Научная статья на тему 'ПРОСТЕЙШИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТРЕНАЖЁРНЫЕ СРЕДСТВА, ФОРМИРУЮЩИЕ «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩУЮ ДЫХАТЕЛЬНУЮ ТЕХНОЛОГИЮ» НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОСОБСТВУЮЩИЕ САМОРАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТИ ЗАНИМАЮЩИХСЯ'

ПРОСТЕЙШИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТРЕНАЖЁРНЫЕ СРЕДСТВА, ФОРМИРУЮЩИЕ «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩУЮ ДЫХАТЕЛЬНУЮ ТЕХНОЛОГИЮ» НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОСОБСТВУЮЩИЕ САМОРАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТИ ЗАНИМАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
29
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС / ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ТРЕНАЖЁРНЫЕ УСТРОЙСТВА / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНО-ЦЕННЫХ КАЧЕСТВ / САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ДЫХАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Фазлеева Светлана Александровна, Оплетин Анатолий Александрович, Паначев Валерий Дмитриевич, Зеленин Леонид Александрович

В статье рассматривается разработанный нами комплекс инновационных дыхательных тренировочных приспособлений, на котором выполняются разработанные разнохарактерные дыхательные упражнения, формирующие «Здоровьесберегающую дыхательную технологию» для саморазвития личности людей любого возраста, в том числе студентов на занятиях физической культурой. Занимающиеся приобретают знания о своём дыхании в статике и динамике, при выполнении упражнений увеличивается вентиляция, создающая кровоток в альвеолах, улучшаются условия для роста газообмена в лёгких и состояние здоровья. Методы и материал исследования. В работе использовались анализ и обобщение научно-методической и специальной литературы, рассказ, объяснение, опрос студентов 1-3-го курсов горно-нефтяного факультета Пермского национального исследовательского политехнического университета (г. Пермь) с целью выявления полезности для организма дыхательных техник и практик «Здоровьесберегающей дыхательной технологии» саморазвития личности с использованием простейших дыхательных тренажёров. Результаты. На занятиях применялись простые, народные дыхательные тренажёры, выполнялись разные режимы дыхательных упражнений, при этом увеличилась жизненная ёмкость лёгких, длительность задержки дыхания на вдохе, выдохе. Научная новизна. В исследовании рассматривается проблема улучшения уровня адаптации дыхательной системы занимающихся с использованием комплекса оригинальных дыхательных тренажёрных средств в виде «здоровьесберегающей дыхательной технологии». Происходит перестройка организма на процесс гипоксии как способ общей биологической тренировки. Практическая значимость. Комплекс оригинальных дыхательных тренажёров позволяет контролировать режимы дыхательных циклов, формирует процесс гипоксии, развивает функцию внешнего дыхания, подвижность грудной клетки, улучшает жизненную ёмкость лёгких, компенсаторные механизмы кардио-респираторной системы, укрепляет общее состояние организма в саморазвитии личности. Заключение. Физиологические механизмы дыхания стимулируют саморазвитие личности на тренажёрных устройствах, целенаправленно программируют процесс дыхания в правильном русле и сохраняют внешнюю структуру дыхания за счёт ускоренной внутренней дыхательной переработки поступающей информации. Это происходит благодаря пластичности нервной системы, многократно выполняющей дыхательные циклы на новых (народных) тренажёрах, что позволяет ускорить процесс дыхания, активизировать усвояемость и упрочить координационный дыхательный навык.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Фазлеева Светлана Александровна, Оплетин Анатолий Александрович, Паначев Валерий Дмитриевич, Зеленин Леонид Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SIMPLEST HEALTH-IMPROVING TRAINING MEANS, FORMING “HEALTH-PROTECTING RESPIRATORY TECHNOLOGY” AT PHYSICAL CULTURE LESSONS AND PROVIDING STUDENTS’ PERSONALITY SELF-DEVELOPMENT

