Научная статья на тему 'БЕЗОПАСНАЯ СРЕДА - ЗАЛОГ УСПЕШНОСТИ КАДЕТА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ'

БЕЗОПАСНАЯ СРЕДА - ЗАЛОГ УСПЕШНОСТИ КАДЕТА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
99
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СРЕДЫ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИЩЁННОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УГРОЗЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Полякова Виктория Викторовна

В статье описаны опыт создания психологической безопасности образовательной среды Кызылского президентского кадетского училища, внедрение традиционных и инновационных психологических технологий в учебно-воспитательный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Полякова Виктория Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SAFE ENVIRONMENT - PROTECTED SUCCESSFUL CADET PSYCHOLOGICAL SAFETY OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article describes the experience of ensuring psychologically secure environment for the educational process in Kyzyl President Cadet School, as well as the implementation of traditional and innovative psychological technologies in education.

Текст научной работы на тему «БЕЗОПАСНАЯ СРЕДА - ЗАЛОГ УСПЕШНОСТИ КАДЕТА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

V.V. POLYAKOVA

БЕЗОПАСНАЯ СРЕДА -ЗАЛОГ УСПЕШНОСТИ КАДЕТА

SAFE ENVIRONMENT - PROTECTED SUCCESSFUL CADET

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ PSYCHOLOGICAL SAFETY OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Сведения об авторе. Полякова Виктория Викторовна - руководитель психологической службы Федерального государственного казённого общеобразовательного учреждения «Кызылское президентское кадетское училище» (г. Кызыл. E-mail: pv07@yandex. ru).

Аннотация. В статье описаны опыт создания психологической безопасности образовательной среды Кызылского президентского кадетского училища, внедрение традиционных и инновационных психологических технологий в учебно-воспитательный процесс.

Ключевые слова: психологическая безопасность среды, социально-психологические условия, психологическая защищённость, психологические угрозы.

Information about the author. Viktoria Polyakova - Head of the psychological service of the Federal State State Educational Institution «Kyzyl Presidential Cadet School» (Kyzyl. E-mail: pv07@yandex. ru).

Summary. The article describes the experience of ensuring psychologically secure environment for the educational process in Kyzyl President Cadet School, as well as the implementation of traditional and innovative psychological technologies in education.

Keywords: psychological safety of the environment, socio-psychological conditions, psychological security, psychological threats.

«

Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребёнку

и взрослому».

В.А. Караковский,

советский, российский педагог, народный учитель СССР

Вопросы обеспечения безопасности образовательной среды в довузовских общеобразовательных учреждениях Министерства обороны РФ и реализация задач в области безопасности жизнедеятельности воспитанников всегда были приоритетными, а в условиях новой коронавирусной инфекции эта работа приобрела особое значение - важно создать психологические комфортные условия для жизни в этой среде для всех участников образовательного процесса.

Проанализировав имеющиеся подходы по данному вопросу, мы пришли к выводу, что целям создания психологической безопасности училища соответствует состояние защищённости жизнен-

но важных интересов личности кадета и других участников образовательного процесса от внутренних и внешних угроз.

Психологическую безопасность училища мы определяем, как:

1) состояние сохранности психики обучающихся;

2) сохранение целостности личности, адаптивности функционирования кадета, преподавателей, офицеров-воспитателей, родителей;

3) устойчивое развитие и нормальное функционирование участников образовательного процесса во взаимодействии со средой (умение защищаться от угроз и умение создавать психологически безопасные отношения);

4) возможности училищной среды и личности по предотвращению и устранению психологических угроз;

5) состояние среды, создающее защищённость от проявле-

Рис. 1

ния психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее рефератную значимость в среде с ориентацией к военным профессиям, обеспечивающее психическое здоровье в ней всех участников образовательного процесса.

Для обеспечения психологической безопасности Кызылского президентского кадетского училища ответственная роль принадлежит психологической службе.

Сферой деятельности психологический службы является психолого-педагогическое сопровождение личностной и социальной адаптации кадет в процессе обучения и воспитания в училище в интересах сохранения психического здоровья всех участников образовательного процесса, психологического обеспечения внедрения ФГОС ООО, создания и поддержания благоприятного психологического климата как основного условия развития и социализации обучающихся, содействие формированию у них компетенций, необходимых для получения военной профессии и реализации личного профессионального плана.

