Научная статья на тему '«Безликая сила пола» или «Лик любви»? (любовь и смерть в рассказе И. А. Бунина «Сын»)'

«Безликая сила пола» или «Лик любви»? (любовь и смерть в рассказе И. А. Бунина «Сын») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1076
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕМА / THEME / ЛЮБОВЬ / LOVE / СМЕРТЬ / DEATH / ПРОЗА / PROSE / И.А. БУНИН / I.A. BUNIN / ЛЕЙТМОТИВ / KEYNOTE / СТИЛЬ / STYLE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Попова Ю. С.

В статье рассматриваются онтологические основы творчества И.А. Бунина любовь и смерть. Выявлены лейтмотивы, а также композиционные приемы, раскрывающие основную тему рассказа «Сын».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«IMPERSONAL FORCE OF GENDER» OR «FACE OF LOVE»? (LOVE AND DEATH IN THE I.A. BUNIN’S STORY «SON»)

The article discusses the ontological foundations of creativity I.A. Bunin love and death. Identified keynotes, as well as compositional methods, revealing the main theme of the story «The Son».

Текст научной работы на тему ««Безликая сила пола» или «Лик любви»? (любовь и смерть в рассказе И. А. Бунина «Сын»)»

УДК 821.161.1

Воронежский государственный

архитектурно-строительный

университет

канд. филол. наук, асс. кафедры русского языка и межкультурной коммуникации Попова Ю. С. Россия, г. Воронеж,

Voronezh State University of Architecture

and Civil Engineering

The chair of Russian language and cross-

cultural communication,

PhD, аssistant

Popova Y.S.

Russia, Voronezh,

тел. + 79202262368

+ 79202262368

e-mail: [email protected]

e-mail: [email protected]

Ю.С. Попова

«БЕЗЛИКАЯ СИЛА ПОЛА» ИЛИ «ЛИК ЛЮБВИ»? (ЛЮБОВЬ И СМЕРТЬ В РАССКАЗЕ И.А. БУНИНА «СЫН»)

В статье рассматриваются онтологические основы творчества И.А. Бунина - любовь и смерть. Выявлены лейтмотивы, а также композиционные приемы, раскрывающие основную тему рассказа «Сын».

Ключевые слова: тема, любовь, смерть, проза, И.А. Бунин, лейтмотив, стиль.

The article discusses the ontological foundations of creativity I.A. Bunin - love and death. Identified keynotes, as well as compositional methods, revealing the main theme of the story «The Son».

Keywords: theme, love, death, prose, I.A. Bunin, keynote, style.

Исследователями давно замечен особый интерес И.А. Бунина к коллизии «любовь и смерть» [4; 5; 6; 7; 8]. Любовь - это страсть, нет тихой любви. Она приводит человека на опасную черту, является в роковые минуты. Писатель отказывает ей в способности длиться - в семье, в браке, в буднях. Короткая, ослепительная вспышка приводит влюбленных к критической грани, за которой - гибель, самоубийство, небытие.

Герои И.А. Бунина, независимо от их индивидуальности, социального положения, живут в ожидании любви, ищут ее и, чаще всего, опаленные ею, гибнут. Эта тема заявлена в качестве главной в ряде произведений раннего периода творчества И.А. Бунина («Легкое дыханье», «При дороге», «Грамматика любви»), но в полной мере раскрылась в поздних произведениях.

В рассказе «Сын» (1916) возникает всепоглощающая роковая любовь, любовь-страсть, как ураган, налетающая на человека и с неизбежностью приводящая его к гибели. Форма произведения - внешне сдержанный, спокойный, строго фактический рассказ. Сознательно примененный художественный прием призван резче оттенить тему произведения - сила внезапно вспыхнувшей в сердце немолодой женщины страсти к юноше. Спокойная, объективная манера повествования сильнее подчеркивает и достоверность сообщаемых фактов и, по контрасту, глубокий внутренний драматизм рассказанного.

