УДК 821.161.1
Воронежский государственный архитектурно-строительный университет
асс. кафедры русского языка и межкультурной коммуникации Попова Ю.С.
Россия, г. Воронеж, тел. + 79202262368 e-mail: buka1621@rambler.ru
Voronezh State Architecture and Construction university
The chair of Russian Language and Cross-cultural communication, аssistant Popova Y.S.
Russia, Voronezh, + 79202262368 e-mail: buka1621@rambler.ru
Ю.С. Попова
«ЕСТЬ ЛИ В ЖИЗНИ СМЫСЛ, НЕ УНИЧТОЖАЕМЫЙ СМЕРТЬЮ?»
(ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ В ПРОЗЕ И.А. БУНИНА)
Онтологическая проблематика - одна из важнейших для И.А. Бунина, интерес к ней прослеживается на всем протяжении его творческого пути. С этой точки зрения рассказ «Чаша жизни» является ключевым. В нем И.А. Бунин подводит итог своим размышлениям. В статье рассматривается представление писателя о смысле существования человека на земле. Выявляются пространственные и временные доминанты, которые раскрывают основную тематику произведения.
Ключевые слова: жизнь, смерть, проза, Бунин.
Y.S. Popova
«IS THERE IN THE LIFE A SENSE WHICH IS NOT DESTROYED BY DEATH?»
(THE LIFE AND DEATH IN I.A. BUNIN'S PROSE)
The ontologic problematics - one of the major for I.A. Bunin, interest to it is traced on all extent of its creative way. From this point of view the story «The Bowl of a life» is key. In it I.A. Bunin sums up to the reflections. In clause representation of the writer about sense of existence of the person on the ground is considered. Spatial and time dominants which open the basic subjects of product come to light.
Keywords: life, death, prose, Bunin.
Творчество Ивана Алексеевича Бунина пользуется всемирным признанием, не угасает интерес к его самобытной личности и его произведениям. Феномен его творчества обладает одной особенностью. Он начал свой литературный путь, когда жили и творили И.А. Гончаров, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.П. Чехов, Л.Н. Толстой; продолжая творить и во времена И.Э. Бабеля, А.П. Платонова, М.А. Булгакова. Суждения о И.А. Бунине полярны. Для одних - он прошел мимо исканий своего времени, для других был остросовременен; но для всех - писатель, идущий своим путем. Для одних - страстен, для других - аристократически холоден. Любое из толкований легко находит подтверждение в его художественном наследии. Все оттого, что его интересуют крайние точки: жизнь и смерть, счастье и страдание, прошлое и настоящее. Он их то сопоставляет, то разводит. Иван Бунин был недоволен теми критиками, которые торопились причислить его в число «идилликов каких-то и созерцателей» [1; с. 439]. Он всегда отрицательно относился к стремлению отнести его к тому или иному литературному направлению.
Особенности творчества И.А. Бунина точно отметила Л.В. Крутикова: «Разобраться в.. .личности и творчестве Ивана Бунина, большого русского художника, - дело нелегкое.
© Попова Ю.С., 2014
И не только потому, что его яркая личность, редкий талант и долгая жизнь вызывают зачастую противоположные суждения и оценки... В судьбе и книгах Бунина преломились острейшие противоречия и конфликты России конца XIX - начала XX века. И преломились резко индивидуально, неповторимо» [3; с. 105].
И.А. Бунина непрестанно тянет заглянуть за горизонт жизни. Он стремится решить для себя «вечные», «первородные» проблемы, которые неотступно тревожат его. Произведения его глубоко личностны, тяготеют к философским обобщениям о смысле бытия, жизни и смерти, непрекращающегося ни на секунду течении времени. Подобные вопросы возникают в произведениях писателя постоянно, и он отвечает на них по-разному, не предлагая какого-либо однозначного их решения.
Интерес к «вечным вопросам» прослеживается уже на раннем этапе творчества писателя. «Сосны» - рассказ о смерти и похоронах охотника Митрофана, «Мелитон» - рассказ о древнем старце Мелитоне, стоящем на пороге смерти и готовом к ней в любую минуту. Смерть здесь предстает во всей своей грозной, страшной и великой тайне. Умерший Мит-рофан, который теперь «называется покойником, существом иного, нам чуждого мира» [2; с. 87], становится важным и серьезным. А сама смерть «прошла по лесам чем-то большим и темным» [2; т. 3; с. 87]. И.А. Бунин с благоговением говорит о христианском погребальном обряде. Мелитон - таинственен, строг и суров, почти иконописен. Обоих героев объединяет спокойное отношение к смерти. К этой мучавшей всю жизнь И.А. Бунина проблеме: как освободиться от страха смерти, как найти в смерти смысл и как оправдать ее, - он будет много раз возвращаться в своих рассказах. Но в дальнейшем творчестве меняется основной тон рассказов с задумчиво-меланхоличного на трагический. Трагизм можно объяснить внешними причинами, которые, несомненно, повлияли на И.А. Бунина. Это события общественной (1905 год) и личной жизни (смерть сына). В осмыслении этой темы появляются новые интонации и новые акценты: ярко выраженная философская проблематика, ощущение трагичности существования, но в тоже время умение в полной мере чувствовать жизнь.
