УДК 340
О.А. Кузнецова
БЕЗНАДЗОРНОСТЬ - ПЕРВЫЙ ШАГ В БЕСПРИЗОРНОСТИ
Ученые и практики встревожены ростом количества безнадзорных детей (по разным статистическим данным количество безнадзорных детей в Российской Федерации от 2 до 5 млн.), распространением психических и иных форм отклоняющегося поведения и развития. Контингент безнадзорных детей складывается из тех, кто лишен необходимого присмотра, должного внимания, заботы со стороны семьи, либо детей, имеющих определенные отклонения, побуждающие их к бродяжничеству. Значительную часть безнадзорных детей составляют подростки, отличающиеся девиантным поведением, употреблением алкоголя, наркотиков, совершающие правонарушения. Безнадзорность подростков является первым шагом к беспризорности, нарушению нормального процесса их социализации. Подростковая безнадзорность стала одной из серьезных социально-педагогических проблем семьи и общества.
Ключевые слова: семья, воспитание, безнадзорность, социальные проблемы, беспризорность, давиантное поведение.
Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» дает определение понятий «безнадзорный», «беспризорный»[1]. Под безнадзорным понимается несовершеннолетний, контроль, за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц. Безнадзорный ребенок (подросток), в отличие от беспризорного, как правило, живет с родителями, сохраняет связи с семьей, но лишен любви, внимания, понимания, влияния, контроля близких ему людей.
Однако, по-видимому, есть условия, в которых повышается риск того, что семья не будет справляться с функциями заботы о новом поколении и управление их нравственным, эмоциональном, интеллектуальным и физическим развитием, в число таких условий входят следующие: 1. Социальные системы, разрушающие привычные условия существования и социального взаимодействия (миграция, безработица, военные конфликты). 2. Особая структура семьи (неполные семьи, семья с приемными родителями), как правило, в сочетании с бедностью, повышает риск открытой агрессии по отношению к детям или их заброшенности. 3. Представления о родительских функциях, как о жестком контроле над ребенком и неумении воспринимать его как личность со своими особыми переживаниями и потребностями. 4. Высокая степень изолированности семьи от общества, закрытость ее для контроля или вмешательства со стороны органов социальной защиты и правопорядка, понижающая возможности интервенции. 5. Низкая ценность родительского вклада в ребенка в главе общества, не мобилизованность общественного мнения на предотвращение детской заброшенности и насилия. 6. Неэффективная деятельность государственных социальных контрольных институтов (полиции, органов юстиции, школы, системы медицинского контроля, социальной защиты) [2].
Раскрывая эти факторы, необходимо, на наш взгляд, главным образом остановиться на семье - как на источнике детской безнадзорности [3]. Обратить внимание на проблемы взаимоотношений родителей и детей, на невыполнение родительскими семьями своих функций - как немаловажный фактор возникновения безнадзорности. Современная наука рассматривает семью двояко: как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между
© Кузнецова О.А., 2014.
родителями и детьми, и как малую группу, члены которой связаны между собой родственными связями, брачными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью.
На ранних стадиях развития, под влиянием неблагоприятных, иногда случайных, подчас кажущимися малозначительными факторов, возникает и неблагоприятное для дальнейшего развития психологическое новообразование [4], которое впоследствии может привести к безнадзорности несовершеннолетнего подростка. Анализ условий и механизмов возникновения и развития неблагоприятных личностных качеств, детерминирующих отклоняющее поведение подростков, выявляет, по определению целого ряда авторов, поразительное сходство социально-психологических условий жизни в родительской семье.
Для современной семьи особенное значение имеет сфера межличностных взаимоотношений. Независимо от того, идет ли речь о способах решения экономических, хозяйственных, воспитательных задач, все как бы сходится и аккумулируется в характере отношений супругов друг с другом и родителей с детьми [5]. Косвенно об этом свидетельствует статистика разводов, а также утверждения о том, что психологические напряжения, возникающие в семье, лишают родителей способности управлять процессом воспитания и прививать детям положительные качества, что в свою очередь, подготавливает почву для безнадзорности.
Неблагоприятные черты личности возникают при недостатке любви, когда создается некий эмоциональный вакуум, дети не испытывают ласки, не включаются в теплые эмоциональные отношения, не получают необходимого для них «витамина» положительных эмоций, словом, лишены прочного фундамента неизменной родительской привязанности.
В основу развития отношений в семье в сторону конфликта, накладывают неизгладимый отпечаток на весь семейный уклад, а главное, на развитие безнадзорного поведения детей, лежит и личностный субъективный - «родительский» и даже собственно «детский» фактор, черты и свойства характера членов семейного сообщества в целом, они обуславливают выбор тех способов поведения в семье, которые направлены на поддержание и эскалацию конфликта [6].
