Научная статья на тему 'Бенчмаркинг как метод управления финансовой устойчивостью предприятий региона'

Бенчмаркинг как метод управления финансовой устойчивостью предприятий региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1239
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕНЧМАРКИНГ / ПРЕДПРИЯТИЕ / ФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Давыдова Л. В., Гордина В. В.

Авторами в статье обосновывается целесообразность использования бенчмаркинга в управлении предприятием. Раскрывается сущность этого подхода и его преимущества, а также рассматриваются основные проблемы недостаточно широкого использования бенчмаркинга отечественными предприятиями. Предлагается вариант создания базы данных по промышленным предприятиям региона с целью использования ее для осуществления бенчмаркинга финансовых показателей предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бенчмаркинг как метод управления финансовой устойчивостью предприятий региона»

6(141)- 2010

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

БЕНЧМАРКИНГ КАК МЕТОД УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕГИОНА

Л. В.ДАВЫДОВА,

доктор экономических наук, профессор кафедры «Финансы,денежное обращение, кредит и банки» E-mail: [email protected]

В. В. ГОРДИНА, E-mail: [email protected] кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры «Финансы, денежное обращение, кредит и банки» Орловский государственный технический университет

Обосновывается целесообразность использования бенчмаркинга в управлении предприятием. Раскрывается сущность этого подхода и его преимущества, а также рассматриваются основные проблемы недостаточно широкого использования бенчмаркинга отечественными предприятиями. Предлагается вариант создания базы данных по промышленным предприятиям региона с целью использования ее для осуществления бенчмаркинга финансовых показателей предприятий.

Ключевые слова: бенчмаркинг, предприятие, финансовые показатели, финансовая устойчивость.

Промышленные предприятия являются основой экономики региона. Они формируют ее главные системообразующие связи, выступают в качестве доминирующего фактора регионального развития. Именно финансы предприятий всегда являлись базой функционирования не только производственной, но и непроизводственной сферы региональной экономики. Преодоление кризисных ситуаций в промышленности региона и эффективное развитие экономики не могут быть достигнуты без финансовой стабилизации в обществе, основой которой является финансовая устойчивость предприятий. Таким образом, являясь важнейшей составной частью региональной социально-эко-

номической системы, промышленный сектор в целом и промышленные предприятия в частности должны быть объектами постоянного контроля с точки зрения их финансовой устойчивости и экономической эффективности.

В связи с этим в каждом регионе целесообразно создание комплексной системы антикризисного управления промышленными предприятиями с целью предотвращения банкротства и осуществления финансового оздоровления. При этом возникает необходимость получения оперативной информации о состоянии хозяйствующих субъектов. Поэтому составляющей компонентой такой системы, по мнению авторов, должен быть постоянный мониторинг финансово-экономического состояния предприятий промышленности с формированием базы данных и представлением информации в электронном виде, например на специально созданном сайте.

Функционирование системы мониторинга предоставит возможность использования оперативной информации о состоянии хозяйствующих субъектов различным категориям пользователей, связанных с предприятиями экономическими отношениями. При обеспечении открытого доступа к полученной в результате мониторинга информации

о состоянии хозяйствующих субъектов появляется возможность использования этой информации для применения новых методов управления предприятием, таких как бенчмаркинг, пользующийся большой популярностью во всем мире.

Бенчмаркинг представляет собой сравнительный анализ итогов работы предприятия с результатами более успешных конкурентов или эффективно работающих предприятий других отраслей и внедрение лучших методов их работы в собственную практику По сути, бенчмаркинг — это процесс эталонного сопоставления. Существует большое количество видов бенчмаркинга. Наиболее часто выделяют два основных типа:

• сравнительный — это вовлечение организаций в процесс измерения результатов, оценки и сравнения показателей деятельности организации и уровня ее развития. Информация, собранная в процессе сравнительного бенчмаркинга, может использоваться для определения возможностей совершенствования и установления стратегических целей. Уровни развития организаций рассматриваются в качестве контрольных значений (бенчмарков), а лучшие показатели устанавливаются компаниями — лидерами в своей области;

• процессный, заключающийся в поиске организаций, имеющих лучшие достижения в той или иной сфере деятельности, для их детального исследования. Изучение лучших процессов состоит в осознании механизма функционирования интересующего процесса. Исследование обычно проводится на основании взаимного соглашения сторон. Процессный бенчмаркинг — это глубокое функциональное исследование деятельности как своей организации, так и организации-партнера [1]. Бенчмаркинг — очень многосторонний инструмент, который может применяться различными способами и охватывать различные предметы эталонного сопоставления, чтобы отвечать самому широкому диапазону требований к улучшению.

