УДК 796-053 DOI: 10.14526/2070-4798-2021-16-4-96-100
Развитие системы дыхания в занятиях студентов физической культурой
Листкова МЛ.*
Омский государственный педагогический университет г. Омск, Россия ORCID: 0000-0002-7481-6059, Lest58@mail.ru*
Аннотация: Дыхание является одним из наиболее важных постоянно протекающих процессов в организме человека, влияющих на все его физиологические функции. Досгаточноразвитыйдыхательныйаппаратобеспечиваетполноценнуюжизнедеятельность клеток тканей всего организма. Многочисленными исследованиями доказано, что наиболее развитая способность человеческого организма к усвоению кислорода приводит к высокой физической работоспособности. Материалы. В статье представлены результаты исследований эффективного корригирующего влияния дыхательных методик на физическую работоспособность студентов на академических и самостоятельных занятиях физической культурой. Методы исследования. Использованы методы анализа, систематизации, сравнения, сопоставления материалов научно-методической литературы, педагогический эксперимент, опрос, беседы, наблюдение, статистическая обработка данных. Результаты. В статье представлены результаты, полученные при систематическом выполнении дыхательных упражнений на самостоятельных занятиях. Необходимость выполнения дыхательных упражнений в сложившейся непростой ситуации коронавирусной инфекции, затрагивающей в первую очередь лёгочный аппарат. Заключение. Необходимо отметить, что систематическое выполнение дыхательных упражнений на самостоятельных и учебных занятиях в заметной степени укрепляет функцию дыхания, улучшает физические и умственные показатели.
Ключевые слова: студенты, дыхание, здоровье, дыхательные упражнения, иммунитет, пандемия, физическая культура, самостоятельные и учебные занятия.
Для цитирования: Листкова М.Л.* Развитие системы дыхания в занятиях студентов физической культурой. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2021; 16(4): 96-100. DOI: 10.14526/2070-4798-2021-16-4-96-100
The respiratory system development during physical culture lessons among
students
Marina L. Listkova*
Omsk State Pedagogical University Omsk, Russia ORCID: 0000-0002-7481-6059, Lest58@mail.ru*
Abstract: Respiration is one of the most important ongoing processes in the human body, affecting all of its physiological functions. Sufficiently developed respiratory apparatus provides the full vital activity of the whole organism tissues cells. Numerous research works proved that the most developed ability of the human body to assimilate oxygen leads to high physical working capacity. Materials. The article presents the results of studying an effective corrective influence of respiratory methodologies on physical working capacity of students at academic and independent physical culture lessons. Research methods. We used the methods of scientific-methodical literature analysis, systematization, comparison, pedagogical experiment, interview, conversations, observation, statistical data handling. Results. The article presents the results, received during systematic respiratory exercises fulfillment at independent lessons. The necessity to fulfill respiratory exercises in terms of difficult situation with coronavirus infection. It influences first of all lung apparatus. Conclusion. It should be noted that systematic fulfillment of respiratory exercises at independent and physical culture lessons strengthens the function of breathing, improves physical and mental indices.
Keywords: students, breathing, health, breathing exercises, immunity, pandemic, physical culture, independent and educational activities.
For citation: Marina L. Listkova*. The respiratory system development during physical culture lessons among students. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2021; 16(4): 96-100. DOI: 10.14526/20704798-2021-16-4-96-100
АКТУАЛЬНОСТЬ
Система дыхания выполняет в нашем организме жизненно важную функцию, обеспечивая клетки тканей и органов кислородом, при этом освобождая их от конечного продукта обменных процессов
- углекислого газа. С непосредственным участием кислорода осуществляется окисление поступающих в организм питательных веществ, в результате чего высвобождается энергия, крайне необходимая для жизни.
В жизнедеятельности человеческого организма кислород в большей степени важен, чем вода и пища. При отсутствии кислорода человек может жить всего 5-7 минут, в то время как без воды он проживёт 7-10 дней, а без пищи
- до 60 дней [1, 2].
Достаточно развитый аппарат внешнего дыхания является надёжной гарантией крепкого здоровья, отражающего результат полноценной жизнедеятельности всех внутренних
органов. Многочисленными экспериментами установлено, что высокая физическая работоспособность человека может быть только при хорошей способности организма к усвоению кислорода. В то же время, неудовлетворительно развитый дыхательный аппарат приводит к снижению поступления должного уровня кислорода. Это может провоцировать развитие серьёзных нарушений в состоянии здоровья, связанных с органами дыхания, сердечнососудистой, центральной нервной системой [3, 4, 5].
