Научная статья на тему 'Использование дыхательного тренажера в учебном процессе по физическому воспитанию с целью коррекции вентиляционных типов у студентов подготовительной медицинской группы'

Использование дыхательного тренажера в учебном процессе по физическому воспитанию с целью коррекции вентиляционных типов у студентов подготовительной медицинской группы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
140
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ / ВЕНТИЛЯЦИОННЫЕ ТИПЫ / РЕСПИРАТОРНАЯ ТРЕНИРОВКА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Буков Юрий Александрович, Белоусова Ирина Михайловна

В рамках учебного процесса по физическому воспитанию студентов подготовительной медицинской группы определена высокая степень эффективности предложенного респираторного тренинга с использованием дыхательного тренажёра. Проведённый курс респираторных воздействий обеспечил расширение функциональных резервов дыхательной системы, оптимизацию кислородного режима организма, а также способствовал формированию более рационального паттерна дыхания у студентов подготовительной медицинской группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Буков Юрий Александрович, Белоусова Ирина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Using breath stimulator in the teaching process in physical education for correction of ventilation types at students of preparatory medical group

The high degree of effectiveness of the proposed respiratory training with the breathing stimulator using in frames of the educational process of physical training of the preparatory medical group students has been identified. The conducted test of the respiratory influences has provided for the extension of the functional respiratory muscles reserves, the optimization of the oxygen regime, as well as contribution to more sustainable pattern of breathing among the students of the preparatory medical group.

Текст научной работы на тему «Использование дыхательного тренажера в учебном процессе по физическому воспитанию с целью коррекции вентиляционных типов у студентов подготовительной медицинской группы»

Как непосредственно следует из сравнения результатов тестирования у спортсмена С. Д. значительно выше общая оценка состояния волевой сферы по сравнения с М.Н. (3.2 vs 1.1), также у него на более высоком уровне находятся особенности восприятия и мышления. (2.1. vs 1.1). Остальные характеристики спортсменов находятся на одном уровне.

По результатам объективного контроля для участия в соревновании был отобран спортсмен С. Д., который занял первое место в спарринге на Кубке России 2015 года, выиграв уверенно пять поединков, показав высокую психологическую устойчивость в экстремальных соревновательных условиях, психическую переносимость объемно-интенсивных соревновательных нагрузок, эмоциональную устойчивость, обеспечивающую сохранение и улучшение психической деятельности и работоспособности, в условиях соревновательной деятельности, где эмоциональное воздействие ярко выражено. Результат, полученный на соревнованиях, подтверждает объективность и чистоту нашего эксперимента.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 18.02.2016

УДК 796.011.3

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЫХАТЕЛЬНОГО ТРЕНАЖЕРА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ С ЦЕЛЬЮ КОРРЕКЦИИ ВЕНТИЛЯЦИОННЫХ ТИПОВ У СТУДЕНТОВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ

Юрий Александрович Буков, доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой, Ирина Михайловна Белоусова, старший преподаватель, Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского (КФУ), г. Симферополь

Аннотация

В рамках учебного процесса по физическому воспитанию студентов подготовительной медицинской группы определена высокая степень эффективности предложенного респираторного тренинга с использованием дыхательного тренажёра. Проведённый курс респираторных воздействий обеспечил расширение функциональных резервов дыхательной системы, оптимизацию кислородного режима организма, а также способствовал формированию более рационального паттерна дыхания у студентов подготовительной медицинской группы.

Ключевые слова: студенты подготовительной группы, вентиляционные типы, респираторная тренировка, физическое воспитание.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.02.132.p49-54

USING BREATH STIMULATOR IN THE TEACHING PROCESS IN PHYSICAL EDUCATION FOR CORRECTION OF VENTILATION TYPES AT STUDENTS OF PREPARATORY MEDICAL GROUP

Yury Alexandrovich Bukov, the doctor of biological sciences, professor, department chairman, Irina Mikhailovna Belousova, the senior lecturer, Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol

Annotation

The high degree of effectiveness of the proposed respiratory training with the breathing stimulator using in frames of the educational process of physical training of the preparatory medical group students has been identified. The conducted test of the respiratory influences has provided for the extension of the functional respiratory muscles reserves, the optimization of the oxygen regime, as well as contribution to more sustainable pattern of breathing among the students of the preparatory medical group.

Keywords: students of the preparatory group, types of ventilation, respiratory training, physical

education.

