Дети в группе риска
В.Г. Пичугин
ДЕТСКАЯ БЕСПРИЗОРНОСТЬ
И БЕЗНАДЗОРНОСТЬ: СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ
Рассмотрено соотношение понятий «беспризорность» и «безнадзорность», что обусловлено исследованием этого феномена различными областями науки. Соответственно разные подходы к изучению беспризорности и безнадзорности подростков не способствуют созданию целостной картины явления. Обосновывается необходимость проблематизации этих понятий в рамках новых подходов к их изучению.
Ключевые слова: беспризорность, безнадзорность.
По данным Министерства труда и социального развития Российской Федерации, в 1999 г. было зарегистрировано свыше 600 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2000 г. 630 тыс., в 2001 г. свыше 650 тыс., в 2002 г. свыше 1 млн детей, оставшихся без попечения родителей. Многие источники приводят данные о количестве беспризорных и безнадзорных детей, их количество колеблется от 2 до 4 млн, к сожалению, официальная статистика не централизирована, разные министерства и ведомства пользуются собственными методами учета безнадзорных и беспризорных детей, поэтому единого достоверного показателя нет.
С одной стороны, государство принимает законы и программы, направленные на решение проблемы безнадзорности и беспризорности, например указ Президента РФ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав», программа «Дети России» и др. (более 250), федеральные законы, постановления Правительства РФ.
С другой стороны, несмотря на предпринимаемые усилия, количество беспризорных и безнадзорных детей не уменьшается, соответственно растет уровень преступности среди несовершеннолетних, становится больше детей-наркоманов и алкоголиков.
© Пичугин В.Г., 2009
Беспризорность и безнадзорность как некий феномен является объектом исследования многих направлений и областей науки. Данное обстоятельство обусловлено сложностью самого явления, требующего межпредметного подхода к нему, сочетания научного, аксиологического, нормативного, этологического и других уровней его анализа. Это диктуется и многосубъектностью той среды, в которой совершается процесс формирования беспризорности и безнадзорности, регулирования отношений в ней и по отношению к ней. Сегодня психологические проблемы беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних требуют целенаправленного изменения ситуации посредством конкретного анализа реальных причин, выявления тенденций, динамики и других факторов, выражающих ее психологическую сущность.
В чем же заключается психологическая сущность явления беспризорности и безнадзорности, какова их специфика и роль? Прежде чем ответить на этот вопрос, на наш взгляд, следует дать определение беспризорности и безнадзорности вообще.
В законодательстве о семье, в законодательстве по охране прав и законных интересов детей и в научной литературе широкое распространение получил термин «дети, лишенные родительского попечения». В этой связи понятия «безнадзорность» и «беспризорность» часто стали употребляться как чуть ли не равнозначные, в силу чего явление беспризорности в течение последних десятилетий перестали изучать не только психологи и педагоги, но и правоохранительные органы. В научной литературе достаточно долгое время исследователи анализировали такое явление, как безнадзорность, только ее рассматривали в качестве одной из наиболее значимых причин совершения подростками противоправных действий1.
В Федеральном законе от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» впервые официально даны определения понятий «безнадзорность» и «беспризорность» как различных явлений, однако далее в тексте данного закона каких-либо реальных различий по этим понятиям не прослеживается. Отсюда сложности в определении способов профилактики именно беспризорности, которая представляет, на наш взгляд, наиболее высокую степень социальной опасности для несовершеннолетних и для всего общества2. В названном законе приводятся следующие определения указанных понятий: «безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных
В.Г. Пичугин
представителей, либо должностных лиц»; «беспризорный -безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания».
Таким образом, по смыслу данного Федерального закона, «беспризорный» - это тот же безнадзорный, но находящийся в наиболее сложной жизненной ситуации ввиду отсутствия у него места жительства. Говоря о несовпадении терминов «беспризорность» и «безнадзорность», следует учитывать, что безнадзорность в основном определяется с помощью рамок педагогики. Ее сущностные признаки, в частности, входят в предмет педагогической науки, обращающей внимание на надзор за несовершеннолетним, который не сводится к контролю за его поведением, времяпрепровождением, а состоит в поддержании, сохранении внутренней духовной связи с ребенком, подростком, такой связи, которая позволяет сохранять даже на расстоянии контакт родителей и заменяющих их лиц со своим воспитанником. Отсутствие такого надзора чревато всякого рода неприятностями, иногда небезобидными, даже трагическими, когда возникают проблемы правового характера, в том числе связанные с детской беспризорностью3.
Между безнадзорностью и беспризорностью, разумеется, существует прочная связь. Безнадзорность служит благоприятной почвой для беспризорности. В свое время П.И. Люблинский, исследуя феномен беспризорности, указывал, что она, как длительный недуг, проходит через несколько стадий, или фаз, своего развития. Начальную фазу этой «болезни» как раз и составляет безнадзорность, а окончательной, уже крайне запущенной, находящейся на грани необратимости становится беспризорность как таковая, определяющая положение самого несовершеннолетнего, его своеобразный социально-психологический статус, который он обретает по собственному желанию или в силу стечения каких-либо обстоятельств. Среди них главенствует безнадзорность, то есть отсутствие надзора (контроля) со стороны родителей либо заменяющих их лиц4.
Безнадзорный ребенок в отличие от беспризорного живет с родителями, сохраняет связи с семьей, у него есть эмоциональная привязанность к кому-либо из членов семьи, но связи эти хрупки и находятся под угрозой атрофии и разрушения. Предоставленные самим себе, дети перестают учиться, свободное время проводят на улице, отличаются бесцельным времяпрепровождением. Безнадзорность нередко является первым шагом к беспризорности, социальной дезадаптации, разрушению нормального процесса социализации.
Важно заметить, что и беспризорность и безнадзорность нельзя называть асоциальным явлением в строгом смысле слова, посколь-
ку они имеют общественные корни, социально детерминированы, а сами беспризорные и безнадзорные составляют определенные группы несовершеннолетних со свойственными им ценностями, нормами, правилами взаимоотношений и психологическими особенностями. По этой же причине они не вписываются в понятие ненормативного поведения. В их среде действует определенный комплекс официальных и неофициальных, легитимных и нелигитим-ных норм, позволяющий им функционировать и воспроизводиться как социальной группе, ячейке. Подобным образом весьма проблематично рассматривать детскую беспризорность с позиций лишь девиантного поведения.
Именно вследствие вышесказанного беспризорные и безнадзорные несовершеннолетние сегодня составляют особую, остропроблемную группу в системе социализации и психологической адаптации человека в рамках государственной системы.
Таким образом, современное представление о детской беспризорности и безнадзорности требует не только изменения подходов к их изучению на основе усиления системного подхода. Требуется коренная реконструкция представлений о модели поведения подростков, что, вероятно, связано и с пересмотром существующих базовых исследовательских подходов в социальной педагогике и педагогической психологии.
Примечания
1 Озеров В.А. Детская беспризорность и безнадзорность как один из факторов угрозы национальной безопасности России // Право и образование. 2002. № 1.
2 Федеральный закон Российской Федерации от 24.06.99 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». С. 1.
3 Кривоносов А.Н. Правовые и организационные основы профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних органами внутренних дел. Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 18.
4 Люблинский П.И. Борьба с преступностью в детском и юношеском возрасте (Социально-правовые очерки). М., 1959. С. 95.