Научная статья на тему 'Социально-педагогическая профилактика бродяжничества и беспризорности'

Социально-педагогическая профилактика бродяжничества и беспризорности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5550
887
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕСПРИЗОРНОСТЬ / БЕЗНАДЗОРНОСТЬ / БРОДЯЖНИЧЕСТВО / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ДРОМОМАНИЯ / ПРОФИЛАКТИКА / CHILD NEGLECT / HOMELESSNESS / VAGRANCY / MALADJUSTMENT / DEVIANT BEHAVIOR / PREVENTIVE MAINTENANCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Костюнина Надежда Юрьевна

Раскрываются сущность, основные причины дромомании (бродяжничества). Описываются характерные черты и особенности безнадзорных подростков. Также рассматривается система профилактических мер по предотвращению безнадзорности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Костюнина Надежда Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PEDAGOGIC PREVENTION OF VAGRANCY AND HOMELESSNESS

The article reveals the essence and the main reasons for vagrancy. Characteristic features and neglected children's peculiarities are defined. The system of preventive measures averting child neglect is also taken up in the article.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогическая профилактика бродяжничества и беспризорности»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 34 (325).

Образование и здравоохранение. Вып. 2. С. 41-44.

Н. Ю. Костюнина

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА БРОДЯЖНИЧЕСТВА И БЕСПРИЗОРНОСТИ

Раскрываются сущность, основные причины дромомании (бродяжничества). Описываются характерные черты и особенности безнадзорных подростков. Также рассматривается система профилактических мер по предотвращению безнадзорности.

Ключевые слова: беспризорность, безнадзорность, бродяжничество, дезадаптация, девиантное поведение, дромомания, профилактика.

Особую актуальность проблема предотвращения бродяжничества и беспризорности подростков и молодёжи приобретает в связи с востребованностью идей социальной педагогики и необходимостью организации социальной работы в различных социумах как личностной помощи людям. Повышенного внимания требует к себе задача создания условий для самореализации личности, побуждений человека к активизации личностных ресурсов и самопомощи в преодолении жизненных критических ситуаций и профилактике подобных девиаций.

О серьёзной социальной напряжённости в России свидетельствуют следующие факты. Растёт преступность среди подростков и молодёжи (ежегодно совершается более 2 млн преступлений). Примерно треть виновных в грабежах, кражах и изнасилованиях — подростки. Увеличивается количество беспризорных детей, доля неполных семей достигает 15 % по стране. Социальное неблагополучие семей стало причиной участившегося жестокого обращения с детьми, психологических стрессов, психических заболеваний, побегов из дома, самоубийств.

В решении Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ от 7 июля 1998 г. генезис детской беспризорности и безнадзорности определён следующим образом: «Детская безнадзорность и беспризорность — следствие современной социально-экономической и духовно-нравственной ситуации в России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, дистанцированием школы от детей с трудной судьбой, криминализацией среды».

Специалисты, занимающиеся проблемами предотвращения подобных девиаций, многие годы ищут ответы на ряд вопросов. Каковы факторы, мотивы и ингибиторы поведения беспризорников? Что заставляет человека вновь и вновь при-

чинять вред себе и окружающим? Каковы инновационные социально-педагогические технологии в области прогнозирования патологического поведения подростков? Каково содержание эффективных программ помощи молодым лицам по преодолению кризисных состояний и профилактике девиантного поведения, в частности бродяжничества и беспризорности.

