Научная статья на тему 'Бенчмаркинг как инструмент ценностно ориентированного менеджмента'

Бенчмаркинг как инструмент ценностно ориентированного менеджмента Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
299
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / МЕТОДИКА / БЕНЧМАРКИНГ / БИЗНЕС / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ / КАПИТАЛ / СРЕДНЕВЗВЕШЕННАЯ СТОИМОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Когденко В.Г.

В статье представлена методика использования бенчмаркинга в системе ценностно ориентированного менеджмента. Предложены алгоритмы эталонного сопоставления показателей рыночной, операционной, инвестиционной и финансовой деятельности, направленные на повышение стоимости бизнеса. Бенчмаркинг рассматривается как инструмент ценностно ориентированного менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бенчмаркинг как инструмент ценностно ориентированного менеджмента»

Оце№с<г стоимости бизнеса

УДК 657.37(075.8)

БЕНЧМАРКИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ ЦЕННОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

В. Г. КОГДЕНКО,

доктор экономических наук, заведующая кафедрой финансового менеджмента E-mail: kogdenko7@mail.ru Национальный исследовательский ядерный университет «Московский инженерно-физический институт»

В статье представлена методика использования бенчмаркинга в системе ценностно ориентированного менеджмента. Предложены алгоритмы эталонного сопоставления показателей рыночной, операционной, инвестиционной и финансовой деятельности, направленные на повышение стоимости бизнеса. Бенчмаркинг рассматривается как инструмент ценностно ориентированного менеджмента.

Ключевые слова: ценностно ориентированный менеджмент, методика, бенчмаркинг, бизнес, рентабельность, капитал, средневзвешенная стоимость.

В настоящее время бенчмаркинг, суть которого заключается в использовании лучшего опыта, достигнутого компаниями отрасли, страны и мира, приобретает статус глобального и рассматривается как инструмент международного обмена бизнес-информацией. Бенчмаркинг выступает как инструмент стратегии имитаций, являющейся альтернативой стратегии инноваций, предполагающей кардинальное обновление технологий, инфраструктуры, политики, социальных отношений в бизнесе. Однако справедливо мнение и о том, что главным двигателем прогресса является имитация. Имитаторы активно ищут перспективные идеи, не ограничиваясь отраслью или страной, они не просто копируют, а стремятся найти более удачное и более дешевое решение. При этом затраты на

инновации в среднем на треть выше, чем затраты на имитации.

Искусство бенчмаркинга, т. е. эталонного сопоставления, позволяет обнаружить то, что другие делают лучше и, изучив, совершенствовать и применять заимствованные идеи. Бенчмаркинг помогает относительно быстро и с минимальными затратами совершенствовать бизнес и увеличивать его стоимость. Данные различных зарубежных исследований свидетельствуют о вовлечении в процесс эталонного сопоставления от 60 до 90 % западных компаний.

Между тем даже в компаниях, которые активно развиваютчужие идеи, зачастую отсутствует стратегическое и методическое руководство процессом имитации, что снижает эффективность этого инструмента. В связи с этим актуальна разработка алгоритмов, позволяющих эффективно использовать бенчмаркинг как инструмент реализации стратегии имитаций.

По источникам данных, которые могут формироваться на основе внутренней информации компании, информации конкурирующих компаний, компаний других отраслей, иностранных компаний, различают несколько видов бенчмаркинга: - внутренний бенчмаркинг, при котором сопоставляется практика и деятельность аналогичных подразделений в рамках одной компании;

- конкурентный бенчмаркинг, при котором сопоставляется деятельность данной компании с деятельностью ее конкурентов;

- функциональный бенчмаркинг, в рамках которого исследуется определенная функция (сбыт, закупки, производство, управление персоналом и др.) в различных компаниях, возможно, из других отраслей;

- общий бенчмаркинг, в процессе осуществления которого сопоставляются данные о работе компаний, относящихся к разным отраслям, для проведения широких аналогий и сопоставлений при оценке схожих процессов. В рамках общего бенчмаркинга изучаются аналогичные компании на зрелых и структурированных рынках, которые сложились в других странах. В зависимости от целей, которые ставятся при

проведении эталонного сравнения, бенчмаркинг может быть стратегическим и операционным.

Стратегический бенчмаркинг — исследование, нацеленное на изменение общих принципов ведения бизнеса. Объектами изучения в данном случае являются стратегическая направленность бизнеса; его организационная структура; решения в отношении инвестиций в финансовые или реальные активы, в том числе в НИОКР; подходы к управлению изменениями и их внедрению; решения в отношении рыночного позиционирования компании; решения по формированию стратегии финансирования бизнеса.

Операционный бенчмаркинг — исследование определенных бизнес-процессов для поиска путей их совершенствования. Объектами изучения могут быть, например, процесс снабжения компании, производственные процессы, процессы сбыта или распределения продукции.