Изначально бенчмаркинг появился как инструмент маркетинговой политики, однако сегодня он активно применяется и в сфере финансов. Для эффективного управления руководители должны учитывать не только динамику финансовых показателей своей компании, но и анализировать данные конкурентов. Сравнение результатов работы компании с деятельностью конкурентов и лидеров отрасли позволяет своевременно пересматривать стратегию развития предприятия и успешно действовать на рынке.

В отличие от простого выявления различий между показателями конкурентов, которое не дает объяснений, как эти различия преодолеть и добиться преимущества в бизнесе, эталонное сопоставление помогает понять причины несоответствий в отдельных областях хозяйствования предприятий и способствует преодолению отставания от конкурентов на основе анализа и сравнения своей деятельности с деятельностью лучших организаций. Самым простым примером бенчмаркинга является сравнение объема продаж компании с аналогичным показателем ближайшего конкурента. Суть этой методики заключается в том, чтобы понять, за счет каких показателей достигается больший объем, какие процессы конкурента выстроены лучше.

Активное привлечение передового опыта позволяет улучшить определенные процессы на предприятии, сократить затраты, повысить прибыль и оптимизировать выбор стратегии деятельности предприятия.

В большинстве крупных иностранных фирм работают специализированные подразделения, занимающиеся бенчмаркингом, созданы специальные сайты. В России использование бенчмаркинга пока еще не очень распространено. В основном его используют представители крупного бизнеса, имеющие деловые контакты с зарубежными партнерами. Это объясняется высокой степенью закрытости российских предприятий, небольшим числом публичных компаний, боязнью поглощений и иных атак на собственность, а также просто нежеланием предоставлять информацию.

Результаты исследований о наличии прямых и косвенных препятствий, проведенных компанией «ИВА Консалтинг Групп», позволили обобщить препятствия, встающие перед малыми и средними предприятиями при принятии решения о проведении эталонного сопоставления, и ранжировать их по степени важности. Получилось, что на первом месте так называемый комплекс «засекреченности» (70 % опрошенных), на втором — нет данных для сравнения (56%), на третьем — большие затраты (45 %), на четвертом — отсутствие понятного инструментария (30 %), на пятом месте — нет партнеров для сравнения (16%) [2].

Таким образом, для многих российских предприятий закрытость компаний-партнеров и собственный комплекс «засекреченности» являются важнейшей преградой для инициирования бенчмаркингового исследования.

Для обеспечения устойчивого финансово-экономического состояния организаций целесообразно

осуществлять бенчмаркинг показателей финансово-экономического состояния предприятий, сущность которого заключается в сопоставлении собственных финансовых и экономических показателей с показателями предприятий-лидеров, показывающих наибольшую эффективность в своей отрасли и отличающихся устойчивым финансовым состоянием. Анализ полученных результатов, обмен информацией и выяснение причин, за счет которых достигается устойчивость, рассмотрение наиболее успешных направлений деятельности конкурентов будут способствовать внедрению успешного опыта и улучшению финансово-экономического состояния исследуемого объекта. Измерение показателей организации и показателей конкурентов позволит определить направления, требующие первоочередных улучшений, области наиболее серьезного отставания от конкурентов. При этом полученная информация может выступать в качестве исходной точки для процессного бенчмаркинга. Систематизация этих данных в соответствии с процессами организации и приведение их к общему знаменателю с эталонной компанией позволят оценить возможность внедрения сторонних процессов в деятельность своей организации, определить ограничения по реализации проекта, отладить реформируемый процесс и обеспечить его эффективное выполнение.

Однако существуют определенные требования, выполнение которых необходимо для эффективного осуществления бенчмаркинга финансово-экономического состояния. Дело в том, что успех использования бенчмаркинга заключается в строгом соблюдении и ответственном выполнении каждого из его последовательных этапов:

1. Определение состава необходимой информации. Нужно понимать, какие факторы оказывают наибольшее влияние на устойчивость финансово-экономического состояния компании, какие процессы ведут к появлению этих факторов, и концентрироваться на них. Например, на ликвидность компании значительное влияние оказывает принятая схема работы с дебиторами. Следовательно, если компания ищет лучший способ управления ликвидностью, ей следует сосредоточиться на поиске оптимального метода управления дебиторской задолженностью.