The article considers created by us complex of innovative respiratory training devices, during which created diverse respiratory exercises are fulfilled, providing “Health-protecting respiratory technology” formation for self-development of a personality among people of different ages, including students at physical culture lessons. People, who train, gain knowledge concerning their respiration in statics and dynamics, during the exercises fulfillment ventilation increases. It creates blood flow in alveoli, the conditions for gas exchange increase in the lungs and health state improve. Research methods and material. We used scientific-methodical and special information sources analysis and summarizing in the research, narration, explanation, survey among the 1st-3rd course students of mining-oil industry faculty of Perm National Research Polytechnic University (Perm), in order to reveal the benefit of respiratory techniques and practices “Health-protecting respiratory technology” of personality self-development with the simplest respiratory training simulators use. Results. We used simple, traditional respiratory training simulators during the lessons. The respondents fulfilled different regimens of respiratory exercises. They provided vital capacity, the duration of inspiratory and expiratory breath holding increase. Scientific novelty. The research work considers the problem of respiratory system adaptation level improvement using the complex of original respiratory training means in a form of “health-protecting respiratory technology”. There is organism transformation process in terms of hypoxia as the way of general biological training. Practical significance. The complex of original respiratory training simulators helps to control the regimen of respiratory cycles, forms hypoxia process, develops respiratory function, chest flexibility, improves vital capacity, compensatory mechanisms of cardiorespiratory system, improves general fitness of organism in self-development of a personality. Conclusion. Physiological mechanisms of respiration stimulate self-development of a personality on training simulators, purposefully program the process of respiration in a correct way and preserve exterior structure of respiration owing to intensified inner respiratory transformation of the received information. It happens owing to nervous system plasticity. It helps to intensify respiration process, activates accessibility and improves coordinating respiratory skill.

Текст научной работы на тему «ПРОСТЕЙШИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТРЕНАЖЁРНЫЕ СРЕДСТВА, ФОРМИРУЮЩИЕ «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩУЮ ДЫХАТЕЛЬНУЮ ТЕХНОЛОГИЮ» НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОСОБСТВУЮЩИЕ САМОРАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТИ ЗАНИМАЮЩИХСЯ»

УДК 796.015:612.2 DOI: 10.14526/2070-4798-2023-18-1-124-131

Простейшие оздоровительные тренажёрные средства, формирующие «здоровьесберегающую дыхательную технологию» на занятиях физической культурой и способствующие саморазвитию личности

занимающихся

Фазлеева СА., Оплетин АА., Паначев В.Д. *, Зеленин ЛА.

Пермский национальный исследовательский политехнический университет

г. Пермь, Россия ORCID: 0000-0003-1616-634X, fasleeva.svetlana@yndex.ru ORCID: 0000-0002-3358-0123, opletin.a@pstu.ru ORCID: 0000-0001-9569-1454, panachev@patu.ru* ORCID: 0000-0002-0292-3197, zelenindoz48@mail.ru

Аннотация: В статье рассматривается разработанный нами комплекс инновационных дыхательных тренировочных приспособлений, на котором выполняются разработанные разнохарактерные дыхательные упражнения, формирующие «Здоровьесберегающую дыхательную технологию» для саморазвития личности людей любого возраста, в том числе студентов на занятиях физической культурой. Занимающиеся приобретают знания о своём дыхании в статике и динамике, при выполнении упражнений увеличивается вентиляция, создающая кровоток в альвеолах, улучшаются условия для роста газообмена в лёгких и состояние здоровья. Методы и материал исследования. В работе использовались анализ и обобщение научно-методической и специальной литературы, рассказ, объяснение, опрос студентов 1-3-го курсов горно-нефтяного факультета Пермского национального исследовательского политехнического университета (г. Пермь) с целью выявления полезности для организма дыхательных техник и практик «Здоровьесберегающей дыхательной технологии» саморазвития личности с использованием простейших дыхательных тренажёров. Результаты. На занятиях применялись простые, народные дыхательные тренажёры, выполнялись разные режимы дыхательных упражнений, при этом увеличилась жизненная ёмкость лёгких, длительность задержки дыхания на вдохе, выдохе. Научная новизна. В исследовании рассматривается проблема улучшения уровня адаптации дыхательной системы занимающихся с использованием комплекса оригинальных дыхательных тренажёрных средств в виде «здоровьесберегающей дыхательной технологии». Происходит перестройка организма на процесс гипоксии как способ общей биологической тренировки. Практическая значимость. Комплекс оригинальных дыхательных тренажёров позволяет контролировать режимы дыхательных циклов, формирует процесс гипоксии, развивает функцию внешнего дыхания, подвижность грудной клетки, улучшает жизненную ёмкость лёгких, компенсаторные механизмы кардио-респираторной системы, укрепляет общее состояние организма в саморазвитии личности. Заключение. Физиологические механизмы дыхания стимулируют саморазвитие личности на тренажёрных устройствах, целенаправленно программируют процесс дыхания в правильном русле и сохраняют внешнюю структуру дыхания за счёт ускоренной внутренней дыхательной переработки поступающей информации. Это происходит благодаря пластичности нервной системы, многократно выполняющей дыхательные циклы на новых (народных) тренажёрах, что позволяет ускорить процесс дыхания, активизировать усвояемость и упрочить координационный дыхательный навык.