Таким образом, стратегический бенчмаркинг — совмещение процесса бенчмаркинга и алгоритмов стратегического планирования в целях выявления уникальных возможностей для завоевания компанией конкурентных преимуществ и увеличения стоимости бизнеса. Проведение стратегического бенчмаркинга перед началом стратегического планирования позволяет повысить качество управления и осуществить проекты, эффективность которых подтверждена опытом эталонных компаний. Стратегический бенчмаркинг охватывает самый широкий круг проблем, начиная с разработки стратегии ведения бизнеса и заканчивая распределением ресурсов компании.

Бенчмаркинг как метод объективного систематического сопоставления деятельности компании с

работой лучших (эталонных) компаний в основном применяется для создания конкурентного преимущества компании при решении проблем, связанных с качеством продукции, затратами на ее производство, поставку, характеристиками отраслевых технологий, методами организации производства, способами удовлетворения потребностей покупателей.

Бенчмаркинг может также служить эффективным инструментом менеджмента, направленным на внедрение в деятельность компании передовых управленческих технологий, разработку финансовой политики компании и повышение на этой основе стоимости бизнеса. В ходе осуществления такого рода бенчмаркинга необходимо определить основные факторы неэффективности компании, негативно влияющие на процесс создания стоимости; разработать финансовую политику, направленную на устранение этих факторов, а затем организовать соответствующие действия для совершенствования бизнеса компании.

Таким образом, цель бенчмаркинга — совершенствование бизнеса и повышение его стоимости; она носит стратегический характер и придает бенчмаркингу статус полноправного инструмента ценностно ориентированного менеджмента. В этом смысле бенчмаркинг является эффективным стимулом для роста компании посредством определения ориентиров развития бизнеса.

Бенчмаркинг как инструмент ценностно ориентированного менеджмента — это стратегический конкурентный бенчмаркинг, который представляет собой сопоставление показателей эффективности компании с эталонными для выявления направлений деятельности, нуждающихся в совершенствовании, и получения общей картины о финансовых показателях компании, качестве управления и деловом совершенстве. Цель бенчмаркинга в этом случае заключается в использовании лучшего опыта, достигнутого другими компаниями отрасли, в разработке стратегии развития и создании стоимости. Таким образом, бенчмаркинг как инструмент ценностно ориентированного менеджмента имеет следующие характеристики:

- относится к стратегическому бенчмаркингу;

- подразумевает использование только открытой информации, основу которой составляет финансовая отчетность компании и ее конкурентов;

- в качестве объекта для эталонного сопоставления использует факторы стоимости бизнеса. Ключевым пунктом реализации концепции

бенчмаркинга является эталонное сопоставление (сравнение с показателями эталонной компании),

при этом объектом для эталонного сопоставления должны быть параметры, коррелирующие с ключевыми факторами успеха в конкурентной борьбе, т. е. факторы стоимости бизнеса. В процессе реализации концепции бенчмаркинга, как инструмента ценностно ориентированного менеджмента, должны решаться следующие задачи:

- определение эталонной компании, наиболее успешной в отрасли с точки зрения создания стоимости;

- оценка сильных и слабых сторон исследуемой компании в цепочке создания стоимости;

- установление стандартов эффективности для ключевых аспектов деятельности компании, превосходящих уровень эффективности эталонной компании;

- определение направлений совершенствования деятельности компании в разрезе рыночной (маркетинговой), операционной (текущей), инвестиционной и финансовой деятельности;

- разработка и реализация стратегических и тактических решений, направленных на увеличение стоимости компании.

Для использования бенчмаркинга в этих целях сформированы алгоритмы разработки финансовой политики компании на основе использования показателей эталонных компаний. Разработанные процедуры направлены на выявление отклонений

индикаторов компании (факторов стоимости бизнеса) от эталонных значений и обоснования на этой основе управленческих решений, направленных на минимизацию отклонений и увеличение стоимости бизнеса. Сформирована система индикаторов, структурообразующей основой которой стали показатели рыночной, операционной, финансовой и инвестиционной деятельности компании, а также первичные факторы стоимости бизнеса, рассчитываемые на основе финансовой отчетности.

На рисунке представлена общая схемареализации концепции бенчмаркинга как инструментаразработки финансовой политики компании. В рамках осуществления бенчмаркинга формируется информация об эталонных предприятиях, при этом эталонные компании определяются как компании этой же отрасли, которые наиболее успешны в создании стоимости. На следующем этапе оцениваются отклонения ключевых показателей компании от эталонных и, в конечном счете, разрабатывается финансовая политика, позволяющая достичь эталонных значений.

Для реализации предложенного алгоритма разработана система показателей для эталонного сопоставления на разных этапах бенчмаркинга.