2. Определение «целевых» предприятий. На этом этапе необходимо четко очертить круг компаний, с которыми имеет смысл сравнивать показатели. Специалисты рекомендуют отбирать для анализа 4—6 компаний, которые являются признанными лидерами в исследуемых областях.

3. Сбор данных. Источники данных о других компаниях — их публичная отчетность, опубликованные интервью и статьи, рекламные проспекты, бывшие сотрудники и т.д. Иногда предприятия договариваются друг с другом об обмене данными, однако в Российской Федерации такой опыт пока не распространен.

4. Анализ информации. В процессе анализа информации полученные результаты корректируются и интерпретируются. Результатом этого этапа становится перечень различий между показателями эталонных процессов и показателями самой компании.

5. Применение результатов на практике. Проанализировав деятельность других компаний, нужно выбрать такие элементы «чужих» процессов, которые будут востребованы на конкретном предприятии и приведут к улучшению финансово-экономического состояния хозяйствующего субъекта [3].

Практическая реализация этапов бенчмаркинга в нашей стране сопряжена с определенными трудностями. В частности, проблематичным является поиск организаций-эталонов для их детального исследования и сбор необходимой информации для проведения анализа. Список кандидатов ограничивается одной-двумя компаниями, о которых когда-либо слышали руководители. Доступные широкому кругу пользователей информационные базы данных о состоянии промышленных предприятиях отсутствуют. В России большинство компаний в силу многих причин не готовы делиться информацией и технологиями даже с теми, кто работает в другой отрасли. Распространенным способом поиска партнеров для сравнения является изучение публикаций в газетах и журналах. В ход активно идут личные связи, знакомства на выставках, семинарах и т. п. Между тем объективной аналитической информации для осуществления бенчмаркинга явно не хватает. В связи с этим для российских промышленных предприятий практика бенчмаркинга на сегодняшний день не является распространенной, хотя потенциал этого инструмента управления необходимо и возможно реализовать, постепенно вводя бенчмаркинг в арсенал менеджеров, обучая их методике проведения эталонного сопоставления, создавая инфраструктуру для бенчмаркинга.

Вот почему необходимо создать систему мониторинга финансово-экономического состояния промышленных предприятий и на ее основе получить базу данных, содержащую аналитическую

информацию о финансово-экономическом состоянии предприятий региона, позволяющую осуществлять кластеризацию предприятий с выделением наиболее устойчивых, неустойчивых и кризисных предприятий. Создание единой доступной для пользователей базы данных, содержащей информацию о финансово-экономическом состоянии промышленных предприятий в регионе, позволит выделить предприятия-эталоны для осуществления бенчмаркинга и получить необходимую информацию для сравнения собственных финансовых показателей с показателями этих предприятий. На этом этапе появляется возможность проведения анализа полученных данных и установление контактов с руководителями лидирующих предприятий для ознакомления с эффективными методами ведения бизнеса.

При этом схема взаимодействия системы мониторинга финансово-экономического состояния предприятий и процесса бенчмаркинга достаточно проста. Для ее эффективного осуществления необходимо создание в регионе по результатам мониторинга финансово-экономического состояния промышленных предприятий автоматизированной базы данных и обеспечение открытого доступа к информации (см. рисунок).

Созданная на основе системы мониторинга база данных будет являться тем источником информации, который обеспечит возможность использования бенчмаркинга с целью улучшения финансового состояния и результатов деятельности промышленных предприятий в регионе.

Применение бенчмаркинга в управлении предприятием будет направлено на решение двух

наиболее важных задач:

1) оценка финансово-экономических показателей предприятия и сравнение их с показателями других;

2) изучение и применение передового опыта иных предприятий в своей организации.

Таким образом, исследование показателей эталонного предприятия имеет своей целью не только сравнение с собственными показателями, но и выявление факторов, оказавших влияние на получение высоких результатов лидера, и оперативное совершенствование собственных процессов. При этом менеджеры, проводящие эталонное сопоставление, должны отдавать себе отчет, что не каждое исследование приводит к изменениям. Собранная информация может показать, что ранее планируемый проект совершенствования невозможно осуществить в силу выявленных ограничений. Анализ информации предполагает и анализ причин возникновения тех или иных барьеров. Минимизация ограничений — одна из неотъемлемых задач в процессе бенчмаркинга. Различия в бизнес-практике исследуемого и передового предприятия могут быть слишком велики, и барьеры по реализации проекта улучшений могут оказаться непреодолимыми. Если минимизация ограничений все же не позволяет внедрить бенчмаркинговый опыт, значит, компания была выбрана не совсем удачно, и следует искать другие варианты улучшения и опыт, который подойдет именно данной исследуемой организации.