Подчеркнуть достоверность событий призваны и включенные в произведение «фактические документы» - строки из дневника юноши Эмиля, рассказ господина Маро (мужа героини), дополненный показаниями бонны, а также текст двух депеш, которые

Y.S. Popova

«IMPERSONAL FORCE OF GENDER» OR «FACE OF LOVE»? (LOVE AND DEATH IN THE I.A. BUNIN'S STORY «SON»)

представил Эмиль и которые были, как он показал, «будто бы отправлены ею на его имя в ответ на его письмо» [1; IV; с. 336]. Словно бы воспроизводя ход судебного заседания, автор прибавляет далее: «Но достоверность того, что эти депеши были посланы ею, конечно, не могла быть доказана» [1; IV; с. 336]. В том месте, где происходит роковое сближение госпожи Маро с Эмилем, И.А. Бунин отрешается на некоторое время от строгой фактичности, от иллюзии полной документированности рассказа. Здесь путем непосредственной авторской передачи раскрывается внутреннее состояние госпожи Маро накануне последней встречи с Эмилем. А далее снова вступает в свои права та же деловая, строго документированная манера повествования.

И.А. Бунин пронизывает все произведение мотивами, создающими у читателя ощущение трагичности происходящего, предсказывающими горестный финал рассказа. Таков, прежде всего, мотив смерти, начинающий звучать буквально с начальных абзацев произведения.

Уже первое появление Эмиля и его знакомство с госпожой Маро проходит под знаком смерти - умирает только что обрученная сестра Эмиля: «В мае 89 года Элиза готовилась к венцу, но, вдруг заболев, умерла. Эмиль, дотоле никогда не бывший в Константине, приехал на похороны. Легко понять, как тронула госпожу Маро эта смерть, смерть девушки, уже примерявшей венчальную фату; известно и то, как просто устанавливается при таких обстоятельствах близость между людьми, даже едва узнавшими друг друга» [1; IV; с. 331]. Тема смерти звучит и в стихах, которые читает Эмиль, посещая дом Маро. Наконец, и в любовное признание Эмиля неожиданно вторгается смерть: «Он подошел к окну, в которое продольными полосками проникал снаружи вечерний свет, и, глядя ей прямо в лицо, сказал: Нынче день смерти моего отца. Я люблю вас!» [1; IV; с. 3364].

Смерть властно врывается и в мысли госпожи Маро накануне появления Эмиля и сближения с ним: «Она опять стала думать о Тунисе - и вспомнила то странное, что было там с нею, тот сладкий страх и то блаженное безволие как бы предсмертных минут...» [1; IV; с. 336].

Так постепенно создает автор тот эмоциональный тон, который подготавливает читателя к финалу произведения - решению влюбленных уйти из жизни после того, как произошло их сближение.

В рассказе изменения в жизни героини - госпожи Маро автор соотносит с изменениями в природном мире. Каждому новому этапу соответствует определенное время года и состояние природы. Рассказ начинается весной, в марте: «.дни стояли тихие, прохладные, море серебристыми зеркалами терялось в туманных весенних далях, новобрачные не сходили с палубы» [1; IV; с. 328]. Этот период соответствует молодости героини, когда она была полна жизни, менее подвержена влиянию внешней среды: «.тогда даже в туфельках ее было очарование молодости.» [1; IV; с.330].

Со временем ее жизнь все больше стала подчиняться условностям, правилам приличия, заложницей которых она становится: «. теперь и у нее в волосах серебрилось, тоньше, золотистее стала кожа, похудели руки, и в уходе за ними, в прическе, в белье, в одежде уже проявляла она какую-то излишнюю опрятность» [1; IV; с.330]. Автор использует определение «излишняя», чтобы подчеркнуть неестественность ее существования, как будто она проживает не свою внутреннюю жизнь. Теперь она не живет, а существует. Рутинный быт заменяет радости жизни. Этот этап совпадает с иссушающим зноем, который постепенно лишает сил и героиню: «. окна семейных покоев, тенистых и прохладных, смотрели в сад, - там, в вечном зное и блеске, дремали вековые эвкалипты, сикоморы, пальмы, обнесенные высокими стенами» [1; IV; с.332], «.меж тем как горячий ветер широко входил из сада в открытые окна. Константина, затворившая все свои ставни и нещадно палимая солнцем, казалась в эти часы мертвым городом.» [1; IV; с.333].