Показатели для оценки сопоставимости компаний, характеризующие следующие аспекты деятельности компаний:

отраслевая принадлежность;

Эталонное сопоставление параметров рыночной деятельности

Эталонное сопоставление параметров операционной деятельности

Эталонное сопоставление параметров финансовой деятельности

Эталонное сопоставление параметров инвестиционной деятельности

Разработка стратегии развития компании (рыночной и корпоративной), направленной на увеличение стоимости бизнеса

Схема реализации концепции бенчмаркинга как инструмента ценностно ориентированного менеджмента

экономический потенциал: выручка, активы, численность персонала;

финансовые результаты; показатели динамики бизнеса. Первичные факторы стоимости бизнеса: рентабельность инвестированного капитала; средневзвешенная стоимость капитала; темп роста инвестированного капитала. Показатели рыночной (маркетинговой) деятельности:

темп прироста выручки; рентабельность продаж;

длительность операционного и финансового циклов.

Показатели операционной деятельности: тип производства;

эффективность использования ресурсов; структура расходов;

длительность производственного цикла. Показатели финансовой деятельности. структура финансирования, структура инвестированного и оборотного капитала;

стоимость источников собственного и заемного капитала;

показатели финансового рычага; средневзвешенная стоимость инвестированного капитала.

Показатели инвестиционной деятельности. структура прироста внеоборотных активов; структура платежей по инвестиционной деятельности;

показатели состояния основных средств. Стоимость бизнеса, рассчитанная на основе принципа эквивалентности.

Для апробации концепции бенчмаркинга как инструмента ценностно ориентированного менеджмента выполнены расчеты для двух крупных российских компаний производственной сферы экономики, представляющих свою консолидированную отчетность в соответствии с общепринятыми в Соединенных Штатах Америки принципами бухгалтерского учета. Кроме финансовой отчетности для расчетов и эталонного

Таблица 1

Исходные данные для расчетов

Показатель Предыдущий год Отчетный год

Коэффициент бета вида 0,76 0,75

деятельности

Безрисковая доходность 4,3 4,8

(долгосрочные инструменты), %

Рыночная премия за риск, % 6 6,2

Темп инфляции, % 3 3

сопоставления использованы данные, представленные в табл. 1.

В табл. 2 представлены ключевые характеристики экономического потенциала компаний.

В дополнение к представленным расчетам следует отметить, что исследуемая компания характеризуется более «тяжелой» структурой активов. Так, доля внеоборотных средств достигает 74,45 % (у эталона — 61,99 %), что свидетельствует о менее эффективном использовании производственных мощностей исследуемой компанией. Обе компании сопоставимы по величине активов и выручки, однако численность персонала исследуемой компании существенно выше, что указывает на трудоемкий и менее эффективный тип производства, чем у эталона. Кроме того, обращает на себя внимание динамика показателей — при незначительном росте или сокращении ресурсов обе компании показывают устойчивый рост объема реализации продукции. В этом аспекте сопоставления также более успешна эталонная компания.

Финансовые результаты деятельности двух компаний, которые представлены в табл. 3, также существенно отличаются.

Результаты расчетов свидетельствуют о том, что исследуемая компания характеризуется существенно более низкой эффективностью деятельности, поскольку при сопоставимой величине активов характеризуется более низкими финансовыми результатами. Соответственно, создаваемая бизнесом стоимость будет ниже у исследуемой компании. Кроме того, ее акционеры получили в отчетном году приблизительно в два раза меньше дивидендов, чем акционеры

Таблица 2

Показатели экономического потенциала компаний*

Компания Эталон

Показатель Предыдущий Отчетный Темп Предыдущий Отчетный Темп

год год прироста, % год год прироста, %

Активы, млн долл. 15 887 14 197 (10,64) 13 076 14 065 7,56

Численность работающих, чел. 60 726 58 798 (3,17) 37 343 34 900 (6,54)

Выручка от реализации, млн долл. 8 197 10 550 28,71 7 719 11 699 51,56

* Здесь и далее эталонная компания называется эталоном, а исследуемая — компанией.

Таблица 3

Показатели прибыли компаний

Показатель Компания Эталон

Предыдущий год Отчетный год

Сумма, млн долл. Цельный вес в выручке, % Сумма, млн долл. Сдельный вес в выручке, % Сумма, млн долл. Цельный вес в выручке, %

Валовая прибыль 2 487 30,3 2 715 25,7 5 391 46,1

Прибыль от продаж 1453 17,7 1 174 11,1 4 061 34,7

Чистая прибыль от продаж 1 167 14,2 1 147 10,9 3 149 26,9

Прибыль до вычета процентов, налогов и амортизации 2 407 29,4 2 204 20,9 3 848 32,9

Прибыль до вычета процентов, налогов 1 713 20,9 1216 11,5 3 349 28,6

Прибыль до налогообложения 1 626 19,8 1 106 10,5 3 132 26,8

Чистая операционная прибыль 1 376 16,8 1 189 11,3 2 597 22,2

Чистая прибыль 1 306 15,9 1 081 10,2 2 428 20,8

Нераспределенная прибыль 893 10,9 552 5,2 1 579 13,5

эталонной компании. Существенно то, что в динамике показатели структуры выручки у исследуемой компании ухудшаются. Более высокие финансовые результаты эталона положительно влияют на рентабельность инвестированного капитала — первичный фактор стоимости бизнеса и на потенциальную возможность компании создавать стоимость.