В Кызылском президентском кадетском училище работают 5 педагогов-психологов. Специалисты имеют широкий спектр профессиональных квалификаций: с клиническим образованием, с дополнительной переподготовкой на профориентолога, спортивного психолога, кризисного психолога, среди них - специалист с учёной степенью.

Курирует деятельность психологов учебный отдел. Каждый психолог закреплён за определёнными учебными ротами. Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса выстраивается вокруг программы развития Федерального государственного казённого общеобразовательного учреждения

«Кызылское президентское кадетское училище» на 2020/2025 годы «От успеха в училище - к успеху в жизни. Эффективность и качество», согласно которой специалисты психологической службы училища обеспечивают решение вопросов психологической безопасности на трёх уровнях, содействия созданию качественных социально-психологических условий образовательной среды училища:

- для эффективного успешного личностного роста каждого кадета;

- для получения высококачественного образования кадет через мотивацию успеха каждого ребёнка;

- для самоопределения кадет на военную и государственную службу Отечеству.

В училище обучаются 373 кадета. Кызылское ПКУ - единственное образовательное учреждение Министерства обороны РФ, в котором обучаются мальчики и девочки, а с 2017 года в училище стали обучаться ребята из Монгольской Народной Республики. В настоящее время 81% кадетского коллектива представляют тувинцы, 14% - русские, 3% -монголы, 1,6% - представители других этносов (хакасы, алтайцы, буряты, армяне).

Важным критерием эффективности функционирования

безопасности образовательной среды училища является учёт гендерных, возрастных и национальных особенностей детей. При сопровождении кадет из Монголии принимаются во внимание психологические особенности монгольского этноса: эмоциональная сдержанность, приверженность к традициям, уважение к старшим, наблюдательность, любознательность, хорошая память. Монгольские ребята старательны, выносливы, терпеливы, с высокой учебной мотивацией. В настоящее время можно заключить, что они успешно адаптировались к образовательному пространству училища и новому культурному окружению. Показателем благополучия кадет являются их субъективное ощущение комфортности пребывания в училище, благоприятные отношения в среде сверстников, позитивное отношение к процессу обучения и педагогам, включенность во все мероприятия училища, бодрое настроение.

Набор воспитанниц производится с 8 класса, мальчиков - с 5 класса. У девочек более развито произвольное внимание, они открыты, доброжелательны, общительны, участливы, мальчики более закрыты, обидчивы и упрямы. У девочек достоверно выше уровень вербального интеллекта, они более организованы, дисциплинированны, аккуратны,

Рис. 2

самостоятельны, исполнительны, что оказывает влияние на успешность обучения. У девочек наиболее востребованы консультации, где они свободно могут проявить свои чувства, обсудить ситуации, которые их беспокоят, такой способ общения позволяет девочкам открывать и использовать свои сильные стороны, опираясь на внутренние ресурсы. Важно отметить, что воспитанницы старших классов становятся более компетентными в решении жизненных задач.

В традициях тувинского народа особое место занимают мужские виды спорта: вольная борьба, конные состязания. Педагогические каноны народа направлены на достижение внешней и внутренней гармонии человека с природой: получение живой силы от бургана (бога) и жизненной силы от природных стихий. Это вносит в сунезин (душу) различные упражнения физической активности «развивай своё тело»; «береги здоровье» (нервную систему и психику, зрение и т.д.); учись подчинять вегетативную нервную систему; придерживайся учения бургана о сильном духе, теле и духовности; соблюдай в чистоте своё тело и мысли, стремись быть крепким, здоровым. Такое воспитание помогает тувинским мальчикам преуспевать не только в традиционных видах спорта и учёбе.

Эффективность психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса ФГКОУ

«Кызылское ПКУ» выстраивается через реализацию комплексных рабочих программ психолого-педагогического сопровождения учебной роты, развивающих программ по сопровождению спортивно одарённых кадет, программ по профилактике девиантного поведения, включая работу по предупреждению употребления психоактивных веществ, аутоа-грессивного поведения.