Бродяжничество однозначно определяется многими современными учёными (Н. Ф. Ди-вицына, В. Г. Казанская, Т. И. Шульга и др.) как форма девиантного поведения подростков в результате социально-психологической дезадаптации личности. В настоящее время для определения бродяжничества используется термин «дромомания». В историческом словаре даётся определение понятию «дромомания» как непреодолимое стремление к бродяжничеству, перемене мест, бесцельному блужданию. В энциклопедии находим следующее определение дромомании — импульсивное влечение к перемене мест. В медицинском словаре дромомания трактуется как расстройство психики, различного происхождения, проявляющееся побегами из дома и школы. Развивается оно в сочетании с другими нарушениями влечений, обычно это последствие ушибов головы, сотрясений мозга, воспалительных заболеваний головного мозга, особенно если эти расстройства возникли в подростковом периоде. При дромомании, то есть влечении к бродяжничеству, у человека периодически возникает беспокойное состояние, на фоне которого проявляется неудержимое влечение к перемене мест. Данное поведение, несомненно, препятствует включению в общество, усвоению общественных норм и ценностей, правил поведения, затрудняет личностное развитие и возникает главным образом вследствие педагогической запущенности, отсутствия правильного воспитания, внимательного и чуткого отношения к ребёнку.

Согласно Федеральному закону «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» констатируется, что «безнадзорный — это несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей...» [2]. Беспризорные дети не имеют родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных знаний, необходимого ухода, систематического обучения и развивающего воспитания.

Формирование склонности к бродяжничеству определяется индивидуальными особенностями личности и факторами микросоциума. Назовём основные причины бродяжничества: кризисные явления в семье; асоциальный образ жизни ряда родителей; падение жизненного и культур -ного уровня населения; ухудшение условий содержания детей в семьях; распространение жестокого обращения с детьми в семьях; коммерциализация сферы образования и культуры; психические болезни, родовые травмы, врождённые и наследственные болезни и травмы головного мозга. Подобной точки зрения придерживается и большинство правоведов. Автор А. М. Нечаева [4], раскрывая причины бродяжничества и беспризорности, указывает на провоцирующие их факторы: экономический кризис; безработица; обнищание широких слоёв населения, живущих за чертой бедности; повсеместное ослабление семейных устоев; утрата старшим и младшим поколениями моральных ценностей; пьянство и алкоголизм, наркомания; распространение среди детей и взрослых психических заболеваний. Так, Е. Г. Слуцкий выделяет три основные категории причин развития детской безнадзорности и беспризорности: социально-экономические, социально-психологические и медико-психологические [4]. К социально-экономическим автор относит факторы, длительно нарушающие трудовой уклад жизни и деформирующие быт людей (экономический кризис, безработица, голод, эпидемии, интенсивные миграционные процессы в связи с военными конфликтами или природными катаклизмами). Социально-психологические причины, по мнению автора, связаны с кризисом семьи, увеличением разводов, с утерей одного из родителей, опекунством, ухудшением климата в семье, грубым обращением с детьми, физиче-

скими наказаниями, а порой и сексуальными домогательствами со стороны взрослых. Медико-психологические причины с увеличением числа детей, имеющих выраженные психофизические аномалии, черты асоциального поведения (наличие генетической предрасположенности). Согласно данным, приведённым в его работе, среди подрастающего поколения такие дети составляют 3-5 %. Несомненно, уходы из дома являются следствием социальной дезадаптации детей и подростков. По мнению Н. Ф. Сморгуновой, следует выделить следующие виды уходов из дома: побеги как следствие недостаточного надзора, в целях развлечения и удовольствия; побеги как реакция протеста на чрезмерные требования или на недостаточное внимание со стороны близких; побеги как реакция тревоги из страха наказания у робких и забитых; «специфически-пубертатный побег» вследствие фантазёрства и мечтательности [6].

Для более глубокого исследования нами были рассмотрены и проанализированы характеристики этапов побегов из дома. Первый этап характеризуется кратковременностью. Начало уходов из дома — реакция подростка на внешний раздражитель: ссоры родителей, конфликт с родителями; физическое или психические наказание; конфликты с учителем, с одноклассниками. Второй этап — побеги более длительные, привычные, фиксированные. Мотивы не сразу понятны, не всегда объяснимы. Уходы учащаются, возникают по незначительному поводу. Третий этап — истинно патологический. Уходы и бродяжничество непреодолимы, импульсивны, подросток не в силах им противостоять.