В соответствии с концепцией ценностно ориентированного менеджмента определяющее значение для оценки успешности компании имеет ее способность создавать стоимость, которая зависит от первичных факторов стоимости, информация о которых представлена в табл. 4.

Эталонная компания значительно превосходит по своему потенциалу создания стоимости исследуемую компанию, при этом максимальное отклонение имеет рентабельность инвестированного капитала, а также темп роста инвестированного капитала. Это указывает на существенно более низкую эффективность рыночной и операционной деятельности исследуемой компании, что является причиной низкого уровня рентабельности инвестированного капитала, а также на ее слабую инвестиционную и финансовую активность, что является причиной низкого темпа роста инвестированного капитала.

Таблица 4

Первичные факторы стоимости, %

Для выявления причин более низкой эффективности исследуемой компании произведено эталонное сопоставление показателей рыночной деятельности (табл. 5).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поскольку обе компании работают на одном рынке, то отличия в показателях рыночной деятельности связаны исключительно с внутренней эффективностью компаний. По поводу внешней эффективности можно сказать, что рынок, на котором функционируют компании, является растущим и эффективным. Оба основных индикатора эффективности рыночной деятельности — темп роста объема продаж, который определяет динамику рыночной доли компании, и рентабельность продаж,

Таблица 5

Показатель Компания Эталон,

Предыдущий год Отчетный год отчетный год

Рентабельность инвестированного капитала 9,11 9,28 21,36

Средневзвешенная стоимость капитала 8,31 9,23 11,24

Устойчивый темп роста 6,53 4,98 17,51

Показатели рыночной деятельности компаний

Компания Эталон,

Показатель Предыду- Отчетный отчетный

щий год год год

Темп прироста выручки (нетто), % — 28,7 51,6

Относительная рыноч- 106,2 90,2 -

ная доля (отношение

выручки компании к

выручке эталона), %

Рентабельность про- 17,7 11,1 34,7

даж, %

Удельный вес ком- 6,7 6,2 6,3

мерческих расходов в

выручке, %

Длительность оборота 31 30 46

дебиторской задолжен-

ности покупателей и

заказчиков, дни

Длительность операци- 98 82 95

онного цикла, дни

Длительность финансо- 63 34 36

вого цикла, дни

от которой зависит ценовая премия, у исследуемой компании значительно ниже эталонных значений.

Недостаточно высокий темп прироста выручки привел к тому, что исследуемая компания утратила свое доминирующее положение на рынке, вследствие чего ее относительная рыночная доля стала ниже 100%. Также недостаточно высокий темп роста выручки привел к снижению оборачиваемости инвестированного капитала, который в свою очередь негативно повлиял на его рентабельность и стоимость бизнеса. Низкая рентабельность, которая к тому же у исследуемой компании имеет негативную динамику, привела к снижению всех показателей прибыли. Кроме того, низкая рентабельность продаж — это вторичный фактор стоимости, негативно влияющий на рентабельность инвестированного капитала.

Другие показатели рыночной деятельности исследуемой компании, такие как удельный вес коммерческих расходов, длительность операционного и финансового циклов, в целом сопоставимы с эталонными значениями. Это означает, что расходы на продвижение продукции, атакже условия расчетов с контрагентами — покупателями и поставщиками, от которых зависит длительность финансового цикла, сопоставимы у обеих компаний. Однако длительность дебиторской задолженности у эталонной компании несколько больше, а это указывает на либеральную кредитную политику и более выгодные для покупателей условия расчетов, которые стимулируют увеличение объема продаж.

Таким образом, представляется обоснованным вывод о том, что причиной относительно низкой эффективности рыночной деятельности исследуемой компании является недостаточная конкурентоспособность продукции. Так, судя по ценовой премии и динамике продаж, продукция эталонной компании характеризуется высоким качеством и достаточно высокой ценой, которая соответствует качеству продукции. Поэтому основным направлением рыночной политики исследуемой компании должно стать повышение качества продукции и выход на более высокие ценовые сегменты рынка.

Переходя к эталонному сопоставлению показателей операционной деятельности, в первую очередь

Характеристика

необходимо определить тип производства по соотношению темпов прироста фондовооруженности, фондоотдачи и производительности труда (табл. 6).

Если темп прироста фондоотдачи превышает темп прироста фондовооруженности, атемп прироста производительности труда выше темпа прироста фондоотдачи, то тип производства можно оценивать как интенсивный и капиталоемкий, способствующий созданию стоимости. Именно такой тип производства характерен для эталонной компании. Тип производства исследуемой компании можно квалифицировать как интенсивный и трудоемкий, поскольку темп прироста производительности труда ниже темпа прироста фондоотдачи. При этом следует обратить внимание на снижение фондовооруженности труда в исследуемой компании, которое свидетельствует о деградации производственных мощностей и является предпосылкой снижения качества продукции. Уровень анализируемых показателей существенно выше в эталонной компании, что также подтверждает вывод о более эффективном бизнесе, чем бизнес исследуемой компании.