Ключевые слова: инновационный комплекс, дыхательные тренажёрные устройства, социализация личностно-ценных качеств, саморазвитие личности в процессе дыхания.

Для цитирования: Фазлеева С.А., Оплетин А.А., Паначев В.Д.*, Зеленин Л.А. Простейшие оздоровительные тренажёрные средства, формирующие «здоровьесберегающую дыхательную технологию» на занятиях физической культурой и способствующие саморазвитию личности занимающихся. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физическойкультуры и спорта. 2023; 18(1): 124-131. DOI: 10.14526/2070-4798-2023-18-1-124-131.

Simplest health-improving training means, forming "health-protecting respiratory technology" at physical culture lessons and providing students'

personality self-development

Svetlana A. Fazleeva, Аnatoliy A. Opletin, Valeriy D. Panachev*, Leonid А. Zelenin

Perm National Research Polytechnic University Perm, Russia

ORCID: 0000-0003-1616-634X, fasleeva.svetlana@yndex.ru ORCID: 0000-0002-3358-0123, opletin.a@pstu.ru ORCID: 0000-0001-9569-1454, panachev@patu.ru* ORCID: 0000-0002-0292-3197, zelenindoz48@mail.ru

Abstract: OThe article considers created by us complex of innovative respiratory training devices, during which created diverse respiratory exercises are fulfilled, providing "Health-protecting respiratory technology" formation for self-development of a personality among people of different ages, including students at physical culture lessons. People, who train, gain knowledge concerning their respiration in statics and dynamics, during the exercises fulfillment ventilation increases. It creates blood flow in alveoli, the conditions for gas exchange increase in the lungs and health state improve. Research methods and material. We used scientific-methodical and special information sources analysis and summarizing in the research, narration, explanation, survey among the ist-3rd course students of mining-oil industry faculty of Perm National Research Polytechnic University (Perm), in order to reveal the benefit of respiratory techniques and practices "Health-protecting respiratory technology" of personality self-development with the simplest respiratory training simulators use. Results. We used simple, traditional respiratory training simulators during the lessons. The respondents fulfilled different regimens of respiratory exercises. They provided vital capacity, the duration of inspiratory and expiratory breath holding increase. Scientific novelty. The research work considers the problem of respiratory system adaptation level improvement using the complex of original respiratory training means in a form of "health-protecting respiratory technology". There is organism transformation process in terms of hypoxia as the way of general biological training. Practical significance. The complex of original respiratory training simulators helps to control the regimen of respiratory cycles, forms hypoxia process, develops respiratory function, chest flexibility, improves vital capacity, compensatory mechanisms of cardiorespiratory system, improves general fitness of organism in self-development of a personality. Conclusion. Physiological mechanisms of respiration stimulate self-development of a personality on training simulators, purposefully program the process of respiration in a correct way and preserve exterior structure of respiration owing to intensified inner respiratory transformation of the received information. It happens owing to nervous system plasticity. It helps to intensify respiration process, activates accessibility and improves coordinating respiratory skill.

Keywords: innovative complex, respiratory training devices, personality-valued qualities socialization, self-development of a personality during the process of respiration.

For citation: Svetlana A. Fazleeva, Anatoliy A. Opletin, Valeriy D. Panachev*, Leonid A. Zelenin. Simplest health-improving training means, forming "health-protecting respiratory technology" at physical culture lessons and providing students' personality self-development. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2023; 18(1): 124-131. DOI: 10.14526/2070-4798-2023-18-1-124-131.

Введение

Человеческая жизнь невозможна без дыхания, она начинается с первым вдохом и заканчивается с последним выдохом - это основа жизни и здоровья. Только сам человек психически может настроить себя, формировать и улучшать его с помощью простых тренажёрных дыхательных приспособлений. Они улучшают функцию дыхания (внешнего и внутреннего). Так называемая «Здоровьесберегающая дыхательная технология» способствует улучшению состояния

здоровья [1,3,8,5,10]. Психические процессы на занятиях физической культурой отражают динамическую действительность в разных формах, где дыхательные тренировки с использованием простейших тренажёрных устройств полезны любому человеку, особенно людям с отклонениями в работе дыхательной системы, мотивируют на социальное саморазвитие личности [1,2,3,4,9]. Процесс дыхания для молодых и здоровых студентов - это лучший способ психически воздействовать на сознание в способности