Детская безнадзорность одна из наиболее значительных проблем, характеризующих неблагополучия в российском обществе. Сегодня, появилась значительная по масштабам категория детей и подростков, у которых уже атрофированы или разрушаются связи с семьей [7].
Не случайно в фольклоре всех цивилизованных стран популярные пословицы и поговорки о семье, смысл сводится к тому, что отсутствие семейного, домашнего воспитания не может быть компенсировано ни каким воспитанием.
Увы, российская семья как социальный институт переживает сегодня не лучшие времена, престиж семьи катастрофически падает. Незащищенная, не имеющая экономических и нравственных тылов семья - это одно из самых уязвимых мест нашего общества, его «ахелесова пята». Эта категория детей требует повышенного внимания и оказания экстренной помощи. Социальное и психологическое развитие таких детей деформировано. Для них характерны низкая степень социальной адаптации, искажение ценностной ориентации, мотивов поведения, что зачастую является основой для развития социального инфантилизма и иждивенчества [8].
Выяснение причин безнадзорности показало следующую картину. Практически каждый третий ребенок бежит из-за жестокого с ним обращения. В особенно тяжелом положении оказываются дети, живущие в семье с отчимом. Часто они уходят из дома, чтобы выразить протест своей матери против появления отчима. Достаточно большую группу безнадзорных детей составляют дети из семей, где родители алкоголики, причем это не единственная причина, обычно ей сопутствуют конфликтные отношения с родителями, учителями, сверстниками [9]. Анализ полового состава безнадзорных детей показывали, что в нем преобладают мальчики, их доля = 78.6 %, девочки составляют 21.4%. Особенно тяжело приходится девочкам. Вероятность того, что убежавшая из дома девочка будет втянута окружающими в раннюю половую жизнь, очень велика, почти все ее воспитанницы в прошлом подвергались изнасилованиям.
Без участия и поддержки семьи личностное и социальное развитие детей задерживается, что заранее предполагает трудности их взрослого существования. Никаких перспектив личного и социального характера перед ними не открывается. Безнадзорные дети обычно плохо учатся. Они плохо читают, не умеют считать. Почти 50% детей учиться им не интересно.
В ходе исследования изучим следующие группы подростков, склонных к безнадзорности
[3].
Первая группа - «благополучные» подростки, живущие непосредственно в семьях, но лишенные внимания, любви, надзора близких им людей (родителей, учителей, родственников и т.д.). Равнодушие семьи к судьбе своего ребенка, пренебрежение его интересами приводит к разрыву отношений подростка с семьей, создавая тем самым, условия для его психической и нравственной депривации. Среди «благополучных» подростков, относящихся к безнадзорным условно можно выделить две подгруппы: 1) одаренные подростки, не получившие признание в семье и нуждающиеся в этом; 2) нормальные подростки, контроль за поведением, времяпрепровождением, учебной деятельностью, кругом общения которых осуществляется родителями и (или) замещающими их лицами слабо или вовсе отсутствует.
Вторая группа - «проблемные» подростки. К ней можно отнести подростков, равнодушно относящихся к учебе и школе, для которых характерны периодические нарушения дисциплины (прогулы, драки), у которых проявляются такие отрицательные качества личности, как: грубость, лживость, нечестность и т.д. Ко второй группе следует отнести следующие подгруппы: 1) подростки, имеющие какие-либо проблемы, мешающие им и их окружению в самореализации: из семей «группы риска»; имеющие проблемы во взаимоотношениях с родителями; имеющие проблемы во взаимоотношениях с учителями; имеющие проблемы во взаимоотношениях со сверстниками; 2) подростки, относящиеся к категории с особыми нуждами: подростки-инвалиды, имеющие различные дефекты от рождения (хромота, глухота и др.);
Третья группа - «педагогически запущенные» подростки. «Педагогически запущенный» это - подросток, который не получил (недостаточно получил) соответствующего его возрасту развития, воспитания и обучения со стороны родителей и (или) лиц их замещающих, других воспитателей. Выделяют следующие основные подгруппы «педагогически запущенных» подростков: 1) запущенные в развитии; 2) запущенные в воспитании, 3) запущенные в обучении, комплексная запущенность.
Четвертая группа - подростки, склонные к девиации (правонарушениям). Под девиацией понимается поведение подростка, не соответствующее принятым в обществе нормам и ролевым предназначениям. В эту группу входят три подгруппы: 1) подростки с девиантным поведением; 2) подростки с делинквентным поведением; 3) подростки с аддиктивным поведением.