Проблема поиска рациональных подходов к оздоровлению студентов средствами физической культуры и организации учебного процесса по данной дисциплине, является чрезвычайно актуальной. Вместе с тем, как показывает анализ специальной литературы, существующие методические регламенты ведения учебного процесса не в полной мере способствуют решению задач укрепления здоровья, повышения функциональной и физической подготовленности студентов. Особо следует выделить недостаточно разработанные в современных типовых программах рекомендации по физическому воспитанию студентов, направленных по результатам медицинского осмотра в подготовительную медицинскую группу [1, 6]. Кроме того, при реализации программ физического воспитания этой категории студентов, недостаточное внимание уделяется функциональным возможностям физиологических систем, которые могут выступать в качестве лимитирующих факторов приспособительных возможностей организма студентов. К числу таких систем следует отнести систему внешнего дыхания. Одной из важнейших функций системы дыхания является вентиляционная, которая подвержена как эндогенным, так и экзогенным влияниям, отражая состояние газового гомеостаза организма. Для хорошо физически подготовленных людей характерен нормокапнический тип вентиляции. При низких функциональных резервах, в условиях психоэмоционального напряжения, при наличии морфофункциональных изменений в бронхо-лёгочной системе, формируются гипокап-нический или гиперкапнический вентиляционные типы, определяемые как проявления дисфункциональности системы внешнего дыхания [2].

Одним из подходов, позволяющим оптимизировать учебный процесс по физическому воспитанию, может быть респираторная тренировка, которая обеспечивает, с одной стороны, нормализацию вентиляционной функции лёгких, а с другой стороны повышает уровень функциональных резервов и общего соматического состояния [4].

В этой связи основной целью исследования явилась оценка эффективности коррекции вентиляционных типов у студентов подготовительной медицинской группы с использованием дыхательного тренажёра в рамках учебного процесса по физическому воспитанию.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

У 95 студентов мужского пола в возрасте 18-20 лет капнографическим методом определяли концентрацию углекислого газа в выдыхаемом воздухе. У большей части обследуемых студентов подготовительной медицинской группы выявлялись изменения типа вентиляции. Как правило, эти студенты обладали недостаточной физической подготовленностью, низким уровнем соматического здоровья.

В качестве критериев, позволяющих оценить уровень функционального состояния системы внешнего дыхания, использовали показатели капнограммы, по данным которой определяли тип вентиляции и судили об адекватности альвеолярной вентиляции уровню метаболизма [5]. Регистрация количественных показателей рСО2 во время выдоха проводилась с помощью ультразвукового проточного капнометра КП-01-«ЕЛАМЕД». Регистрировали следующие показатели: частоту дыхания (ЧД, дв. мин ), показатель инспи-

раторной нагрузки как соотношение длительности фаз вдоха и выдоха (Tj/Te, отн. ед.), показатель неравномерности дыхания (НД, %), долю мёртвого пространства в общей

вентиляции (Vd/VE, %), конечно-экспираторное парциальное давление СО2, (РетСО2, мм.рт.ст.). Статистическая обработка полученных исследований проводилась с использованием пакета статистической обработки данных Statistika 7.0.

С целью оптимизации учебного процесса по физическому воспитанию в высшем учебном заведении для студентов основного отделения подготовительной медицинской группы были разработаны и внедрены в программу учебного процесса по физическому

воспитанию четыре «содержательных модуля», каждый из которых имел свои задачи и строился с учётом индивидуального подхода по типу вентиляции. Основой каждого «содержательного модуля» являлся респираторный тренинг, который осуществлялся при помощи специального устройства, основанного на использовании дополнительного рези-стивного сопротивления, и строился в соответствии с основными принципами тренировки дыхания [6]. Техническое решение позволяло регулировать дыхание, обеспечивая возможность использования в процессе тренировки активных коррекционных факторов, таких как изменение ритма и частоты дыхания, содержания кислорода и углекислого газа во вдыхаемом воздухе, уровня сопротивления дыхания на вдохе и на выдохе.