Системность работы педагогов-психологов обеспечивается в еженедельных групповых уроках «Час психолога», которые проводятся в кабинетах психолога или комнате психологической разгрузки. В рамках занятий используются традиционные направления работы педагога-психолога: диагностика, развитие, профилактика. Это позволяет оказывать кадетам психологическую поддержку, учитывая актуальное состояние и личностные особенности, помогает обучить психологическим знаниям, активно используя тренинги, формировать психологические компетенции, повышая уровень саморегуляции и коммуникативных навыков, умения и навыки разрешать конфликтные ситуации.

Психологическая безопасность. В процессе занятий формируется устойчивый положительный «я-образ», повышаются самооценка участников, уровень принятия себя и толерантности к другим. Улучшается морально-психологический климат во взводе. Участие

кадет в групповом занятии является толчком для дальнейшего личностного роста подростков.

В училищной среде созданы психологические условия для полноценного развития каждого кадета. Индивидуальные формы работы с кадетами включают использование современных подходов. Пользуются популярностью кинезиологические приёмы и компьютерные тренажёры «Бос - пульс» по профилактике стрессовых расстройств. Динамическая песочная терапия позволяет активизировать фантазию для развития эмоционального интеллекта, письма-напутствия кадетам активизируют их рефлексивные способности.

Индивидуальные занятия направлены на развитие личностных возможностей, формирование психосоциальных компетенций, развитие познавательных процессов (внимание, память, мышление, воображение), формирование готовности к самопознанию, самопринятию и самореализации, повышение учебной мотивации, самоконтроля; профилактику проблем в период адаптации к училищу, в профессиональной и личностной самореализации.

Переход к междисциплинарной деятельности команды специалистов на уровне училища имеет важное значение для своевременного принятия ряда мер, адекватных состоянию ребёнка, а также позволяет создать дополнительные психолого-педагогические условия для кадет с риском девиант-

Рис. 3. Группа особого внимания

ного поведения, соматическим здоровьем. В училище внедрены 2 вида программ ППС: психолого-педагогические и комплексные. Особенность комплексных программ в том, что в сопровождении участвуют не только психологи и педагоги, но и медицинские работники.

В практике педагога-психолога для мирного урегулирования спорных вопросов среди кадет применяются восстановительные технологии, медиации.

Согласованная работа всех специалистов сопровождения дала возможность раскрыть потенциал слабоуспевающих кадет, помогла справиться с трудностями адаптации, улучшить качество образования и исключить поведенческие риски у данных кадет. Мы наблюдаем, что к 9 классу в развитии дети выравниваются.

Систематический всеучи-лищный мониторинг позволяет своевременно управлять качеством образования и воспитания, выявить наличие психологических угроз, чтобы устранить их.

Психологические мониторинги проводятся ежемесячно и ежегодно:

- изучение безопасности образовательной среды;

- мониторинг актуального психического состояния кадет;

- изучение проявления экстремистских настроений кадет;

- изучение интересов, мотивации и склонностей кадет к эффективному освоению различных видов деятельности;

Это нам позволяет эффективно справляться с проблемными вопросами, которые возникают в процессе обучения и воспитания, например,

- возрастные кризисы;

- трудности в поведении;

- снижение мотивации к обучению;

- вопросы самоопределения и профессиональной ориентации.

Мониторинг актуального психического состояния позволяет

нам своевременно выявить детей, которые нуждаются в психолого-педагогической поддержке. Мониторинги позволяют выявить детей:

- с благоприятным сочетанием риска и защиты. Целью работы с такими детьми является ориентация кадет на саморазвитие;

- с риском неадаптивного поведения работа направлена на повышение факторов защиты;

- с актуализацией факторов риска - на снижение факторов риска.

Сбор и анализ данных мониторинга, коррекция негативных, набирающих обороты тенденций, опора на сильные стороны личности кадета проводятся без включения данных ребят в работу консилиума. Наблюдение за динамикой психического здоровья, повторное тестирование, оценка результатов позволяют спланировать и удерживать хорошую работоспособность кадет, развивать их рефлексивные способности, содействовать в повышении качества образования.

Организация безопасности образовательной среды предусматривает активную работу с родителями. Кызылское президентское кадетское училище имеет хороший опыт дистанционной работы с родителями, в том числе по вопросам родительского просвещения. В начале этого года в училище организован онлайн-марафон для

родителей. Он помог повысить психолого-педагогические компетенции законных представителей, снизить напряжение, а в некоторых случаях сформировать адекватное представление об условиях и качестве образовательной среды училища. Родители получили памятки, участвовали в создании проектов, а также сдавали зачёты, решали психолого-педагогические задачки. Определённо это позволило улучшить диалог родителей с детьми, сотрудниками училища, скорректировать воспитательные подходы.