Представленная классификация свидетельствует о том, что в целом причиной подростковой безнадзорности выступают социально-педагогические факторы (ослабление социальной роли семьи как воспитателя, самоотстранение родителей от воспитания своих детей, ошибки школьного воспитания, негативное влияние окружающей среды, недостаточная развитость системы воспитательной работы с подростками и родителями по месту жительства и др.), что диктует необходимость совместной ее профилактики.
Во многих странах Евросоюза уже приняты законы, запрещающие любое телесное наказание, к которым относят в т. ч. шлепок или постановку ребенка в угол [10]. В Англии, например, родители не могут в наказание лишить детей карманных денег, поскольку законом предусмотрена некая сумма, которую они должны давать детям независимо от их поведения. Стараниями российских ювеналов теперь и в России граждан в судебном порядке отправляют на исправительные работы за «жестокое обращение с детьми» только за то, что, скажем, папа (цитируем одно из постановлений) «выражал словесно и жестами угрозы побоями» (т.е. говорил что-то вроде «Что, ремня захотел?»), когда он в очередной раз (после всевозможных предупреждений и уговоров «по-хорошему») вновь застал своего сорванца за таким «увлекательным» занятием, как выкручивание рук младшему братику. Безусловно, трудно отрицать необходимость профилактики насилия в отношении детей, которое в российских семьях, к сожалению, имеет место.
Для выявления кризисных семей и работы с ними нужна совместная деятельность всех органов власти и управления и всех учреждений и отраслей социальной сферы на территории (комиссий по делам несовершеннолетних, инспекций по делам несовершеннолетних, учреждений образования, здравоохранения, культуры, органов внутренних дел, прокуратуры, органов опеки и попечительства и др.). Не все семьи поддаются реабилитации [11].
В Российской Федерации объектами первичной работы являются дети и подростки, которые не были замечены в проявлении антиобщественных поступков, но пребывают долгое время в социально-опасном положении. Объектом вторичной профилактики являются беспризорные дети и подростки различного возраста, начиная с дошкольного и заканчивая юношеским. Работа в отношении таких детей нацелена на развитие форм общественного и государственного воздействии с целью коррекции поведения и социальной адаптации детей, находящихся в зоне социального риска. Работа с детской беспризорностью на третьем уровне осуществляется ис-правительно-воспитательными учреждениями, а также специализированными социально-реабилитационными учреждениями, которые играют решающую роль в предупреждении преступности.
В настоящее время сложилась определенная система коррекционно-реабилитационной работы с несовершеннолетними, находящимися в трудной жизненной ситуации. Эта система включает в себя различные государственные и общественные организации, которые в пределах своей компетенции осуществляют меры по ликвидации девиантного поведения среди несовершеннолетних [12].
Проблема беспризорности детей весьма сложная и многосторонняя, в связи, с чем ее решение займет длительный период и потребует объединения усилий всех общественных сил.
Библиографический список
I.Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: федеральный закон РФ от 24.06.1999 г. №120-ФЗ (ред.от 14.10.2014 г.)
2.Матвеев С.С. Изменение социобиотического потенциала населения в условиях современного российского общества / Автореф. дис. канд. соц. наук. Уфа, 2012. 22 с.
3.Ткач Н. «Детская безнадзорность и беспризорность как один из факторов национальной безопасности России»: В Совете Федерации // Социальное обеспечение. 2002. - № 1. - С. 18-23.
4.Врацкая В.П. Воспитание родителей приоритетная задача современного общества, pn.pglu.ru
5.Седова Н.Е. Характеристика современной семьи и её задачи в поликультурном пространстве, pn.pglu.ru
6.Муякина Е.А., Максименко H.A. Негативные факторы формирования личности в семье, pn.pglu.ru
7.Терехина В.В. Безнадзорным детям особое внимание // Социальное обеспечение. 2011. N 5. С. 18
- 22
8.Хадикова З.И. Вопросы семьи и семейного воспитания, pn.pglu.ru
9. Ануфриева Г.А. О проблеме жестокости и насилия в семье / Благополучие молодой семьи: опыт, проблемы и перспективы: сб. тезисов. — Уфа: БГПУ, 2010.-196 с.
10.Хоменко И.А. Проблема ответственного родительства в современной России, pn.pglu.ru
II.Иванова Т.К. Неблагополучная семья как основной фактор, определяющий противоправное поведение несовершеннолетних // Вестник МВД России. 2009. - № 5. - С. 15 - 20.
12.Наркомания и алкоголизм: новый взгляд на проблему. www. nary shkin .spb.ru
КУЗНЕЦОВА Ольга Александровна - магистрант юридического факультета, Современная гуманитарная академия.