Что касается эффективности использования ресурсов (табл. 7), то можно отметить, что в обеих компаниях имеет место относительное высвобождение материальных и трудовых ресурсов, что является индикатором повышения эффективности их использования. При этом уровень производительности основного капитала и персонала существенно выше у исследуемой компании, что положительно сказывается на процессе создания стоимости, поскольку показатель фондоотдачи влияет на оборачиваемость инвестированного капитала и, таким образом, оказывает влияние на стоимость бизнеса. Что касается производительности ресурсов, то чем она выше, тем ниже ресурсоемкость продукции, выше рентабельность продаж, а следовательно, и стоимость бизнеса.

Важнейшим экономическим ресурсом бизнеса является персонал, а важнейшим элементом ценностно ориентированного менеджмента является управление персоналом. Данные, представленные в табл. 8, дают основание для вывода об избытке персонала в исследуемой компании, связанном

Таблица 6

па производства

Компания Эталон

Показатель Предыду- Отчетный Темп Предыдущий Отчетный Темп

щий год год прироста, % год год прироста, %

Фондовооруженность труда, тыс. долл. / чел. 172,17 166,45 (3,32) 177,78 202,33 13,81

Фондоотдача, долл. / долл. 0,78 1,08 37,49 1,16 1,66 42,49

Производительность труда, тыс. долл. / чел. 134,98 179,43 32,93 206,71 335,21 62,16

Таблица 7

Показатели эффективности использования ресурсов

Показатель Количество ресурса Производительность ресурса, млн долл. /ресурс Относительное высвобождение (—), вовлечение ресурса (+), %

Компания Эталон, отчетный год Компания Эталон, отчетный год Компания, отчетный год Эталон, отчетный год

Предыдущий год Отчетный год Предыдущий год Отчетный год

Основные средства и нематериальные активы, млн долл. 10 455 9 787 7 061 0,78 1,08 1,657 (37,5) (42,5)

Оборотные активы, млн долл. 4 273 3 628 5 346 1,92 2,91 2,188 (51,6) (24,4)

Среднесписочная численность работающих, чел. 60 726 58 798 34 900 134,98 179,43 335,205 (29,8) (59)

Таблица 8

Показатели эффективности управления персоналом

Показатель Компания Эталон, отчетный год

Предыдущий год Отчетный год

Численность персонала, чел. 60 726 58 798 34 900

Среднегодовая заработная плата, тыс. долл. /чел. 12,58 15,07 20,77

Производительность труда, тыс. долл. /чел. 134,98 179,43 335,21

Темп прироста численности персонала, % - (3,17) (6,54)

Темп прироста средней заработной платы, % - 19,77 20,77

Темп прироста производительности труда, % - 32,93 62,16

с использованием устаревших технологий. Это приводит к существенно более низким показателям производительности труда и заработной платы, то есть к потерям для компании и коллектива. При этом необходимо отметить, что соотношение темпов прироста производительности труда и средней заработной платы, т. е. более высокий рост производительности, у обеих компаний рационально с точки зрения создания бизнесом стоимости.

Принципиальное значение для разработки финансовой политики имеет сопоставление структуры расходов (табл. 9). Наиболее существенные отклонения наблюдаются по производственным и

административным расходам, что свидетельствует об относительно низкой эффективности производства и управления бизнесом в исследуемой компании, негативно влияющей на процесс создания стоимости через рентабельность инвестированного капитала. Также существенно то, что у исследуемой компании уровень финансовых расходов ниже почти в два раза, что является следствием низкой финансовой активности компании, которая препятствует эффективному росту бизнеса.

Важнейшей характеристикой бизнес-процессов, наряду с издержками и качеством, является время. В этом аспекте особое значение имеет эта-

Таблица 9

расходов

Компания, предыдущий год Компания, отчетный год Эталон, отчетный год

Показатель Сумма, млн Цельный Сумма, млн Цельный Сумма, Цельный

долл. вес долл. вес млн долл. вес

Производственные затраты (4 895) (71,03) (6 932) (73,21) (5 809) (62,66)

Амортизация (815) (11,83) (903) (9,54) (499) (5,38)

Общехозяйственные и административные (452) (6,56) (513) (5,42) (367) (3,96)

расходы

Коммерческие расходы (551) (8) (650) (6,86) (734) (7,92)

Прочие операционные расходы (31) (0,45) (378) (3,99) (228) (2,46)

Прочий финансовый результат, кроме 260 3,77 42 0,44 (712) (7,68)

финансовых расходов

Финансовые расходы (87) (1,26) (110) (1,16) (217) (2,34)

Налог на прибыль (320) (4,64) (25) (0,26) (703) (7,59)

Итого суммарные расходы (6 891) (100) (9 469) (100) (9 270) (100)

лонное сопоставление длительности производственного цикла (табл. 10). Сокращение длительности цикла положительно влияет на стоимость бизнеса, поскольку ускоряет оборачиваемость инвестированного капитала.