Основным финансовым показателем конкурентов, который оценивают большинство компаний, является выручка. Ее величину проще всего

Система мониторинга финансово-экономического состояния промышленных предприятий

Г+

Сбор Анализ и оценка

и обработка состояния Т

информации предприятий

Схема взаимодействия системы мониторинга и процесса бенчмаркинга показателей финансово-экономического состояния промышленных предприятий

узнать из открытых источников. Этот показатель служит ориентиром для определения доли рынка конкурентов и собственной компании, а, следовательно, и для построения будущей стратегии развития предприятия.

Однако более удобными являются относительные показатели, позволяющие осуществлять сопоставления между различными предприятиями: операционная рентабельность, рентабельность продаж, доля заемного капитала в валюте баланса, уровень затрат, доля собственного оборотного капитала и др.

Показатели работы предприятия, выбранные в качестве эталонных для бенчмаркинга, должны характеризовать его финансовые результаты, отношения с потребителями и работниками, эффективность использования всех его активов, структуру пассивов. Они должны быть представлены в виде некоторой сбалансированной системы показателей (balanced scorecard), которая имеет вертикальные связи с деловыми приоритетами компании, распределена по всем уровням ее организации и связана по горизонтали с используемыми производственными процессами. Установление номенклатуры показателей работы компании должно быть обязательным условием, поскольку они определяют правильность ее поведения для достижения требуемых деловых результатов.

Необходимо отметить, что многие крупные российские компании уже имеют положительный опыт применения бенчмаркинга в своей деятельности. Однако в основном это представители крупного бизнеса, имеющие деловые контакты с зарубежными партнерами. Например, в конце 2004 г. были отобраны данные по 8 американским и 10 европейским энергомашиностроительным компаниям, а также данные по 12 крупнейшим российским компаниям той же отрасли [4]. Основным критерием отбора стало лидирующее положение предприятия на своем рынке. Было решено, что различия стандартов ведения бухгалтерского учета в иностранных и отечественных компаниях несколько искажают результаты сравнения их отчетности, однако не влияют на основные финансовые показатели.

Анализ компаний-аналогов проводился по следующим показателям:

• рентабельность инвестированного капитала (отношение прибыли до налогов к инвестированному капиталу);

• рентабельность продаж (отношение прибыли до налогов к выручке от реализации);

• доля заемного капитала в валюте баланса;

• темп роста выручки по уровню к прошлому

году;

• выработка труда (выручка на одного работника).

По результатам исследований оказалось, что

значения рентабельности инвестированного капитала в России превышают западные показатели. Это связано с тем, что, хотя российский рынок энергомашиностроения растет, он является более рискованным и имеет большую отдачу от инвестированного капитала. Кроме того, инвестированный капитал российских компаний данной отрасли в той или иной степени недооценен, поскольку основная часть таких компаний приватизировалась по остаточной стоимости. Следовательно, использовать показатель инвестированного капитала российских предприятий в качестве эталона для сравнения не имеет смысла, так как для этого необходимо знать рыночную оценку собственного капитала (или чистых активов) каждой из сравниваемых компаний. Поэтому было решено установить нормативное значение данного показателя для каждой компании группы, в соответствии с ожиданиями собственников в отношении требуемой доходности на собственный капитал и средней ставки по заемному капиталу.

Средняя рентабельность продаж отечественных компаний оказалась выше, чем у западных аналогов. Это объясняется тем, что величина данного показателя при прочих равных условиях обратно пропорциональна размеру выручки (чем больше оборот бизнеса, тем ниже будет рентабельность продаж). В то же время выработка на одного работника в отечественных компаниях значительно меньше, чем в европейских и американских фирмах. Это значит, что для обеспечения сопоставимого уровня дохода рентабельность продажу отечественных компаний должна быть выше, чем в настоящий момент. Поэтому рентабельность продаж предприятий группы решили установить на 5—10 % выше, чем у западных аналогов.