формировать компетенции на лекционных занятиях для понимании законов и закономерностей физической культуры в процессе саморазвития личности. К сожалению, огромная часть учащейся молодёжи безответственно относится к своему здоровью. Выявлено, что организм старится не в 50-60 лет, а раньше, уже после 20 лет, а проявляется это после 60 лет. Психолого-педагогические теоретические занятия позволяют молодым людям задуматься о своём здоровье, пока оно есть, а не тогда, когда организм ослабевает и проявляются отклонения в здоровье, переходящие в болезни. Наукой доказано, что 15% молодых людей, подростков и детей физически слабы и функционально отстают. Оздоровительная физическая культура внушает убеждённость в саморазвитии личности. Она целесообразна для понимания своих возможностей для максимального развития, позволяет мотивировать к познавательной деятельности в области биологических закономерностей организма. В социализации отражается эмоционально-волевой компонент проявления психического, физического и духовного здоровья, формируются волевые и нравственные черты характера, внутренняя гармония, зрелость индивидуальной личности в обретении мировоззренческих позиций, воспитании самого себя (саморазвитие личности), в познании глубинных интегратив-ных процессов, в творческом формировании личности [2,4,6,8,9,10]. Процессы дыхания в ходьбе с применением комплекса простых народных дыхательных тренажёрных устройств в физической культуре обеспечивают первичную регуляцию поведения студента в формировании научных знаний об органах дыхания, способствуют развитию функционального состояния кардиореспираторной системы организма. У студентов возникает желание быть востребованными и признанными в социуме. Популярность комплекса оригинальных дыхательных тренажёрных средств делает их удобным каналом воздействия на массовое сознание, позволяет сопряжённо интерпретировать теоретический материал с практическим освоением основных методов и способов в учебно-тренировочной, внеучебной, самостоятельной, производственной деятельности, в творческом воплощении профессиональных и жизненно важных оздоровительных умений и навыков в саморазвитии личности, в «Здоровьесберегающей дыхательной технологии» [1,2,4,9,10]. Пожилые люди на занятиях осознают социальную значимость применения разнонаправленных щадящих дыхательных упражнений с помощью инновационных дыхательных тренажёрных устройств, Усваивают социальные принципы здорового

образа жизни. При этом психические процессы вызываются внешними тренажёрными воздействиями и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма, которые улучшают физическое состояние, физическую подготовленность, работоспособность организма, умственную активность, мотивируют на социальную значимость поддержания и сохранения своего здоровья в саморазвитии личности. Простейшие дыхательные оригинальные тренажёрные средства эмоционально настраивают на сознательное преодоление трудностей в дыхании, проявление волевых усилий, развивают чувство ответственности за своё здоровье, помогают снять болевые ощущения, существенно замедлить процесс старения организма и снизить количество применяемых лекарственных средств [1,3,4,5,8,9].

У спортсменов психические процессы в тренировке дыхания протекают с разной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий простых дыхательных тренажёрных средств, развивают психическое состояние саморазвития тренирующейся личности, активизируют легочную вентиляцию, которая во многом зависит от глубины и частоты дыхания. У спортсменов каждое психическое свойство формируется разными режимами дыхательных мышц с помощью простейших тренажёрных приспособлений, постепенно закрепляясь на практике; глубина дыхания определяется емкостью легких и функциональными возможностями дыхательных мышц, т.е. зависит от аппарата внешнего дыхания. Дыхание зависит от величины вдоха, становится более глубоким, включаются дополнительные сложные структурные образования: грудино-ключично-сосце-видные, а также другие мышцы. Определяющая избирательность, сопряжённая с уровнем активности человека, осуществляется разработанными оригинальными дыхательными тренажёрами, выдох выполняется активно, в работу включаются внутренние и наружные межрёберные мышцы, мышцы передней брюшной стенки и др., [2,3,4,5,6,10]. Интенсивные дыхательные тренировки в «Здоровьесберегающей дыхательной технологии» формируют черты характера при ускоренной ходьбе с работой на простейших дыхательных тренажёрных устройствах. При этом часто проявляется снижение внешнего дыхания, т.е. происходит уменьшение насыщения крови кислородом, возникает гипоксемия и, как результат, высокая устойчивость к гипоксии, гиперкапнии, создаётся хорошая выносливость дыхательных мышц, влияющих на здоровье, работоспособность и спортивную деятельность в саморазвитии личности. Всё это в «Здоровьесбе-

регающей дыхательной технологии» повышает физиологические резервы систем организма и функциональное состояние нервной системы [2,4,6,7,10].

Целью исследования является определение эффективности «Здоровьесберегающей дыхательной технологии», которая воздействует на саморазвитие личности в процессе пртиенения комплекса инновационных простейших дыхательных тренажёрных устройств на занятиях, создает искусственные дыхательные тренажёрные условия среды, позволяет совершенствовать ЦНС, регулирует работу функциональных систем дыхания, увеличивает концентрацию СО2 в крови за счёт волевого сдерживания дыхания на выдохе.