После встречи г-жи Маро с Эмилем (которая произошла «в мае 89 года»: «осень того года была в Константине холодна и дождлива. Потом, как всегда это бывает в Алжирии, сразу наступила восхитительная весна. И к г-же Маро снова стало

© Попова Ю.С., 2014

возвращаться оживление, тот блаженный хмель, который испытывают в пору весеннего расцвета люди, уже пережившие молодость» [1; IV; с.333]) вновь происходит ее оживление. Переменился уклад ее жизни, ее поведение, внешний облик: «...и, может быть, благодаря именно ему, легче и быстрее стала походка г-жи Маро, чуть-чуть наряднее ее туалеты, ласковей и насмешливей оттенки ее голоса.» [1; IV; с.332]. В ней вновь проснулась та молодая женщина, которой она была во время первых лет замужества. Автор подчеркивает близость г-жи Маро и девятнадцатилетнего Эмиля не столько как близость мужчины и женщины, а как возвращение героини в молодость, возвращение ее вкуса к жизни.

Но время не обманешь, и дни, прожитые в настоящем, сократили ее жизнь в будущем. Теперь она стала загадочной и женственной: «а бонна прибавляла, что, выезжая в эту осень, г-жа Маро непременно надевала белую густую вуаль, чего прежде не делала, что, возвратясь домой, она тотчас поднимала вуаль перед зеркалом и пристально разглядывала свое усталое лицо» [1; IV; с.335].

Семнадцатого января происходит развязка событий. Г-жа Маро прожила свой очередной жизненный цикл, следующей оживляющей весны для нее уже не будет. В свой последний день она вновь вспоминает свою счастливую весну: «и смутными, прекрасными видениями стали представляться ей картины Италии, Сицилии, картины той далекой весны, когда плыла она в каюте с окнами на палубу, на холодное серебристое море.» [1; IV; с.335]. Вновь прохлада и расслабляюще-прекрасные цвета. Героиня настолько ушла в этот мир, что полностью отключилась от реальности и потеряла сознание.

В ходе сюжетного повествования время тормозит перед неотвратимым. Героиня прожила свое время, которое для нее ускорилось после встречи с Эмилем. Г-жа Маро так увлекает героя, что он следует за ней, как завороженный: «Я следовал за ней с тем помутнением всех чувств, с которым раздетый человек идет в знойный день в море, -слыша только шелест ее шелковых юбок. Наконец мы пришли; она сбросила мантилью и стала развязывать ленты шляпы. Руки ее дрожали, и я еще раз заметил сквозь сумрак что-то очень жалкое в ее лице...» [1; IV; с.339]. Несмотря на то, что время года - зима, герой ощущает себя, словно в пустыне и хочет окунуться в море, чтобы погасить жар (образ моря неоднократно встречается в этом рассказе, он связан с молодостью героини). Этот накал страстей разрушает героев: его жизнь уже никогда не будет прежней, она выпивает чашу своей жизни до дна жадными глотками.

В сущности, рассказ о зарождении и развитии любви госпожи Маро к Эмилю -это история болезни, которая неожиданно поражает здоровую до того душу женщины. Если, повествуя о том, какой она была до встречи со своим возлюбленным, автор отмечает: «В характере ее не проявлялось ни повышенной чувствительности, ни излишней нервности» [2; IV; с.330], то затем устами мужа погибшей он так передает происходившую в ней перемену: «Она слабела, делалась все молчаливее и мягче характером. Я не сомневаюсь, что какой-то странный и непонятный недуг овладел ее душой и телом!» [1; IV; с.331].