Оказываясь вне дома, подросток вынужден адаптироваться к вновь обретённой среде обитания — улице. «Мир улицы» — это образ жизнедеятельности лиц, объединившихся в группы и придерживающихся определённых законов и традиций. Такие группы чаще являются асоциальными, характеризуются размытостью моральных норм, жестокостью, утратой общечеловеческих качеств — жалости, сострадания, отсутствием запретов на любую, в том числе и интимную информацию, половой распущенностью, низким уровнем развития. Несовершеннолетние дети, долгое время ведущие асоциальный образ жизни, вырабатывают свою философию жизни, специфически усваивая многие нравственные понятия, например, такие как верность, честь, долг, совесть и др. Культура беспризорников (дромо-

Социально-педагогическая профилактика бродяжничества и беспризорности

43

манов) непосредственно связана с присущей им поисковой активностью в социальной жизни. При этом значительными являются такие особенности личности этих подростков, как неумение общаться с людьми, отчуждённость; нарушение в развитии чувств, не позволяющих понимать других, принимать их; слабо развитое чувство ответственности за свои поступки, безразличие к судьбам других; неуверенность в себе, низкая самооценка.

Изучив сущность и причины дромомании, необходимо выделить направления профилактики безнадзорности подростков.

Так как главной причиной детской безнадзорности является семейное неблагополучие, социальным педагогам и психологам необходимо проводить эффективную работу по предупреждению и преодолению бродяжничества и беспризорности подростков в коррекции общения и взаимоотношений в семьях.

В практике работы социального педагога различные социально-педагогические технологии воздействия на родителей, на характер внутрисемейных отношений. Эти воздействия могут иметь как прямой, непосредственный, так и косвенный, опосредованный характер.

Прямой путь коррекционного воздействия на семейное общение, на его содержательную сторону возможен при «тесном» взаимопонимании родителей и учителей. Если семья верит в авторитет школы, стремится к развитию семейных взаимоотношений, то родители обращаются за помощью к педагогам, участвуют в различных общественно-педагогических мероприятиях, посещают лекции, беседы, консультации в рамках педагогического всеобуча. Косвенное воздействие оказывается на характер взаимоотношений в педагогически несостоятельных или пассивных семьях, на содержание общения подростков «группы риска». Опосредованное воздействие осуществляется также при совместной деятельности детей и родителей по месту жительства, при проведении индивидуально-групповых форм педагогического воздействия (собрания, всеобу-чи, консультации, социально-педагогическое сопровождение...).

Социальная профилактика — это научно обоснованное и своевременно предпринимаемое воздействие на социальный объект с целью сохранения его функционального состояния и предотвращения возможных негативных процессов в его жизнедеятельности. Эффективность её осу-

ществления во многом определяется профессионализмом субъекта воздействия и комплексным характером профилактического применения. Действенными мерами профилактики безнадзорности несовершеннолетних являются развитие организационных форм поведения летнего отдыха, трудоустройство на условиях временной занятости подростков. Основное звено системы профилактики безнадзорности — развитие сети учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

Материалы и методы исследования. В рамках профилактики бродяжничества и беспризорности группой студентов четвёртого курса (направление «Социальная педагогика») Института педагогики и психологии Казанского федерального университета (под руководством доцента кафедры общей и социальной педагогики, канд. пед. наук Н. Ю. Костюниной) было проведено пилотажное исследование по диагностике социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда и разработана профилактическая программа с целью психологической и социальной адаптации, гармонизации эмоциональной сферы личности подростков, повышения личностного статуса школьников, а также повышения родительской компетенции, налаживания отношений в системе «родитель — подросток». Программа была реализована на базе Апастовской общеобразовательной школы № 1 Республики Татарстан. Она имеет пять блоков, три из которых — основные: эмоциональный блок, нацеленный на изменение сложившегося положительного отношения у подростков к бродяжничеству на отрицательное. Изменившееся отношение у подростка нужно закрепить в поведении. На это направлен поведенческий блок. Его цель: блокировать «подпитку» отрицательного опыта в поведении и сформировать иные поведенческие формы. После того как опыт «взорван», изменены формы поведения, появляется возможность обратиться к личности подростка, его самосознанию, самооценке и через стимуляцию самовоспитания к самосовершенствованию личности. Это когнитивный блок, целью которого является раскрытие нравственных аспектов подростка.