Разработанные нами восемь оригинальных (народных) приспособлений, дыхательных тренажёрных средств называют физкультурными имитаторами. Устройства имеют свои отличительные особенности, доступны и просты в применении, ими может воспользоваться человек любого возраста, поскольку они не требуют больших усилий для изготовления: физических, волевых, психологических. На данных устройствах специальными дыхательными практиками можно заниматься на учебно-тренировочных занятиях и самостоятельно в удобное время. Эти устройства можно самостоятельно изготовить или приобрести, в денежном выражении они доступны каждому человеку.

В соответствии с содержанием и сформулированной целью исследования были определены следующие задачи.

1. Изучить и проанализировать с помощью инновационного комплекса простейших дыхательных тренажёрных устройств психическую мотивацию на приобретение теоретических и методико-практических знаний, которая стимулирует на объективный дыхательный процесс саморазвития личности.

2. Разработать и создать комплекс простейших дыхательных тренажёрных устройств, способствующих процессу обучения в социализации, которые обеспечивают поддержание, сохранение и совершенствование своего здоровья в жизни и спорте, повышают функциональные возможности аппарата внешнего дыхания в саморазвитии личности, что тесно сопряжено с функциями внутренних и внешних дыхательных мышечных систем «Здоровьесберегающей дыхательной технологии».

3. Внедрить в учебный процесс разработанный и сконструированный инновационный комплекс простых дыхательных тренажёрных приспособлений «Здоровьесберегающей дыхательной технологии». Этапы процесса последовательного обучения дыхательным действиям:

1. «Этап первоначального обучения дыхательным действиям. На этом этапе обучение дыханию на простых, народных устройствах стимулирует оздоровительный эффект. На данном этапе используются три тренажёра. Первым является простой тренировочно-оздоровительный дыхательный тренажёр «Детский надувной разноцветный дыхательный шарик», который применяется в обыденной жизни для улучшения дыхания, а также активно используется больными с нарушениями работы органов дыхания. В ходе тренировочных занятий выполнялись разработанные нами два комплекса специальных дыхательных упражнений, выдох в шарик проводился с сопротивлением, в течение месяца каждую неделю комплексы чередовались. Основной принцип: процесс дыхания (вдох) осуществляется носовой полостью, воздушная масса наполняется расширением грудной клетки (малой её верхней, средней и слабой включённостью нижней частью диафрагмы) с постепенным пролонгированием акта (выдоха). Методы надувания в шарик были равномерными, переменными и сопряжённого воздействия, где обучающиеся тренировали дыхательную систему - это поддерживает общий тонус организма и создает хорошее самочувствие. Цель тренировки с применением детского надувного шарика - развитие, восстановление и лечение дыхательной системы, что является профилактическим и терапевтическим средством с самым простым и безопасным режимом. Шарик представляет лёгкий режим, вдох проводится носовой полостью, а выдох в шарик выполняется слабым сопротивлением. Происходит формирование умений и навыков применения различных методов организации процесса дыхания, его контроля и оценки, тем самым осуществляется саморазвитие личности [2,4,8,9].

Вторым устройством является простейшее тренировочно-оздоровительное дыхательное тренажёрное устройство «Усечённая дыхательная трубка» длиной 72 см. Один конец трубки имеет узкую щель 0 (диаметром) = 1,2 см, вводится в ротовую полость для выдоха; другая часть трубки сужается и переходит в узкое щелевое отверстие с диаметром 0 = 0,7 мм, которое создаёт короткое дополнительное респираторное сопротивление при выдохе. Акт дыхания выполняется в спокойном состоянии без волевого (физического и психического) напряжения, носовой полостью осуществляется вдох, а выдох проявляется умеренным дополнительным сопротивлением в короткую и узкую в диаметре щелевую выдыхательную трубку, в конце дыхательного цикла задерживается дыхание (пауза). Данное устройство способствует тренировке физиологического механизма дыхания, дыхательная система и весь организм переходят на

новый, более высокий уровень развития, с более продолжительным проявлением усилий на выдохе, при этом происходит гипоксическое дыхание и осваивается метод эндогенного дыхания (тканевое). Многократный психически осмысленный выдох в короткую и узкую щель трубки с сопротивлением приводит к саморазвитию личности занимающихся, к оздоровлению дыхательной системы и всего организма, формируется познавательное направление приобретения и усвоения знаний [3,5,6,10].