От производительности труда в денежном эквиваленте зависят и добавленная стоимость для акционеров, и заработная плата работников. Оказалось, что в России средняя выработка труда в 24 раза ниже, чем в США, и в 13 раз ниже, чем в Европе. Следовательно, потенциал роста российской компании достаточно высок, но оценить, насколько этот потенциал будет реализован в ближайшее время, сложно. Кроме того, полное переоборудование предприятий группы, которое требуется для значительного повышения этого

показателя, в течение одного-двух лет невозможно по чисто техническим причинам. Поэтому для сравнения оцениваемого предприятия с аналогами по выработке труда было решено ориентироваться наданные российских компаний. В качестве норматива данного показателя было задано условие о необходимости его превышения над средними показателями, т. е. оно должно быть больше 17тыс. долл. США.

Анализ полученных данных показал, что средние западные показатели доли заемного капитала (70%) значительно выше отечественных (40%). Российские предприятия энергомашиностроения развиваются, главным образом, за счет собственного капитала, что связано не столько с дефицитом кредитных ресурсов, сколько с отсутствием направлений для их использования. В то же время собственный капитал группы дороже заемного, поэтому было решено ориентироваться на западные показатели структуры капитала, т. е. наращивать объем привлеченных кредитов, соотнося скорость привлечения заемных средств с ростом бизнеса и потребностями в оборотном капитале.

Выручка российских компаний показала больший темп роста, чем западных. Это объясняется тем, что европейские и американские компании, действующие в традиционных отраслях экономики достаточно продолжительное время, уже реализовали свой потенциал роста, и даже самое незначительное приращение оборотов (5—10%) рассматривается рынком как успех. Для российских компаний, особенно тех, которые существуют еще с советских времен (к ним относятся предприятия отрасли машиностроения), рост выручки объясняется не столько инвестированием в создание новых продуктов, сколько развитием имеющихся. Многие из таких предприятий загружены на 30—50 % от потенциальной мощности. Загрузка мощностей, увеличение покупательной способности производственного и потребительского рынков, а также инфляция являются главными причинами роста таких предприятий. Поэтому за ориентир было решено принять темпы роста выручки отечественных аналогов без корректировок.

Проведенное сопоставление показателей российских и зарубежных предприятий позволило получить полезную информацию и использовать ее в управленческой деятельности. К примеру, средний уровень рентабельности инвестированного капитала (18 %) был применен для расчета нормативной экономической прибыли (EVA). После сравнения

показателей рентабельности предприятий группы со среднеотраслевыми значениями выяснилось, что на одном предприятии этот коэффициент оказался ниже. При проведении анализа деятельности завода оказалось, что причиной этого стало недостаточное внимание к службе сбыта и маркетинга. В результате был разработан комплекс мер, направленных на увеличение объема продаж предприятия.

Обобщая изложенное, можно сделать вывод, что использование бенчмаркинга способствует открытости бизнеса и повышению его эффективности.

Особенно актуальным использование бенчмаркинга становится в условиях кризисных явлений современной экономики, когда многие промышленные предприятия снижают эффективность деятельности или приближаются к банкротству. В этот сложный период так необходимы новые методы управления, поскольку кризис требует от компаний максимальной эффективности бизнеса, отличного знания бизнес-моделей деятельности конкурентов, умения быстро замечать и использовать изменения рыночной среды. В связи с этим создание базы данных на основе информационно-аналитической системы мониторинга финансово-экономического состояния промышленных предприятий в каждом регионе страны и внедрение бенчмаркингового подхода в управление промышленными предприятиями будут способствовать более быстрому их выведению из кризиса и минимизировать последствия критического ухудшения их финансово-экономического состояния. Освоение этого метода управления и совершенствования бизнеса позволят российским компаниям, не только крупным, но также малым и средним, добиться устойчивого состояния и высоких результатов финансово-хозяйственной деятельности.

Список литературы

1. Бенчмаркинг финансовых показателей // URL: http://www.ippnou.ru/print/002410/

2. Маслов Д. В. Бенчмаркинг — выгодно ли учиться у других? // URL: http://www.klubok. net/articlel859.html.

3. Маслов Д. В. Особенности применения бенчмаркинга на предприятиях // URL: http://www. ira.su/artical3.html.

4. ХаррингтонД. X. Бенчмаркинг в лучшем виде. СПб.: Питер, 2004. 285 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.