Как показывают расчеты, исследуемая компания по этому аспекту своей деятельности ничем не уступает эталонной. Длительность производственного цикла даже несколько меньше (34 дня в отчетном году и 43 дня — в предыдущем), чем у эталона (49 дней), что свидетельствует о достаточно высокой эффективности в управлении запасами и производственными бизнес-процессами.

Переходя к эталонному сопоставлению показателей финансовой деятельности, необходимо в первую очередь дать общую характеристику источникам финансирования компании (табл. 10).

Сопоставляя структуру источников финансирования компаний, необходимо отметить существенно более высокую финансовую активность эталонной компании. Так, доля долгосрочного капитала достигает 14,64 %, в то время как у исследуемой компании этот показатель равен 3,04 %. Что касается краткосрочного заемного капитала, то его величина примерно одинакова у обеих компаний. Также эталонная компания имеет возможность в большем объеме использовать условно бесплатные средства своих контрагентов в виде кредиторской задолженности, доля которой равна 13,55%. Более интенсивное привлечение внешнего капитала, безусловно, бла-

Источники 4

гоприятно сказывается на деятельности эталонной компании, обеспечивая ей возможность реализо-вывать активную инвестиционную деятельность, повышать качество бизнес-процессов и конкурентоспособность продукции, а также ускорять темп роста инвестированного капитала и, таким образом, активизировать процесс создания стоимости.

Структура оборотного капитала по источникам формирования (табл. И) подтверждает сделанные выводы относительно более агрессивной политики финансирования у эталонной компании. Так, на долю собственных оборотных средств в структуре капитала приходится всего 8,76 %, в то время как на долю долгосрочного заемного капитала — 59,85 %. Это приводит к увеличению финансового риска и, вероятно, несколько удорожает инвестированный капитал эталонной компании.

Сопоставление стоимости собственного капитала, рассчитанного по методу «восходящего бета» (табл. 12), позволяет определить, какие факторы являются причинами отклонений в стоимости собственного капитала обеих исследуемых компаний. Как показывают расчеты, и операционный, и финансовый риски повлияли в направлении удорожания собственного капитала эталонной компании. Рост стоимости собственного капитала оказывает негативное влияние на средневзвешенную стоимость инвестированного капитала — первичный фактор стоимости бизнеса. Однако негативное влияние средневзвешенной стоимости

Таблица 10

Компания Эталон,

Показатель Начало года Конец года конец отчетного года

Сумма, Цельный Сумма, Цельный Сумма, Цельный

млн долл. вес, % млн долл. вес, % млн долл. вес,%

Кредиторская задолженность и прочие обязательства 787 4,95 1 395 9,83 1 906 13,55

Краткосрочный заемный капитал 1 198 7,54 1276 8,99 1 080 7,68

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Долгосрочный заемный капитал 231 1,45 431 3,04 2 059 14,64

Инвестированный собственный капитал 1 642 10,34 1 607 11,32 307 2,18

Накопленный собственный капитал 12 029 75,72 9 488 66,83 8 713 61,95

и квазисобственный капитал

Итого источники финансирования компании 15 887 100 14 197 100 14 065 100

Таблица 11

Структура оборотного капитала по источникам формирования

Компания Эталон,

Показатель Начало отчетного года Конец отчетного года конец отчетного года

Значение, Цельный Значение, Цельный Значение, Цельный

млн долл. вес, % млн долл. вес, % млн долл. вес,%

Краткосрочный заемный капитал 1 198 34,37 1276 57,14 1 080 31,39

Долгосрочный заемный капитал 231 6,63 431 19,3 2 059 59,85

Собственные оборотные средства 2 057 59,01 526 23,56 301 8,76

Оборотный капитал 3 486 100 2 233 100 3 440 100

Таблица 12

Стоимость собственного капитала

Показатель Компания Эталон, отчетный год

Предыдущий год Отчетный год

Соотношение постоянных и переменных расходов (индикатор операционного риска) 0,325 0,347 0,437

Эффективная ставка налога на прибыль, % 19,68 2,26 22,46

Соотношение заемного и собственного капитала (индикатор финансового риска) 0,105 0,154 0,348

Коэффициент бета для организации 1,091 1,162 1,369

Стоимость собственного капитала, рассчитанная по методу «восходящего бета», % 8,66 9,68 10,55

капитала в полной мере компенсировано более высокими значениями рентабельности и темпа прироста инвестированного капитала, которые явились следствием активной финансовой и эффективной инвестиционной деятельности.

Чтобы оценить возможность и выгодность привлечения заемного капитала компаниями, рассчитаны показатели финансового рычага (табл. 13).