Использование данного тренажёра в учебном процессе не занимало много времени. Продолжительность респираторного воздействия на каждом практическом занятии по физическому воспитанию составляла от 10 до 20 минут.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

На основании анализа капнограмм были выделены контрольная и экспериментальная группы обследуемых по показателям РЕТСО2 с определением типа вентиляции. Контрольная группа состояла из трёх подгрупп отличающихся по типу вентиляции (таблица 1). Студенты первой подгруппы численностью 19 человек характеризовались оптимальными параметрами вентиляции, обеспечивающими нормокапнию, с показателями конечно-экспираторного парциального давления СО2 в пределах 40,95±0,64 мм.рт.ст. Вторую подгруппу составили 14 студентов с гипокапническим типом вентиляции с показателями РЕТСО2 в пределах 30,29±0,68 мм.рт.ст. Для 12 студентов третьей подгруппы характерным являлся гиперкапнический тип вентиляции, при этом значения РЕТСО2 не превышали 52,08±0,77 мм.рт.ст. Контрольная группа занималась в соответствии с учебной программой по физической культуре для студентов подготовительной медицинской группы. Из приведенных данных следует, что каждому типу вентиляции соответствовали определенные параметры капнограммы. Так, наиболее существенные сдвиги в показателях капнограммы зарегистрированы у студентов с гипокапническим и гиперкапническим типом вентиляции.

Таблица 1

Показатели капнографического обследования студентов контрольной группы с __различными типами вентиляции, (Х±8\)_

Показатели Тип вентиляции

Нормокапния (1 подгруппа, п=19) Гипокапния (2 подгруппа, п=14) Гиперкапния (3 подгруппа, п=12)

Фон В конце года Фон В конце года Фон В конце года

РЕТСО2, мм.рт.ст. 40,95±0,64 41,89±0,49 30,29±0,68*** 32,93±1,18*** 52,08±0,77*** 49,08±1,25***

Т/Ге, отн. ед. 0,77±0,03 0,73±0,02 1,18±0,09*** 1,02±0,06*** 0,85±0,08 0,72±0,04

ив, % 20,89±4,57 17,11±2,55 23,64±2,85 21,57±2,38 20,58±3,73 19,58±2,32

Б, дв.мин"1 14,3±1,1 15,0±0,9 17,2±0,9* 16,5±0,4 14,4±1,1 15,5±0,5

Уа/УЕ, % 25,10±1,41 24,35±0,86 23,96±1,29 24,59±1,36 28,25±1,15 25,89±1,68

Примечание:* - достоверность различий относительно нормокапнического типа вентиляции; * р - <0,05; ** р -<0,01; *** р - <0,001;

Снижение рСО2 в альвеолах лёгких до гипокапнического уровня, как результат гипервентиляции, являлось не только проявлением дисфункционального дыхания, но и оказывало значительное влияние на способность организма эффективно адаптироваться к физическим нагрузкам. Так, у лиц с гипокапническим типом вентиляции выявлено резкое снижение аэробных возможностей, падение уровня ПАНО [3]. Кроме того низкие значения РЕТСО2 являлись фактором, отражающим нарушения процессов газообмена в лёгких, результатом чего может быть развитие гипоксии, лимитирующей реализацию метаболического запроса организма. При гиперкапническом типе вентиляции уровень то-

лерантности к физическим нагрузкам также снижался [3]. К числу наиболее вероятных факторов, ограничивающих физическую работоспособность при высоких значениях РЕТСО2, следует отнести нарушения газообменно-перфузионных отношений в лёгких, изменения в состоянии бронхиальной проходимости. У студентов с нормокапническим типом вентиляции все исследуемые показатели находились в пределах физиологической нормы.

Таким образом, наличие гипер- и гипокапнических типов вентиляции у студентов подготовительной медицинской группы диктует необходимость коррекции этих состояний, поскольку изменённый тип вентиляции ограничивает не только приспособительные возможности организма, но и является экзогенным фактором риска развития респираторных расстройств.

Исследования, проведенные в конце учебного года, и сравнительный анализ полученных результатов свидетельствовали, что традиционное, рекомендуемое программой, построение учебного процесса по физическому воспитанию для студентов подготовительной медицинской группы не является эффективным с точки зрения коррекции вентиляционных типов и укрепления здоровья, так как регистрируемые капнографические параметры практически не изменились.

С учетом данных капнографических исследований была сформирована экспериментальная группа, в содержание учебного процесса по физическому воспитанию которой были включены разработанные нами «содержательные модули». Так же как и в группе контроля, в экспериментальной группе были выделены две подгруппы. Для студентов первой подгруппы характерным являлся гипокапнический тип вентиляции, вторую подгруппу составили студенты с гиперкапническим типом вентиляции. Фоновые параметры капнограммы между подгруппами с определённым типом вентиляции, в контрольной и экспериментальной группе, практически не отличались. Основные капногра-фические параметры фиксировали до и после проведенного курса коррекции (табл. 2.).