Готовностью спокойно встретить смерть, примириться с неизбежностью - этой мерой И.А. Бунин оценивает человеческую личность. Он измеряет ценность человека его способностью радоваться жизни, мерой «удивления» перед ней, умением воспринять красоту и полноту бытия.
Итоговым для творчества И.А. Бунина является рассказ «Чаша жизни» (1913), где писатель раскрывает перед нами свое представление о смысле существования человека на земле, о его быстротечности.
Исследователь Л.А. Смирнова [7; с. 46-48] отмечает три главных периода в жизни человека: трепетное свечение мечты, однообразное исполнение уготованных судьбою обязанностей, подведение итогов уже пройденного пути. Четыре главных героя: Александра Васильевна, Селихов, Иорданский, Горизонтов именно так и провели свою жизнь. И.А. Бунин пишет об их молодости, затем - о периоде, когда основная часть жизненного пути уже пройдена и герои оказываются на пороге смерти. Изображению времени юности, освещенной ожиданием счастья, любви, автор отводит лишь одну главу. В основной части произведения показано, как исчезают надежды героев.
Александра Васильевна - персонаж, который сюжетно связывает героев, именно вокруг ее воспоминаний разворачивается авторское повествование. Будто от случайной ошибки Саня выходит замуж за нелюбимого и не любящего ее Селихова. И потом на протяжении всей жизни вспоминает то счастливое лето, которое бывает в жизни каждой девушки. А когда умирает муж, Александра Васильевна неожиданно испытывает «весеннюю нежность» [2; т. 4; с. 204] к усопшему. К концу жизни она ощущает, что жизнь прошла буднично и монотонно: «И шли дни за днями, годы за годами» [2; т. 4; с. 203].
Остальные герои не вспоминают своего прошлого, не думают о будущем. Время проходит как будто мимо них. Не задумываются они и о смерти. Селихов, словно в шутку, составляет завещание. Это привычное для него времяпрепровождение. Отец Кир, как и Селихов, не размышляет о своей жизни и на вопрос Горизонтова: «.зачем вы живете?» [2; т. 4; с. 212] не дает ответа. Единственный спор между бывшими соперниками, коснувшийся именно смерти, показал, что и Селихов, и священник видят в смерти конец всякого существования. Отец Кир хочет приобрести самое важное превосходство над своим врагом - проводить его в последний путь. Цель жизни Горизонтова - долголетие. Заботясь только о своём теле, он не думает ни о смерти, ни о душе.
Четыре героя, внешне разобщенные враждой, ревностью, презрением, на самом деле слиты в одну жизнь. Существование каждого героя имеет смысл для них, пока живы другие. Смерть одного приводит к обесцениванию жизни остальных. Умирает Селехов - и отцу Киру становится незачем жить, не с кем состязаться. Александра Васильевна после смерти мужа понимает, что потеряла «вкус к жизни». Она острее других ощущает исчерпанность прожитых лет, осознает их бесполезность: «С тоской чувствовала она, что не о чем стало ей молиться. Только о царстве небесном? Да, но какие права были у нее на него? Чего она такого сделала? За что было награждать ее?» [2; т. 4; с. 208]. Горизонтов - последний, кто думает, что хранит чашу жизни. В понимании этого героя чаша жизни - это собственное тело. Его рационализм, самодовольство, самоуверенность и мания долголетия, полностью исключают всякую одухотворенность. После всех смертей Горизонтов чувствует себя победителем, так как дольше всех продлил свое существование. Но смерть тех, с кем связала его судьба, показала бесцельность и его собственной жизни.
И.А. Бунин доказательно определяет причины душевного краха своих героев. «Все силы свои потребили они на состязание в достижении известности, достатка и почета» [2; т. 4; с. 211], на взаимное презрение и оскорбительное равнодушие к своим женам; Александра Васильевна - на бесплодное сожаление о прошедшей без любви молодости, Горизонтов - на «питание и освежение водой» [2; т. 4; с. 218] своего тела. Ущербность судьбы героев предстает результатом неспособности любого из них реализовать свои возможности.
В «Чаше жизни» широко представлен мотив зависимости персонажей от атмосферы города Стрелецка, где «каждым чиновником, каждым мещанином, каждым сапожником» владело «заветнейшее желание» иметь свой дом, где попадались мещанские дети - «лодыри дерзкие», старухи - поклонницы юродивого Яши [2; т. 4; с. 209]. Все в Стрелецке ничтожно - от «философа» Горизонтова до «святого Яши». Жизнь в городе, текущая по определенным законам, оказывается не подверженной изменениям.