Третий простейший учебно-тренировочно-оздоровительный дыхательный тренажёр представляет собой ту же самую «Усечённую дыхательную трубку» длиной 72 см с диаметром 0 = 1,2 см, которая вводится в ротовую полость для выдоха. Трубка конусообразная, второй конец имеет узкую щель диаметром 0 = 0,7 мм, к нему прикреплен «Праздничный шарик». При занятиях на данном тренажёрном аппарате вдох выполнялся носом, а выдох сопровождался двойным дополнительным респираторным сопротивлением в узкую щелевую короткую трубку и прикреплённый к ней надувной шарик. При этом осваивается специальная методика процесса дыхания с усиленным и удлинённым выдохом, с постепенно накапливающимся углекислым газом в крови, где обычный уровень немного увеличивается - возбуждаются гипер-капнические хеморецепторы, это свидетельствует о том, что содержание кислорода (О2) в крови снижается и увеличивается содержание углекислого газа (СО2) - дыхание усиливается, происходит гипоксия (гипоксическое дыхание), позволяющее осуществлять дыхание через носовую полость. Происходит развитие дыхательной системы, увеличивается подвижность грудной клетки, специальная методика более усиленного и удлинённого двойного сопротивления в процессе выдоха формирует эндогенное дыхание. Тренировочно-оздоровительные занятия с данным тренажёрным средством формируют ценностное (аксиологическое) осмысленное отношение к самостоятельному и нравственному выбору быть здоровым [5,7,9,10].

С целью повышения эффективности дыхательной системы студентов на учебно-тренировочно-оздоровительных занятиях мы разработали следующие три оригинальных простейших дыхательных тренажёрных устройства, которые целесообразно применять на втором этапе обучения.

2. «Этап углубленного, детализированного разучивания дыхательной системы». Четвёртый тренажёр представляет усечённую узкую трубку длиной 1 м 53 см и диаметром 0 = 1,5 см, которая вводится в ротовую полость для выдоха. При выдохе проявляется преодоление длинно-

го конусного сопротивления узкой щели трубки, где 0 составляет 0,7 мм. Аппарат по форме, диаметру и длине имеет свои особенности, вдох выполняется носом, а выдох осуществлялся с сопротивлением в длинную узкую щель, создаётся респираторное сопротивление, обеспечивающее физиологические механизмы с активным биологическим воздействием углекислого газа на различные функции дыхательной системы и процессы, происходящие во всём организме. При этом сопротивление на выдохе значительно улучшает вентиляцию лёгких и кровоток в альвеолах, происходит оптимальный газообмен в лёгких, что улучшает кровоснабжение всех органов и тканей организма. Осуществляемые упражнения на дыхание увеличивают объем углекислого газа в альвеолярном воздухе, создают гипоксию, повышают возможности бронхо-лёгочной системы дыхания и всего организма, влияют на регуляцию кислотно-щелочного состояния, что проявляется в развитии слаженной деятельности системы дыхания и кровообращения на центральном уровне регуляции. Здесь работают физиологические механизмы тренировки дыхательных мышц, снижается спазм, уменьшается возможность сужения малых и мелких бронхов и бронхиол, увеличивается бронхиальная проходимость. Показанный вариант выдоха улучшает дренажную функцию бронхов и бронхиол, что способствует очищению лёгких и создаёт легкое комфортное дыхание. Занятия на данном тренажёрном аппарате не вызывают у занимающихся затруднений, развивают иммунную систему, способную обезопасить дыхательные пути. Это тренажёрное приспособление психически настраивает на высокую работоспособность, укрепление организма в саморазвитии личности занимающихся [4,5,8,10].

Пятый, разработанный нами простейший дыхательный тренажёр - «Удлинённая усечённая дыхательная трубка» длинной 1 м 53 см, диаметр верхней части трубки составляет 1,5 см, нижней - 0,7 мм, к нижней части прикреплён «надувной шарик». Здесь происходит тренировка организма, которая вызывает ответные развивающие механизмы, организм переходит в новое состояние, обретает новые возможности, новую тренировочную форму. Каждый выдох осуществляется при двойном сопротивлении (узкой длинной трубки и надувным шариком), активно развивается сила дыхательных мышц, подвижность грудной клетки, увеличивается работоспособность диафрагмы и мышц пресса (живота), внутренние органы массируются - развивается метод гипоксии. Гипоксические тренировки - способ общей биологической тренировки организма, при котором улучшается кровообращение, микроциркуляция в органах и

тканях, открываются резервные, ранее не работающие капилляры, и образуются новые капилляры. Увеличивается содержание эритроцитов и гемоглобина, что значительно улучшает кис-лородтранспортную функцию крови. Гипокси-ческая тренировка дыхания обеспечивает устойчивую перестройку биологических процессов, структуры клеток и органов, а также новое качество здоровья. Проведённое нами анкетирование свидетельствует о саморазвитии личности, выработке эстетического направления, которое положительно воспринимают, оценивают занимающиеся, о свободном, хорошем дыхании, повышении работоспособности, улучшении терпимости и устойчивости к стрессам и осуществлении эффектов углублённого, экономного дыхания, что является прекрасным средством в жизнедеятельности [1,4,6,9].