Таблица 2

Показатели капнографического обследования студентов экспериментальной группы до и после тренировки, (Х±Sx)_

Гипокапния Гиперкапния

Показатели (1 подгруппа, п=25) Р (2 подгруппа, п=25) Р

Фон В конце года Фон В конце года

РЕТСО2, мм.рт.ст. 30,84±0,47*** 38,48± 0,51 <0,01 51,72±0,52 *** 41,76±0,58 <0,001

Т/Те, отн. ед. 1,27±0,07*** 0,71±0,02 <0,001 0,84±0,05 0,68±0,02 <0,001

ив, % 25,12±1,59 15,92± 0,73 <0,001 18,36±2,41 13,20±0,36* <0,05

Б, дв.-мин"1 17,1±0,4* 15,5±0,9 <0,05 13,8±0,6 14,9±0,32 >0,05

Уа/УЕ, % 25,19±1,02 21,48±0,49 <0,01 26,43±1,54 22,59±1,17 <0,01

Примечание:* - достоверность различий относительно нормокапнического типа вентиляции; * р - <0,05; ** р -<0,01; *** р - <0,001.

Использование дыхательного тренажера в учебном процессе по физическому воспитанию студентов подготовительной группы позволило значительно изменить капно-графические характеристики, в первую очередь уровень рСО2 в альвеолах лёгких. Показатель РЕТСО2 в первой подгруппе повысился на 25,0% (р<0,01) и составил 38,48±0,51 мм.рт.ст. В результате коррекционных воздействий во 2 подгруппе парциальное давление СО2 в конечной фракции выдыхаемого воздуха снизилось примерно на 19,0% (р<0,001), характеризуя ликвидацию явления гиповентиляции. Таким образом, независимо от исходного типа вентиляции у всех студентов сформировался наиболее физиологичный нормокапнический тип. Кроме того отмечено снижение показателя полезного цикла (Т/Ге, отн. ед.) в 1 подгруппе на 44,0 % (р<0,001) и во 2 подгруппе на 19,0% (р<0,01), что можно связать с нормализацией соотношения фаз дыхательного цикла. Показатель неравномерности дыхания (ив, %) после тренировки уменьшился на 36,0% (р<0,001) в 1 подгруппе и на 28,0% (р<0,05) во 2 подгруппе. Данный параметр помимо

физиологического значения может быть использован и в оценке степени психоэмоционального напряжения. Как правило, неравномерность дыхания возрастает при действии какого-либо стресс-фактора. Поэтому снижение UB под влиянием респираторных тренировок можно связать с психонормализующим действием. Стимулирующие респираторные нагрузки способствовали изменению дыхательного паттерна, что сказалось на снижении на 9,0 % (р<0,05) частоты дыхания (F, дв.мин-1) в 1 подгруппе. Вероятно, уменьшение частотных характеристик отражало оптимизацию вентиляционной функции и ограничивало риск гипервентиляционных проявлений. Снижение доли мертвого пространства в альвеолярной вентиляции (Vd/VE, %), после тренировки на 15,0% (р<0,01) как в 1, так и во 2 подгруппе является благоприятным фактором оптимизации газообменных процессов в лёгких и повышении эффективности системы внешнего дыхания.

Оценивая в целом эффективность предложенной модели респираторного тренинга в учебном процессе по физическому воспитанию следует отметить формирование стойкого оздоровительно-профилактического эффекта как интегрального критерия респираторной тренировки, а также возможность использования дыхательного тренажёра в качестве эргогенного средства.

ВЫВОДЫ

1. Традиционный подход к использованию средств и методов физического воспитания, а именно применение типовых программ по физической культуре на занятиях со студентами, имеющими незначительные отклонения в состоянии здоровья, не всегда оказывается достаточным для увеличения функциональных возможностей организма, эффективного развития основных двигательных качеств и оздоровления занимающихся.

2. Предложенная структура учебного процесса по физическому воспитанию студентов подготовительной медицинской группы, включающая в себя респираторный тренинг с использованием дыхательного тренажёра, позволила значительно расширить адаптационные возможности дыхательной системы, перевести её на более эффективный путь функционирования, сбалансировать газовый гомеостаз организма, ликвидировать проявления дисфункционального дыхания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алиев M.K Физическое воспитание студентов с ослабленным здоровьем / M.K Алиев, В.П. Аксенов. Тула i [б. и.], 1993. - 189 с.