На сегодняшний день график учебного процесса в вузах предполагает проведение всего одного академического занятия по физической культуре в неделю, что, несомненно, не может решить проблему дефицита физической активности студентов. Возникшая ситуация низкой двигательной активности студенческой молодёжи, остро проявляющаяся особенно в период дистанционного обучения в условиях
пандемии, может компенсироваться только с внедрением систематических самостоятельных занятий физической культурой, включающих помимо общеразвивающих и дыхательные упражнения, укрепляющие и развивающие дыхательный аппарат [6].
Объектом исследования является физическое воспитание студентов в вузе.
Цель исследования: совершенствование средств и методик физического воспитания студенческой молодёжи на основе использования дыхательных упражнений.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
В данной статье изучается и анализируется необходимость использования в учебных и самостоятельных занятиях студентов физической культурой специальных упражнений на дыхание, повышающих иммунитет организма, укрепляющих здоровье и функциональные показатели внешнего дыхания. Для исследования данной тематики нами были использованы следующие методы: систематизация и анализ методической и научной литературы, обобщение рабочей документации, педагогического опыта по предмету «Элективные курсы по физической культуре и спорту» в высших учебных заведениях, педагогический эксперимент, анкетирование, тестирование, беседы, методы математической статистики.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Причиной появления у человека сердечно-сосудистых заболеваний, гипертонии, астмы, атеросклероза может явиться неправильное дыхание, поскольку оно в избытке выводит из организма углекислый газ, в результате чего организм всеми силами старается препятствовать избыточной потере оксида углерода, подключая свою защитную функцию. Это приводит к перенапряжению,
провоцирующему спазмы сосудов бронхов, сужению кровеносных сосудов, склерозу сосудов бронхов, увеличению количества слизи, повышению уровня холестерина, спазмам гладкой мускулатуры во всех органах. При нормализации процесса дыхания процентное содержание в организме углекислого газа приходит в норму, способствуя оздоровлению всего организма, повышению работоспособности и выносливости, расслаблению нервной системы, улучшению сна [7, 8].
Общеразвивающие упражнения,
положительно воздействуя на функции всех систем и
органов, значительно активизируют дыхательный аппарат. Для этой цели упражнения следует выполнять с умеренной и большой интенсивностью. Когда же стимуляции дыхания не требуется, упражнения выполняются с малой интенсивностью. Следует учесть, что выполнение физических упражнений в быстром темпе увеличивает лёгочную вентиляцию и частоту дыхания, тем самым способствуя усиленному вымыванию углекислого газа (гипокапнии), и негативно влияет на работоспособность человека [9, 10].
Специальные физические упражнения с акцентом на дыхание укрепляют мускулатуру
дыхательного аппарата, увеличивают подвижность диафрагмы и грудной клетки, растягивают плевральные спайки, уменьшают и предотвращают застойные явления в лёгких, выводят мокроту, улучшают механизм дыхания. Для оздоровления и профилактики различных заболеваний подбираются те упражнения, которые бы соответствовали требованиям клинических данных, выявленных в ходе медицинского осмотра.
Так, например, для растяжения плевродиафрагмальных спаек, имеющих место в нижних отделах грудной клетки, выполняются наклоны туловища с глубоким вдохом в «здоровую» сторону. Для растягивания плевродиафрагмальных спаек, имеющихся в боковых отделах грудной клетки, выполняются наклоны туловища с глубоким выдохом в здоровую сторону. Выведению из дыхательных
путей скопившегося гноя и мокроты способствуют дренажные исходные положения с выполнением толчкообразного выдоха. Для увеличения подвижности диафрагмы и грудной клетки, улучшения лёгочной вентиляции при снижении эластичности лёгочной ткани используются упражнения с акцентом на удлинённый выдох. Выполнение специальных упражнений со вдохом под непосредственном воздействии дыхательных мышц расширяет грудную клетку в передне-заднем, вертикальном и фронтальном направлениях.