Расчеты показывают, что, несмотря на то, что эталонная компания привлекает существенно больше заемного капитала, уровень финансового рычага у нее ниже, что связано с тем, что эта компания имеет большую величину прибыли, которая с избытком покрывает проценты по заемному капиталу. Таким образом, привлечение внешнего заемного капитала при условии его эффективного размещения

Показатели фи

позволяет достичь более высоких показателей эффективности деятельности и поэтому способствует созданию стоимости. В частности, рентабельность собственного капитала эталонной компании, благодаря эффекту финансового рычага увеличилась на 5,56 п. п., в то время как у исследуемой компании это увеличение составило всего 0,46 п. п. Тем не менее у исследуемой компании сохраняется возможность привлечения заемного капитала с выгодой для бизнеса, поскольку дифференциал финансового рычага остается положительным, а значение плеча финансового рычага относительно невелико.

Обобщение данных о структуре инвестированного капитала и стоимости его источников дает возможность рассчитать и сопоставить средневзвешенную стоимость инвестированного капитала (табл. 14).

Таблица 13

нсового рычага

Показатель Компания Эталон, отчетный год

Предыдущий год Отчетный год

Фактическая процентная ставка по заемному капиталу, % 6,09 6,45 6,92

Рентабельность активов, % 11,35 9,5 27,54

Дифференциал финансового рычага, % 5,26 3,05 20,62

Плечо финансового рычага 0,1 0,15 0,35

Эффект финансового рычага, % 0,44 0,46 5,56

Уровень финансового рычага 1,054 1,099 1,069

Индекс финансового рычага 1,0484 1,0495 1,2605

Рентабельность инвестированного капитала, % 9,11 9,28 21,36

Рентабельность собственного капитала, % 9,55 9,74 26,92

Таблица 14

Средневзвешенная стоимость инвестированного капитала, %

Показатель Компания Эталон, отчетный год

Предыдущий год Отчетный год

Угельный вес краткосрочного заемного капитала 7,93 9,97 8,88

Угельный вес долгосрочного заемного капитала 1,53 3,37 16,93

Угельный вес собственного и квазисобственного капитала 90,54 86,67 74,19

Стоимость собственного капитала, рассчитанная по методу «восходящего бета» 8,66 9,68 13,29

Фактическая стоимость заемного капитала 6,09 6,44 6,92

Средневзвешенная стоимость капитала 8,31 9,23 11,24

Спред (разность между рентабельностью и средневзвешенной стоимостью инвестированного капитала) 0,8 0,06 10,11

Из расчетов следует, что, несмотря на более высокую стоимость источников капитала и более высокое значение средневзвешенной стоимости инвестированного капитала, эталонная компания активно создает стоимость, о чем свидетельствует спред, превышающий Юп.п.

Возможность бизнеса создавать стоимость во многом определяется его инвестиционной и инновационной активностью. Для ее оценки представлена информация о приросте внеоборотных активов (табл. 15), а также информация о платежах по инвестиционнойдеятельности (табл. 16).

Результаты расчетов показывают, что прирост внеоборотных активов у обеих компаний отрицательный, поскольку увеличения внеоборотных активов не произошло, что свидетельствует об отсутствии расширенного воспроизводства, при этом у исследуемой компании снижение стоимости внеоборотных активов на порядок больше, чем у эталона. Чтобы оценить, в каком объеме были осуществлены инвестиции, были рассчитаны платежи по инвестиционнойдеятельности (табл. 16).

Можно отметить, что обе компании инвестировали существенные средства в реальные и финансовые активы, при этом относительно величины внеоборотных активов на конец года эти инвестиции составили 32,1% у эталонной компании и 25,2% у исследуемой компании, что свидетельствует о высокой инвестиционной актив-

Таблица 15

Таблица 16

ности. Это противоречие — отрицательный прирост внеоборотных активов и существенные платежи в счет приобретаемых активов объясняется тем, что сопоставимая с приобретенными часть внеоборотных активов была списана. Что касается структуры инвестиций, то у эталонной компании существенная доля была направлена на приобретение финансовых активов, что является признаком внешнего роста бизнеса за счет приобретения контроля над другими организациями.

Активная инвестиционная деятельность, которая зачастую приводит к существенному увеличению внеоборотных активов, снижает оборачиваемость инвестированного капитала и негативно влияет на процесс создания стоимости. Однако при условии, что инвестиционная деятельность была эффективной, в дальнейшем реализованные инвестиционные проекты приводят к повышению рентабельности инвестированного капитала и, таким образом, компенсируют негативное влияние на стоимость бизнеса.

Инвестиционная деятельность в части реальных инвестиций влияет на состояние основных средств: чем выше инвестиционная активность, тем лучше их состояние (табл. 17).

Расчеты показывают, что состояние основных средств хорошее у обеих компаний. У исследуемой компании оно даже лучше, поскольку коэффициент износа не превышает 13%. Однако производительность труда, фондовооруженность труда и фондоотдача у исследуемой компании существенно ниже, что не позволяет сделать вывод о том, что основные средства характеризуются более высоким качеством и эффективностью, чем у эталонной компании. Вероятно, осуществляемые в исследуемой компании инвестиции недостаточно эффективны и их направления не вполне рациональны. Таким образом, инвестиционную деятельность компании нельзя оценивать как эффективную.

