 11-16.

7. Verges S. Effect of acute hypoxia on respiratory muscle fatigue in healthy human / S. Verges, D. Bachasson, B. Wuyam // Respiratory Research. - 2010. -№ 11. - P. 109-112.

8. Kim M.J. Respiratory muscles training: implications for patient care / M.J. Kim // Heart and Lung. - 1984. - V. 13. - № 4. - P. 333-340

9. Debold E.P. Recent insights into the molecular basis of muscular fatigue / E. P. Debold // Med Sci Sports Exerc. - 2012. - Vol. 44. - № 8. - P.1440-1452.

Spisok literatury

1. Zelenin L.A. Nauchno-teoreticheskie i metodologicheskie netraditsionnye ozdorovitel'nye gimnasticheskie dykhatel'nye tekhnologii, vliyayushchie na sostoyanie zdorov'ya studentov instituta kul'tury / L.A. Zelenin // Penitentsiarnaya sistema i obshchestvo: opyt vzaimodejstviya. Sbornik materialov V Mezhdunarodnyj nauchno-prakticheskoj konferentsii 4-6 aprelya 2018. - Perm'. -2018. - S. 401-404.

2. Zelenin L.A. Sopryazhennoe formirovanie sposobnosti k ravnovesiyu posredstvom trenazhernogo kompleksa pri obuchenii yunykh sportsmenov-kanoistov: dis. ... d-ra ped. nauk : 13.00.04 / L.A. Zelenin // Naberezhnye Chelny. - 2014. - S. 115-135.

3. Panachev V.D. Autotrening kak sredstvo formirovaniya stressoustojchivosti v strelkovykh vidakh sporta / V.D. Panachev // Sb. tezisov nauchnykh rabot instituta fiz. vospitaniya i sporta s mezhdunar. uchastiem -22.04.20. - S. 101-106.

4. Panachev V.D. Fiziologicheskie osnovy aerobnoj rabotosposobnosti pri fizicheskoj nagruzke / V.D. Panachev, L.A. Zelenin, I.S. Skakovets // Zhurnal RINTS NAU. - 2020. - T. 1. - №. 60. - S. 21-23.

5. Ratov I.P. Kontseptsiya perspektiv razvitiya fizkul'turno-sportivnykh trenazhyorov / I.P. Ratov // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. - 1990. - № 8. -S. 10-13.

6. Grimby G. Respiration as a limiting factor of working capacity / G. Grimby // Pneumonologie. - 1976. - Vol. 5. - P. 11-16.

7. Verges S. Effect of acute hypoxia on respiratory muscle fatigue in healthy human / S. Verges, D. Bachasson, B. Wuyam // Respiratory Research. - 2010. -№ 11. - P. 109-112.

8. Kim M.J. Respiratory muscles training: implications for patient care / M. J. Kim // Heart and Lung. - 1984. - V. 13. - № 4. - P. 333-340.

9. Debold E.P. Recent insights into the molecular basis of muscular fatigue / E.P. Debold // Med Sci Sports Exerc. - 2012. - Vol. 44. - № 8. - P. 1440-1452.

Сведения об авторах: Леонид Александрович Зеленин - доктор педагогических наук, доцент, мастер спорта, член-корреспондент РАЕ, профессор кафедры физической культуры Пермского национального исследовательского политехнического университета, доцент кафедры физической подготовки и спорта Пермского военного института войск национальной гвардии РФ, Пермь, e-mail: zelenindoz48@mail.ru; Валерий Дмитриевич Паначев - доктор социологических наук, профессор, мастер спорта, академик РАЕ, заведующий кафедры физической культуры Пермского национального исследовательского политехнического университета, доцент кафедры физической подготовки и спорта Пермского военного института войск национальной гвардии РФ, Пермь, e-mail: panachev@pstu.ru.

Information about authors: Leonid Aleksandrovich Zelenin - Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Master of Sports, Correspondent Member of the Russian Academy of Natural History, Professor of the Department of Physical Culture of the Perm' National Research Polytechnic University, Associate Professor of the Department of Physical Training and Sports of the Perm' Military Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation, Perm', e-mail: zelenindoz48@mail.ru; Valerij Dmitrievich Panachev - Doctor of Sociological Sciences, Professor, Master of Sports, Academician of the Russian Academy of Natural History, Head of the Department of Physical Culture of the Perm' National Research Polytechnic University, Associate Professor of the Physical Training and Sports of the Perm' Military Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation, Perm', e-mail: panachev@pstu.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.