Вентиляция лёгких осуществляется неравномерно - наибольшее количество воздуха поступает в те его отделы, которые прилегают к подвижным участкам диафрагмы и грудной клетки. Наименьшее количество воздуха попадает в отделы, расположенные около корня и верхушки лёгких. Упражнения, выполняемые из исходного положения лёжа на спине ухудшают вентиляцию в задних отделах лёгких, а при исходном положении лёжа на боку практически исключают движение нижних рёбер.
Принимая во внимание, что вентиляция лёгких неравномерно проявляется в большей степени при болезнях органов дыхания, специальные упражнения с акцентом на дыхание следует выполнять с целью улучшения вентиляции всех участков лёгких. Так, увеличение вентиляции верхушек лёгких обеспечивается за счёт глубокого дыхания в исходном положении руки на пояс. Улучшение поступления воздуха в нижние отделы лёгких достигается упражнениями, выполняемыми с диафрагмальным дыханием, с разгибанием туловища и разведением плеч, подъёмом головы, рук в стороны или вверх. Усиление вентиляции в задних отделах лёгких осуществляется за счёт диафрагмального дыхания. Необходимо помнить, что дыхательные упражнения, способствующие увеличению вентиляции, повышают потребление кислорода в незначительной степени. [4, 5, 11].
С целью совершенствования средств и методик физического воспитания в учебных и
самостоятельных занятиях физической
культурой студентов проводился педагогическии эксперимент. Суть исследования сводилась к экспериментальной проверке возможности организации самостоятельных занятий студентов по укреплению и развитию функции дыхания. Для проведения исследования были сформированы экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ) группыстудентов, по20человек в каждой. Контрольная группа занималась физической культурой по учебной программе, а экспериментальная систематически в домашних условиях выполняла рекомендуемые нами упражнения для развития дыхательного аппарата. В частности, нами рекомендовались упражнения из комплекса йоги «Полное дыхание», состоящего из брюшного, среднего и верхнего дыхания, задержки дыхания на вдохе и выдохе.
Доказано, что расширение грудной клетки до своего естественного объёма за счёт энергетической работы межрёберных мышц
Выполнение задержек дыхания, искусственной гипоксии на вдохе и выдохе позволяет организму перестраивать свои функции, мобилизовывать защитные силы [5; 12; 13; 14, с 94-101]. В занятиях также использовались и специальные упражнения лечебной физической культуры с акцентом на дыхание [15, 16]. Рекомендовалось выполнять дыхательные и специальные упражнения утром и вечером. Число дыхательных циклов в упражнении «Полное дыхание» в первую неделю составляло 8 повторений в занятии, после чего постепенно повышалось от занятия к занятию до 12-15. Упражнения на задержку дыхания на вдохе и выдохе рекомендовалось делать поочередно по 1-2 повторения 1-2 раза - утром и вечером [17, 18,19,20].
К концу учебного года нами были выявлены изменения в показателях функционального состояния студентов (таблица 1).
способно увеличить производительность лёгких.
Таблица 1 - Результаты функционального состояния студентов КГ и ЭГ в эксперименте
Тест Группы Результаты исходные Результаты конечные Приросты Р
Х ± т Х ± т Абсолютные Относительные в % Внутри группы Между группами
ЖЕЛ (л) ЭГ 2,75 ± 0,07 3,31 ± 0,08 0,56 20 < 0,001 < 0,001
КГ 2,77 ± 0,08 2,94 ± 0,07 0,17 6,1 < 0,05 < 0,05
Проба Штанге (с) ЭГ 46,3 ± 2,1 68,1 ± 3 11,8 25 < 0,001 < 0,001
КГ 44,7 ± 1,9 48,4 ± 2 3,7 8,2 < 0,05
Проба ЭГ 25,4 ± 1,1 35,3 ± 1,2 9,9 22 < 0,001 < 0,01
Генчи (с) КГ 24,7 ± 1,2 27,8 ± 0,8 3,1 12,5 < 0,05
Приросты в показателях внешнего дыхания к концу года:
ЖЕЛ: ЭГ - 20,4%; КГ - 6,1%;
«Проба Штанге»: ЭГ - 49%; КГ - 11%;
«Проба Генчи»: ЭГ - 40%; КГ - 8%.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате исследования в экспериментальной группе были определены наиболее высокие приросты в показателях внешнего дыхания, выявленные в ЖЕЛ,
функциональной
пробе Штанге, пробе Генчи. Совершенствование средств и методик физического воспитания студенческой молодёжи улучшило
функциональное состояние системы дыхания.