Результаты исследования и их обсуждение. Реализация профилактических мер осуществлялась через систему методов: профилактическую информационно-консультационную беседу; системное наблюдение; лектории, практикумы, тренинги; метод поддержки и стимулирова-

ния новых навыков и моделей поведения; метод заблаговременной нейтрализации конфликтной ситуации; метод профилактического вмешательства, а также туристические походы, которые мы проводили совместно с родителями подростков. После профилактических мероприятий была проведена повторная диагностика, все изучаемые показатели социально-психологической адаптации подростков, склонных к бродяжничеству, по окончании эксперимента значительно изменились. Для определения достоверности различий средних значений измеряемых показателей мы использовали метод Стьюдента для зависимых выборок. После проведения формирующего эксперимента по ¿-критерию Стьюдента мы получили: различия между средними значениями адаптации до эксперимента и после его проведения — достоверны, так как ¿эмп > ¿кр (эмп= 18Д9) при р = 0,01; различия между средними значениями эмоционального комфорта до эксперимента и после его проведения — достоверны, так как

¿эмп > ¿кр (эмп= 7,92) при р = 0,01 различия между средними значениями адаптации до эксперимента и после его проведения — достоверны,

так как ¿эмп > ¿кр (¿эмп= 18,19) при р = 0,01 (приведены некоторые показатели по отдельным шкалам). Таким образом, анализируя и сопоставляя результаты констатирующего и контрольного этапов опытно-экспериментальной работы, мы сделали вывод, что опробованные нами формы и методы действительно являются эффективным средством профилактики склонности к бродяжничеству и беспризорности.

Выводы. Работа по профилактике безнадзорности и последующей социальной реабилитации подростков включает в себя:

1) развитие сети специализированных социально-педагогических учреждений для несовершеннолетних, которые обеспечивают содержание и осуществляют социальную реабилитацию безнадзорных, оказывают им помощь в трудоустройстве и возвращении в семью; разработку и

реализацию программ обучения с учётом дифференцированных подходов к состоянию здоровья и отклонениям в поведении;

2) оказание медицинской и психолого-педагогической помощи безнадзорным подросткам, находящимся в социально опасном положении;

3) выявление несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, и возвращение их в семью или направление в специализированное учреждение системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Список литературы

1. Беличева, С. А. Превентивная психология в подготовке социальных педагогов и психосоциальных работников : учеб. пособие / С. А. Беличева. СПб. : Питер, 2012.

2. Дивицына, Н. Ф. Социальная работа с детьми группы риска / Н. Ф. Дивицына. М. : Владос, 2008. 351 с.

3. Казанская, В. Подросток: социальная адаптация : кн. для психологов, педагогов и родителей / В. Казанская. СПб. : Питер, 2011.

4. Нечаева, А. М. Детская беспризорность — опасное социальное явление / А. М. Нечаева // Го -сударство и право. 2001. № 6. С. 58-64.

5. Слуцкий, Е. Г. Беспризорность в России: вновь грозная угроза / Е. Г. Слуцкий // Социал. исслед. 1998. № 3. С. 117-121.

6. Сморгунова, Н. Ф. Предупреждение беспризорности среди детей и подростков России (20-90-е гг. XX в.) : автореф. дис. ... канд. наук / Н. Ф. Сморгунова. М. : НИИ семьи и воспитания, 1998.

7. Фурманов, И. А. Психология депривирован-ного ребёнка : учеб. пособие для психологов и педагогов / И. А. Фурманов, Н. В. Фурманова. М. : Владос, 2010. 319 с.

8. Шульга, Т. И. Работа с неблагополучной семьёй : учеб. пособие / Т. И. Шульга. 2-е изд. М. : Дрофа, 2007. 254 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.