Шестое учебно-тренировочно-оздоровительное тренажное устройство - «Кулак». Здесь вдох выполняется носовой полостью, а выдох осуществляется ртом, при этом необходимо плотно прижать к губам кисть руки, обозначающую устройство «Кулак», где пальцы с ладонью образуют разные варианты диаметра, представляющие узкую щель трубки, неровности ладони руки создают разную сопротивляемость выдоху. В этом дыхательном процессе проявляются два способа дыхания.

1-й способ (выдох выполнить свободно и спокойно, без напряжения), пассивный: под воздействием силы тяготения мышцы пресса расслаблены, воздух самостоятельно выводится из системы лёгких, в конце выдоха передняя мышечная брюшная стенка живота приходит в среднее состояние, в положение между полным грудным вдохом и полным выдохом из груди, где сам живот (пресс) «останавливается», его не требуется напрягать и поджимать.

2-й способ (выдох активный). В процессе выдоха мышцы (живота), пресса сокращаются, передняя брюшная мышечная стенка с напряжением сжимается внутрь, к позвоночному столбу (с определённым напряжением). В процессе такого выдоха включаются мышцы живота (пресса), происходят физиологические реакции, повышается общее кровообращение организма, через капилляры системы лёгких усиливается кровообращение, выполняется массаж лёгких; лёгкие при дыхании эффективно вентилируются через капилляры, покрывающие альвеолы, улучшается альвеолярная вентиляция и кровоток. В связи с этим в области альвеол создаётся кровоток и одновременно достигается оптимальное соотношение условий вентиляции для наилучшего проявления газообмена в лёгких. Быстрое применение этого дыхательного тренажёра относится к ценностному потенциалу

комплекса простых дыхательных тренажёрных приспособлений, которые формируют основные свойства нервной системы. Комплекс является востребованным для укрепления и сохранения здоровья в саморазвитии личности и профессиональной самореализации [2,6,8,10].

На этапе закрепления и дальнейшего совершенствования дыхательной системы использовали седьмое тренажёрное средство - «Медицинскую маску», она является оздоровительным средством, функционально воздействует на дыхательную систему, тренирует организм на устойчивость к гипоксии, включает заложенные природой эволюционные реакции, физиологические механизмы борьбы за кислород. На современном этапе развития мирового сообщества более 2,5 лет народонаселение всего мира использует медицинские маски, в том числе многие спортсмены в тренировочном процессе. Тренажер «Медицинская маска» предназначен для повышения кондиционных возможностей организма. Он эффективно защищает от холодовых потоков морозного воздуха во внешней среде, позволяет многократно осуществлять разные специальные дыхательные упражнения стоя, сидя, в спокойной ходьбе и в беге; вдох и выдох, где образуется отработанный воздух (углекислый газ), задерживается, затем концентрация его содержания повышается - происходит ги-перкапническое дыхание. Данное устройство позволяет обезопасить функции системы дыхания от проникновения окиси углерода, воздействия бактерий, вирусов, аллергенов, избегать скапливания вредного дыма и пыльных частиц, взвесей и мелких смесей, опасных для организма, дыма и смога от пожара, короновируса-19, газовых автомобильных смесей разной консистенции и др. Многократное дыхание в медицинскую маску отражает психическое свойство в преодолении внешнего и внутреннего трудного дыхания, формирует волевой характер саморазвития личности занимающегося в сознательном регулировании своего поведения и деятельности, познавательных мотивов и эмоциональных процессов [2,4,5,7,9].

Восьмое простейшее дыхательное тренажёрное средство - «Пищевой кулёк». Для занятий на нём мы разработали комплекс специальных дыхательных упражнений. Тренажер плотно прижимается обеими руками к лицу, что позволяет многократно выполнять процесс дыхания отработанным дыхательным воздухом. Тренировочное дыхание позволяет с каждым вдохом и выдохом увеличивать концентрацию СО2, который поступает в альвеолы лёгких и в артериальную кровь; тренируется гипоксия, которая в дальнейшем переходит в устойчивую гипоксию - гиперкапническое дыхание. Тренажёрное ды-

хательное устройство «Кулёк» развивает у занимающихся лёгкие и является мощным средством укрепления иммунной системы. Устройство «Кулёк» позволяет достигнуть хороших результатов работы дыхательной системы, высокой устойчивости к гипоксии и гиперкапнии, повышает выносливость дыхательных мышц. Тренажёрное средство «Пищевой кулёк» формирует такие качества, как воля, устойчивость к гипоксии и ги-перкапнии дыхания, здесь активно проявляется «темперамент», характеризующий врождённые природные свойства саморазвивающейся личности - интенсивность и скорость реагирования, степень эмоциональной возбудимости и уравновешенности в способности приспосабливаться к внутреннему и внешнему дыханию в окружающей среде [1,3,4,6,10].