Нельзя не согласиться с Ю.Мальцевым, который видит в бунинской любви не «эрос», а «пафос», который захватывает все существо. Катастрофичность любви вытекает из самого ее характера. Это разрыв с буднями жизни и выход в совершенно иное измерение. Это и падение в бездну и одновременно - к самому средоточию «живой жизни» [3; с.184], к бессмертию, сконцентрированному в одном мгновении любви. Такое состояние экстаза, граничащего с безумием, несовместимо с обычным течением жизни, несовместимо с условиями земного существования и, следовательно, у любви не может быть счастливого житейского конца. Поэтому добропорядочная и вполне счастливая в своей семейной жизни госпожа Маро, захваченная вдруг любовью-страстью («пафос») к юноше Эмилю, естественным концом их любовного свидания видит самоубийство: «Как? - сказала она с изумлением, почти строго. - Неужели ты думал, что я. что мы можем жить после этого?» [1; IV; с.333]. «После этого», после

опыта неземного - возврат к будням оказался для них немыслим. И такие человеческие установления, как мораль, культура, эстетика, в том числе семейные узы госпожи Маро, поэзия Эмиля оказываются пустыми и легко отбрасываемыми прочь при столкновении с неистовой и слепой природной силой любви.

Рассказ целен по своему настроению, несмотря на то, что отдельные эпизоды его связаны с различными временами года, в нем безраздельно господствует настроение ранней осени с медленно и нежарко греющим солнцем, с чуткой хрустальной тишиной, с тонкой печалью, разлитой в воздухе. Такой осенний колорит как нельзя лучше соответствует характеру героини, еще привлекательной, но стареющей женщины.

«Неземной опыт любви в жизни человека сродни лишь опыту смерти - И.А. Бунин часто показывает его «жутким», и напротив, смертельную истому - «сладкой». Жутко-сладкая тайна любви и смерти в равной степени ведет человека к утрате своей индивидуальности и возвращает его к роду» [3; с.220]. Парадокс любви заключается в том, что человек видит в ней свое высшее счастье, тогда как на самом деле он в этом акте является лишь орудием слепой и безличной силы рода (как в рассказе «Митина любовь», где, по словам Ф.Степуна, «безликая сила рода торжествует над ликом любви» [2; с.738].

Библиографический список

1. Бунин И.А. Собрание сочинений в девяти томах. М.: Художественная литература, 1966. Том 4. С. 336.

2. И.А. Бунин: pro et contra: личность и творчество И. Бунина в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей: Антология / сост. и ред. Б.В. Аверин, Д. Риникер, К В. Степанов. СПб.: РХГИ, 2001. 1061с.

3. Мальцев Ю.В. Иван Бунин. М.: Посев, 1994. 432с.

4. Сливицкая О.В. Повышенное чувство жизни: Мир Ивана Бунина. М.: Просвещение, 2004. 270с.

5. Смирнова Л. А. Иван Алексеевич Бунин: Жизнь и творчество. М.: РГГУ, 1991.

191 с.

6. Спивак Р.С. Грозный космос Бунина // Литературное обозрение. 1995. №3. С.35-39.

7. Степун Ф. Иван Бунин //Встречи. М.: Аграф, 1998. 256с.

8. Чович Б. Мотив инстинкт смерти у Иво Андрича и Ивана Бунина // Славяноведение. 1995. №1. С.61-68.

References

1. Bunin I.A. ^Mected works in nine volumes. M.: Fiction, 1966. Vol. 4. P. 336..

2. I.A. Bunin: pro et contra: the person and I. Bunina's creativity in an estimation of Russian and foreign thinkers and researchers: the Anthology / comp. аnd edit. B.V. Averin, D. Riniker, K.V. Stepanov. Spb.: RGHI, 2001. 1061p.

3. Maltsev Y.V. Ivan Bunin М.: Crop, 1994. 432 p.

4. Slivitskaya O.V. Heightened sense of life: Ivan Bunin Peace. M .: Education, 2004 270 p.

5. Smirnova L A. Ivan Bunin: Life and Work. M.: RGGU, 1991 191р.

6. Spivak R.S. Terrible Bunin space // Literary Review. 1995. №3. Р.35-39.

7. Stepun F. Ivan Bunin / Meeting. M.: Agraf, 1998 256р.

8. Chovich B. Theme death instinct in Ivo Andrich and Ivan Bunin // Slavic. 1995. №1. P.61-68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.