Завершая эталонное сопоставление, необходимо рассчитать фундаментальную стоимость бизнеса и определить важнейшие соотношения, основанные на принципе эквивалентности. Соответствующие результаты расчетов представлены в табл. 18.

Как следует из расчетов, фундаментальная стоимость эталонной компании в два раза превышает

Структура платежей по инвестиционной деятельности

Компания Эталон

Показатель Сумма, млн Цельный Сумма, млн 'Удельный

долл. вес долл. вес

Платежи в счет приобре- 2 136 80,3 1 934 69,05

тения реальных активов

Платежи в счет приоб- 524 19,7 867 30,95

ретения финансовых

активов

Итого платежи по инвес- 2 660 100 2 801 100

тиционной деятельности

Таблица 17 Показатели состояния основных средств, %

Показатель Компания, отчетный год Эталон, отчетный год

Коэффициент годности 87,4 56,94

Коэффициент износа 12,6 43,1

Прирост внеоборотных активов, млн долл.

Показатель Компания Эталон

Долгосрочные финансовые (495) (3,1)

вложения, нетто

Основные средства, нетто (658) 376,3

Нематериальные активы, нетто (10) 46,2

Гудвилл 10 (575,8)

Прочие внеоборотные активы 108 42

Итого внеоборотные активы, кроме (1 045) (115)

предназначенныхдля продажи

Таблица 18

Стоимость бизнеса и принцип эквивалентности

Показатель Компания Эталон, отчетный год

Предыдущий год Отчетный год

Чистая прибыль, млн долл. 1 306 1 081 2 428

Стоимость собственного капитала, % 8,66 9,68 13,29

Устойчивый темп роста, % 6,53 4,98 17,51

Балансовая стоимость собственного капитала, млн долл. 13 671 11 095 9 020

Рентабельность собственного капитала, % 9,55 9,74 26,92

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отношение рентабельности собственного капитала кдисконту (стоимости собственного капитала) 1,1 1,01 2,03

Фундаментальная стоимость бизнеса, млн долл. 15 072 11 168 18 275

Отношение стоимости бизнеса к балансовой стоимости собственного капитала 1,1 1,01 2,03

балансовую стоимость собственного капитала, а если учесть устойчивый темп роста, то это превышение будет еще существеннее. Исследуемая компания также создает стоимость, однако величина созданной стоимости незначительна, и в динамике она снижается. Объяснением этому и служат все представленные параметры эталонного сопоставления, а именно недостаточно эффективная рыночная деятельность компании, недостаточно эффективное использование ресурсов, а также неактивная финансовая и инвестиционная деятельность.

На основе проведенного эталонного сопоставления можно определить основные направления развития исследуемой компании:

- привлечение внешнего заемного капитала для активизации инвестиционной деятельности с целью осуществления эффективных проектов для обеспечения внутреннего роста компании и приобретения дочерних компаний для обеспечения ее внешнего роста;

- активизация инвестиционной и инновационной деятельности одновременно с повышени-

ем контроля над эффективностью реализуемых проектов. Обеспечение на основе реализуемой инвестиционной программы более высоких показателей фондоотдачи и производительности труда;

выявление факторов неконкурентоспособности продукции с помощью конкурентного бенчмаркинга и принятие мер по повышению качества продукции, коррекции ценовой политики, совершенствования каналов распределения и повышения эффективности системы стимулирования сбыта;

повышение эффективности операционной деятельности за счет более эффективного использования вновь приобретаемых активов; обеспечения роста производительности труда на основе повышения его фондовооруженности, увеличения заработной платы, совершенствования системы мотивации труда; увеличение стоимости бизнеса на основе активизации финансовой и инвестиционной деятельности, а также повышения эффективности операционной и рыночной деятельности.

Список литературы

1. Волков Д. Л. Теория ценностно ориентированного менеджмента: финансовый и бухгалтерский аспекты. СПб: Высшая школа менеджмента, СПбГУ, 2008.

2. Волошин Д. А., Локтев А. В. Бенчмаркинг как один из инструментов оценки эффективности стратегического управленческого учета — http://www.cfin.ru.

3. Когденко В. Г. Краткосрочная и долгосрочная финансовая политика: учеб. пособие / В. Г. Когденко, М. В. Мельник, И. Л. Быковников. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

4. МасловД. В., Белокоровин Э. А. Бенчмаркинг — выгодно ли учитьсяудругих?_— http://www.cfin.ru.

5. Подражатели против первопроходцев: чья возьмет? //Harvardbusiness review — Россия. 2010. № 8.

6. Построение цепочки создания стоимости: классика «Harvard Business Review» / пер. с англ. М.: Юнайтед Пресс, 2009.

7. Теплова Т. В. Эффективный финансовый директор: учеб. пособие. М.: Юрайт, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.