Заключение

В педагогический процесс внедрён разработанный нами инновационный оригинальный комплекс простейших дыхательных устройств, который формирует «Здоровьесберегающую дыхательную технологию», в которую мы включили «Этап последовательного процесса обучения дыхательным действиям», на котором применялся тренажёрный комплекс, состоящий из трёх устройств. На втором этапе, «Этапе углублённого детализированного разучивания двигательной системы», мы представили три более сложных тренажёрных дыхательных устройства, соответствующих по трудности воспитания процесса дыхания волевыми качествами. На третьем этапе, «Этапе закрепления и дальнейшего совершенствования дыхательной системы», мы применяли два тренажёрных устройства, которые в ходе занятий тренируют процесс внешнего дыхания и значительно усиливают гипоксиче-ское и гиперкапническое дыхание в саморазвитии личности.

Список литературы

1. Гониянц С.А., Адамова И.В., Рвачев В.А. Дыхательные технологии в занятиях профессионально-прикладной физической культурой у машинистов электропоездов в аспекте адаптации к психоэмоциональным нагрузкам профессиональной деятельности. Педагогико-психологи-ческие и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2017; 12(1): 46-50. DOI: 10.1452б/01_2017_181

2. Зеленин Л.А. Влияние тренажёров на основные свойства нервной системы. Теория и практика физической культуры. 2013; 10: 9498.

3. Зеленин Л.А., Леготкин А.Н. Научно-теоретические основы приобретения знаний с использованием тренажёрных устройств на за-

нятиях физической культурой. Педагогико-пси-хологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2017; 12(1): 5058. DOI: 10.1452б/01_2017_182

4. Зеленин Л.А. Научно-теоретические и методологические нетрадиционные оздоровительные гимнастические дыхательные технологии, влияющие на состояние здоровья студентов института культуры. Пенитенциарная система и общество: опыт взаимодействия: Сборник материалов V Международный научно-практической конференции 4-6 апреля 2018. Пермь. 2018: 401-404.

5. Зеленин Л.А., Оплетин А.А., Паначев В.Д. Нетрадиционные оздоровительные дыхательные практики в процессе саморазвития личности студентов. Теория и практика физической культуры. 2021; 7: 82.

6. Листкова М.Л. Развитие системы дыхания в занятиях студентов физической культурой. Пе-дагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2021; 16(4): 96-100. DOI: 10.14526/2070-47982021-16-1-109-114

7. Кузнецова З.М. Исследование периодов усталости в тренировочном процессе у женщин-боксеров. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2017; 12(1): 14-21. DOI: 10.14526/01_2017_177

8. Кузнецова З. М., Кузнецова Е.А. X Международный Конгресс «Спорт, Человек, Здоровье». Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2021; 16(4): 5-7. DOI: 10.14526/2070-47982021-16-4-5-7

9. Оплетин А.А. Формирование механизма предметной физкультурно-спортивной компетенции и компетенции саморазвития средствами физической культуры. Педагогико-психо-логические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2017; 12(1): 6883. DOI: 10.14526/01_2017_184

10. Оплетин А.А. Нормализация психических состояний студентов на занятиях физической культурой при формировании физкультур-но-спортивной компетенции саморазвития. Пе-дагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2017; 12(1): 146-152.

Статья поступила в редакцию: 20.02.2023

Фазлеева Светлана Александровна - тренер-преподаватель, Пермский национальный исследовательский политехнический университет, 614990, Россия, г. Пермь, Комсомольский пр., дом 29, e-mail: fasleeva.svetlana@yndex.ru

Оплетин Анатолий Александрович - кандидат педагогических наук, доцент, Пермский национальный исследовательский политехнический университет, 614990, Россия, г. Пермь, Комсомольский пр., дом 29, e-mail: opletin.a@pstu.ru

Паначев Валерий Дмитриевич - доктор социологических наук, профессор, Пермский национальный исследовательский политехнический университет, 614990, Россия, г. Пермь, Комсомольский пр., дом 29, e-mail: panachev@patu.ru

Зеленин Леонид Александрович - доктор педагогических наук, профессор, Пермский национальный исследовательский политехнический университет, 614990, Россия, г. Пермь, Комсомольский пр., дом 29, e-mail: zelenindoz48@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.