Анализ литературных источников, сведений о важности функции внешнего дыхания для здоровья человека, профилактики заболеваний актуализируют вопрос о необходимости обращения особого внимания развитию дыхательного аппарата в физическом
воспитании студенческой молодежи на основе организации дополнительных занятий физической культурой с использованием не только традиционных средств, но и специальных упражнений на дыхание из различных оздоровительных систем.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Полутова Н.В., Чеснокова Н.П., Понукалина Е.В., Бизенкова М.Н. Лекция 12 Асфиксия: Стадии нарушения внешнего дыхания, механизмы развития. Научное обозрение. Медицинские науки. 2017; 2: 5760; URL: https://science-medicine.ru/ru/article/ view?id=98i.
2. Николаева А.Г. Использование адаптации к гипоксии в медицине и спорте. Монография. Витебск: ВГМУ. 2015: 150.
3. Ильинич В.И. Физическая культура студента. М.: Гардарики. 2000: 448.
4. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная. М.: Олимпия Пресс. 2005: 528.
5. Серазетдинова Л.И., Утегенова Н.Р., Шайдуллина Г.Г. Техники дыхательных упражнений как компонента системы оздоровления : Учебно-методическое пособие. Казань: Казанский университет. 2016: 40.
6. Листкова М.Л. Содержание средств и методик физического воспитания студентов в режиме дистанционного обучения в период пандемии. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемъ физической культуры и спорта. 2021; 16(1): 109-114. DOI: 10.14526/2070-4798-2021-16-1-109-114.
7. Каюмова А.Ф., Габдулхакова И.Р., Шамратова А.Р., Инсарова Г.Е. Физиология системы дыхания: учебное пособие. Уфа: Изд. ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава РФ. 2016: 60.
8. Гуцол Л.О. Физиологические и патофизиологические аспекты внешнего дыхания. ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России. Иркутск: ИГМУ. 2014: 116.
9. Мудриевская Е.В. Гимнастика с элементами хатха-йоги в физическом воспитании студенток с низким уровнем физической подготовленности : дис. ... канд.
пед. наук: 13.00.04. Сургут. 2008: 173.
10. Шишкин П.А. Проектирование методики физического воспитания студентов средствами ОФП и хатха-йоги : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04. Тула. 2011: 199.
11. Хлебников В.А. Функции дыхательной системы при занятиях физическими упражнениями. Материалы Международной научно-практич. конф. Белгород: ООО АПНИ. 2020: 77-82. URL: https://apni.ru/article/1166-funktsii-dikhatelnoj-sistemi-pri-zanyatiyakh
12. Зубков А.Н., Очаповский А.П. Хатха-йога для начинающих. М.: Медицина. 1991: 37176.
13. Шивананда С. Домашняя йога. изд. АБВ. 2016: 160.
14. Ингерлейб М.Б. Путеводитель по дъхательнъш гимнастикам : анализ известных методик. М.: АСТ. 2006: 313.
15. Ачкасов Е.Е., Таламбум Е.А., Хорольская А.Б. Лечебная физическая культура при заболеваниях органов дыхания. М.: Триада - Х. 2011: 100.
16. Токарь Е.В. Лечебная физическая культура. Учебное пособие. Благовещенск: Амурский гос. ун-т. 2018: 76.
17. Листкова М.Л. Программа методического обеспечения самостоятельных занятий физической культурой студентов. М.: Изд-во Триумф. 2020: 149. DOI:10.32986/978-5-93673-261-4-2020-150
18. Daskapan A., Tuzun E.H., Eker L. Relationship between physical activity level and health related quality of life among university students. Saudi Medical Journal. 2005; 26: 10261028.
19. Extremera N., Fernandez-Berrocal P. Emotional intelligence as predictor of mental, social and physical health in university students. Spanish Journal of Psychology. 2006; 9(1): 45-51.
20. Ghaedi G.H., Tavoli A., Bakhtiari M., Melyani M., Sahragard M. Quality of life on college students with and without social phobia. Social Indicators Research. 2010; 97: 247-256. DOI: 10.1007/s11205-009-9500-3.
Статья поступила в редакцию: 20.11.2021
Листкова Марина Леонидовна - кандидат педагогических наук, доцент, Омский государственный педагогический университет, 644099, Россия, г. Омск, Набережная Тухачевского, дом 14, e-mail: List58@mail.ru