Интересную концепцию выдвигает исследователь И. Ничипоров. Он отмечает, что существование героев основано на полуосознанном стремлении укрепиться в бытии (социальное положение для Селихова и отца Кира, мечта о доме у Александры Васильевны, «философия жизни» Горизонтова). Символическую значимость приобретают «хронотопи-ческие образы-лейтмотивы: «Песчаная улица, на которой живут герои, знаменует непрочность и неукорененность их жизненного пространства; данная семантика важна и при их уподоблении «щепочкам», утерявшим свою целостность в потоке времени» [5; с. 155]. В этом ряду - и сквозной образ пыли-забвения, который разворачивается до обобщающего видения недугов национального бытия; и всеобщая замкнутость Стрелецка, который раньше «был. проще и просторней, а также селиховского дома» [2; т. 4; с. 206]. Это и ощущение безжалостно уходящего времени вопреки «остонавливанию» Селиховым часов.
Писатель хотел назвать произведение «Дом», поскольку именно его пространство имеет большое значение. Для Селихова и отца Кира дом становится средством доказать свое превосходство над другими. Оба дома были особенные, хранящие отпечаток своих
хозяев. Селиховский дом - комфортный, удобный, но у него никогда не вынимались зимние рамы, а мебель стояла в чехлах. Таков и хозяин - богатый ростовщик, «аккуратный, спокойный и бескровный» [2; т. 4; с. 203]. Дом отца Кира «...был далеко виден по широкой улице», только за его крышей «... зеленели верхушки молодых тополей» [2; т. 4; с. 204], ворота были всегда заперты, подворотня заложена тяжелой тесиной, словно подчеркивая дородность, грубость и суровость священника. Для Aлексaндры Васильевны иметь свой собственный дом было единственным желанием, с ним были связаны надежды на спокойную жизнь. Дом явился целью и смыслом существования. Когда он перешел в ее владение, героиня поняла, что жизнь завершена. Дом же, как и город, существуют вне времени: меняются хозяева, живут в нем и умирают, а он остается неизменен. Мотив безысходного постоянства подтверждается и мотивом бездетности. У героев нет продолжения жизни (детей), что свидетельствует о неправильности выбранного пути.
Нельзя не согласиться с мнением Ю. Мальцева [4; с. 269], который утверждает, что главное действующее лицо рассказа - невидимое время с его универсальными и беспощадными законами. Незримость времени подчеркивается самой структурой рассказа - бег времени не прослеживается в хронологической эволюции, жизнь представлена в рассказе как неподвижность отделенных годами равноположенных отрезков существования, следы прошлого времени, лежащие в одной плоскости.
Смерть, таким образом, для ИА. Бунина не менее значительна и таинственна, чем жизнь. Она обнаруживает смысл существования не только того человека, который умирает, но и других, чьи судьбы оказались слиты с ним в единую «чашу жизни».
«Повышенное чувство жизни» [6; с. 69] - это первичное начало всего мира ИА. Бунина, ядро, его концепция жизни. Образ повышенной жизни - с ее, не разрешающимся напряжением, не тускнеющей яркостью, высокой самоценностью любого мига, отсутствием пустот господствует над всем миром писателя.
Библиографический список
1. Бунин: pro et contra: личность и творчество ИА. Бунина в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей: Aнтология / [сост. и ред. Б.В. Aверин, Д. Риникер, К.В. Степанов]. СПб.: РХГИ, 2001. 1061с.
2. Бунин ИА. Собрание сочинений в девяти томах. М.: Художественная литература,
1966.
3. Крутикова Л.В. Проза Ивана Бунина ХХ века // Филологические науки. 1971. Вып. 76. С. 96-118.
4. Мальцев Ю.В. Иван Бунин. М.: Посев, 1994. 432 с.
5. Ничипоров И. Поэзия темна, в словах невыразима. М.: Метафора, 2003. 255 с.
6. Сливицкая О.В. Чувство смерти в мире Бунина // Русская литература. 2002. №1. С.64-78.
7. Смирнова ЛА. Реализм Ивана Бунина. М.: РГГУ, 1984. 93 с.
References
1. Bunin: pro et contra: Bunin's person and creativity in an estimation of Russian and foreign thinkers and researchers: the Anthology / [comp. and edit. B.V.Averin, D.Riniker, K.V.Stepanov]. Spb.: RGHI, 2001. 1061 p.
2. Bunin I.A. ^llected works in nine volumes. M.: Fiction, 1966.
3. Krutikova L.V. Ivan Bunin's Prose of XX century // Philological sciences. 1971. V. 76. Pp. 96-118.
4. Maltsev Y.V. Ivan Bunin. М.: Crop, 1994. 432 p.
5. Nichiporov I. Poetry is dark, in words is inexpressible ... М.: Metaphor, 2003. 255 p.
6. Slivitskaya O.V. Feeling of death in Bunin's world // The Russian literature. 2002. №1. Pp. 64-78.
7. Smirnova L A. Realism of Ivan Bunin . М.: RGGU, 1984. 93 p.