2. Агаджанян Н. А. Функции организма в условиях гиноксии гинерканнии / Н.А. Агаджанян, А. И. Елфимов. - M. i Mедицина, 198б. - 272 с.

3. Белоусова KM. Порог анаэробного обмена как критерий скрытой дыхательной недостаточности / Белоусова KM., Буков Ю.А. // Физкультурное образование! международный опыт и перспективы развития. - 2008. - № 1. - С. 12б-129.

4. Бреслав И.С. Произвольное управление дыханием у человека / Бреслав И.С. - Л. i Наука, 1975. - 151 с.

5. Бяловский, Ю.Ю. Каннография в общеврачебной практике / Ю.Ю. Бяловский, В.Н. Абросимов. - Рязань. i Дело, 2007. - 142 с.

6. Круцевич, Т.Ю. Mетоды исследования индивидуального здоровья детей и подростков в процессе физического воспитания / Круцевич Т. Ю. - К. i Олимпийская литература, 1999. - 232 с.

REFERENCES

1. Aliev, M.N. and Aksenov, V.P. (1993), Physical education of the students with poor health,

Tula.

2. Agazhanyan, N.A. and Elfimov, A.I. (198б), Body functions in hypoxia hypercapnia, Medicine, Moscow.

3. Belousova, I.M. and Bukov, Yu.A. (2008), "Anaerobic threshold as indicator of the latent respiratory insufficiency", Sports Education: international experience and prospects, No. 1, pp. 12б-129.

4. Breslav, I.S. (1975), Arbitrary control of the breath of the person, Nauka, Leningrad.

5. Byalovskiy, YuYu. and Abrosimov, V.N. (2007), Capnography in General Practice, Business, Ryazan.

6. Krutsevich T.Y. (1999), Methods for control of the individual health of children and adolescents in physical education, Olympic Literature, Kiev.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 08.02.2016

УДК 796.011

ПОВЫШЕНИЕ АЭРОБНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ

Владимир Васильевич Бянкин, кандидат педагогических наук, доцент, Дальневосточный государственный университет путей сообщения (ДВГУПС),

Лариса Владимировна Бянкина, кандидат педагогических наук, профессор, Дальневосточная государственная академия физической культуры (ДВГАФК),

Хабаровск

Аннотация

В статье рассматривается методика развития аэробных возможностей студентов на занятиях по физической культуре в вузе с применением упражнений на силовую выносливость. Комплекс упражнений составлен на основе модернизации теста Юхаша, прост в исполнении, легко регламентируется, по времени сопоставим с основной частью практических занятий в вузе. Дозировка и интенсивность выполнения упражнений подбираются на основе соблюдения принципов спортивной тренировки, что обеспечивает достижение заранее запланированного эффекта — повышения показателя максимального потребления кислорода, что отражает функциональные возможности организма.

Ключевые слова: силовая выносливость, максимальное потребление кислорода, студенты. DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.02.132.p54-57

IMPROVING THE STUDENTS' AEROBIC CAPACITY THROUGH THE DEVELOPMENT OF STRENGTH ENDURANCE Vladimir Vasilyevich Byankin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Far East State University of Means of Communication, Khabarovsk,

Larisa Vladimirovna Byankina, the candidate of pedagogical sciences, professor, Far East State Academy of Physical Culture, Khabarovsk

Annotation

The article discusses the methods for the developing of the students' aerobic capacity at physical education classes in higher school with the application of strength endurance exercises. The set of exercises is based on the modernized Juhasz test, it is easy to perform and regulate, and the set is comparable in time to the basic part of the practical classes in higher school. The dosage and intensity of the exercises are picked on the basis of the athletic training principles that ensure the achievement of pre-planned effect -increase in maximal oxygen consumption, which reflects the functional capacity of the organism.

Keywords: strength endurance, maximal oxygen consumption, students.

ВВЕДЕНИЕ

Физическое воспитание в вузе одна из самых актуальных тем научных изысканий в отечественной теории и методики физического воспитания. В зависимости от образовательных стандартов, социально-экономических условий, уровня здоровья студенческой молодежи и многих других факторов, исследователи находят все новые и новые аспекты в организации, построении и проведении занятий по физической культуре в вузе. Кроме

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.