Психологическая служба проводила работу по повышению психологической грамотности сотрудников в рамках методических объединений воспитателей, а также работала на профилактику эмоционального выгорания педагогического коллектива, просвещения по проблемам буллинга и кибербуллинга. В рамках Школы психологического здоровья сотрудников организована помощь в выработке необходимых профессиональных качеств, умений и навыков, направленных на сохранение эмоциональных резервов и повышение профессионализма: коллеги обучаются приёмам самодиагностики, специальным упражнениям на снятие напряжения, самоанализу. Это помогает педагогу взглянуть на себя по-другому, а также укрепить своё психологическое здоровье в целом.

Рис. 4. Схема работы с детьми повышенного внимания

С этого учебного года в Кызыл-ском президентском кадетском училище реализуется программа психологического марафона «Счастливый педагог - счастливый и успешный кадет» как новая форма психолого-педагогического просвещения преподавателей и воспитателей. В режиме онлайн взаимодействия организовано обучение психологическим практикам, здоровьесберегающим технологиям, которые незамедлительно применялись преподавателями и воспитателями с кадетами. В этом вы видим главную задачу педагога-психолога: показать возможность применения психологических приёмов в педагогической практике.

Для коллег подготовлены методические разработки, где отражены ключевые темы, такие, как адаптация кадет, повышение учебной мотивации, помощь в профессиональной ориентации. Данные работы опубликованы в республиканских методических журналах, а также изданы два сборника методических разработок к 5-летию училища.

В этом году организована работа по психологическому сопровождению кадет в кризисной ситуации, запланированы обучающие семинары с психологами МЧС России по Республике Тыва по выявлению негативных социально-психологических механизмов (психическое заражение, паника, слухи) и управление ими с целью их нейтрализации. Используются практики дебрифинга «Стресс критических ситуаций» для отреа-

гирования, переработки и минимизации последствий чрезвычайных и экстремальных ситуаций.

В завершение хочу отметить, что наша общая работа по психологическому благополучию кадет решает важную государственную задачу, поставленную перед училищем, - ежегодно высокий процент поступления наших кадет в военные вузы России. В настоящее время мы работаем над обобщением полученного в данном направлении опыта.

Таким образом, психологическая служба органично интегрировалась в систему кадетского образования. На сегодня сохраняется очень высокий процент психологической защищённости кадет Кызылского ПКУ по данным психологических мониторингов. В данной ситуации не будет преувеличением поставить ближайшую задачу: сформировать профессиональное методическое объединение педагогов-психологов кадетского образования Республики Тыва, создать учебно-методический комплекс психолого-педагогического сопровождения образовательно-воспитательного процесса через систематическую работу объединения с перспективой создания федеральной площадки для начального профессионального военного образования, которая объединила бы суворовские военные училища и кадетские училища и корпуса Министерства обороны Российской Федерации.

Считаем также, что чёткий механизм централизованного повы-

шения квалификации психологов довузовских общеобразовательных учреждений Министерства обороны РФ качественно поднимет уровень психолого-педагогического сопровождения кадет и, соответственно, психологической безопасности образовательного учреждения. К сожалению, в ряде случаев деятельность психологов зависит от субъективного понимания непосредственными руководителями учебного и воспитательного отделов некоторых вопросов психологической службы. В этом случае целевое обеспечение автоматизированными рабочими местами «Военный психолог» психологических служб довузовских образовательных учреждений существенно усовершенствовало бы нашу работу. Несмотря на объективные трудности, педагоги-психологи работают, отдают свои силы, не боятся тратить энергию, вселяют надежду в сердца, питают умы ради нашего общего будущего.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баева, И.А., Бурмистро-ва, Е.В., Лактионова, Е.Б., Рассоха, Н.Г. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении / под. ред. И.А. Баевой.- СПб.: Речь, 2006. 288 с.

2. Ондар, Л.М., Полякова, В.В. Организация и опыт работы Психологической службы Кызылского президентского кадетского училища // Башкы, 2019. № 3 (121). С. 81-84.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.